Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Т.А. ГОЛОВЯНЦ В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСТОК-ЗАПАД'

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Т.А. ГОЛОВЯНЦ В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСТОК-ЗАПАД Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / наука / искусство / музыка / педагог / творчество / культура / деятельность. / creativity / science / art / music / teacher / creativity / culture / activity.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Атамирзаева Гулхумор Косимжон Кизи

музыкальной культуре Узбекистана, в ее профессиональной ветви выдвинулась целая плеяда выдающихся творческих фигур, как правило, речь идет о композиторах и исполнителях. Практически не бывает творческих встреч и не пишутся статьи о тех, кто помогает слушателям проникнуть в тайны музыкального произведения, раскрывает историческую подоплеку культурного события. В данной статье мы хотим вспомнить ведущего музыковеда Республики Узбекистан, кандидата искусствоведения, профессора Государственной консерватории Узбекистана, члена Союза композиторов и бастакоров Узбекистана Тамару Аванесовну Головянц в аспекте изучения проблемы диалога Восток-Запад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE PORTRAIT OF T.A. GOLOVYANS IN THE ASPECT OF THE EAST-WEST PROBLEM

in the musical culture of Uzbekistan, in its professional branch, a whole galaxy of outstanding creative figures has come to the fore, as a rule, we are talking about composers and performers. There are practically no creative meetings and no articles are written about those who help listeners to penetrate the secrets of a musical work, reveal the historical background of a cultural event. In this article, we want to recall the leading musicologist of the Republic of Uzbekistan, candidate of art history, professor of the State Conservatory of Uzbekistan, member of the Union of Composers and Bastacors of Uzbekistan Tamara Avanesovna Golovyants in the aspect of studying the problem of East-West dialogue.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Т.А. ГОЛОВЯНЦ В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСТОК-ЗАПАД»

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Т.А. ГОЛОВЯНЦ В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСТОК-

ЗАПАД Атамирзаева Г.К.

Атамирзаева Гулхумор Косимжон кизи - преподаватель, Военно-музыкальный академический лицей Национальной гвардии Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в музыкальной культуре Узбекистана, в ее профессиональной ветви выдвинулась целая плеяда выдающихся творческих фигур, как правило, речь идет о композиторах и исполнителях. Практически не бывает творческих встреч и не пишутся статьи о тех, кто помогает слушателям проникнуть в тайны музыкального произведения, раскрывает историческую подоплеку культурного события. В данной статье мы хотим вспомнить ведущего музыковеда Республики Узбекистан, кандидата искусствоведения, профессора Государственной консерватории Узбекистана, члена Союза композиторов и бастакоров Узбекистана Тамару Аванесовну Головянц в аспекте изучения проблемы диалога Восток-Запад. Ключевые слова: творчество, наука, искусство, музыка, педагог, творчество, культура, деятельность.

CREATIVE PORTRAIT OF T.A. GOLOVYANS IN THE ASPECT OF THE EAST-

WEST PROBLEM Atamirzaeva G-К.

Atamirzaeva Gulkhumor Kosimjon qizi - Lecturer, MILITARY MUSIC ACADEMIC LYCEUM NATIONAL GUARD OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the musical culture of Uzbekistan, in its professional branch, a whole galaxy of outstanding creative figures has come to the fore, as a rule, we are talking about composers and performers. There are practically no creative meetings and no articles are written about those who help listeners to penetrate the secrets of a musical work, reveal the historical background of a cultural event.

In this article, we want to recall the leading musicologist of the Republic of Uzbekistan, candidate of art history, professor of the State Conservatory of Uzbekistan, member of the Union of Composers and Bastacors of Uzbekistan Tamara Avanesovna Golovyants in the aspect of studying the problem of East-West dialogue. Keywords: creativity, science, art, music, teacher, creativity, culture, activity.

УДК 078

Словом, среди проблем современного музыковедения, образующих направление науковедческих исследований, научный текст и личность автора этого текста, научное произведение как результат творчества музыковеда до сих пор не являлись предметом специального интереса. Жизнь Тамары Аванесовны Головянц была целиком посвящена искусству и консерватории, коллегам и многочисленным ученикам. Общительная и добродушная, невероятно оптимистичная и наполненная жизненной энергией, она являлась одним из активных пропагандистов профессионального музыкального искусства Узбекистана, ярко проявившим себя во многих сферах музыковедческой и музыкально-общественной деятельности -педагог, публицист, редактор, автор ряда творческих программ, проектов, конкурсов.

Современники отзываются о творческой личности профессора Головянц как о значительном явлении в узбекской музыкальной культуре. Ее деятельность в Государственной консерватории Узбекистана, Союзе композиторов и бастакоров Узбекистана это явление, оставившее яркий след в творческой судьбе нескольких поколений музыкантов нашей республики. На протяжении шестидесяти лет разворачивалась ее масштабная деятельность в качестве высокопрофессионального педагога-лектора, педагога-иллюстратора (она прекрасно владела фортепиано), педагога-руководителя научных работ студентов.

За годы работы в консерватории Тамара Аванесовна вырастила более 40 специалистов -искусствоведов, многие из которых принимали активное участие в конференциях, конкурсах, Олимпиадах, становясь их призерами. Сегодня они успешно работают в самых разных сферах музыковедения не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами. Она является автором серьезных научных работ по музыковедению. Вместе со своим супругом, известным узбекистанским композитором, заслуженным деятелем искусств республики А.С. Вареласом создала композиторско-музыковедческую династию Вареласов-Головянц-Мейке.

