ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ОПУСОВ КОМПОЗИТОРА АНВАРА ЭРГАШЕВА Турсунова Р.А. Email: [email protected]
Турсунова Равшаной Артикжановна - доктор философии (PhD), старший преподаватель, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена творчеству талантливого узбекского композитора, дирижера и общественного деятеля Узбекистана Анвара Эргашева. Творческое наследие композитора привлекает внимание ярким самобытным стилем, который отражает основные грани мировоззрения художника, его взгляды на проблемы и явления современного общества, поиски, эксперименты, новые подходы в трактовке узбекского музыкального наследия и жанров европейского композиторского творчества. На примере анализа «Восточного каприччио» рассмотрены особенности его творческого дарования.
Ключевые слова: композитор, Ферганская долина, наследие, фольклор, пианизм, дирижирование, музыкальная форма, каприччио.
FEATURES OF THE STYLE OF INSTRUMENTAL OPUSES BY COMPOSER ANVAR ERGASHEV Tursunova RA.
Tursunova Ravshanoy Artikjanovna - Doctor of Philosophy (PhD), Senior Lecture, DEPARTMENT OF HISTORY OF MUSIC AND CRITICISM, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the work of the talented Uzbek composer, conductor and public figure of Uzbekistan Anvar Ergashev. The creative heritage of the composer attracts attention with a bright original style that reflects the main facets of the artist's worldview, his views on the problems and phenomena of modern society, searches and experiments, and new approaches in the interpretation of the Uzbek musical heritage and genres of European composing. On the example of the analysis of "Oriental Capriccio", the features of his creative talent are considered.
Keywords: composer, Ferghana Valley, heritage, folklore, pianism, conducting, musical form, capriccio.
УДК 78.02
Становление и развитие композиторского творчества, являющегося неотъемлемой частью узбекской музыкальной культуры, воплощается в образцовой и многогранной деятельности великих представителей этой области. Достижения современной отечественной композиторской школы связано с именами целого поколения талантливых художников, среди которых значится имя известного не только в республике, но и за её пределами композитора, дирижера, заслуженного деятеля искусств, Лауреат Государственной премии Узбекистана Анвара Эргашева.
Он был творческой личностью, творившей по велению души. Его произведения открыли широкие горизонты для расширения и освоения музыкальных жанров, заложив основу для гармоничного развития самобытного авторского стиля. Музыкальные образцы, созданные композитором в области инструментальной музыки на протяжении многих лет, стали отражением его художественных достижений и творческих поисков. В них нашло отражение мировоззрение
композитора, его видение мира, проблемы современного искусства, эксперименты и поиски в области инструментальной музыки. Особенно наглядно это можно увидеть на примере опусов автора, среди которых «Концерт-поэма» для виолончели с оркестром, «Достон-музыка» для камерного оркестра, «Соната-поэма» для фортепианного трио, скрипки и фортепиано, «Восточное каприччио» для кларнета и фортепиано, а также концерт для фортепиано с оркестром.
Жизненный и творческий путь композитора (1954-2020) - эталон беззаветного служения музыке, искусству и развитию культуры Узбекистана.
Анвар Эргашев родился 19 апреля 1954 года в Душанбе в семье военного дирижера. В том же году семья Эргашевых переехала в Фергану. Отец будущего композитора Юлдаш Эргашев внес большой вклад в развитие культурной жизни Ферганской области. Музыкальная атмосфера, царившая в семье, станет важным фактором для выбора будущей профессии молодого композитора.
Начальное музыкальное образование Анвар Эргашев получил в детской музыкальной школе № 4, а после ее окончания поступает на отделение «Специального фортепиано» Ферганского музыкального училища, в класс Инны Георгиевны Вышловой (являясь выпускницей «Успенки», она в свою очередь обучалась в классе легендарной Тамары Афанасьевны Попович). На становление его как исполнителя-музыканта также оказала большую роль Н. Орлова. Яркое артистическое дарование и исполнительские способности оттачиваются затем в классе Б.Евлампьева в стенах Ташкентской государственной консерватории им. Мухтара Ашрафи. После успешного окончания в 1977 году, он начинает свою трудовую деятельность педагогом по классу фортепиано в музыкальном училище, где учился и вырос.
