Научная статья на тему 'Творческий путь Кумыкского театра во второй половине 40 х начале 60 х годов XX века'

Творческий путь Кумыкского театра во второй половине 40 х начале 60 х годов XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
365
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / ТЕАТР / СПЕКТАКЛЬ / ПЬЕСА / ТВОРЧЕСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АРТИСТ / РЕПЕРТУАР / МАСТЕРСТВО / КРИТИКА / DAGHESTAN / THEATRE / PERFORMANCE / THE PLAY / CREATIVITY / ACTIVITY / THE ACTOR / REPERTOIRE / SKILL / CRITICISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акаева Написат Байсолтановна

На основе разнообразной и историографической базы автор в данной статье анализирует деятельность Кумыкского театра со второй половины 40 х начало 60 х годов XX века. В статье исследуются спектакли, определившие новую ступень творческого роста Кумыкского театра. Даётся оценка работы актёров, режиссёров в определённый период времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity of Kumyksky theatre in the second half of the 1940-s to the beginning of the 1960-s

On the basis of diverse and historiographic base the author of this paper analyzes activity of Kumyksky theatre from the second half of the 1940-s to the beginning of the 1960-s. This work examines the performances which have defined a new step of creative growth of Kumyksky theatre. The assessment of work of actors and directors in the certain period of time is given.

Текст научной работы на тему «Творческий путь Кумыкского театра во второй половине 40 х начале 60 х годов XX века»

УДК 94 (470.67)

ББК 63.3 (2 Рос. Даг) А 38

Н.Б. Акаева,

аспирант кафедры отечественной истории Дагестанского государственного

педагогического университета, г. Махачкала, тел. 8-988-201-02-71.

Творческий путь Кумыкского театра во второй половине 40 - х - начале 60 - х годов XX века

(Рецензирована)

Аннотация. На основе разнообразной и историографической базы автор в данной статье анализирует деятельность Кумыкского театра со второй половины 40 - х - начало 60 -х годов XX века. В статье исследуются спектакли, определившие новую ступень творческого роста Кумыкского театра. Даётся оценка работы актёров, режиссёров в определённый период времени.

Ключевые слова: Дагестан, театр, спектакль, пьеса, творчество, деятельность, артист, репертуар, мастерство, критика.

N.B. Akaeva,

Post-graduate student of National History Department of the Daghestan State Pedagogical

University, Makhachkala, ph. 8-988-201-02-71.

Creativity of Kumyksky theatre in the second half of the 1940-s to the beginning of the 1960-s

Abstract. On the basis of diverse and historiographic base the author of this paper analyzes activity of Kumyksky theatre from the second half of the 1940-s to the beginning of the 1960-s. This work examines the performances which have defined a new step of creative growth of Kumyksky theatre. The assessment of work of actors and directors in the certain period of time is given.

Keywords: Daghestan, theatre, performance, the play, creativity, activity, the actor, repertoire, skill, criticism.

Послевоенные годы ознаменовали собой новый шаг вперёд в формировании профессионального драматического искусства республики Дагестан. Развитие дагестанского театрального искусства в послевоенные годы всё ещё оставалось под влиянием идеологических установок партии. Так, в постановлении ЦК ВКП (б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (от 26.08.1946 г.) были определены пути дальнейшей работы театра, с исчерпывающей полнотой и ясностью выявлены требования, предъявляемые театральному искусству - создавать высокоидейные, художественные произведения о советском человеке [1].

Перед театральными деятелями встала задача пересмотреть репертуар, драматургию, создать образы современников, прошедших через горнило войны и неимоверных трудностей тыла. Самым значительным явлением сезона 1947 г., определившим новую ступень творческого роста Кумыкского театра, был спектакль «Сын полка» В.Катаева. Пьеса была подготовлена к смотру творческой актёрской молодёжи театров автономных республик страны, который проходил в Москве летом 1947 года, и переведена на все основные дагестанские языки.

