Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕЛОМЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА'

ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕЛОМЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиция / фольклорная традиция / музыкальный фольклор / вариантность / формульность / tradition / folklore tradition / musical folklore / variation / schematics

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е.А. Каминская

В статье автор исследует необходимость изменения подхода в обучении и освоении фольклора с заучивания образцов и их воспроизведения к творческой реинтерпретации традиции. С опорой на работы фольклористов доказывается возможность рассмотрения фольклора как совокупности текстовых вариантов, в которых сохраняется основа (формула), но видоизменяются отдельные элементы поэтического и музыкального текстов. Автор отмечает, что формирование у обучающихся установки на творческое преломление традиций является важной задачей педагога по изучению и освоению фольклора. Вариативный подход к предмету интерпретации фольклора не противоречит сути этого искусства, а наоборот, составляет традицию бытования феномена. Применение подобного (вариационно-импровизационного) педагогического принципа в освоении музыкального фольклора позволяет активизировать творческий потенциал обучающихся, направить в позитивное русло процесс развития их творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Е.А. Каминская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE REFRACTION OF TRADITIONS IN THE PROCESS OF STUDYING AND MASTERING MUSICAL FOLKLORE

In the article, the author explores the need to change the approach in teaching and mastering folklore from memorizing samples and reproducing them to creative reinterpretation of tradition. It is proved, based on the works of folklorists, the possibility of considering folklore as a set of textual variants in which the basis (formula) is preserved, but individual elements of poetic and musical texts are modified. The author notes that the formation of students’ attitudes to the creative refraction of traditions is an important task of a teacher for the study and development of folklore. The variable approach to the subject of interpretation of folklore does not contradict the essence of this art, but on the contrary, constitutes the tradition of the existence of the phenomenon. The use of such a (variation-improvisational) pedagogical principle in the development of musical folklore makes it possible to activate the creative potential of students, to direct the process of developing their creative abilities in a positive direction.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕЛОМЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»

4. Ань Ж., Ли Ш. Проблемы профессиональной подготовки иностранных (китайских) студентов музыкально-педагогических вузов в условиях вызовов 2020 года. Юсовские чтения. Социокультурный портрет современного ребенка: российский и зарубежный опыт: сборник научных статей по материалам XX Международной научно-практической конференции. Москва: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020.

5. Казначеев С.М., Ван Д. Развитие навыков актерского мастерства в современном вокальном обучении. Искусство и образование. 2020; № 2: 114 - 121.

References

1. Polyakov S.D. Sociokul'turnye vyzovy sovremennoj shkole: opyt fenomenologicheskogo analiza. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2017; Vypusk 2 (18). Available at: https:// lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3484

2. Kabkova E.P. Pedagogicheskaya samoprezentaciya kak neobhodimaya sostavlyayuschaya kompetencii pedagoga iskusstva. Muzykal'noe iskusstvo i pedagogika na sovremennom 'etape razvitiya: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Departament obrazovaniya, GAOU VO MGPU, 2011: 139 - 148.

3. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

4. An' Zh., Li Sh. Problemy professional'noj podgotovki inostrannyh (kitajskih) studentov muzykal'no-pedagogicheskih vuzov v usloviyah vyzovov 2020 goda. Yusovskie chteniya. Sociokul'turnyj portret sovremennogo rebenka: rossijskij i zarubezhnyj opyt: sbornik nauchnyh statej po materialam XX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: FGBNU «IHOiK RAO», 2020.

5. Kaznacheev S.M., Van D. Razvitie navykov akterskogo masterstva v sovremennom vokal'nom obuchenii. Iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 2: 114 121.

Статья поступила в редакцию 04.10.21

УДК 37.018+398+78

Kaminskaya E.A., Doctor of Sciences (Cultural Studies), Cand. of Sciences (Pedagogy), Vice-Rector for Educational and Methodical Management, Professor, Institute of Modern Art, Member of the Imperial Russian Musical Society, member of the Russian Musical Union, member of the international club "Muzikantoff", member of the Russian national section of the International Society for Music Education at UNESCO (Moscow, Russia), E-mail: kaminskayae@mail.ru

