Научная статья на тему 'Прошлое и будущее Вознесенского кафедрального собора в Сарапуле'

Прошлое и будущее Вознесенского кафедрального собора в Сарапуле Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
293
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прошлое и будущее Вознесенского кафедрального собора в Сарапуле»

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Ерастов Виктор Сергеевич Древлехранитель Сарапульской епархии http ://drevlechranitel.cerkov .ru/ ti@sarapul.biz

Курочкин Михаил Валентинович доцент кафедры компьютерных технологий ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», член правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России

misha-meta@mail .ru

ПРОШЛОЕ и БУДУЩЕЕ ВОЗНЕСЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА в САРАПУЛЕ

История сарапульского Вознесенского кафедрального собора постоянно сопровождается эпитетами «первый» и «единственный». Но поскольку с 1930 года собор участвует в жизни Сарапула только как археологический памятник, здесь будет предложно видение его будущего. Сейчас уже не только православной общественностью [1], но и церковнонача-лием Русской Православной Церкви поднимается вопрос о необходимости восстановления центра духовной жизни, главной архитектурной вертикали города Сарапула.

Вознесенский храм всегда был в сфере научных интересов, предметом исследований профессиональных историков, краеведов и журналистов. Уже с первых экспедиций капитана Н.П. Рычкова [2] и академика П.С.Палласа, что «внутри <Сарапульской крепости> построена главная церковь» [3], описаниях первого сарапульского краеведа, Почетного гра-

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

жданина города Сарапула, священника Николая Блинова [4], до наших современников В.С. Ерастова [5], Е.А. Касимовой [6], М.В. Курочкина [7], О.Г. Лукас [8], И.Н. Зайцевой [9], А.Разбакова [10], М. Субботиной [11], Л.Н. Федорченко-Шемякиной [12], А.В.Коробейникова [13], Е.Ф. Шумилова [14] и др.

Расположение собора на старинной карте Сарапула отмечено крестиком [13, с. 38]

В источниковой базе не сохранилось сведений о строительстве первой деревянной церкви, но известно, что Вознесенская церковь освящен-

ная в честь праздника Вознесения Господня, построенная до 1621 года дала название поселению — село Вознесенское на Сарапуле.

В 1757 году деревянная Вознесенская церковь в Сарапульской дворцовой слободе стала называться соборной. Во время Пугачевского бунта 1773 — 1775 годах в Вознесенском соборе хранилась чудотворная икона Святителя Николая из села Берёзовки. В ночь на 9 июня 1776 г. Вознесенская соборная церковь сгорела вместе с Покровской и Леонтия Ростовского Чудотворца церквами и уже 2 июля 1776 г. епископом Вятским и Вели-копермским Лаврентием была выдана храмозданная грамота № 1555 на строительство небольшой временной деревянной церкви с тем же названием.

Однако в 1777 г. на Соборной площади города приступили к строительству каменного собора. Интересный факт, исключительный в истории не только православия, но и всего христианства, что помимо средств прихожан использовался и кредит: в 1781 году для строительства Вознесенского собора было занято в Николо-Березовке 200 рублей [15].

16 марта 1785 г. был освящен главный престол во имя Вознесения Господня.

22 сентября 1790 года в общественном доме при Вознесенском соборе открылось первое в Сарапуле, Удмуртии и Прикамье учебное заведение — народное училище.

В 1793 построена колокольня. В теплой церкви устроены 2 престола: левый - освящен 17 ноября 1802 г. в честь Казанской иконы Божьей Матери, а правый освящен 1 сентября 1808 г. в честь Богоявления Господня.

В 1813 году 183 военнопленных французских солдата и офицера на Соборной площади построили торговые ряды.

После учреждений в 1889 г. в г. Сарапуле епархиального управления собор стал именоваться кафедральным - первый в Сарапуле и Прикамье.

В 1892 г. при главном храме г. Сарапула была открыта первая в Прикамье общественная организация - православное просветительско-миссионерское Вознесенское братство, которое ставило своей основной целью «религиозно-нравственное воспитание народа и ограждение православных христиан от пагубных влияний сектантов и иноверцев». Почетными членами Братства были обер-прокурор Священного Синода К.П.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Победоносцев и товарищ обер-прокурора В.К. Саблер, которые приняли это звание и выразили свою благодарность за оказанную честь. [16] В 1894 г. совет Братства открыл при соборе книжный склад учебных пособий, богослужебных книг, брошюр религиозно-нравственного, церковно-исторического, противораскольнического, противосектантского содержания, а также специальных религиозных книг на «инородческих» языках, издаваемых Казанской переводческой комиссией, основанной при братстве Св. Гурия. В 1906-1908 годах членом Совета братства был священник Николай Блинов [17].

