ТВОРЕНИЕ И ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
ТРАВКИНА Н.Н.
В статье рассматриваются проблемы и пути развития творческого потенциала личности, как важного условия социализации молодого специалиста.
In article problems and ways of development of creative potential of the person, as important condition of socialisation of the young expert are considered.
«...будь солнцем, излучающим человеческое тепло; будь благодатной почвой для развития человеческих чувств; сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь в их душах и сердцах».
Шалва Амонашвили
Возросший спрос на качественное профессиональное образование, необходимость формирования профессионального мышления, творческой активности, самостоятельности будущих специалистов предъявляет новые требования к преподавательской деятельности. Традиционная технология обучения (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам студент, выступающий не как объект, а как субъект обучения.
Ведущими технологиями, в условиях направленности учебного процесса на формирование, прежде всего, личности специалиста, а затем профессионала, становятся те, которые нацелены на формирование нового типа мышления студентов и преподавателей. Важнейшая задача в образовании и воспитании молодого человека: изменить его мировоззренческую позицию, противостоять потребительству.
Тенденции последнего десятилетия показывают стремительную и трагическую по их последствиям утрату лучших традиций российского образования. Поэтому одной из главных задач современного профессионального образования становится грамотное и бережное трактование смысла жизни с позиции нравственного и духовного развития обучающейся молодежи. Пришло время сосредоточить свои усилия на поиске новых приемов, методов, педагогических инноваций, способных помочь молодому человеку познать интерес к деятельному познавательному труду, овладению выбранным ремеслом в совершенстве. Это нелегко.
Процесс формирования патриотизма среди молодежи следует реанимировать. Необходимо поправить в подростке, прежде всего, состояние души (духа). И усилия, в свете современных социокультурных условий, направить на корректировку состояния души (духа) подростка. Это наш «воздух». «Воз» - нечто ...возвышенное, возможность дыхания, ...непременного условия жизни. «Дух» - нечто организующие эту жизнь в ее красоте и величии, сложный способ духовнопсихологического существования человека» [3].
Жизнетворчество является ведущим звеном всех сторон жизни человека. Оно основано на духовности и представляет собой источник нравственных сил как признак здоровья общества, его жизнеспособности и гармонии, которые особенно рельефно проявляются на переломных этапах его развития. Поэтому главную цель современной педагогической деятельности можно усмотреть в ориентации студентов на созидание: быть первым в профессиональной среде, обеспечивать национальное превосходство страны и др.
Что мы знаем о жизнетворчестве в современном его понимании? Оно вмещает в себе
два понятия: жизнь и творчество. Энциклопедии, словари по различным отраслям гуманитарных знаний пока еще недостаточно проясняют его смысл. Все имеющиеся определения расплывчаты и универсальны, определяют данное понятие как внеисторическую категорию.
Жизнь представляется нам как форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Развитие - это важнейшее условие формирования личности, перехода ее на новый социальный уровень [3]. Каково же начало творчества, каковы его истоки?
В философском понятии творчество это деятельность, порождающая нечто новое. В XVIII веке Кант представлял творческую деятельность в учении как продуктивную способность воображения. Творчество человека очень близко к инстинкту продолжения рода, приумножению культурных ценностей и репродукции на определенном жизненном пространстве. Потеряв эти нити, человек теряет себя.
Марксистское понимание творчества исходит из того, что это деятельность человека, преобразующая социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека, которая характеризуется неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Есть мнение, что значимой характеристикой творчества является креативность - способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Таким образом, основные показатели творческой личности это потребность искать нестандартные решения, по-новому комбинировать имеющиеся знания, что позволяет легко ориентироваться в меняющейся обстановке. Творческие личности изобретают принципиально новую технику, совершают гениальные открытия, обогащают человеческую культуру. Обучая студента основам творчества, представляя ему возможность получить определенный опыт творческой деятельности, мы не только снаряжаем его во взрослую жизнь с надежной страховкой за плечами, но и работаем на благо экономики страны.
