Научная статья на тему 'Системный подход к пониманию творческой личности педагога и механизма ее развития'

Системный подход к пониманию творческой личности педагога и механизма ее развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
967
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / КРЕАТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна

В статье представлена концепция психологических условий и механизмов развития творческой личности педагога: показаны роль творческого потенциала в структуре личностного потенциала и авторская модель психологического механизма развития творческой личности педагога, значение духовно-нравственного развития личности в процессе профессионально-педагогической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к пониманию творческой личности педагога и механизма ее развития»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ

ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И МЕХАНИЗМА ЕЕ РАЗВИТИЯ

Г. В. Сорокоумова (Университет Российской академии образования,

Нижегородский филиал)

В статье представлена концепция психологических условий и механизмов развития творческой личности педагога: показаны роль творческого потенциала в структуре личностного потенциала и авторская модель психологического механизма развития творческой личности педагога, значение духовнонравственного развития личности в процессе профессионально-педагогической подготовки.

Ключевые слова: личностный потенциал; творческий потенциал; творческая личность педагога; креативность; психологический механизм; духовно-нравственное развитие.

Новые условия социальной жизни и образования изменили требования, предъявляемые к личности специалиста. Помимо профессиональной компетентности особую значимость в его деятельности приобретает способность решать нестандартные, творческие задачи. Это требует усиления творческой составляющей образовательного процесса. Особая ответственность за реализацию новых аспектов образовательного процесса возлагается на педагога (учителя, преподавателя, воспитателя). В ряде исследований последнего времени (Л. М. Митиной, А. А. Попеля, Е. В. Рябовой и др.) убедительно показано, что творческая личность педагога является едва ли не решающим условием развития творческих потенциалов учащихся (школьников, студентов, воспитанников). Кроме того, в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников описан нравственный воспитательный идеал — свободная, творческая, инициативная, саморазвивающаяся личность [1]. Такую личность нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России может воспитать только творческий, профессиональный, высоко духовно-нравственный педагог. Однако целостного представления о структуре личностного потенциала и творческих возможностей педагога, путях и психологических механизмах их развития в современной педагогической психологии не выработано.

Исследования проблем творчества и креативности связаны с именами многих отечественных ученых, таких как

Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, В. С. Юркевич и др. Большой вклад в разработку разных аспектов данной проблемы внесли зарубежные психологи, в частности М. Воллах, Дж. Гилфорд, С. Медник. Вместе с тем преобладающее внимание к изучению интеллектуальной творческой активности привело к тому, что проблемы творческой деятельности в других областях оказались мало разработанными и даже не разработанными вовсе. Речь идет, например, о творчестве в социальной, коммуникативной, речевой и, особенно, в духовно-нравственной сферах. А это именно те сферы деятельности, которые непосредственно связаны с сущностью и содержанием педагогического труда.

Кроме того, как показывает анализ состояния изучаемой проблемы, преобладание когнитивного подхода к изучению творчества выдвигает сегодня в качестве актуального личностный подход к проблеме и постановку вопроса о творческом потенциале личности.

Применительно к педагогической деятельности, с одной стороны, характеризующейся принципиально коммуникативной природой (Н. В. Кузьмина, Ф. Н. Гоноболин, В. А. Сластенин), а с другой — непосредственно связанной с духовно-нравственным воспитанием личности, разработка проблем творчества и творческого потенциала личности имеет особое значение.Явно недостаточная на сегодняшний день теоретическая и методическая разработка вопросов, касающихся понятий социальной, профессиональной, коммуникативной, духовно© Сорокоумова Г. В., 2010

нравственной креативности, их структуры, функций и механизмов развития в подготовке педагогов, отсутствие теоретических обобщений и фундаментальных теоретико-экспериментальных исследований творческой личности педагога существенно затрудняют построение образования, ориентированного на развитие творческой личности специалиста и профессионала. Все это определяет высокую социальную, научную и практическую актуальность и значимость исследования данной проблемы.

Мы считаем, что развитие творческой личности педагога обеспечивается системным развитием свойств, составляющих его личностный потенциал. При этом центральным звеном личностного потенциала творческой личности, обеспечивающим интеграцию различных ее свойств и способностей в процессе творческой активности, является творческий потенциал. Психологическим механизмом развития творческой личности педагога выступает система условий и факторов, обеспечивающих взаимодействие творческого потенциала с другими компонентами личностного потенциала в различных сферах творческой активности педагога. В основе этого понимания лежат приводимые ниже представления о личностном потенциале, психологическом механизме его развития и сферах актуализации творческой активности педагога.

