Научная статья на тему 'Творческий портрет кино/медиакритика А. В. Шпагина'

Творческий портрет кино/медиакритика А. В. Шпагина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
362
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ШПАГИН / МЕДИАКРИТИКА / КИНОКРИТИКА / МЕДИАТЕКСТ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Челышев К.А.

Автором представлены результаты анализа медиакритического творчества Александра Владимировича Шпагина. Анализируются основные жанры и особенности творчества, тематика материалов известного российского кино/медиакритика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий портрет кино/медиакритика А. В. Шпагина»

A

Проблемы медиакультуры

Media Culture Problems

Творческий портрет кино/медиакритика А.В. Шпагина

А

К.А. Челышев Таганрогский институт имени А.П. Чехова

* исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №1418-00014) в Таганрогском институте управления и экономики. Тема проекта: «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов».

Аннотация. Автором представлены результаты анализа медиакритического творчества Александра Владимировича Шпагина. Анализируются основные жанры и особенности творчества, тематика материалов известного российского кино/медиакритика. Ключевые слова. Шпагин, медиакритика, кинокритика, медиатекст, медиаобразование.

Abstract. The author presents the results of the analysis of the works of Russian media critic Alexander Shpagin. The author analyzes the main genres and features of creativity, theme materials of known Russian media critic.

Keywords. Shpagin, media education, film criticism, media criticism, media text, media education.

Знакомство с творчеством профессиональных киноведов, и кинокритиков стало одной из традиционных форм работы с произведениями медиакультуры. В данной статье попытаемся кратко представить некоторые страницы творчества известного российского кинокритика, историка кино, актера, режиссера, сценариста, продюсера Александра Владимировича Шпагина.

А.В. Шпагиным опубликовано более четырехсот статей, посвященных отечественному и зарубежному киноискусству. В разные годы работы А.В. Шпагина печатались в таких изданиях как «Искусство кино», «Советский

Creative portrait of film/media critic Alexander Shpagin

Kirill Chelyshev Anton Chekhov Taganrog Institute

экран», «Экран и сцена», «Советская культура», «Литературная газета», «СК-новости» и др.

Александр Шлагин родился 13 декабря 1969 года в Москве. Профессию киноведа осваивал на сценарно-киноведческом факультете во Всероссийском государственном институте кинематографии (ВГИК), в мастерской Е.Громова, М.Власова и А.Медведева. После окончания ВГИКа А.В.Шлагин работал научным сотрудником Научно-

исследовательского института киноискусства, был редактором журнала «Стас».

Творчество А.В.Шлагина многогранно. Он часто выступает на телевидении и радио, проводит мастер-классы для начинающих режиссеров, пишет книги и статьи по киноведческой тематике, снимается в фильмах. Живой интерес зрителей представляют творческие вечера, организованные Александром Владимировичем в Доме Кино, в Московском доме национальностей, на церемонии «Телефорума-99» и т.д.

Деятельность А.В. Шпагина тесно связана с кинопрессой, с кинематографом, с радио и телевидением. С 1991 года он был автором ток-шоу «Знай наших!» на РТР. Кстати, это шоу стало первой в стране телекиновикториной, которая регулярно собирала перед телеэкраном любителей и знатоков кино и телевидения разных поколений.

С 1996 года профессиональная деятельность А.В. Шпагина продолжилась в качестве продюсера телекомпании РЕН-ТВ. Будучи руководителем отдела Российского кинопоказа, Александр Владимирович в 1997 году начал выступать в роли автора и ведущего кинопрограммы «Премьера, которой не было». Эта программа была посвящена знакомству телезрителей с неизвестными шедеврами отечественного кино, по тем или иным причинам, не дошедшими до массового российского зрителя в разные годы. С 1997 по 1998 годы, благодаря передаче «Премьера, которой не было», «было показано более ста подобных фильмов. Появились они и на других экранах - на фестивалях «Кинотавр» и «Окно в Европу», а также на форумах и творческих смотрах в Венгрии, США, Германии, Италии, Англии, Франции. Отсмотр всех фильмов советского кино продолжается, и каждый год приносит А. Шпагину все больше и больше новых открытий» [Киностудия Радуга, 2006].

