Научная статья на тему 'Творческое становление личности: проблемы и поиск путей решения в школе'

Творческое становление личности: проблемы и поиск путей решения в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ / POTENTIAL / CREATIVE POTENTIAL / ACTIVATION OF PERSONAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малунова Галина Супруновна

В статье рассматриваются научные подходы раскрывающие понятия «потенциал», «творческий потенциал». Ставится педагогическая проблема активизации творческого потенциала личности учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article dwells upon the approaches presenting concepts: potential, creative potential. The pedagogical problem of activation personal creativity of pupils is also considered.

Текст научной работы на тему «Творческое становление личности: проблемы и поиск путей решения в школе»

ных ценностей и стремлении реализовать собственные замыслы;

• организация рефлексивного пространства как условия для самопознания ребенком себя с позиции субъекта, реализующего собственные интересы.

Каждый из перечисленных компонентов имеет определенную законченность и может быть описан системно, однако он вносит свой смысл в общий контекст педагогической поддержки детей в условиях учреждений санаторного типа. Осуществить педагогическую поддержку школьников с ослабленным здоровьем в ходе их реабилитации и социальной адаптации - значит уберечь их от бездуховности, корыстолюбия и нравственной пустоты. И в то же время ориентировать на гуманность и ответственность, по-

мочь развиться деловитости, войти в будущие экономические и человеческие отношения собственным, но цивилизованным путем. Гражданское, личностное, профессиональное самоутверждение должно складываться не на агрессивном отрицании того, что было или есть, а на активном утверждении всего позитивного путем преобразования себя и окружающей среды.

Таким образом, процесс социализации детей-сирот с ослабленным здоровьем имеет свою специфику, требует оказания целенаправленной педагогической поддержки. Проектирование социально-воспитательной деятельности санаторного детского дома должно строиться с учетом этих особенностей.

Литература

1. Выготский JI.C. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. -480 с.

2. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 368 с.

4. Пименова О.Ф. С душою к судьбам: метод, пособие. - Белебей, 1998. - 46 с.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

6. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной педагогики. - М., 1975. - 96 с.

7. Ямбург Е.Ш. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы: дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук. - М., 1997. - 62 с.

Коногоров Виктор Валентинович, директор Санаторного детского дома на Верхней Березовке г. Улан-Удэ.

E-mail: konogoroval23@yandex.ru

Konogorov Victor Valentinovich, director of the spa home on the Upper Berezovka, Ulan-Ude.

E-mail: konogoroval23@yandex.ru

УДК 37.026.9

Г. С. Малунова

ТВОРЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПОИСК ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ В ШКОЛЕ.

В статье рассматриваются научные подходы раскрывающие понятия «потенциал», «творческий потенциал». Ставится педагогическая проблема активизации творческого потенциала личности учащегося.

Ключевые слова:, потенциал, творческий потенциал, активизация творческого потенциала личности.

G.S. Malunova

THE CREATIVE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY:

PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article dwells upon the approaches presenting concepts: potential, creative potential. The pedagogical problem of activation personal creativity of pupils is also considered.

Keywords, potential, creative potential, activation of personal creativity.

Современные изменения в системе образова- педагогов направляются в настоящее время на

ния обусловили социальный заказ на формиро- развитие, прежде всего, тех способностей, кото-

вание творческой личности. Постепенно, как рые вытекают не из каких-то абстрактных обще-

отмечают философы, «человек для общества» ственных потребностей, а требуются самому

уступает место «человек для себя», и усилия человеку для его самореализации, для достиже-

ния цели, которую он поставил для себя.

В современной философии утверждается, что развитие человека в онтогенезе включает в себя три взаимосвязанных составляющих, три ипостаси единого прогресса: социализацию - освоение социального опыта и знаний, делающих индивида способным жить и действовать в данном обществе; индивидуализацию - формирование качеств, отличающих одного индивида от другого; персонализацию - формирования личности [1].

В социально-психологических исследованиях Б.Д. Парыгина потенциал считается характеристикой состояния и уровня реализации возможностей деятельности, а «потенциал личности» понимается нами как определенный уровень ее психических возможностей и внутренней энергии, направленный на творческое самовыражение и самоутверждение [2].

Понятие «потенциал» является полинаучным и рассматривается исследователями в различных областях современного знания - от естественно

- научного направления до гуманистического. В общепринятом значении данное понятие, происходящее от латинского «Ро1:спйа» - сила, включает следующую совокупность существенных признаков: источники, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой- либо задачи, достижения определенной цели общества, государства в определенной области.

В современной педагогике проблема потенциального в личности также освещается с разных сторон. В качестве общей цели образования Е. В. Бондаревская и С. В. Кульневич определяют возрождение интеллектуального, творческого, духовного потенциала каждой личности, воспитание граждан с разными интеллектуальными способностями, творческим отношением ко всему окружающему, способных к преобразовательной, продуктивной деятельности. Целью воспитания является создание условий, позволяющих ненасильственно раскрыть потенциал человека. Ученые также подчеркивают взаимосвязь личностного потенциала с самоактуализацией, рассматривая самоактуализирующуюся личность, которая стремится максимально реализовать свой потенциал способностей, стать тем, кем она может быть благодаря «росту изнутри» [3].

