"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
УДК 159.99
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-9-18-24
КОНЦЕПТ «ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Ожиганова Л.Г., Лежнина Л.В.
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола, Российская Федерация
THE CONCEPT OF "CREATIVE POTENTIAL OF THE PERSONALITY" IN THE NATIONAL PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SCIENCE
Ozhiganova L.G., Lezhnina L.V.
Mari State University», Yoshkar-Ola, Russian Federation
Аннотация: статья посвящена анализу концепта «творческий потенциал личности» с точки зрения различных теоретико-методологических подходов в психологии, а также анализу результатов современных экспериментальных исследований. Методом исследования является теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Дано описание личностно-деятельностного подхода, системного, развивающего и других подходов к пониманию творческого потенциала личности, проведен обзор и анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований. В результате проведенного теоретического исследования был сделан вывод о том, что концепт «творческий потенциал» представляет собой совокупность творческих способностей и психологических качеств личности, обеспечивающую возможность проявления ею оригинальности и новизны в выполняемой деятельности. Важным структурным компонентом в личности человека, позволяющим проявлять его творческий потенциал в деятельности, является уверенность в себе, а также устойчивые представления личности о том, что её характер, личность и деятельность способны вызвать симпатию, одобрение и уважение у окружающих. Интеллект человека ограничивает результаты творческой деятельности человека, т.к. трансформирует творческую деятельность для достижения общепризнанных творческих результатов. Кроме того, сделан вывод о том, компоненты творческого
Annotation. The article is devoted to the analysis of the concept of "creative potential of the individual" in terms of various theoretical and methodological approaches in psychology, as well as the analysis of the results of modern experimental research. The research method is a theoretical analysis of psychological and educational literature. A description of the personality-activity approach, system, developmental and other approaches to understanding the creative potential of the individual is given, and a review of the results of theoretical of experimental research is conducted. As a result of a theoretical research, it was concluded that the concept of "creative potential" is a set of creative abilities and psychological qualities of personality, which makes it possible to manifest originality and novelty in its activities. An important structural component in a person's personality that allows him to show his creative potential in activities is self-confidence, as well as stable ideas of the person that her character, personality and activity can cause sympathy, approval and respect among others. Human intelligence limits the results of human creative activity, as transforms creative activity to achieve universally recognized creative results. It was also concluded that the components of a creative potential of the individual are interrelated and mutually conditioned and high level of personality development contributes to the development of creative potential of the individual as well.
потенциала личности взаимосвязаны и взаимообусловлены, а развитию творческого потенциала личности способствует высокий уровень развития личности.
Ключевые слова: творческий потенциал личности, концепт, творческие способности, теоретический подход, компоненты творческого потенциала.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: в 2 кн. К. 1. Казань: Издательство Казанского университета, 1996. 427 с.
[2] Рындак В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: автореф. дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1996. 17 с.
[3] Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2001. 84с.
[4] Омарова М.К. Взаимосвязь творческого потенциала личности и отельных компонентов её Я - личности // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2017. №°1. Т. 32. С.93-100.
[5] Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография. СПб.: СПАППО, 2005. 293 с.
[6] Теоретико-методологические основания проблемы актуализации творческого потенциала школьника / А.С. Бароненко, З.М. Большакова, М.Д. Даммер, Т.Г. Калугина, С.А. Репин, Н.В. Уварина, Н.О. Яковлева. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013. 200 с.
[7] Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. М.: Книга по требованию, 2012.128 с.
[8] Пихтовников Г.Л. Творческий потенциал молодого рабочего: состояние и пути реализации в производственном коллективе / дис.канд. философ.наук. М.: 1998. 24 с.
[9] Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
Keywords: creative potential of the personality, concept, creativeness, theoretical approach, components of creative potential.
REFERENCES
[1] Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samora-zvitiya: innovacionnyj kurs: v 2 kn. K. 1. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 1996. 427 s.
