EURASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES, PHILOSOPHY AND CULTURE
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.2 | SJIF = 8.165 www.in-academy.uz
THE CREATIVE PATH OF THE GUITAR
Pak Anatoly Vadimovich
National Pop Art Institute named after Botir Zakirov Lecturer at the Department of Professional Training of Variety Performance Teachers https://doi.org/10.5281/zenodo.10935035
EURASIAN |OURNAL OF SOCIAL SCIENCES
PHILOSOPHY AND CULTURE
ARTICLE INFO
ABSTRACT
This article provides opinions on ways to play the guitar, a musical instrument that has its own creativity and performance in musical culture.
Received: 30th March 2024 Accepted: 05th April 2024 Online: 06th April 2024
KEYWORDS Musical culture, Guitar, creativity, art, music education, Jazz, exercises.
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ГИТЛРЫ
Пак Анатолий Вадимович
Национальный институт эстрадного искусства имени Ботира Закирова Преподаватель кафедры профессиональной подготовки педагогов эстрадного
исполнительства https://doi.org/10.5281/zenodo.10935035
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received: 30th March 2024 Accepted: 05th April 2024 Online: 06th April 2024 KEYWORDS
Музышльшя
Гитaрa,
искусство,
обрaзовaние,
упрaжнения.
культурa, творчество, музытльное Джaз,
В дaнной стaтье приводятся мнения о способaх игры нa гитaре, музытльном инструменте, имеющем свое творческое нaчaло и исполнение в музытльной культуре.
Пройдя долгий путь своего рaзвития, нa рубеже XV-XVI веков конструкция гитaры принялa современный вид. Первонaчaльно та инструмент устaнaвливaлись пять струн, тастроенные по квaртaм, ^к та лютне. Позже гитaрa стaлa шестиструнной, со строем более удобным для исполнения в открытых позициях для более полного использовaния звучaния открытых струн. Тaким путём клaссическaя гитaрa обрелa окончaтельную форму.
Термин «открытaя позиция» в джaзовой гитaрной литерaтуре имеет несколько иной смысл. В дaнном случaе под открытой позицией подрaзумевaется любaя aппликaтурнaя формa, при которой используются открытые струны (е, Ь, g, d, а, е)
EURASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES, PHILOSOPHY AND CULTURE
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.2 | SJIF = 8.165 www.in-academy.uz
Период с конца XVIII до середины XIX веков называют эпохой расцвета классической гитары. Такие гитаристы как Д. Aгуaдо, Ф. Сор, М. Каркасси, Ф. Карулли, М. Джулиани и др. раскрыли возможности гитары как инструмента, сочетающего в себе мелодическую и гармоническую стороны. Гитара в руках искусного исполнителя стала звучать как «маленький оркестр». Используя некоторые народные приёмы игры, в сочетании с высокой исполнительской культурой, гитаристы создавали блестящие произведения, ставшие образцами классической гитарной школы.
В России большую популярность получила семиструнная гитара, в основном настроенная по терциям. Среди гитаристов-семиструнников XIX века особо следует выделить М. Высотского, М. Соколовского, Н. Макарова. Техника игры на шестиструнной и на русской гитаре практически ничем не отличается, однако терцовый строй семиструнной гитары менее удобен для игры сложных полифонических произведений. Так как основное направление развития гитары шло по пути преодоления стереотипа, что гитара прикладной, чисто аккомпанирующий инструмент, строй шестиструнной гитары вытеснил терцовую систему настройки нашей «семиструнки».
В начале XX века наблюдается новый расцвет классической гитары. Этот период выдвинул ряд гитаристов, среди которых Ф. Таррега, М. Льобет, А. Сеговия и др., чье творчество стало эталоном, высшей ступенью развития классической гитары. Техника игры этих музыкантов была на таком уровне, что позволяло исполнять разные по степени сложности произведения, причём в больших концертных залах (без звукоусилительной аппаратуры). Стремясь увеличить громкость гитары гитаристы всё больше использовали ногтевой способ звукоизвлечения, который в настоящее время является преобладающим. С этого периода гитара обрела статус сольного концертного инструмента, заняв достойное место среди других классических инструментов.
Развитие классической гитары происходит и в наши дни. На гитару с нейлоновыми струнами в настоящее время можно установить звукосниматель, использовать электронную обработку звука эффектами. Также на классическую гитару можно установить и полифонический датчик, чтобы использовать МШЬконвертор, дополняя звучание гитары синтезаторными звукам. Эти технические новинки наших дней снимают вопросы относительно громкости инструмента и обогащают новыми звуковыми красками. Пытаясь ещё больше расширить чисто исполнительские возможности, музыканты и гитарные мастера работают и над новыми конструктивными решениями.
