Научная статья на тему 'Творческий портрет кинокритика и историка кино вячеслава шмырова'

Творческий портрет кинокритика и историка кино вячеслава шмырова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
429
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ШМЫРОВ / МЕДИАКРИТИКА / КИНОКРИТИКА / МЕДИАТЕКСТ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Челышев К. А.

Автором представлены результаты анализа кинокритического творчества В.Ю. Шмырова. Анализируются основные жанры и особенности творчества, тематика материалов известного российского кино/медиакритика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий портрет кинокритика и историка кино вячеслава шмырова»



A

Проблемы медиакультуры

Media Culture Problems

Творческий портрет кинокритика и историка кино Вячеслава Шмырова *

А

К.А. Челышев Таганрогский институт имени А.П. Чехова

* исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №1418-00014) в Таганрогском институте управления и экономики. Тема проекта: «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов».

Аннотация. Автором представлены результаты анализа кинокритического творчества В.Ю. Шмырова. Анализируются основные жанры и особенности творчества, тематика материалов известного российского кино/медиакритика.

Ключевые слова. Шмыров, медиакритика, кинокритика, медиатекст, медиаобразование.

Abstract. The author presents the results of the analysis of the works of Russian film critic Vyacheslav Shmyrov. The author analyzes the main genres and features of creativity, theme materials of known Russian film critic.

Keywords: Shmyrov, media education, film criticism, media criticism, media text, media education.

Когда речь заходит о современном кинематографе, большинство зрителей сразу вспоминает о последних новинках западного и отечественного киноискусства. Премьерные кинопоказы и блокбастеры молодежь активно обсуждает в социальных сетях, с удовольствием ходит на премьеры, благо, современные кинотеатры открыты в каждом городе.

Что касается фильмов, вышедших на экраны давно - 30 или более лет назад, то их, в основном, современная аудитория видит по телевизору. Наиболее известные и часто транслируемые фильмы из этого списка -«Девчата», «Весна на Заречной улице», «Бриллиантовая рука», «Иван

Creative portrait of film/media critic Vyacheslav Shmyrov

Kirill Chelyshev, Anton Chekhov Taganrog Institute

Васильевич меняет профессию» и некоторые другие. О многих фильмах прошлых лет, которые не были столь популярны у массовой аудитории, большинство современных зрителей даже не знает. В связи с этим актуализируется интерес к изучению творчества российских профессиональных знатоков кино - медиакритиков и киноведов. И один из известных профессионалов в данной области - Вячеслав Юрьевич Шмыров.

В.Ю. Шмыров - известный киновед, кинокритик, продюсер, член Российской академии кинематографических искусств «Ника», инициатор и куратор многих культурных проектов, связанных с кинематографом. Он родился на Южном Урале, в Челябинске 5 октября 1960 года. После окончания школы уехал учиться в Свердловск (ныне Екатеринбург), где получил образование филолога и журналиста в Уральском государственном университете имени А.М. Горького.

Увлечение кинематографом определило дальнейшую судьбу будущего кинокритика и идеолога кинопроцесса (как называли его коллеги). В восьмидесятые годы В.Ю. Шмыров стал студентом сценарно-киноведческого факультета ВГИКа, где не только постигал азы кинокритики и сценарной драматургии в мастерской Е. Д. Суркова и Л. Х. Маматовой, но и стал «одним из застрельщиков революции во ВГИКе - едва ли не самого шумного отголоска Пятого съезда» [Марголит, 2001].

После окончания ВГИКа профессиональное становление Вячеслава Юрьевича продолжилось в НИИ киноискусства, где он несколько лет работал научным сотрудником. В конце 1980-х ему была присуждена премия Союза кинематографистов СССР за статью «В поисках прошлого».

