Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Методика / методика обучения родному языку / методика обучения грамоте / методика чтения / грамматика / фонетика / методика обучения словообразования / методика развития речи. / Methodology / methodology of teaching native language / methodology of teaching literacy / methodology of reading / grammar / phonetics / methodology of teaching word formation / methodology of speech development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье рассматриваются актуальные вопросы, значение, цели и задачи методики преподавания родного языка в начальной школе. Я рассмотрю методологию преподавания узбекского языка в начальных классах, уделив особое внимание ключевым принципам и стратегиям, которые могут улучшить опыт изучения языка для младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF TEACHING UZBEK LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOLS

The article discusses current issues, the importance, goals and objectives of the methodology of teaching native language in primary school. I will consider the methodology of teaching Uzbek language in primary school, paying special attention to the key principles and strategies that can improve the language learning experience for younger students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

EURASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES, PHILOSOPHY AND CULTURE

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.2 | SJIF = 8.165 www.in-academy.uz

METHODOLOGY OF TEACHING UZBEK LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOLS

Begoyim Yuldosheva

3rd year student of Navoi State Pedagogical Institute, Faculty of Uzbek

Language and Literature https://doi.org/10.5281/zenodo.13066800

EURASIAN |OURNAL OF SOCIAL SCIENCES

PHILOSOPHY AND CULTURE

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received: 21th July 2024 Accepted: 26th July 2024 Online: 27th July 2024 KEYWORDS

Methodology, methodology of teaching native language, methodology of

The article discusses current issues, the importance, goals and objectives of the methodology of teaching native language in primary school. I will consider the methodology of teaching Uzbek language in primary school, paying special attention to the key principles and strategies that can improve the language learning experience for younger students.

teaching

methodology

grammar,

methodology

word

methodology development.

literacy, of reading, phonetics, of teaching formation, of speech

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССАХ Бегойим Юлдошева

Студентка 3 курса Навоийского государственного педагогического института, факультет узбекского языка и литературы https://doi.org/10.5281/zenodo.13066800

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received: 21th July 2024 Accepted: 26th July 2024 Online: 27th July 2024 KEYWORDS

Методика, методика обучения родному языку, обучения методика

методика грамоте, чтения, фонетика, обучения

словообразования, методика развития речи.

В статье рассматриваются актуальные вопросы, значение, цели и задачи методики преподавания родного языка в начальной школе. Я рассмотрю методологию преподавания узбекского языка в начальных классах, уделив особое внимание ключевым принципам и стратегиям, которые могут улучшить опыт изучения языка для младших школьников.

грамматика, методика

EURASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES, PHILOSOPHY AND CULTURE

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.2 | SJIF = 8.165 www.in-academy.uz

Преподавание узбекского языка в начальных классах является важнейшей частью формирования языковых способностей школьников Узбекистана. Методика, используемая при преподавании этого языка на начальном уровне, играет важную роль в обеспечении прочного фундамента знаний учащихся на родном языке. Существует несколько ключевых подходов и методов, которые учителя могут использовать для эффективного преподавания узбекского языка ученикам начальных классов. Одной из основных методик, используемых при обучении узбекскому языку в начальных классах, является коммуникативный подход. Этот подход направлен на обучение студентов тому, как эффективно общаться в реальных жизненных ситуациях с использованием языка. Учителя используют такие мероприятия, как ролевые игры, дискуссии и игры, чтобы помочь ученикам попрактиковаться в разговорной речи, аудировании, чтении и письме на узбекском языке. Такой подход помогает учащимся развивать свои языковые навыки осмысленным и практическим способом. Еще одной важной методикой преподавания узбекского языка в начальных классах является использование наглядных материалов и практических занятий. Наглядные пособия, такие как карточки, картинки и плакаты, помогают учащимся изучать и запоминать новый словарный запас и грамматические правила. Практические занятия, такие как головоломки, словесные игры и поделки, привлекают учащихся и делают изучение языка увлекательным и интерактивным.1

