Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала учащихся как педагогическая проблема'

Развитие творческого потенциала учащихся как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2900
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / POTENTIAL / CREATIVE POTENTIAL / DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL / REALIZATION OF CREATIVE POTENTIAL / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыренова Татьяна Леонидовна

В данной статье рассматриваются основы теоретических подходов к определению сущности педагогической категории «творческий потенциал», сделана попытка определения стратегии ее развития в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PUPILS CREATIVE POTENTIAL AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The bases of theoretical approaches to definition of the essence of a pedagogical category «creative potential» are considered in this article, an attempt of definition its developing strategy in the educational process was made.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала учащихся как педагогическая проблема»

Таким образом, сотрудники пенитенциарных учреждений не обнаруживают большого разнообразия в эстетических интересах, свободное время оказывается пока слабым фактором формирования их художественного вкуса. Неизбежно мало уделяя внимания данной сфере, не проявляя интереса к данной сфере, стремления к самосовершенствованию, они сужают тем самым свой опыт, что отрицательно сказывается на уровне развития их общей культуры и эффективности воспитательной работы с осужденными.

Мы провели педагогическое сопровождение сотрудников, разработали программу «Подготовка сотрудников УИС к воспитательной работе с осужденными», куда входит раздел «Художественноэстетическое воспитание».

Все сотрудники, принявшие участие в опросе, считают необходимым развивать свою профессиональную компетентность. На вопрос: «В какой форме предпочли бы повышать свой профессиональный уровень» 72% респондентов отметили участие в служебных занятиях, участие в курсах повышения квалификации и переподготовки, 18% поучаствовали бы в работе научно-методических семинаров, конференций; 10% выразили желание пройти стажировку в других подразделениях.

Таким образом, значительное количество сотрудников пенитенциарных учреждений в нравственно-эстетическом направлении воспитательной работы с осужденными ориентировано и заинтересовано.

Проведенное исследование выявило, что, с одной стороны, большинство сотрудников уголовноисполнительной системы испытывают потребность в обновлении и совершенствовании содержания и способов организации воспитательного процесса, проявляют заинтересованность в результативности своей работы; с другой стороны, они сами отмечают отсутствие необходимой подготовки и недостаток знаний в данном направлении. Полученные результаты еще раз подтвердили актуальность проводимого исследования и необходимость педагогического просвещения для сотрудников.

Итак, эффективность исправительного процесса пенитенциарных учреждений определяющим образом зависит от уровня профессиональной компетентности сотрудников УИС в художественнотворческой области, культурно-эстетического развития самих организаторов воспитательного процесса, глубоко сознающих значение нравственно-эстетического воспитания.

Литература

1. Бочаров В.М. Система формирования социальной компетенции специалиста органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки: автореф... дис. д-ра пед наук. - Ставрополь, 2005. - С.20.

2. Коновалова Т.Ю., Дергачев В.Ф. Социально-психологическая компетентность руководителя органов внутренних дел: Лекция. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. - С.39.

3. Шапарь В.Б. Словарь практического писхолога. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2004. - С.808.

4. Эстетическое воспитание в вузе: межвуз. сб. / под ред. Г.П. Выжлецова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - С. 39.

Соснина Валентина Николаевна, аспирант кафедры педагогики Бурятского госуниверситета, тел. (301-2) 210411

Sosnina Valentina Ivanovna, post-graduate of pedagogy department of Buryat State University, tel. (301-2) 210411

УДК 37.036.5

ТЛ Цыренова РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В данной статье рассматриваются основы теоретических подходов к определению сущности педагогической категории «творческий потенциал», сделана попытка определения стратегии ее развития в образовательном процессе.

Ключевые слова: потенциал, творческий потенциал, развитие творческого потенциала, реализация творческого потенциала, самореализация.

T.L. Tsyrenova

DEVELOPMENT OF THE PUPILS’ CREATIVE POTENTIAL AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The bases of theoretical approaches to definition of the essence of a pedagogical category «creative potential» are considered in this article, an attempt of definition its developing strategy in the educational process was made.

Keywords: potential, creative potential, development of creative potential, realization of creative potential, self-realization.