Цель знакомства широкой аудитории с неизвестными кинокартинами определяется в одной из статей А.В. Шпагина: «История - живой организм. И история кино в том числе. Развеивать мифы безумно сложно. Но необходимо. Помню, когда я в первый раз на какой-то конференции в Доме кинематографистов сказал о том, что хорошо было бы провести такую ретроспективу неизвестных или малоизвестных картин на фестивалях, много раздалось раздраженных голосов. Меня упрекали в том, что я хочу скинуть с пьедестала признанные фильмы и признанных мастеров. Да никого я не хочу скинуть. Я хочу просто, чтобы они немножко подвинулись на своем пьедестале и чтобы рядом с ними стало нечто, что помогло бы воссоздать реальную картину - не

однозначную, не мифологическую и застывшую, а живую и парадоксальную, чтобы люди знали: было и то, и другое, и третье... Мы слишком долго жили в мифологическом времени, навязанном официальной историей кино» [Шпагин, 1998].

В традиционном медиаобразовательном процессе еще со времен киноклубов существует такая форма работы, как вступительное слово перед фильмом. Известно, что от вступительного слова (или так называемой «установки на восприятие») во многом будет зависеть впечатление о том фильме, который будут смотреть зрители. На самом деле - рассказать о кинокартине и ее создателях - задача непростая, так как нужно не просто заинтересовать аудиторию предстоящим просмотром, но и познакомить с новыми и интересными фактами. Словом, для этого нужно быть не только хорошим оратором, но и знатоком кино...

Выступая перед зрителями в своих программах и интервью, А.В. Шпагин блестяще справляется с этой непростой задачей, чем вызывает заслуженное уважение зрительской аудитории. Представим лишь несколько оценок, оставленных телезрителями на странице Александра Владимировича на сайте «Кино-театр. ру»:

«Спасибо Александру Владимировичу за цикл передач о создании советских киношедевров, где он выступил в качестве интересного рассказчика». «Рада каждой возможности услышать вступительное слово перед фильмом именно Александра Владимировича. Высокий профессионализм, интересный рассказчик и просто красивая русская речь, такое можно было увидеть и услышать только в старые добрые времена. Хотелось бы, чтобы встречи со зрителями носили более постоянный характер, а не от случая к случаю. Что надо смотреть, какие передачи, чтобы послушать Александра Владимировича?» [http://www.kino-teatr.rU/kino/acter/m/star/4920/forum/#s1562672].

Высокий профессионализм и энциклопедические знания Александра Владимировича Шпагина отмечают читатели, зрители, коллеги-киноведы. В 2004 стал он стал обладателем премии Гильдии киноведов и кинокритиков. Д. Савельев, говоря о новейшей истории российского кино, так характеризует творчество А.В. Шпагина: «Александр Шпагин предпочел киноведение. Совсем немодное, сосредоточенное и кабинетное (если подразумевать под кабинетом в первую очередь просмотровый зал). Мысленно огородив территорию для археологических изысканий — "неизвестное" советское кино шестидесятых годов с примыкающими к ним поздними пятидесятыми и ранними семидесятыми, — он принялся бурить почву с жарким азартом и добурился до титула уникального специалиста в своей области. Ходячего справочника, готового выдать мгновенный и избыточно исчерпывающий ответ на вопрос по теме. Фильмы второго, восьмого и двадцать пятого ряда он помнит лучше, чем иной из коллег — классику. Давно забытых режиссерами и зрителями актеров знает наперечет» [Савельев, 2001].

А.В. Шпагин известен российскому зрителю не только как телеведущий и медиакритик, но и как сценарист и киноактер. С 1993 года А.В.Шпагин снимается в целом ряде фильмов и сериалов драматического

комедийного, мелодраматического жанров. В качестве киноактера Александр Шпагин принял участие в 39 проектах.

