Научная статья на тему 'Домовые церкви общественно-культурных учреждений г. Сарапула на рубеже XIX-ХХ вв'

Домовые церкви общественно-культурных учреждений г. Сарапула на рубеже XIX-ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
333
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Домовые церкви общественно-культурных учреждений г. Сарапула на рубеже XIX-ХХ вв»

Третьи епархиальные Рождественские образовательные чтения в Сарапуле./

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

УДК 72.035

Рыжкова Наталья Викторовна кандидат исторических наук, доцент кафедры истории искусств и художественно-педагогического моделирования Институт искусств и дизайна, ФГБОУ ВО «УдГУ»

Россия, г. Ижевск E-mail: nataly [email protected]

ДОМОВЫЕ ЦЕРКВИ ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ г. САРАПУЛА

на РУБЕЖЕ XIX-XX вв.

Историко-архитектурный аспект1

Особая страница в истории храмостроения - это возведение домовых церквей. В православной традиции домовой церковью принято считать церковь, которая обычно устраивалась в домах частных лиц, во дворцах, зданиях государственных, военных и общественных учреждений, учебных и лечебных заведениях, тюремных замках и т.д. Такая церковь обязательно имела антиминс — плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается Литургия и была приписной к приходским церквям. В отличие от обычного храма или церкви, домовая церковь, как правило, не имела собственного прихода.

Первые домашние церкви появились еще при Петре I в г. Санкт-Петербурге. Активное их открытие продолжилось и при Екатерине II. В

1

Материалы статьи подготовлены при поддержке РГН, проект № 16-14-18002

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

первой половине XVIII столетия Св. Синод и санкт-петербургский архиерей милостиво разрешали открывать частным лицам домовые церкви и храмы, но пользоваться ими они могли в случае крайней необходимости, например в случае тяжелой болезни домохозяина (до его выздоровления или кончины). С середины XVIII в. число домовых церквей и домашних храмов, принадлежащих частным лицам, стало неуклонно сокращаться, в то время, как число подобных храмов в государственных и общественных заведениях стало неуклонно расти. Домовые церкви открывались при государственных и общественных учреждениях, прежде всего, при учебных и лечебно-благотворительных заведениях: училищах, гимназиях, больницах, приютах, богадельнях, попечительствах. Основной причиной открытия домовых церквей и храмов была невозможность иметь в доступе отдельно стоящий храм.

В 1918 г. началось их массовое закрытие. Некоторые домовые храмы и домашние церкви были обращены новой властью сначала в приходские, но к началу 1930-х гг. все они были ликвидированы, а их имущество конфисковано.

Итак, «бум» строительства и устройства домовых церквей пришелся на конец XIX — начало ХХ вв. В это время домовые церкви довольно часто создавались при самых разнообразных общественных зданиях, чаще всего, при учебных и лечебно-благотворительных. Обычно домовые храмы и церкви могли возводить как отдельно стоящие здания, но могли и располагать их прямо в жилом или общественном учреждении, отведя в нем особое помещение. Каким образом устраивались домовые церкви при общественно-культурных учреждениях в уездном городе Вятской губернии Сарапуле попробуем разобраться. Исходя из приведенного ниже материала в устройстве домовых храмов г. Сарапула, выделяется две тенденции: 1. Устройство домовых храмов в уже существующих зданиях, т.е. вписание домового храма в уже существующую планировку здания с перепланировкой последнего и утверждением в строительном отделении. 2. Строительство отдельно стоящего здания домовой церкви по утвержденному проекту.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Одними из первых устроенных домовых храмов при общественно-культурном учреждении в г. Сарапуле была Алексеевская домовая церковь при реальном училище (1883).

Алексеевская домовая церковь при реальном училище (1883 г. -не уст.)

Г. Сарапул, ул. Гагарина, 52.

