нова, Е. Пестова, В. Долганова из Тюмени, В. Алексеюк, Т. Дягилева из Ишима, А. Мартынова и А. Панфилова из Тобольска, были отмечены почетными наградами и медалями, а некоторые из ковровых изделий были воспроизведены на страницах художественных альбомов тех лет.
В последующие десятилетия творческое сотрудничество с ковровой лабораторией Московского научно-исследовательского института художественной промышленности было продолжено. В 1970-1980-е гг. ковровые фабрики Тюменской области являлись базовыми при проведении научно-экспериментальной работы ковровой лаборатории НИИХП. В основу поисков также была положена совместная работа художников лаборатории и опытных мастеров фабрики, которая проводилась на основе глубокого изучения лучших традиций тюменского народного ковроткачества и творческого наследия русского орнаментального искусства (узорного ткачества, вышивки, гладкого ковроткачества, набойки XVIII -XIX веков). В связи с апробацией новых ковровых образцов махровой и ворсовой технологии, на фабрики Тюмени, Ишима, Тобольска часто приезжают ведущие инженеры-технологи и художники института: Э.М. Демюр, К.А. Мура-ева, Н.Н. Мурзина, П.А. Сташков, З.А. Пучкова, З.А. Кабина, Н.Т. и О.А. Карелины и многие другие.
Наряду с традиционными махровыми цветочными коврами, паласами, яркими шерстяными дорожками, мастера фабрик осваивают выпуск высоковорсовых и ворсовых ковров (высота ворса - 10-12 мм.; плотность - 22,5 тыс. узлов на 1 кв. м.) с геометрическим орнаментом. Большим спросом пользуются также сюжетно-тематические ковры и сувенирная продукция.
Библиографический список
Жизненный и творческий путь Э.М. Алиевой представляет собой одну из ярких страниц в истории Азербайджанской музыкальной культуры. Его исследование тесно связано с историческими предпосылками становления и развития профессиональной музыкальной культуры Азербайджана. Изучая творческий путь развития и формирования Эльмиры ханум, как бы перелистываешь страницы этой богатейшей истории, в которой фортепианно-исполнительское искусство, начав своё интенсивное развитие на рубеже Х1Х-ХХ веков, очень скоро завоевало ведущее место в культурном социуме Азербайджана. Активный процесс взаимодействия с российским и западноевропейским пианистическим искусством стимулировал рост отечественной
Совместная работа в эти десятилетия с сотрудниками НИИХП по разработке и созданию новых образцов ковров, участие на многих зональных, всесоюзных и республиканских выставках, способствовала оживлению и подъему творческой деятельности среди мастеров ковровых фабрик.
В 1990-е годы ковровые фабрики в Тобольске и Ишиме, а несколько ранее Тюмени - были закрыты.
На сегодняшний день единственным центром по реализации программы возрождения уникального художественного явления - тюменского коврового промысла - является ООО «Сибирская ковровая фабрика», организованная в городе Ишиме в 2001 году Продолжая традиции своих предшественников, она была заново реконструирована и оснащена новым оборудованием, при этом ей удалось сохранить коллектив опытных потомственных мастериц-ковровщиц.
Серьезные поиски ассортимента и художественных приоритетов были начаты сразу же после ее создания. Несмотря на смелость инноваций, «Сибирская ковровая фабрика» всегда остается верной традициям сибирского народного ковра. Речь идет не только о следовании канонам, выработанным веками, но и о введении новых тенденций, подсказанных укладом современной жизни. Однако корни народного промысла по-прежнему уходят в родную почву, питаясь ее целительными соками. Естественное и органичное единство традиций и новаторства составляют основу неповторимого и самобытного стиля ковровых изделий «Сибирской ковровой фабрики». И это дает нам реальную возможность возродить традиционный ковровый промысел путем прямой преемственности мастерства.