В публикационных материалах В.Ю. Шмырова можно выделить различные виды медиакритики [Короченский, 2003]:

- академическую (целевой аудиторией которой выступают медиакритики и журналисты, а специалисты в области медиасферы), куда можно отнести публикации автора, посвященные осмыслению медиасферы;

- профессиональную - публикации, адресованные профессионалам медиасферы;

- массовую, к которой можно отнести статьи, интервью, книги В.Ю. Шмырова, предназначенные всем любителям кино

В начале 1990-х В.Ю. Шмыров стал директором культурных программ Киноцентра на Красной Пресне, где демонстрировались и обсуждались фильмы многих молодых начинающих тогда свой творческий путь кинематографистов. В 1992 году он выступил инициатором и организатором акции «Неворованное кино», организованной в Москве под руководством кинорежиссера А.С. Кончаловского и направленной против кинопиратства в нашей стране. Данная акция была очень важным шагом к построению

цивилизованных отношений к произведениям кинематографического искусства в условиях стихийно развивающегося рынка разного вида услуг, в том числе - и видеопрокатных. Так, уже через год, в 1993 году, одним из важных итогов этой акции стало составленное участниками обращение к правительству Российской Федерации «О создании специальных властных структур (судов, агентств), с помощью которых государство должно осуществлять "учет и контроль" соблюдения авторских прав в кино- и видеопрокате» [Титов, 1993]. Проявив себя на руководящем посту в Федерации киноклубов России, медиакритик и киновед В.Ю. Шмыров стал (с 1999 года) главным редактором журнала «Кинопроцесс» (получившего премию «Золотой овен» в 2000 году).

Все эти годы Вячеслав Юрьевич по-прежнему много писал о кино. Его работы, опубликованные в журналах «Искусство кино», «Сеанс», «Экран», «Киносценарии», «Театр», «Огонек», в газетах «Культура», «Литературная газета», обращены как к широкой аудитории, так и профессионалам.

В своих публикациях, интервью, книгах, творческих встречах, В.Ю. Шмыров рассказывает о творчестве актеров и режиссеров, знакомит широкую аудиторию, всех, кому интересен мир кино, с историческими проблемами отечественного киноискусства.

Так, в одной из своих статей В.Ю. Шмыров обратил внимание читателей на особенности представления в советском кино характеров главных героев таких, казалось бы, разных фильмов: «Золотой теленок» (по одноименному произведению И. Ильфа и Е. Петрова, режиссер М. Швейцер и «Начальник Чукотки» (режиссер В.Мельников): «Авантюризм профессиональный у Остапа Бендера и авантюризм природный у "начальника свободной Чукотки" Бычкова противоположны "по своим целям и задачам". Но в этом авантюризме, таком бесшабашном и таком гротесковом, теплится на удивление не выказанная ностальгия по иным мирам и иному существованию. Только у одного - в эйфории романтического индивидуализма, а второго - романтического коллективизма» [Шмыров, 1993].

Нужно сказать, что отражение характеров и судеб актеров и их ролей в фильмах - одна из центральных проблем в творчестве В.Ю. Шмырова. К примеру, героиня фильмов 1930-х годов - веселая и шустрая пионерка Леночка из картин А. Кудрявцевой и К. Минца «Разбудите Леночку (1934) и «Леночка и виноград» (1936), где заглавную роль сыграла великолепная актриса Янина Жеймо, стала одним из самых ярких образов: сначала немого, а потом - и звукового кино для детей. В.Ю. Шмыров пишет: «Совершенно невероятное в советских условиях появление эксцентрической маски Жеймо, типологически вполне сопоставимой с масками Чаплина и Ллойда, братьев Маркс и Китона, имеет свое объяснение: в то время, как вовсю разворачивалась борьба за "большое советское киноискусство", резервуаром здоровой и естественной кинематографичности оставалось идеологически (пока) не охваченное детское кино. К

тому же немое, то есть рассчитанное для показа сельскими киноустановками. Тут-то и шалила "формалистическая" школьница Леночка» [Шмыров, 1993].

Продюсерская деятельность В.Ю. Шмырова в 1990-х была связана с осуществлением крупных культурных проектов. Один их них был посвящен юбилею кинематографического искусства. Этим проектом стал киноальманах, где вместе с В.Шмыровым в роли продюсеров выступали Ю. Мороз и М. Трубина. Альманах представлял собой «парафраз на первые люмьеровские фильмы («Кормление ребенка», «Политый поливальщик», «Прибытие поезда» и др.) и состоял из четырех новелл, который сняли молодые режиссёры А. Хван, Д. Месхиев, А. Балабанов и В. Хотиненко. В 1995 году альманах «Прибытие поезда» получил Приз кинопрессы в номинации «Лучший фильм года».

