Научная статья на тему 'Сравнительный анализ российских сайтов по медиакритике'

Сравнительный анализ российских сайтов по медиакритике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1829
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЙТЫ / ИНТЕРНЕТ / МЕДИАКРИТИКА / РОССИЯ / АУДИТОРИЯ / ЖАНРЫ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / WEBSITES / INTERNET / MEDIA CRITICISM / RUSSIA / AUDIENCE / GENRES / MEDIA EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мурюкина Елена Валентиновна

В данной статье осуществлен анализ российских сайтов по медиакритике. Изучение интернет-ресурсов в определенной репрезентационной выборке позволяет сделать вывод, что большинство из них рассчитаны на массовую аудиторию. Отмечается разнообразие используемых жанров медиакритических публикаций. На территории Российской Федерации медиакритика в интернет-пространстве развивается по всем, выделенным А. П. Короченским, видам: массовая, академическая и корпоративная (профессиональная).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of media criticism webs in Russia

The article deals with Russian sites on the media critic. It shows that most of Internet resources are designed for a mass audience. There is a multitude of genres mediocrities publications. On the territory of the Russian Federation the media critic in the Internet space develops all types distinguished by A.P. Korochensky: popular, academic and corporate (professional).

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ российских сайтов по медиакритике»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (10). Сентябрь 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73 М915

Е. В. Мурюкина Таганрог, Россия

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ САЙТОВ ПО МЕДИАКРИТИКЕ *

В данной статье осуществлен анализ российских сайтов по ме диакритике. Изучение интернет-ресурсов в определенной репрезентационной выборке позволяет сделать вывод, что большинство из них рассчитаны на массовую аудиторию. Отмечается разнообразие используемых жанров медиакритических публикаций. На территории Российской Федерации медиакритика в интернет-пространстве развивается по всем, выделенным А. П. Короченским, видам: массовая, академическая и корпоративная (профессиональная).

Ключевые слова: сайты, Интернет, медиакритика, Россия, аудитория, жанры, медиаобразование.

* исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект №14-18-00014) в Таганрогском институте управления и экономики. Тема проекта: «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов».

Dr. Elena Muryukina Taganrog, Russia

COMPARATIVE ANALYSIS OF MEDIA CRITICISM WEBS IN RUSSIA

The article deals with Russian sites on the media critic. It shows that most of Internet resources are designed for a mass audience. There is a multitude of genres mediocrities publications. On the territory of the Russian Federation the media critic in

© Мурюкина E. В., 2016

the Internet space develops all types distinguished by A.P. Korochensky: popular, academic and corporate (professional).

Keywords: websites, internet, media criticism, Russia, audience, genres, media education.

Современное развитие CMK способствовало возникновению такого нового для журналистики направления как медийная критика. В последнее время она активно развивается и находит отражение как на телевидении, так и в прессе, интернет-пространстве и т. д. Поэтому в рамках данной статьи нам представляется целесообразным провести анализ основных сайтов по медиакритике в России.

В качестве репрезентационной выборки мы выделили следующие российские сайты: «Мегакритик», «Me диакритик», «Кинокритик», «Медиакритика» (персональный сайт Р. Баканова), «Синематека», «Кинопоиск», «Фильм.ру», «Кино-театр», «Критиканство», «Афиша.ру», «Фильм про», «Союз кинематографистов России», «Киносоюз», «Кинопресса», «Киноэксперт», «Рускино», «Артхаус», «Kinote», «Киномания», «Киноньюс», «КГ-портал», «Кинокадр.ру» и «Фильмз.ру».

Представим краткую характеристику каждого из медиакритических сайтов в соответствии с определенными нами параметрами:

1) основная цель сайта;

2) разделы сайта, говорящие о разнообразии предлагаемой пользователям сайта тематики;

3) тип аудитории (массовая, академическая, корпоративная (профессиональная), на которую направлены медиатексты;

4) жанровое разнообразие медиатекстов (кинообозрение, телеобозрение, рецензия, творческий портрет, интервью, репортаж, очерк, фельетон и пр.), размещенных на сайте;

5) наличие/отсутствие конкретных медиаобразовательных задач в медиа-текстах, размещенных на сайте.

В ходе проведенного анализа мы дали следующую краткую характеристику российских сайтов по медиакритике:

«Мегакритик» [16]

1. Основная цель сайта, в соответствии с концепцией авторов, заключается в том, чтобы ориентировать зрительскую аудиторию в современном кинопрокате И телевизионном пространстве. «Вы не пропустите лучшие новинки кино 2015, поскольку мы составляем список фильмов вместе с рейтингами отзывов и рецензий. Вы легко сможете узнать про недавно вышедшие в российский кинопрокат основные новинки кино, а также ожидаемые вскоре к показу картины» [16].

2. Разделы сайта: мегакритик, новые фильмы, лучшие фильмы, рейтинг фильмов, скоро, сериалы, киноафиша, 18+.

3. Безусловно, сайт рассчитан на массовую аудиторию. На ее привлечение «работает» и слоган сайта, который звучит следующим образом: «Мы работаем с критикой». На сайте для кинематографических и телевизионных новинок существует рейтинг, складывающийся из 2-х составляющих: рецензий критиков и отзывов зрителей. По характеру написания рецензий видно, что большинство рецензий написано не профессиональными кинокритиками, а людьми увлекающимися кинематографом. Их цель - рекомендовать/не рекомендовать тот или иной фильм или сериал к просмотру зрителями. В доказательство своего утверждения приведем отрывки из рецензии Р. Слагаевой (сохранена авторская редакция):

«Не могу сказать, что сюжет фильма отличается какой-то глубиной или имеет двойное дно. Но не думаю, что чего-то такого ждали от картины, решающие роли в которой отданы трём миньонам. Тут ведь априори рулит ми-ми-мишность миньонов, а остальное — антураж. Если вы обожаете, скажем, Брюса Уиллиса, вы, вполне вероятно, готовы посмотреть почти любую киномуть, если в ней вдруг снялся Брюс Уиллис. А много ли тех, кто не любит миньонов? Тем более, что из их бенефиса вышла вовсе не муть, а вполне себе весёлый и нескучный мульт для семейного просмотра... Если не хочется задумываться, то можно просто расслабиться и посмеяться над приключениями жёлтых головастиков, которых даже средневековой пыточной камерой не испугать — они и там найдут способ повеселиться и подурачиться. Эти противоречивые существа — добрые, несмотря на любовь к злодеям, сообразительные, несмотря на отсутствие интеллекта, и такие стильные, не-

смотря на, казалось бы, нелепый внешний вид... А какие у них попки!:) В общем, есть на что посмотреть!» [25]. В итоге, Р. Слагаева выставила мультфильму высокую оценку 4,5 балла из 5.

