Научная статья на тему 'Творческое наследие Вятского губернского инженера и архитектора А. С. Андреева'

Творческое наследие Вятского губернского инженера и архитектора А. С. Андреева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
374
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческое наследие Вятского губернского инженера и архитектора А. С. Андреева»

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

УДК 72.035

Курочкин Михаил Валентинович Доцент кафедры Компьютерных технологий ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет" 426034, Россия, республика Удмуртия, город Ижевск, ул.

Унивеситетская, дом 1, корпус 6, офис 225

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ВЯТСКОГО ГУБЕРНСКОГО ИНЖЕНЕРА и АРХИТЕКТОРА АС. АНДРЕЕВА1

Творческое наследие Вятского губернского инженера и архитектора Александра Степановича Андреева долгие годы оставалось в тени других исследований посвященных архитектуре Вятского края и Удмуртии. Значительный вклад в изучение профессиональной архитектуры Вятской губернии внес известный исследователь 1970 — 1990-х гг. А.Г. Тинский. В 1978г . была опубликована монография «Планировка и застройка города Вятки в XVII — XIX веках» [6], в которой автор, помимо планировочных структур города Вятки, рассматривает еще и характеристику вятских архитекторов и строителей. Характеристики творчества мы встречаем в другой его работе «Вятская мозаика» [7].

Анализ И.В. Беровой отдельных памятников архитектуры Вятки был опубликован в работе «Прогулки по старой Вятке» [1].

1 Материалы статьи подготовлены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №15-14-18001 «Творческое наследие архитекторов Вятской губернии на территории Удмуртии в конце XVIII- начале ХХ вв.»

Нельзя обойти вниманием искусствоведческие труды Е.Л. Скопина, представляющие интерес для темы исследования [4].

Андреев Александр Степанович (1829, Ярославль — после 1905, Вятка) - дворянин, архитектор. Кавалер ордена Святой Анны II степени, Кавалер ордена Святого Станислава II степени.

С 1845 г. по1851 г. учился в Ярославском благородном пансионе.

Один из первых выпускников Строительного училища Главного управления путей сообщения и публичных зданий в Петербурге (1853 — 1856), по окончании которого получил диплом с отличием, чин XII кл. и звание архитекторского помощника [5]. Проработал в Вятке более 40 лет.

В Вятке служит с 25 июля 1851 г. в Вятской строительной и дорожной комиссии [16].

В 1854 г. получает чин коллежского секретаря

С 1857 г. по 1859 г. служит в должности архитекторского помощника и начальника стола по искусству [17].

В 1859 — 1860-х исполнял обязанности епархиального архитектора.

С 1860 г. по 1865 г. работает архитектором «для производства работ»;

После реорганизации комиссии Вятской строительной и дорожной комиссии в 1865 г. поступил на должность младшего архитектора Строительного отделения Вятского губернского правления и работал там до 1867 г.

В 1867 г. переведён в г. Полтаву на должность губернского архитектора, которую занимал в течение года. В 1875 г. присвоено звание Инженер-архитектора.

На период преобразования Вятского губернского правления (1876 — 1877 гг.) А.С. Андреев был утвержден исполняющим должности Вятского губернского инженера [18]. В 1876 г. он переведен в должность и работает в ней до 1894 г. С 1876 г. по 1884 г. служит в должности Вятского губернского архитектора [8].

В своем творчестве А.С. Андреев проповедовал новации своих наставников - педагогов по Строительному училищу Главного управления путей сообщения и публичных зданий и коллег - Иеронима Севастьяновича Китнера и Виктора Александровича Шрётера.

Ориентировался на проекты, выложенные на страницах журнала «Зодчий», во много заменившего в то время альбомы образцовых проектов. Он был практическим и твердым представителем рациональной архитектуры и кирпичного стиля. Его постройки отличает монументальность, основательность, подчеркнутая качественная обработка деталей и конструктивных элементов.

До завершения своей творческой деятельности Александр Степанович поддерживал отношения со своими наставниками. Так, 20 февраля 1884 г., отношением за № 756 от начальника Сарапульского Удельного Управления Живатовского для Вятского губернского правления было подано прошение о составления проекта на постройку дома для Сарапульского Удельного Управления [13]. А.С. Андреев подал прошение на конкурс в Санкт-Петербург. Был выбран проект Виктор Александрович Шрётера, как более не дорогой и подходящий для города. Для наблюдения был командирован причисленный к Департаменту Уделов архитектор Николай Андреевич Штакеншнейдер [19]. Подряд на строительство был получен техником Коршем. После многочисленных согласований и поправок здание было возведено в русте. На все работы ушло около 10 лет.