Оценка актерского мастерства А.В.Шпагина отражается в теплых комментариях зрителей. Вот некоторые из них:

«Посмотрели (с друзьями) «Шапито...», увидели вас, были поражены. Ваш персонаж смешной и драматичный одновременно. И вообще было ощущение присутствия родного человека...... «Александр, хотел бы выразить вам благодарность

за проделанную вами работу в фильме "Шапито-Шоу"! Вот честно, ваш персонаж, а особенно его танец, у меня вызвали наибольшие симпатии из всего и так колоритного состава картины) Наиболее абсурдистско-комичный и неожиданный вышел номер, на мой взгляд. По словам Сергея Лобана, вся хореография в фильме была поставлена вами, а это один из коньков "Шапито-Шоу" как таковых. Спасибо ещё раз, всех благ! [http://www.kino-teatr.rU/kino/acter/m/star/4920/forum/#s1562672].

Тематика публикаций, выступлений в телепроектах и интервью А.В. Шпагина касается самых разных проблем кинематографа. Большинство медиакритических работ А.В. Шпагина направлено на широкую аудиторию: от профессиональных журналистов до обычных любителей кинематографа.

Обращение к вечным проблемам киноискусства сопровождается у него интересными философскими размышлениями о кино, о времени, о себе... Образность, живая подача материала не оставляет равнодушными многочисленных поклонников «десятой музы». Здесь можно полностью согласиться с мнением Д. Савельева о том, что «температура его чувств и впрямь высока, чего он не умеет и не хочет скрывать ни в речи письменной, ни в речи устной (его вступительное слово перед показом очередного фильма из фирменной фестивальной ретроспективы "Премьера, которой не было" аудитория ценит не меньше, чем сами раритетные фильмы, каковые он выуживает из пыли хранилища)» [Савельев, 2001].

В одной из своих работ А.В.Шпагин пишет: «Если ты задумал метафизическую притчу (пусть и в предельно легкой форме), желательно прояснить глубинные причины происходящего. Или показать, или хотя бы намекнуть об истоке этой вседозволенности - может быть, социальном, может, метафизическом, может, и чисто психологическом. Но в идеале мы должны с героями пройти путь до конца - от Истока к Воздаянию - только тогда притча по-настоящему работает. Еще хуже, что зритель порой вообще не понимает, что, а главное, зачем все это происходит на экране» [Шпагин, 2011]. В самом деле, после просмотра фильма, большая часть обычных зрителей запоминает сюжет и смену событий, некоторые задумываются над судьбой героев, «примеряя» на себя то, что с ними произошло, пытаясь найти причины произошедшего, а вот разгадать сложную загадку - какие мысли и идеи вложил автор в тот или иной фильм - это и вовсе задача трудная.

Именно поэтому развитие полноценного медиавосприятия выступает одной из важных и актуальных задач современного медиаобразования.

В развитии медиавосприятия в медиаобразовательном процессе важен именно анализ аудиовизуальных медиатекстов, знакомство с аналитическими материалами профессиональных медиакритиков. Изучение

на медиаобразовательных занятиях материалов профессиональных медиакритиков, как нам представляется, имеет важное значение для студенческой аудитории, так как позволяет ознакомиться со спецификой их языка, глубже проникнуть в суть происходящего на экране, понять авторскую идею фильма, ознакомиться с наиболее интересными фильмами, которые анализируют профессиональные критики, способствует развитию умений анализировать аудиовизуальные медиатексты, расширяет и углубляет знания по истории и теории медиакультуры.

В постановке проблем в материалах медиакритика А.В. Шпагина прослеживается тесная взаимосвязь кинематографа с жизнью общества. Неслучайно автор считает, что «кино - едва ли не наилучший показатель сознания общества - во всяком случае самый наглядный и четкий, ибо именно в кинематографе это сознание воплощалось максимально ярко, буквально проецируясь на экран - причем не только в сюжетных, но и в подсознательных, метафизических, онтологических формах (что самое ценное)» [Шпагин, 2012].

Реализация аналитической, просветительской, образовательной, эстетической, художественно этической функций осуществляется в многочисленных аналитических обзорах и рецензиях А.В.Шпагина.