В 1883 г. на частные пожертвования и средства купцов в здании реального училища была устроена домовая церковь во имя Св. Алексия, митрополита Московского и всея Руси Чудотворца. Частично она была устроена на средства училища, но, главным образом, на пожертвования благотворителей - именитых купцов Д.Г. Ижболдина, А.Т. Шитова, А.О. Башенина. Церковь размещалась в верхнем этаже главного училищного корпуса2. Под церковь была отведена самая лучшая часть училищного здания - училищный зал и смежная с ним комната. Внешне на фасаде церковь выделялась только главкой с крестом. По воспоминаниям старожилов в годы гражданской войны церковь была разграблена, уничтожены

3

алтарь и иконостас .

Само здание училища строилось для земской больницы в 1871 г. по проекту архитектора М.С. Купинского, но было передано для размещения в нем училища в 1875 г. Этот проект был утвержден земством 14 декабря 1868 г.4 Здание училища в настоящее время сохранилось, занято педучилищем, следов церкви не осталось.

2 ЦГА УР, ф.245, оп.4, ед.хр.95.

Православные храмы Удмуртии: Справочник-указатель. -Ижевск, 2000. -с.227.

4 Рыжкова Н.В. Алексеевское реальное училище в Сарапуле. Историко-архитектурный аспект //Краеведческий музей : история, коллекции, люди (к 150-летию Кировского областного краеведческого музея) : сб. статей и материалов.: Т. 2. Киров : О-Краткое, 2016. -с. 176.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Сарапулъ.

Ллекс&евское Реальное училище,

Рис.1 .Фасад главного корпуса реального училища г. Сарапула.

Рис.2. Фасад главного корпуса реального училища г. Сарапула. Фото ЦГА УР, фотофонд № 09676.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Николаевская домовая церковь при духовном училище (1897 - [1918] гг.)

Г. Сарапул, ул. Красноармейская, 34.

ъ

Рис.3. Духовное училище г.Сарапул. ЦГА УР, фотофонд № 09674. Фото начала ХХ в.

При Сарапульском духовном училище, открытом в 1820 г. и расположенном на углу ул. Сарапульской и Троицкой, в 1897 г. была устроена, на пожертвования купца 1 гильдии Алексея Трофимовича Шитова домовая церковь. Храм располагался на втором этаже главного училищного корпуса. 15 октября 1897 г. церковь освятили в честь Св. и Чудотворца Николая, в память священного коронования их императорских величеств Николая Александровича и Александры Федоровны. Несколько ранее, согласно протоколу Строительного отделения Вятского губернского прав-

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

ления от 18 июня 1894 г. была утверждена каменная пристройка к существующему корпусу духовного училища5.

По воспоминаниям старожилов после Октябрьской революции духовное училище было закрыто, а домовая церковь разграблена6. Домовая церковь в двухэтажном кирпичном здании духовного училища, выстроенном в духе эклектики в 1878, устроенная на средства купца А.Т. Шитова в 1897. Помещалась на 2-м этаже здания, выделялась куполом с главкой. Закрыта в 1918. Здание училища сохранилось, было занято сельхозтехникумом, сейчас — филиал Удмуртского Университета. Купол церкви также сохранился.

Рис.4. Духовное училище г.Сарапул.Открытка начала ХХ в. Из фондов музея истории и культуры Среднего Прикамья г. Сарапула

5 ГАКО, ф.583, оп.518, ед.хр.111.

6 Православные храмы Удмуртии: Справочник-указатель. -Ижевск, 2000. -с.233.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Рис.5. Проект на пристройку к каменному дому в один этаж при Сарапульском духовном училище на Троицкой улице. ГАКО, ф.583, оп.518, ед.хр.111. 1894г.

Одним из самых интересных примеров отдельно стоящих зданий домовых храмов г. Сарапула является Скорбяще-Богородицкая больничная церковь.

Скорбяще-Богородицкая больничная церковь (1897 —1923 гг.). Г. Сарапул, ул. Гагарина, 67.

