НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БАКАЛАВРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
I Л. Р. Золотарева
Аннотация. В статье исследуются условия и факторы формирования творческой личности бакалавра изобразительного искусства Анализируются культурно-образовательные и педагогические аспекты авторского спецкурса «Психология художественного творчества», предлагаются творческие педагогические технологии, результаты анкетного опроса.
Ключевые слова: творчество, условия и факторы, творческая личность, бакалавр изобразительного искусства, психология художественного творчества, творческие педагогические технологии.
Summary. The article examines conditions and factors of developing a Bachelor of Fine Arts' creative personality. The author analyzes cultural, educational and pedagogical aspects of the author's special course "Psychology of Artistic Work", as well as presents creative teaching techniques and the results of questionnaire survey.
Keywords: creative work, conditions and factors, a creative personality, Bachelor of Fine Arts, psychology of artistic work, creative teaching techniques.
88 П
роблема воспитания и формирования творческой личности приобретает сегодня исключительную актуальность. Современные философы, культурологи, эстетики, искусствоведы, педагоги подчеркивают, что наиболее полно художественное образование реализуется в своей культурно-творческой функции, формирующей социально-творческую самодостаточность личности. Развитие модели социально-культурной личности - человека культуры как человека творческого - остается проблемой профессионально-художественных, гуманитарных факультетов в системе университетского образования.
Хотя о природе творчества были написаны многие тома философских,
эстетических, искусствоведческих, психологических и социологических сочинений, А. Я. Флиер полагает, что этот феномен остается своего рода terra incognita для науки.
Проблема творчества, в частности художественного, многомерна: она включает в себя философско-эстетиче-ский, искусствоведческо-культуроло-гический, социологический и психолого-педагогический аспекты. Поэтому успешное исследование этой проблемы возможно лишь на пути комплексного подхода к ней. Такого мнения придерживается авторская группа ученых, занимающаяся изучением художественного творчества под руководством Б. С. Мейлаха. «Значение комплексно-
ЕК
го, системного подхода становится поистине всеобъемлющим, когда требуется решение той или иной проблемы во всем объеме, всесторонне, с ориентацией на достижение наиболее действенных практических результатов» [1, с. 7]. Предметом дискуссий в настоящее время выступает комплекс вопросов, связанных с интерпретацией понятия творчества, культуры, деятельности, а также с пониманием конкретных механизмов взаимосвязей между ними.
Творчество рассматривается как специфическая деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Дятелъностъ трактуется как некая активная форма человеческого отношения к окружающему миру, содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование мира в интересах людей. Культура понимается как специфически человеческий способ организации и развития жизнедеятельности, включающий исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека [2, с. 136, 381, 668]. Культура всегда имеет творческий характер. В свою очередь, творчество осуществляется лишь в культуре и через культуру. Будучи выраженным в символических формах культуры, результаты творчества становятся достоянием, в том числе и духовным, других поколений. Новизна и преемственность составляют две одинаково необходимые стороны творчества, в котором есть и преодоление, и продолжение культурных традиций. Через творчество человек осуществляет развитие культуры; творчество специфично для человека, так как предполагает творца -субъекта творческой деятельности. Концепция творчества, одна из централь-
ных и сквозных, по М. М. Бахтину, есть «...концепция человека как субъекта культуры: категорией творчества ... обозначается способ представленности человека в культуре, или, точнее, способ жизни человека в культуре» [3, с. 111]. Философско-культурологический подход дает определение творчества как способа самобытия человека: именно в творчестве человек утверждает, то есть формирует, воспроизводит и развивает себя как человек. Это позволяет отчетливее выявить специфику творчества: творчество - такой вид деятельности, который не существует вне человеческой индивидуальности; творчество выступает как сфера свободы человека, как основанный на свободе способ культурной самореализации человека; творчество, и это самое главное, есть деятельность по созданию вещей, «никогда ранее не существовавших».
Творчество может быть элементом любого вида человеческой деятельности: философской, религиозной, политической, педагогической и т.д. Л. С. Выготский по этому поводу писал, что «творчество существует не только там, где создаются великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое» [4, с. 6]. Однако традиционно выделяют те виды деятельности, которые являются творческими по существу. Это научная и художественная деятельность.
Объектом нашего исследования является творчество художественное, предметом - условия и факторы формирования и воспитания творческой личности бакалавра изобразительного искусства.