'.12
фортепианно-исполнительской культуры. Этот путь начинался с распространённой в городском быту формы частного домашнего фортепианного музицирования, с гастролей талантливых музыкантов, приезжавших в Баку таких как Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, Л. Ауэр, В. Ландовская, М. Фигнер, А. Дункан, А. Боровский, П. Цесевич и другие. Затем с организации первой частной музыкальной школы А.Н. Ермолаевой в 1895 году, музыкальных классов при РМО в 1901 году и реорганизации их в музыкальный техникум в 1916 году и, наконец, с организации в 1921 году первого высшего профессионального музыкального учебного заведения - Азербайджанской государственной консерватории. Именно с её открытием и созданием всех ступеней
1. Зубова, Л.К. Ковры Сибири. Научная библиотека НИИХП. - М., 1946. Bibliography
1. Zubova, L.K. Kovrih Sibiri. Nauchnaya biblioteka NIIKhP. - M., 1946.
Статья поступила в редакцию 02.11
УДК 781
Khalilova S.H. THE ARTISTIC WAY OF ELMIRA ALIEVA IN CONTEXT OF AZERBAIJAN PROFESSIONAL MUSIC CULTURE HISTORICAL DEVELOPMENT. The article investigates overall artistic way made by outstanding representative of Azerbaijan music culture, Honored tutor, professor of Baku Music Academy - Elmira Alieva. Her activity as a performer, tutor, scientist, publisher and enlightner plays an important role in development of modern professional musical education in Azerbaijan.
Key words: Modern process of professional musical education in Azerbaijan - activity of honoured Azerbaijan Tutor and professor - Elmira Alieva.
С.Г. Халилова, диссертант Бакинской Музыкальной Академии им. Узеира Гаджибейли, преп. Бакинского музыкального колледжа, г. Баку, Е-mail: tkengerlinskaya@mail.ru
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЭЛЬМИРЫ АЛИЕВОЙ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье кратко исследуется всесторонний музыкально-творческий путь видной представительницы Азербайджанской музыкальной культуры, Заслуженного учителя, профессора Бакинской Музыкальной Академии -Эльмиры Алиевой. Её исполнительская, педагогическая, научно-исследовательская, редакторская и просветительская деятельность играет важную роль в развитии современного музыкального профессионального образования в Азербайджане.
Ключевые слова: современный процесс профессионального музыкального образования в Азербайджане - деятельность заслуженного учителя Азербайджана, профессора - Эльмиры Алиевой.
музыкального образования (начального, среднего специального и профессионального высшего) начинается новая эпоха в развитии всей отечественной музыкальной культуры и, в частности, всего фортепианно-исполнительского искусства.
Музыкальные учебные заведения республики и особенно консерватория являлись не только очагами музыкального образования и воспитания, но и культурно-просветительными центрами, инициаторами многих начинаний и достижений в области музыкальной культуры.
Невозможно переоценить роль и активную музыкально-просветительскую деятельность Узеира Гаджибейли в создании системы музыкального воспитания и образования Азербайджана. «Работа по специальному музыкальному образованию, -указывал Узеир Гаджибейли, - преследует цель подготовить и ежегодно выпускать специалистов-музыкантов, т.е. инструменталистов-солистов, оркестровых музыкантов, учителей и учительниц музыки, оперных певцов, композиторов и т.д. ... С этой целью учреждается музыкальное учебное заведение, которое называется консерваторией» [1, с. 223-224].
Узеир Гаджибейли остро ставит вопрос об актуальности проблемы музыкального образования и обучения, о необходимости подготовки национальных музыкальных кадров, способных активно развивать азербайджанскую музыкальную культуру, основываясь на принципах взаимодействия народно-национальных и мировых музыкальных традиций.