В этом спектакле ярко проявился талант молодой актрисы театра П. Асельдеровой, которая с большим мастерством сыграла главную роль Вани Солнцева. С. Джетере как

постановщику, художнику Г. Цыгвинцеву и актёрам удалось создать картину, правильно вскрывающую идейный и художественный замысел пьесы.

Сервер Джамилович Джетере был один из тех, кто в 1942 году после демобилизации из рядов Советской Армии приехал в Махачкалу и начал свою деятельность в качестве режиссёра - постановщика Кумыкского театра им. А.-П.Салаватова. Затем многие годы возглавлял творческий коллектив театра. Им были осуществлены такие постановки, как «Бахчисарайский фонтан» А.Пушкина, «Чапаев» Д. Фурманова, «Без вины виноватые» А. Островского, «Женитьба» Н. Гоголя, «Собака на сене» Лопе де Вега и многие другие [2].

К тридцатилетию комсомола художественным советом при Совете Министров ДАССР была предложена Кумыкскому государственному театру для постановки пьеса Г. Рустамова «Подарок Салимат». Спектакль «Подарок Салимат» поднимал тему - ковровщицы ковровой артели от имени народов Дагестана ткут ковёр в подарок И.Сталину. В спектакле ярко показывалась жизнь молодёжи Дагестана, особенно горянок [3].

Спектакль вобрал в себя всё лучшее что накопил театр за прошедшие годы, несмотря на то что автору пьесы не совсем удался образ Атая, которого играл Д. Саиднуров. Артистка Б.Мурадова, игравшая роль Салимат - лучшей ковровщицы артели, сумела тонко передать все сложные нюансы образа. В пьесе впервые на сцене Кумыкского театра интересно, красочно и впечатляюще была показана жизнь горской молодёжи. В 1948 году республиканской комиссией деятелей искусств «Подарок Салимат» Г.Рустамова и «Любовь Асият» А.Курбанова были признаны лучшими спектаклями на современную советскую тематику.

30 мая 1949 г., подводя итоги смотра на современную советскую тему в постановке Кумыкского театра, председатель комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР Фрейдович сказал следующее: «Подарок Салимат» - настоящий спектакль, который сделан по-режиссёрски. Здесь и актёрская большая удача, драматургическое новаторство» [4].

В 1949 году в дни празднования 150-летия со дня рождения А.С.Пушкина Кумыкский театр впервые осуществил постановку замечательного произведения юбиляра «Каменный гость». Несомненной и большой заслугой театра следует признать то, что он правильно понял и вскрыл идейное содержание пьесы.

Из произведений местных драматургов в этом же году в Кумыкском театре была показана новая пьеса А.Курбанова «Соседи», которую художественный совет Управления по делам искусств при Совете Министров ДАССР счёл в основном приемлемой для постановки в театрах республики [5].

Наиболее запомнились в спектакле А.Курумов (Алимурат), С.Джетере (Калуцкий), Х.Казимагомедова (Халисат) и Х.Магомедова (Ханымиздек). Трудная задача стояла в спектакле перед Д.Саиднуровым (Анвар) и Б.Мурадовой (Айбике), которые должны были показать в своих образах то новое начало, которое было свойственно послевоенной колхозной деревне.

Тридцатилетие автономии Дагестана Кумыкский театр встретил новой пьесой Г.А.Рустамова «Уллубий Буйнакский», в основу которой драматург положил последний, полный революционной героики период жизни Уллубия Буйнакского.

В 1950 - 1951 гг. театр показал ряд значительных спектаклей на современную тему советских писателей, классиков и произведения местных драматургов. В их числе были «Сулейман из Ашага-Стала» Р.Фатуева, «Прага остаётся моей» Ю.Бураковского, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина и «Макар Дубрава» А.Корнейчука.

Интересно, запоминающе прозвучал спектакль «Сулейман из Ашага-Стала» РФатуева (режиссёр С.С.Казимировский, художник Д.Гаджиев, музыка композитора Г.А.Гасанова). Артист А.Курумов, игравший роль народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского, создал интересный образ, раскрыв внутренний облик поэта и гражданина.