Важная роль в исследованиях В.Ю. Шмырова отводится историческим аспектам кинематографической аудиовизуальной культуры, тем фильмам, которые были когда-то положены на полку, вовсе запрещены к показу в советский период, или попросту прошли по экранам почти незамеченными публикой и были забыты.

О таких раритетах В.Ю. Шмыров пишет статьи, рассказывает на встречах с кинозрителями и в интервью. К примеру, один из материалов кинокритика посвящен «Самостоятельной жизни» (1992) В. Каневского, удостоенной приза «Золотая камера» Каннского фестиваля [Шмыров, 1993]. Этот фильм стал продолжением автобиографической кинокартины «Замри-умри—воскресни» (1989), также малознакомый широкой зрительской аудитории. Как пишет В.Ю. Шмыров, фильм «Самостоятельная жизнь» был показан «единственный раз в России два года назад (и то на территории французского посольства), так и не стал объектом вожделений киноманов, и сегодня почти никем не вспоминается» [Шмыров, 1993]. В этом фильме, утратившем «лирическую неопределенность», в отличие от предыдущего фильма В.Каневского, «разрыв между материалом и образностью, натурализмом и эпическим началом уже настолько увеличился, что на грани распада оказался сам сюжет, формально продолжающий историю героя-подростка из первого фильма, но внутренне, как оказалось, совершенно необязательный. Фильм три или четыре раза пытается прийти к своему завершению, но все нагнетает экзотические подробности из полулагерного-полупровинциального сибирского быта» [Шмыров, 1993].

О фильмах, которые не могли долгое время увидеть многие российские зрители, повествует книга В. Шмырова и Е. Марголита «Изъятое кино», увидевшая свет в 1995. Она повествует обо всех кинолентах, снятых в период с 1924 по 1953 год, которые по тем или иным причинам были удалены из массового проката и/или запрещены. Кстати, за эту книгу ее авторы были награждены в 1995 году призом кинопрессы «Лучшему киноведу года».

Важный аспект творчества В.Ю. Шмырова - портреты отечественных режиссеров - знаменитых и начинающих. Сюда можно отнести статьи, написанные кинокритиком для журнала «Сеанс» (рубрика «Режиссер. Фильм. Критик»). Наш интерес привлекли и дискуссионные вопросы, которые поднимались в данной рубрике. Например, в ходе обсуждения творчества режиссера Алексея Балабанова, снявшего целый ряд резонансных фильмов [«Брат» (1998), «Брат-2» (2000), «Жмурки» (2005) и др.].

Характеризуя творчество А. Балабанова, В. Шмыров отмечает ключевую роль фильма «Брат» в творчестве режиссера. Он считает, что

«после «Брата» выяснилось, что почему-то именно Балабанов - человек, вышедший из недр академического образования, знающий два языка и прекрасно разбирающийся в материальной среде начала века - именно он сумел сделать фильм, который не только интересен так называемой кинематографической общественности, но стал культовым у молодежи» [Шмыров, 1999]. Вместе с тем, не менее широко известный фильм А. Балабанова «Жмурки» оценивается кинокритиком иначе: «Жмурки» - передышка большого мастера. Вроде бы в них угадываются монтажные ходы «Брата», контрастные монтажные стыки, аранжированные современной музыкой. Но это картина безгеройная, что для Балабанова не вполне нормально. Наверное, это здорово и смешно, когда собирается созвездие самых известных, самых талантливых и самых интересных актеров, и всем им раздаются роли либо убийц, либо убитых. Но, к сожалению, конкретно в «Жмурках» дальше капустника дело не идет - история элементарно теряется на фоне актерских бенефисов» [Шмыров, 2006].

