Научная статья на тему 'Творческое наследие Борбада'

Творческое наследие Борбада Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
341
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / МУЗЫКАНТ / ТРУД / ТРАДИЦИЯ / КЛАССИКА / ЭПОХА / ПОЭТ / ФИЛОСОФ / ТЕОРЕТИК / MUSIC / MUSICIAN / LABOUR / TRADITION / THE CLASSICS / EPOCH / POET / PHILOSOPHER / THEORIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Файзиев Отабек Олимович

Борбад имя легендарного музыканта из Мерва, который служил при дворе сасанидского царя Хосрава Парвиза, большого покровителя искусств. Лахн (букв. мелодия) синоним греческого слова музыка, введенный в широкий обиход в связи с переводами на арабский язык трудов античных авторов в данной области. При этом словосочетание Лахни Борбад стало обобщающим олицетворением изысканных традиций высокого стиля народов Центральной Азии и Ирана домусульманской эпохи. Одновременно это и одна из ранних форм классической музыки исламского мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE HERITAGE BORBAD

Borbad a name of the storied musician from Merv, which served at courtyard sosanid reigning Hosrav Parviz, big protector art. Lahn (a tune) a synonym of the greek word music, carried in broad everyday life in connection with translation on arabic language of the works of the antique authors in given area. At, the word-combination Lahni Borbad became generalising personification exquisite tradition high stiletto folk to Central Asia and Iran before moslem of the epoch. Simultaneously this and one of the early forms of the classical music исламского world.

Текст научной работы на тему «Творческое наследие Борбада»

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БОРБАДА Файзиев О.О. Email: Fayziev17144@scientifictext.ru

Файзиев Отабек Олимович - и.о. доцента, кафедра музыкального образования, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: Борбад - имя легендарного музыканта из Мерва, который служил при дворе сасанидского царя Хосрава Парвиза, большого покровителя искусств. Лахн (букв. - мелодия) -синоним греческого слова музыка, введенный в широкий обиход в связи с переводами на арабский язык трудов античных авторов в данной области. При этом словосочетание Лахни Борбад стало обобщающим олицетворением изысканных традиций высокого стиля народов Центральной Азии и Ирана домусульманской эпохи. Одновременно это и одна из ранних форм классической музыки исламского мира.

Ключевые слова: музыка, музыкант, труд, традиция, классика, эпоха, поэт, философ, теоретик.

CREATIVE HERITAGE BORBAD Fayziev O^.

Fayziev Otabek Olimovich - Acting Associate Professor, DEPARTMENT MUSICAL EDUCATION, NAVOI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: Borbad - a name of the storied musician from Merv, which served at courtyard sosanid reigning Hosrav Parviz, big protector art. Lahn (a tune) - a synonym of the greek word music, carried in broad everyday life in connection with translation on arabic language of the works of the antique authors in given area. At, the word-combination Lahni Borbad became generalising personification exquisite tradition high stiletto folk to Central Asia and Iran before moslem of the epoch. Simultaneously this and one of the early forms of the classical music исламского world. Keywords: music, musician, labour, tradition, the classics, epoch, poet, philosopher, theorist.

УДК 078

Сведения о жизни и творчестве Борбада дошли до нас посредством более поздних интерпретаций арабского историка Джахиза, через труды известного собирателя песен Исфагани, музыкального теоретика Якуба Кинди, философа и теоретика музыки Фараби, а также литературных творений великих поэтов Фирдоуси, Манучехри, Низами, Джами, Навои и других.

Профессия музыканта в триединстве виртуоза-инструменталиста, певца и создателя сочинений у Фирдоуси обозначается старым персидским словом синкретического характера ромишгар (певец-музыкант). В «Шахнаме» глава о Борбаде начинается с описания светских увеселительных собраний - ромиш, которые любил устраивать Хосров Парвиз, заканчивавшихся своеобразной «аттестацией» (проверкой на деле) музыкантов своего окружения. Вся интрига, положенная в основу главы, как раз и разворачивается вокруг противостояния двух музыкантов - отживающего свой век Саркаша и нового ростка, обладателя божественного дарования Борбада. Разрядка повествования заканчивается тем, что тонкий ценитель искусств Хосров Парвиз назначает Борбада главой всех музыкантов и их старейшин - мехтаров. Заслуживает внимание то, что термин мехтар (букв. - староста) использовался в музыкальном обиходе нашего региона еще вплоть до середины ХХ века [1, 42].

Поэзия Манучехри изобилует образами и терминами, свидетельствующими о связях музыки с другими сторонами общественного сознания. Причем лексика Манучехри, в этом плане, отличается от мифоэпических воззрений Фирдоуси направленностью к музыкальным реалиям своего времени. Так, например, вместо ключевого понятия светского музыканта, который назывался у Фирдоуси древнеперсидском словом ромишгар. Манучехри использует их более обиходные персидские и арабские синонимы - хуньягар и мутриб.