Отметим, что зачастую оценка критиков и зрителей расходится, например, этот же мультфильм зрители оценивают намного ниже (примерно 2 балла из 5). Приведем пример отзывов зрителей, которые пошли на просмотр вместе со своими детьми (в тексте сохранена авторская редакция):

«Ужас, если вам родители дороги ваши дети, а точнее их психика, не ведитесь на рекламы. В Польше премьера состоялась, наш малыш ооооочень ждал премьеры. Мы и часть других родителей вывели детей из кинотеатра. Виселицы, убийства, грабеж банка как сделать взрывчатку - все показано наглядно. Как можно показать детям, например, взять веревку, сделать петельку, накинуть на шею, потянуть и уже висит с вывалившимся языком. Почему показан возраст 6+, какая цель преследуется?» [18];

«Только из кинотеатра. Жалко, конечно, что основную часть убойных моментов показали в трейлере, и я после их просмотра в самом начале сник и приготовился к худшему. Но потом сюжет раскочегарился, и было достаточно интересно. Все шутки выдержанны в стиле миньонов и на их тарабарском языке, а снято достаточно забавно, интересно и без особых пошлостей. В тоже время полный зал «скорбно» и напряженно созерцал сие творение. Пару раз за просмотр кто-то из взрослых хмыкнул на шутки про королеву, а дети хихикнули, когда миньон стрингами светил. Видимо у нашей семьи какое-то свое особое чувство юмора, так как мы одни смеялись весь мульт над приключениями чудаковатых созданий (похожими на желтые пилюльки) так, что скулы заболели. P.S. Думал, что после просмотра, полиция нас проверит на наличие веселящих веществ в крови» [18].

4. Жанровое разнообразие текстов, представленных на сайте, ограничивается кинообозрением, телеобозрением и рецензиями.

5. Мы не выявили конкретных медиаобразовательных задач в медиатекстах, размещенных на сайте.

«Медиакритик» [17]

1. Основная цель сайта заключается в составлении обзоров фильмов, книг и музыкальных релизов.

2. Разделы сайта: музыка, книги, кино. Отметим, что если музыкальное обозрение включает в себя новинки текущего 2015 года, то новинки киноиндустрии заканчиваются на 2013 г.

3. Тип аудитории, на которую направлены медиатексты - массовая. Вот выдержки из рецензиина фильм П. Джексона «Хоббит: Пустошь Смауга» (2013) (сохранена авторская редакция):

«Вы знаете, что я слышал, когда выходил из кинозала после просмотра «Хоббит: Пустошь Смауга»? Спектр фраз от «Полная фигня» до «Пустая трата времени». И это для фильма с таким высоким общим рейтингом. Я и сам, честно говоря, был не в восторге, фильм в 3D формате оказался темным и размазанным, а изображение с последнего ряда выглядело меньшим, чем на домашней плазме. Но что касается непосредственно фильма замечаний немного.

Во-первых, гномы. После второй части я окончательно убедился, что внешний вид некоторых гномов, совсем не соответствует классическому представлению... Во-вторых, чисто голливудский подход, когда сам сюжет уходит на задний план, затмеваемый спецэффектами, драками и погонями...

Такое ощущение, что фильм Джексона потихоньку скатился к непрерывному экшну, где все остальное уже не имеет особой ценности» [22].

Мы отметили слабую активность пользователей сайта, практически полное отсутствие комментариев и отзывов на фильмы.

4. Используемые на сайте жанры: кинообозрение, книжное обозрение и музыкальное обозрение.

5. Мы можем утверждать, что данный сайт не содержит медиаобразователь-ных задач в представленных медиатекстах.

«Кинокритик» [6]

1. Основная цель сайта - информационная, поскольку на нем представлена основная информация по новинкам в области кинематографа.

2. Разделы сайта: главная, фильмы, медиа, рецензии, новости, рейтинги, киноафиша. Исходя из разделов, можно было бы говорить о просветительской, медиаобразовательной, медиакритической деятельности, но, к сожалению, ни одна из заявленных авторами ссылок, например, в разделе «Киноафиша» (люди в кино от А до Я; интервью; биографии; как создается кино; история кино 80-х;

классики мирового кино; фильмы категории «В») не работает. Аналогичная ситуация и с другими разделами. Поэтому можно констатировать, что сайт выполняет только информационные и коммерческие функции.

3. Медиатексты, размещаемые на сайте, ориентированы на массовую аудиторию. В качестве примера приведем отрывок из рецензии А. Казанцева на фильм «Переправа» (2014): «Предыдущий опыт Джона Ву по превращению киноэпопеи в дилогию, «Битва у Красной Скалы», собрал как ворох наград, так и неплохую кассу, но там, по крайней мере, действие шло более-менее однородно. В «Переправе» же первая часть к названию вроде как и отношения-то не имеет вовсе, и если её с чем и сравнивать, так с «Унесенными ветром» или «Адмиралом»: история любви на фоне гражданской войны...

Размах съемок как батальных, так и пейзажных, вполне соответствует показу на большом экране... Ну, а если перипетии малоизвестного современным россиянам конфликта вас не особо интересуют, как и созерцание вальса босиком и застольных ухаживаний, то, уверен, краткое предисловие в начале второй части сможет достаточно чётко пояснить, кому и по какой причине следует сопереживать в битве со стихией» [3].

Как мы видим, рецензия носит описательно-рекомендательный характер, выражает точку зрения автора, которая слабо аргументирована. Такая статья, по мнению авторов сайта, должна помочь пользователям сориентироваться в мире киноновинок, но, скорее всего, не способствует развитию их медиаобразова-тельных способностей в области кинематографа. Нами отмечается слабая активность аудитории на сайте.

4. Разнообразие жанров: кинообозрение, рецензии.

5. Мы фиксируем отсутствие конкретных медиаобразовательных задач в медиатекстах, размещенных на сайте.

«Синематека» [24]

1. На сегодняшний день неактивный сайт. Но в период своего функционирования на нем было опубликовано 264 редакционные рецензии, 959 рецензий - участников форума, на которые были даны 7170 ответов. Таким образом, мы можем говорить о высокой (в прошлом) активности пользователей. Основная цель сайта - информация и ориентиры в современном кинематографе с опорой

на историю и теорию развития кинематографа. На сегодняшний день сайт устарел и не обновлялся в течение нескольких лет.

2. Разделы сайта: главная, интервью, рецензии, обзоры, афиша, форум, каталог.

3. Сайт определяет свою основную аудиторию как массового зрителя современного кинематографа. Многие рецензии написаны кинокритиками, например, к фильму А. Звягинцева «Елена» пользователям представлена статья В. Матизена «Мать». Глубина поднимающихся в ней вопросов отсылает зрителя не столько к фабуле, сколько подготавливает к просмотру, обозначает проблемные ТОЧКИ кинопроизведения: «...картина имеет недостатки, являющиеся продолжением ее же достоинств - режиссер порой тратит слишком много пленки, дабы показать то, что уже понятно. Таков начальный кадр с веткой, на которую садится ворона, и последующее путешествие камеры по квартире, по которой с первого взгляда ясно, что перед нами жилище состоятельного человека. Но это вполне простительные погрешности, тем более, что дальше Звягинцев обнаруживает редкое умение без лишних слов и движений создавать на экране характеры персонажей...

Эпизод приезда матери в квартиру сына, раскрывающий эти обстоятельства - высший класс кинорежиссуры, хоть в антологию вноси. Конфликт разгорается, когда Владимир внезапно попадает в больницу с обширным инфарктом... Надежды матери и дальше помогать сыну, пристроить в институт старшего внука, чтобы его не забрали в армию, идут прахом. И смиренная жена восстает против супруга, который, по ее представлениям, попирает справедливость. Так в картине сталкиваются две непримиримые жизненные позиции - захребетничества и опоры на себя. Коллизия, как и в предыдущих картинах Звягинцева, весьма значимая и универсальная, но относить Елену к категории «социальных фильмов» не стоит, ибо в первую очередь это фильм о женщине, которая из любви к родным совершает страшное преступление против близкого человека, а во вторую - произведение настоящего искусства» [15].