CREATIVE REFRACTION OF TRADITIONS IN THE PROCESS OF STUDYING AND MASTERING MUSICAL FOLKLORE. In the article, the author explores the need to change the approach in teaching and mastering folklore from memorizing samples and reproducing them to creative reinterpretation of tradition. It is proved, based on the works of folklorists, the possibility of considering folklore as a set of textual variants in which the basis (formula) is preserved, but individual elements of poetic and musical texts are modified. The author notes that the formation of students' attitudes to the creative refraction of traditions is an important task of a teacher for the study and development of folklore. The variable approach to the subject of interpretation of folklore does not contradict the essence of this art, but on the contrary, constitutes the tradition of the existence of the phenomenon. The use of such a (variation-improvisational) pedagogical principle in the development of musical folklore makes it possible to activate the creative potential of students, to direct the process of developing their creative abilities in a positive direction. Key words: tradition, folklore tradition, musical folklore, variation, schematics.

Е.А. Каминская, д-р культурологии, канд. пед. наук, проректор по учебно-методической работе, проф., Институт современного искусства, г. Москва, E-mail: kaminskayae@mail.ru

ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕЛОМЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

В статье автор исследует необходимость изменения подхода в обучении и освоении фольклора с заучивания образцов и их воспроизведения к творческой реинтерпретации традиции. С опорой на работы фольклористов доказывается возможность рассмотрения фольклора как совокупности текстовых вариантов, в которых сохраняется основа (формула), но видоизменяются отдельные элементы поэтического и музыкального текстов. Автор отмечает, что формирование у обучающихся установки на творческое преломление традиций является важной задачей педагога по изучению и освоению фольклора. Вариативный подход к предмету интерпретации фольклора не противоречит сути этого искусства, а наоборот, составляет традицию бытования феномена. Применение подобного (вариационно-импровизационного) педагогического принципа в освоении музыкального фольклора позволяет активизировать творческий потенциал обучающихся, направить в позитивное русло процесс развития их творческих способностей.

Ключевые слова: традиция, фольклорная традиция, музыкальный фольклор, вариантность, формульность.

Фольклор является неисчерпаемым источником для научных исследований и творческой деятельности в силу множества обстоятельств. Прежде всего - это долгий исторический путь развития самого явления. Возникнув в глубокой древности, фольклор до настоящего времени сохраняет свое действенное присутствие в культуре. Конечно же, в разные исторические периоды фольклор занимал неодинаковое положение: от преобладания в культуре до нахождения на ее периферии. Однако это не умаляет сам факт его существования, развития и способности к видоизменению под влиянием обстоятельств. В процессе развития фольклор трансформировался в обширную область - фольклорную культуру, которая занимает существенное положение в современности. В силу столь долгого существования фольклор представлен множеством видов, подвидов, жанров, поджанров, произведений, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом. Это порождает большое количество научных исследований, споров, дискуссий о понимании фольклора, его структуре, классификации, определении жанров, методов исследования и т.д. И каждый новый виток развития фольклора будет только их продуцировать. Помимо этого, долгий путь существования фольклора демонстрирует уникальную гибкость и адаптацию к меняющимся социокультурным обстоятельствам. Это служит ориентиром в практическом продолжении традиции, позволяя актуализировать те или иные его формы в соответствии с актуальными культурными практиками. В деятельности профессиональных музыкантов (как и других представителей художественной культуры) обращение к фольклору связано с поиском тем, образов, поэтической и музыкальной стилистики для собственного творчества. Каждый находит в фольклоре то, что наиболее ему близко и может быть качественно преломлено в рамках авторского произведения. Этим обусловлена актуальность обращения к фольклору на протяжении долгого времени со стороны деятелей художественной культуры. Одновременно с этим фольклор, бу-

дучи одним из глубинных оснований культуры, служит неким стержнем, вокруг которого выстраивается национальная идентичность. Следовательно, для каждого народа, этноса, нации в целом важно сохранение, воссоздание, регулярное обращение к фольклору как источнику ценностей, художественных образов, символов, которые распознаются всеми представителями этого народа, этноса как общие и значимые. В силу этого обращение к фольклору всегда будет актуальным.