Таким образом, к началу 30-х годов в Азербайджане уже были созданы благоприятные условия для активного музыкального просвещения и профессионального музыкального образования на всех трёх этапах обучения: младшем, среднем и высшем. Именно в данный период интенсивного развития и общего роста национальной музыкальной культуры, прошло детство и юность Эльмиры Мирза-Ага кызы Алиевой, которая свою большую любовь к музыке, ее свет и тепло пронесёт через всю свою жизнь и передаст своим ученикам, став в будущем одной из ярких продолжателей традиций, заложенных Уз. Гаджибейли и его ближайшими единомышленниками.
Она родилась 3 июня 1929 года в городе Баку в семье, в которой ценили и часто слушали народную музыку, мугам и дети росли в атмосфере любви и большого интереса к музыкальному искусству. Любовь к музыке у Э.М. Алиевой проявилась с раннего детства. У нее был абсолютный музыкальный слух, она любила петь, танцевать и обладала природным артистизмом. Её старшая сестра училась в музыкальном техникуме по классу фортепиано и когда она садилась заниматься за пианино, маленькая Эльмира буквально не отходила от неё, просила научить и показать ей, как надо играть на инструменте. В конце концов, родители привели Эльмиру в музыкальный техникум к Марии Павловне Яблонко, у которой училась её старшая сестра. Видя желание и успехи Эльмиры, Мария Павловна занималась с нею с большой отдачей и любовью.
Детство Эльмиры ханум проходило в атмосфере ярких музыкальных впечатлений. Расцвету музыкальной культуры 30-х годов в огромной степени способствовало систематическое совершенствование системы музыкального образования. Музыкальное развитие Эльмиры ханум формировалось под впечатлением не только распространённой западно-европейской и русской классики, но и музыки молодых азербайджанских композиторов -К. Караева, Дж. Гаджиева, Т. Кулиева, Ф. Амирова и многих других, творческий путь которых начался к концу 30-х годов.
В те годы задача становления новой музыкальной культуры не мыслилась без прочной основы на народно-национальные традиции музыкального обучения, воспитания и образования в Азербайджане. Их изучение, сохранение и дальнейшее развитие играло в этом процессе ведущую роль, следовательно, детские музыкальные впечатления Эльмиры были багаты и разнообразны: её музыкальное восприятие формировалась под впечатлением народной и профессиональной азербайджанской музыки, а также западноевропейской и русской классики.
Эльмира Агаева проучилась в музыкальном техникуме три года. Видя её незаурядные музыкальные способности, Мария Павловна привела её в школу-десятилетку для одарённых детей, созданную при Азербайджанской Государственной консерватории в 1933 году, а в дальнейшем в 1937-1938 годах вошедшую в состав организованной Средней специальной музыкальной школы, которую долгие годы возглавляла педагог-пианист К.К. Сафар-Алиева.
Необходимость создания такой школы отражала основные тенденции музыкальной жизни Азербайджана в вопросе подготовки квалифицированных кадров музыкантов. «Бесконечно преданная своему педагогическому долгу, Кокеб-ханум отдаёт все свои силы, знания и умение становлению и росту этого му-
зыкального заведения» [2, с. 169]. Учебный план музыкальной школы десятилетки, в которой работали высокопрофессиональные и опытные педагоги, включал: занятия по специальности, курс музыкального воспитания, ритмику, музыкальную гармонию, элементарную теорию, общее фортепиано, фортепианный ансамбль, оркестровый класс и другие важные учебные дисциплины.