4. Используемые в медиатекстах жанры: кинообозрение, рецензии, очерки.

5. Безусловно, в медиатекстах, размещенных на сайте, решались медиаобра-зовательные задачи, среди которых мы выделили следующие:

- воспитание хорошего эстетического восприятия, вкуса, понимания, оценки художественного качества медиатекстов;

- развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа;

- развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов;

- развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте;

- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.

Персональный сайт Романа Баканова [21]

1. Основная цель интернет-ресурса - образование аудитории в области ме-диакритики. Р. Баканов пишет: «Читайте, вдумывайтесь, изучайте медиакрити-ку» [21].

2. Разделы сайта: главная страница; кто я?; мои научные статьи; мои тезисы докладов; учебные материалы; электронная хрестоматия; полезные ссылки; все о медиакритике; мои фотоальбомы.

3. Статьи и материалы, размещенные на сайте, преимущественно относятся к академическому и корпоративному виду медиакритики. Поэтому мы можем говорить, что основные пользователи сайта Р. Баканова - представители научного и профессионального (журналистского) сообщества, хотя исследования могут быть интересны и широкому кругу пользователей.

4. Разнообразие жанров медиатекстов, размещенных на сайте: телеобозрение, рецензия, аналитическая статья и пр.

5. По словам автора - Р. Баканова, он позиционирует сайт как «образовательный ресурс. Здесь Вы всегда сможете найти не только мои книги, научные статьи и тезисы докладов, сделанных на различных научных конференциях по проблемам медийной критики, но и множество полезных ссылок по этому новому направлению в российской журналистике. Книги и журналы, как правило, выходят небольшим тиражом, и не всегда что-то можно оперативно найти. А здесь все выкладывается оперативно» [21].

Изучение и анализ интернет-ресурса позволяет нам выделить следующие медиаобразовательные задачи, на которые направлены медиатексты:

- воспитание хорошего эстетического восприятия, вкуса, понимания, оценки художественного качества медиатекстов;

- развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа;

- развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов;

- развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте;

- подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе;

- получение аудиторией знаний по истории медиа, по истории медиакультуры;

- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.

Кинопоиск [9]

1.0сновная цель интернет-ресурса - информационная поддержка киноиндустрии, направленная на широкую аудиторию, о чем свидетельствует его слоган - «Найди свое кино!».

2. На сайте «Кинопоиск» представлены различные разделы: афиша & ТВ, тексты, медиа, общение, рейтинги, DVD & Blu-Ray, играть, включающие подразделы, которые позволяют предоставить аудитории сайта максимально возможный объем интересующей ее информации. Анализируемый кинопортал отличает высокая степень оперативности в предоставлении материалов о мировом и отечественном кинематографе.

3. Безусловно, целевой аудиторией данного сайта выступает массовый зритель, которому с помощью ориентиров (рецензий, анонсов, новостных дайджестов, жанровой, видовой характеристики кино/телепроизведения) предоставляется информация для размышления. Отметим, что многие посетители сайта об-

ладают определенными знаниями теории, истории кинематографа, способны проводить сравнительный анализ фильмов/сериалов, высказывать аргументированную позицию.

4. На сайте зафиксировано жанровое разнообразие медиатекстов: рецензии и обзоры новинок кинопроката; справочная информация о фильмах и персоналиях российского и западного кинематографа; подробная информация о фильмах текущего репертуара в кинотеатрах (кадры, трейлеры, графики кинорелизов); итоги сборов кинопроката; интервью с представителями кинематографического сообщества; новости с фестивальных площадок; эксклюзивные репортажи и фоторепортажи со съемок; итоги международных кинофестивалей и т. д.

Необходимо отметить, что рецензии, выложенные на сайте, представлены двумя группами: 1 - кинокритики; 2 - пользователи.

Используются опросы (как форма взаимодействия с аудиторией) на различные темы, например, в опросе «Критерии при выборе фильма» участвовали 2464 человека; «Лучший год в истории кино» - 3124 человека; «Любимая анимационная студия» - 1927 человек; «Какие жанры вы бы хотели видеть в кино?» - 1905 человек и т. д. Такая форма взаимодействия помогает учредителям сайта создать «портрет» своих пользователей, узнать их предпочтения, интересы в области кинематографа, инициировать их активность.

Аудитория сайта может не только руководствоваться мнением профессионалов в области кинематографа, но и имеет возможность представить свою позицию.

Одна из удобных функций сайта - текущее расписание сеансов в разных городах и онлайн приобретение билетов.

5. Изучение разделов сайта, материалов, представленных на нем, позволяют нам выделить медиаобразовательные задачи, на которые направлена деятельность кинопортала:

- удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа;

- развитие коммуникативных способностей личности;

- развитие умений аудитории создавать и распространять собственные ме-диатексты;

- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.

«Фильм.ру» [28]

1.0сновная цель интернет-ресурса - информационная поддержка киноиндустрии а расчете на широкий круг аудитории, о чем свидетельствует его слоган - «Фильм.ру - все о кино!». Сайт позиционирует себя в качестве информационного спонсора и партнера российских проектов в мире кино. Сегодня сайт «Фильм.ру» заявляет себя как национальный кинопортал и ведущее российское специализированное интернет-издание о кино, история которого ведется с декабря 1999 года. В разделе «о себе» учредители подчеркивают, что «Фильм.ру сотрудничает с ведущими отечественными и зарубежными кинокомпаниями (дистрибьюторскими и производственными), сетями кинотеатров и другими позициями в киноиндустрии, пресс-службами кинофестивалей и государственными организациями. Деятельность кинопортала отмечена призом Национальной Интел Интернет-премии (2001) в номинации «Интернет и традиционная культура» и двумя дипломами Медиа Форума Московского международного кинофестиваля I Российского конкурса сетевых киноресурсов «Кино в Сети» (2001)» [28].

2. На «Фильм.ру» представлены различные разделы: афиша, новости, материалы, события, спецпроекты, общение, - включающие подразделы, которые позволяют предоставить аудитории сайта максимально возможный объем интересующей ее информации. Анализируемый кинопортал отличает высокая степень оперативности в размещении материалов о мировом и отечественном кинематографе.

3. Безусловно, целевой аудиторией данного сайта выступает массовый зритель, которому с помощью ориентиров (рецензий, анонсов, новостных дайджестов, жанровой, видовой характеристики кино/телепроизведения) предоставляется информация для размышления. Отметим, что многие посетители сайта обладают определенными знаниями теории, истории кинематографа, способными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проводить сравнительный анализ фильмов/сериалов, высказывать аргументированную позицию.

4. На сайте представлено жанровое разнообразие медиатекстов: рецензии и обзоры новинок кинопроката; справочная информация о фильмах и персоналиях российского и западного кинематографа; подробная информация о фильмах текущего репертуара в кинотеатрах (кадры, трейлеры, графики кинорелизов); итоги сборов кинопроката; интервью с представителями кинематографического сообщества; новости с фестивальных площадок; эксклюзивные репортажи и фоторепортажи со съемок; итоги международных кинофестивалей и т. д.