Важнейшим делом жизни Головянц стала ее научно-педагогическая и просветительская деятельность. Изучая проблемы, связанные с развитием композиторской школы Узбекистана, Тамара Аванесовна опубликовала ряд монографий и научных статей, среди которых выделяется «Камерно-инструментальная ансамблевая музыка Узбекистана». Одной из интереснейших сторон ее музыковедческой деятельности является интерес к французской музыке и ее связям с восточной культурой: «Восток в творчестве французских композиторов» - учебное пособие, вышедшее в 2008 году, в котором автор освятил ранее неисследованные стороны творчества К. Дебюсси, М. Равеля и А. Жоливье. Настольной книгой

музыковедов республики стали два издания справочника «Композиторы и музыковеды Узбекистана» (1999, 2018 гг.), написанные в соавторстве с дочерью-музыковедом Е.С. Мейке. В память о супруге, в 2005 году, вышла в свет монография в соавторстве с И.Г. Галущенко «Совет Варелас. Жизнь в музыке». Ее перу принадлежит и монография «Композитор Нурилла Ззакиров» (2010).

Изучая грани творческой биографии, анализируя эпистолярное наследие профессора Т.А. Головянц, мы поставили перед собой цель создать объективный портрет творческого человека и ученого, представителя музыкальной культуры нашей республики.

Незаурядная личность нашей героини, ее масштабная и многообразная научно-педагогическая и творческая деятельность, к сожалению, остается не изученной страницей в истории современной узбекской музыкальной культуры, которая, безусловно, должна стать первостепенной задачей узбекского музыковедения.

Известно, многие ученые рассматривали процессы, происходящие в развитии музыкального достояния республики в ракурсе различных проблем. Особое место в этом плане отводится проблеме диалога Востока и Запада, его формам в европейской музыке. Среди них выделяются работы музыковедов Узбекистана, которые смотрят на проблему не с европоцентристских позиций, а изнутри. Проблема вписывается в широкий контекст, связанный с взаимодействием восточной и западной культур, который со второй половины XIX века активизируется в культурной жизни общества, философии, гуманитарных науках, различных видах искусства, а в настоящее время стало всеобъемлющим явлением в мировой цивилизации.

Диалог культур Востока и Запада в музыкальной культуре Узбекистана - одна из интереснейших проблем. И сегодня он проходит активную фазу своего развития, поскольку интеграционные и дезинтеграционные процессы в мировой культуре находятся в сложном взаимодействии. Этот диалог культур, начавшись как интерес Запада (считавшего себя «высокоцивилизованным») к «отсталым» восточным культурам, которые были для него всего лишь экзотикой, прошел к XXI веку большой путь. На современном этапе (как считает, в частности, П. Капица) даже в социальных науках нельзя решать вопросы на материале какой-то одной цивилизации, их необходимо рассматривать на материале всех культур мира. При таком подходе Восток и Запад выступают как некая целостная модель, которая приводит не только к новым научным обобщениям, но и создает возможность прогнозирования развития в будущем.

Частью этого диалога является процесс музыкально-исторический, обусловивший появление множества музыкальных произведений европейских композиторов, в которых в той или иной степени осуществляется взаимодействие восточной и западной культур.

В узбекском музыковедении изучение проблем диалога двух культур ведется с точки зрения двух позиций: с точки зрения диалога двух цивилизаций (работы Т.А. Головянц) и «одна культура и две традиции» (теория Н.С. Янов-Яновской).

В книге «Восток в творчестве французских композиторов. К. Дебюсси, М. Равель, А. Жоливье» автор выстраивает типологию моделей диалога Восток-Запад, которая характеризует определенную стадию общего диалогического процесса. Основная задача работы Т.А. Головянц - выявление форм взаимодействия восточного и западного мышления и моделей их диалога в музыкальных произведениях европейских композиторов данного периода.

Тамара Аванесовна поднимает такие малоизученные в музыковедении проблемы как: определение основных моделей диалога на разных уровнях художественного текста в наиболее крупных европейских музыкальных произведениях рассматриваемого периода, концепционных с точки зрения исследуемой проблематики; разработка определенных принципов исследования музыкальных произведений с целью выявления в них механизмов формирования диалога Восток-Запад; выделение ведущих тенденций в претворении диалога Восток-Запад в различные временные отрезки исследуемого периода: в начале века, десятые годы, 20-25 гг. XX столетия; систематизация полученных в результате анализа данных с точки зрения типологии форм диалога Восток-Запад.

Выявляя их на примере творчества Дебюсси, Равеля и Жоливье, Т.А. Головянц внесла значительный вклад в развитие музыкальной науки, заполнив определенный пробел в историческом рассмотрении проблемы диалога культур. Помимо этого, исследовав творчество французских композиторов, музыковед уточнила их специфику и место в европейской музыкальной культуре первой четверти XX века.

Список литературы /References

1. Головянц Т.А. Восток в творчестве французских композиторов, 2008.

2. Головянц Т.А., Мейке Е.С. Композиторы и музыковеды Узбекистана, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.