Если рассматривать многочисленные рецензии данного медиакритика, то можно заметить, что большинство из них посвящены произведениям отечественного кинематографа, фильмам российских режиссеров. Рецензии А.В.Шпагина - это рассуждения не только о фильмах: плохих и хороших, талантливых и бездарных. Это раздумья о жизни, о людях, живущих в сложном и неоднозначном мире. Рассуждения эти заставляют зрителей задуматься над смыслом жизни, еще раз обратиться к поиску истинных ценностей, которые так часто заменяются иллюзией. «Вседозволенность, отсутствие веры хоть во что-то светлое, глобальная пустота в душах... Серьезные проблемы. В чем их причина, где исток?» [Шпагин, 2011].

Что касается аргументации аналитических оценок, то в рецензиях А.В. Шпагина также можно заметить тесную взаимосвязь с реальной жизнью людей, с событиями, которые происходят с каждым из них.

В качестве примера можно привести фрагмент из рецензии А.В.Шпагина «Смерть капитанов грез (о фильме "Бегущая по волнам")»: «Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы. И выхода из сложившейся ситуации не было. И нужно было жить, но жить как-то иначе» [Шпагин, 2011].

Кроме того, анализ рецензий и статей А.В. Шпагина позволяет нам заключить, что в материалах автора можно проследить ярко выраженную этическую авторскую позицию. Так, характеризуя отечественные фильмы

1960 -х, А.В. Шпагин отмечает: «Те фильмы сегодня способны вызвать у зрителя душевный отклик, потому что они говорят о вечных человеческих проблемах. Более того, чем глубже они порой погружены в быт, за что их упрекали в "мелкотемье", тем они сегодня своевременнее, потому что с них спала идеологическая пелена» [Шпагин, 1998].

Проблемы отечественного кинематографа выступают одной из главных тем не только в статьях и рецензиях, но ив интервью А.В.Шпагина на телевидении и радио.

К примеру, интервью ведущего В. Дымарского на радиостанции «Эхо Москвы» с А. Шпагиным, посвященное киноинтерпретациям темы Великой отечественной войны, позволяет расширить границы знаний об истории советского кинематографа.

Тематика Великой отечественной войны становится предметом обсуждения и на лекциях, и в мастер-классах Александра Шпагина [ШрБ ://^^^уоиШЬе. com/watch?v=Sl97NR61tlU].

Если рассматривать работы А.В. Шпагина на радио, то можно заметить, что они также посвящены произведениям кинематографа, анализу фильмов режиссеров разных лет, теме музыки в кино и т.п.

Так, один из проектов, подготовленных радио «Культура», автором и ведущим которой был А.В. Шпагин, был посвящен теме музыки в советском кино. Проект знакомит слушателей с творчеством одного из ярчайших композиторов ХХ столетия - И. Шварца, написавшего музыку к таким известным и неизменно любимым российскими зрителями кинофильмам как «Белое солнце пустыни», «Сто дней после детства», «Дерсу Узала», «Звезда пленительного счастья» и др. [Шпагин, 2014].

Творчеству советских режиссеров посвящены не только статьи в кинопрессе и программы, но и книги А.В.Шпагина. Примером здесь может служить монография о режиссере Самсоне Самсонове, известном кинозрителям по фильмам «Оптимистическая трагедия», «Попрыгунья», «Арена», «Чисто английское убийство и др. Книга о С. Самсонове, содержащая множество интересных фактов о жизни, режиссерском таланте и кропотливой работе над фильмами, была написана А.Шпагиным совместно с дочерью известного режиссера Екатериной Тиханович.

В разделе «Арена жизни Самсона Самсонова», Александр Шпагин предлагает вниманию читателя рассказ о жизни и творчестве известного советского режиссера, отмечая тесную взаимосвязь творчества Самсонова с эпохой в которой он жил и работал: «обычно непонятые художники слишком забегают вперед... Самсонов - нет, каждый его фильм во многом матрица именно той эпохи, когда он был создан» [Тиханович, Шпагин, 2013].

Изучение истории и теории медиакультуры в рамках учебных курсов включает знакомство с аналитической, просветительской, образовательной,

эстетической, художественно этической функций медиакритики. И этому, как нам кажется, могут тоже помочь работы А.В. Шпагина.

