Композитор, опираясь на закономерности азербайджанской музыки устной традиции, в то же время широко использует европейские средства музыкальной выразительности, уделяет большое внимание полифоническим приемам развития, особенностям гармонического языка. Его произведения отличаются высоким уровнем профессионализма, органичным синтезом особенностей национальной музыки, мугамных средств выразительности и традиций европейской композиторской школы.
Будучи выдающимся композитором, музыковедом и общественным деятелем Сардар Фараджев является также прекрасным педагогом. Он начал свою педагогическую деятельность в 1977 году, работая преподавателем по классу тара в 6 музыкальной школы имени Фикрета Амирова. Его ученики регулярно принимали активное участие в школьных концертах. Начиная с 1990 года, окончив к тому времени Азгосконсерваторию имени Узеира Гаджибекова по классу композиции, Сардар Фараджев начал преподавать также и предметы музыкальной теории. С 2009 года он ведёт предметы «Оркестровка» и «Инструменто-ведение» на кафедре «Дирижирования» в Азербайджанской Национальной Консерватории. Сардар Фараджев является также научным руководителем десяти магистров. Трое из них защитили магистерскую диссертацию под его руководством. Сардар Фараджев, будучи истинным педагогом, создаёт произведения для учащихся средних и высших учебных заведений с учетом их индивидуальных исполнительских возможностей. Необходимо также отметить то, что камерно-инструментальные произведения Сардара Фараджева занимают достойное место в учебных программах музыкальных школ и высших учебных заведений.
Наряду с композиторским творчеством, С. Фараджев как общественный деятель активно участвует в пропаганде азербайджанского музыкального искусства. Начав с 1984 года свою работу в Мемориальном Доме-музее Узеира Гаджибейли, в 1999
Библиографический список
С. Фараджев стал учёным секретарем, а с 2005 года директором названного музея.
Наряду с работой в музее, С. Фараджев с 1990 года активно включается в деятельность Союза Композиторов Азербайджана, являясь членом Правления союза, с 2002 года - заведующим секцией «музыкальный театр», с 2012 года и по сегодняшний день занимает почетную должность секретаря союза композиторов. В 2017 году С. Фараджев был награжден званием почетного профессора Международной Академии Экоэнергетики.
Говоря об общественной деятельности С. Фараджева необходимо отметить, что он активно участвует в республиканских и международных конференциях, печатается в различных газетах и журналах, выступает в качестве ведущего в телевизионных и радиопередачах. Он - редактор и составитель более 10 книг, связанных с творчеством великого композитора Узеира Гаджибейли. Неслучайно также, что именно С. Фараджеву, наделённому талантом ученого-музыковеда, неоднократно поручалось редактирование и книг, связанных с именем Узеира Гаджибейли, и произведений самого композитора. Кроме того, некоторые книги на иностранных языках также выходили под редакцией Сардара Фараджева.
Заслуженный деятель искусств Азербайджанской Республики (2007), директор Дома-музея Узеира Гаджибейли (2005), секретарь Союза Композиторов Азербайджана (2012), преподаватель Азербайджанской Национальной Консерватории (по классу оркестровки и инструментоведения, 2009), лауреат премии Республиканского Фонда Культуры, почетный профессор Международной Академии Экоэнергетики, автор книг «В свете Узеира», «Узеир Гаджибейли в воспоминаниях современников», автор более 1000 стихов, рассказов, сценических произведений и либретто, лауреат более 10 конкурсов композитор и общественный деятель Сардар Фараджев и сегодня, как и всегда, работает на благо развития и пропаганды азербайджанской музыкальной культуры и искусства.
1. Музыкальный энциклопедический словарь. Главный редактор Г.В. Келдыш, Москва: Советская энциклопедия, 1990.
2. Мамедова Л.М. Страницы творческой биографии Сардара Фараджева. Баку: «Мутарджим», 2014.
3. Бадалбейли А.Б. Толковый монографический музыкальный словарь. Баку: Эльм, 1969.
References
1. Muzykal'nyj 'enciklopedicheskijslovar'. Glavnyj redaktor G.V. Keldysh, Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1990.
2. Mamedova L.M. Stranicy tvorcheskoj biografii Sardara Faradzheva. Baku: «Mutardzhim», 2014.
3. Badalbejli A.B. Tolkovyj monograficheskij muzykal'nyj slovar'. Baku: 'El'm, 1969.
Статья поступила в редакцию 19.01.18
УДК 378
Isaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Teaching Methods of Geometry and Mathematics,
Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE NATURE AND CONTENTS OF PROJECT ACTIVITIES OF A TEACHER IN THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL EDUCATION. The article studies the nature and contents of project activities of a teacher in teachers' training system, their classification. The author selects the following types of projects: performing a constructive and search project. The project activity is one of the ways of learning that ensures the development of creative personality, able to navigate effectively in the conditions of constant growth of information, able to apply it to solving creative challenges and continuous self-education. The work was financially supported by a grant from Chechen State Pedagogical University for scientific research initiative.
Key words: project activity of teachers, project method, student, future teacher of mathematics.
М.А. Исаева, канд. пед. наук, доц. каф. геометрии и методики преподавания математики, ФГБОУ ВО «Чеченский
государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование.
В статье изучена сущность и содержание проектной деятельности педагога в системе педагогического образования, рассмотрена классификация и выделены такие виды проектов, как: исполнительский конструктивный и поисковый проект. Проектная деятельность выступает одним из способов обучения, который обеспечивает развитие креативной личности, способной эффективно ориентироваться в условиях постоянного многократного роста информации, умеющей применять ее для решения возникающих творческих задач и непрерывного самообразования.
Ключевые слова: проектная деятельность педагога, метод проектов, студент, будущий учитель математики.