[2] Ryndak V.G. Vzaimodejstvie processov nepre-ryvnogo obrazovaniya i razvitiya tvorcheskogo potenciala uchitelya: avtoref. dis. d-ra ped. nauk. CHelyabinsk, 1996. 17 s.
[3] Kulyutkin YU.N. Izmenyayushchijsya mir i problema razvitiya tvorcheskogo potenciala lichnosti. Cennostno-smyslovoj analiz. SPb.: SPbGUPM, 2001. 84s.
[4] Omarova M.K. Vzaimosvyaz' tvorcheskogo potenciala lichnosti i otel'nyh komponentov eyo YA - lichnosti // Vestnik Dagestanskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. 2017. №1. T. 32. S. 93-100.
[5] Darinskaya L.A. Tvorcheskij potencial uchash-chihsya: metodologiya, teoriya, praktika: mono-grafiya. SPb.: SPAPPO, 2005. 293 s.
[6] Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya problemy aktualizacii tvorcheskogo potenciala shkol'nika / A.S. Baronenko, Z.M. Bol'shakova, M.D. Dammer, T.G. Kalugina, S.A. Repin, N.V. Uvarina, N.O. YAkovleva. CHelyabinsk: Izd-vo CHGPU, 2013. 200 s.
[7] Al'tshuller G.S. Kak nauchit'sya izobretat'. M.: Kniga po trebovaniyu, 2012.128 s.
[8] Pihtovnikov G.L. Tvorcheskij potencial molod-ogo rabochego: sostoyanie i puti realizacii v pro-izvodstvennom kollektive / dis.kand. filosof.nauk. M.: 1998. 24 s.
[9] Kan-Kalik V.A., Nikandrov N.D. Pedagog-icheskoe tvorchestvo. M.: Pedagogika, 1990. 144 s.
[10] Мартишина Н.В. Ценностные характеристики творческого потенциала педагога // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2012. № 3 (36). С. 5-14.
[11] Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. 304 с.
[12] Веретенникова Л.К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: дис. д-ра пед. наук. Казань, 1997. 340 с.
[13] E. Jauk, M. Benedek, A C. Neubauer. The Road to Creative Achievement: A Latent Variable Model of Ability and Personality Predictors // European Journal of Personality. 2014. 28. pp. 95-105.
[14] Barbet B., Besançon M., Lubart T.I. Creative potential in educational settings: its nature, measure, and nurture // Education 3-13. 2015. 43(4). pp. 371-381.
[15] Barbot B., Besançon M., Lubart T.I. Assessing creativity in the classroom //The Open Education Journal.2011. 4(1). pp. 58-66.
[10] Martishina N.V. Cennostnye harakteristiki tvorcheskogo potenciala pedagoga // Vestnik Rya-zanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S.A. Esenina. 2012. № 3 (36). S. 5-14.
[11] Ermolaeva-Tomina L.B. Psihologiya hudozhestvennogo tvorchestva: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Akademicheskij proekt, 2003. 304 s.
[12] Veretennikova L.K. Podgotovka budushchih uchitelej k formirovaniyu tvorcheskogo potenciala shkol'nikov: dis. d-ra ped. nauk. Kazan', 1997. 340 s.
[13] E. Jauk, M. Benedek, A.C. Neubauer. The Road to Creative Achievement: A Latent Variable Model of Ability and Personality Predictors // European Journal of Personality. 2014. 28. pp. 95105.
[14] Barbet B., Besançon M., Lubart T.I. Creative potential in educational settings: its nature, measure, and nurture // Education 3-13. 2015. 43(4). pp. 371-381.
[15] Barbot B., Besançon M., Lubart T.I. Assessing creativity in the classroom //The Open Education Journal. 2011. 4(1). pp. 58-66.
