Научная статья на тему 'Творческое наследие Евгения замятина: взгляд из сегодня'

Творческое наследие Евгения замятина: взгляд из сегодня Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1060
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Ирина Михайловна

The author reviews Volumes III-VI of Evgenij Zamiatin`s Creative Legacy: The View From Today. A collection of research papers, articles, essays, reports, and heads of reports edited by Professor L.V. Poliakova (Tambov, 1997). This publication was timed for the opening of 3rd International Zamiatin Readings (September 15-20, 1997, Tambov State University).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Попова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVGENIJ ZAMIATIN`S CREATIVE LEGACY: THE VIEW FROM TODAY

The author reviews Volumes III-VI of Evgenij Zamiatin`s Creative Legacy: The View From Today. A collection of research papers, articles, essays, reports, and heads of reports edited by Professor L.V. Poliakova (Tambov, 1997). This publication was timed for the opening of 3rd International Zamiatin Readings (September 15-20, 1997, Tambov State University).

Текст научной работы на тему «Творческое наследие Евгения замятина: взгляд из сегодня»

РЕЦЕНЗИЯ

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЕВГЕНИЯ ЗАМЯТИНА: ВЗГЛЯД ИЗ СЕГОДНЯ

И.М. Попова

Popova I.M. Evgenij Zamiatin’s creative legacy: The view from today. The author reviews Volumes III-VI of “Evgenij Zamiatin’s Creative Legacy: The View From Today. A collection of research papers, articles, essays, reports, and heads of reports” edited by Professor L.V. Poliakova (Tambov, 1997). This publication was timed for the opening of 3rd

International Zamiatin Readings (September 15

Под таким названием участники Третьих международных Замятинских чтений, посвященных 60-й годовщине кончины выдающегося русского писателя, получили четырехтомник научных докладов, статей, очерков, заметок, тезисов [1].

Эта коллективная монография является закономерным продолжением объемного исследования, результатом которого были первые две книги "Творческого наследия", изданные в 1994 году, а также материалы Первых Российских Замятинских чтений 1992 года "Творчество Евгения Замятина: проблемы изучения и преподавания".

Кафедра литературы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина под руководством профессора Поляковой Ларисы Васильевны, по сути, создала центр замятиноведения на родине этого знаменитого прозаика, стимулируя устойчивый интерес российских и зарубежных исследователей к творчеству писателя.

Главная задача, которая, на наш взгляд, успешно претворяется в жизнь редактором, составителем и вдохновителем рецензируемого шеститомного издания - это обобщить, собрать воедино многоаспектные исследования о творчестве Е.И. Замятина, показать разнообразие форм научно-исследовательских подходов современных ученых, доказать плодотворность творческих контактов исследователей отечественных и зарубежных, тем самым облегчив тернистый путь новым изысканиям филологов в области изучения художественного наследия этого писателя.

Новые четыре тома "Творческого наследия Евгения Замятина: взгляд из сегодня" продолжают традицию предыдущих изданий в смысле широты охвата самых разно-

-20, 1997, Tambov State University).

образных, зачастую полярных, оценок и точек зрения исследователей на одни и те же произведения нашего земляка. Это свидетельствует как о сложности и неоднозначности художественного мира самобытного художника, каким был Е.И. Замятин, так и о глубине философского подхода к пониманию проблем современной науки редактора этого научного труда профессора JI.B. Поляковой. Поистине, ни одно даже самое "авангардное" мнение о творчестве Е.И. Замятина не осталось без внимания в этом коллективном исследовании.

Необходимо отметить значительное увеличение масштаба исследовательских проблем и научных имен, представляющих современное замятиноведсние, углубление литературоведческих оценок в рецензируемом сборнике, расширение историко-литературного контекста, круга анализируемых изданных и неизданных при жизни автора произведений, критических статей, записных книжек писателя, его эпистолярного, документального и теоретического наследия.

Авторы многих статей, опубликованных в очередных четырех томах, смогли на качественно новом уровне оценить те или иные произведения Е.И. Замятина, имея перед собой выпущенное в 1997 году Российской национальной библиотекой творческое рукописное наследие Замятина, его письма, рукописи и материалы, ранее неизвестные [2).

Анализ структуры вышедших недавно четырех томов "Творческого наследия Евгения Замятина" позволяет увидеть новые аспекты научной проблематики, представленной в этом сборнике.

В третий том выделены серьезные научные статьи теоретического и мировоз-

зренческого характера: Полякова Л. В.