За 24 года ведения строительного департамента в Вятской губернии А.С. Андреев создал значительное количество проектов, как самостоятельных, так и рекомендованных с проектной части журнала «Зодчий». Заслуживает внимания Иоанно-Предтеченская церковь Старцевогорского монастыря в городе Сарапуле возведенная по инициативе А.С.Андреева в 1880 г. [12, с.1 — 2]. Здание построено по измененному образцовому «Проекту каменной церкви на 550 человек» № 15 из альбома К.А. Тона. Осведетельствовано и заменено купольное завершение в 1894г. по проекту архитектора И.А.Чарушина [12, с.3 — 4].

Крестообразная композиция Иоанно-Предтеченского храма очень проста и гармонична. К основному двусветному октагону примыкают по сторонам света прямоугольные объемы. Основной доминантой храма является колокольня и завершение пятиглавой холодной церкви, с сильно выступающей полукруглой апсидой, увенчанной главкой. На углах средокрестия небольшое луковичное завершение ярусных чешуйчатых

глав. Центральная ярусная чешуйчатая главка луковичной формы венчает световой барабан с арочными оконными проемами, фланкированными полуколоннами. Барабан опирается на сомкнутый свод холодной церкви. Фасады северного и южного трансепта завершены циркульными сводами. Углы фиксированы пучками пилястр. Окна и двери основных объемов церкви арочные. Трапезная с двумя оконными осями северного и южного фасада профилирована карнизом и декорирована городками.

К основному объему храма с запада примыкает колокольня. Основание яруса в форме четверика сочетается с основным объемом церкви: сильно выступающий ризалит с полукруглым завершением, углы которых также фиксированы пучками пилястр. Выше располагается полуярус с выступающим карнизом, в форме четверика со скошенными углами, где с каждой стороны имеется слуховое окно. Другие, ярус звона - средний и верхний, в плане также в форме четверика со скошенными углами. Углы основного объема среднего яруса с арочными проемами фиксированные пучками пилястр. Такая же ярусная чешуйчатая главка, как и остальные на холодной церкви, опирается на верхний ярус звона.

А.С. Андреевым был воплощен проект, разработанный в стенах Строительного училища — церковь приходского типа. Это Космо-Дамианская церковь в селе Бабино, (Удмуртия, бывшее село Космо-Дамианское Сарапульского уезда, 1890-1895 гг.), церковь Александра Невского в г. Котельнич (1888 г.), церковь Святого Равноапостольного князя Владимира в селе Полозово (Пермский край, бывший Сарапульский уезд, 1893 г.) и храм Петра и Павла в селе Крынды (Татарстан, бывший Сарапульский уезд, 1891 г.). Основу композиции храма составляет массивный прямоугольный объем четверика с тремя осями первого света на высоком подклете-цоколе. С востока примыкает пятигранная апсида с низкой граненой кровлей; с запада короткая трапезная, переходящая в расширенный по одной плоскости с че6твериком, притвор. Ясное и четкое членение фасадов на прясла венчает двойной, ступенчатый карниз, разорванный в четверике, трапезной и западным притвором фигурным, перспективным киотом. Арочные проемы подчеркнуты циркульными архивольтами и горизонтальными нишками под подоконными полочками на консолях. Архивольты трех боковых осей четверика опираются на

плоские лопатки. Подвышенные проемы на боковых плоскостях акцентированы фланкирующими крестами-нишками и угловыми лопатками. Ложные, фланкирующие проемы углублены в пряслах.

«Вятский Губернский Инженер Андреев, при рапорте от 19 апреля 1884 г. за № 59, представив, вместе с копиею, проект на устройство каменного храма в селе Зуринском, Глазовского уезда, просит проект этот утвердить и, по утверждении, препроводить Настоятелю церкви села Зуринского. Постановили: Рассмотрев представленный Вятским Губернским Инженером Андреевым проект на устройство каменного храма в селе Зуринском, Глазовского уезда, Строительное Отделение находит, что проект составлен правильно, и потому представить таковой на усмотрение и утверждение Г. Начальника Губернии и по утверждении проект препроводить, копию же с проекта оставить в Строительном Отделении. Затем заведённое по сему предмету дело почислить конченным и сдать в своё время в архив» [14].

Митрофановская церковь в селе Зура, (Игринский район, Удмуртия, 1884г.) - своеобразный пример довольно крупного сельского храма с ранними чертами русского стиля.