Неутомимый интерес к процессу творчества, поиску своего предназначения снова ведут его пути в консерваторию. В 1986 году он успешно окончил композиторское отделение, а в 1994 году - отделение оперно-симфонического дирижирования. Изучение оперных партитур по дирижированию началось с изучения сложных симфонических произведений европейских композиторов - классиков, в классе мэтров узбекской дирижёрской школы, таких как Захид Хакназаров и Куванч Усманов. Первым опусом композиторского творчества стали «маленькие прелюдии» для фортепиано. Наставником, приоткрывшим секреты композиторского мастерства, стал Мирсодик Таджиев.
С 1996 года Анвар Эргашев активно работает в Государственном академическом театре оперы и балета им. Алишера Навои, с 1998 года - становится главным дирижером Национального симфонического оркестра Узбекистана, а в 2002 году художественным руководителем Государственного Академического Большого театра им. Алишера Навои.
Уже на раннем этапе композиторского творчества Анвар Эргашев поднимает глубокие философские идеи. Художественный мир творчества композитора неразрывно связан с насущными проблемами человечества, переживаниями, связанными с проблемами личности, индивидуума и общества. Они нашли своё претворение и в музыке, написанной для театра и кино. Композитор преуспел во многих прикладных жанрах, пишет музыку для различных сценических спектаклей -музыкальных сказок, мюзиклов, балетов, пьес и телефильмов.
Дебют Анвара Эргашева в качестве театрального композитора состоялся в театре юного зрителя в Ташкенте, где он проработал с 1995 по 1998 годы в качестве музыкального руководителя, одновременно тесно сотрудничая со многими театрами столицы. Он активно работал в области киномузыки, успев создать запоминающие образы и лейтмотивы многих героев комедийных, историко-приключенческих, лирико-психологических, музыкальных фильмов.
В его первых композиторских опусах, в частности, в сонатине для фортепиано, четырех прелюдиях, рондо для виолончели и фортепиано уже проявляются важные
черты композиторского стиля. Анвару Эргашеву удается создать уникальные музыкальные полотна на основе обращения к образцам профессиональной музыки устной традиции и к богатому наследию узбекского фольклора. Многое он почерпнул из недр национальной музыки, вдохновленный ритмикой, красотой интонационных мелодических линий. Так, элементы музыкального фольклора в фортепианной сонате композитора стали основным источником драматургического развития музыкальной ткани, выбором средств выразительности. «Восточное каприччио» для кларнета и фортепиано (1994) Анвара Эргашева тоже представляет отдельный интерес.
Следует подчеркнуть, что обращение к жанру каприччио, как и обращение к жанру поэм и миниатюр предполагает как свободу формообразующих принципов музыкального построения, так и его содержательную сторону. Среди композиторов, обращавшихся к жанру каприччио, на разных исторических этапах формирования и развития национальной композиторской школы можно вспомнить Бориса Бровцына - «Узбекское каприччио», Виктора Успенского -«Туркменское каприччио», Тулкун Курбанова - «Каприччио» посвященное памяти М.Ашрафи, Валерия Сапарова - «Каприччио для 4-х саксофонов и симфонического оркестра», Мустафо Бафоева - «Фантазия - каприччио для рубаба примы и оркестра народных инструментов», а также «Хорезмское каприччио» для оркестра народных инструментов Мухаммада Атаджанова.
«Восточное каприччио» А.Эргашева написано в 1994 году и предназначено для кларнета (ш В) и фортепиано. Восточная тематика озаглавлена названием данного сочинения, структура которого предполагает цельную одночастную форму с внутренними относительно свободными частями построения. Смена темпа и ритма, составляющие основной стержень музыкального полотна, приводят к появлению трёх внутренних разделов.