Личностный потенциал — это система свойств личности, составляющих основу профессионально-личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений педагога в профессиональной подготовке и последующей педагогической деятельности. Личностный потенциал рассматривается в контексте профессиональной деятельности и складывается из следующих основных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, может быть системно рассмотрен как потенциал:

1) интеллектуальный потенциал (система знаний, умений, навыков, представлений, мировоззрения, познавательных способностей личности);

2) ценностный потенциал (система профессиональных целей, ценностей и ориентаций, социально-психологических установок);

3) творческий потенциал (возможность созидать, творить, находить и создавать новое в профессиональной деятельности, действовать оригинально и нестандартно). Творческий потенциал является системным интегральным качеством личности;

4) коммуникативный потенциал (способности общения, понимания и взаимопонимания, способность к овладению общением, коммуникативные качества, умения и навыки);

5) художественно-эстетический потенциал (система художественно-эстетических потребностей, форм и способов их удовлетворения);

6) эмоциональный потенциал (система эмоций и чувств в обеспечении эффективности разнообразных психических функций человека и возможности их творческого использования);

7) духовно-нравственный потенциал (система смыслов и смысложизненных ориентаций, духовно-нравственных ценностей, жизненных позиций и моральных установок личности в системе общечеловеческих нравственных норм).

Творческий потенциал личности педагога — это системное, интегральное качество личности, которое дает ей возможность созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно. Эта система включает в себя следующие структурные компоненты:

— мотивационный компонент выражает уровень и своеобразие интересов и увлечений личности, заинтересованность и активность ее участия в творческой деятельности, доминирующую роль познавательной мотивации;

— интеллектуальный компонент выражается в оригинальности, гибкости, адаптивности, беглости и оперативности мышления; легкости ассоциаций; в уровне развития творческого воображения и в использовании его приемов; в уровне развития специальных способностей;

— эмоциональный компонент характеризует эмоциональное отношение личности к процессу и результату творческой деятельности, эмоциональный настрой на нее, эмоционально-образные характеристики психики и переживаний;

— волевой компонент характеризует способность личности к необходимой саморегуляции и самоконтролю; качества внимания; самостоятельность; способность к волевому напряжению, устремленность к цели творческой деятельности, требовательность к результату собственного творчества;

— духовно-нравственный компонент характеризует способность личности различать и избирать истинные нравственные ценности и следовать им в своей жизни. Последний компонент является интегрирующим в структуре творческого потенциала личности педагога, выражая моральную природу педагогического труда. Названные компоненты творческого потенциала педагога взаимно связаны между собой и с целостной его структурой.

Под психологическим механизмом развития творческой личности педагога мы понимаем систему факторов и условий, обеспечивающих взаимодействие творческого потенциала с другими компонентами личностного потенциала в профессиональной педагогической деятельности и других сферах творческой активности личности.

Мы считаем, что уровень духовнонравственного развития личности педагога определяет развитие всех других сторон его личностного потенциала. Соответственно обеспечение духовно-нравственного развития личности в процессе профессионально-педагогической подготовки является главным направлением формирования личностного потенциала будущего педагога. Это означает, что духовно-нравственное развитие будущего педагога, формирование духовнонравственных ориентаций его личности в процессе профессиональной подготовки составляют главнейшее условие и, следовательно, психологический механизм развития творческой личности педагога. Данный механизм «работает»

как процесс интеграции свойств и способностей, предопределяющих креативность личности. Основаниями для такого предположения для нас явились следующие теоретические положения.

1. Создать современную инновационную экономику без опоры на соответствующую личность невозможно. Темпы и характер развития общества зависят от позиции человека, от его мотивационно-потребностной сферы, жизненных принципов и приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Важнейшие условия успешного развития России — воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, к своей стране, потребность творить и совершенствоваться. Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношения к себе, другим людям, обществу, государству на основе общепринятых моральных норм, нравственных идеалов и ценностных установок.

Духовно-нравственное развитие — это сложный, многоплановый процесс. Воспитание на всех этапах возрастного развития должно поддерживать, развивать и укреплять человеческое в человеке, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию [1].

Именно педагог выступает своеобразной «несущей конструкцией», обеспечивающей духовно-нравственное и творческое развитие личности ребенка.

Педагог выступает в качестве носителя духовно-нравственных ценностей, творца психологического климата и творческой среды, в которых возможно формирование личностной (готовность к нравственному самосовершенствованию и самовоспитанию; формирование нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие; развитие самосознания и позитивной самооценки; готовность отстаивать свою нравственную позицию; способность к самостоятельным поступкам и действиям, ответ-

ственность; трудолюбие...), социальной (развитие чувства патриотизма и доверие к другим людям; формирование идентичности гражданина и вера в Россию...) и творческой (раскрытие творческого потенциала ребят, создание благоприятного климата для коллективного творчества, стимуляция любых проявлений творческой мысли) культуры.

2. Глубокие и всесторонние исследования процесса становления профессионала в труде летчика, представителя опасной профессии, привели В. А. Пономаренко к обоснованным и экспериментально доказанным выводам о роли духовности в этом процессе. Как утверждает автор, профессионализм для летчика начинается еще до овладения профессией. Он рождается с формирования потребности человека в добровольном, свободном выборе своей судьбы — преодолеть себя, пойти на риск в интересах других. Развиваемые совесть, свобода, дисциплинированность и самодисциплина, жизнелюбие и воля — вот первые нравственные ступени восхождения личности к вершинам нравственных ценностей. Таким образом, личность профессионала созревает внутри себя и лишь затем ее разумное и чувственное содержание обретает социально значимую и профессиональную мотивацию. Следовательно, для профессионала «духовное пространство» — не метафора, а социальная реальность его взаимоотношений со своей совестью. Это и есть то системное качество, которое отличает профессионала от специалиста, а именно духовность личности как основа творческого, свободного и ответственного владения профессией [2].