Модернизация системы образования Российской Федерации направлена на обеспечение доступности и качества образовательных услуг для каждого гражданина, создание условий для развития субъектного опыта каждого учащегося. Системные изменения в этой области призваны придать отечественному образованию личностно и творчески ориентированный характер. В связи с этим в средней школе наметилась тенденция перехода от концепции массово-репродуктивного изучения учебных предметов к индивидуальному, творчески ориентированному подходу, позволяющему создать основы для непрерывного саморазвития личности, реализации его творческого потенциала, которое необходимо рассматривать в качестве одного из ведущих понятий в категориальном аппарате педагогики творческого саморазвития. Для проектирования деятельности по развитию творческого потенциала учащихся необходимо теоретически исследовать сущность самого понятия и его содержания.

Обращаясь к анализу педагогического аспекта проблемы развития творческого потенциала личности, отметим, что как сам термин, так и постановка вопроса о его развитии средствами образования являются для педагогики сравнительно новыми.

Введение понятия «потенциал» в качестве общенаучного термина принадлежит еще Аристотелю. В современном языке слово «потенциал» (от лат. potentia) толкуется неоднозначно:

• как скрытая возможность, обладающая достаточной силой для проявления [16];

• как сила, источник, возможность, средство, запас, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, для достижения определенной цели [2, с.1048];

• как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [2, с. 1048].

В современной научной литературе понятие «потенциал» используется широко в самых разных областях человеческого знания и в различных сочетаниях. В педагогических исследованиях термин «потенциал» начал широко применяться в связи с решением задач более полной реализации внутренних сущностных сил участников педагогического процесса.

Понятие «творческий потенциал» в общефилософском плане трактуется как совокупность возможностей целенаправленной преобразовательной деятельности [8], а на уровне индивидуально -личностного проявления творчества определяется как «творческий потенциал личности».

Строго научным предметом исследования собственно «творческий потенциал человека» становится в начале XX века (П.К. Энгельмейер). Затем всплеск активности в изучении отдельных аспектов развития творческого потенциала личности отмечается в 60-80 годы в философии (С.Р. Езинзон, М.С. Каган, Е.В. Колесникова, П.Ф. Кравчук, О.И. Мартышок. В.Ф. Овчинников, Г.Л, Пихтовников, Л.Н. Столович и др.), а также в психологии (Д.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина, Ю.Н. Кулюткин, A.M. Матюшкин, Я.Л. Пономарев, Г.С. Сухобская и др.),

В педагогике активное изучение данного феномена началось сравнительно недавно - в 80-90 гг. (И.П.Волков, С.П. Глухова, Е.А. Гдуховская, О.Л. Калинина, М.В. Колосова, В.В. Коробкова, Н.Е. Мажар, М.Г. Мерзлякова, Т.А. Ратт, В.Г. Рындак, Г.А. Саламатова, А.К. Уразова и др.). Именно с помощью понятия «творческий потенциал личности» в педагогических исследованиях удалось очень точно охарактеризовать ту способность к творению нового, которой обладает человечество в целом и каждый отдельный человек в силу своей принадлежности к человеческому роду.

Термин «творческий потенциал» также означает, что само по себе обладание данной способностью еще не свидетельствует, что она непременно заявит о себе, получит стремительное развитие.

Однако следует отметить, что до настоящего времени, являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения. Активный поиск эффективных путей развития творческого потенциала обучаемых в теории и практике образования обусловил наше обращение к вопросу о сущности творческого потенциала и возможных путях его развития средствами образовательного процесса.

На современном этапе развития проблемы появилась возможность систематизировать накопленный теоретический материал. Анализ о систематизации работ современных исследований мы предприняли, опираясь на идею о систематизации работ, высказанную М.В. Колосовой и разрабатываемую С.Г. Глуховой [3] и О.Л. Калининой [5], исходя из логики научных подходов авторов.

Приступая к анализу, отметим, что наибольшее количество работ по проблеме творческого потенциала личности выполнено в логике подхода, базирующегося на теории развития творческих способностей, который представлен исследованиями Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, И.П. Волкова, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, А.Я. Пономарева, Е.Л. Яковлевой и др.