Так, в статье «Религия войны. Субъективные заметки о богоискательстве в кинематографе о войне» [Шпагин, 2005], автором исследуются проблемы фильмов военной тематики, роли героя, смысла жизни, поисков вечных истин. К примеру, характеризуя фильмы о войне, вышедшие в 50-х годах ХХ века, А.В. Шпагин констатирует: «нет рефлексирующей личности, есть индивидуум, вырванный из толпы. Но именно индивидуум, «один из нас», сформирует кинематографическую ноосферу 50-х. Ключевым словом станет «душевность», хотя надо бы говорить о духовности — как-никак горний мир на экране разверзался. Но (вот типичная примета наивного сознания!) душевность - доброта, открытость навстречу бытию — будет являться своего рода защитой от всего того, чего касаться опасно, что еще пребывает под властью табу, без права быть не то что названным — едва обозначенным. Великой метафорой смятения перед неведомым — рождением личности — являлись главные фильмы конца 50-х — начала 60-х годов. Неведомое воплощалось во внешних формах — формах испытания. Код движения был общим — от частной судьбы к судьбе народной, растворение в чем-то неведомом, безличном, прекрасном (ведь именно так это трактовалось в те годы!). В чем-то до конца не ясном и авторам, и зрителям, и критикам тех лет»[Шпагин, 2005].

В 1960-х представление о войне в фильмах отечественных режиссеров изменилось. Анализируя «Мир входящему» А. Алова и В.Наумова, А.В. Шпагин отмечает: «Оглядываясь на военные годы из своего далека, шестидесятники не впадали ни в умиление (как пятидесятники), ни в экстаз». Картины военного времени 60-х - это осознание разрушения и смерти, которые несет война. «Раздавленные коляски и велосипедики, обнаженные манекены на руинах аловско-наумовской Германии вопили о противоестественности бытия, разорванного кровавым хаосом войны» [Шпагин, 2005]. Ив то же время, война в кинематографе 1960-х «была драматической, но не трагической, героической, но не страшной. Ибо вокруг были свои, и их становилось все больше — человеческая масса вливалась в некий осмысленный космос, и не столько твоя душа вбирала в себя все его беды и тяготы, возвышаясь и вырастая, сколько ты сам становился малой частью единой вселенной, и без тебя мир был неполон» [Шпагин, 2005]. Так, анализируя фильмы военной тематики разных десятилетий, А.В. Шпагин позволяет зрителям лучше вникнуть в суть символов и знаков, авторского замысла, проблемы героев.

В другой обзорной статье А.В. Шпагин очень интересно и живо рассуждает на тему успеха в кинематографе. Статья «Цена успеха в советском кино» [Шпагин, 2012] читается на одном дыхании, полна остроумных сравнений, метафор, написана ярким, эмоциональным языком. Структура статьи представляет собой историко-аналитический обзор отечественных фильмов, начиная с 1920-х годов, «когда советский кинематограф только нащупывал свои пути, а вместе с ним их нащупывала и насущная реальность» [Шпагин, 2012].

Приведем небольшой отрывок их этой статьи. Как известно, главной темой в молодом советском кинематографе 1920-х были революционные

138

события, где успех приравнивался в борьбе за великую идею: «индивидуальностей вообще нет — или вожди масс, или представители оных, характера не имеющие и долженствующие в итоге обрести себя, влившись в общую толпу, направленную на генеральную линию бесконечной борьбы и смерти. Или, не дожив до слияния с массами, погибнуть, принести себя в жертву на алтарь Молоха, как герои фильмов «Мать» или «Земля». И, соответственно, только подобным образом добиться подлинного жизненного успеха. Успех в жизни достигается здесь только смертью, гибелью» [Шпагин, 2012].

К другой категории автор относит фильмы, рассказывающие о жизни простых людей, которым несказанно повезло, благодаря, например, счастливому случаю. Эти фильмы далеки от идеологии, и повествуют «о частной жизни самых что ни на есть простых людей, живущих своими мелкими простыми проблемами вопреки всем социальным треволнениям и коллизиям. Да еще и выигрывающих, добивающихся успеха! Только выигрывают они благодаря билету Государственного займа, и фильмы эти — «Закройщик из Торжка», «Девушка с коробкой» — сняты по заказу оного. Получается, что человек 1920-х годов может начать жить своей простой «мещанской» жизнью, только если получит карт-бланш на нее от государства. В виде некоего волшебного билета, который — ну разумеется! — выиграет и принесет счастье. Однако билетов, как «пряников сладких», явно не хватит на всех, а потому и зажить своим скромным человеческим счастьем в стороне от идеологии смогут лишь избранные — те, кому выпала счастливая фортуна, инспирированная государством диктатуры пролетариата» [Шпагин, 2012].