Осуществление постановки пьесы А.Корнейчука «Макар Дубрава» (постановщик С.С.Казимировский, художник Н.В.Лаврухин) явилось бесспорной удачей коллектива Кумыкского драматического театра. Это была одна из самых серьёзных и успешных работ

театра в сезоне. Блеснули исполнительским мастерством народные артисты Дагестана Т.Гаджиев в роли Макара, заслуженная артистка РСФСР и народная артистка Дагестана Б.Мурадова в роли Ольги, народный артист Дагестана С.Джетере - Павла, заслуженная артистка России Х.Магомедова - в роли жены шахтёра, народный артист России А.Курумов -Кондрата. С неослабевающим напряжением и большим внутренним подъёмом развёртывает перед зрителем Т. Гаджиев образ главного героя пьесы Макара Дубравы, наделяя его железной волей, ясным разумом государственного деятеля, суровой деятельностью наставника и глубокой нежностью отца [6].

В то же время начало 50-х годов отмечено определёнными трудностями в работе Кумыкского театра. Прежде всего это отразилось в режиссуре. В 1951 г. главный режиссёр Кумыкского театра Г.А.Рустамов был назначен главным режиссёром Русского драматического театра им. М.Горького. Новые режиссёры не сразу адаптировались в кумыкской труппе. Начала ослабевать драматургия. Раньше пьесы писались с учётом артистических сил Кумыкского театра. Г.А.Рустамов, который знал творческие способности каждого актёра, заранее «распределял» роли будущей пьесы. Теперь начало сказываться отсутствие в репертуаре новых оригинальных кумыкских пьес.

Наметились серьёзные недостатки в организационно-административной деятельности театра, в отсутствии собственного автотранспорта для обслуживания бригад актёров на выездах и т.д. [7].

Указанные трудности крайне отрицательно сказались на выполнении театром производственно-финансовых планов 1950-1953 гг., а также на художественном уровне его отдельных постановок. Так, по поводу пьесы Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» (постановщик С.Джетере) газета «Дагестанская правда» писала, что основная тема пьесы -моральное разложение дворянского общества - в спектакле осталась не раскрытой. «Вместо яркого реалистического показа мрачной картины прошлого, - отмечалось в рецензии, - театр преподнёс зрителю примитивно сделанный развлекательный спектакль» [8].

В ответ на критику в сезоне 1952 - 1953 гг. театр знакомит зрителя с пьесами двух драматургов братских республик - «Семьёй Аллана» Г.Мухтарова и «Шёлковое сюзанэ» А.Каххара, возобновляет «Женитьбу» Н.Гоголя и ставит новую пьесу А.Курбанова «У снежных гор».

Спектакль по пьесе Н.В.Гоголя «Женитьба» был подготовлен к столетию со дня смерти великого русского писателя, отмеченному в мире в марте 1952 года.

К достижениям Кумыкского театра нельзя было отнести и премьеру сезона, новую пьесу А.Курбанова «У снежных гор». Пьеса, как писала газета «Дагестанская правда», имеет некоторые достоинства. Автор верно изображает черты нового в жизни и быте колхозников Дагестана. Многие эпизоды пьесы и, в частности, комедийные сцены Солтана и Хасая, диалог бухгалтера Ильяса и бригадира Гамзатхана были разработаны свежо и умело. Однако в целом пьесу нельзя было отнести к удачным произведениям местной драматургии. Главный недостаток её состоял в том, что в основу пьесы не был положен глубокий жизненный конфликт - тема новаторства передовых людей колхозного села не получила должного драматургического решения [9].

Таким образом, ряд серьёзных недостатков, имевшихся в работе коллектива, ставил перед театром задачу дальнейшего углубления борьбы за качество своих постановок, за повышение квалификации творческого состава. Были проведены семинары по вопросам искусства и литературы, практические занятия по подготовке спектаклей, консультации по гриму, внешнему оформлению постановок, что во многом помогло актёрам в их дальнейшей творческой работе.