Церковь расположена в центре села на возвышенном месте. Высокий, одноэтажный и двухсветный четверик завершен четырехскатной кровлей, увенчанной пятиглавием. Примыкающие мощные приделы понижены до уровня трапезной и первого света. С восточной стороны храма сильно выступают выдвинутые скругления массивных апсид. К прямоугольному в плане к первому ярусу колокольни сильно вытянутому по оси север-юг примыкает квадратный в плане, равный по ширине трапезной притвор.

Сдержанный декор основных объемов выразительно читается на фоне обширных, гладких плоскостей стен подчеркивая монументальность памятника. Углы отмечены широкими огибающими лопатками; филенка на всю высоту лопатки заканчивается ступенчатым сужением. Опоясывающий фриз с зубчиками опоясывает все части здания. Четверик венчает ступенчатый карниз с городками. Оси арочных окон подчеркнуты широкими плоскими архивольтами с килевидным заострением, сережками у пят и прямоугольными нишками под подоконным ложным цоколем.

Очень просторное, высокое и светлое помещение храма отличается единством и цельностью пространства, не нарушаемым различием объемов. Связь центрального ядра с боковыми пониженными частями между собой осуществляется посредством арок переброшенных между пилястрами на стенах. Апсиды перекрыты конхами.

Занимался Александр Степанович и «малым» строительством. Так на берегу реки Камы в селе Каракулино была возведена часовня Александра Невского в с. Каракулино (1881 г.)

Стоит на берегу Камы к востоку от начала улицы Кирова. Небольшое, выполненное в лицевой кладке сооружение построено в 1881г. [10]. Хороший пример сельской придорожной часовни в русском стиле.

Компактный восьмигранный объем, завершенный шатром на граненом световом барабане, увенчан маленькой главкой. Нарядный декор фасадов имитирует формы русского узорочья 17 в. Высокий раскрепованный на углах цоколь оканчивается профилированной полочкой уровне подоконников стрельчатых ложных окон в наличниках с килевидными архивольтами. Фигурные колонки на ребрах восьмерика поддерживают ломаный архивольт дверных проемов. Фигурные, рельефные венчающие закомары подчеркивают рельефность здания.

С творческой биографии А.С. Андреева интересен факт создания альбома проектов молитвенных домов. Отношением Епископа Сарапульского Тихона от 28 мая 1885 г. за № 726/728 в Вятское губернское правления, строительное отделение было заявлено: «В видах утверждения инородцев в православии и пресечения случаев отпадания от оного Епархиальное начальство предполагает сделать распоряжение об устройстве молитвенных домов инородческих приходах. А.С. Андреев за лето 1885 г. создает Альбом Проектов молитвенных домов для инородцев, утвержденных в Православии. Проекты рассмотрены и одобрены Строительным отделением Вятского Губернского Правления по протоколу от 2 октября 1885 г. за № 318. Альбом был отпечатан в типографии и разослан в уезды [20]. Таким образом, впервые за историю Вятского губернского правления был создан альбом образцовых проектов.

***

Немалых усилий стоило Александру Степановичу в возведении нового каменного Вознесенско-Преображенский собора в центре города Глазова. Архитектор предложил свой вариант крестово-купольной церкви соборного типа на четырех столбах и с пятью главами. Его характеризует массивный основной объем на два света завершенный крупными приплюснутыми луковичными главами на барабанах. Объемная композиция собора резко контрастировала с архитектурой окружающей застройки. Полукруглые апсиды выглядят достаточно громоздко [9]. Центральная апсида более массивна и подвышена. На трех остальных фасадах объемную композицию развивают центральные ризалиты с арочной выемкой, завершенные щипцами. На территории Вятской губернии было построено три здания этого типа: Воскресенская церковь в Белой Холунице (Кировская область, бывший Слободской уезд, 1860-е гг.), Казанско-Богородицкая церковь в селе Жерновогорье (Кировская область, бывший Яранский уезд, 1860-е гг.) и собор Спаса Преображения в Глазове.

