Научная статья на тему 'Типологическое разнообразие храмовой архитектуры в творчестве Филимона Меркурьевича рослякова'

Типологическое разнообразие храмовой архитектуры в творчестве Филимона Меркурьевича рослякова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
471
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типологическое разнообразие храмовой архитектуры в творчестве Филимона Меркурьевича рослякова»

Третьи епархиальные Рождественские образовательные чтения в Сарапуле./

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

УДК 72.035

Курочкин Михаил Валентинович Доцент кафедры Компьютерных технологий ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет"

Гильдина Татьяна Александровна Аспирант кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А.И. Герцена

ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ в ТВОРЧЕСТВЕ ФИЛИМОНА МЕРКУРЬЕВИЧА РОСЛЯКОВА1

Творческий путь таких крупных архитекторов, как Филимон Меркурьевич Росляков (1758 - 1806 гг.) представляет особый интерес среди большого круга исследователей региональной архитектуры и краеведения. Но, несмотря на широкую географию деятельности и известность на сегодняшний день существует множество аспектов творчества зодчего требующих пристального внимания. В настоящее время имеется целый ряд публикаций, посвященных биографии и особенностям творческого метода зодчего, однако мы можем говорить о некоторой «недостаточности» существующего материала вследствие отсутствия многих архивных данных.

Необходимо отметить, что в целом ряде источников исследователи ограничиваются памятниками, находящимися на территории Вятского и близлежащих уездов. Авторы статьи обращаются к наименее исследованной части архитектурного наследия зодчего. Здесь мы в

1 Статья написана при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 15-14-18001

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

первую очередь говорим о постройках на территории Сарапульского, Глазовского и Малмыжского уездов, на которых сегодня располагается Удмуртская Республика.

Данная статья написана на основе работы с уникальными архивными документами и сохранившимися памятниками архитектуры. Привлечение ранее неизвестных источников впоследствии поможет раскрыть целый пласт нового фактологического материала.

Широкий диапазон исследований касающихся биографии архитектора и творческого пути были отражены в публикациях А.Г. Тинского, И.В. Беровой, М.В. Курочкина.

А.Г. Тинский является непосредственно одним из составителей универсальной научной краеведческой энциклопедии Кировской области «Энциклопедия земли Вятской», в которой архитектору Ф.М. Рослякову посвящена отдельная глава. Автор рассматривает творчество зодчества через призму тенденции развития архитектуры от барокко к классицизму и выводит основные черты творчества архитектора. И.В. Берова на примере целого ряда архитектурных памятников рубежа ХУШ - XIX в. анализирует особенности творческого подхода первого губернского архитектора.

М.В. Курочкин, один из авторов данной статьи широко известен, как специалист в области исследования архитектурного наследия региона. В своей работе автор опирается на полевые и архивные исследования и, как результат, историческая и научная реконструкция архитектурных памятников.

А.Ю. Каптиков в книге «Региональное многообразие архитектуры русского барокко» переизданной в 2014 году, дает краткую оценку творчеству архитектора, указывая на раннеклассицистическую стилистику зодчего2.

Е.Ф. Шумилов в книге «Христианство в Удмуртии: цивилизационные процессы и христианское искусство XVI - начало XX

2 Каптиков А.Ю. Региональное многообразие архитектуры русского барокко. - Екатеринбург , 2014. С. 90

218

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

л

века» упоминает зодчего как представителя «Вятского барокко». Однако здесь мы имеем дело с очень противоречивыми доводами. Так, на основе данных о хронологических рамках существования «Вятского барокко» и детального анализа и сравнения архитектуры зодчего можно сделать вывод о стилистическом направлении в котором работал архитектор.

Различные аспекты творчества архитектора упоминаются в целом ряде диссертационных исследований Н.В. Поповой, Н.А. Николаевой.

Цель данной публикации определяется не только необходимостью выхода в свет нового материала. Одной из первоочередных проблем является вопрос атрибуции и верификации архитектурных памятников, относимых к творчеству архитектора Ф.М. Рослякова.