В 1952 г. была открыта театральная студия при Кумыкском театре, окончив которую в 1955 г. влились в коллектив артисты Нажмутдин Максудов, Магомед-Амин Акмурзаев, Юсуп Муратбеков, Расул Татамов, Зумруд Атагишиева, Галимат Татамова, Галимат Акмурзаева, Илмуганат Булатова и другие [10]. Этим было положено прочное основание для значительного улучшения работы театра в последующие годы.

Интересным и богатым в репертуарном отношении был сезон театра 1953-1954 гг., который открылся постановкой пьесы эстонского драматурга, лауреата Государственной премии A.Якобсона «Шакалы». Главную роль профессора Стила играл Т.Гаджиев.

В 1954 г., возобновив шефскую помощь театральным кружкам республики, Кумыкский театр на полевых станах ставил такие спектакли и сцены, которые были близки к жизни сельских тружеников и понятны зрителю. Успешно прошли на сцене театра пьесы местных драматургов: комедия A.Aджаматова «Невесты» - об улучшающейся жизни колхозников и «Широкий путь» ШАбдуллаева - о жизни девушки - горянки, становящейся инженером - энергетиком и отдающей свои силы восстановлению и укреплению родного колхоза [11].

Была осуществлена постановка пьесы «Сёстры» С.Джетере, посвященная моральным и этическим проблемам и являвшаяся первой попыткой создать национальную психологическую драму. Образ средней сестры Зайнаб - главной героини пьесы - явился не только новым актёрским достижением Б.Мурадовой, но и удачей самого драматурга.

Спектакль по пьесе М.Хуршилова «Суровые дни» позволил коллективу в новом плане показать себя зрителю и создать на сцене ряд запоминающихся образов героев советской действительности. Творческий тандем М.Хуршилова и таких участников спектакля, как Б.Мурадова ^йханум), М.Рашидханов (Сулейман) и Д.Саиднуров (Кеспер), создали сильную драматургическую композицию.

Готовясь к празднованию своего 25 - летия, коллектив театра включил в юбилейный репертуар пьесу турецкого писателя и поэта Н.Хикмета «Легенда о любви», поставленную режиссёром С.Джетере, и в начале 1955 года показал её зрителю. Чёткий, ясный по мысли и характеру образ Мехмэнэ Бану создала Барият Мурадова, одержавшая ещё одну творческую победу, Ширин - З.Хадаева, которая вложила простоту, обаяние и естественность в образ своей героини. Удачно играл Ферхада М.Рашидханов.

Судя по отзывам прессы, спектакль был доказательством большой творческой зрелости театра. В протоколе приёмочной комиссии Министерства культуры ДAССР, председателем которой являлся народный артист Aзербайджанской ССР Байков Б.П. и секретарём народный артист ДAССР A.Kурумов, была сделана следующая запись: «Просмотрев спектакль, комиссия считает, что идейная линия спектакля разрешена в соответствии с замыслом автора. Режиссура (С. Джетере) и коллектив с поставленной задачей в основном справились. Музыкальное оформление признать хорошим, художественное оформление выполнено в соответствии с эскизами и выглядит красочно, костюмы соответствуют стилю» [12].

7 мая 1955 года театр торжественно отметил свой двадцатипятилетний юбилей. На его сцене состоялся большой концерт, в программу которого вошли отрывки из лучших пьес, показанных зрителю за время существования коллектива [13], в день юбилея Указом Президиума Верховного Совета ДAССР Кумыкскому театру было присвоено имя A.-П.Салаватова [14].

Жизнь Кумыкского театра была неразрывно связана с именами выдающихся артистов Б.Мурадовой, A.Kурумова, Т.Гаджиева, Х.Магомедовой, Е.Легомениди, следом за ними шла другая плеяда молодых талантливых актёров: заслуженные артисты республики