Во все времена для достижения успеха в выполняемой деятельности подчеркивалась необходимость творческих качеств личности. В этой связи весьма актуальной является проблема диагностики творческого потенциала и совершенствования содержания и методов его развития. Однако решение данной проблемы осложняется отсутствием в современной психологической науке общепринятого определения творческого потенциала личности. Целью данной статьи является проведение краткого теоретического обзора существующих теоретико-методологических подходов к определению творческого потенциала личности.
В зависимости от подхода, в рамках которого происходит изучение концепта творческого потенциала личности, меняется его содержание и характеристика. Наиболее значимыми методологическими подходами в отечественной науке являются личностно-деятельностный, системный, интегральный и развивающий подходы. Во многих подходах есть общие компоненты, входящие в структуру творческого потенциала личности.
Представители личностно-деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, М.С. Каган, И.Я. Лернер, В.И. Андреев, В.Г. Рындак, Ю.Н. Кулюткин и др.) связывают творческий потенциал личности с такими характеристиками, как её субъектность, самобытность, возможность создавать уникальное и выполнять творческую деятельность [1]. Личность формируется из видов деятельности, которыми она занимается и определяется с помощью знаний, умений и навыков, сформированных в процессе жизнедеятельности. В.Г. Рындак в ходе экспериментального исследования доказала, что творческий потенциал является результатом развития
личности, и каждый этап развития творческого потенциала личности является предпосылкой для качественного изменения индивида [2].
Ю.Н. Кулюткин считает, что творческий потенциал личности характеризуется психологическими особенностями человека, определяющими ценности, понятия и методы решения. В данном случае такой потенциал развития представляет собой систему, состоящую из интеллектуальных, мотивационных и психофизиологических возможностей, а именно:
1) множество потребностей и интересов личности, направленность на общение, познание и самореализацию в различных сферах;
2) высокий уровень интеллектуального развития, помогающих человеку во время решения жизненных и профессиональных проблем глобального характера путем нахождения новых решений.
Творческая личность открыта для всего нового, к возникающим трудностям подходит реалистически, видит проблему с разных сторон. Такая личность имеет широкое и гибкое мышление, способна находить альтернативное решение и преодолевать стереотипы; умеет критически анализировать прошлый опыт и делать выводы; обладает высоким уровнем работоспособности, энергии и психофизиологических возможностей [3].
В ходе экспериментального исследования М.К. Омаровой была установлена зависимость между показателями и уровнями творческого потенциала личности и структурными характеристиками Я - концепции личности. Было установлено, что чем больше личность уверенна в себе, тем более она открыта и готова к развитию своего творческого потенциала. Также определено, что чем устойчивее представления личности о том, что её характер, личность и деятельность способны вызвать симпатию, одобрение и уважение у окружающих, тем выше её творческий потенциал [4].
По нашему мнению, результаты экспериментального исследования подтверждают теорию личностно-деятельностного подхода в определение творческого потенциала личности, а именно концепцию В.Г. Рындак, согласно которой, высокий уровень уверенности в себе свидетельствует о высоком уровне развития личности и является предпосылкой для дальнейшего развития уровня творческого потенциала.
Представители системного подхода (Я. А. Пономарев, Л. А. Даринская, Е. А. Глуховская, Н.Н. Николаенко и др.) определяют творческий потенциал как систему способностей, знаний, умений и отношений. Важной характеристикой данного подхода является системная целостность. Компоненты творческого потенциала личности взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Л. А. Даринская определила творческий потенциал личности как «сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности»[5, с. 12-13].
Составляющими такой системы являются следующие ресурсы личности:
— мотивационный ресурс, характеризующий потребности и интересы личности;
— интеллектуальный ресурс, помогающий человеку находить новые пути решения проблем, избегая стереотипы мышления;
— операционный ресурс, помогающий критически мыслить, быть открытым всему новому и позволяющий проявить творческие способности в деятельности;
— психофизиологический ресурс, включающий в себя работоспособность человека и уровень развития его эмоционально - волевой сферы.