Необходимо отметить, что рецензии, выложенные на сайте, представлены двумя группами: 1) кинокритики; 2) пользователи. Кинорецензии критиков находятся, по всей видимости, в едином банке с сайтом «КиноПоиск» (по крайней мере, гиперссылки «переносят» читателей именно на этот сайт и наоборот).

Аудитория сайта может не только руководствоваться мнением профессионалов в области кинематографа, но и имеет возможность представить свою позицию. Приведем в пример выдержки из рецензии «Проблема второсортности российского кинематографа в публике, которая с таким восторгом принимает современные фильмы» (на фильм «СуперБобровы»):

«Стыдно было потратить на это свое время. Шла в кино, понимая, что нечего ждать, но все-таки потратила деньги на билет ради хорошего настроения. Да, современные русские комедии не отличаются качественным сценарием, и действительно «для деревни». Но, тем не менее, они чаще всего добрые, наивные. Но это... Герои фильма — подобия людей с русским менталитетом, этим, видимо, сценаристы хотели привлечь внимание отечественного зрителя, показать им жизнь в российской семье, как она есть...

Просто очередная, и, кстати, удачная попытка «срубить бабла» с неприхотливой русской публики. Да, кстати, в зале так бурно реагировали на «шутки», люди так смеялись... И я поняла, что проблема второсортности российского кинематографа не в его сегодняшних авторах. Проблема в народе, который с таким восторгом принимает эти фильмы и видит в их героях отражение "глубокойрусской души"» [32, 2016].

5. Изучение разделов сайта, материалов позволяет нам выделить медиаобразовательные задачи, на которые направлена деятельность кинопортала:

- удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа;

- развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов;

- развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте;

- развитие коммуникативных способностей личности;

- развитие умений аудитории создавать и распространять собственные ме-диатексты;

- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.

«Критиканство» [14]

1. Сайт«Критиканство.ру» - имеет своей целью информировать пользователей о новинках в киноиндустрии и компьютерных играх, инициировать на выражение собственного мнения о медиапродуктах. Его слоган - «Критикан-ство.ру - агрегатор рецензий». Так, на сайте представлена следующая информация: «Из 3643 критиков, собранных в базе сайта, 170 человек написали более ста рецензий каждый, а 4 из них - свыше тысячи. Всего в базе сайта 85 579 рецензий» [14].

2. Сайт «Критиканство.ру» представлен разделами: фильмы, игры, критика, блог.

3. Целевой аудиторией анализируемого сайта выступает массовый зритель. Интересна векторность выстраивания отношений авторов сайта с его пользователями. Их активность всячески поощряется, что находит отражение в возможности выбирать/обсуждать/голосовать за самого лучшего/худшего критика, самую лучшую/худшую рецензию, «самых отъявленных мудрецов» (среди критиков) по «количеству ляпов» [14].

4. Учитывая специфику сайта, мы отмечаем в качестве ведущего жанра медиатекстов - рецензии на фильмы и компьютерные игры.

5. Изучение разделов сайта, материалов, представленных на нем, позволяют выделить следующие медиаобразовательные задачи:

- удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа;

- развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа;

- развитие умений аудитории создавать и распространять собственные ме-диатексты.

Отметим, что данные задачи рассматриваются нами в контексте представленного на сайте материала, что влияет на их содержательный контент.

«Афиша.ру (кино)» [2]

1. Сайт «Афиша.ру» имеет своей целью информировать пользователей о новинках в кинотеатрах, анонсировать концерты, выставки, театральные постановки, рассказать о ресторанах и пр. города (по выбору пользователя). Основная цель - предоставить в популярной форме рекламно-информационные услуги пользователям по основным направлениям развлекательной и досуговой сферы. Об этом свидетельствует большое количество рекламируемых товаров и услуг.

2. Сайт «Афиша.ру (кино)» представлен разделами: полное расписание фильмов; кинотеатры; скоро в кино.

3. Целевой аудиторией анализируемого сайта, безусловно, выступает массовый потребитель.

4. На сайте не присутствует жанрового разнообразия, информация предоставляется в виде анонсирования или рекламы каких-либо развлекательных услуг. В разделе «кино» есть такая подрубрика как «новые рецензии», но тексты, представленные в ней, не отвечают требованиям этого жанра. По сути, это короткие отзывы зрителей, в которых представлены в основном их эмоции и чувства по поводу просмотренного фильма, без намека на анализ характеров, персонажей, актерской игры, авторской идеи и пр. Приведем в пример «рецензию» на фильм «Омерзительная восьмерка» (режиссер К. Тарантино) (сохранена авторская редакция): «Не готова причислить себя к большим поклонникам творчества Тарантино, но мне нравится, что его фильмы - это всегда что-то бесшабашное, ни на что не похожее. Заранее понимаешь, что будет жестокость, но будут и диалоги, которыми так знамениты его фильмы. «Восьмерка» - для меня в первую очередь оказался фильмом,

где каждый диалог - это очередная манипуляция с целью выжить. И именно психологическая сторона этого фильма заставляет смотреть, не отрываясь» [2].

5. В процессе изучения и анализа сайта мы не выявили ни одного текста, относящегося к медиакритике или медиаобразованию. Соответственно, мы фиксируем отсутствие медиаобразовательных задач.

«Фильм про» [27]

1.0сновная цель интернет-ресурса - информационно-просветительская, направленная на поддержку киноиндустрии и телевидения. Эта позиция находит отражение и в слогане «Фильм Про - сайт о кино и для кино».

2. На сайте «Фильм про» представлены различные разделы: новости, интервью, телевидение, проекты, прогнозы, питчинги, кинорынки, компании, содержащие подразделы. Такая наполненность сайта позволяет учредителям (ВГТРК) привлечь большее количество пользователей. «Фильм про» отличает высокая степень оперативности в предоставлении информации.

3. К целевой аудитории данного сайта мы отнесли, преимущественно, массовых зрителей, которым с помощью ориентиров (интервью, статей с элементами аналитики, рецензий, анонсов, новостных дайджестов, жанровой, видовой характеристики кино/телепроизведения) предоставляется информация для размышления. Качество материала предполагает определенные знания теории, истории кинематографа, способности к сравнительному анализу медиатекстов у аудитории.

С другой стороны, такие разделы как: «бизнес» и подразделы «проекты», «прогнозы», «питчинги», «компании» и пр. - позволяют говорить о стремлении авторов сайта привлечь в число пользователей профессионалов в области телевидения и кинематографа, поскольку данная информация носит специфический характер и, в первую очередь, интересна этой аудитории.

Хочется отметить, что, несмотря на разнообразную информацию, представленную на сайте, мы не встретили показателей высокой активности аудитории, в отличие, например, от кинопортала «Фильм.ру».

4. Сайту свойственно жанровое разнообразие медиатекстов: рецензии и обзоры новинок кинопроката; справочная информация о фильмах и персоналиях российского и западного кинематографа; подробная информация о фильмах текущего репертуара в кинотеатрах (кадры, трейлеры, графики кинорелизов); итоги сборов кинопроката; интервью с представителями кинематографического сообщества; новости с фестивальных площадок; эксклюзивные репортажи и фоторепортажи со съемок; итоги международных кинофестивалей и т. д. Также на сайте представлена подборка телевизионных выпусков передачи «Индустрия кино» (ведущий - И. Кудрявцев).