Творчество предполагает действия человека-творца, субъекта творческой деятельности, как общественно развитого существа. Одним из необходимых условий развития творческой деятельности является свобода критики, творческие дискуссии, обмен и борьба мнениями [2]. Понятно, что творчество в образовательную деятельность может привнести только человек творчества, способный «высекать искры» из души человеческой. Творчество педагога и студента предполагает формирование и развитие целого комплекса социально обусловленных реально проявляемых качеств личности. Стержнем этого развития является мотивационное ядро личности педагога, вокруг которого обретает смысловую определенность духовнонравственные, идейно-мировоззренческие, социокультурные компоненты.
Жизнетворчество не возможно без прикосновения к традициям своего народа, идеалам на уровне семьи и окружающего мира, а так же без активной деятельности и творческого участия в решении проблем. Оно связано с комплексом мероприятий, обеспечивающих активную деятельность человека, направленных на проявление творческого потенциала обучающегося. Творение в процессе образовательной деятельности - это результат жизнетворче-ства, создание чего-то нового, пусть даже не столь уникального, но отличающегося своей неповторимостью, оригинальностью.
Актуальность внедрения в профессиональное образование такого процесса определяется следующими основными причинами:
- отсутствием логики в выработке и проведении в жизнь идеологии реформ профшколы, выраженной частично в переоценке роли образования и недооценки роли воспитания;
- внедрением чуждых для России ценностей, вытесняющих отечественные традиции, ремесла;
- низкой социальной активностью и гражданской ответственностью молодежи;
- отсутствием стабильности в вопросах готовности молодого специалиста к успешному выполнению трудовых функций и др.
Важнейшей особенностью российского менталитета до сих пор была и остается потребность в гармоничном сочетании материального и духовного, которая в инновационном обществе приобретает значение как для самоопределения личности, так и для противостояния сиюминутному эгоистическому интересу, повышению роли духовного творческого начала.
Социальная востребованность и творчество, личный успех и здоровье, солидарность и взаимопомощь - вот ценности жизни общества, входящего в мировое образовательное пространство. На современном этапе развития профшколы идея творения и жизнетворчества педагога и студента должна стать стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции, устремления молодежи, ее готовность и способность к активным действиям. Потому как творчество предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств подростка.
Наши студенты своеобразны и неповторимы. Каждый ищет признания, уважения, любви. Каждый хочет социально и профессионально утвердиться. Наша задача настроиться на их внутренний мир, принять его таким, каков он есть, повести ИХ за собой, помочь стать Личностью, обрести себя, своё уникальное «Я». Необходимо чаще подчеркивать успехи студентов, чтобы укрепить уверенность в себе.
Мотивирую, но не приказываю, советую, но не решаю его проблемы.
Учу слушать и слышать, понимать и предугадывать, не замыкаться на неудачах, не заниматься самоуничижением, реально оценивать свои поступки, верить в свои силы.
Учу творить и созидать!
Процесс осознания педагогом подобной миссии нелегок. Практика долгое время ориентировала его на становление как профессионала, как бы заранее искусственно отделяла его от педагога-творца. Вместе с тем, в образовательном учреждении всегда найдется такой педагог, с его уникальными идеями и методами подачи материала. Его уроки заряжают радостью творчества, своей выдумкой, новизной и личностным интересом. На таких уроках всегда ощущаешь развитие мысли, идеи, теории, чувства, то есть развитие личности ученика и постоянное его восхождение. Такой педагог-творец непременно станет истинным служителем всего доброго.
Важно осознавать, что приобщение к творческому процессу еще в студенчестве дает мощный толчок развитию творческого потенциала человека, расширяет возможности раскрытия его дарований, не выявленных способностей. Традиционный подход к обучению обессиливает творческие порывы, нивелирует личность, подчиняя ее шаблону. Если педагог сумеет включить творческий подход к организации и содержанию своей деятельности, то и учение приобретает более выраженный оттенок, личностную гуманную ориентацию.