Представители развивающего подхода (Г.С. Альтшуллер, И.П. Волков, И.П. Иванов, В.В. Давыдов и др.) изучают творческий потенциал путем выявления, учёта и развития творческих способностей, приобщения к многообразной продуктивной творческой деятельности (по И.П. Волкову) [6]; обучения творческой деятельности, приёмам творческого воображения, приёмам решения творческих задач (по Г. С. Альтшуллеру) [7].
Г. С. Альтшуллер и И. П. Волков разработали технологию, ориентированную на развитие творческих качеств личности. Творческими качествами личности являются: аналитичность мышления; альтернативность мышления; самостоятельное определение проблемы; умение использовать знания, умения и навыки принципиально в иной ситуации, чем в той, в которой они были сформированы.
Мы считаем, что развитие таких психических процессов как память и мышление возникло, потому что компоненты творческого потенциала личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Активное продуктивное речетворчество помимо развития воображения и креативности, согласно системному подходу, изменяет уровень других психических процессов человека. Также результаты данного исследования подтверждают личностно-деятельностную концепцию Когана, согласно которой развитие потенций личности происходит в процессе деятельности человека, в данном случае активное продуктивное речетворчество включало в себя творческую, коммуникативную и интеллектуальную деятельность, в результате которой вырос уровень коммуникативной компетенции учащихся.
По нашему мнению, развивающий подход в изучении творческого потенциала представляет собой совокупность различных технологий или концептов развития творческого потенциала человека, с помощью которых, результата может добиться любой физически здоровый человек, прошедший развивающее обучение по данной технологии.
Наряду с вышеназванными в соответствии с общеметодологическими принципами психологии подходами к определению творческого потенциала личности, нельзя не отметить наличие иных теорий. К ним относятся: эмпирический, аксиологический, способностный и интегра-тивный подходы.
Г.Л. Пихтовников является представителем эмпирического подхода, в котором творческий потенциал представляется как перечисление «списка качеств» [8]. Авторы данного подхода выделяют от 0 до 257 качеств, составляющих структуру творческого потенциала личности. Порядок перечисления качеств абсолютно случайный, т.к. отсутствует иерархия списка качеств.
Ученые расходятся во мнение в установление иерархии связей между элементами творческого потенциала, принципами формирования структуры творческого потенциала, отношениями между компонентами, составляющими эту структуру.
Представители аксиологического подхода (В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, В. А. Сла-стенин, Н.В. Мартишина и др.) определяют творческий потенциал как ценность, с помощью которой человек предстаёт творцом своей жизни [9]. Н.В. Мартишина описывает творческий потенциал личности педагога через характеристику, включающую в себя три компонента — когнитивный, ценностный, деятельностный. Особое значение отводится ценностному компоненту, в котором творчество является жизненной необходимостью личности [10].
Особое место в изучение творческого потенциала личности занимает способностный подход (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.Б. Ермолаева-Томина и др.). В данном подходе исследуются творческие способности. Современные исследования в данном подходе направлены на установление степени зависимости между творческими и интеллектуальными способностями, т. к. развитие творческого потенциала возможно лишь при наличие творческих способностей. Формирование творческих способностей возможно лишь при определенном уровне развития интеллектуальных способностей [11]. Следовательно, творческий потенциал является интеллектуально - творческой основой творческой деятельности. Актуальным направлением исследования в данное время является анализ креативности, как универсальной творческой способности человека, которая позволяет личности вести продуктивную деятельность в любой области. В данном подходе творческий потенциал представляется в узком смысле, т. е. как творческие способности и прежде всего способности к конвергентному и дивергентному мышлению, и воображению. Достоинством данного подхода является то, что в нем определены параметры творческого потенциала и существует большое количество методов их диагностики, что позволяет выявлять степень развития творческого потенциала личности.