Д.Саиднуров, артисты НАлхазов, A.Ихласов и другие. В коллективе в течение нескольких лет росла и совершенствовалась способнейшая молодёжь - артисты З.Хадаева, Х.Казимагомедова, М.Мусаев. Из среды актёров выросли свои талантливые режиссёры -Г.Рустамов, С.Джетере, A.Kурбанов, A.Kурумов. Театр помог творческому росту и становлению таких популярных драматургов, как A.-П.Салаватов, A. Aджаматов, Г.Рустамов, М.Хуршилов, A.Kурбанов и другие. В тесном содружестве с театром росло и совершенствовалось мастерство русских писателей Р.Фатуева, Д.Кусова и других драматургов братских народов. За творческие успехи и долголетнюю работу в области театрального искусства были присвоены почётные звания народных артистов ДAССР: ШАбдуллаеву, С.Джетере и М.Рашидханову, заслуженного деятеля искусств ДAССР -

А.Курбанову, заслуженной артистки ДАССР - С.Мурадовой. Большая группа работников была награждена Почётными грамотами Президиума Верховного Совета ДАССР.

В 1955 г. в Кумыкский театр был принят Ш.Манташев, который в течение 12 лет работал артистом театра. За заслуги в развитии театрального искусства ему было присвоено почётное звание «Заслуженный артист Дагестана». С 1966 г. Шарапутдин Мугутдинович работал в течение 15 лет директором Кумыкского театра. В 1989 г. посвятивший весь свой жизненный и творческий путь становлению и развитию дагестанского искусства Ш.М.Манташев создал музей театрального искусства[15].

В 1956 г. на должность главного режиссёра кумыкского театра вернулся Г.Рустамов, который возобновил свою деятельность постановкой спектакля «Кремлёвские куранты» по пьесе Н.Погодина. Кумыкский театр длительное время оставался в долгу перед зрителями. Спектакли малых тем с узкими семейно-бытовыми интригами мало интересовали их. В репертуаре театра не было крупных спектаклей на современную тему. Такое положение с репертуаром пагубно отразилось и на творческом росте всего коллектива. Способные артисты вынуждены были растрачивать свои силы и дарования в работе над незначительными, неинтересными ролями. С каждым годом снижалась требовательность к своему труду, вырабатывались штамп, однообразие, серость.

В 1957 г. Кумыкский театр им. А.-П.Салаватова участвовал во Всесоюзном конкурсе драматических театров, посвящённом 40-летию Октябрьской революции. В этом творческом соревновании участвовало свыше 300 театральных коллективов, хоров и ансамблей. В числе 32 лучших коллективов страны был и Кумыкский театр, который показал рост своих творческих сил. За успешную работу Кумыкского драматического театра им. А.-П.Салаватова над спектаклем «Комола» («Дочь Ганга») по роману Р. Тагора «Крушение» была объявлена благодарность всему коллективу театра и главному режиссёру Г.А.Рустамову. Решением жюри артистам театра А.С.Курумову, Б.С.Мурадовой, С.Т.Мурадовой и главному режиссёру театра Г.А.Рустамову были присуждены дипломы лауреатов фестиваля. Министерство культуры СССР и ВТО наградили спектакль дипломом первой степени [16].

В 1958 г. театр им. А.-П.Салаватова первым в республике был реорганизован в музыкально-драматический. До конца 1958 г. театр находился в стадии организации и фактически к исполнению полноценных музыкально-драматических спектаклей приступил только в 1959 г.[17].

Это открывало перед коллективом более широкие возможности сценического воплощения эстетически полноценных, эмоционально увлекательных художественных идей.

«Кумыкский театр недавно стал музыкально-драматическим», - писал театральный критик М.Иофьев. Это его название пока не вполне оправдано квалификацией труппы: далеко не все актёры владеют вокальной и танцевальной выразительностью, оркестр, хор, балетный коллектив ещё формируются. Вместе с тем это соответствует давнишним устремлениям коллектива - песня и танец всегда органично входили в его спектакли, кроме того, будучи единственным театром, играющим на кумыкском языке, театр им. А.-П.Салаватова естественно должен хранить и развивать не только чисто сценическую, но и театрально-музыкальную культуру своего народа, объединять вокруг себя не только художников, но и композиторов, музыкантов [18].