"КсаПа" или "геаПога"? о творческом методе Евгения Замятина. "Пещера", Гольдт Р. "Религиозный кризис и протест против мира отцов", Шишкина Л.И. "Революция и культура в публицистике Е.И. Замятина", Безрукова Р.А. "Мифомышление Е. Замятина" и другие.

В первой из перечисленных статей профессор Л.В. Полякова успешно исследует сложнейшую проблему соотношения различных творческих систем в прозе Е.И. Замятина, справедливо отмечая, что "при всей тщательности, с которой Замятин прописывает ведущее положение своей историко-литературной концепции, при несомненной значительности предпринятых попыток современных исследователей оценить творчество Замятина в соответствии с его теоретическими обобщениями, при наличии фундаментальных работ по вопросам теории художественного метода, в том числе реализма и модернизма, все же именно проблема творческого метода этого писателя, соотношение в ней реалистических и модернистских тенденций, идея синтетизма и ее конкретная художественная реализация оформляются ныне как вполне самостоятельный и мало-проясненный аспект литературоведческой науки о Замятине" [3].

Важнейшим вопросом религиозного видения мира и его отражения в творчестве Е.И. Замятина является для профессора Р. Гольдта в представленном исследовании религиозный кризис писателя и протест против мира отцов, который обнаруживается немецким ученым не только в литературных текстах писателя, но и в его публицистике и критике.

Вполне можно согласиться с уважаемым автором статьи, что "в литературном творчестве изображение церкви и духовенства остается у Е.И. Замятина амбивалентным. Почти вездесущее отношение к религии, выражающееся в текстах стилистически в зависимости от жанра, свидетельствует о его непрерывном интересе к постановке религиозных проблем, но этот интерес ни в коем случае не выливается в абстрактные философские рефлексии" (4|.

Спорное отношение вызывает трактовка Р. Гольдтом рассказа Е.И. Замятина "Знамение", который был переведен на немецкий язык под заголовком "Чудесное знамение" (1918). Исследователь утверждает: "Чудесное знамение" - это компактное иносказательное выражение замятинекого понимания религии, которое вытекает из сознания необходимости отсутствия Бога:

только отсутствующий бог окрыляет человека к высшему стремлению, а бог, открывающийся во время чуда, действует в духе Великого Инквизитора Достоевского и отнимает у человека свободу" [4, с. 30].

Думается, что религиозно-философский смысл этого произведения Е.И. Замятина более глубокий и неоднозначный и выражен прежде всего в противостоянии веры смиренного старца Арсюши и гордыни -"алчбы", безверия, жаждущего "материального доказательства существования Бога" -Селиверста, который сам себя видит среди грешников, "улепивших Змия, как мухи... Змий ввергал в рот ему огненную руку, и все шире разинал рот, без конца поглощая огонь, и была подпись: "алчба" [5].

Смысл трагической гибели Селиверста видится не в том, что, по словам Р. Гольдта, "если человек приобщится к абсолютному, то мистерия иссякнет", а в погубле-нии души, иссушенной "алчбой" знамения, истраченной не на любовь, а на служение "змиевидному Блуду". Именно этот рассказ Е.И. Замятина, как и множество других, доказывает, что "религиозный кризис" писателя был не тупиковым, а являлся по сути постепенным восхождением к вершинам Духа, содержал поиск пути к Богу, обнаруживая невероятную близость в этом вопросе Е.И. Замятина к Ф.М. Достоевскому.

Изложенные выше в краткой форме полемические соображения свидетельствуют лишь о том, что содержательные, наполненные глубокими обобщениями исследования ученых, поместивших свои статьи в сборник "Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня", вызывают новые творческие импульсы, научные идеи, не оставляют равнодушным никого из тех, кто открывает новые тома этого серьезного коллективного научного труда.

Особый интерес у замятиноведов вызовут обстоятельные статьи Т.Т. Давыдовой "Рецепция философских идей Ф. Достоевского, В. Соловьева, В. Розанова в повести Е.И. Замятина "Алатырь", М.А. Резун "Миф и индивидуальное сознание в рассказе Е.И. Замятина "Наводнение", Н.Р. Скалон "Сказки" Е. Замятина и проблема личности", в которых содержится новое прочтение прозы писателя, устанавливаются типологические связи с представлениями философской и художественной мысли конца XIX - начала XX веков, определяются мифологические и фольклорные истоки повестей и малых жанров Е.И. Замятина.

