ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2018. № 1-3(76)
УДК 37.011.33
М.С. Новосёлова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В современных условиях реформирования российского образования возникает потребность в передаче подрастающему поколению ценностей культуры, а этому способствует развитие творческого потенциала личности.
Ключевые слова: творчество, потенциал, творческий потенциал, способности.
В современном информационном социуме человек мыслится как творческая, инициативная, изобретательная, постоянно развивающаяся личность, которая находится в гармоничных отношениях с окружающим миром и другими людьми. Этим можно объяснить современный интерес исследователей к творческой деятельности личности.
Проблема творчества в теоретико-методологическом плане базируется на анализе фундаментальных работ в философии, культурологии, социологии, педагогики, психологии и других науках. Сам по себе факт участия в разработке одной и той же проблемы разных областей научного знания отражает ее комплексный, междисциплинарный характер. Будучи по своей природе системным объектом, творчество можно охарактеризовать как многоаспектное понятие.
Взгляды отечественных и зарубежных ученых на данную проблему имеют глубокие философские традиции, актуальные в настоящее время. Они выражаются в способности каждого человека реализовы-вать свои творческие возможности.
Опираясь на исследования ученых, творчество можно определить, как вид человеческой деятельности, обладающий следующими признаками: объективной и субъективной значимостью и новизной, оригинальностью и неповторимостью результата и процесса деятельности; осуществляется при наличии проблемы, противоречия, ситуации неопределенности и/или выбора; способствует самореализации личности. Указанные признаки творчества проявляются не изолированно, а интегративно, в целостном единстве.
Понятие «потенциал» в научной литературе сравнивают с резервом, с запасом чего-либо, достаточным для осуществления какой-либо деятельности. А если говорить о творческом потенциале, то здесь обращает на себя внимание В.Г. Рындак. Автор определяет творческий потенциал как совокупность способностей личности, посредством развития которых происходит самореализация и саморазвитие человека. В.Г. Рындак акцентировала внимание на том, что разнонаправленное развитие способностей позволяет человеку разнообразно реагировать на меняющиеся условия [4, с.22].
Мы поддерживаем позицию В.Г. Рындак, которая называет индивидуально-психические процессы и способности личности важным структурным компонентом творческого потенциала. Дополняет структуру мотивационный компонент (убеждения, готовность, механизмы актуализации способностей и социально-психологическая установка на развертывание внутренних сил индивида, потребности и ценности); когнитивный компонент (умения и навыки, осуществления творческой деятельности, ЗУН к способам творческой деятельности и самовыражения) [3, 4, с.23]
Для нас так же интересна точка зрения Веретенниковой Л.К., которая определяет творческий потенциал, как интегративную характеристику личности, свидетельствующую о ее возможностях создавать новое, оригинальное, неповторимое. Ядром творческого потенциала выступает способность личности к созиданию этого нового, оригинального, то есть способность к творчеству. Вместе с тем творческий потенциал личности не может быть сведен только к этой способности, последнее не существует как нечто отдельное, изолированное от других качеств личности. Этот потенциал, наряду с названой способностью, предполагает сформированность систем и других, тесно связанных с ней и взаимопроникающих, качеств личности [1, 130].
Ряд авторов склонны рассматривать творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении, саморазвитии и самореализации на основе духовно-нравственных ценностей. В рамках данного подхода самоосуществление понимается как синоним развертывания индивидом своих сущностных сил [2, с.4].
© Новосёлова М.С., 2018.
Вестник магистратуры. 2018. № 1-3(76)
ISSN 2223-4047
Таким образом, особенностью творческого потенциала можно назвать развитое чувство нового, высокую степень развития мышления, его гибкость, не стереотипность и оригинальность, способность быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности.
Структура творческого потенциала включает эмоционально-волевую сферу. Эмоциональная возбудимость, способность к сопереживанию, способность чувствовать красоту и гармонию мира, стремление к идеалу и вместе с тем чувство юмора это эмоциональные характеристики творческой личности. Творческая воля проявляется в способности мобилизовать и организовать свое внимание. Благодаря творческой воле непроизвольное внимание становится произвольным, восприятие переходит в наблюдение, воспоминание в припоминание, пассивное воображение в активное управляемое, спокойное чтение мыслей становится процессом решения проблем.
Библиографический список
1.Веретенникова Л.К., Валишина Л.Н., Ускова Г.А. Психолого-педагогические основы экспериментальной работы в образовательном учреждении. - М.: РИЦ МГОПУ им. Шолохова, 2004. - 194с.
2.Глуховская Е.А. Развитие творческого потенциала старших школьников в учебной деятельности: авто-реф.дис.канд.пед.наук. - Оренбург, 1997. - 20с.
3.Рындак В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: дисс.д-ра педагог, наук. - М., 1996.- 330с.
4.Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теоретические взаимодействия): Монография. - М.: Пед. вестник, 1997 - 244с:
НОВОСЁЛОВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА - преподаватель, МАУ ДО «ДШИ им. В.С. Серовой», г. Чу-дово, Россия.