В то же время следует констатировать тот факт, что постепенно живая передача фольклора в свойственных ему аутентичных видах утрачивается. Так, всё меньше мам поют своим детям колыбельные, предпочитая включать аудиозаписи; почти забыты пестушки (жанр, направленный на физическое развитие ребенка); молодежь не выходит в хороводы с целью выбора жениха и невесты и т.д. Это естественный исторический процесс, приводящий к изменению форм передачи опыта. На первый план в этом процессе выходит обучение, т.е. институционально организованная целенаправленная передача знаний, умений, навыков, ценностей и пр. В связи с сужением прежних форм преемственности и необходимостью сохранения фольклора возникла ситуация, когда важно выработать методически выверенные способы изучения фольклора, его освоения, воссоздания, воспроизведения и актуализации.

Таким образом, наблюдаются противоречия между значимостью актуального существования фольклора и его активным использованием в научной, творческой и педагогической сферах деятельности, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью проблем его грамотного изучения, освоения и актуализации, с другой; а также между потенциальными возможностями фольклора в различных сферах жизнедеятельности человека и общества и недостаточной реализацией этого потенциала в педагогических и иных социокультурных практиках.

Теоретико-методологическую базу работы составили труды, рассматривающие сущностные черты фольклора (Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, В.Е. Гусев, А.И. Лазарев, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, Ю.М. Соколов, К.В. Чистов, В.И. Чиче-ров и мн. др.), фольклорную культуру (В.П. Аникин, А.С. Каргин, А.В. Костина, А.И. Лазарев, Н.Г Михайлова, С.Ю. Неклюдов, Б.Н. Путилов, Н.И. Толстой и др.), использование фольклорных произведений в педагогической деятельности (В.А. Бакаев, В.В. Головин, А.Ф. Некрылова, К.Д. Ушинский и др.).

В рамках этих исследований задается определенный ракурс рассмотрения самого фольклора, динамики его развития, структуры и потенциала, который может быть использован и частично реализуется в качестве примера текстов при изучении русского языка и литературы, окружающего мира, истории, мировой художественной культуры и музыкального искусства как ее части. Однако необходимо отметить, что содержательный потенциал фольклора не может быть сведен к функции иллюстративного материала при изучении той или иной темы. Такой подход обедняет и сам фольклор, и представления детей и молодежи о нем. А последнее чревато уже не просто нарушением преемственности, но и оскудением культурно-исторической памяти, одним из носителей которой выступает традиционный фольклор. Культурно-историческая память и традиции находятся в сложном диалектическом единстве. Традиция, несомненно, включена в культурно-историческую память, выступая механизмом ее формирования и наполнения; память аккумулирует и сохраняет традиции. В то же время сама традиция позволяет в силу актуальных потребностей извлекать из культурно-исторической памяти необходимые элементы, действенно претворяя их в современности. Поэтому сознательное, грамотное, творческое использование традиции может выступить одним из факторов актуализации самого фольклора.

Произведение фольклора можно рассматривать как некий образец для других фольклорных текстов. При этом такой «матричный» образец не представляет жестко заданную традицией установку. Скорее, стоит говорить о своеобразной рамочности самой традиции, в пределах которой допускаются варианты. Совокупность вариантов, реализующих один и тот же инвариант, и составляют корпус традиционных фольклорных произведений. Таким образом, фольклорное произведение существует в рамках определенной «схемы» (формулы), заданной традицией, но позволяющей эту традицию творчески преобразовывать, наполнять новыми образами, музыкальными выразительными средствами и т.д. Фольклорная «формула принципиально «незакончена», открыта <...> Она - импульс возможностей... <...> Формула такова потому, что она - органическая клетка живой традиции. Пока традиция жива, формула <...> не „готовый продукт", а „деятельность"» [1, с. 53]. Это раздвигает рамки традиции, делая ее разнообразной и динамичной, но не выходит за ее пределы. Использование возможности варьирования традиции позволяет самому фольклору органично включаться в актуальные культурные практики.

Поясним эту мысль на конкретных примерах. Проще всего это делать на материалах устно-поэтического творчества, с одной стороны, в силу их большей распространенности, с другой - доступности для понимания. Всем известна одна из формул сказочного зачина «жили-были.». Только ее появление, как правило, указывает на то, что будет повествование в жанре сказки. А вот персонажи могут варьироваться: «старик со старухой», «дед и баба», «два брата: бедный и богатый» и т.п. Эта вариантность задана определенными обстоятельствами дальнейшего повествования, позволяя вместе с тем бесконечно варьировать отдельные выразительные детали, сюжетные повороты, наконец, саму лексику конкретного акта повествования. Или вариации сказочной формулы предмета, который помогает главному герою добраться до нужного места: стрела, клубок, яблоко и др. Появление того или иного предмета может быть обусловлено как локальной традицией, так и импровизацией исполнителя, но никоим образом не нарушает основной сюжетно-действенной структуры произведения, не разрушает саму смысловую основу традиционной формы, например, ее морально-этические посылы, жанровые особенности. Следовательно, именно подобная творческая вариативность традиций обеспечивает жизнеспособность фольклора и должна лечь в основу его освоения.

