Научная статья на тему 'К изучению проблемы творческого мышления студента'

К изучению проблемы творческого мышления студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нейфельд Е. В.

Анализ литературных источников и полученных данных анкетирования студентов свидетельствует об их ориентации на внутренний духовный мир человека, потребность в самореализации и самовыражении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of students' creative thinking

Having analysed a number of literary sources and the data obtained from students quiestionaire surveys the author comes to the conclusion that the students` orientation is directed to their inner world, they experience the need for selfreali-zation and selfexpression.

Текст научной работы на тему «К изучению проблемы творческого мышления студента»

К изучению проблемы творческого мышления студента

Е.В. Нейфельд, преподаватель,

ОренбургскийГАУ

Изменения в обществе, происходящие за короткий отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно решать возникающие задачи. Становится востребованной личность, обладающая творческим мышлением. Перед системой образования стоят задачи такой ее организации, в которой бы каждому студенту обеспечивалась возможность не только овладения профессией, но и развития творческого мышления.

"Творчество" определяется как "деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, ... характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью". Такое определение подчеркивает новизну результата и социальный момент творчества (его общественную значимость), но не отражает его психологической сущности - новизны путей, мыслительных процессов, приводящих к неизвестным ранее результатам.

В нашем исследовании мы придерживаемся определения, данного В.И. Андреевым: "Творчество - это вид человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные (знания, умения, творческие способности), результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью".

Творчество имеет два вектора - один направлен вовне, в предметную деятельность, а другой

- на самого человека, на самосозидание, на развитие в человеке всех сущностных сил и способностей. Он отмечает, что когда речь идет о творчестве, творческой деятельности человека, чаще всего имеют в виду первый вектор, т.е. одну составляющую; в то время как не менее, а скорее всего более важная компонента человеческого творчества - это творческое саморазвитие личности. В процессе созидательной, творческой деятельности человек с неизбежностью растет, са-моразвивается, всякий раз возвышается до уровня сложности, трудности тех проблем, которые становятся объектом его предметной деятельности.

Творческое (продуктивное) мышление является важным звеном всякой мыслительной деятельности, т.к. оно, по определению Я.Л. Пономарева, "непосредственно открывает новое". Кроме того, как полагает Я.Л. Пономарев, "мышление всегда является творческим, т.к. возникает в ситуациях задач, для решения которых у субъекта нет готовых средств".

Анализ исследований К. А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Б. Битинаса, В.М. Блинова, Е .К. Бондаревской, З .И. Калмыковой, Н.Д. Левитова, О.Е. Лебедева, Н.В. Назарова и других позволил нам уточнить определение творческого мышления как интегративного качества, позволяющего личности обеспечить самопознание и самореализацию при осмыслении каждого из его компонентов: мотивационного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-оценочного.

В содержании творческого мышления выделяют познавательно-творческие мотивы; знания о сущности творческого мышления, процессах становления творческого мышления, рефлексии как механизме становления творческого мышления, деятельности как способе развития личности, героях литературы, искусства, реальных людях, обладающих творческим мышлением; умения не придерживаться однажды избранной позиции на проблему, решать нестандартные задачи и задачи, в которых нет ни конечной цели, ни путей ее достижения, самостоятельно делать обобщающие выводы, осуществлять планирование и рефлексию; ценностные отношения.

Во многих работах можно встретить понятие "студенческий возраст", охватывающий период с 18 до 25 лет (что отчасти соответствует в возрастной психологии юношескому возрасту). Считается, что студенческий возраст - это особый период в жизни человека, центральный период становления личности.

Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, В.А. Сластенина, В.А. Якунина студент, с социально-психологической и психолого-педагоги-ческой позиций, характеризуется как особый субъект учебной деятельности. Студенчество есть особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Оно включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями. Как социальная группа студенчество характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, адекватностью и полнотой представления студента о выбранной профессии.

Как отмечает П.Л. Капица, творческие способности ума человека, как правило, выявляются рано, и их можно развивать уже в средней школе, но их характер и направление определяются обычно к 18 годам. Поэтому высшее образование, которое начинается с этого возраста, уже должно быть специализированным согласно индивидуальным способностям человека. Развитие творческого мышления требует сформированно-сти логического мышления. Поскольку логическое мышление оперирует не только реальными, но и воображаемыми объектами, доминирование данного стиля мышления неизбежно порождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулы, слова и т.п.

Анализ психологических особенностей юношеского возраста позволяет предположить, что он является оптимальным в аспекте формирования готовности личности к творческому мышлению и творческому самовыражению и самореализации. С одной стороны, умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов, искать новые ассоциации и непроторенные пути, а с другой - развитый самоконтроль, организованность, умение дисциплинировать самого себя.