Примечательно и то, что в стихах Манучехри мы находим дифференцированные выражения: для лада - парда и их конкретные номинации - Пардаи Рост, Пардаи Мадда, Пардаи Ушшок, входящие в круг ладов классической музыки; для мелодии - наво; для песни -суруд. А также специфические музыкальные термины: фуруъ (букв. - ветвь, часть целого),

бурда (персидский синоним арабского фуруъ) - аналоги широко используемого затем в теории музыки понятия шуъба (часть); навбат (букв. - рядоположенность) - общее название многочастных композиций; соати общее название мелодий, предназначенных для исполнения в определенное время суток или же приуроченных ко времени молитв - бомдодон (утренней), чоштгохон (между утренней и полудневной), нимрузон (полудневный), шомгохон (заката); для характера пения замзама (букв.опевание, пения с постоянным опеванием и возвращением к одним и тем же тонам); бонг (букв. возглас) - персидский аналог арабского термина джинс -первичное ладообразование, ячейка интервальных родов и другие.

Произведения великого Низами представляют собой образцы, пронизанные классическими законами гармонии и красоты внутренний (маъно - смысла) и внешний (суврат - формы). Эпизоды его поэм «Хосрав и Ширин», «Семь планет», посвященные музыке, можно читать одновременно как художественные творения, и как «научный трактат» о правилах данного искусства.

Например, глава о музыке «Хосрав и Ширин» начинается с описания изысканного светского собрания - меджлиса. В контексте главы меджлис - это исходное понятие, означающее местопребывание изящных искусств, в том числе музыки высокого стиля. Действительно, классическая музыка Востока развивалась, прежде всего, благодаря светским меджлисам, которые имели глубокие исторические корни и заветные традиции.

На царском меджлисе (это особый род избранных собраний - место культивирования элитных искусств) Хосрова «дары текут рекой, и жемчуга сыпется, как звезды с неба». В этом мы можем увидеть важный фактор бытия музыканта - получение достойной платы за свои услуги. После очередного кубка вина Царь начинает пьянеть и в его душе воспламеняется тоска по возлюбленной, которую может утолить только музыкант Борбад. Налицо все, что нужно, чтобы получить удовольствие (завт): возлюбленные, вино и музыкант. На этом собрании во всем царит гармония, в том числе и в порядках музицирования. Музыкант не только перебирает мелодии из своего репертуара, он исполняет стройные произведения (композиции), составляющие определенный свод (целостность) из тридцати благозвучных мелодий. Это и есть некая базовая модель системы, называемой «Мелодии Борбада», или же ее основное ядро.

В исторических и литературных источниках имеются и другие описания «Мелодий Борбада». В более полном виде они имеют форму 7 хусравони, 30 лахн и 360 дастан. В источниках встречаются прочтение этой системы как от целого (общего) к частям, так и наоборот - от части к целому (большому): 360 дастанов, 30 лахна и 7 хусравони. Причем иногда хусравони тоже называют дастаном [2, 23]. Однако слова дастан в этих случаях имеют двойственный смысл. С одной стороны, это наименьшая попевка - ладовая ячейка, из которых слагаются более сложные образования (даста - букв. «связка» отдельных напевов). Сдругой -сами эти образования 30 лахнов зачастую называют лахни мураккаб, что и означает «сложное образование, то есть собрание в некое единство отдельных строк или строф. Из сочетания подобных ладообразований строятся еще более сложные структуры, имеющие названия хусравони (букв.царские) и дастан (в значении многочастной поэмы).

Вот названия 30 лахнов системы «Мелодий Борбада», встречающихся в произведениях Низами, Манучехры и других поэтов-классиков Востока:

1. Ганджи бод овард

2. Ганджи гов

3. Ганджи сохта

4. Шодирвони марварид

5. Тахти Токиди

6. Нокуси

7. Овранги

8. Хакка ковус

9. Мохи бар кухон

10. Мушкидона

11. Оройиш

12. Нимруз

13. Сабз дар сабз

14. Кафли руми

15. Сарвистон

16. Сарв сахи

17. Нушин бода

18. Рамиш хон

19. Сози Навруз

20. Машкуя

21. Мехргони

22. Марвинак

23. Рохи шабдиз

24. Шаби фарах

25. Фарахруз

26. Гунча кабикдори

27. Нахчиргон

28. Кини Сиёвуш

29. Кини Эраж

30. Боги Ширин

«Мелодии Борбада» в целом предстает как совершенная, гармоничная (пропорциональная) система и осью ее симметрии являются «30 сложных мелодий» («лахни мураккаб»). Нетрудно заметить, что в основе системы «Мелодий Борбада» лежат древние космологические представления связанные, с лунным календарем народов Центральной Азии и Ирана: 7 дней недели, 30 дней месяца и 360 дней года.

Принципы «Мелодий Борбада» не исчезли бесследно и в последующий исламский период. Так, например, по свидетельству Дервиша Али Чанги, круг основных макомов равнялся семи. Или же проявление троичности - трехуровневости «Мелодий Борбада» сохраняется в ладовом воззрении Фараби: джинс - первичные ячейки, джам - октавные системы и джам и ат-тамм (полная совершенная система); в учении о кругах (илми адвар)макомы - авазе - шуъбе; в ладовой системе Шашмакома - основные (макомы), побочные (насры) и производные тарона, а также макоме (сарахбор), насрах (шуъбе) и производных от макома и насров - шуъбача (маленькие шуъбе).

Список литературы / References

1. Матякубов Отаназар. Макомот. Т., 2004.

2. Матякубов Отаназар. Узбекская классическая музыка. I. Истоки. Т., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.