К сожалению, именно это обстоятельство зачастую упускается педагогами, которые преподносят произведения фольклора как «готовый текст», т.е. применяют по отношению к нему те же самые методы изучения и освоения, что и для произведений профессиональной художественной культуры. А это в корне неверно. Авторское произведение - это раз и навсегда заданный текст, интерпретация которого возможна лишь в определенных границах. Например, для литературного произведения - это расстановка смысловых акцентов без изменения текста произведения. Для музыкального произведения - в силу невозможности максимально точного обозначения композиторской мысли в рамках нотного письма - это объективная (в зависимости от инструмента) и субъективная (в зависимости от исполнителя) градация динамики и темпа (например, динамическая амплитуда струнных смычковых составляет около 40 дБ, струнных щипковых около 20 дБ и т. д. [2]). В фольклорном произведении вполне допускается, более того, неизбежна трансформация самого текста, но только в обозначенных выше рамках традиции. Например, возможно изменение имен персонажей в песне или их метафорическая замена, конструкций, не несущих основную смысловую нагрузку, внеобрядовых элементов в поэтическом тексте; вариации музыкальных интонаций, темпов.

Покажем это на примере свадебной песни «Верея моя, вереюшка» ВЕРЕЯ МОЯ, ВЕРЕЮШКА (Оренбургская область) Верея моя вереюшка, верея моя точе..э-эх, Верея моя точеная, точеная спозлоченая ой и ляли-ли, ой ляли ляли ля Точеная спозлоче..э-эх! Точеная, спозлоченая, все верей раскачилися! Ой и ляли-ли, да ляли-ляли ля Все вереи раскача..э-эх! Все вереи раскачалися, а ворота раствырялися Ой и ляли ли, да ляли ляли ля А ворота растворя..э-эх!

А ворота растворялися, а бояре на двор зъехали

А бояре на двор зъехали, богатые на крыльцо взошли

А Марьюшка испугалося

Вон их горенки бросалося

Вон из горенки в горенку

К красным девкам на высок теремок

Уж вы девушки, подруженьки мои

Вы придите, соблюдите вы меня

Приехали разорители мои

Разорили мово батюшку

Прослезили родну матушку [3].

ВЕРЕЯ МОЯ, ВЕРЕЮШКА (Дон) Ой, веряя, мая вереюшка Верея мая тачёная Охэ веряя мая тачёная Тачёная-позлачёная Расшаталася вереюшка Растварялися варотушки. Да не сами растварялися. Растваряла их и Янюшка. Растваряла - тарапилася, За девушек харанилася. Схараните мене девушки А то едуть разарители Разаритель-пагубители. Пагубили маю голаву, На чужую дальню сторану [4].

Сравнение этих двух текстов показывает, что возможны разные имена главных героинь (Марья, Яна), концовки (дополняется во 2 тексте), небольшие трансформации сюжетного действа (в песне Оренбургской области «убежала к девушкам в высокий терем», в песне Дона - «спряталась за девушек»). Но при этом и ту, и другую песню читатели и слушатели воспринимают как традиционную. Происходит это потому, что сохранены традиционные образы-символы (верея -символ перехода в данном случае из одной категории (незамужних девушек) в другую (невеста, в дальнейшем замужняя женщина); бояре - сваты; разорители - забирают девушку из семьи).