Таким образом, в 1942 году Эльмира поступила в четвёртый класс школы-десятилетки и проучилась в ней до десятого класса. Она училась в классе замечательного педагога-пианиста Лидии Николаевны Егоровой - выпускницы Азербайджанской Государственной консерватории, ученицы видного педагога-пианиста Г.Г. Шароева. Л.Н. Егорова заложила фундамент пианистического мастерства Э.М. Алиевой. Вспоминая школьные годы, Э.М. Алиева отмечает, что Лидия Николаевна сыграла важную роль в становлении и развитии ее исполнительского мастерства. В девятом классе, Эльмира ханум в числе немногих учеников школы выступала на сцене Азербайджанской Государственной филармонии им. М. Магомаева с симфоническим оркестром под управлением Лео Гинзбурга. Под руководством Лидии Николаевны юная пианистка прошла большое количество фортепианных произведений, самых различных по форме, жанру и стилю, приобретая всесторонний исполнительский репертуар. Она прекрасно читала с листа, транспонировала, легко и быстро запоминала наизусть самый сложный нотный текст, в совершенстве владела различными видами фортепианной техники, а также интонационно ясным, и певучим пианистическим туше.
Чтобы в полной мере осознать роль Л.Н. Егоровой в профессиональном становлении Эльмиры ханум, необходимо раскрыть сущность педагогических принципов Лидии Николаевны. Она была ярким последователем пианистических традиций своего учителя Г.Г. Шароева - выпускника Петербургской консерватории, воспитанника фортепианной школы А.Н. Есиповой, который был приглашен в Баку для преподавания в Музыкальном техникуме в 1919 году. В последующем он возглавляет фортепианную кафедру и по поручению Узеира Гаджибейли формирует художественно-педагогический репертуар на азербайджанскую тематику.
Деятельность Г.Г. Шароева оставила в развитии пианистической школы Азербайджана яркий и незабываемый след. Его вклад в создание азербайджанской фортепианной школы оценивается вот уже третьим поколением педагогов-пианистов, продолжающих его педагогические традиции. Как последователь фортепианных традиций А.Н. Есиповой, он своей активной педагогической деятельностью способствовал продолжению этих традиций в развитии азербайджанской пианистической школы и в целом осуществлению процесса преемственности фортепианного обучения. Лидия Николаевна, как воспитанница пианистической школы Г.Г. Шароева, была талантливым педагогом и человеком высокой культуры. Она никогда не заглушала в ученике его индивидуальности, поощряла проявление его личного вкуса и инициативы. Также как и Г.Г. Шароев, Л.Н. Егорова в работе с учениками большое внимание уделяла умению интонировать на рояле, она добивалась от своих воспитанников глубокого, певучего звукоизвлечения, тончайшей нюансировки, естественной линии мелодического звучания, филировки звука, максимального владения певучим фортепианным звуком, чтобы ощущение звуковой фортепианной «молоточковос-ти» сменялось её вокальностью. Эльмира ханум вспоминает, что Лидия Николаевна в каждом конкретном случае подсказывала, каким именно приемом надо добиваться глубокого певучего звука. Она не разрешала своим ученикам играть чисто механически, без «проникновения» в художественный замысел произведения.
В классе Л.Н. Егоровой она приобрела широкий фортепианный репертуар, научилась предельно внимательно и грамотно обращаться с нотным текстом, вникать в каждое авторское указание, справляться с техническими трудностями, слышать каждое «дыхание» музыкальной фразы. В целом приобрела фундаментальную профессиональную школу фортепианного обучения, которая помогла её дальнейшему пианистическому совершенствованию.
По окончании школы в 1947 году Э.М. Алиеву, без вступительных экзаменов зачисляют в Азербайджанскую Государственную консерваторию. Период её поступления в консерваторию совпал с расцветом фортепианного факультета, педагогические кадры которого состояли из высокопрофессиональных музыкантов. С 1939 года в течение десяти лет до конца дней своей жизни Узеир Гаджибейли руководил консерваторией, осуществляя подготовку национальных музыкальных кадров.
Вспоминая личность Узеира Гаджибекова, Эльмира ханум отмечает, что он пользовался огромной любовью масс. В 1948 году, когда Эльмира ханум училась на втором курсе консерватории, его смерть стала общенациональным горем. Она вспоминает огромные толпы народа, которые сплошной массой заполнили всю бывшую Коммунистическую улицу. И как она вместе с другими студентами с трудом пробравшись сквозь толпу, слышала как Бюль-Бюль необыкновенно пел романс Уз. Гаджибей-ли «Без тебя».
