Научная статья на тему 'Система профессионального образования как компонент академического искусства'

Система профессионального образования как компонент академического искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
151
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВО / ГИТАРА / ШКОЛА ИГРЫ НА ИНСТРУМЕНТЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ганеев Виталий Ринатович

В статье рассматривается система профессионального образования, академическое музыкальное искусство. Показано различие общего и специального музыкального образования. Дана историческая справка обучения игре на гитаре, упоминаются значимые школы и методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система профессионального образования как компонент академического искусства»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КОМПОНЕНТ АКАДЕМИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Ганеев В.Р.

Ганеев Виталий Ринатович - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра народных инструментов, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, г. Саратов

Аннотация: в статье рассматривается система профессионального образования, академическое музыкальное искусство. Показано различие общего и специального музыкального образования. Дана историческая справка обучения игре на гитаре, упоминаются значимые школы и методы.

Ключевые слова: образование, искусство, гитара, школа игры на инструменте.

Согласно предложенной в данном исследовании структуре, профессиональное обучение является вторым компонентом академического музыкального искусства.

Музыкальное образование определяется различными библиографическими источниками как «процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения» [1, с. 763]. Под музыкальным образованием понимается также сама система музыкального обучения, организованная преимущественно в учебных заведениях, основным методом которой является подготовка под руководством педагога.

Различается общее музыкальное образование, дающее знания и навыки, необходимые для восприятия музыки или любительской творческо-музыкальной работы, и специальное музыкальное образование, главной задачей которого является подготовка специалиста в области профессиональной музыкальной (композиторской, исполнительской, научной, педагогической) деятельности. «Цели, содержание, уровень, методы и организационные формы музыкального образования определяются изменяющимися на протяжении истории музыкальной культуры социальными отношениями, национальной спецификой, ролью музыкального искусства в жизни данного общества, музыкально-эстетическими взглядами, стилистикой музыкального творчества, бытующими формами музыкальной деятельности, функциями, выполняемыми музыкантами, господствующими общепедагогическими идеями и уровнем развития музыкальной педагогики» [1, с. 763].

Содержание и методы музыкального образования зависят от возраста обучаемого, его способностей, специализированной направленности (в зависимости от изучаемого инструмента) и задачами его последующей профессиональной деятельности.

Развитие музыкального образования было связано с формированием системы нотной записи и нотопечатания, создавшими возможность облегчить музыкальное обучение и передачу музыкального опыта. В XVI в. складывается музыкант нового типа - образованный музыкант-практик, занимающийся разнообразной профессиональной музыкальной деятельностью (хоровое пение, игра на органе и других музыкальных инструментах, сочинительство, импровизация и пр.), имеющий возможность по необходимости переходить от одного вида деятельности к другому, на формирование которого и были направлены усилия музыкальной педагогики данного исторического периода.

Создание профессиональных музыкальных учебных заведений в европейских странах проходило в тесной связи с той или иной национальной музыкальной культурой. Однако деятельность музыкальных педагогов и получение молодыми

музыкантами образования, зачастую протекавшие за пределами своей страны (нидерландских - в Германии, немецких - во Франции и т.д.), создавали условия, в которых достижения отдельных школ становились общеевропейским достоянием. Организационные формы музыкального образования в разных странах были различными. Так, например, во Франции и Нидерландах это была форма певческой школы при католическом храме - метриза, - где мальчиков с раннего возраста обучали пению, игре на органе, теории музыки одновременно с общеобразовательными предметами. В Италии на основе сиротских приютов conservatorio для музыкально одаренных детей (мальчиков - в Неаполе, девочек - в Венеции) возникли специальные музыкальные учебные заведения.

Общественно-политические события в Европе XVIII в. повлекли за собой коренные изменения в истории музыкальной культуры и, в частности, музыкального образования, формирование которого происходило под воздействием новых факторов, связанных с демократизацией музыкально-театральной и концертной жизни, развитием инструментальной музыки и пр. Возникновение новых оперных театров, певческих и музыкальных обществ, развитие домашнего и салонного музицирования требовало, с одной стороны, большего числа музыкантов, а с другой -совершенствования их в определенной узкой специальности.

Обучение отдельным специальностям, в том числе в направлении исполнительского искусства возникло в открывшейся Парижской консерватории. Организованная образовательная система имела раздельное обучение - подготовка музыканта-теоретика отделилась от обучения композитора, а обучение исполнительскому искусству от импровизации. На содержание профессионального музыкального образования влияли также различные учебные заведения - частные, городские и государственные. В центре внимания большей части консерваторий или аналогичных учреждений (академий, высших музыкальных школ, колледжей и пр.), отрывшихся в большинстве европейских стран вслед за Францией, было исполнительское искусство. Студенты этих учебных заведений, получавшие как профессиональное, так и «любительское» образование, представляли собой разнородную массу по возрасту, уровню развития и подготовки. В числе квалификаций выпускников могла быть квалификация виртуоза, а также педагога для школы или для музыкального воспитания в семье.