В 1876 г. началось строительство нового здания земской больницы, т.к. старое здание было передано под училище. В августе 1877 г. больница была переведена во вновь построенное помещение. Больница располагалась на квартал выше от старого здания к западу, в сосновом лесу. Строи-

248

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

тельство больницы обошлось в 42147 руб. 41 коп., о чем докладывала земская управа в 1878 г.

Необходимость иметь свой больничный храм в земской больнице ощущалась давно. Благодаря активной благотворительной и общественной деятельности купеческого сословия было принято такое решение. Купцы подали заявление в земскую управу с просьбой построить церковь при земской больнице. Купец Н. Дедюхин обещал пожертвовать на постройку 50 000 кирпичей, а купец В. Баранов церковную утварь. Земское собрание с благодарностью приняло пожертвования и выделило место для постройки, а также ассигновало на строительство 1 000 рублей. По просьбе больницы земская управа в 1890 г. выделила и место под больничное кладбище. Очень интересна предыстория решения этого вопроса, освященная в документах ГАКО. Привожу текстовые выдержки.

... Сарапульское купеческое собрание своим постановлением определило от 19.01.1889 г. в память чудесного избавления от крушения поезда 17.10.1888 г. на ж/д станции Борки Его императорского величества Государя императора и всего августейшего семейства его устроить при сара-

пульской земской больнице каменную церковь, место ей определить в сап

ду больницы и ассигновать для постройки 1 000 руб. Проект храма был составлен, и за его основу был взят проект каменной церкви на 250 человек из «Альбома городских и сельских построек инженера - архитектора

о

В.Г.Залесского» . В этом альбоме были представлены архитектурные проекты церковно-приходской школы, городских двухэтажных домов, гостиницы, городской больницы, дома земских учреждений, реального училища, загородного дома, сельского домика со службами, сельских школ, бани, конюшни, оранжереи с теплицей, павильона для продажи вод и беседки, сельской больницы, волостного правления, ледников, сельской церкви, сельской часовни.

7 ГАКО, Ф.583, олп.514, ед.хр.180.

Залесский В.Г. Альбом городских и сельских построек. Издание А.Д. Ступина, Хромолитография А.И. Стрельцова (Москва), 1881. -118с.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

«План церкви предполагал форму квадрата, увеличенного полукружиями с северной и южной стороны, с восточной же стороны к нему примыкают три алтарные отделения, а с западной - небольшая паперть с возвышающейся над ней звонницей. Над срединою церкви возвышается купол с барабаном, опирающийся посредством восьми арочек по 4 взаимно-пересекающиеся арки, которые передают давление стенам, расположен-

9

ным по направлению этих арок» .

Но составленный проект храма не был утвержден Строительным отделением Вятского губернского правления, поэтому Управой был представлен на рассмотрение и утверждение Техническо-строительного Комитета Министерства внутренних дел, который его одобрил и нашел целесообразным, соответствующим желаниям строителей, но не утвердил, т.к. проект подлежит утверждению г. Министра внутренних дел.

Протокол Строительного отделения Вятского губернского правления от 29.03.1891г. говорит о причине не утверждения данного проекта на уровне губернии: «.строительное отделение не может его одобрить. Как видно из проекта, давление купола с барабаном на стены передается посредством четырех взаимно пересекающихся арок. В пояснительной записке ныне говорится об употреблении в кладке монолита из крепкой породы камня, который нельзя достать по всей Вятской губернии, а доставка его из других мест будет очень дорогой. Поэтому строительное отделение полагает, что земская управа предполагает использовать при строительстве местный кирпич, который также выделывается среднего качества. После долгих притязаний, проект после доработок и изменений все же утвердили (протокол Строительного отделения Вятского губернского правления от 14.05.1894 г., подписи губернского архитектора В.Дружинина и губернского архитектора И.Чарушина)10.