В числе самых известных режиссёров, с творчеством которых связана деятельность В.Ю. Шмырова, - легендарный постановщик культового сериала «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова. Вячеслава Шмырова и Татьяну Лиознову связывала многолетняя дружба. После ее кончины В.Ю. Шмыров стал организатором вечеров памяти режиссера, делился очень теплыми воспоминаниями о ней. Так, в одном из интервью он отмечал: «Лиознова - человек, очень жесткий в работе. Актрис и актеров среди ее близких друзей никогда не было. У нее была истинно режиссерская стать, и она понимала, что она - художник, а актеры для нее - краски» [Цит. по: Нечаев, 2011].

Трудно переоценить значение творчества В.Ю. Шмырова как историка и знатока отечественного кино. В своих статьях, интервью, на творческих встречах, заседаниях круглых столов, он задается целым рядом значимых вопросов, которые касаются исторических тенденций и проблем современного российского кинематографа.

Приведем небольшой пример такого подхода, который, на наш взгляд, заслуживают обсуждения не только в профессиональной среде медиакритиков, но и на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории: «Почему в 1960-е нам хватило 2-3-х шагов, чтобы стать лидерами кинематографического процесса, а теперь нам не хватает и двадцати лет, чтобы опять

стать членами этого киносообщества? Может быть, дело не только в нас, но и в том, что само сообщество стало совершенно другим... Мы подтягиваемся к мировому кинопроцессу, снимая «Ночной дозор» или «9 роту». Идем по пути паллиативов, что мне кажется самым обидным, тревожным и заслуживающим серьезного разговора. Что происходит с нашим кино? Почему опыт одной свободы оказался продуктивным, а опыт другой - нерациональным?» [Цит. по: Чернышова, 2006].

Как нам представляется, мнения и вопросы профессионального медиакритика и знатока кинематографического искусства могут быть очень полезны нынешним студентам при анализе аудиовизуальных медиатекстов, выполнении творческих проектов. Эти материалы позволяют научиться образным языком описывать мир кино, находить, выделять и распознавать символы и знаки медиатекста, которые, может быть, с первого взгляда трудноразличимы для непрофессиональной аудитории.

Вопросы отечественного кинопроката - еще одна тема, представленная в творчестве В.Ю. Шмырова. Участвуя в многочисленных дискуссиях, разворачивающихся на страницах журналов, в телепрограммах, на творческих встречах деятелей кинематографа, Вячеслав Шмыров, высказывает мнение о фильмах отечественного кинопроката, дает очень четкие оценки отечественным фильмам, процессу развития кино. Например, В.Ю. Шмыров считает, «что про русский блокбастер говорить еще рано. Пока есть всего лишь несколько худо-бедно спланированных проектов. Те, что связаны с Первым каналом, пожалуй, наиболее продуманны. Но все результаты достаточно случайны. Никакой художественной феноменальности в них нет. Резонанс же связан именно с тем, что наше телевидение, осознав, что рекламное время приносит не меньше денег, чем сбор от проката, активно занялось кинопрокатом» [Шмыров, 2005].

В разные годы В.Ю. Шмыров был членом жюри целого ряда кинофестивалей: МКФ в Коттбусе (Германия), «Кинотавр» (Сочи), стран СНГ и Балтии «Киношок» (Анапа), «Окно в Европу» (Выборг) и др. В начале 2000-х годов Вячеслав Юрьевич начинает активную работу в качестве художественного руководителя и генерального продюсера нескольких фестивалей отечественного кино. А с 2003 года становится худруком и продюсером фестиваля отечественного кино «Московская премьера» (президент - народный артист СССР А.В. Баталов). В 2009 году за реализацию этого проекта Виталий Юрьевич был награжден премией Москвы. С 2005 года Вячеслав Шмыров становится продюсером еще одного фестиваля отечественного кино - «Премьера Подмосковья» (президент -народный артист РФ Д.В. Харатьян).

В 2006 году активная киноведческая и общественная деятельность В.Ю. Шмырова была отмечена почетным призом Фестиваля архивного кино «Белые столбы»: «За личный вклад в отечественную киножурналистику».