Но если эти выводы верны для становления профессионала в опасной профессии, то вполне правомерно проверить их и в других видах деятельности. Тем более что педагогическая профессия совсем не столь уж безопасна в смысле уровня ответственности перед человеком. Серьезные ошибки и просчеты в профессиональной деятельности педагога, особенно связанные с психологическим и воспитательным влиянием на личность, конечно, не несут опасности для

телесной жизни, но тем большую моральную ответственность они возлагают на педагога. К тому же результаты пагубного влияния на личность воспитанника могут быть очень отсроченными.

Данное положение является выражением принципиально нового подхода к процессу становления личности специалиста и профессионала — подхода, основанного на принципе духовности образования.

Новым и перспективным нам представляется описанная система взаимодействия разных видов креативности в целостной творческой личности педагога — интеллектуальной, профессиональной, коммуникативной, социально-коммуникативной, эмоциональной, духовнонравственной. Мы полагаем при этом, что психологические механизмы развития разных видов креативности в основном идентичны общему психологическому механизму. Специфика становления и развития творческой активности и соответствующего вида креативности педагога в различных сферах его профессиональной деятельности определяется двумя группами факторов:

— во-первых, специфическим содержанием творческой активности педагога в различных сферах — когнитивной, социальной, коммуникативной, речевой, духовно-нравственной;

— во-вторых, доминирующим значением соответствующего компонента личностного потенциала педагога; например, в механизме становления социально креативной личности педагога доминирующую роль будет играть коммуникативный потенциал во взаимодействии с другими компонентами; в механизме становления интеллектуально креативной личности такую роль приобретает гносеологический потенциал; в развитии духовнотворческой личности доминирующее значение будет иметь аксиологический потенциал во взаимодействии с духовным потенциалом и другими компонентами структуры личности.

Методологическую и теоретическую основу нашего исследования составили принципиальные положения современной психологии о социальной обусловленно-

сти развития личности в деятельности, общении и профессиональной подготовке (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева,

A. Н. Леонтьев и др.), современные идеи гуманистической психологии и педагогики, системно-структурный подход к анализу личности, роли обучения и профессиональной подготовки в ее развитии. Привлекались результаты теоретических работ по проблемам профессионализации личности в педагогическом процессе вуза, принципам моделирования профессиональной психологической подготовки специалиста-педагога (Л. Н. Захарова,

B. А. Пономаренко, В. В. Рыжов). Большое внимание уделялось положениям концепций отечественных и зарубежных ученых о духовно-нравственной доминанте и ценности личности, ее достижений в деятельности и общении (Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, И. А. Ильин и др.), разработкам проблем педагогической компетентности (Н. В. Кузьмина, Л. А. Петровская, А. К. Маркова и др.).

Для достижения цели и решения поставленных задач применялись методы аналитического исследования психологопедагогической и философской литературы, а также эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ учебной документации и других продуктов деятельности испытуемых. Диагностика различных видов креативности испытуемых, участвовавших в исследовании, осуществлялась с помощью комплексных методик, разработанных в соответствии с их предполагаемой психологической структурой. Для этой цели использовались хорошо известные классические методы изучения креативности, такие как тесты Дж. Гилфорда, Э. Торренса, X. Зиверта, С. Медника и др., а также методы диагностики личностных характеристик, мотивации достижений, социально-психологических личностных установок, смысложизненных, ценностных и духовно-нравственных ориентаций, в том числе с привлечением оригинальных авторских разработок. На этапе формирующей работы использовались теоретическое моделирование программы развития личностного потенциала сту-

дентов — будущих педагогов и соответствующих способностей и мотивов, эксперименты с применением комплексной методики. В анализе результатов эксперимента использовались методы количественной обработки данных, корреляционный и качественный анализ.

Теоретически важной и новой по содержанию является постановка вопроса о программах сопровождения развития творческой личности педагога в процессе профессиональной подготовки специалиста.

Процесс становления творческой личности будущего педагога сопровождается и обеспечивается специальными программами психологической подготовки, которые строятся на основе выявленного психологического механизма и учитывают специфику содержания деятельности педагога. В качестве основных направлений подготовки такие программы должны включать когнитивную, мотивационную, рефлексивную, операциональную, ценностно-ориентационную, духовно-нравственную подготовку личности.

Каждое направление психологической подготовки сопряжено с содержанием профессиональной деятельности педагога и строится на базе этого содержания. Реализация указанных программ является одним из основных психологических условий эффективности становления творческой личности педагога (учителя, преподавателя, воспитателя).

Таким образом, нами предлагается новый, системный, подход к пониманию творческой личности педагога и механизма ее развития на основе разработанной в исследовании концепции личностного потенциала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Учит. газ. — 2009. — № 23.

2. Пономаренко, В. А. Психология духовности профессионала / В. А. Пономаренко. — М. : Изд. дом «Магистр-Пресс», 2000. — 376 с.

Поступила 04.03.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.