Больничная церковь — Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости при Сарапульской больнице была заложена 3 мая 1892 г., а

9 ГАКО, Ф.583, олп.514, ед.хр.180.

10 Там же.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

ее строительство продолжалось несколько лет. Закончено строительство в 1897 г. наследниками сарапульского купца Ижболдина .

Здание церкви - четверик, перекрытый куполом, с четырьмя малыми главками по углам основного объёма и шатровой колокольней .

Закрыта в 1923 г. Позже была снесена, на месте церкви организован больничный морг. Деревянные здания больницы также не сохранились.

Рис. 6. Скорбяще-Богородицкая больничная церковь. Из фондов ЦГА УР.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Рис.7. Проект церкви на 250 человек из «Альбома городских и сельских построек инженера - архитектора В. Г.Залесского».

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Рис. 8.Проект каменной церкви в память 17 октября 1888г. при земской больнице в г. Сарапуле Вятской губернии. ГАКО, Ф.583, олп.514, ед.хр.180.

Третьи епархиальные Рождественские образовательные чтения в Сарапуле./

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

кв

Рис.9. План и боковой фасад церкви на 250 человек из «Альбома городских и сельских построек инженера - архитектора В. Г.Залесского».

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Рис.10. План и боковой фасад каменной церкви в память 17 октября 1888 г. при земской больнице в г. Сарапуле Вятской губернии. ГАКО, Ф.583, олп.514, ед.хр.180.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Рис. 11. Церковь земской больницы, дом духовенства. Справа - дом для хроников им. О.И.Ижболдиной. Из фондов музея истории и культуры Среднего Прикамья

г. Сарапула

Сарапул».

Бодьвачвая игрков

Рис. 12. Больничная церковь Сарапульской земской больницы. Из фондов музея истории и культуры Среднего Прикамья г. Сарапула

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Домовая церковь во имя Св. Анны Пророчицы при приюте для сирот и больных детей Н. Смагина (1913 - [1917] гг.) Г. Сарапул, ул. Азина, 65б.

Рис. 13.План верхнего этажа каменного здания детского приюта и домовой церкви при нем имени потомственных граждан Н.В. и А.В. Смагиных. 1913 г. ГАКО, ф.583, оп.536, ед.хр.263.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Богаделенные дома им. Н.В. Смагина - это угловой ансамбль из двух особняков, пожертвованных для богоугодного дела известной купеческой семьей Смагиных в г. Сарапуле. Приют был создан на средства купца Василия Смагина. Продолжил дело его сын Николай Васильевич Смагин.

29 сентября 1911 г. в Сарапульскую городскую управу от Н.В. и А.В. Смагиных поступило заявление о даре городу Сарапулу. Анна Васильевна жертвовала «каменный дом, 2-х этажный, с производящейся накладкой 3-го этажа, на Иерусалимской ул. (рядом с 2-х этажным каменным домом, пожертвованным в 1907 г. Смагиной Сарапулу под устройство богадельни для хронически и неизлечимо больных)».

Семья Смагиных выдвигала некоторые условия: «В доме должен помещаться приют для бедных и бесприютных детей преимущественно граждан г. Сарапула, исключительно для мальчиков в возрасте от 6 лет с тем, чтобы по достижении ими 7,5-8 лет они отдавались в одно из низших учебных заведений Сарапула, а затем лучшие из них по успехам, не более 5, были определены в реальное училище и могущее открыться техническое училище и 5 - в кожевенное или какое-нибудь иное ремесленное заведение». По решению супругов Смагиных дети должны были находиться в приюте до 12 лет, их количество неограниченно. Деятельность приюта должна была контролировать Сарапульская городская дума. «Жертвуемый дом поступает в заведование Городского Управления, а открытие приюта должно последовать по истечении 4- х лет, считая от 29 сентября 1911 г., а до того времени получаемые проценты как с ныне жертвуемого капитала, так и с 36723 р. 23 к., пожертвованных Н.В. Смагиным ранее на богадельню для страдающих хроническими и неизлечимыми болезнями, должны быть ежегодно приращаемы к капиталу в 36723 р. 23 к., пока оный для упомянутой богадельни не достигнет 50000 р., дабы городское управление имело возможность одновременно открыть богадельню и приют, причем образовавшийся благодаря процентам для открытия богадельни капитал в 50000 р. ныне жертвуемый для приюта остается навсегда неприкосновенным, а проценты с него должны употребляться на содержание приюта и