Роль Узеира Гаджибейли определялась его неустанной заботой о качестве профессиональной подготовки педагогических кадров консерватории. Именно по его инициативе в Азербайджанскую государственную консерваторию были приглашены лучшие педагоги по самым различным музыкальным специальностям. Их активная музыкально-творческая деятельность в различных областях отечественной музыкальной культуры оказала колоссальное влияние на формирование всеобщего музыкального воспитания подрастающего поколения и становления отечественного профессионального музыкального образования.
В консерватории Эльмира ханум училась в классе одного из основателей азербайджанской фортепианной школы - народного артиста Азербайджанской Республики, профессора М.Р. Бреннера, воспитавшего не одно поколение пианистов. Это были годы расцвета его педагогической деятельности. Как один из ярких представителей фортепианной школы Л.В. Николаева, он, переняв основополагающие методические принципы своего учителя, осуществил процесс их последующего перехода в собственной педагогической деятельности, создав свою фортепианную школу. Он воспитал целое поколение азербайджанских пианистов, которые с гордостью называют себя представителями фортепианной школы М.Р Бреннера. Среди них Н.И. Усубо-ва, Р.И. Атакишиев, Ф.А. Кулиева, А.Б. Мирзоева, У.А. Халилов, З.А. Адигезалзаде, Э.Ю. Сафарова, Ф.Ш. Бадалбейли, О.Г. Абас-кулиев, Т.М. Сеидов, С.М. Ибрагимова, С.Ш. Ширинова-Магер-рамзаде, А.С. Алескеров, В.С. Расулова, Д.М. Мурадова, А.А. Зульфугарова, Э.М. Алиева, Т.Г. Касимова, Л.М. Мамеда-лиева и многие другие.
Эльмира Мирза-Ага кызы Алиева переняла от своего педагога высокий профессионализм, внимательное отношение к авторскому тексту, прекрасное звукоизвлечение, тонкую педализацию, гармоничное соотношение интеллектуального и эмоционального начал. Все эти качества Э.М. Алиева не только унаследовала от своего педагога, но впоследствии творчески применяла в своей педагогической практике, продолжая традиции бреннеровской фортепианой школы.
От М.Р. Бреннера она переняла и особое отношение к труду педагога-музыканта. Известно его высказывание: «Я люблю педагогическую работу. Отдавать силы и знания молодому поколению стало девизом моей жизни. Постоянным примером для меня является образ дорогого и незабвенного учителя Леонида Владимировича Николаева, который с любовью и вниманием воспитывал меня и моих товарищей. Я рад, что продолжаю славные традиции ленинградской пианистической школы в Азербайджанской республике...» [3, с. 40].
Своей исполнительской и особенно педагогической деятельностью М.Р. Бреннер способствовал интенсивному формированию фортепианной школы Азербайджана, поднятию её на новый, более высокий, профессиональный уровень. Об этом свидетельствуют успехи его воспитанников на международных конкурсах. «На протяжении почти четырёх десятилетий его творческая судьба была неразрывно связана с Азербайджанской консерваторией. Именно в педагогической деятельности наиболее ярко раскрылась художественная индивидуальность Бреннера. Можно смело утверждать, что он обладал всем сложным комплексом качеств, необходимых для педагога-музыканта» [3, с. 40].
В своих воспоминаниях, Эльмира ханум отмечает, что педагогика М.Р. Бреннера отличалась целенаправленностью, последовательностью и высокой профессиональностью: всё в исполнительском процессе подчинялось логике и содержанию музыкального произведения. Он работал со мной над произведением с особой тщательностью, все составляющие элементы фортепианной фактуры изучались и анализировались такт за тактом, и постепенно выстраивалась драматургическая концепция произведения, доминировали методы аналитического осмысления и познания исполнительского процесса. Именно в этой последовательности М.Р. Бреннер видел главный путь к углублённому постижению музыкального содержания.