Сторонники интегративного подхода (А.М. Матюшкин, П.Ф. Кравчук, Е. А. Алексеева, Л.К. Веретенникова и др.) определяют творческий потенциал как единство личностных характеристик. Важными характеристиками творческого потенциала личности являются направленность личности, творческая установка и позиция, актуализация творческих способностей в реальной практике [12].
Австрийскими учёными Е. Яук, М. Бенедек и А.С. Неубауэр было проведено экспериментальное исследование зависимости творческого потенциала, интеллекта и открытости к новизне в повседневной творческой деятельности от наличия результатов творческой деятельности. В ходе эксперимента было установлено, что интеллект человека прогнозирует результаты творческой деятельности, но не саму творческую деятельность. Также, интеллект уменьшает влияние творческой деятельности на результаты творческих достижений. Авторы исследования предполагают, что интеллект человека трансформирует творческую деятельность для достижения общепризнанных творческих результатов [13].
Мы считаем, что данное исследование австрийских учёных подтверждает теорию сторонников интегративного подхода о том, что творческий потенциал является сложной многокомпонентной структурой и представляет собой интегративную модель, иллюстрирующей сложное потенциальное взаимодействие между различными компонентами творческого потенциала личности.
На основе описанных ранее подходов к представлению творческого потенциала личности можно сделать вывод, что данный концепт представлен в узком и широком смыслах. Творческий потенциал в узком смысле, определяется как творческие способности личности, представленные конвергентным и дивергентным мышлением, а также одаренностью. В рамках данного подхода разработано большое количество методов диагностики творческих способностей человека, что позволяет решать проблему выявления творческого потенциала личности.
В широком смысле — это способствующие реализации и развитию творческих способностей человека психологические характеристики личности, к которым относятся мотивы, во-
левые качества, эмоциональность, уровень компетентности. В рамках такого подхода, диагностика и развитие творческого потенциала, на наш взгляд, весьма затруднительна, т. к. нет единого мнения о том, какие личностные характеристики способствуют реализации творческих способностей.
Американские и французские ученые Б. Барбот, М. Безансон и Т. Люббарт отмечают, что за полвека научных исследований творческого потенциала личности, ученые так и не пришли к консенсусу о том, что же является творческим потенциалом человека и какого его структура. Данная проблема очень усложняет, на данное время, развитие творческого потенциала детей в образовательной системе [14].
Также Б.Барбот и др. предлагают решение данной методологической и концептуальной проблемы путем умножения подходов к оценке для получения более полной картины творческого потенциала личности [15].
Мы разделяем позицию Б. Барбот, М. Безансон и Т. Люббарт и считаем, что во многих методологических и концептуальных подходах есть сходные компоненты в структуре творческого потенциала личности. Такие, как например, оригинальность, открытость к новому, умственные способности и др. В некоторых подходах есть общие взгляды на систему отношений между компонентами. Например, в системном и интегральном подходе к исследованию творческого потенциала личности отмечается сложная взаимосвязанность и взаимообусловленность между компонентами.
По результатам проведенного теоретического исследования можно сделать вывод о том, что, в настоящее время существует большое количество подходов к определению творческого потенциала личности: общеметодологические, концептуально-теоретические, иррациональные. Это позволяет рассматривать творческий потенциал в узком и широком смысле как творческие способности, основанные на воображении и мышлении, и как совокупность творческих способностей и психологических качеств личности, обеспечивающая возможность проявления оригинальности и новизны выполняемой деятельности.
1. Компоненты творческого потенциала личности взаимосвязаны и взаимообусловлены.
2. Развитию творческого потенциала личности способствует высокий уровень развития личности.
3. Активная деятельность человека способствует развитию самой личности.
Отсутствие единого консенсуса о природе творческого потенциала личности создает
трудности для диагностики и развития творческого потенциала человека. Возможным решением данной проблемы является комплексный метод исследования творческого потенциала личности с одновременным использованием различных методологических подходов и концептов, для получения боле полной картины данного явления.