В рапорте за 1879 г. на имя Епископа Сарапульского Нафанаила сообщалось: «... с полудня 28 Сентября при вновь строющемся в г. Глазове храме начали образовываться трещины на 4-х колоннах, находящихся по средине храма, а потом ... в 29 число от колонн начали отделяться отломки кирпичей. Вечером в 9-ть часов колонны эти обрушились, а вместе с ними обрушились и своды храма, покрытые уже железною крышею и 5-ть куполов... При падении куполов и на стенах храма в некоторых местах образовались трещины...» [11]. О причинах обрушения здания Короленко, со слов знакомых горожан, сообщал в письме родным так: «кирпич был, говорят, плох, связи еще хуже, строили торопясь, не давая скрепнуть и просохнуть свежее выведенным стенам и колоннам, ну и рухнул» [2]. «Материал из старого собора употребили на постройку нового. Старые ржавые связи, с трудом оторванные от крепких древних стен, - вставлены в дрянные новые. Дешевый новый кирпич разваливался в щебень от легкого удара. Говорили еще о какой-то ошибке в плане, но мало ли чего не говорили. Ведь достаточно ржавых связей и мусора, носившего название кирпича, чтобы объяснить, почему это детище приходского

честолюбия родилось мертвым...» [3]. В октябре 1879 года в город Глазов из Вятки для расследования причин катастрофы прибыла комиссия во главе с губернским архитектором И.В. Нефедьевым. В январе 1882 года Техническо-строительный комитет Министерства внутренних дел Российской империи, рассмотрев все материалы вятских экспертов, постановил, что основными причинами обрушения Преображенского собора могли послужить: «1. неудовлетворительное качество употребленных при постройке материалов, 2. недостаточный размер железных связей и 3. слабое основание столбов», поддерживающих своды здания. Кроме того, были выявлены некоторые ошибки при проектировании пилонов, подпорок и главного купольного барабана [11]. . из-за просчета нагрузок на почву несущих столбов и просчетов арочных сводов произошло обрушение центрального купола.

В 1887 г. церковь вновь была отстроена. К 1913 г. в соборе имелось 7 престолов: в новой церкви - во имя Преображения Господня, освящен 18 июля 1894 г., в честь Св. Пророка Илии, освящен 3 сентября 1905 г., в честь Черниговской иконы Божьей Матери, освящен 21 июня 1896 г., в подвальной части нового храма была отстроена пещерная церковь во имя Св. Исидора Пелусиота, освящена 8 июля 1883 г.; в старой церкви - в честь Святого Чудотворца Николая и в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость»; в честь Вознесения Господня был устроен в помещении колокольни.

Дело возведения нового собора Спаса Преображения в Глазове закончилось для А.С. Андреева благополучно, но он постоянно оставался в недовольстве от пережитого стресса. Поэтому Александр Степанович требовал тщательных расчетов на используемый строительный материал. Примером тому служит тяжба на строительство церкви для земской больницы в Сарапуле.

24 мая 1890 г. Вятской Духовной консисторией в Губернское правление был выслан на утверждение проект церкви для земской больницы. Проект был разработан архитектором Э.И. Жибером из «Альбома городских сельских построек инженер-архитектора Залесского».

Оригинальный по композиционному построению шатровый храм без трапезной, выполненный в русском стиле. Массивный кубический объем на высоком подклете с массивным трехапсидным алтарем. Северный и южный фасады расширены полуциркульными выступами по принципу Афонских храмов эпохи средневековья. Венчает здание пятиглавие из центрального светового барабана с шатровым завершением и угловых луковичных главок на граненых ножках, поднятых на рядах кокошников. Массивность нижнего яруса контрастирует с обилием декора завершений храма в традициях архитектуры XVII в.

Однако, резолюцией от 31 мая 1890 г. Вятское губернское правление отклонило присланный проект, из-за опасений обрушений сводов. Основным доводом послужило отсутствие кирпича в Сарапуле должного качества и полное отсутствие строительного камня. Сарапульской Земской управой приводиться точный расчет сводов Профессора Лукашевича и Вятское губернское правление изменяет проект в сторону облегчения сводов. Удаление светового барабан и замена его на четыре свода. Расчеты нагрузок производил архитектор Воткинского завода А.Н. Каменцев. Таким образом, резолюцией А.С. Андреева от 13 июня 1891 г. Вятского губернского правления не находит целесообразным предоставить наблюдение за постройкой каменных церквей Инженер-технологам и технологам. Рекомендовано сообщить председателю строительного комитета Баранову об этом [15]. В 1895г. почетным потомственным гражданином г. Сарапула Д.Г. Ижболдиным начато строительство каменной церкви с колокольней при земской больнице. Завершено строительство в 1897 г. его наследниками. Церковь одним престолом, освящена 15 сентября 1897 г. в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».

Вышел в отставку в 1894 г. До 1902 г. Александр Степанович работал Яранским уездным земским архитектором и техником.