Основные пособия по обучению игры на гитаре.
1.Школа игры П. Агафошина - представляет собой методическое пособие, состоящее из четырех частей, в ней представлена продуманная и последовательная методика обучения игре на гитаре. Приемы игры на ней, а также сведения теоретического характера даны подробно, сложность упражнений и пьес постепенно нарастает по мере приобретения учеником необходимых знаний и умений. Все гитарные приемы тщательно описаны и даны в начале в виде упражнений, а затем закреплены на специально подобранном музыкальном материале. Нельзя не согласиться с принципом формирования репертуара, который на каждом этапе
EURASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES, PHILOSOPHY AND CULTURE
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.2 | SJIF = 8.165 www.in-academy.uz
обучения имеет свои особенности. Так, для первоначального этапа освоения инструмента Агафошин отдает предпочтение пьесам, написанным гитаристами классической школы XIX века, поскольку по своей стилистике, форме и "удобству" исполнения они идеально подходят для начинающих. Далее, автор расширяет репертуар за счет включения в него переложений, а также старинной музыки. Таким образом, музыкальный вкус учащегося растет и его кругозор расширяется. В то же время, исполняя огромное количество этюдов на различные виды техники из III части пособия, приобретается солидный технический багаж и необходимая выносливость, которая делает доступным исполнение произведений, составляющих IV часть. Именно здесь ученик встречается с репертуаром, являющимся вершиной для гитариста, а именно с произведениями И.С. Баха, а также с музыкой, написанной представителями испанской школы XX века.
В то же время нельзя ни отметить, что первоначальный этап обучения освещен недостаточно подробно. В Школе практически отсутствуют легкие и удобные постановочные упражнения, необходимые для того, чтобы учащийся смог приспособиться к гитаре. А ведь от этого зависит и правильная постановка рук, и удобство при игре, а главное - сила и качество звука. Чтобы учиться по Школе Агафошина, надо обладать идеальной приспособляемостью к инструменту, то есть природной музыкальностью, прекрасными физическими данными (большими, сильными руками), а также незаурядной силой воли и целеустремленностью. Кроме того, необходимо иметь большой запас свободного времени, так как авторские упражнения, представленные в I, а особенно во II части, при всей их методической полезности, громоздки по объему, сложны для разбора и тяжелы технически. А ведь излишняя сложность на начальном этапе, особенно в левой руке, может привести к тому, что учащийся привыкнет сильно напрягать руки, утратив, таким образом, необходимую двигательную свободу и легкость при игре. Недаром "зажатые" руки, это одна из серьезнейших проблем, и причина ее, как правило, в перегрузке левой руки на первом этапе обучения.
2. В "Школе игры на шестиструнной гитаре" Эмилио Пухоль формулирует те новые принципы, которые внесли в гитарное исполнительство испанские гитаристы Ф. Таррега и Э. Льобет. Прежде всего, это касается звуковых возможностей гитары: широкое применение апояндо позволило инструменту звучать громче. Кроме того, значительно расширились технические средства гитары, и, вследствие этого, расширился гитарный репертуар. Именно благодаря заслугам испанской школы, гитара в XX веке становится концертным инструментом.
Пожалуй, ни одно пособие не уделяет столь большого внимания первоначальному этапу овладения инструментом. Подробно и дотошно автор описывает и иллюстрирует практическими упражнениями все возможные варианты и комбинации в работе рук, которые возникают при игре в первой позиции.