Итак, книги, лекции, выступления, рецензии А.В. Шпагина - это рассуждения не только о фильмах: плохих и хороших, талантливых и бездарных. Это рассуждения о жизни, о нас самих, живущих в сложном и неоднозначном мире. Рассуждения эти заставляют зрителей задуматься над смыслом бытия, еще раз обратиться к поиску истинных ценностей, которые так часто заменяются иллюзией.

Знакомство с творчеством А.В. Шпагина, адресованным как профессионалам медиасферы, так и любителям кино, в значительной мере способствует решению задач медиаобразования. Изучение и анализ творчества данного медиакритика может способствовать решению таких задач как: воспитание хорошего эстетического восприятия, вкуса, понимания, оценки художественного качества медиатекстов; развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа, развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов; развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры; развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте; получение аудиторией знаний по истории медиа, по истории медиакультуры.

Литература

Киностудия Радуга. 2006. http://www.radugafilm.ru/kz_shpag.htm

Савельев Д. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. III. СПб: Сеанс, 2001 . http://old.russiancinema.ru/template.php?dept_id= 15&e_dept_id= 1&e_person_id= 1076. Тиханович Е., Шпагин А. Самсон Самсонов. Вдохновенный романтик. М.: Белый город, 2013.

Шпагин А.В. История кино - живой организм // Искусство кино. 1998. № 2. http: http://kinoart.ru/archive/1998/02/n2-article18

Шпагин А.В. Религия войны. Субъективные заметки о богоискательстве в кинематографе о войне // Искусство кино. 2005. № 6. http://kinoart.ru/archive/2005/06/n6-article12 Шпагин А.В. Смерть капитанов грез (о фильме "Бегущая по волнам"). 2011. http://www.cinematheque.ru/post/146007

Шпагин А.В. Музыка в советском кино. Исаак Шварц. 2014. http://abook-club. ru/forum/index.php?showtopic=61068

Шпагин А.В. Надежда на "Бабло". 2011. http://www.cinematheque.ru/post/145864 Шпагин А.В. Неадекватные люди (о фильме "Вдребезги"). 2011. http://www. cinematheque. ru/post/145736

Шпагин А.В. Цена успеха в советском кино // Отечественные записки. 2012. № 5. http: http://magazines.russ.ru/oz/2012/5/22sch.html

Refefences

Rainbow Film. 2006. http://www.radugafilm.ru/kz_shpag.htm.

Saveliev, D. Recent history of national cinema. 1986-2000. Movies and context. Vol. III. St.Petersburg: Seanse, 2001. http://old.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1076. Shpagin, A. Death captains dreams (about the film "Running on Waves"). 2011. http://www.cinematheque.ru/post/146007

Shpagin, A. Hope for "Salvage". 2011. http://www.cinematheque.ru/post/145864

Shpagin, A. Inadequate People. 2011. http://www.cinematheque.ru/post/145736

Shpagin, A. Music in the Soviet cinema. Isaac Schwartz. 2014. http://abook-

club. ru/forum/index.php?showtopic=61068

Shpagin, A. Religion War. Subjective notes on god-seeking in film about war // Cinema Art. 2005. № 6. http://kinoart.ru/archive/2005/06/n6-article12

Shpagin, A. The history of cinema - a living organism // Cinema Art. 1998. № 2. http: http://kinoart.ru/archive/1998/02/n2-article18

Shpagin, A. The price of success in the Soviet cinema // Notes of the Fatherland. 2012. N 5. http: http://magazines.russ.ru/oz/2012/5/22sch.html

Tikhanovich, E., Shpagin, A. Samson Samsonov. Inspirational romantic. Moscow: White City, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.