Майор Рафаилович высоко ценил способности своей студентки Эльмиры Алиевой и когда к нему обращались молодые композиторы с просьбой исполнить новые произведения, он всегда направлял их к Эльмире, так как знал, что она справится
с читкой с листа, с транспонированием, с редактированием, с фактурными трудностями рукописного авторского текста и с предельно сжатыми сроками разучивания впервые исполняемого музыкального произведения.
Школьный период обучения, связанный с педагогическими принципами Г. Г. Шароева и годы формирования под непосредственным воздействием фортепианной методики М.Р. Бреннера способствовали всестороннему пианистическому развитию Э.М. Алиевой и гармонично взаимодействуя с её музыкальной индивидуальностью, ярко отразились в творческом становлении будущего музыканта. Данное взаимодействие обусловило и всю дальнейшую исполнительскую и педагогическую деятельность Э.М. Алиевой. Как показывает исследование её музыкально-творческой деятельности пианистические традиции обеих школ, столь разных по своей сущности и методическим подходам, гармонично взаимодействовали в процессе её музыкально-исполнительского становления и воспитания, а в дальнейшем и в педагогической деятельности. Поэтому кратко рассмотрим характерные черты методики преподавания этих двух ярких представителей и основоположников азербайджанской фортепианной школы.
Г.Г. Шароев и М.Р. Бреннер, будучи выпускниками Петербургской консерватории, вместе с тем, представляли два разных направления в фортепианной методике: школу А.Н. Есипо-вой и школу Л.В. Николаева.
Методика преподавания Г.Г. Шароева опиралась в целом на интуитивный и эмоциональный поиск в решении стоящих перед исполнителем задач. В процессе работы над музыкальным произведением доминировали методы чувственного познания и эмоционального постижения его сущности и содержания. Эмоциональное воздействие Г.Г. Шароева-педагога, как необыкновенно талантливого музыканта было очень сильным, и этим определялась специфика и сила его педагогического мастерства. Этим определялся и сам характер исполнительского урока: насыщенный сильным эмоциональным пафосом и воздействием на воспитанника, он был не всегда последовательным и организованным, так как в основном зависел от эмоционального подъёма и настроения учителя.
Путь фортепианной методики М.Р. Бреннера был совсем иной: здесь всё основывалось на последовательно организованной и аналитической работе над музыкальным произведением, все возникающие перед исполнителем задачи разрешались путём логического осмысления и подчинялись закономерностям музыкального мышления. Методика М.Р Бреннера активно развивала музыкально-интеллектуальный потенциал пианиста, его музыкально-аналитические способности, которые способствовали формированию качественной фортепианно-исполнитель-ской школы - как прочной системы фундаментальных исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, значимость их методических направлений не вызывает сомнений. Оба педагога-пианиста, определяя главную цель своей методики как достижение гармонического единства технического и художественного, эмоционального и интеллектуального, шли к достижению драматургической целостности исполнительского процесса разными путями: М.Р Бреннер успешно достигал поставленных задач, основываясь на аналитическом подходе, а Г.Г. Шароев не менее успешно достигал этих же задач, опираясь на методы эмоционального познания. Являясь яркими представителями пианистических школ А.Н. Есипо-вой и Л.В. Николаева, они осуществили их преемственность и заложили фундамент азербайджанской фортепианной школы, основанный на синтезе двух главных направлений: аналитическом и сенсорном.
Как показывает всестороннее исследование творческого пути Э.М. Алиевой, именно оба методических подхода станут в дальнейшем основными характерными чертами её исполнительской и педагогической деятельности.