Творчески мыслящий студент может выделить противоречие, выявить проблемы и решить их нетрадиционными методами, порождать нечто качественно новое для себя и для других. Творческое мышление студентов имеет отличительную черту: творчество может иметь место и при

усвоении уже известного, открытии субъективно нового, которое вносит вклад в развитие личности.

С помощью методики незаконченного предложения нами был проведен опрос студентов первого курса Оренбургского аграрного университета. Студентам было предложено продолжить предложение: "творчество - это ...", "творческое мышление - это .", "творческое мышление студента - . " и указать характеристики человека, обладающего творческим мышлением.

Результаты анкетирования показали поверхностные знания терминов. Например, студенты писали: творчество - это "творение человека", "искусство творить", "создание чего-то нового", "определенный вид деятельности" (без дальнейшего объяснения); творческое мышление - это "способность творчески мыслить", "мышление человека по поводу творений", "тип мышления, характерный для творческой личности".

Если придерживаться определения, данного В. И. Андреевым, то следует признать, что ни один студент не обладает полным знанием о творчестве. 47,6% респондентов отметили его деятельностный характер; 27,4% - его новизну и оригинальность; 28,6% - личную значимость в процессе творчества (творчество - это "проявление человека себя", "создание вещей, приносящее духовное удовлетворение", "процесс совершенствования личности", "свобода самовыражения", "способность вложить в предмет частичку своей индивидуальности", "состояние души человека"); 5,9% считают необходимым желание создавать новое, а также специальные (творческие) умения.

На вопрос о творческом мышлении правильный и полный ответ никто не дал. Мы разделили ответы на несколько групп, исходя из выделения студентами, как правило, только одного из компонентов творческого мышления:

- указания необходимости в творческих умениях ("нахождение нестандартного решения задачи", "умение подходить к любой проблеме с "изюминкой", "предвидение своих действий и предложений", "способность видеть предмет с разных сторон") (19%);

- рассмотрения творческого мышления как особого качества человека ("особый склад ума", "то, что характеризует и выделяет личность", "способность человека удивлять своей незаурядностью", "одна из черт, отвечающая за создание нового", "своеобразный, индивидуальный признак человека") (17,9%);

- выделения познавательно-творческих мотивов (9,5%);

- ценностные отношения ("добрая фантазия", "высоконравственное мышление", "то, что

займет место в жизни других людей", "тип мышления по созданию нового, вызывающий огромное количество различных эмоций") (4,8%).

Интересно отметить, что 8,3% респондентов отождествляют творческое мышление с мышлением человека, а 17,9% не видят разницы между понятиями "творческое мышление" вообще и "творческое мышление студента". "Студент тоже человек" - аргументируют они. Только 1,2% опрошенных правильно отметили особенность творческого мышления студента, 15,5% связывают его со способностью быстро и без подготовки сдавать зачеты, экзамены и сессию, некоторые - с рефлексией содержания обучения; у 11,9% нет ответа на этот вопрос. Был и такой ответ: творческое мышление студента - это то, чем занимаются студенты, если они поступили не в тот вуз, в который хотели.

Мы обратили внимание на ответы, в которых говорится о невозможности студенту творчески мыслить, так как вуз поощряет только репродуктивный характер обучения.

Среди характеристик, которыми обладает человек с творческим мышлением, студенты выделили следующие: духовное богатство (13,1%), умение отстаивать собственное мнение (8,3%), образованность (4,8%), умение видеть необычное в обычном (4,8%), начитанность, правильное и красивое изложение мыслей, развитое воображение, стремление добиваться целей (по 3,6%), а также широта кругозора, сообразительность, чувство юмора, впечатлительность, замкнутость, умение понимать других. 28,6% респондентов ответили, что творчески мыслящий человек не похож на других, это отличие не было объяснено, и 13,1% дали, на наш взгляд, тривиальный ответ - способность творить, создавать.

Таким образом, анкетирование показало отрывочные, бессистемные, неглубокие знания студентов о творчестве и творческом мышлении. Однако беседы, целенаправленное педагогическое наблюдение позволили сделать вывод об ориентации на внутренний духовный мир человека, потребность в самореализации и самовыражении. Перед преподавателем вуза стоит задача создания педагогических условий для развития творческого мышления студентов в образовательном процессе.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи // В кн. "Математика в образовании и воспитании" / Сост. В.Б. Филиппов. - М.: ФАЗИС, 2000. - 256 с.

3. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М., 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.