Для того чтобы целенаправленно воспитывать творческую личность, необходимо знать процессы, факторы и
89
ЕК
90
механизмы ее формирования. Поэтому в учебные планы вузов по специальностям «Изобразительное искусство и черчение» включена дисциплина «Психология художественного творчества» (или «Психология искусства»).
Рассмотрим кулътурно-образователъ-ные и педагогические аспекты курса психологии художественного творчества.
Авторская программа курса, учебно-методический комплекс, курс лекций, учебное пособие и электронное издание созданы на основе анализа научных источников по теории эстетики, культурологии и искусствознания, художественной педагогике и психологии следующих авторов: Р. Арнхейма, А. В. Бакушинского, Е. Я. Басина, Ю. Б. Борева, К. Валентайна, Л. С. Выготского, С. М. Даниэля, М. С. Кагана, Б. С. Мейлаха, С. Х. Раппопорта, З. Фрейда, Б. П. Юсова, П. М. Якобсона и других, а также обобщения многолетнего опыта исследовательско-педа-гогической работы автора [5].
Структура курса и учебного пособия состоит из двух блоков. Первый блок - культурно-образовательный -охватывает круг проблем эстетико-культурологического характера: предмет, подходы, принципы и методы психологии художественного творчества, основные понятия и категории; художественное творчество как фило-софско-эстетическая и психологическая проблема; художественное творчество как специфическая деятельность; субъект художественного творчества, личностные основания художественного творчества, психологические механизмы художественного творчество (чувства и эмоции, внимание и память, фантазия и воображения, интуиция, вдохновение, единство сознательного и бессознательно-
го в творчестве, эмпатия); особенности творческого процесса, творческий метод и мастерство, «творческая лаборатория» художника; произведение искусства как результат процесса творчества; теория и психология художественного восприятия, визуальная проблематика восприятия. С целью повышения эрудиции введен раздел «Творчество как тема истории художественной культуры».
Таким образом,, кулътурно-образова-телъные аспекты психологии художественного творчества способствуют приобщению будущих бакалавров изобразительного искусства к теоретическим понятиям.
Во втором блоке психология художественного творчества представлена в педагогическом плане: психология и типология личности; условия формирования творческой личности; психология детства и ее воздействие на творческую деятельность; творческие способности и их развитие; формирование культуры художественного восприятия; исследование психологии художественного творчества.
Проанализируем педагогические аспекты психологии художественного творчества.
Теоретическое исследование вопросов художественного творчества подводит к размышлению о возможности «научить» творчеству, формировать личностные качества будущих специалистов творческих профессий, в том числе бакалавров изобразительного искусства. Богатейший материал при этом дает история искусства.
Для успешного развития способностей к конкретной деятельности необходимы соответствующие задатки, например, для любого специалиста в области художественного творчества очень важна хорошая зрительная па-
мять. Но само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о проявлении и развитии способностей. Необходимо занятие соответствующей деятельностью, в нашем случае - художественно-творческой. Задатки (одаренность) являются той основой, без которой немыслимо развитие художественных способностей. Но художественные способности могут формироваться только при наличии благоприятных условий.
Первым основополагающим условием в формировании и развитии художественно-творческих способностей является среда - «психология детства». Огромное влияние оказывает в детстве на развитие художественных способностей «домашняя» среда, обстановка, семейные традиции. Это подтверждают многочисленные примеры из истории искусства. Зинаиде Серебряковой, например, передалась семейная страсть к рисованию, особенно акварелью. «Акварелировали» все - дед Николай Леонтьевич, дяди - Александр, Леонтий и Альберт, братья-художники -Евгений и Николай. Акварель в доме Бенуа была чем-то вроде семейной профессии. Или впечатления детства. Так, примечательным обстоятельством рождения М. Шагала был пожар. Отсюда -пронесенное через всю жизнь пристрастие к разрушительной и творящей стихии огня. Пожары будут его любимым зрелищем все детство, и столько же сильно будут влечь его к себе крыши, откуда открывалась панорама местности и казалось доступнее небо.