5. Изучение разделов сайта, материалов, размещенных на нем, позволили нам выделить следующие медиаобразовательные задачи:

- воспитание хорошего эстетического восприятия, вкуса, понимания, оценки художественного качества медиатекстов;

- развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа;

- развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте;

- получение аудиторией знаний по истории медиа, по истории медиакультуры;

- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.

«Союз кинематографистов России» [26]

1. Основная цель интернет-ресурса - информационная поддержка деятельности Союза кинематографистов Российской Федерации.

2. На сайте «Союз кинематографистов России» есть разделы: о союзе, органы управления, гильдии, региональные подразделения, афиша Дома кино, анонсы, аренда залов, контакты, газета «СК-Новости». Такая структура позволяет осветить практически все направления работы Союза кинематографистов России. Работу сайта отличает высокая степень оперативности в предоставлении информации.

3. К целевой аудитории данного сайта мы отнесли, преимущественно, членов Союза кинематографистов, представителей профессионального сообщества. Также часть аудитории - это люди, интересующиеся киноискусством в соответствии со своими потребностями; особенностями профессии - медиакри-тики, медиапедагоги и т. д. Качественные характеристики размещенных материалов предполагают достаточно высокий уровень знаний теории, истории кинематографа, способности к аналитике и т. д. Поскольку основная функция сайта - информационно-аналитическая, то мы не зафиксировали попыток учредителей «наладить» обратную связь со своими читателями.

Анализируемый сайт представляет собой один из ведущих кинопорталов по кинокритике.

4. На сайте присутствует жанровое разнообразие медиатекстов: рецензии и обзоры новинок кинопроката; справочная информация о фильмах и персоналиях российского и западного кинематографа; интервью с представителями кинематографического сообщества; аналитические статьи, новости с фестивальных площадок; эксклюзивные репортажи; итоги международных кинофестивалей и т. д.

5. Изучение разделов сайта, материалов, размещенных на нем, позволили нам выделить следующие медиаобразовательные задачи:

- воспитание хорошего эстетического восприятия, вкуса, понимания, оценки художественного качества медиатекстов;

- развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа;

- развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов;

- развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте;

- подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе;

- развитие умений аудитории создавать и распространять собственные ме-диатексты;

- получение аудиторией знаний по истории медиа, по истории медиакультуры;

- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.

«Фильмз.ру» [29]

1. Основная цель интернет-ресурса - предоставить не только информацию о кинематографе, площадку для обмена мнениями, но и реализовывать на страницах сайта образовательную миссию. Действующий слоган - «Настоящее кино».

2. Сайт «Фильмз.ру» состоит из следующих разделов: новости, кино, сериалы, киноафиша, клуб НК (настоящего кино), - включающих подразделы, предоставляющие аудитории информацию для размышления. В качестве примера приведем суперпроект «Левиафан. Разбор по косточкам», в котором проводится покадровый разбор фильма его автором, режиссёром Андреем Звягинцевым. Цель этого проекта формулируется следующим образом: «И надеемся, что это поможет вам лучше понять, как создаётся Настоящее Кино» [29].

Одна из удобных функций сайта - возможность узнать расписание сеансов в разных городах и приобрести билеты.

3. Безусловно, целевой аудиторией данного сайта выступает массовый зритель, которому с помощью ориентиров (рецензий, анонсов, жанровой, видовой характеристики кино/телепроизведения) предоставляется информация.

4. На сайте присутствует жанровое разнообразие медиатекстов: рецензии и обзоры новинок кинопроката; справочная информация о фильмах и персоналиях российского и западного кинематографа; подробная информация о фильмах текущего репертуара в кинотеатрах (кадры, трейлеры, графики кинорелизов); итоги сборов кинопроката; интервью с представителями кинематографического

сообщества; новости с фестивальных площадок; эксклюзивные репортажи и фоторепортажи со съемок; итоги международных кинофестивалей и т. д.

Необходимо отметить, что рецензии, выложенные на сайте, представлены двумя группами: 1) кинокритики; 2) пользователи. Итак, аудитория сайта может не только руководствоваться мнением профессионалов в области кинематографа, но и имеет возможность представить свою позицию, выставить свою оценку фильму.

5. Изучение разделов сайта, материалов, размещенных на нем, позволяет нам выделить следующие медиаобразовательные задачи:

- воспитание хорошего эстетического восприятия, вкуса, понимания, оценки художественного качества медиатекстов;

- удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа;

- развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов;

- развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте;

- развитие коммуникативных способностей личности;

- развитие умений аудитории создавать и распространять собственные ме-диатексты;

- получение аудиторией знаний по истории медиа, по истории медиакультуры;

- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.

«Кинокадр.ру» [5]

1. Основная цель интернет-ресурса - предоставление информационно-ознакомительной информации о фильмах, создание площадки для обмена мнениями пользователей о кинематографе и «околокинематографических темах».

2. Сайт «Кинокадр.ру» состоит из следующих разделов: афиша, новинки кино, трейлеры, отзывы, включающие подразделы, которые позволяют предо-

ставить аудитории сайта больше информации об интересующем ее медиатек-сте. Анализируемый кинопортал достаточно оперативно размещает информацию о новинках коммерческого кинематографа.

3. Безусловно, целевой аудиторией данного сайта выступает массовый зритель, которому с помощью ориентиров (рецензий, анонсов, новостных дайджестов, жанровой, видовой характеристики кино/телепроизведения) предоставляется информация. При этом, главная цель - сориентировать потенциальных зрителей на поход в кинотеатр. Эта цель поддерживается и такой удобной функцией сайта - как возможность узнать расписание сеансов в разных городах и приобрести билеты on-line.

Создан широкий спектр условий для включения аудитории в обсуждение кинематографических произведений: написание рецензий; оценивание фильмов/сериалов; на форуме представлен ряд тем и описание к ним, которые отвечают разнообразным потребностям посетителей сайта. Приведем некоторые из них в качестве примера: «Отечественное кино в прокате» - обсуждаются новинки отечественного кинопроизводства; «Свободное обсуждение» - обсуждается всё, что связано в отечественным кино, но не относится к фильмам; «Ужастики, триллеры и трэшаки» - обсуждаются лучшие/худшие фильмы, особенности жанровой классификации; «Люди кино» - «обсуждается творчество тех, без кого тот кинематограф, который мы знаем, немыслим. Субъективно, конечно...» [30].

4. На сайте есть жанровое разнообразие медиатекстов: рецензии и обзоры новинок кинопроката; справочная информация о фильмах и персоналиях российского и западного кинематографа; подробная информация о фильмах текущего репертуара в кинотеатрах (кадры, трейлеры); итоги сборов кинопроката и т. д.

Аудитория сайта имеет возможность представить свою позицию, выставить свою оценку фильму. Приведем пример одного из характерных отзывов (оценка сайта) на фильм «Падение Лондона» режиссера Б. Наджафи (сохранена авторская редакция): «Сходил от нечего делать. На самом деле в свете событии в Брюсселе

фильм смотрелся по-иному. Что касается художественной составляющей, то смотрибелъ-но. Мне, если честно понравилось больше первой части. Как-то помасштабнее и бреда меньше... По мне, так треша под конец не хватило немного, но и ладно.... Не понравилось больше всего это история с беременной женой... Слюни с беременностью в этом фильме явно лишние...» [20].

5. Изучение разделов сайта, материалов, размещенных на нем, позволяют нам выделить медиаобразовательную задачу:

- удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа.

