руководствоваться при выборе средств и методов развития силы мышц применительно к конкретной спортивной деятельности. Такие критерии учитывают биомеханические особенности работы мышц в спортивных движениях и носят, естественно, обобщающий характер.
Реализация этого важного принципа возможна на основе определенных критериев соответствия, к которым относятся: амплитуда и направление движения; акцентируемый участок рабочей амплитуды движения; величина динамического усилия; быстрота развития максимума усилия; режим работы мышц.
Библиографический список
Необходимо подчеркнуть, что специальная силовая подготовка имеет существенное значение, как в начале предсоревно-вательного этапа подготовки, так и на его завершающей стадии, благодаря чему достигается высокий уровень специальной подготовленности к успешной соревновательной деятельности.
Обобщая изложенное, можно сделать заключение о необходимости организации специально-силовой подготовки боксёров с учётом специфического характера их боевой деятельности. В связи с этим должен осуществляться подбор силовых упражнений, направленных на воспитание способностей, соответствующих индивидуальным особенностям спортсменов.
1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. Москва, 2013.
2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. Москва, 2009.
3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и. доп. Санкт-Петербург, 2005.
4. Копцев К.Н. Повышение эффективности специальной скоростно-силовой подготовленности боксёров высокой квалификации на предсоревновательном этапе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.
5. Филимонов В.И. Педагогическая система физической подготовки боксёров. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.
6. Захаров Ф.Е. Повышение надежности выполнения коронных приёмов борцами греко-римского стиля на основе индивидуализации скоростно-силовой подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.
7. Мансур Хамда. Индивидуализация общей и специальной силовой подготовки боксёров высокой квалификации на предсоревновательном этапе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1999.
References
1. Verhoshanskij Yu.V. Osnovy special'nojsilovojpodgotovki vsporte. Moskva, 2013.
2. Zaciorskij V.M. Fizicheskie kachestva sportsmena: osnovy teorii i metodiki vospitaniya. Moskva, 2009.
3. Matveev L.P. Obschaya teoriya sporta i ee prikladnye aspekty. 4-e izd., ispr. i. dop. Sankt-Peterburg, 2005.
4. Kopcev K.N. Povyshenie 'effektivnostispecial'noj skorostno-silovojpodgotovlennosti bokserov vysokojkvalifikaciina predsorevnovatel'nom 'etape. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.
5. Filimonov V.I. Pedagogicheskaya sistema fizicheskoj podgotovki bokserov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.
6. Zaharov F.E. Povyshenie nadezhnosti vypolneniya koronnyh priemov borcami greko-rimskogo stilya na osnove individualizacii skorostno-silovoj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.
7. Mansur Hamda. Individualizaciya obschej i special'noj silovoj podgotovki bokserov vysokoj kvalifikacii na predsorevnovatel'nom 'etape. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1999.
Статья поступила в редакцию 28.01.18
УДК 78
Zeynalli G.N., Teacher of Music Theory Department, doctoral postgraduate, BMA n.a. U. Hacibeyli (Baku, Azerbaijan),
E-mail: [email protected]
CREATIVE PORTRAIT OF SARDAR FARADZHEV, A COMPOSER AND TEACHER. The article primarily refers to the name of Uzeir Hajibeyli, a great composer, who is a founder and innovator of the musical culture of Azerbaijan and the whole East. The work explains the creative portrait of Sardar Faradzhev, a talented Azerbaijanian composer, teacher, musicologist and his public figure, who continued the traditions of Uzeir Hajibeyli and other venerable composers of Azerbaijan. The article pays special attention to Sardar Faradzhev's pedagogical activity. The paper notes his versatility as a teacher, the ability to combine the education of soloists-instrumentalists with scientific guidance in working with students-masters. The work describes the entire creative life of the composer from the very beginning to the present day. The names of some works are presented. The researcher considers genre features of his works, his achievements and positions.
Key words: composer, Uzeir Hajibeyli, Sardar Faradzhev, genre, musical comedy, operetta, house-museum of Uzeir Hajibeyli.
Г.Н. Зейналлы, преп. каф. теории музыки, докторант Бакинской Музыкальной Академии имени У. Гаджибейли, г. Баку,
E-mail: [email protected]
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА И ПЕДАГОГА САРДАРА ФАРАДЖЕВА
В данной статье раскрывается творческий портрет талантливого азербайджанского композитора, педагога, музыковеда, общественного деятеля - Сардара Фараджева, являющегося достойным продолжателем традиций Узеира Гаджибейли и других маститых композиторов Азербайджана. В статье уделяется особое внимание педагогической деятельности Сардара Фараджева. Отмечается его разносторонность как педагога, умение совмещать подготовку солистов-инструменталистов с научным руководством в работе со студентами-магистрами. Также описывается весь творческий путь композитора от самого начала до сегодняшнего дня. Представлены названия некоторых произведений. Рассматриваются жанровые особенности этих произведений. В конце статьи отмечаются достижения и занимаемые должности композитора.
Ключевые слова: композитор, Узеир Гаджибейли, Сардар Фараджев, жанр, музыкальная комедия, оперетта, дом-музей Узеира Гаджибейли.