К числу факторов формирования, становления художественной личности относится знакомство с искусством, с языком художественных форм, что подчеркивал И. Е. Репин: «Особенно для нас важно раннее знакомство с языком художественных форм - это незаменимый
ресурс для дальнейшей деятельности» [6, с. 5]. Для становления художественной личности важно общение с профессиональным, в частности музейным искусством. «Разглядыванш» чужих произведений - необходимый и важный фактор формирования и постоянного развития творческой личности. Но одного «разглядывания» недостаточно. При восприятии произведений других авторов формируется лишь репродуктивная (то есть способная лишь воссоздавать) художественная личность, на основе которой при определенных дополнительных условиях может сформироваться продуктивная (способная создавать новое) художественная личность. Таким условием является собственная практическая деятельность, которая начинается с подражания образцам
Путем подражания образцам, оригиналам происходит не только овладение языком искусства, миром художественных значений, но и превращение чужих художественных смыслов в свои смыслы, ассимиляция, как бы усвоение других художественных личностей, синтезирование (объединение) их в системе собственной художественной личности. Результат такого влияния - обогащение, рост, развитие художника. Но для того чтобы это произошло, в процессе подражания необходимо функционирование особого механизма - эмпатии (вживания, вчувствования, перевоплощения и пр.). Подражать надо, изучая.
Большие художники учатся (главным образом творческому использованию «языка») у других всю жизнь. И. Грабарь в книге «Моя жизнь. Автомонография» пишет: «Как ни покажется обидным для нашей индивидуальности, надо с бесстрашием заглянуть в биографию своего творческого «Я» и признать, что «грех»
91
92
всех художников состоит в том, что они начинают с образцов, владеющих их думами и чувствами. Если в начале творческого пути формируемая художественная личность больше походит на тех мастеров, которым подражает, то по мере творческого роста настоящий художник все более становится самим собой. Вступая в диалог с другими художественными личностями, он органически синтезирует их в своей личности, все «переплавляя» в неповторимости собственной художественной индивидуальности» [там же, с. 8].
Итак, использование «чужих идей», «диалог» с другими творческими личностями, преемственность в области форм художественного выражения способствуют «восхождению к самости», к творческому «Я».
Обратимся непосредственно к педагогическим задачам.
Известный театральный режиссер Г Товстоногов утверждал: «Будущего живописца можно научить основам перспективы, композиции, но научить человека быть художником нельзя. В нашем деле тоже». Однако, вероятно, можно воспитать творческую личность. И при этом решающим условием выступает профессиональная школа. Становление творческой личности невозможно без долгого и терпеливого обучения «художественному ремеслу». Без художественной школы невозможно становление, формирование и развитие художественного таланта.
Однако вопрос о том, какое место в воспитании творческой личности принадлежит процессам обучения, научения, школе в широком смысле слова, является сложным и дискуссионным. Бытует точка зрения, что школа препятствует формированию творческой личности. Так, А. Н. Бенуа выска-
зывался, что «...все вредно, если ты этому учишься! Надо работать с охотой, наслаждением, увлечением. любить работу и на работе незаметно для себя учиться» [там же, с. 53].Вывод отсюда один: необходимо построить систему обучения, школу так, чтобы она не только не мешала развитию личностных творческих способностей, но всячески способствовала этому.
В чем заключаются основные направления организации учебного процесса, способствующие формированию творческой личности бакалавра изобразительного искусства? В художественной педагогике в этом отношении накоплен известный опыт. В связи с этим, опираясь на достижения художественной педагогики (К. П. Брюллова, П. П. Чистякова, И. Е. Репина, А. С. Голубкиной, современных исследователей и личный опыт), обобщим условия, стимулы и механизмы педагогического процесса, которые могут быть творчески переосмыслены в любом виде художественного творчества:
• состояние «готовности» к творческой деятельности;
• общий для всех «закон» (задание), но индивидуальные способы подхода к разрешению задачи - «предчувствие творчества»;
• открытие интересного, чтобы не получилось «вялое упражнение»;
• своеобразию «манеры» учить не нужно, она всякому присуща «по натуре»; самовыражение;
• «социальный статус развития» (Л. Выготский); «система роста» -фазы развития (В. Лоуенфелд);
• «неудовлетворенность собой», рефлексия;
• умение видеть свои ошибки, что развивает вкус, мастерство;
• воспитание эмпатической способности (вживания, вчувствования, перево-
площения) в ходе создания художественного образа: «я» - «не я» - «я - образ»;
• использование чужих идей; «диалог» с другими творческими личностями с целью «восхождения к самости», к творческому «я».