«КГ-портал» [4]

1. Основная цель интернет-ресурса - предоставление информационно-ознакомительной информации о фильмах, сериалах, играх, аниме, создание площадки для обмена мнениями пользователей по указанным темам.

2. Сайт «КГ-портал» состоит из следующих разделов: кино, сериалы, игры, аниме, материалы, подкасты, форум, включающие подразделы, которые позволяют предоставить целевой аудитории больше материалов о новинках современной коммерческой киноиндустрии. Анализируемый сайт достаточно оперативно выкладывает информацию.

3. Целевой аудиторией выступает массовый зритель, которому с помощью ориентиров (рецензий, анонсов, новостных дайджестов, жанровой, видовой характеристики кино/телепроизведения) предоставляется информация. При этом, главная цель - поддерживать потребности аудитории на исходном уровне, определяя ее интересы только рамками коммерческого кинематографа. На сайте функционирует форум (представлен ряд тем и пояснения к ним).

4. На сайте есть рецензии, обзоры новинок кинопроката; справочная информация о фильмах и персоналиях российского и западного кинематографа; подробная информация о фильмах текущего репертуара в кинотеатрах (кадры, трейлеры); итоги сборов кинопроката и т. д.

5. Изучение разделов сайта, материалов, позволяют нам выделить следующую медиаобразовательную задачу:

- удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа.

«Киноньюс» [8]

1. Основная цель интернет-ресурса - предоставление информационно-познавательной информации о популярном кинематографе. При этом, главная цель - поддерживать потребности аудитории на исходном уровне, определяя ее интересы только рамками коммерческого кинематографа.

2. Сайт «Киноньюс» состоит из следующих разделов: премьеры, новости, кадры, трейлеры, постеры, интервью, статьи, включающие подразделы, которые позволяют предоставить аудитории сайта больше информации об интересующем ее медиатексте. Анализируемый кинопортал достаточно оперативно предоставляет информацию о новинках коммерческого кинематографа. На сайте функционирует форум (сформулирован ряд тем и пояснения к ним).

3. Безусловно, целевой аудиторией данного сайта выступает массовый зритель, которому с помощью ориентиров (рецензий, анонсов, новостных дайджестов, жанровой, видовой характеристики кино/телепроизведения) предоставляется информация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сайт содержит разнообразие медиатекстов: рецензии и обзоры новинок кинопроката; справочную информация о фильмах и персоналиях российского и западного кинематографа; подробную информацию о фильмах текущего репертуара в кинотеатрах (кадры, трейлеры); итоги сборов кинопроката и т. д. Выложены рецензии на фильмы, вышедшие в прокат, написанные непрофессиональными кинокритиками, что свойственно также для сайтов «Кинокадр», «КГ-портал».

5. Изучение разделов сайта, материалов позволяют нам выделить ме-диаобразовательную задачу:

- удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа.

«Киномания» [7]

1. Основная цель интернет-ресурса - предоставить не только информацию о кинематографе, площадку для обмена мнениями, но и реализовывать на страницах сайта образовательную миссию.

2. Сайт «Киномания» состоит из следующих разделов: афиша, читать, медиа, фото/обои, разное, общение, включающие подразделы, предоставляющие

аудитории информацию для размышления. Отличает сайт «Киномания» от «Кинокадра» или «КГ-портала» наличие подраздела «Арткиномания», который, ПОСВЯЩёН авторскому кино, «где последнее слово всегда принадлежит режиссёру, а не продюсеру или киностудии. Здесь вы можете найти рецензии как на артхаусные новинки российского проката, так и классику мирового кино. Новостная лента раздела обозревает последние события фестивальной жизни и новые проекты «независимых» режиссёров. Кроме этого здесь представлены победители и участники Каннского, Венецианского, Берлинского и Московского кинофестивалей» [7]. Рецензии не обновляются так часто, как, например, «новости сериалов», но вводят читателей в мир авторского кинематографа. По отзывам на них, комментариям в блоге С. Никулина можно отметить, что на сайт «заходит» заинтересованная аудитория, которая не ограничивается только кинопроизведениями поп-культуры.

Одна из удобных функций сайта - возможность узнать расписание сеансов в Москве.

3. Безусловно, целевой аудиторией данного сайта выступает массовый зритель, которому с помощью ориентиров (рецензий, анонсов, жанровой, видовой характеристики кино/телепроизведения) предоставляется информация. Таких зрителей можно условно разделить на две группы: 1) «всеядные», которых на сайт привлекает интерес к кино как к средству развлечения; 2) аудитория, проявляющая интерес к разным фильмам, включая артхаусные.

4. На сайте присутствует жанровое разнообразие медиатекстов: рецензии и обзоры новинок кинопроката; справочная информация о фильмах и персоналиях российского и западного кинематографа; подробная информация о фильмах текущего репертуара в кинотеатрах (кадры, трейлеры, графики кинорелизов); итоги сборов кинопроката; интервью с представителями кинематографического сообщества; новости с фестивальных площадок; итоги международных кинофестивалей и т. д.

5. Изучение разделов сайта, материалов позволяют нам выделить следующие медиаобразовательные задачи:

- развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа;

- удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа;

- развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов;

- развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте;

- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.

Отметим, что данные задачи рассматриваются нами в контексте представленного на сайте материала, что влияет на их содержательный контент.

«Артхаус» [1]

1. Основная цель интернет-ресурса - предоставить информацию об авторском кинематографе, способствовать развитию интереса к артхаусным фильмам, что обусловлено, в том числе, коммерческими интересами учредителей. Поскольку сайт создан в поддержку дистрибьюторской компании «Arthouse», которая специализируется «на прокате лучших образцов независимого авторского кино, а также знакомит с ними зрителей в собственном онлайн-кинотеатре Arthouse .ru» [1].

2. Сайт «Артхаус» состоит из трех разделов: новые релизы, каталог, о нас. В разделе «каталог» пользователи могут прочитать рецензии на фильм, узнать о расписании сеансов в разных городах, фестивальных наградах конкретного кинопроизведения и прочитать аннотацию редакции к медиатексту.

3. Целевой аудиторией сайта выступают зрители, проявляющие интерес к авторскому кинематографу. Но информация о фильме, в большей степени, направлена на человека, который нуждается в предоставлении определенных ориентиров в киноискусстве. Именно с этим мы связываем размещение на сайте рецензий кинокритиков к кинопроизведению. Например, к фильму «Гордость» опубликованы рецензии О. Дормана «Эхо Москвы», Е. Смурыгиной «Business FM», Д. Гнедича «Киномания», Ю. Гладильщикова «Forbes», Е. Ухо-ва «Film.Ru» и др.

4. На сайте не зафиксировано жанрового разнообразия медиатекстов, что, собственно, обосновано его идеей и концепцией.

5. Изучение разделов сайта, материалов, опубликованных на нем, позволяют нам выделить следующие медиаобразовательные задачи:

- воспитание хорошего эстетического восприятия, вкуса, понимания, оценки художественного качества медиатекстов;

- защита от вредного влияния медиа;

- развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов;

- развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте;

- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.

«Кинопресса»[10]

1. Основная цель интернет-ресурса представляется нами как двуединая: в первую очередь, как профессиональная площадка для киноведов и кинокритиков, а, с другой, - образование аудитории в области кинематографа. Сам сайт позиционирует себя, прежде всего, как портал гильдии киноведов и кинокритиков.