Многие педагоги умело и профессионально вплетают в канву современного лекционного или лабораторного занятия приемы организации творческой активности. Создание творческой обстановки в ходе обучения должно базироваться на рекомендациях, которые признаны мировым научно-педагогическим сообществом:
1. Студенты должны быть готовы к творчеству. Надо помочь им обрести уверенность в своих силах. Они не должны бояться допустить ошибку.
2. Необходимо уделить внимание работе подсознания, которое может незаметно для нас самих работать над проблемой. Некоторые идеи могут на мгновение оказаться «на поверхности», важно вовремя их зафиксировать, впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.
3. Следует воздержаться от оценок, расширяя «русло» для потока студенческих идей.
4. Показывайте возможность использования аналогов для отыскания новых ассоциаций,
неочевидных сопоставлений, сравнений.
5. Включайте умственную разминку группового поиска решений, «разогревающие» упражнения (обычно не связанные с содержанием предстоящей деятельности).
6. Поддерживайте проявления фантазии, свободного воображения как фундамента творческого мышления.
7. «Дисциплинируйте» фантазию и воображение, контролируйте их. Помните, что после периода «созревания идей» наступает период рассмотрения и отбраковки.
8. Развивайте восприимчивость и широту восприятия студентов.
9. Расширяйте «базу», на которой создаются новые идеи. Однако помните, что зависимость творческих возможностей от осведомленности, информированности неоднозначна, так как усвоение информации само по себе не развивает умение думать.
10. Помогите студентам увидеть смысл их творческой деятельности, чтобы не превратить такую деятельность в развлечение [2].
Проявления жизнетворчества могут быть самыми различными и должны поэтапно вводиться во все формы учебной и внеурочной деятельности. Начиная с первого курса студенты овладевают профессиональными, общеучебными навыками, постепенно приобщаются к самостоятельной творческой деятельности. Совместные обсуждения реальных проблем, выработка разнообразных подходов при внешнем руководстве педагога позволяет ввести творческую деятельность в логику учебного процесса. Шаг за шагом формируются умения выполнять творческие задания, работать в творческом коллективе, оценивать результаты индивидуальных и коллективных действий. Наконец наступает этап реализации творческой самостоятельности студента при выполнении им конкретного учебного задания, проекта.
Создавая творческую образовательную среду на уроке, педагог должен анализировать проявление профессиональных компетенций, дополняя традиционные критерии оценки деятельности студента новыми:
- владение навыками оценочной самостоятельности;
- проявление поисковых умений;
- навыки работы в сотрудничестве;
- коммуникативные и презентационные умения и навыки;
- организаторские способности и др.
Чтобы помочь студентам развить творческую активность педагог сам должен быть примером для подражания, разрешать делать ошибки, избегать резкой критики и высказываний, которые подавляют творческую инициативу. Необходимо подготовить студентов к различным препятствиям, встречающимся на пути творческой личности.
Непросто выполнять подобную миссию, увлечь выбранной профессией, увести студента за собой как говорится, «и в огонь и в воду», добиться самой трудновыполнимой цели. Высока ответственность, огромны духовные, физические и временные затраты. Но тем почетнее труд, тем огромнее радость и осознание важности и полезности дела, которому ты посвящаешь жизнь. И это не высокие слова, ведь речь идет о развитии ЛИЧНОСТИ.
Библиографический список
1. Любарт Т., Муширу К. /Творческий процесс. Т.2, № 4, 2005 г. - с.64-80
2. Раковская О.Л. Пути активизации творческого поиска студентов /Журнал «Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании» №9, 2008 г.
3. Философский энциклопедический словарь. 2-е издание. / М. «Советская энциклопедия» 1989 г. - с. 192-193, 642-643.
Ключевые слова: творческий потенциал личности, формирование и социализация личности.
Keywords: creative potential of the person, formation and socialisation of the person.