Опираясь на указанные подходы, мы адаптировали понимание данного феномена к педагогике. В данной ситуации потенциал представляет собой сущностную видовую характеристику человека, заключающуюся в совокупности врожденных и приобретенных способностей

субъекта относится к окружающей действительности, определяющих норму его возможного реагирования на социально- педагогические условия, имеющую объективную направленность в зависимости от потребностей личности и ценностных ориентаций и реализующуюся (развертывающуюся) в деятельности.

В психолого-педагогической литературе выделяются следующие виды потенциала, рассматриваемые в рамках изучаемого понятия: познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный, эстетический, аксиологический, профессиональный, духовный.

Исследования В. Г. Рындак направлены на выявление особенностей потенциала (творческого, аксиологического и других его видов) и механизмов его формирования у субъектов образовательного процесса (учащихся, учителя). Сущность понятия «творческий потенциал», по

В.Г. Рындак, характеризуется:

• многоуровневым содержанием данного понятия, которое понимается в различных смыслах

- широком (как всеобщее свойство развивающихся психических сил); промежуточном (за основу берется максимально возможный уровень развития данного свойства, детерминированный конкретным состоянием развития общества, принятым нормой творческой самореализации и самоосуществления, передающейся, к примеру, через систему образования); узком (когда одним из главных является уровень анализируемого потенциального образования, характеризующийся статистичностью большинства проявлений данной социально- исторической ситуации).

• диалогичностью внутренней структуры: реализация творческого потенциала есть диалог потенциального и актуального личности с окружающим миром, другими людьми, самим собой.

• социальностью, которая вместе с природой и индивидуально- личностной динамикой развития человека играет важную роль в развитии творческого потенциала, так как те или иные потенции превращаются в реальность лишь постольку, поскольку с их развитием проявляется способность усваивать социальный ответ.

• системностью, которая способствует творческому потенциалу обладать различными атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремленным, саморазвивающимся системам (устойчивость, потребность в развитии и самореализации), и приобретать собственную внутреннюю логику развития, не сводимую к логике суммы ее подсистем и логике развития

каждой подсистемы в отдельности, каждая из которых имеет свою подструктуру [4].

Особое значение для педагогики имеет та смысловая часть этого понятия, в которой подчеркивается когнитивный и деятельностный аспекты его содержания.

С данной точки зрения, активизация творческого потенциала личности учащегося как педагогическая стратегия обеспечивает сознательное переведение соответствующих личностных образований из потенциального поля в актуальное,

проявление активности, усиление деятельности, приобретение социального опыта за счет совершенствования педагогических условий, методов, приемов, средств и организационных форм. Проблема поиска средств, активизирующих творческий потенциал личности, является не только жизненной, но и достаточно актуальной. Опыт работы в этом научном направлении показывает, что существует многообразие факторов и условий их реализации, которые способствуют развертыванию творческого потенциала.

Литература

1. Многомерный образ человека: комплексное междисциплинарное исследование человека. - М.: Наука, 2001,- 154 с.

2. Парыгин Б. Д. Социальная психология. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 616 с.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов н/Д: Учитель, 1999. - С. 83-84.

4. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). - М.: Педагогический вестник, 1997. -244 с.

Малунова Галина Супруновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2)442395

Malunova Galina Suprunovna, doctor of pedagogical sciences, professor of pedagogy of primary and preschool education, Buryat State University. Tel. (301-2) 442395

УДК 37.014

С.Д. Намсараев, Г.Н. Фомицкая

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

В статье на основе анализа опыта построения систем внешней оценки качества общего образования в регионах Российской Федерации выявляются позитивные тенденции их развития, а также проблемы, возникающие при организации деятельности систем внешней оценки.

Ключевые слова: региональная система общего образования, качество образования, внешняя оценка, тенденции развития.

Б.й. /\amsaraev, С.7У. РотШкауа

TRENDS AND ISSUES OF EXTERNAL EVALUATION OF EDUCATION QUALITY IN GENERAL REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEMS

The article gives the review of the analysis of experience in building systems of external quality assessment of general education in the regions of the Russian Federation which identified positive trends in their development. It also deals with the problems associated with the organization of systems of external evaluation.

Keywords: regional system of general education, education quality, external evaluation, development trends.

Развитие национальной образовательной системы в последнее десятилетие ознаменовано активными модернизационными процессами, главной целью которых является повышение качества образования. Причем само качество рассматривается с позиции требований общества и государства к уровню подготовленности выпускников, который не всегда соответствует современному социально-экономическому развитию страны. Соответственно, реальное оценивание качества образования должно быть тесно

взаимосвязано с экономическими процессами, происходящими в самой системе образования, создающими конкурентную среду как между образовательными учреждениями, так и внутри конкретных образовательных учреждений.

Это противоречие порождает уверенность в том, что достижение нового качества общего образования возможно при условии перевода системы образования в качественно новое состояние. Выявление, измерение уровня качества образования призвана обеспечить общероссийская система оценки качества образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.