Названными авторами детально изучается процесс творческой деятельности, условия и закономерности ею протекания. Творческий потенциал в рамках данного подхода отождествляется со способностями и определяется как интеллектуально-творческая предпосылка к творческой деятельности [1]. Структуру творческого потенциала составляют преимущественно процессуальные характеристики познавательных способностей при осуществлении интеллектуальной деятельности [13].

Близким по основанию к описанному выше является деятельностно-организационный подход. Он представлен в работах Г.С. Альтшуллера, Т.Н. Громовой, Е.В. Колесниковой, И.О. Мартынюк, В.А. Моляко, В.Г. Рындак, В.Ф. Овчинникова и др. Творчество названными исследователями рассматривается с позиций организации творческой деятельности, ее продукта или результата. Творческий потенциал в рамках названного подхода рассматривается, например, Е.В. Колесниковой [7] как единство потенциальных сил (творческих способностей) и побудительно-мотивационньгх сил (творческих потребностей, ценностных ориентаций). Творческая деятельность автором включается непосредственно в структуру потенциала как условие, цель и средство его развития. Определяется творческий потенциал как синтетическое свойство личности, характеризующее меру ее потенциальных возможностей осуществлять деятельность творческого характера. При этом качественная характеристика сущности творческого потенциала, как считает В.Ф. Овчинников [11], заключается не только в наличии данного свойства самого по себе, а в характере его взаимосвязей, направленности, степени напряжения.

В логике организационно-деятельностного подхода В.Г. Рындак [14] определяет творческий потенциал как систему личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и совокупность знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. Структура творческого потенциала в исследовании названного автора представлена совокупностью составляющих, среди которых:

• собственно-потенциальная, включающая индивидуальные психические процессы, задатки, способности;

• мотивационная, состоящая из убеждений, готовности как социально-психологической установки на развертывание сущностных сил индивида - потребностей, ценностных ориентаций, мотивов;

• когнитивная, представленная знаниями, умениями, отношениями, навыками, способами деятельности и самовыражения, которые приобретены в результате обучения, воспитания, включения в творческую деятельность, а также на основе индивидуального жизненного опыта в процессе социализации.

Подход, в рамках которого делается акцент на развитие знаний, умений и навыков необходимых для творческой деятельности, определяется как развивающий. Он представлен в работах О.С. Анисимова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Г.Л. Пихтовникова и др. В логике этого подхода творческий потенциал квалифицируется через совокупность реальных возможностей развития умений и навыков исходя из определенного уровня их состояния. К структурным компонентам творческого потенциала, как отмечено, например, в исследовании Г. Л. Пихтовникова [12], относятся социально приобретаемые способности личности, творческий тип мышления, определенный уровень знаний, умений и навыков, необходимых для творческой деятельности.

Аксиологический подход представлен в работах М.С. Кагана [4], В.И. Кирьяковой [6] и др. Представители данного подхода рассматривают творчество в рамках теории ориентации личности в мире ценностей, с позиций признания нравственной направленности, социальной ценности и значимости результатов творческой деятельности, а также включения в творческий потенциал личности соответ-

ствующих предпочтений и ориентации на творчество и творческую самореализацию как высшую ценность. Творческий потенциал определяется полученными и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию (созидательному или разрушительному; продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенных сферах деятельности и общении.

Представленный перечень подходов к анализу творческого потенциала личности следует дополнить еще таким, который может быть обозначен как синергетический. Данная позиция основывается на отдельных положениях концепции синергии осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики [10, 17], а также в признании, что любой творческий акт есть результат активности иррациональной, эмоциональной и рациональной сфер субъекта творчества, Данная позиция, отраженная в работах О.Л. Калининой, М.В. Колосовой, В.В. Коробковой, А.И. Санниковой, заключается в признании необходимости использования суггестивных механизмов для развития творческого потенциала личности [15]. Творческий потенциал определяется как способность к творению нового, как родовое свойство человека, развиваемое в процессе его жизнедеятельности.

С позиций интегративного подхода рассматривает творческий потенциал исследователь С.Г. Глухова, отмечая, что данное динамическое, интегративное свойство личности является предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяет направленность, готовность и способность личности к самореализации в творчестве [3]. Структура потенциала включает совокупность личностных способностей, знаний, умений, убеждений, отношений, направленность личности.