Ф.М. Росляков родился в 1758 году. Учился в гарнизонной школе, откуда в возрасте четырнадцати лет «определен в архитекторскую науку» — в школу Василия Кафтырева. В июне 1776 года он получил чин «фуриера», через два года — сержанта, на седьмом году обучения стал старшим сержантом. Это последний и высший его воинский чин. В связи с губернской реформой в России было создано 20 новых губерний — новым городам потребовались штатные архитекторы. Вспомнили о школе Кафтырева. Троих наиболее способных учеников освободили от военной службы, которая тогда еще была бессрочной. Один из трех, двадцатисемилетний Филимон Меркурьев сын Росляков, больше других преуспевший в архитекторской науке, специальным указом 7 мая 1785 года «пожалован коллежским регистратором», и велено было ему продолжать службу статскую — архитектором новой Вятской губернии.4

В 1786 г. был назначен первый губернский архитектор Филимон Меркурьвич Росляков. Его назначение было закономерной частью широкомасштабной административной реформы Российской империи. С 1785 г. начались проектные работы по регулярному планированию Российских городов. Осуществление регулярных планов городов стало

Шумилов Е. Ф. Христианство в Удмуртии: цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI - начало XX века;- Ижевск, 2001. С.263

4 Тинский А.Г. Энциклопедия земли Вятской: [В 11 т.].- Киров, 1996. С. 140

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

основной деятельностью первого Вятского губернского архитектора Ф.М. Рослякова. Первые регулярные планы, подписанные Иваном Лемом, затрагивали радикальную перестройку все 13 городов Вятской губернии. Губернскому архитектору приходилось решать проблемы переноса их на реальную почву. Он составил несколько городских планов привязанных к ландшафту местности и уже существующей застройки.

Необходимо заметить, что Ф.М. Рослякова отличала большая продуктивность, проявившаяся в работе над культовыми, гражданскими сооружениями и планами застройки городов. За весь двадцатилетний промежуток архитектор выполнил более двух тысяч дел. Мы можем смело сказать, что Ф.М. Росляков определил направление развития архитектуры региона, являясь «первенцем» столичной школы в Вятской архитектуре.

Храм кораблем - основной лейтмотив архитектуры Вятской губернии рубежа XVIII - XIX столетий. В творчестве Филимона Меркурьевича Рослякова продольно-осевая структура храма стала ведущим композиционным и профессионально-семантическим средством. Храм кораблем как архитектурная композиция парадоксальным образом обеспечивает неисчислимое разнообразие образных решений, несмотря на кажущуюся ограниченность средств выражения. Становление и развитие образа храма в творческом наследии Рослякова основано на модуле (от лат. modulus — «маленькая мера») - первичном архитектурном элементе.

В творческом мышлении Ф.М. Рослякова ведущее место занимала тема храмовой архитектуры. На рубеже XVIII — XIX столетий в каменном зодчестве столичные веяния классицизма стали соединяться с традициями барокко. По принятому в то время порядку, заказчик отсылал прошение о постройке здания, с описанием участка и своими пожеланиями, в Вятское губернское правление. Оттуда прошение с резолюцией на проектные разработки отправлялось губернскому архитектору или инженеру. Разработка проекта велась с учетом нормативов по пожарной безопасности и с привязкой к местности. Повинуясь требованиям заказчика, архитектор отсылал готовый проект к

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

реализации. Учитывая сложность периода при создании проектов, архитектор соединяет объемную композицию периода классицизма с богатым барочным силуэтом. Важным фактором стала отмена в 1858 году образцовых проектов, что в период эклектики расширило стилевое разнообразие застройки.

Творческое наследие Филимона Меркурьевича условно классифицируется четырьмя основными группами. К первой следует отнести приходские храмы, с «кубовидной» структурой «в четверике».