Важнейшим субъективным условием является воспитание эмпатической способности. Большое влияние на силу эмпа-тии оказывает сходство между педагогом и обучающимся. Сходство особенно эффективно при научении эмпатии, когда оно привлекательно для обучаемого. Привлекательность модели (в частности, преподавателя или обучающегося), с которой происходит идентификация, часто описывается как особое чувство симпатии, выступающее главным мотиваци-онным рычагом эмпатии. Возникает исследовательская задача - как усовершенствовать обучение при помощи симпатии? Симпатия как эмпатия - один из принципов обучения творчеству. И в этом случае хорошим примером является педагогический опыт К. Брюллова, К. Коровина, И. Репина, П. Чистякова. Обязанности педагога не ограничивались для них учебными часами, помимо академической мастерской они вели личные мастерские, кружки. Другими словами, все время своего общения с учащимися они оставались воспитателями. Идея всестороннего развития художника находила свое проявление в обращении художников-педагогов к истории изящных искусств, музыкальным образам, часто позволявшим им объяснять строй живописных образов по аналогии. Но при всей дружбе со своими воспитанниками, при всем творческом взаимопонимании П. Чистяков, например, придерживался той точки зрения, что учитель должен быть руководителем в полном смысле этого слова и никогда не выпускать из рук бразды правления [7, с. 95, 96].
На творческом семинаре изучается биография художника как фактор, влияющий на формирование предрасположенности к творчеству. Назначение такого дискурса - размышление о творческой биографии художника как культурно-эстетической и психологической ипостаси его творчества, способствующей формированию предрасположенности к творчеству. Материалом для таких размышлений являются исследования в области теоретической и эмпирической истории искусства, а также психологии художественного творчества.
Предлагается содержание творческого семинара «Биография художника как жизнетворчество». Цель и задачи семинара: углубленное изучение биографии художника как жизнетворчества, развитие творческих способностей студентов на материале биографий художников; приобретение студентами навыков проведения творческих занятий по теме «Биография художника как жиз-нетворчество» в школе, колледже.
Тематика творческого семинара: культурная эпоха и типы художественных биографий (общность биографий художников итальянского Возрождения, художников-романтиков; биографическое сознание эпохи; предметная фактура биографии); фазы-этапы жизненного пути художника в их корреляции с социокультурными приоритетами (Рембрандт Харменс ван Рейн); психология жизнетворчества: наде-ленность талантом - предуготовлен-ность к судьбе особого рода (М. А. Врубель); взаимосвязь бытийной и творческой биографии художника (Мике-ланджелло Меризи да Караваджо, В. Э. Борисов-Мусатов, П. Д. Корин, Фрида Кало); одиночество как феномен жизнетворчества (С. И. Калмыков, Винсент ван Гог, Поль Гоген,
93
94
И. Левитан); биография художника как фактор формирования предрасположенности к творчеству.
Изучение творческих биографий художников, соотнесенность личной биографии с эпохой позволяет обнаружить новые точки соприкосновения и взаимообусловленности художественного творчества и доминант общекультурного процесса, обогащает возможности эстетической, искусствоведческой и психологической науки. А сама научно-исследовательская разработка подобных «биографий» стимулирует творческую педагогическую мысль.
С целью практической реализации процесса творчества используются различные образовательные технологии, которые разработаны в методическом комплексе и учебном пособии по психологии художественного творчества [5, с. 333-352]: исследовательские проекты, творческие задания, работы реферативного характера, анализ картин-«метафор» («ассоциаций»), хрестоматийный материал «Творческие династии в искусстве».
Предлагаемые эстетико-психоло-гические проекты: «Психология детства» и ее отражение в творчестве художника», «Особенности художественного мышления», «Воображение и художественное творчество», «Проблема рефлексии», «Тема творчества в изобразительном искусстве», «Тема любви в изобразительном творчестве» и др.
Проект «Мастерские»: А. Матисс. Мастерская художника; Г Курбе. Мастерская художника (Ателье художника); А. Галимбаева. Уголок мастерской и др.
«Эстетические» варианты ассоциативных прочтений картин: Д. Г. Рос-сетти. Дама печали. Грезы; К. Д. Фридрих. Пейзажи; А. Модильяни. Женские портреты; Ван Гог. Ночное кафе
в Арле; М. Врубель. Жемчужина; М. Шагал. Вдохновение, Перед картиной, Художник за мольбертом, Автопортрет с музой (Видение) и др.