Анализируя своеобразие авторских подходов к рассмотрению сущности и структуры творческого потенциала личности, следует отметить ресурсный подход (Г.А. Саламатова, В.Н. Марков и Ю.В. Синягин). С позиций данного подхода В.Н. Марков и Ю.В. Синягин [9] трактуют потенциал как специфическую характеристику субъекта профессиональной деятельности, как его способность использовать имеющиеся ресурсы, характер их использования, а также возможности и технологии восстановления и наращивания.

В структуре потенциала выделяются иерархически соподчиненные уровни. Авторы определяют в качестве важной задачи разработку технологии концентрации личностного потенциала для решения личностно заданных задач и подчеркивают, что реализовываться он может в двух направлениях - вовне, создавая соответствующий своим ориентациям внешний мир, и вовнутрь, усложняя внутренний мир и структуру самоуправления человека.

Анализ существующих подходов к определению понятия творческого потенциала личности позволил сделать ряд обобщений, касающихся понимания его сущности и возможных путей его развития.

Во-первых, мы вслед за подавляющим большинством исследователей определяем творческий потенциал интегративным образованием, имеющим системную организацию и сложную структуру с позиций целостного понимания личности.

Во-вторых, рассматривая творческий потенциал как родовое сущностное свойство человека, мы признаем его дихотомичность, выступающую как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение природных и социальных, иррациональных и рациональных, наддеятельностных и деятельностных, объективных и субъективных, предактуальных и постактуальных составляющих, имеющих как внешний, так и внутренний план осуществлений.

В-третьих, подчеркивая динамический характер данного личностного свойства, наличие «предак-туальной» и «постактуальной» стадий, «уровней проявления», мы делаем вывод о таких его характеристиках, как динамичность и изменчивость, возможность его актуализации, развертывания и совершенствования.

В-четвертых, мы полагаем также, что правомерно признание процесса развития творческого потенциала нравственно опосредованным. И в силу этого предполагаем важным формирование у субъекта творчества гуманистических представлений о человеке (его высоком предназначении) и собственной личности как о высочайших ценностях, гармоничное принятие окружающего мира и себя в нем (позитивной «Я-концепции»), важно специальное обучение творению ценностных смыслов собственного существования и нравственным способам самореализации; для более эффективного развертывания творческого потенциала личности необходимо также осуществление специальной работы по воспитанию определенных характерологических особенностей личности.

С одной стороны, в исследованиях готовность личности к развитию своего творческого потенциала включается в структуру данного феномена. А с другой стороны, утверждается, что вероятность проявления творческого потенциала зависит от ряда условий, в том числе от такого, как сформиро-

ванность готовности личности к развитию и реализации собственного творческого потенциала.

Педагогическое воздействие на процесс развития творческого потенциала личности средствами образования включает в себя создание развивающего пространства для проявления (или неподавле-ния) родовой сущностной способности человека к творению нового и формирования готовности личности к развитию своего творческого потенциала. Тем самым признается недостаточность педагогической позиции, состоящей в целенаправленном развитии творческих потенций обучаемого стараниями педагога и по его усмотрению, ибо содержательное проявление и качественное своеобразие способности к творчеству на уровне отдельного индивида отличается большим разнообразием, равно как и динамика становления данной способности.

Подобный подход к рассмотрению процесса развертывания творческого потенциала личности через призму внешних и внутренних условий его развития закономерно влечет за собой следующий принципиальный вывод. Для развития творческого потенциала личности весьма существенны влияния, оказываемые извне, но при этом не менее значима и собственная активность личности. Из данного положения следует, что для эффективного развития творческого потенциала существует необходимость разработки технологий, обеспечивающих личности субъектную позицию. Тем самым признается факт, что развитие творческого потенциала, безусловно, может осуществляться экстенсивным путем в процессе становления личности, под влиянием ее социального и биологического развития, а также обучения.

Однако мы констатируем, что этот путь является возможным, но недостаточным по отношению к потребностям общества. Именно поэтому возникает необходимость разработки интенсивного пути, заключающегося в мобилизации «функционального потенциала» личности (Т.Н. Артемьева), потребность в создании для этого специальной педагогической технологии, активизирующей собственную активность личности в целях развития ее творческого потенциала.