2. Разделы сайта: устав, Премия «Белый слон», Премия «Слон», о критике, о кино, ссылки, контакты.

3. Статьи и материалы, размещенные на сайте, рассчитаны, преимущественно, на профессионалов в области кинематографа. То есть, к целевой аудитории мы можем отнести представителей академического и корпоративного сообщества, хотя многие материалы могут быть интересны и широкому кругу пользователей, интересующихся киноискусством.

4. Разнообразие медиатекстов, размещенных на сайте: рецензии, аналитические статьи, книги и кино, новости с фестивальных площадок, итоги международных кинофестивалей и т. д.

5. Изучение и анализ интернет-ресурса позволяет нам выделить следующие медиаобразовательные задачи, на которые направлены медиатексты:

- воспитание хорошего эстетического восприятия, вкуса, понимания, оценки художественного качества медиатекстов;

- развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа;

- развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов;

- развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте;

- получение аудиторией знаний по истории медиа, по истории медиакультуры;

- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.

«Киноэксперт» [12]

1. Основная цель интернет-ресурса - предоставление информационно-познавательной информации о популярном кинематографе. При этом, главная цель - поддерживать потребности аудитории на исходном уровне, определяя ее интересы только рамками коммерческого кинематографа.

2. Сайт «Киноэксперт» состоит из следующих разделов: фильмы на DVD, фотопоиск, автограф, привет от папарацци, фотогалерея, игра «Угадай актера», премьеры, интервью, рейтинг и статистика, анекдоты о кино и т. д. Отметим, что раздел «Интервью» содержит интервью с отечественными и западными актерами, режиссерами, кинокритиками, но последний год их выхода - 2008 год. Другие разделы также давно не обновлялись, исключение составляет, практически, лишь раздел - «новости».

3. Безусловно, целевой аудиторией данного сайта выступает массовый зритель.

4. На сайте есть рецензии и обзоры новинок кинопроката; информация о фильмах и персоналиях российского и западного кинематографа; интервью с представителями кинематографического сообщества и т. д.

Необходимо отметить, что информация по многим медиатекстам неактуальна, так датируется более ранними годами (в зависимости от выбранного раздела).

5. Изучение разделов сайта, материалов, представленных на нем, позволяют нам выделить следующие медиаобразовательные задачи:

- удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа;

- получение аудиторией знаний по истории медиа, по истории медиакультуры.

«Киносоюз» [11]

1. Основная цель интернет-ресурса - информационная поддержка деятельности Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России и оппозиционная площадка по отношению к сайту и реальной деятельности Союза кинематографистов России. Об этом мы можем судить, например, по статье «Патриот» автора Л. Павлючика [19, 2015] и комментариям к ней.

2. Сайт «Киносоюз» состоит из следующих разделов: новости, о союзе, члены киносоюза, рейтинги, события. Такая структура позволяет осветить практически все направления работы Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России. Работу портала в разделе «новости» отличает высокая степень оперативности в предоставлении информации, в то время как в других разделах материал датируется не текущим годом, а более ранними годами. Например, последняя информация по премии «Белый слон» от 2013 года и пр.

3. К целевой аудитории данного сайта мы отнесли, преимущественно, членов Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России, представителей киносообщества.

4. На сайте нет особого разнообразия медиатекстов: справочная информация о членах Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России, аналитические статьи, новости с фестивальных площадок (устаревшие), итоги международных кинофестивалей и т. д. Зачастую статьи освещают кинематографические или околокинематографические темы через призму политики (например, публикации Ю. Богомолова «Госпатриотизм: старая новая кормушка», «Старая новая любовь к Сталину», «Ирония «Судьбы иронии» [11] и др. авторов).

5. Медиаобразовательные задачи на сайте, на наш взгляд, проявлены слабо.

«Рускино» [23]

1. Основная цель интернет-ресурса - предоставление информационно-познавательной информации о кино. При этом, главная цель - поддерживать потребности аудитории на исходном уровне, определяя ее интересы только рамками популярного (коммерческого) кинематографа. Слоган кинопортала -«Сайт № 1 о российском кино», но это, увы, не нашло подтверждения по итогам проведённого нами анализа.

2. Сайт «Рускино» состоит из следующих разделов: фильмы персоны, новости, видео, тексты, итоги, советское кино. Отметим, что многие разделы содержат устаревшую, давно не обновляемую информацию, за исключением, пожалуй, актуальной событийной рекламы (спектакли и т. д.). Так, в разделе «Тексты» последняя рецензия, размещенная на сайте, датируется февралем 2015 года, аналогичная ситуация сложилась и в рубрике «Интервью», а также других разделах.

3. Безусловно, целевой аудиторией данного сайта выступает массовый зритель.

4. На сайте присутствует жанровое разнообразие медиатекстов: рецензии и обзоры новинок кинопроката; информация о фильмах и персоналиях россий-

ского и западного кинематографа; интервью с представителями кинематографического сообщества и т. д.

Необходимо отметить, что информация по многим медиатекстам неактуальна, так датируется более ранними годами (в зависимости от выбранного раздела). Нам представляется, что сайт неактивен ориентировочно с весны 2015 года.

5. Изучение разделов сайта, материалов, размещенных на нем, позволяет нам выделить следующие медиаобразовательные задачи:

- удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа;

- получение аудиторией знаний по истории медиа, по истории медиакультуры.

Необходимо подчеркнуть, что выделенные нами задачи рассматриваются в контексте представленного на сайте материала, что влияет на их содержательный контент.

«Kinote» [31]

1. Основная цель интернет-ресурса - предоставить информацию об авторском кинематографе, способствовать развитию интереса к артхаусным фильмам. Слоган сайта - «Арткино в движениях и деталях».

2. На сайте «Kinote» представлены разделы: Карта сайта: DVD, книги, в кадре, маршрут, МакГаффин, интервью, фестивали, календарь, ликбез и др.

3. Целевой аудиторией сайта выступают зрители, проявляющие интерес к авторскому кинематографу. Но информация о фильме, в большей степени, направлена на человека, который нуждается в предоставлении определенных ориентиров в киноискусстве, этой цели служит и раздел «Календарь», где афишируются мероприятия, круглые столы, конференции и т. д. На сайте, в отличие, например, от портала «Артхаус», огромная роль отводится режиссеру -представлены интервью с ним, книги, написанные им или о нем. Большую роль в такой работе выполняет раздел «Ликбез»; значительное место отводится отечественному авторскому кинематографу.

4. На сайте представлены следующие жанры медиатекстов: информация о фильмах и персоналиях российского и западного кинематографа; интервью с представителями кинематографического сообщества (представляют собой перепечатку материалов из других источников, например, интервью с Ю. Арабо-вым А. Архангельского в журнале «Огонек») [31] и т. д.

5. Изучение разделов сайта, материалов, размещенных на нем, позволяют нам выделить следующие медиаобразовательные задачи:

- воспитание хорошего эстетического восприятия, вкуса, понимания, оценки художественного качества медиатекстов;

- защита от вредного влияния медиа;

- развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов;

- развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте;

- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.

«Кино-театр» [13]

1. Основная цель интернет-ресурса - информационно-аналитическая площадка для аудитории, интересующейся кинематографом и театром.