Литературно-искусствоведческие эссе (тема художественного творчества, личности и судьбы художника): в зарубежной новелле: О. Бальзак («Неведомый шедевр»), Г. Гейне («Флорентийские ночи»), О. Генри («Последний лист»), Н. Готорн («Мастер красоты»), А. де Мюссе («История белого дрозда»), Ж. де Нерваль («Соната дьявола»), Э. По («Овальный портрет») и др.; в крупномасштабной прозе: Т. Драйзер («Гений»), Э. Золя («Творчество»), Д. Лондон («Мартин Иден»), Р. Роллан («Жан Кристоф»), О. Уайльд («Портрет Дориана Грея») и многие другие; в русской литературе Х1Х-ХХ веков: А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери», В. Ф. Одоевский «Русские ночи», Н. В. Гоголь «Портрет», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Театральный роман», «Кабала святош» и т.д.
Использование данных технологий позволяет осуществить личностно-ори-ентированный подход в обучении, проводить особую работу с обучающимися в аспекте полихудожественности.
Исследовалась творческая индивидуальность, с этой целью использовался метод «Интервью с самим собой» («Нарисуй свой творческий портрет», «Образ - Я»): Я - будущий художник-педагог, бакалавр изобразительного искусства. Почему я выбрал(а) эту профессию. Психология детства. Условия формирования любви к профессии. Ступени творческих предрасположений: способность -одаренность - талант. Работоспособность. Влияет ли профессиональная школа на формирование таланта? Отношение к педагогам, их педагогической системе. Мировоззрение и мироощуще-
ние - «моя картина мира». Мои индивидуальные различия: тип личности, экстраверт - интроверт, темперамент, интеллектуальное развитие, эмоционально-волевая сфера. Мои психофизические свойства: эмоции и чувства, художественное мышление, образная память, воображение, интуиция, эмпатическая способность. Мои личностные качества: характер, лидерство, чувство предназначения, вера в свои силы и успех, любовь к избранному делу и т.д. Как вы оцениваете свои профессиональные возможности, свое мастерство (в период учебы)?
Были проведены исследования по психологии художественного творчества; в эксперименте участвовали 27 студентов - выпускников специальности «Изобразительное искусство и черчение» (2008-2009 учебный год). В анкету было включено двадцать пять вопросов. На вопрос «Необходимо ли изучать курс "Психология художественного творчества" будущему учителю - бакалавру изобразительного искусства» 100% испытуемых ответили положительно. Были получены следующие ответы: «дает интеграцию знаний»; «для получения дополнительных специальных знаний»; «для умения выразить свою мысль, понять творческий метод художника»; «помогает понять творческую личность и процесс создания произведения искусства». На вопрос «Что дает изучение курса "Психология художественного творчества" (может быть два-три ответа) студенты ответили: «формирует творческое мышление, восприятие» (77%); «формирует эмпатию» (22%); способствует более глубокому пониманию творческой личности и как следствие - результатов деятельности (31%).
На академических семинарах студенты хотели бы обсудить такие проблемы: «Творческие личности казах-
станских художников, менее известных»; «Психология художников разных поколений», «Творческие мастерские художников Сарыарки».
Нас интересовало, какого типа работу студенты предпочитают для итогового отчета (могло быть два ответа); предпочтения следующие: «анкетирование» (45%); «исследовательские» (32%), «интервьюирование» (22%); «творческие проекты» (44%); другие предложения: «Художественное древо (той или иной эпохи) в виде графического изображения».
Таким образом, дисциплина «Психология художественного творчества» имеет культурно-образовательный и педагогический смысл, способствует эффективности формирования творческого специалиста.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие. - М.: Искусство, 1985. - 318 с.
2. Советский энциклопедический словарь / Глав. ред. А. М. Прохоров. - М.: Сов. энц., 1983. - 1600 с. 95
3. Викторова Л. Г. Диалоговая концепция культуры М. М. Бахтина - В. С. Библера [Электронный ресурс]. - URL: http://www. countries.ru/library /rusidea/ ribb.htm (дата обращения: 20.09.2010).
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
5. Золотарева Л. Р. Психология художественного творчества: Науч.-учеб. издание. - Караганда: Изд-во КарГУ им. Е. А. Букетова, 2001. - 396 с., табл., илл. [288 ист.].
6. Басин Е. Я. Творческая личность художника. - М.: Знание, 1988. - 64 с. (Сер. Эстетика, № 3).
7. Молева Н. М., Белютин Э. П. П. Чистяков - теоретик и педагог. - М.: Искусство, 1953. - 228 с., илл. Ц