История обучения игре на гитаре, свидетельствует о его сходстве с развитием преподавания игры на других академических инструментах. Например, говоря о начальном периоде фортепианного исполнительства, Г.М. Цыпин в своей работе «Обучение игре на фортепиано» пишет: «В условиях, когда художественный облик каждого квалифицированного музыканта характеризовался прежде всего профессиональным универсализмом и разносторонностью практических умений и навыков (игра на различных инструментах, педагогика, композиция и др.) овладение узкой специальностью исполнителя-клавириста менее всего почиталось как самоцель» [2, с. 10]. Это положение в полной мере относится и к исполнителям-гитаристам, большинство которых помимо композиторской ведут, как правило, активную методическую и преподавательскую деятельность, осуществляя поиск рациональных методов в постановке исполнительского аппарата, звукоизвлечении, приемах игры и пр. Интерес к методике преподавания игры на гитаре был проявлен уже в эпоху «музыкального универсализма». Определяющее значение для становления профессионального образования в области игры на классической гитаре имел исторически накопленный методический опыт.

Первый трактат, посвященный исследованию искусства гитары, был издан в Барселоне 1596 году, его автор - Хуан Карлос Амат (1572-1642). Наиболее серьезным методическим исследованием XVII века была изданная в Сарагосе в 1674 году «Инструкция по игре на испанской гитаре» Гаспара Санза (1640-1710). По словам Н.П. Михайленко, «Санз уже тогда рекомендовал применение "баррэ" и вибрацию»

44

[134, с.34]. XVIII век принес гитаре конструктивные изменения (количество струн, объем корпуса, величина мензуры, устойчивый строй и т.д.). Новатором в этой области был Мануэль (Мигель) Гарсиа. Отказавшись от использования хоров (сдвоенных струн), он явился фактически изобретателем шестиструнной гитары с одинарными струнами. Первое упоминание о таком инструменте можно найти в трактате Ф. Моретти «Правила игры на шестиструнной гитаре», изданном в Мадриде в 1799 году.

С развитием гитарной исполнительской техники «отходит в прошлое впечатляющая своей творческой многогранностью фигура музыканта-универсала, обязанного в соответствии с воззрениями эпохи знать и уметь в музыкальном искусстве если не все, то почти все. На смену старым мастерам приходят специалисты более узкого профиля, всецело посвящающие себя какому-либо одному виду музыкальной деятельности, уделяющие внимание достижению возможно более значительных результатов в русле одной единственной профессии» [2, с. 24-25].

Одно из лучших методических пособий этого периода, посвященное шестиструнной гитаре в XIX веке, было написано Ф. Сором «Méthode pour la Guitare» (первое издание его вышло в свет в 1830 г. в Париже). Школа была переиздана в Бонне1882 г. и в Лондоне в 1927 г.), некоторые положения которого, как, например, постановка левой руки, и сегодня не утратили актуальность. «Эта рука заставляла меня гораздо больше задуматься, чем правая; я видел, что большинство гитаристов кладут впереди грифа половину руки, поддерживая гитару в вершине угла, образуемого большим и указательным пальцами; в таком положении палец последний вынужден нажимать так сильно, что неудобно брать fa на первом ладу квинты. Вследствие того, что концы пальцев касаются струны не в перпендикулярном к ним направлении, требуется гораздо больше усилий для нажимания струн, и оттого почти неизбежно затрагиваются соседние лады и получается неясный, нечистый звук» [цит. по: 98, с. 1891]. Методические установки Ф. Сора были направлены на исключение из работы по зажиму струн большого пальца левой руки и приведение первых фаланг пальцев в перпендикулярное состояние по отношению к плоскости грифа. О том, насколько данные установки были революционными, можно судить по авторскому предисловию к «Школе»: «Составляя школу для гитары, я имею ввиду говорить только о той методике, которую внушили мне мои размышления и личный опыт, чтобы усовершенствовать свою собственную игру. Если же некоторые правила ее столкнутся с привычками, усвоенными до сих пор гитаристами, которые вследствие слепой покорности и почти фанатичного благоговения к своим учителям безусловно следовали их внушениям, не вникая в сущность таковых, то будет несправедливо предполагать во мне один дух противоречия» [цит. по: 3, с. 1884].

Еще одна значительная фигура, повлиявшая на процесс совершенствования исполнительской техники на шестиструнной гитаре - Д. Агуадо (1784-1849). В 1825 году им издано в Мадриде методическое пособие «Новый метод», впоследствии переиздававшееся в Париже (1827) и Мадриде (1843) с исправлениями и дополнениями, оно явилось самым объемным методическим исследованием, в котором было впервые обращено особенно пристальное внимание на технику правой руки, пропагандируя ногтевой способ звукоизвлечения.