Двусветный, массивный, квадратный в плане четверик завершен сомкнутой гуськовой кровлей (с люкарнами или полуглавием) и вазообразной главкой на граненной ножке. Примыкающие равновысокие более узкая апсида и широкая трапезная образуют продольно-осевую композицию, развивает которую трехъярусная с одним звоном колокольня. Фасады церкви с мелким и суховатым декором расчленены плоскими нишками, в которые вписаны проемы. Окна первого света и двери, апсиды и трапезной - арочные, а проемы второго света четверика прямоугольные. Два нижних квадратных в плане четверика колокольни, украшенные различного масштаба филенками, несут объем с арочными проемами звонов. Завершает колокольню купол, некогда увенчанный шпилем. Объединяет все объемы церкви широкий цоколь и ленточный фриз, ограниченный двумя полосами ступенчатых карнизов. Аналогичный фриз завершает стены храма. Ярусы колокольни по горизонтали членят ступенчатые карнизы, из которых нижний служит основанием для тимпанов.

К этой типологической группе относится Михайло-Архангельская церковь в селе Кигбаево Сарапульского района (1805 — 1810 гг.) и церковь Троицы в селе Елово Ярского района (1893 — 1899 гг.).

Ко второй типологической группе, самой значимой, относятся приходские церкви, восходящие к объемной композиции «восьмерик на четверике». К этой группе относится целая серия наибольшего количества памятников, возведенных на территории Вятской губернии. Вторую группу представляет: Покровская церковь в Сарапуле (1790 г.), Ильинской

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

церкви в селе Верхосвятицкое Фаленского района Кировской области (1806 — 1818 гг.), Крестовоздвиженская церковь в селе Гольяны Завьяловского района (1798 — 1804 гг.), Троицкая церковь в селе Каракулино (1802 — 1814гг.), Спасская церковь в селе Укан Ярского района (1804 — 1811 гг.) и т.д.

К высокому двухсветному квадратному в плане четверику, увенчанному равному ему по ширине восьмигранному световому барабану, примыкают равновысокие, более узкая апсида и широкая, просторная трапезная. Трапезная через узкий притвор сообщается с квадратной в плане трехъярусной колокольней. Верхний восьмериковый ярус увенчан сомкнутым сводом со слухами, луковичной главкой на граненой ножке. Боковые фасады четверика традиционно трехосевые. Арочные проемы четверика и трапезной заключены в прямоугольные плоские ниши и подчеркнуты досками под ними. Нижний ряд в завершении арок подвышен замковым камнем. В нижнем объеме колокольни углы огибают филенчатые лопатки, в прясла между ними вписаны накладные арки с килевидным подвышением.

Композиционным ядром третьей типологической группы — «ротонда от земли» — является мощный и ярко выраженный цилиндр храма. Характеризуют группу сложившиеся устойчивые традиции классицизма в России, которые не мог обойти Ф.М. Росляков. Ярким примером служит Троицкая церковь в селе Верхошижемье Кировской области. (1790 — 1810 гг.), Вознесенско-Преображенский собор в Глазове (1786 — 1798 гг.), Петропавловская церковь в селе Балезино (1709 — 1820 гг.) и Сретенская церковь в селе Чутырь Игринского района (1819 — 1829 гг.).

Группу развивает серия храмов с крестчатой объемно-пространственной композицией. В четкой компактной объемной композиции выделен основной объем в виде тяжеловатой ротонды иногда с низким ступенчатым аттиком и полусферой купола. С четырех сторон к ротонде примыкают небольшие прямоугольные пониженные рукава с

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

двускатными кровлями: восточный алтарь, северный и южный - боковые притворы с портиками, а западный - примыкание к трапезной.

Четвертый вновь выявленный тип — «Восьмерик от земли». Примером данного типа может служить Свято-Троицкая церковь (1760 г. - не уст.) в с. Святополье Глазовского уезда. По данным ЦГА УР 7 сентября 1801 г. ,от Вятского епископа Амвросия получено благословение и храмозданная грамота № 2484 на строительство каменного храма вместо обветшавшей деревянной церкви. Каменная церковь была заложена в 1811 г., строительство завершено в 1816 г.