Внутренний тематизм «Восточное каприччио» основан на принципе повторения, что, в свою очередь, позволяет композитору применить этот метод развития разными средства музыкальной выразительности. В частности, композитор использует прием жанровой модификации, воплощая весь комплекс, иногда в виде вальса, а иногда в виде лиричной мелодии. Хотя произведение внутренне разделено на три раздела, однако сосредоточено на общем эмоциональном развитии. Именно партия солиста (кларнета) занимает особое место в процессе объединения внутренних частей.
Изящно-шутливый характер «Восточного каприччио» проявляется в свободной импровизационной теме кларнета. Мелодия вступления пронизана восточными интонациями, в основе которой лежит опора на фригийский лад, многократное повторение увеличенной секунды, в пошаговом движении и развитии мелодии посредством секвенционных построений. Неожиданные переходы и сопоставление звучностей, различных динамических градаций выявляют признаки конфликта, чему способствует последовательность диссонирующих аккордов.
Тема вступления у кларнета постепенно переходит к изображению картины юмористического характера, притягивая тем самым к себе импульсивную энергию. Смелый и довольно ритмичный рисунок токкатной мелодии восходит к истокам марша. Склад фактуры, становится более напряженным и зыбким посредством общей хроматизации ткани и как средство выражения тревожных, эмоциональных образов.
Композитор ставит перед солирующим кларнетом существенно сложную в исполнительском плане задачу. В частности, партия кларнета выткана из сложных многообразных пассажей и неравномерных ритмических рисунков требующих от исполнителя большого технического мастерства. Анвар Эргашев в данном контексте отталкивается от традиций итальянских каприччио, одной из задач которых является раскрытие возможностей музыкального инструмента.
Анвар Эргашев, обращаясь к классической структуре (рондообразный тип развития и метод обобщения внутренних разделов), вместе с тем умело использует и средства выразительности фольклора. Эти грани особенно ярко проявляются в
постоянно меняющемся повторении темы, в характере его неустойчивого развития. Темы к тому же многолики - орнаментальная мелодия, хроматические тритоновые интонации и микротемы.
Многообразие фортепианной фактуры, соответствующее разным жанровым признакам, также является важным фактором развития произведения. Тема скерцо видоизменяется под воздействием волнообразного покачивающегося вальса и переходит в «игривый» гротескный образ. В свою очередь, повторяющаяся мелодия солирующего инструмента как бы демонстрирует величие силы, ведущую к его окончательному решению. Третий раздел - динамизированная реприза.
В «Восточном каприччио» композитор придерживается и сохраняет законы жанра, вместе с тем представляя слушателям новые поиски и решения её трактовки. Совмещая традиционные черты узбекской музыки с законами европейского жанра, автор создает основу для создания нового оригинального произведения.
Список литературы /References
1. Головянц Т., Мейке Е. Композиторы и музыковеды Узбекистана. Ташкент, 1990. 175 с.
2. Турсунова Р. Национальная интерпретация жанра каприччио. / Ежегодник - 2015. Подготовка профессиональных кадров в области музыки, новые технологии и тенденции исполнительства. Ташкент: «Музыка», 2015. С. 237-241.
3. Турсунова Р. Интерпретация эпического жанра в творчестве композитора Анвара Эргашева / Художественное образование: инновационные процессы, результаты, исследования. III. Материалы научно-теоретической и практической конференции. Ташкент: «Навруз», 2016. С. 241-245.
4. Турсунова Р. Интерпретация жанра «Соната-Поэма» в творчестве Анвара Эргашева. / XXI век - век интеллектуального потенциала. Республиканский сборник научно-методических статей. Ташкент: «Замон полиграф». OK, 2016. С. 91-95.