Следовательно, при изучении и освоении фольклора не столько значимо выучивание и буквальное воспроизведение текстов, сколько вычленение в них традиционных формул, их изучение и творческое воспроизведение. Конечно же, такое освоение фольклора должно базироваться и на умении самого педагога работать с фольклорными текстами, и на готовности обучающихся к такому освоению фольклора. Готовность личности к той или иной деятельности в психолого-педагогических исследованиях определяется специфично (в соответствии с природой фольклора) формируемой установкой. Создание правильной установки - важный элемент деятельности педагога. Такая установка должна вырабатываться на базе знаний, ценностей, идеалов личности; ее потребностей, интересов и мотивов. Такое понимание позволит сформировать у обучающегося готовность к творческой переработке музыкальной фольклорной традиции. Так, О.А. Блок подчеркивал мысль о том, что формирование интересов, потребностей, вкусов, ценностных ориентиров позволяет обучающимся музыкантам находить все новые и новые варианты интерпретации произведений без ущерба их идейно-художественного содержания [5].

Педагогу, взявшемуся за столь сложное дело, необходимо точно знать алгоритм создания (воссоздания) фольклорных произведений, включая теоретическое и практическое изучение формул (словесных и музыкальных), выявление элементов, которые могут быть подвержены творческой переработке без разрушения содержательных аспектов традиции, собственно практических приемов создания - воссоздания в процессе исполнения музыкального фольклорного произведения. Поскольку в результате такого действия возникает каждый раз условно «новое» произведение, но в рамках возможного спектра вариантов, то мы считаем, что по отношению к музыкальному фольклору правильно говорить о диалектическом единстве воссоздания (т.е. воспроизведения авантекста) и создания такого произведения (появления нового варианта фольклорного текста). На основе изученных и освоенных образцов музыкального фольклора, формул, в них представленных, происходит трансляция и творческое развитие традиции,

ее реинтерпретация (понимаемая как «непрерывный процесс переосмысления традиции через ее одновременное восстановление и отражающее преломление» [6]), то есть ее актуализация в современных культурных практиках при сохранении русской песенной традиции.

Перспективу дальнейших исследований по избранной проблематике могут составить работы, посвященные изучению импровизационной природы музыкального фольклора, детерминантной основы его сценического действа.

Библиографический список

1. Мальцев ПИ. Традиционные формулы русской необрядовой лирики (Исследование по эстетике устно-поэтического канона). Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1989.

2. Акустика инструментов. Available at: https://corpuscul.net/teoriya-zvuka-2/akusticheskie-xarakteristiki-orkestra/

3. Гуру Песен с. Нижняя Павловка Оренбургского р-на. Верея моя, вереюшка (свадебная). Available at: https://pesni.guru

4. Тексты песен. Available at: http://teksti-pesenok.ru/5/Don-kazaki/tekst-pesni-Vereya-moya-vereyushka

5. Блок О.А. Педагогический потенциал музыкального искусства. Вестник МГУКИ. 2016; № 1 (69): 227 - 232.

6. Волкова П.С. Реинтерпретация в свете философии искусства: к постановке проблемы. Философские науки. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/reinterpretatsiya-v-svete-filosofii-iskusstva-k-postanovke-problemy/viewer

References

1. Mal'cev G.I. Tradicionnye formuly russkojneobryadovojliriki (Issledovanie po 'estetike ustno-po'eticheskogo kanona). Leningrad: Nauka, Leningradskoe otdelenie, 1989.

2. Akustika instrumentov. Available at: https://corpuscul.net/teoriya-zvuka-2/akusticheskie-xarakteristiki-orkestra/

3. Guru Pesen s. Nizhnyaya Pavlovka Orenburgskogo r-na. Vereya moya, vereyushka (svadebnaya). Available at: https://pesni.guru/

4. Teksty pesen. Available at: http://teksti-pesenok.ru/5/Don-kazaki/tekst-pesni-Vereya-moya-vereyushka

5. Blok O.A. Pedagogicheskij potencial muzykal'nogo iskusstva. VestnikMGUKI. 2016; № 1 (69): 227 - 232.

6. Volkova P.S. Reinterpretaciya v svete filosofii iskusstva: k postanovke problemy. Filosofskie nauki. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/reinterpretatsiya-v-svete-filosofii-iskusstva-k-postanovke-problemy/viewer

Статья поступила в редакцию 19.11.21

УДК 787

Kaminskaya E.A., Doctor of Sciences (Cultural Studies), Cand. of Sciences (Pedagogy), Vice-Rector for Educational and Methodical Management,

Professor, Institute of Modern Art, Member of the Imperial Russian Musical Society, member of the Russian Musical Union,

member of the international club "Muzikantoff', member of the Russian national section of the International Society for Music Education at UNESCO