О масштабности такого культурного мероприятия как, к примеру, фестиваль «Московская премьера», могут свидетельствовать следующие

цифры. За 12 лет существования фестиваля, где в качестве фестивальных площадок представлены такие солидные кинотеатры и киноцентры как Дом кино, «Художественный», «Космос», киноклубы «Эльдар», «Фитиль» и др., «состоялось около 900 премьерных показов фильмов разных форматов, прошло свыше 600 благотворительных сеансов, на которых побывало около 350 тысяч зрителей» [Шмыров, 2012].

В одном из интервью В.Ю. Шмыров, рассказывая уже о 10-м фестивале «Московская премьера», отметил, что время проведения фестиваля (конец августа - начало сентября) выбрано организаторами неслучайно: начинаясь в День российского кино, фестиваль длится до празднования дня Москвы. В этот период, как считает В.Ю. Шмыров, организаторы стараются «пока зрители не вовлеклись в какие-то большие рекламные процессы, показать им те фильмы, которые, на наш взгляд, сегодня недооцениваются прокатом и, скорее всего, - сейчас я говорю про наш 10-летний опыт - не будут прокатом достаточно оценены. А нам кажется, что для людей с хорошим вкусом, образованных, с хорошим кругозором эти фильмы следовало бы посмотреть» [Шмыров, 2012].

«Московская премьера» в рамках многочисленных программ ежегодно демонстрирует игровые, анимационные, документальные кинокартины для самых разных категорий зрительской аудитории. Отбором фильмов занимаются профессиональные киножурналисты. Так, к примеру, участвуя в программе «Великолепная семерка», зрители имеют возможность увидеть так называемые «фильмы для всех», а программа «Арт-линия» адресована уже более искушенному зрителю, способному оценить «неформатные фильмы» (куда относятся анимационные, арт-хаусные фильмы разной протяженности, в том числе - и студенческие работы молодых начинающих режиссеров), которые не встретишь в репертуаре обычного кинотеатра. Побывав на фестивале отечественного кино, почитатели киноискусства имеют возможность увидеть не только самые яркие и заметные кинопремьеры, но и довольно старые, давно сошедшие с экранов отечественные кинофильмы.

Кроме того, что нам кажется очень важным, в рамках «Московской премьеры» существует специальный проект для детской аудитории «Наше новое детское кино», где, как отмечает В.Ю.Шмыров, «есть анимация, короткий метр и игровые фильмы» [Шмыров, 2012]. А что касается фильмов для детей, то эта тема хорошо знакома Вячеславу Юрьевичу, который несколько лет занимал пост главного редактора и зам.директора по творческим вопросам и связям с общественностью Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, работал директором Российского агентства «Информкино».

В настоящее время фильмов для детей в нашей стране снимается не так много, и такой формат, как фестиваль, позволяет юной аудитории не только

познакомиться с интересными произведениями кинематографического искусства, но и получить представление о социальных, психологических, эстетических аспектах экранной культуры. К тому же, как считает В.Ю. Шмыров, отечественный прокат «совершенно не похож на те модели, которые есть в Европе или в Америке. У нас, в основном, сегодня прокат подростковый. Именно подростковые вкусы начинают определять вкусы и владельцев кинозалов, и прокатчиков. ... Кино было и остается самым недорогим, интересным времяпрепровождением. Для молодежи это способ знакомств» [Шмыров, 2012]. В этом смысле кинофестиваль может рассматриваться не только как способ молодого поколения занять свободное время, но и стать важным медиаобразовательным средством, способствующим развитию творческого воображения, расширения кругозора, обучению умениям юной киноаудитории анализировать аудиовизуальные медиатексты разных видов и жанров.

Развитие хорошего кинематографического вкуса юной аудитории, умение распознавать не только фабульную нить, но и контекст кинопроизведения всегда были и остаются неизменно актуальными задачами кино/медиаобразования. Эти задачи в разные годы решали кинофакультативы в школах, киноклубы, кинокружки, кино-, а затем видео/медиацентры.