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

богадельни по усмотрению городской Думы. Так как в жертвуемом доме господ Смагиных предполагают устроить церковь, то желательно, что бы на содержание священника городом отпускалось ежегодно не менее 150 р.». Благим мечтам суждено было исполниться. Газета «Прикамская Жизнь» за 1915 г. объявляла о том, что почетные граждане Н.В. и А.В. Смагины передали в ведение города оборудованные и обеспеченные капиталом благотворительные учреждения: детский приют и богадельню для хронических больных. Помещения этих учреждений были одними из лучших в городе11. Городская комиссия утвердила устав богадельни.

Приют принимал детей до 16 лет, «а если они учатся в Сарапуле в средних

12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учебных заведениях, то и до 20 лет» .

Помимо просвещения Николай Васильевич много внимания уделял церкви. 13 августа 1913 г. потомственный почетный гражданин Николай Васильевич Смагин подал очередное прошение Преосвященному Мефо-дию Епископу Сарапульскому с просьбой устроить домовую церковь в созданной им ранее богадельне для престарелых, немощных рабочих и членов их семейств и приюте для мальчиков . В одной из комнат он решил устроить на свои средства домовую церковь, которую освятили по указу Сарапульского духовного правления 20 ноября 1913 г. в честь Св. Анны Пророчицы. Церковь была приписной к Покровской церкви.

Закрыта в 1917г. Здание богадельни уцелело, следов церкви не осталось.

Таким образом, домовые церкви являлись важным компонентом общественно-культурных учреждений г. Сарапула на рубеже XIX-ХХ вв., внося в архитектурный облик здания и города в целом особое своеобразие и колорит.

Большой вклад в их строительство и устройство внесли именитые сарапульские купцы, чей размах благотворительной деятельности приходится на конец XIX — ХХ вв.

11 Прикамская жизнь, № 89. — 1915.

12

Прикамская жизнь, № 97. — 1915. 13 ЦГА УР. Ф. 245, оп. 1., ед.хр. 6079.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Рис. 14. Приют для сирот и больных детей Н. Смагина. Г. Сарапул, ул. Азина, 65.Фото 2016 г. Фото: http:// sarapul .wikimapia.org/photos/

Литература и источники:

1. Залесский В.Г. Альбом городских и сельских построек. Издание А.Д. Ступина, Хромо-литография А.И. Стрельцова (Москва), 1881. -118с.

2. ГАКО, Ф.583, олп.514, ед.хр.180.

3. ГАКО, ф.583, оп.536, ед.хр.263.

4. ГАКО, ф.583, оп.518, ед.хр.111.

5. //Прикамская жизнь, № 89. - 1915.

6. //Прикамская жизнь, № 97. - 1915.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

7. Православные храмы Удмуртии: Справочник-указатель. - Ижевск, 2000. - 480с.

8. Рыжкова Н.В. Алексеевское реальное училище в Сарапуле. Истори-ко-архитектурный аспект //Краеведческий музей : история, коллекции, люди (к 150-летию Кировского областного краеведческого музея) : сб. статей и материалов.: Т. 2. Киров : О-Краткое, 2016. -288с.

9. ЦГА УР. Ф. 245, оп. 1., ед.хр.6079.

10. ЦГА УР, фотофонд № 09674

11. ЦГА УР, фотофонд № 09676.

12. ЦГА УР, ф.245, оп.4, ед.хр.95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.