Как известно, музыкальная культура Азербайджана представлена блестящей плеядой композиторов, исполнителей, дирижеров, музыковедов. Во главе её стоит великий азербайджанский композитор, ученый, музыкально-общественный деятель Узеир Гаджибейли, заложивший основу азербайджанского классического музыкального искусства.
Композиторская школа, завоевавшая мировую известность, представлена именами выдающихся азербайджанских композиторов Кара Караева, Фикрета Амирова, Ниязи, Джевдета Гаджие-ва, Султана Гаджибекова, Арифа Меликова, Хайяма Мирзазаде, Васифа Адигезалова, Акшина Ализаде и др. Естественно, что новое поколение композиторов достойно продолжает дело про-
паганды и развития азербайджанской музыкальной культуры. В настоящей статье мы хотели бы обратиться к творческому портрету одного из современных азербайджанских композиторов, общественных деятелей, к портрету ученика народного артиста Хайяма Мирзазаде, талантливого композитора, критика-музыковеда Сардара Фараджева [1].
Сардар Фараджев родился 8 декабря 1957 года в городе Баку. Первоначальное музыкальное образование будущий композитор получил по классу тара в музыкальной школе №18, а с 1973 года продолжил обучение в среднем специальном музыкальном техникуме имени Асафа Зейналлы. В годы учёбы он занимался по классу тара у видных азербайджанских педагогов Бахрама Мансурова, Акифа Новрузова, а также по некоторым специальным предметам учился в классе известных деятелей музыкальной культуры Гаджи Ханмамедова, Митата Ахмедова и др. Наряду с игрой на таре, С. Фараджев факультативно начинает заниматься композицией в классе талантливого азербайджанского композитора Азиза Азизова. В годы учебы в музыкальном техникуме им. Асафа Зейналлы молодой композитор создал целый ряд интересных произведений разных жанров: Вариации и прелюдию для фортепиано, струнный квартет, «Два танца» для оркестра народных инструментов, квинтет (2 тара, 2 кеманчи и фортепиано) и др.
В 1977 году С. Фараджев поступает в Азербайджанскую Государственную Консерваторию имени Узеира Гаджибекова по специальности «композиция» и попадает в класс выдающегося азербайджанского композитора, лауреата государственной премии Азербайджана, кавалера ордена «Славы», народного артиста Азербайджана, профессора Хайяма Мирзазаде. В период обучения в Азгосконсерватории из-под пера молодого начинающего композитора вышли такие произведения, как прелюдии для фортепиано, Скерцо для скрипки и фортепиано, ноктюрн для флейты и фортепиано, трио для кларнета, скрипки и фортепиано, симфония № 1 для большого симфонического оркестра и др.
После окончания Азгосконсерватории С. Фараджев активно продолжает свою творческую деятельность. Он из тех композиторов, кто всегда впереди, в гуще музыкальных и творческих событий. И по сегодняшний день он постоянно в работе, в творчестве. Его произведения звучат как в Азербайджане, так и за его пределами, привлекая внимание слушателей глубоким философским смыслом, масштабностью и одновременно своей искренностью и теплотой [2].
Круг творческих интересов композитора весьма широк. Он автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных, вокально-симфонических, хоровых произведений, опер, музыкальных комедий, музыки для кино и театральных спектаклей. Подчеркнем, что в его творчестве значимое место занимает реставрация, обработка и редактирование произведений великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибейли.
Творчество Сардара Фараджева очень разнообразно и мно-гопланово. Камерно-инструментальное творчество композитора представлено следующими произведениями: для фортепиано -«Прелюдии», «Вариации», Сонатина, «Пьесы» для 2-х роялей, «Концертная сюита» для 2-х роялей и др.; Для скрипки и ф-но -«Скерцо», «Элегия», «Сентиментальный вальс», «Звездная ночь» и др.; для флейты и ф-но «Соната», «Ноктюрн» и др.; «Два танца» для оркестра народных инструментов, «Трио» для кларнета, скрипки и ф-но, квинтет для 2-хтаров, 2-х кяманчейи ф-но, струнный Квартет, «Сюита» для струнного оркестра, 3 Пьесы для струнного Квартета, «Альбом» для фортепиано, «Альбом» для тара и фортепиано, «Альбом» для кяманчи и фортепиано, пьеса для кяманчи, «A jokes for John Haines" для камерного оркестра, «Eternall call» для камерного оркестра, «Вечный звон» для 2-х флейт, гобоя, кларнета, валторны, 2-х скрипок и органа, «Нежный вальс» для камерного оркестра и фортепиано, «Турецкий танец» для камерного оркестра и фортепиано, 2 пьесы для квартета медно-духовых, 2 пьесы для деревянно-духовых инструментов и др.