Таким образом, А.С. Андреев предпринимал попытку развития творческого выбора, но оставаясь в тени требований повторного проектирования. Простые и ясные в композиционной и конструктивной основе здания прочно связаны со стилистикой эпохи эклектики. Путь, по

которому шел мастер, был начертан его предшественником - М.С. Купинским и подхвачен В.М. Дружининым.

Автор горячо благодарит глазовского историка Глеба Александровича Кочина за оказанную помощь при подготовке данной статьи.

Литературные источники:

1. Берова И.В. Прогулки по старой Вятке. - Киров: Типография "Миньон" ВМП "Авитек", 1995. — 147 с.

2. Короленко В. Г. Ненастоящий город - Пормымтэ кар: Избранные страницы. - Глазов, 2005. - 144 с.

3. Короленко В. Г. Письма из тюрем и ссылок. 1879-1885 / под редакцией и с примечаниями Н.В. Короленко и А.Л. Кривинской. - Горьковское издательство, 1935.

4. Материалы к своду памятников истории и культуры Кировской области: Берова И. В., Скопин Е. Л. Памятники архитектуры Кировской области. Вып. 1: Арбажский и Кикнурский районы. Киров, 1999; Берова И. В., Скопин Е. Л. Памятники архитектуры Кировской области. Вып. 2: Афанасьевский и Подосиновский районы. Киров, 2002; Скопин Е. Л. Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области. Вып. 3: Белохолуницкий и Богородский районы. Киров, 2007; Скопин Е. Л., Кривошеина Н. В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Вып. 4: Верхнекамский и Даровской районы. Киров, 2010; Скопин Е. Л., Кривошеина Н. В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Вып. 5: Верхошижемский район. Киров, 2011, и т.д.

5. Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1886г. Вятка 1886. С. 201.

6. Тинский А.Г. Планировка и застройка города Вятки в XVII-XIX веках. -Киров: Волго-Вят. кн. изд-во, 1976.- 228 с.: ил.

7. Тинский А.Г. Вятская мозаика.- Киров, 1994.- 190 с.: ил.

8. Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1886г. Вятка 1886. С. 201.

Архивные источники:

9. ГАКО, ф.583, оп.502, ед.хр.138. Дело по рапорту Губернского инженера Андреева, об утверждении проекта на постройку при соборной церкви в городе Глазове двух алтарей. 1878г.

10. ГАКО, ф.583, оп.504, ед.хр.62. Дело по отношению Вятской Духовной Консистории о рассмотрении проекта на постройку каменной часовни в селе Каракулино Сарапульского уезда. 1881г.

11. ГАКО, ф.583, оп.503, ед.хр.301. Дело по отношению Вятской Духовной Консистории о командировании Архитектора для исследования причин падения сводов и колонн Глазовского собора. 1879г.

12. ГАКО Ф.583,оп.504,ед.хр.220. Дело по рапорту Губернского Инженера Андреева об утверждении проекта на устройство храма на Старцевой горе. 1880г. С.1-2.

13. ГАКО ф.583, оп.508,ед.хр.58. Дело о командировании техника в г.Сарапул для составления проекта на постройку дома для Сарапульского Удельного Управления. 1884г.

14. ГАКО ф. 521, оп.508, ед.хр.108. Дело по письму Вятской духовной консистории о рассмотрении проекта на постройку храма в селе Зуринском Глазовского уезда. 1884 г.

15. ГАКО ф.583,оп.514,ед.хр.180 Дело по отношению Вятской Духовной консистории о рассмотрении проекта на постройку каменного храма при Сарапульской земской больнице. 1890г. с.30.

16. ГАКО ф.583, оп.603, ед.хр.240. Формулярный список служащих Вятского губернского правления за 1851г.

17. ГАКО ф.583, оп.603, ед.хр.344. Формулярный список служащих Вятского губернского правления за 1859г.

18. ГАКО ф.583, оп.603, ед.хр.464. Дело о преобразовании Вятского губернского правления и канцелярии губернатора. 1876-1977гг.

19. РГИА ф.515,оп.29,ед.хр.1835, л.224-224об, 277.

20. ЦГА УР ф.26, оп.1, ед.хр.4а. Планы церковной земли с. Николавеского (Вавожа) 1865-1881г. Проекты молитвенных домов для иноверцев (1885г.). Чертежи предполагаемого уменьшения алтаря и арки и перестановки престола и иконостаса в нижнем храме Николаевской церкви (1885г.).

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Рис.1. Проект церкви в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» в Сарапуле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.