Что является ключевым звеном этого развития: семейное воспитание, уровень внутренней культуры или медиаобразовательные занятия? Скорее всего - все эти (и многие другие) факторы, так или иначе влияют на то, какие фильмы предпочитает человек, какие телепрограммы он смотрит по телевизору, какие сайты выбирает в интернете, какие DVD-диски и файлы хранит в домашней коллекции.

И здесь очень верным нам кажется представление о том, что воспитание кино/медиакомпетентности молодого поколения выступает одной из важных проблем не только медиаобразования, но и медиакритики. Так, по мнению В.Ю. Шмырова, современная «молодежь очень отзывчива, когда читает слова «академия», «киношкола». Сколько людей стоит за этими вывесками обычных кружков имени Ивана Ивановича, которые не могут научить, но зато умеют себя хорошо подать, преподать .»[Шмыров, 2012].

И в этой связи важную задачу развития медиакомпетентности аудитории может сыграть создание медиацентров и музеев кино, проведение фестивалей и кинопоказов. В качестве примера В.Ю. Шмыровым приводится деятельность московского музея кино, который функционировал при киноцентре на Красной Пресне, «всегда имел забитые залы, всегда имел молодежь, которая очень интересовалась развитием кинематографической мысли и тех или иных художественных тенденций» [Шмыров, 2012]. Хочется отметить и то, что Вячеслав Юрьевич внес свой вклад и в развитие современной кино/медиатеки - как

инициатор и научный руководитель создания Библиотеки киноискусства имени С. М. Эйзенштейна в Москве, где в течение многих лет проходили не только показы фильмов, но и встречи с мастерами экрана.

Также для медиаобразовательного процесса представляют интерес мастер-классы, творческие встречи, лекции В.Ю. Шмырова на

ретроспективных кинопоказах, премьерах экспериментальных и студенческих фильмов молодых российских режиссеров.

Сегодня, когда все стали потребителями различного рода услуг, в том числе - услуг информационных и социокультурных, значительная часть молодежи перешла в разряд «пропущенного поколения», о котором В.Ю. Шмыров в одном из интервью говорит так: «поколение, которое воспитывалось на видеокассетах. Я не говорю о том, ах, какое было плохое американское кино. Оно тоже было разное. И сейчас оно очень разное, и очень много хорошего в американском кино. Но они смотрели не на большом экране, они смотрели фильмы, которые уже искорежены тем, что есть какая-то плохая пленка с плохим качеством. У них ушло это чувство киноманства. Они стали с фильма считывать информацию и только. О чем этот фильм? Слово «о чем» еще предполагает некий художественный мир, некую картинку, некое изображение, атмосферу, в которую погружает режиссер. Это ушло. Потому что, если бы это присутствовало, был бы интерес к более широкому киноконтексту. Это первое положение. Второе положение - у нас сегодня в государстве слишком много сферы культуры выставлено на рыночное взаимодействие. Нельзя ребенка в шесть лет спрашивать, идти ли ему в музыкальную школу или пойти гулять с друзьями. Наверное, все-таки для чего-то существуют и семейный уклад, и семейные традиции» [Шмыров, 2012].

Очевидно, что вопросы развития медиакомпетентности подрастающего поколения невозможно решить отдельными уроками эстетического воспитания, занятиями киноклуба или проведением бесед с родителями. И в этой связи представляется справедливым мнение А.В.Федорова и А.А.Левицкой о том, что в настоящее время необходимой задачей медиаобразования выступает расширение участия «академических кругов, ученых, специалистов в различных областях (педагогов, социологов, психологов, культурологов, журналистов и др.), учреждений культуры и образования, общественных организаций и фондов с целью развития медиаграмотности / медиакомпетентности граждан, в создании организационных структур, способных выполнять весь спектр задач медиаобразования в сотрудничестве с медиакритиками» [Федоров, Левицкая, 2015, с. 29].

Литература

Вячеслав Шмыров, генеральный продюсер Московского фестиваля отечественного кино // Международная жизнь. 2012, 22.08. https://interaffairs.ru/news/show/8702

Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. унта, 2003. 284 с.

Марголит Е. Вячеслав Шмыров // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. III. СПб.: Сеанс, 2001.