Кроме того, Сардар Фараджев является автором вокальных, вокально-симфонических и хоровых произведений: вокальный цикл на стихотворение Вагифа Джабраилзаде, поэма для голоса и БСО «Cafadan qeyri» на стихотворение М. Физули, баллада «Беженец» (Qaçqin) для голоса и БСО на стихотворение Г.Джа-вида, ода «О Великом гражданине» для баритона, хора и БСО, посвящённая Г. Алиеву, «Триптих» для хора и соло кларнета, на стихотворение В. Самадоглу, «Псалм-150» для сопрано, флейты, скрипки, органа и хора, «Пассивная любовь» ("Sur passiving love") для сопрано, скрипки, виоленчели и фортепиано, «Театралный
гимн» для хора и эстрадно-симфонического оркестра, написанный на слова С. Шахбейли в связи со 125-летием национального театра, «Диптих» концерт для хораа capella, написанный на основе двух стихотворений, посвящённых Самедом Вургуном Узеиру Гаджибейли, рапсодия «Баяты-Шираз» для оркестра народных инструментов, баллада «Beyrak» для голоса (баритона) и БСО по мотивам эпоса «Деде Горгуд», баллада «Banuçiçek» для голоса (сопрано) и БСО по мотивам эпоса «Деде Горгуд», «12 детских» песен для голоса и фортепиано, 2 вокальные картинки «Облако, оставшееся в детстве» и «istanbul, bogaz içi», написанные на слова Гамлета Исаханлара, «5 песен» на стихотворение Н. Наджафоглу, оратория «Бесконечный караван» для шести солистов, хора и БСО, написанная на слова Н.Ф. Кысакурека. песни «Обманчивый мир» и «Не забывай меня», а также марш «Когда Родина в опасности», написанный для голоса и оркестра духовых и ударных инструментов. Нужно отметить, что в последних трех произведениях композитор является автором не только музыки, но и слов в частности.
Симфоническое творчество композитора также весьма масштабно. Он автор 2-х симфоний. I симфония для БСО написана в 1981-м году как дипломная работа. II симфония «Шах Хатаи» также написана для БСО. Кроме того, им написана «Юмореска» для малого состава симфонического оркестра, «Неспетая колыбельная» ("Oxunmamiç laylay") для малого состава симфонического оркестра, Симфоническое произведение «Траурные куранты» ("Matern haraylari") для БСО, посвященное памяти погибших шехидов, защитников Родины, Струнная сюита «Сцены из народного праздника» в 5 частях, Симфоническая фреска «Легенда о Кероглы» для БСО, Симфоническая Увертюра «Турецский праздник» («Türk bayrami»), написанная к 20-летнему юбилею Тюрксой и другие произведения.
Перу Сардара Фараджева принадлежат 4 оперетты: «Любовь на сцене» (либретто-А.Амирли), «Мусье Жордан» (по мотивам М.Ф. Ахундова «Повесть о Мусье Жордане - учёном ботанике и колдуне, дервише Масталишахе», либретто - автора), «Супруги на день» (по мотивам комедии Р.Н. Гюнтекина «Хюлле-чи»), «В городе есть маньяк» (по мотивам комедии Азиза Неси.). [3] Также композитором создана одна детская рок-опера «Шен-гюль, Менгюль»(по мотивам азербайджанских народных сказок, либретто - М .Мушвига и автора), музыкальная комедия «Жених банкир» (Либретто - Т.Велиевой), мюзикл «Мера за меру» (по мотивам одноименной пьесы В. Шекспира) и музыка к более чем 40-ка кинофильмам и театральным спектаклям. Композитор является также автором балета «Джавад хан».
Сардар Фараджев всегда на протяжении своего творческого пути играл важную роль в развитии азербайджанской музыкальной культуры, в деле пропаганды азербайджанского музыкального искусства. Так, его произведения исполняют не только в Азербайджане, но и за рубежом в рамках международных фестивалей и конкурсов. Подчеркнем, что в зарубежных странах композитор не только выступает со своими произведениями, но также заключает интересные творческие союзы с деятелями искусств других стран. К примеру, по заказу американского композитора и дирижера Джона Хайнеса С. Фараджев создал целый ряд произведений:"Psalm-150", "A jokes for John Haines", "Sur passiving love", "Eternal call", которые с успехом прозвучали на сценах разных стран и завоевали заслуженный успех.
В своем творчестве С. Фараджев всегда уделяет большое внимание образно-эмоциональному, художественному содержанию произведений. Композитор считает, что сила воздействия музыки настолько велика, что посредством музыки можно передать слушателю самые разнообразные чувства. Сардар Фарад-жев: «Каждое музыкальное произведение - дитя своего времени. Т. е. музыка, созданная в ХХ веке, должна соответствовать по стилю и содержанию своему времени. Даже если эта музыка будет одноголосной, в её мелодике, интонациях это соответствие своему времени должно ощущаться. Современность музыки не должна зависеть от уровня сложности применяемых технологий. Даже в одноголосии красоту мелодии можно и должно передать слушателю».
Действительно, во всех произведениях С. Фараджева можно услышать подтверждение его слов. Начиная с простой одноголосной мелодии и вплоть до сложных симфонических произведений, несмотря на использование современных технологий, его музыкальный язык отличается простотой и ясностью, одновременно поражая внимание слушателей интересными и необычными гармоническими находками.