Основной объем компактен и состоит из двухсветного восьмерика и граненного с люкарнами коробова купола. Венчает основной объем небольшой световой восьмигранный фонарь с главкой. С запада к основному объему примыкает широкая, прямоугольная в плане трапезная и притвор с портиком. Силуэт храма уравновешен благодаря возвышающейся четырехгранной, трёхъярусной колокольни над трапезной.

Архитектурный декор выдержан в духе классицистической традиции с барочным силуэтом, характерной для зодчего. Трапезная и три яруса колокольни декорированы чередующимися филенками и пилястрами. Выступающий карниз, опоясывающий все части памятника, является сводным элементом декора.

Проанализировав местоположения памятников архитектора, можно сделать вывод о том, что самым распространённым типом постройки можно считать храмы со структурой «восьмерика на четверике». Наиболее плодотворно в храмовом зодчестве архитектор проявил себя в Орловском, Глазовском и Сарапульском уездах.

В целом локализация построек проходит в «глубине» губернии, что говорит о некоторой автономности творчества Ф.М. Рослякова. Лишь в Сарапульском уезде памятники располагаются в относительной близости от Пермской губернии.

Внешний облик зачастую формировался не только задумкой автора, но и требованиями заказчика который, как правило, опирается на

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

увиденное. В большинстве случаев выработка более устойчивых типов происходила благодаря расположению памятников в относительной близости от крупных рек и основных «почтовых» губернских и уездных дорог, которые в свою очередь служили связующими нитями между поселениями и городами.

Этим и обуславливается распространение на территории того или иного типа. Примером может служить ранее упомянутая Свято-Троицкая церковь (1760 г. - не уст.) в с. Святополье, располагавшаяся в удаленности от крупнейших центров, дорог и рек и имевшая самый редкий тип постройки — «восьмерик от земли».

Литература и источники:

1. Берова И.В.Архитектура Вятки последней четверти XVIII-начала Х1Хв. и творчество Ф.М. Рослякова: автореф. дисс...канд. иск: М., 1993. Она же: Прогулки по старой Вятке. - Киров,1995.

2. Каптиков А.Ю. Региональное многообразие архитектуры русского барокко / А.Ю. Каптиков. - Екатеринбург : ООО "Вебстер", 2014. - 192 с.

3. Курочкин М.В., Попова Н.В. Архитектурное наследие сельских районов Удмуртии. Свод памятников: Алнашский район, Балезинский район, Вавожский район, Воткинский район, Глазовский район, Граховский район; - Ижевск; 2011. - 113 с.; 150 экз.

4. Курочкин М.В., Пислегина А.В., Чукарев Г.А. Ионно-предтеченский общежительный мужской монастырь на Старцевой горе, г. Сарапул, Удмуртская Республика. - Ижевск; 2006. - 25с.; 199 экз.

5. Курочкин М.В. Архитектурное наследие благовещенского женского монастыря г. Сарапула Вятской губернии. Вестник Удмуртского университета. 2007. № 12. С. 141-144.

6. Курочкин М.В. Каракулинский посад. Зодчество Прикамья [Текст] : историческая застройка и планировка населенных мест

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Каракулинского района Удмуртии: научно-популярное издание / М. В. Курочкин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Удмурт. гос. ун-т", Ин-т искусства и дизайна. - Ижевск : ГОУВПО "Удмурт. гос. ун-т", 2011. - 84, [2] с.,[2] л. ил. : ил. ; 20 см. - Библиогр.: с. 66-68 (18 назв.). - Указ. имен Вятских архитекторов: с. 65. - 150 экз.]

7. Николаева Н.А. Архитектурно-градостроительное развитие уездных городов Вятской губернии последней трети ХУШ-начала ХХ в.: автореф. дисс...канд.иск: СПб., 2002.

8. Тинский А.Г. Первый Вятский губернский архитектор Ф.М.Росляков // Энциклопедия земли Вятской. - Т.5. Архитектура. -Киров, 1996. - С.140.

9. Шумилов Е. Ф. Христианство в Удмуртии: цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI - начало XX века;- Ижевск: 2001. - 430 с.: ил. - 1000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.