В Школе Э. Пухоля, подробно и анатомически точно описана техника игры на гитаре и пути, возможности приобретения этой техники. В то же время, несколько удручает полное отсутствие эмоциональной и художественной составляющей музыкального исполнительства. Сочинения Пухоля достаточно интересны, они
EURASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES, PHILOSOPHY AND CULTURE
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.2 | SJIF = 8.165 www.in-academy.uz
основaны та испaнском фольклоре, и в них учитывaются возможности гитaры. Но они несколько однообрaзны стилистически, a, следовaтельно, если основывaться в обучении преимущественно та произведениях дaнного aвторa, то эмоциотальное рaзвитие учaщегося неминуемо пострaдaет. Лишь беглое прочтение содержaния говорит исключительно о рaботе пaльцев и ни словa о сaмой музыке. Любой ребенок, прочтя, к примеру, тaкое нaзвaние, кaк "Исполнение aрпеджио из трех звуков с одновременным зaщипывaнием бaсовой струны большим пaльцем при извлечении первого зву^ aрпеджио", испугается и зaкроет книгу, чтобы не открывaть ее больше никогдa. ^ мой взгляд, в обучении музыке первичным является эмоционaльное нaчaло. Ученик должен понимaть и чувствовaть музыку, которую он игрaет. Упрaжнения, этюды и пьесы Э. Пухоля, несмотря нa профессиотализм и композиторскую одaренность их aвторa, не могут служить репертуaрной основой для нaчинaющего, тaк кaк они сложны технически, с трудом зaпоминaются нaизусть и однообрaзны по своей стилистике. В то же время, рaссмaтривaемaя нaми книга является прекрaсным пособием для рaзвития техники игры, основaнной нa принципaх испaнской школы XX векa.
3.В "Школе игры та шестиструнной гитaре" A. Ивaновa-Крaмского aвтором постaвленa зaдaчa охвaтить период, нaчинaя с сaмого первого этaпa освоения инструментa, до уровня, примерно соответствующего I-II курсaм музы^льного училищa, либо колледжa.
Книга состоит из двух чaстей. Первaя чaсть содержит теоретические сведения о гитaре, a тaкже некоторые сведения из элементaрной теории музыки, необходимые для того, чтобы учaщийся, сaмостоятельно освaивaющий инструмент, мог пользовaться нотaми. Кроме того, в ней дaется информaция о постaновке рук, способaх звукоизвлечения, дaются первонaчaльные упрaжнения, этюды и легкие пьесы.
Упрaжнения, преднaзнaченные для первонaчaльного периодa, не производят впечaтления цельной продумaнной методики. Aвтор не предполaгaет отдельных упрaжнений для прaвой и левой руки. Нaчинaть он рекомендует с исполнения одноголосных мелодий нa кaждой струне. Эти мелодии-упрaжнения решaют две зaдaчи: прaктическую и теоретическую. Они, с одной стороны, учaт игрaть, с другой, нa их примере Крaмской покaзывaет рaзные прaвилa из облaсти теории музыки: тапример, кaк игрaть, считaя вслух.
Планирование и организация первых уроков.
Первaя встречa с учеником — это всегдa волнующий момент для учителя и учение. С первых уроков необходимо зaвоевaть доверие учение. В общении с учеником следует постaвить перед собой зaдaчу, чтобы ученик доверился вaм, с желaнием и искренне рaсскaзывaл о себе, друзьях, своих увлечениях и т. п.
Чтобы ребенок та первых порaх не потерял веру в себя, получaл удовольствие и удовлетворение от ^ждой встречи с музыкой, необходимо соизмерять предлaгaемые зaдaния с интересaми и возможностями учение, a методический мaтериaл дaвaть, не перегружaя его внимaния, рaционaльно и последовaтельно. Уверенность ученикa в своих силaх, в возможности достижения постaвленных целей создaст блaгоприятные условия для повышения его сaмосознaния, ощущения собственной знaчимости. Чтобы
EURASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES, PHILOSOPHY AND CULTURE
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.2 | SJIF = 8.165 www.in-academy.uz
ребенок мог полноценно воспринимать и понимать музыку, прежде всего, необходимо научить его внимательно слушать. Гитара как музыкальный инструмент имеет свои особенности звучания, которые требуют от ученика постоянного и целенаправленного слухового внимания и контроля. Как мы знаем, невозможно управлять извлеченным на гитаре звуком и удерживать его долговременно в динамическом напряжении. Гитарист, умеющий внутренним слухом предслышать извлекаемый звук, умеющий сознательно контролировать протяженность и затухание взятого на гитаре звука, может добиться большой выразительности звучания музыкальной фразы. Надо постоянно учить ученика слушать себя как бы со стороны, активно вслушиваться в элементы музыкальной ткани, учить анализировать и контролировать свою игру. Количество номеров, разбираемых в классе и задаваемых на дом, следует отбирать в зависимости от возраста ученика и степени усвоения материала. Весь цикл следует проводить до полного усвоения смысла стихов, считалок, поговорок и правильного, а главное - добиваться выразительного их произношения.
Занятиям на инструменте следует уделять регулярное внимание, особенно на начальном этапе, так как в самом начале у учащегося не устоялась правильная посадка, постановка рук и правильное звукоизвлечение.
1.
References:
Гитара // Большая российская энциклопедия. Том 7. — М., 2007.