2. Сайт «Кино-театр.ру» состоит из следующих разделов: новости, актеры, фильмы, за кадром, театр, интервью, рецензии, история кино и театра, рейтинги, форум, общение, включающие подразделы, которые позволяют представить аудитории сайта максимально возможное интересующей их информации. Анализируемый кинопортал отличает высокая степень оперативности в предоставлении информации о мировом и отечественном кинематографе и театре.

3. Безусловно, целевой аудиторией данного сайта, в первую очередь, выступает массовый зритель, которому с помощью ориентиров (рецензий, анонсов,

новостных дайджестов, жанровой, видовой характеристики кино/телепроизведения) предоставляется информация для размышления. Отметим, что многие посетители сайта обладают определенными знаниями теории, истории кинематографа, способны проводить сравнительный анализ фильмов/сериалов, высказывать аргументированную позицию. К аудитории можно отнести и представителей профессионального сообщества.

4. На сайте присутствует жанровое разнообразие медиатекстов: рецензии киношные и театральные; справочная информация о фильмах/театральных постановках, персоналиях российского и западного кинематографа/театра; подробная информация о фильмах текущего репертуара в кинотеатрах (кадры, трейлеры, графики кинорелизов), театральных постановках; итоги сборов кинопроката; интервью с представителями кинематографического/театрального сообществи т. д.

5. Изучение разделов сайта, материалов, размещенных на нем, позволяют нам выделить следующие медиаобразовательные задачи:

- воспитание хорошего эстетического восприятия, вкуса, понимания, оценки художественного качества медиатекстов;

- развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа;

- развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов;

- развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте;

- получение аудиторией знаний по истории медиа, по истории медиакультуры;

- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.

Выводы. Изучение и анализ интернет-ресурсов по медиакритике в России в рамках определенной нами репрезентационной выборки позволяет говорить, что большинство из них рассчитаны на массовую аудиторию, ставят своей целью информационно-познавательную деятельность, реже аналитическую. Все больше сайтов становятся для своих читателей площадкой для обмена мнениями, реализуя, при этом, определенные образовательные задачи.

В проанализированных российских медиакритических интернет-ресурсах отмечается разнообразие используемых жанров публикаций, включающих: аналитические статьи о процессах, событиях (прошлого и настоящего) в медийной сфере; заметки, комментарий на медийную тему; интервью, кинообозрение, телеобозрение; очерки о медийном событии; рецензии на медиатексты и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно констатировать, что на территории Российской Федерации медиа-критика в интернет-пространстве развивается по всем, выделенным А. П. Коро-ченским, видам: массовая, академическая и корпоративная (профессиональная). Отметим, что изученные на сайтах медиакритические материалы предназначены как для научного и журналистского сообщества, так и для широкого круга читателей.

Библиографический список

1. Артхаус // [Электронный ресурс]. URL: http://www.arthouse.ru/ru (дата обращения: 28.03.2016).

2. Афиша.ру (кино) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.afisha.ru/cinema (дата обращения: 28.03.2016).

3. Казанцев А. Рецензия на фильм «Переправа» // [Электронный ресурс]. - 2014. URL: http://www.kinokrltlk.com/film/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0% B0%D0%B2%D0%B0 2014/reviews/id/3973 (дата обращения: 28.03.2016).

4. КГ-портал // [Электронный ресурс]. URL: http://kg-portal.ru (дата обращения: 28.03.2016).

5. Кинокадр.ру // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinokadr.ru (дата обращения: 28.03.2016).

6. Кинокритик (Россия) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinokritik.com (дата обращения: 28.03.2016).

7. Киномания // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinomania.ru (дата обращения: 28.03.2016).

8. Киноньюс // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinonews.ru (дата обращения: 28.03.2016).

9. Кинопоиск // [Электронный ресурс]. URL: www.kinopoisk.ru (дата обращения: 28.03.2016).

10. Кинопресса // [Электронный ресурс]. URL: http://kinopressa.ru (дата обращения: 28.03.2016).

11. Киносоюз // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinosoyuz.com (дата обращения: 28.03.2016).

12. Киноэксперт // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinoexpert.ru/index.asp (дата обращения: 28.03.2016).

13. Кино-театр // [Электронный ресурс]. URL: http://kino-teatr.ru (дата обращения: 28.03.2016).

14. Критиканство // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kritikanstvo.ru (дата обращения: 28.03.2016).

15. Матизен В. «Мать». // [Электронный ресурс]. - 2011. URL: http://www.cinematheque.ru/post/145473 (дата обращения: 28.03.2016).

16. Мегакритик (Россия) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.megacritic.ru (дата обращения: 28.03.2016).

17. Медиакритик (Россия) // [Электронный ресурс]. URL: http://mediacritic.ru (дата обращения: 28.03.2016).

18. Отзывы на мультфильм «Миньоны» // [Электронный ресурс]. - 2015. URL: http://www.megacritic.ru/film/2913.html#metacomments (дата обращения: 28.03.2016).

19. Павлючик Л. Патриот // [Электронный ресурс]. - 2015. URL: http://www.kinosoyuz.com/news/index.htm?pub=2526 (дата обращения: 28.03.2016).

20. Падение Лондона: Пример для подражания // [Электронный ресурс]. - 2016. URL: http://www.kinokadr.ru/articles/2016/03/18/londonhasfallen.shtml?commentlist_43380 (дата обращения: 28.03.2016).

21. Персональный сайт Романа Баканова // [Электронный ресурс]. URL: http://romanbakanov.ucoz.ru (дата обращения: 28.03.2016).

22. Рецензия на фильм П. Джексона «Хоббит: Пустошь Смауга» // [Электронный ресурс]. - 2013. URL: http://www.mediacritic.ru/index.php?sel=movie&id=285 (дата обращения: 28.03.2016).

23. Рускино // [Электронный ресурс]. URL: http://ruskino.ru (дата обращения: 28.03.2016).

24. Синематека (Россия) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.cinematheque.ru (дата обращения: 28.03.2016).

25. Слагаева Р. Рецензия на мультфильм «Миньоны» // [Электронный ресурс]. - 2015. URL: https://medium.com/kinohod-residents/%D0%BC%D0%B8-%D0%BC%D0%B8-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D0%BE%D0%BD%D1%8B-6eacc1a81e5d (дата обращения: 28.03.2016).

26. Союз кинематографистов России // [Электронный ресурс]. URL: http://www.unikino.ru (дата обращения: 28.03.2016).

27. Фильм про // [Электронный ресурс]. URL: http://www.filmpro.ru (дата обращения: 28.03.2016).

28. Фильм.ру // [Электронный ресурс]. URL: http://www.film.ru. (дата обращения: 28.03.2016).

29. Фильмз.ру // [Электронный ресурс]. URL: http://www.filmz.ru (дата обращения: 28.03.2016).

30. Форум // [Электронный ресурс]. URL: http://forum.kinokadr.ru (дата обращения: 28.03.2016).

31. Kinote // [Электронный ресурс]. URL: http://kinote.info (дата обращения: 28.03.2016).

32. Rinochka17. Проблема второсортности российского кинематографа в публике, которая с таким восторгом принимает современные фильмы // [Электронный ресурс]. - 2016. URL: http://www.kinopoisk.ru/reviews/type/comment/sort/date/feature/all/status/bad/genre/11 (дата обращения: 28.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.