Марголит Е.Я., Шмыров В.Ю. Изъятое кино. 1924 - 1953. М.: Госфильмофонд России, ВНИИК, Киноцентр, Дубль-Д, 1995.

Нечаев А. Вячеслав Шмыров, друг Татьяны Лиозновой: «Она пасовала только перед Дорониной» // Комсомольская правда. 2011. 08.10. http://www.rostov.kp.ru/daily/25767/2751911/ Титов А. Московские организаторы стремились к "гамбургскому счету" // Коммерсант. 1993 № 203. http://www.kommersant.ru/doc/62735.

Федоров А.В., Левицкая А.А. Синтез медиаграмотности и медиакритики в современном мире: результаты международного экспертного опроса // Медиаобразование. 2015. № 3. С. 9-31. Филиппова Т. «Дни Балабанова»: осмыслить кинематограф 90-х // Екатеринбург: Ельцин центр, http://yeltsin.ru/event/dni-balabanova-osmyslit-kinematograf-90h/.

Чернышова М. «...Эхо "оттепели" огромно...». Стенограмма Круглого стола // Киноведческие записки. 2007. № 77. http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/1019

Шмыров В.Ю. Жизнь с Мавзолеем // Сеанс. 1993. № 8. http://2011.russiancinema.ru/index.php?q string=шмыров.

Шмыров В.Ю. Переведи меня через майдан... Жмурки // Сеанс, 2006. № 27/28. http://seance.ru/n/27-28/perekrestok-2/balabanov/jmurki/#79.

Шмыров В.Ю. Портрет. Алексей Балабанов // Сеанс. 1999. № 17/18. http://seance.ru/n/17-18/portret-4/2505/#79.

Шмыров В.Ю. Что такое русский блокбастер? // Сеанс, 2005. № 23/24. http://seance.ru/n/23-24/filmyi-proekt-russkiy-blokbaster/seansu-otvechayut-8/#79.

References

Chernyshova, M. "Echo ..." thaw "is huge ...". Roundtable transcript // Kinovedcheskie note. 2007. № 77. http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/1019.

Fedorov, A., Levitskyа, А. Synthesis of media literacy and media criticism in the modern world: international expert survey // Media Education, 2015. № 3. Рр. 9-31.

Filippova, T. "Days Balabanov": to understand the cinema 90 // Yekaterinburg: Yeltsin Center, http://yeltsin.ru/event/dni-balabanova-osmyslit-kinematograf-90h/.

Korochensky, A. Media criticism in the theory and practice of journalism. Rostov, 2003. 284 p. Margolit, E. Vyacheslav Shmyrov // Recent history of national cinema. 1986-2000. Movies and context. Vol. III. St.Petersburg: Séance, 2001.

Margolit, E., Shmyrov, V. Seized cinema. 1924 - 1953. Moscow, 1995.

Nechayev, A. Vyacheslav Shmyrov, friend of Tatiana Lioznova: "She gave in only to Doronina" //

Komsomolskaya Pravda, 2011, 08.10. http://www.rostov.kp.ru/daily/25767/2751911/

Shmyrov, V. Living with Mausoleum // Séance. 1993. № 8.

http://2011.russiancinema.ru/index.php?q_string=шмыров

Shmyrov, V. Portrait. Aleksei Balabanov // Séance. 999. № 17/18. http://seance.ru/n/17-18/portret-4/2505/#79.

Shmyrov, V. Translate me through ... maidan. Zhmurki // Séance. 2006. № 27/28. http://seance.ru/n/27-28/perekrestok-2/balabanov/jmurki/#79.

Shmyrov, V. What is the Russian blockbuster? // Séance. 2005. № 23/24. http://seance.ru/n/23-24/filmyi-proekt-russkiy-blokbaster/seansu-otvechayut-8/#79

Titov, А. Moscow organizers aimed to "Hamburg score" // Kommersant. 1993. № 203. http://www.kommersant.ru/doc/62735

Vyacheslav Shmyrov, general producer of the Moscow festival of Russian cinema // International Affairs. 2012, 22.08. https://interaffairs.ru/news/show/8702.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.