(Moscow, Russia), E-mail: kaminskayae@mail.ru

Dedov S.V., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: sergdedov22@yandex.ru

PLAYING MUSIC IN A MIXED ENSEMBLE AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article reveals a problem of organizing work with a mixed ensemble in the guitar class of a children's music school. Positive influence of playing music in a mixed ensemble on the development of students' musical abilities is revealed. The specificity of the interaction of the guitar with various instruments is analyzed. Certain methodological techniques of working with mixed ensembles are proposed, which can be applied in the practice of teachers of a children's music school. The presented material allows to conclude that the introduction of classes with a mixed ensemble in the guitar class enriches the learning process, stimulates interest in classes, expands the repertoire framework, and contributes to the development of communication skills and musical abilities of students. Participation in the ensemble allows not only to improve the technique of using the instrument, but also to develop psychological skills of participation in collective musical creativity.

Key words: ensemble, guitar ensemble, mixed ensemble, musical abilities of children, communication and psychological skills.

Е.А. Каминская, д-р культурологии, канд. пед. наук, проректор по учебно-методической работе, проф., Институт современного искусства,

г. Москва, E-mail: kaminskayae@mail.ru

С.В. Дедов, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: sergdedov22@yandex.ru

МУЗИЦИРОВАНИЕ В СМЕШАННОМ АНСАМБЛЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье раскрывается проблема организации работы со смешанным ансамблем в классе гитары детской музыкальной школы/детской школы искусств. Аргументируется положительное влияние музицирования в смешанном ансамбле на развитие музыкальных способностей учащихся. Анализируется специфика взаимодействия гитары с различными инструментами. Предлагаются определенные методические приемы работы со смешанными ансамблями, которые могут применяться в практике преподавателей детской музыкальной школы/детской школы искусств. Представленный материал позволяет сделать вывод, что внедрение занятий со смешанным ансамблем в классе гитары обогащает процесс обучения, стимулирует интерес к занятиям, расширяет репертуарные рамки, способствует развитию коммуникативных навыков и музыкальных способностей учащихся. Участие в ансамбле позволяет не только совершенствовать технические приемы владения инструментом, по и вырабатывать психологические навыки соучастия в коллективном музыкальном творчестве.

Ключевые слова: ансамбль, гитарный ансамбль, смешанный ансамбль, музыкальные способности детей, коммуникативно-психологические навыки.

Первые десятилетия третьего тысячелетия характеризуются интенсивными процессами в различных областях жизнедеятельности социума, в том числе в сфере музыкального образования. Начальное предпрофессиональное музыкальное образование, утвердившееся в XXI веке в РФ, обусловило существенную роль детских музыкальных школ и детских школ искусств в формировании и развитии, с одной стороны, культурного пространства социума (на уровне района, города, иногда даже всей страны), с другой, талантов самого ребенка, его самореализации в сфере музыкальной культуры.

При обучении в музыкальной школе ребенок (или его родители) выбирает ту область культурно-творческой деятельности, которая в дальнейшем может стать его профессиональной деятельностью. Как следует из статистических данных, в учреждениях дополнительного музыкального образования (детских музыкальных школах, детских школах искусств) одним из самых популярных инструментов является гитара. При этом стоит отметить, что повышенный интерес к гитарному исполнительству относится не только к детскому музыкальному обра-

зованию. Во многих музыкальных школах предусматривается обучение взрослых людей на внебюджетном отделении, при этом количество желающих обучиться или усовершенствовать навыки игры на гитаре с каждым годом растет. Именно поэтому интерес к гитарному образованию входит в число актуальных вопросов современной научной музыкально-педагогической мысли и практики.

Несмотря на то, что данный инструмент имеет весьма давнюю и богатую историю, в системе музыкального образования в нашей стране он закрепился сравнительно недавно (в 60-е годы XX века). На сегодняшний момент до сих пор нет единой школы и методики преподавания классической гитары, что обусловлено, в том числе, самой спецификой музыкального образования: индивидуальным подходом к обучению. Сегодня существует ряд образовательных пособий, например, таких авторов, как П.С. Агафошин, А.М. Иванов-Крамской, М. Каркас-си, Н.Г Кирьянов и др., но в современных реалиях в силу усовершенствования техники игры, обновления репертуара многие из них требуют грамотной трансформации. Именно поэтому особое внимание в рамках современного музыкаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.