В статье Т.А. Майоровой содержится анализ связей между нспрояснснностью значения эмоционально-экспрессивного

элемента в творчестве писателя, в частности сквозного использования прилагательных "веселый" и "страшный" и концепцией национального характера, разрабатываемой в прозе Е.И. Замятина. "Динамика употребления эмоционально окрашенных определений наглядно демонстрирует процесс плодотворного взаимодействия импрессионизма и экспрессионизма в творчестве Замятина" [6], - делает вывод исследователь о характерной для писателя условности художественной системы.

Исследователь из Санкт-Петербурга И.Е. Ерыкалова вводит в научный арсенал новые архивные материалы, касающиеся самого неисследованного пласта замятин-ского наследия - драматургии, восстанавливая творческую историю пьес Е.И. Замятина "Огни св. Доминика" и "Атилла" [7].

Третий том завершает фундаментальная, впервые публикуемая зарубежная библиография Е.И. Замятина, охватывающая семидесятилетний период изучения его творчества за рубежом (1925—1995), составленная А.Ю. Галушкиным.

Проблемы поэтики, творческих взаимосвязей, лингвистические аспекты замяти-новедения, особенности стиля самобытного художника стали объектами изучения ученых, научные работы которых помещены в четвертом томе материалов Третьих международных Замятинских чтений. В содержательной статье Г.А. Гончарова анализируются приемы сатирического осмысления действительности в прозе Замятина в самый сложный период исторического развития России [8]; в работе корейского замятиноведа Мун Джун Ил прослеживается роль лейтмотивов в символизации хронотопа в прозе Е.И. Замятина на примере рассказа "Пещера" [9].

Интересны исследования в области специфики жанровых форм у Е.И. Замятина (статьи Л.К. Оляндер и A.B. Ляшен-ко) (10].

Плодотворными для уяснения особенностей путей развития русской литературы представляются интересные статьи А.И. Скворцовой, С.Ф. Дмитриенко, O.E. Чернышевой, Н.Р. Купряковой, Н.Ю. Колчанникова о взаимосвязях художественных миров Е.И. Замятина с Ф. Достоевским и А. Чеховым, Ф. Сологубом и А. Белым, А. Блоком и Б. Зайцевым, Л. Леоновым и А. Платоновым и другими выдающимися русскими писателями.

Пятый том объединяет научные изыскания в области самого полемического романа Е.И. Замятина "Мы".

Санкт-Петербургский исследователь А.М. Грачева на основании помет, сделанных Алексеем Ремизовым на полях книги Е.И. Замятина "Мы", выявляет критическое отношение одного писателя к другому, углубляя наши представления об идейном замысле этого самого знаменитого произведения.

Множество интересных статей данного раздела рецензируемого издания посвящено изучению романа "Мы" в контексте западноевропейской общественной мысли и литературы [11].

Не остались без внимания ученых проблемы метода, символики, ритмоинтонационной структуры, особенностей метафо-ризации, фундаментальности смеховых элементов антиутопии Е.И. Замятина. Каждый из этих вопросов освещен в отдельных статьях и сообщениях замятино-ведов, что позволяет получить более целостное представление об этом вершинном произведении русского прозаика.

В завершающем издание шестом томе можно найти массу новых идей, интерпретаций, трактовок многожанрового художественного наследия русского писателя, изложенных в тезисной форме. Здесь же опубликованы результаты исследований в области стиля Е.И. Замятина. Лингвофи-лософскос направление в изучении текстов писателя способствует наиболее полному раскрытию внутреннего мира героев, выявлению способов и средств передачи разнообразных оттенков в их эмоциональных переживаниях 112], что в целом позволяет выявить специфику наррации выдающегося прозаика.

Сложный, противоречивый, а вместе с тем и глубоко гармоничный мир произведений Е.И. Замятина, писателя-мысли-тсля, осуществляет себя и воспринимается нами не только на идейно-тематическом уровне, но отражен в каждом компоненте художественного текста, в том числе в отдельном слове-символе, в самом построении замятинской фразы.

Замятин принадлежит к числу тех истинных художников, у которых каждый элемент творчества заключает в себе и общие законы творчества, поэтому анализ лексики, метафорики, ритма, поэтики творчества писателя представляется крайне перспективным.

Отрадно отметить появление в последней части рецензируемого издания "Лебедянского комментария к художественному творчеству Е.И. Замятина", составленного ученым из Елецкого педагогического института H.H. Комли к. Автору

этой интересной публикации, основанной на подлинных фактах, музейных экспонатах, реальностях жизни и творчества писа-теля-еретика, удалось воссоздать "живое соприсутствие" Евгения Ивановича Замятина на его родине, в чем убедились участники третьих международных Замя-тинских чтений, когда совершили поездку в Лебедянь по памятным местам, посетив дом писателя, Троицкий монастырь, Ильинскую церковь, гимназию и так далее.