Проектно-исследовательский подход выступает одним из способов обучения, который обеспечивает развитие креативной личности, способной эффективно ориентироваться в условиях постоянного многократного роста информации, умеющей применять её для решения возникающих творческих задач и непрерывного самообразования.
Метод проектов является понятием из области дидактики и частных методик. Метод проектов предполагает достижение дидактической цели через подробную разработку проблемы, которая завершается конкретным результатом. В понятие результат вкладывается довольно широкий смысл - от поделки, сделанной учащимся, до научного труда или мультимедиа-продукта.
С.Р Халилов, анализируя содержательные характеристики метода проектов, установил, что к его особенностям относятся:
- направленность (ориентация) на продукт (результат), который достигается при решении значимых проектных задач, причем, внешний результат можно актуализировать, применять на практике, а внутренний результат или опыт деятельности становится достоянием учащихся, его ценностью и компетентностью, соединяющей знания и умения;
- ориентация на действительность, поскольку обучение должно практико-ориентированный характер и осуществляться в условиях, близких к реальной жизни;
- исследовательская направленность;
- ответственность каждого учащегося за результаты деятельности и постоянный самоанализ своих результатов, доведение работы до конца, самодеятельность, планирование, самоуправление [1].
По мнению В.В. Гузеева, «новые цели образования неизбежно приводят к изменению образовательной парадигмы: должны отмереть и ныне царствующая информационно-перцептивная парадигма, и всё ещё не освоенная дальше деклараций ин-формационно-деятельностная. Наступает эпоха деятельност-но-ценностной парадигмы образования и единого глобального образовательного сообщества». К деятельностно-ценностным технологиям В.В. Гузеев относит технологию образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) и проектное обучение [2, с. 64.]
Проанализировав имеющиеся на сегодняшний день алгоритмы проектной деятельности учащихся (В.В. Гузеев, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Е.С. Полат и др.), выделим следующие этапы работы над проектом:
- погружение в проект (происходит рассмотрение изначально неформализованной задачи, учащиеся предлагают собственные идеи);
- реализация идей проекта (происходит сбор информации, оформление конечных результатов деятельности);
- представление результатов работы (защита проектов в различных формах, выступления учащихся на конференциях, семинарах, коллективно-творческих делах, публикация итогов проекта, анализ возможного применение результатов в повседневной жизни).
Данные этапы работы задают лишь вектор направления в выполнении проекта, но учащийся может, находясь на следующем этапе, вернуться к предыдущему, уточнить замысел, внести изменения и т. д., желая сделать свой проект более качественным. Именно здесь происходит осознанное изменение отношения учащегося к своей работе. Начав проект формальным исполнителем, школьник становится полноценным разработчиком и реализатором идей проекта. А.В. Самарской выделены несколько типов проектов в соответствии с наиболее значимыми признаками (таблица) [3, с. 74].
Исследователь Ф.А. Зуева отмечает, что особенностью выполнения проектов является совместная творческая работа педагога и обучающихся, которая позволяет полнее раскрыть творческий потенциал сторон [4, с. 25-30].
Классификация проектов по уровню творческой деятельности обучающихся предполагает следующие виды:
Исполнительский проект - выполнение работы по образцу. Цель такого рода работ - закрепление знаний, развитие умений, навыков. Отличительными чертами такого проекта являются следующие условия: все выполняемые действия учащихся одинаковые, работа выполняется по заранее запланированной и определенной схеме, ход выполнения действий устанавливается учебником, указаниями педагога.
Конструктивный проект - полное выполнение работы только в рамках условий задания и объяснения учителя, частичное использование дополнительных источников и ресурсов.
Поисковый проект - требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Ученик должен самостоятельно выбрать инструментальные средства; пропустить «через себя» тему проекта; провести самостоятельную работу по поиску информации.
Классификации проектов по уровню творческой деятельности позволяет выделить три уровня отношения учащихся к выполнению проекта: элементарный, продвинутый, высокий.
Начиная работу над проектом, учащийся первоначально относится к нему на элементарном уровне, работая по шаблону. Следующим шагом, под воздействием психолого-педагогических условий, становится осмысление задач и целей, которые ставит учитель, и только пройдя элементарный и продвинутый уровень работы над проектом, ученик начинает относиться к нему творчески. При этом им каждый раз выполняется три основных этапа работы над проектом: погружение в проект, реализация идей проекта, представление результатов работы.
В этой связи проектную деятельность можно представить как совместную творческую деятельность учащихся и учителей-предметников, одним из креативных продуктов которой станет проект (репродуктивный, продуктивный, креативный прототип).
Также необходимо отметить, что педагоги выполняют только функции управления и коррекции деятельности обучающихся, они не являются экспертами, а выступают в роли консультантов, помощников. Ученику отводится роль активного участника
Таблица 1
Классификация проектов
№ Признаки Типы проектов
1 Уровень творческой деятельности Исполнительский, конструктивный, поисковый
2 Вид деятельности Исследовательский, творческий, информационный, ролевой (игровой), прикладной, издательский, сценарный
3 Используемые умения Проектные, предметные, творческие, интеллектуальные
4 Содержание Монопредметный, межпредметный, надпредметный (внепрограммный)
5 База выполнения Школьный, внешкольный, международный
6 Количественный состав участников проекта Индивидуальный, парный, групповой
7 Продолжительности выполнения Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный
8 Характер координации проекта Открытый, скрытый
9 Формы продуктов деятельности Материальные (отчет, презентация, выставка), личностные качества (знания, умения, способности, компетенции)
10 Использование средств обучения Традиционные (печатные, наглядные, технические), информационные и коммуникативные (компьютерные) средства;
11 Включенность проектов в тематический план Текущие, итоговые
12 Возрастной состав участников проекта Одновозрастной, разновозрастной