В годы учебы в консерватории Э.М. Алиева проявила себя как одаренный музыкант и талантливая пианистка. Она систематически и с большим успехом выступала, как солистка и ан-самблистка. Программа ее концертов была весьма насыщенной, разнообразной и включала произведения многих композиторов, таких, как И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шопен, П. Чайковский, С. Рахманинов. С. Прокофьев, К. Караев, Дж. Гаджиев, Ф. Амиров и многие других.
Студенческие годы сыграли большую роль в дальнейшем формировании Э.М. Алиевой как музыканта и личности. Именно в эти годы творческое общение с виолончелистом Сабиром Алиевым активно формирует её концертмейстерское мастерство. Совместная работа над учебным репертуаром, концертными программами, выступления, гастрольные поездки способ-
ствовали созданию подлинного творческого взаимопонимания и содружества, которое в дальнейшем навсегда связало их жизненные пути.
Выпускная программа Э.М. Аливой состояла из следующих произведений: И.С. Бах Прелюдия и фуга D-dur из второго тома «Хорошо темперированного клавира»; Ф. Шопен Полонез As-dur и Ноктюрн Des-dur; С. Рахманинов Рапсодия на тему Паганини. Вторую партию концерта аккомпанировал сам Майор Рафаило-вич Бреннер. Несмотря на то, что Эльмира ханум уже была матерью и у неё рос годовалый сын Азад, она по оценке Государственной экзаменационной комиссии под председательством проф. Московской консерватории А.Б. Гольденвейзера и в присутствии ректора Азербайджанской государственной консерватории проф. К. Караева исполнила свою программу с блеском, на отлично.
По окончании консерватории в 1952 году Э.М. Алиева начинает свою педагогическую деятельность в Бакинском музыкальном училище им. А. Зейналлы и концертмейстерскую в Азербайджанской Государственной консерватории им. Узеира Гад-жибейли. С 1956 года работает педагогом на кафедре «Специального фортепиано», руководимой проф. К.К. Сафаралиевой. Все эти годы она успешно и активно совмещала педагогическую и исполнительскую деятельность. Особенно окрепла и совместная творческая деятельность с Народным артистом Азербайджана Сабиром Алиевым. В процессе данного содружества, апробировались многие новинки азербайджанской музыки, за счёт создания специальных переложений расширялся учебный репертуар виолончельной литературы для учащихся и студентов, создавалась новая научно-методическая и учебная литература. А результатом этой совместной плодотворной работы стала подготовка высокопрофессиональных музыкантов-исполнителей, достойно представлявших отечественную школу виолончелистов на международном уровне. В творческом становлении таких исполнителей, как Народный артист Азербайджана Расим Абдуллаев, заслуженные артисты Азербайджана: Юрий Абдуллаев, Эльдар Искендеров, Адыль Бабаев, талантливые музыканты-исполнители Анатолий Мамедов, Эйтибар Дадашлы, Салим Гаибов и многих других, представляющих виолончельную школу Народного артиста, профессора Сабира Алиева, большую роль сыграла их непосредственный педагог-концертмейстер Эльмира ханум Алиева.
Алиева Э.М. работала солисткой Государственного трио при Азербайджанской государственной филармонии имени М. Ма-гомаева (1950-1953 годы) совместно с Т. Бакихановым (скрипка) и С. Алиевым (виолончель).
Библиографический список
С большим мастерством и вдохновением она в качестве концертмейстера участвовала на шести Закавказских конкурсах музыкантов-исполнителей, а также на Третьем Всесоюзном конкурсе виолончелистов. Как исполнительница, Эльмира ханум одна из самых активных участниц различных юбилейных концертов в консерватории, посвященных Уз. Гаджибейли К. Караеву, Ф. Амирову, Дж. Гаджиеву и многим другим. Являясь неизменным концертмейстером талантливого виолончелиста, профессора С.Алиева, она с большим успехом выступала с ним в ансамбле, исполняя самый различный виолончельный репертуар: от музыки эпохи Барокко до последних новинок современных композиторов. За годы их творческого содружества, в их совместном исполнительском репертуаре прозвучала почти вся виолончельная литература: западноевропейская, русская, азербайджанская.