В шестом томе помещены фотоматериалы Лебедянского краеведческого музея, материалы из архива Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, где преподавал Замятин, позволяющие молодым и маститым замя-тиноведам наглядно изучить документальную основу жизни и творчества писателя.

Как видим, краткий обзор структуры четырех новых томов материалов Третьих международных Замятинских чтений позволяет осознать широту охвата важных проблем, новизну и актуальность заявленной в докладах, статьях, очерках и тезисах тематики, современность подхода к исследовательскому поиску, а также фундаментальность этого научного издания, в котором приняли участие как крупнейшие ученые из России, стран ближнего и дальнего зарубежья, так и начинающие исследователи, аспиранты, преподаватели вузов, учителя школ.

Нельзя не отмстить хорошо оформленный научный аппарат сборника, который снабжен удобным алфавитным указателем авторов работ, опубликованных в книгах

I - VI "Творческого наследия Евгения Замятина: взгляд из сегодня", что позволяет быстро определить, в каком томе, каким автором опубликованы те или иные статьи, очерки, заметки, тезисы. Ориентироваться в работах о Замятине, вышедших в тамбовских изданиях за последние пять лет, позволяет и аннотированный указатель "Е.И. Замятин: Материалы к библиографии. Часть 1", в который также вошли все библиографические описания работ из рецензируемого шеститомника [13].

Научный сборник, подготовленный кафедрой литературы ТГУ имени Г.Р. Державина под редакцией заведующей кафедрой профессора Л.В. Поляковой, свидетельствует, на наш взгляд, о многоас-пектности и глубине современного замя-тиноведения, о плодотворности творческих контактов между учеными России и стран зарубежья, об успешном вовлечении молодых исследовательских сил в процесс научного осмысления художественных тек-

стов незаурядного художника XX века, а также об активизации научно-исследовательской работы в области изучения художественного наследия оригинального русского писателя, которая координируется, вдохновляется, популяризируется в своеобразном центре по изучению творчества Е.И. Замятина, как без ложной скромности можно обозначить литературную кафедру Тамбовского госуниверситета.

1. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 6-ти кн. Кн. III-VI / Под ред. проф. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997.

2. Рукописное наследие Евгения Ивановича Замятина / Рукописные памятники. С.-Пб.: Российская национальная библиотека, 1997. Вып. 3. Ч. 1.

3. Полякова J1.B. "Rcalia" или "realiora"? // Указ. соч. Кн. III. С. 12.

4. Гольдт Р. Религиозный кризис и протест против мира отцов // Указ. соч. Кн. III. С. 29.

5. Замятии Е.И. Избранные произведения. М., 1989. С. 253.

6. Майорова Г.А. "Веселое" и "страшное" в творчестве Е.И. Замятина // Указ. соч. Кн. III. С. 86.

7. Ерыкалова Е.И. Черновые рукописи пьесы Е.И. Замятина "Огни св. Доминика" // Указ. соч. Кн. III. С. 137-158.

8. Гончаров П.А. Объекты и приемы сатирического осмеяния в прозе Е. Замятина конца 1910-х годов // Указ. соч. Кн. IV. С. 26-35.

9. Мун Джун Ил. Роль лейтмотивов в символизации хронотопа // Указ. соч. Кн. IV. С. 46-50.

10. Оляндер Л.К. Евгений Замятин и жанр литературного портрета; Ляшенко A.B. "Лица" Е.И. Замятина: абстрактное и конкретное в литературных портретах // Указ. соч. Кн. IV. С. 71-81.

11 .Супа В. Антиутопия Е. Замятина "Мы" в контексте западноевропейской общественной мысли и литературы // Указ. соч. Кн. V. С. 22-31; Баран Г.П. Художественное пространство и время в романах Е. Замятина "Мы" и О. Хаксли "О дивный новый мир" // Там же. С. 8-43 и другие.

12. Шпаковский И. И. Мстафоризация сюжета в рассказе Евг. Замятина "Ловец человеков" // Указ. соч. Кн. VI. С. 25-27; Кондратьева Г.Н. Лингвофилософское направление в исследовании текста (на материале прозы Е. Замятина) // Там же. С. 50-52; анафорическое присоединение в текстах Е.И. Замятина // Там же. С. 55-57; Козлова Р.П. Метафора в рассказе Е.И. Замятина "Мамай" // Там же. С. 62-64 и другие.

13. Замятин Е.И. Материалы к библиографии. Ч. 1. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.