Достаточно серьезной для своего времени работой можно считать «Школу» М. Каркасси (1792-1853), изданную в 1836 году в Германии (в СССР была издана в 1972 году под редакцией А.М. Иванова-Крамского) [92]. Школа построена на инструктивном материале, сопровождающимся очень краткими, но методически емкими объяснениями. Систематично расположенный репертуарный материал свидетельствует о большом педагогическом мастерстве автора.

Две следующие Школы, о которых необходимо упомянуть, основаны на методических принципах видного деятеля гитары конца XIX века Ф. Тарреги (18521909), внесшего значительный вклад в становление и развитие искусства классической гитары. Первая из них - «Школа» П. Роча, изданная в Нью-Йорке в

45

1921 году (в СССР вышла под редакцией А.М. Иванова-Крамского) [4], в которой автор обращает особое внимание на аппликатуру и приготовление пальцев левой руки. Работа П. Роча изобилует объяснениями основных принципов посадки и постановки исполнительского аппарата, звукоизвлечения «ударом», способа исполнения сложных флажолетов, а также положению большого пальца левой руки. Вторая же - «Школа игры на шестиструнной гитаре на принципах техники Ф. Тарреги» Э. Пухоля (1886-1980) [5], первые две части которой были изданы в Аргентине в 1932 г. - являлась самым подробным исследованием особенностей современной исполнительской техники в области классической гитары. «Школа» Э. Пухоля представляет собой пятитомный методический труд, издание которого так и не было завершено при жизни автора. В 1977 г. издательством «Советский композитор» «Школа» была издана в СССР, став, пожалуй, единственным из всех «советских» гитарных изданий в полной мере «школой», поскольку остальные были либо наполовину хрестоматиями, либо самоучителями. В основе советского издания лежат II и III части под ред. И. Поликарпова. Принципиальным достоинством этого труда является оригинальный инструктивный материал, выстроенный в логической последовательности (от простого к сложному). «Школа», однако, не лишена недостатков, на самый важный из которых указывает Н.П. Михайленко: «...это дезориентирующая установка автора на "преимущества" безногтевого способа звукоизвлечения» [6, с. 50].

Среди методических трудов отечественных авторов, посвященных классической гитаре, необходимо упомянуть «Школы» П.С. Агафошина [7] и А.М. Иванова-Крамского [8], а также методическое пособие А. Гитмана [9], последний из которых самым подробным образом освещает особенности современной исполнительской техники. Если первые две работы строятся в основном на «сеговиевских» методических принципах (как в смысле постановки рук, так и в смысле аппликатуры), являясь «российскими» только по языку написания и репертуарной составляющей, то в содержании последней заслуживает внимания не только обоснование «отхода от принципов Ф. Тарреги» в постановке исполнительского аппарата, но, прежде всего, описание так называемого контактного звукоизвлечения, т.е. приготовления пальцев правой руки.

Однако все перечисленные работы направлены, прежде всего, на изучение исполнительской техники и не затрагивают (или в незначительной степени касаются) роли классической гитары в современном «репертуарном климате» (первые две потеряли актуальность, нотное приложение последней более чем скромно).

Наличие оригинального высокохудожественного репертуара, а также профессиональных исполнителей (многие из которых ведут активную педагогическую деятельность) обеспечило классической гитаре в Европе, а затем и во всем мире статус концертного инструмента. Классы классической гитары в настоящее время открыты в Парижской консерватории (Р. Дьенс), Венской консерватории (К. Рагозник), Российской академии им. Гнесиных (А. Фраучи, Н. Комолятов) и многих других музыкальных вузах. В настоящее время классическая гитара преподается во многих музыкальных вузах страны. Такие классы открыты в консерваториях и институтах Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Волгограда, Воронежа, Тамбова и многих других. Вполне очевидной является так же активная методическая работа преподавателей классов классической гитары, среди которых Н.А. Иванова-Крамская, Н.Н. Дмитриева, В.В. Козлов, А. Гитман и многие другие.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в настоящее время искусство игры на классической гитаре имеет сложившуюся, выходящую за рамки какой-либо одной национальной культуры систему, направленную на формирование профессионального исполнителя-гитариста. Следовательно, можно говорить о существовании системы профессионального образования, которая является вторым компонентом академического исполнительского музыкального искусства.

Список литературы

1. Музыкальное образование / Баренбойм Л.А. // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1976. Т. 3. С. 763-787.

2. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М. 1984. 176 с.

3. Классическая гитара в России и СССР / Сост. М. Яблоков. Тюмень -Екатеринбург, 1992. 2320 с.

4. Роч П. Школа игры на шестиструнной гитаре по методу Ф. Тарреги / Ред. А. Иванова-Крамского. М., 1962. 103 с.

5. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре на принципах техники Ф. Тарреги. М.: Сов. композитор, 1988. 190 с.

6. Михайленко Н. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003. 248 с.

7. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1983. 207 с.

8. Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970. 124 с.

9. Гитман А.Ф. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М.: ИЧП «Престо», 2002. 105 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.