Э.М. Алиева систематически выступала по республиканскому радио и телевидению в ансамбле с самыми известными музыкантами-исполнителями: Бюль-Бюлем, Ш. Мамедовой, С. Аслановой, Ф. Ахмедовой, Л. Имановым и другими.
Эльмира ханум самый активный участник всех Съездов и пленумов Союза композиторов Азербайджана, Декад Азербайджанского искусства и литературы. За шестьдесят лет своей педагогической работы Э.М. Алиева провела огромную работу и подготовила свыше 100 выпускников. В настоящее время воспитанники Э.М. Алиевой работают в различных музыкальных заведениях не только нашей республики, но и в ближнем и дальнем зарубежье: России, США, Израиле, Турции. В каждом из них - частица огромного титанического педагогического труда и энергии Э.М. Алиевой. Студенты Эльмиры ханум неоднократно удостаивались различных высоких наград и в настоящее время достойно продолжают её школу, как в педагогической, так и в исполнительской деятельности.
В 1987 году Высшей аттестационной комиссией при Президенте Азербайджанской Республики Э.М. Алиевой было присвоено учёное звание доцента, а в 1995 году звание профессора. За заслуги в области музыкальной культуры Азербайджана Эль-мира Мирза-Ага кызы Алиева в 2008 году награждена званием Заслуженного учителя Азербайджанской Республики.
В настоящее время она является одним из ведущих педагогов-пианистов кафедры «Специального фортепиано» Бакинской музыкальной Академии им. Уз. Гаджибейли. В процессе её длительной педагогической деятельности сложился характерный стиль и основы её методики фортепианного обучения. В 2012 году Эльмира ханум отметила шестидесятилетний юбилей своей плодотворной всесторонней музыкально-творческой деятельности.
1. ЦГАОР Азербайджанской ССР, ф. 57, оп. 1, ед. хр. 21, лл. 223-224.
2. Абасова, Э.А. Узеир Гаджибеков. Путь жизни и творчества. - Баку, 1985.
3. Видные деятели Азербайджанской фортепианной культуры: сб. ст. / сост. Т.А. Сеидов. - Баку, 1988. Bibliography
1. CGAOR Azerbayjdzhanskoyj SSR, f. 57, op. 1, ed. khr. 21, ll. 223-224.
2. Abasova, Eh.A. Uzeir Gadzhibekov. Putj zhizni i tvorchestva. - Baku, 1985.
3. Vidnihe deyateli Azerbayjdzhanskoyj fortepiannoyj kuljturih: sb. st. / sost. T.A. Seidov. - Baku, 1988.
Статья поступила в редакцию 25.09.12
УДК 913: Э372. 242: Т5-502
Kuznezova S.G. TRADITIONAL FAMILY COSTUME AS AN ARTISTIC AND ETHNOGRAPHIC OBJECT. According to the fine art analysis of the costumes of Zabaikalye there were found some compositional features, elements of traditions of the northern and southern Russian, aboriginal population of the region. There are some attempts to use the received scientific materials in the knowledge of ethno art artistic education.
Key words/old believers, family costume, composition, dйcor, tradition, ethnos.
С.Г. Кузнецова, канд. пед. наук, доц. каф. истории, теории культуры, искусства и дизайна Забайкальского гос. университета, г. Чита, E-mail/ svet1anashita@ mail.ru
ТРАДИЦИОННЫЙ СЕМЕЙСКИЙ КОСТЮМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ*
На основании искусствоведческого анализа семейских костюмов Забайкалья выявлены композиционные особенности, элементы традиций аборигенного населения края. Предлагаются подходы к использованию полученных научных материалов в прикладном этноискусствознании и в художественном образовании.
Ключевые слова/ старообрядцы, семейский костюм, композиция, декор, традиция, этнос, художественный объект.