Таким образом, творческий путь Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова в начале II половины XX века был периодом возмужания и мастерства. Репертуар театра украшали постановки пьес зарубежной и русской классики, советской и дагестанской драматургии. Визитной карточкой труппы стали спектакли «Айгази» и «Красные партизаны» А.-П.Салаватова.

В театре оттачивали актёрское мастерство Б.С. Мурадова - народная артистка СССР, А. Курумов, Т. Гаджиев - народные артисты РСФСР, Д.О. Саиднуров, С.Т. Мурадова, З.Н. Атагишиева, Х.Х. Татамова, С.Д. Джетере, И.А. Курумова и многие другие.

Более 30 лет творческой жизнью театра руководил народный артист РСФСР -Г.Рустамов.

Озираясь назад, на пройденный театром путь, даже не вериться, что ещё в начале ХХ века идея театра была, чуть ли не утопией, но Кумыкский театр - первенец, доказал, что -это театр большого культурного исполнения. Он насыщен богатым наследием кумыкской культуры, которое перешло с прошлых времён.

Конечно, за годы творческого пути у Кумыкского театра были свои взлёты и падения. Но даже неудачи свидетельствовали о том, что театр живёт, работает и ищет.

Примечания:

1. ЦГА РД. Ф. п-1. Оп. 1. Д. 7551. Л. 142.

2. Юбилейный вестник Дагестанского государственного Кумыкского музыкальнодраматического театра им. А.-П. Салаватова. Махачкала, 1980. Октябрь. С. 3.

3. ЦГА РД. Ф. 716. Оп. 12. Д. 141. Л. 12.

4. Там же. Д. 118. Лл. 87-89.

5. Там же. Д. 132. Л. 44.

6. ЦГА РД. Ф. 1317. Оп. 2. Д. 1. Лл. 16-18.

7. Там же. Д. 2. Лл. 15-26.

8. Дагестанская правда. 1951. 16 дек.

9. Говоров. С. Кумыкский театр. Махачкала, 1955. С. 108.

10. Алиев М. Из жизни Кумыкского театра. Махачкала, 1999. С. 9.

11. ЦГА РД. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 7. Л. 39.

12. Там же. Л. 23.

13. Там же. Д. 3. Л. 30.

14. Дагестанский государственный Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова. Махачкала, 1978. С. 5.

15. Манташев. Ш.М. Союз театральных деятелей РД // Дагестанская правда. 1998.

22 дек. С. 3.

16. ЦГА РД. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 15. Л. 37.

17. Там же. Д. 37. Л. 27.

18. Иофьев М. Театр и его репертуар // Дагестанская правда. 1959. 10 июня. С. 3

References:

1. TSGA RD. F. p-1. Op. 1. D. 7551. L. 142.

2. The anniversary bulletin of the Dagestan State Kumyk musical and dramatic theatre of the A.- P. Salavatov. Makhachkala, 1980. October. P. 3.

3. TSGA RD. F. 716. Op. 12. D. 141. L. 12.

4. Ibidem. D. 118. Ll. 87-89.

5. Ibidem. D. 132. L. 44.

6. TSGA RD. F. 317. Op. 2. D. 1. Ll. 16-18.

7. Ibidem. D. 2. Ll. 15-26.

8. The Dagestanskaya Pravda. 1951. December,16.

9. Govorov S. The Kumyk theater. Makhachkala, 1955. P. 108.

10. Aliev M. From the life of the Kumyk Theatre. Makhachkala, 1999. P. 9.

11. TSGA RD. F. 252. Op. 1. D. 7. L. 39.

12. Ibidem. D. L. 23.

13. Ibidem. D. 3. L. 30.

14. The Dagestan State Kumyk musical and dramatic theatre of A.-P. Salavatov. Makhachkala, 1978. P. 5.

15. Mantashev Sh.M. The union of theatrical figures of the RD // The Dagestanskaya Pravda. 1998. December, 22. P. 3.

16. Ibidem. D. 1252. Op. 1. D. 15. L. 37.

17. Ibidem. D. З7. L. 27.

18. Iofjev M. A theatre and its repertoire // The Dagestanskaya Pravda. 1959. June, 10th. P. З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.