Исходя из сказанного, в педагогическую стратегию развития творческого потенциала обучаемых средствами образования должны быть включены два основных направления: создание развивающего образовательного пространства как внешнего условия и формирование готовности личности к развитию своего творческого потенциала как создание внутреннего условия.

Таким образом, создание условий для реализации творческого потенциала учащихся является значимой педагогической проблемой и требует разработки технологий ее развития в образовательном процессе школы.

Литература

1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1986. - 96 с.

2. Валицкая А. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. - №2. - С. 15-19.

3. Густокашина Л.А. Образовательное пространство городского района как фактор развития гуманистических воспитательных систем: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 21 с.

4. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М., 1994. - 342 с.

5. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. - Минск: Народная асвета, 1984. - 239 с.

6. Корнфорт М. Открытая философия и открытое общество. - М.: Политиздат, 1972. - 531 с.

7. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. - М.: Знание, 1974. - 80 с.

8. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

9. Моляко В.А. Концепция нового творческого мышления и формирование психологической готовности к труду в условиях научно-технического прогресса. Психология и научно-технический прогресс. - М., 1989. - С.16-17.

10. Петровский А.В. Быть личностью. - М.: Молодая гвардия, 1989. - 110 с.

11. Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1969. - С. 190-217.

12. Ратт Т.А. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к развитию творческого потенциала учащих-

ся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2000. - 24 с.

13. Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М.: Педагогика, 1990. - 624 с.

14. Санникова А.И. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе. - Пермь: Изд-во ПГПУ, 2000. - 134 с.

15. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия педагогического творчества: от рефлексивно-гуманитарной парадигмы в психологии к рефлексивно гуманистической культурадигме в педагогике. Рефлексивная психология и педагогика на рынке услуг. - Винница, 1991. - С. 2-23.

16. Цапок В.А. Творчество: Философский аспект проблемы. - Кишинев: Штиница, 1989. - 150 с.

17. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - С. 74-100.

Цыренова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32», г. Улан-Удэ. E-mail: tanusha31 @list.ru

Tsyrenova Tatyana Leonidovna, teacher of Russian and literature at secondary comprehensive school №32, Ulan-Ude. E-mail: [email protected].

УДК 37.017.4

НА Шмырева, О. С. Кононенко

СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Изменение психолого-педагогического мышления людей в направлении гуманистических теорий развития личности актуализировало проблему определения содержания воспитания в целом и патриотического воспитания в частности в русле реструктуризации идеалов отечественной науки, ведущей роли духовных ценностей в становлении человека и его взаимодействия с обществом.

Ключевые слова: воспитание, патриотическое воспитание, патриотизм как качество личности, уровни патриотизма.

NA. Shmyreva, O.S. Kononenko THE CONTENT OF PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN SCHOOLCHILDREN

Changing of people’s psychological and pedagogical thinking in direction of humanistic theories of person development actualized the problem of definition the content of education as a whole and patriotic education in particular in the tideway of re-structuring the ideals of domestic science, leading role of spiritual values in person’s formation and his interaction with society.

Keywords: education, patriotic education as a feature of a person, standards of patriotism.

Развитие гуманистических теорий развития личности актуализировало проблему определения содержания воспитания в целом и патриотического воспитания в частности в русле реструктуризации идеалов отечественной науки, ведущей роли духовных ценностей в становлении человека и его взаимодействия с обществом.

Рост информированности молодого поколения, процессы демократизации и создание многопартийной системы в нашей стране, преобладание у определенной части молодежи приоритета массовых прагматических ценностей и «поп-культуры» продиктовали необходимость усиления патриотического воспитания.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики дополнительного образования обучающихся свидетельствует, что на современном этапе существует противоречие между потребностью в научно-методическом обеспечении процесса патриотического воспитания обучающихся образовательных учреждений и недостаточной изученностью специфики организации патриотического воспитания в данных учреждениях. Поэтому возникла необходимость рассмотреть и обосновать технологические аспекты формирования патриотизма школьников.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм рассматривается как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

В современной научной литературе указывается, что патриот - это человек, который чтит историю своей страны, уважает существующий государственный строй, свято относится к долгу по защите государственных границ и приумножению авторитета и богатств, чувствует неразрывные корни со своей семьей, малой Родиной, национальной культурой.

Приведенное определение позволяет выделить составляющие проявления патриотизма:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.