В конце XIX века колокольня надстроена третьим ярусом и завершена каркасным шатром. С реконструкцией собора связан один из мифов, который, к сожалению, сегодня будет разрушен. Так, длительное время считалось, что существовавший до Октябрьской революции, и восстановленный в 2007 году по проекту Ивана Аполлоновича Чарушина Михайловский собор в Ижевске изначально планировалось строить на месте Вознесенского собора в Сарапуле. Источниками легенды, вероятно, стало совпадение время строительства Михайловской церкви, реконструкции

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Вознесенского собора и имя архитектора. В этом году Михаилом Валентиновичем Курочкиным обнаружен проект Вознесенского собора в Сарапуле [18] из которого следует, что Чарушинские проекты храмов в городе Сарапуле и посёлке Ижевского завода - самостоятельные и независимые произведения зодчего.

В 1904 году в Соборе святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский совершил, совместно с епископом Михеем (Алексеевым) и в сослужении 24 местных и приглашенных из уезда священников, Божественную литургию [19].

Вознесенский собор: вид со стороны пристани.

В Вознесенском кафедральном соборе в феврале 1914 года были упокоены останки епископа Мефодия (Великанова), первого и единственного архиерея, почившего в Сарапуле.

Первое и единственное рукоположение в архиереи Русской Православной Церкви произошло 11 февраля 1923 года, когда Сарапульский епископ Алексий (Кузнецов) и Ижевский епископ Стефан (Бех) в Вознесенском кафедральном соборе города Сарапула совершили хиротонию архимандрита Георгия (Анисимова) во епископа Елабужского.

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Как видно из перечисленных фактов, с Вознесенским собором была связана жизнь города и Прикамья, не только первые, а зачастую и единственные события, зачастую далекие от нынешней церковной деятельности: первое учебное заведение, первая библиотека, первое благотворительное заведение и т.д. Именно Вознесенский собор отмечал вехи жизни всех выдающихся сарапульцев: семьей Дуровых, Дедюхиных, Башениных, Воронцовых, Корешевых, Шитовых... Известен храм и чудесами; приведём два сохранившихся предания. Известно, что собор был украшен деревянными скульптурами Иисуса Христа, апостолов и святых. Когда в православии в очередной раз началась борьба со скульптурными изображениями, они были сняты со стен, а потом кто-то обратил внимание, что фигура, изображавшая страдания Спасителя на кресте, представлена Христом-скорбящим. Второе: Когда-то в Вознесенском кафедральном соборе города Сарапула во время таинства венчания из рук свидетелей вырвались венцы. По одним сведениям, они вознеслись по купол, по другим, они стали такими тяжелыми, что их не смогли удержать свидетели. Священник прервал таинство и назначил следствие, по результатам которого было установлено, что брачующиеся - кровные брат и сестра! Во младенчестве после смерти родителей они были разделены и усыновлены в разные семьи.

Вознесенский собор был закрыт на основании постановления президиума Сарапульского окрисполкома от 20 июня 1930 г. Предметы внутреннего убранства растоптаны, иконы вышвырнуты на мостовую, могильные плиты вывернуты. Некоторые предметы были спасены сотрудниками Сарапульского музея, а чтимая в Сарапуле Казанская икона Пресвятой Богородицы была спрятана в Воскресенской церкви Василием Ивановичем Тихановским. Здание планировалось использовать для учреждения культуры, но позднее было снесено, а кирпич использовался в 1932 году для строительства здания Кооперативного техникума; сейчас это городской суд.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 сентября 2001 года № 966 Фундаменты Вознесенского собора — недвижимый объект историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики отнесены к категории памятников истории и культуры местного

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

(Удмуртской Республики) значения [20]. Николаем Леонидовичем Решетниковым на Красной (Соборной) площади города Сарапула неоднократно проводились археологические раскопки, в том числе, был раскрыт и фрагмент фундамента собора с сохранившейся лестницей.

Вознесенский собор в процессе разборки.

В Сарапуле реализуется проект Планировки территории, ограниченной ул. Горького, Н. Дуровой, Раскольникова и набережной реки Кама. [21]. Территория расположена в Центральном жилом районе г. Сарапула на историческом участке, наиболее насыщенном объектами культурного наследия. Граница проекта планировки проходит от ул. Дуровой по линии уреза воды с севера на юг, далее по фасадам зданий ул. Горького до ул. Раскольникова, затем по фасадам зданий ул. Раскольникова на север до ул. Дуровой, по ул. Дуровой на восток до ул. Оползина и сооружений пассажирского причала и линии уреза воды.

Раскопки фундамента собора.

Проектом предусмотрено, что: «Все земляные, строительные работы на таких участках ведутся при условии проведения предварительных полномасштабных археологических исследований; работы и иные действия по использованию памятника и земли в пределах зоны его охраны осуществляются в строгом соответствии с требованиями охранного обязательства и содержащимися в нем техническими и иными условиями.» [22], а у Русской Православной Церкви возникли вещные права предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» [23] с намерением его восстановления. Выход видится в организации археологического музея.

Таким образом, мы получим новый паломнический объект, не имеющий аналогов в близлежащих регионах, что важно при формировании туристического потока при реализации Стратегии развития турист-

ско-рекреационного кластера «Камский берег» Удмуртской Республики [24].