Помимо коммуникативного подхода, использования наглядных материалов и практических занятий, учителя также используют песни и стишки при обучении узбекскому языку учащихся начальных классов. Музыка и ритм — мощные инструменты, которые помогают учащимся легче запоминать словарный запас и грамматические правила. Учителя часто используют традиционные узбекские песни и стишки, чтобы познакомить учащихся с новыми языковыми понятиями и попрактиковаться в произношении. Кроме того, учителя используют тематический подход при преподавании узбекского языка в начальных классах. Этот подход предполагает организацию уроков языка по конкретным темам или темам, которые актуальны и интересны учащимся. Например, учителя могут преподавать словарный запас, связанный с семьей, едой, животными или временем года, в контексте определенной темы. Этот подход помогает студентам устанавливать связи между различными языковыми понятиями и применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Еще одной методикой, используемой при преподавании узбекского языка в начальных классах, является использование рассказывания историй и литературы. Учителя часто читают учащимся рассказы, стихи и народные сказки, написанные на узбекском языке, чтобы познакомить их с богатым культурным и литературным наследием их языка. Это помогает учащимся развивать навыки аудирования и чтения, а также воспитывает любовь к литературе и языку.

'Сариев Ш. Развитие речи на занятиях по грамотности. Журнал «Начальное образование» №4. - Ташкент,

1997г.

EURASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES, PHILOSOPHY AND CULTURE

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.2 | SJIF = 8.165 www.in-academy.uz

Более того, учителя включают технологии в свою методику преподавания, чтобы улучшить учебный опыт учащихся начальных классов. Интерактивные доски, образовательное программное обеспечение и онлайн-ресурсы можно использовать, чтобы сделать уроки языка более увлекательными и интерактивными. Учителя также могут давать онлайн-домашние задания и практические занятия, чтобы помочь учащимся укрепить свои языковые навыки за пределами класса. Кроме того, учителя поощряют учащихся использовать узбекский язык в повседневных разговорах и общении как внутри, так и за пределами класса. Создавая благоприятную языковую среду, учителя помогают учащимся обрести уверенность в разговорной речи и использовании языка в различных контекстах. Это также помогает студентам увидеть практическую ценность изучения узбекского языка и мотивирует их продолжать совершенствовать свои языковые навыки. Учителя также оценивают прогресс и понимание учащихся, используя различные методы, такие как викторины, тесты, проекты и устные презентации. Регулярно оценивая успеваемость учащихся, учителя могут выявить слабые места и предоставить целевую поддержку, чтобы помочь учащимся улучшить свои языковые навыки. Эта обратная связь также помогает учителям корректировать свои стратегии и методики преподавания, чтобы лучше удовлетворять потребности своих учеников.2

Преподавание языка детям младшего возраста в начальных классах — важная и сложная задача, требующая тщательной методологии. Когда дело доходит до преподавания узбекского языка в начальных классах, преподаватели должны учитывать различные факторы, такие как методы, соответствующие возрасту, важность благоприятной учебной среды и стратегии эффективного вовлечения молодых учащихся. Одним из важных аспектов преподавания узбекского языка в начальных классах является создание богатой языковой среды, способствующей активному участию и взаимодействию. Изучение языка наиболее эффективно, когда дети знакомятся с языком в значимых контекстах и поощряются к общению и самовыражению на узбекском языке. Педагоги могут добиться этого, включив в свои уроки аутентичные материалы, такие как детские книги, песни и игры на узбекском языке. Погружая учащихся в язык посредством различных занятий, учителя могут помочь им развивать языковые навыки естественным и достоверным образом.

Еще одним важным аспектом преподавания узбекского языка в начальных классах является использование соответствующих возрасту методов обучения, отвечающих когнитивным потребностям и потребностям развития юных учащихся. Педагоги должны использовать сочетание визуальных, слуховых и кинестетических действий, чтобы удовлетворить различные стили обучения и предпочтения. Например, учителя могут использовать визуальные эффекты, такие как изображения и жесты, чтобы помочь ученикам понять словарный запас и грамматические концепции, а также включать музыку и двигательные упражнения, чтобы закрепить изучение языка в динамичной и увлекательной форме. Кроме того, педагогам следует применять коммуникативные подходы к преподаванию языка, направленные на развитие

! Бабанский Ю. К. Методика обучения в современной общеобразовательной школе. - Т.: Учитель, 1990.

EURASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES, PHILOSOPHY AND CULTURE

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.2 | SJIF = 8.165 www.in-academy.uz

способности учащихся эффективно общаться на узбекском языке. Это может включать в себя интерактивные действия, такие как ролевые игры, беседы и групповые дискуссии, которые побуждают учащихся использовать язык в реальных жизненных ситуациях. Предоставляя учащимся возможность практиковаться в разговорной речи, аудировании, чтении и письме на узбекском языке, учителя могут помочь им со временем обрести уверенность и улучшить владение языком. Помимо использования коммуникативных подходов к обучению языку, преподаватели также должны уделять внимание культурным аспектам. узбекского языка и включать культурные элементы в свои уроки. Интегрируя культурные ориентиры, традиции и обычаи в преподавание языка, учителя могут помочь учащимся глубже понять и оценить узбекский язык и культуру. Это также может способствовать развитию чувства принадлежности и связи со своим наследием у студентов узбекского происхождения.

Более того, учителя должны предоставлять учащимся возможности участвовать в содержательной и целенаправленной деятельности по изучению языка, которая имеет отношение к их повседневной жизни. Например, преподаватели могут разрабатывать задания и проекты, требующие от учащихся использования узбекского языка в практических ситуациях, таких как написание писем, создание презентаций или проведение собеседований на узбекском языке. Связывая изучение языка с реальным контекстом, учителя могут мотивировать учащихся учиться и эффективно применять свои языковые навыки. Еще одним ключевым аспектом преподавания узбекского языка в начальных классах является обеспечение последовательного и структурированного языкового материала, способствующего языковому развитию учащихся. Преподавателям следует тщательно планировать свои уроки и следить за тем, чтобы они основывались на существующих знаниях и навыках учащихся, а также постепенно вводя новый словарный запас и грамматические понятия. Поддерживая языковой ввод и предоставляя четкие модели и примеры, учителя могут помочь учащимся более эффективно понять и усвоить язык.

Кроме того, учителя должны регулярно оценивать уровень владения языком учащихся, используя различные инструменты формативного и суммативного оценивания. Сюда могут входить такие задания, как викторины, тесты, презентации и проекты, оценивающие способность учащихся использовать узбекский язык в различных контекстах. Отслеживая прогресс учащихся и выявляя области для улучшения, учителя могут адаптировать обучение так, чтобы оно отвечало индивидуальным потребностям каждого учащегося и способствовало достижению его целей в изучении языка. Кроме того, педагогам следует вовлекать родителей и опекунов в процесс изучения языка, делясь информацией об учебной программе, мероприятиях и ресурсах, используемых в классе. Содействуя сотрудничеству между учителями и родителями, преподаватели могут создать благоприятную среду обучения, которая выходит за пределы классной комнаты и побуждает учащихся практиковать и закреплять свои языковые навыки дома. Это может помочь учащимся закрепить прочные знания узбекского языка и улучшить общий опыт изучения языка.3

! Гафорова Т., Шодмонов Э., Эштурдиева Г. Алфавит (Грамотность). - Т.: Учитель, 1999.

EURASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES, PHILOSOPHY AND CULTURE

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.2 | SJIF = 8.165 www.in-academy.uz

В заключение, преподавание узбекского языка в начальных классах требует продуманного и комплексного подхода, учитывающего уникальные потребности и особенности молодых учащихся. Включая соответствующие возрасту методы обучения, коммуникативные подходы к преподаванию языка, культурные элементы и значимые занятия по изучению языка, преподаватели могут создать для учащихся стимулирующий и увлекательный опыт изучения языка. Преподавание узбекского языка в начальных классах требует хорошо продуманной и ориентированной на учащихся методики, направленной на осмысленное и увлекательное развитие всех языковых навыков. Используя такие подходы, как коммуникативный подход, наглядные пособия и практические занятия, песни и стишки, тематическое обучение, рассказывание историй и литература, интеграция технологий, языковое погружение и оценка, учителя могут создать благоприятную и эффективную среду обучения для учащихся начальных классов, чтобы развивать свои языковые способности на узбекском языке. При правильной методологии и подходе учащиеся могут заложить прочную основу в изучении родного языка и развить в себе любовь к языку и литературе на всю жизнь.

References:

1. Сариев Ш. Развитие речи на занятиях по грамотности. Журнал «Начальное образование» №4. - Ташкент, 1997г.

2. Бабанский Ю. К. Методика обучения в современной общеобразовательной школе. -Т.: Учитель, 1990.

3. Гафорова Т., Шодмонов Э., Эштурдиева Г. Алфавит (Грамотность). - Т.: Учитель, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.