У Церкви в этой сфере накоплен большой опыт. С XIX века в её учебных заведениях преподают церковную археологию [25]. Примеры успешного сотрудничества государства, местного самоуправления, научного сообщества и Церкви дают множество приходов и монастырей, возрождение которых определялось достижениями археологов: Богоявленский, Высоко-Петроский, Зачатьевский, Новодевичий и Свято-Данилов монастыри, Казанский собор на Красной площади в Москве; Подмосковные: Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь и Свято-Троицкая Сер-гиева лавра; Кирилло-Белозерский и Спасо-Преображенский Соловецкий монастыри на Русском Севере. В нашем случае музеефикация может быть реализована в форме открытой площадки по примеру фундаментов церкви Троицы в Старых Полях, а в последующем в подклетях возрожденного Вознесенского кафедрального собора.

Библиография и источники

1. Протокол публичных слушаний от 25 апреля 2012 года, назначенных Постановлением Главы муниципального образования «Город Сарапул» от 06 марта 2012 года № 13.

2. Рычков, Н. П. «Журнал или дневныя записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства 1769 и 1770 г.» — СПб., 1770. С. 178-179.

3. Сарапул в 1773 году: (из путешествия Палласа) // ВГВ. Вятка, 1847. №36, ч. неофиц. С. 237.

4. Блинов Николай Николаевич. Сарапул : ист. очерк. — Сарапул, 1887. С. 68.

5. Ерастов Виктор Сергеевич. Православное предпринимательство [Текст] / В. С. Ерастов. - Сарапул :. — Сарапульская типография, 2012.. — 102 с. : ил.; 21 см. ISBN 978-5-901304-45-7 с.

6. Касимова Екатерина Анатольевна «С этой минуты наш град делается новым духовным центром...». К 145-летию учреждения должности епископа Сарапульского, викария Вятской епархии / Е. Касимова // Крас-

ное Прикамье. - 2013. - 28 нояб. - С. 5. - (Сарапул - Единственный в России!).

7. Курочкин Михаил Валентинович, Ахмадишина А. Ш. «Верификация архитектуры Вознесенского собора в городе Сарапуле». Вестник КИ-ГИТ: Научный сборник: Серия 9. Дизайн и архитектурно-средовое проектирование / Камский институт гуманитарных и инженерных технологий. — Ижевск : Издательство КИГИТ, 2014. — ISSN 2308-6769. — 2014, № 9 (51). — 72 с., ил.

8. Лукас Ольга Геннадьевна. Храм, который мы потеряли: [Вознесенский собор] / О. Лукас // Красное Прикамье. - 2008. - 13 марта.

9. Православные храмы Удмуртии: справочник / сост. И.Н. Зайцева, Г.И. Самарцева. - Ижевск: Удмуртия, 2000. - 480 с.: ил.

10. Разбаков, А. История главного храма Сарапульского уезда: [Вознесенский собор] / А. Разбаков // Красное Прикамье. - 2006. - 4 февр.

11. Субботина Марина. Новая «епархиальная» эра. К Сарапулу возвращается статус духовного центра: [об образовании Сарапульской епархии] / М. Субботина // Удмуртская правда. - 2014. - 19 сент. - С. 13.

12. Федорченко - Шемякина Лидия Николаевна. Судьбы церквей и духовенства. Кн. 5. / Л. Н. Федорченко - Шемякина. - Сарапул, 1995.- 244 с. - (Признание в любви родному городу).

13. Коробейников А.В. Н.Н.Блинов о древности Сарапула [Электронный ресурс]. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет». 2007. - 1 электронно -оптический диск+ описание и содержание информационной структуры (52 с.)

14. Шумилов Евгений Фёдорович. Христианство в Удмуртии: циви-лизационные процессы и христианское искусство. XVI- начало XX века / Е. Ф. Шумилов. - Ижевск: ИД «Удм. ун-т», 2001. - 434 с.

15. Вятские губернские ведомости 1883 год. № 94

16. Отчет о деятельности Сарапульского Вознесенского братства за 1892/3 год // Вятские епархиальные ведомости - 1894. - № 2. Офиц. отд. -С. 25 - 28.

17. Запорожцева Наталья Семеновна. Вятский странник [текст] / Н.С. Запорожцева. - Сарапул: [б.и.], 2013 (МУП г. Сарапула «Сарапуль-ская типография»). - 296с.: ил. ISBN 978-5-901304-66-2

18. из фондов Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых. Город Киров.

19. Приложение к Вятским Губернским Ведомостям (1904 г.).

20. Текст постановления опубликован на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 20 сентября 2001 г.

21. Текст опубликован на сайте Администрации города Сарапула в сети интернет http://www.adm-

sarapul.ru/city/gradostroitelnaya_deyatelnost/proekty-planirovki.php от 6 марта 2012 г.

22. там же.

23. "Российская газета" от 3 декабря 2010 г. N 274

24. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 25 мая 2015 года № 510-р.

25. Церковный древлехранитель. Методическое пособие по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. -264.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.