Научная статья на тему 'Творческий педагогический проект по декоративноприкладному творчеству оригами «Бумажный лабиринт воображения»'

Творческий педагогический проект по декоративноприкладному творчеству оригами «Бумажный лабиринт воображения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ЛОГИКА / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЛОСКОГО ЛИСТА / ТЕХНИКА ОРИГАМНОГО СКЛАДЫВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальтер Ирина Викторовна

В статье рассматриваются возможности одновременного формирования интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развития фантазии и изобретательности, логики и пространственного мышления, воображения и интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий педагогический проект по декоративноприкладному творчеству оригами «Бумажный лабиринт воображения»»

Эксперимент в школе

Эксперимент в школе

«Неделя секретов бесконфликтности»- вариант материала для просветительской части стенда.

Ниже представлен вариант материал для стенда на тему: «Эмпатия». Каждый день педагог вывешивает на стенд по одной новой рекомендаций, для ознакомления с ними родителей.

«Неделя секретов бесконфликтности»

Уважаемые родители!

Педагогический коллектив центра предлагает ознакомиться Ванс рекомендациями, используя которые Вы сможете в будущем избежать и предотвратить конфликты с Вашим ребенком.

Рекомендация понедельника

Включите душевное зрение. В вашем лице это отразится доброй улыбкой. Для успешного общения с вашим ребенком необходима эмоциональноблагоприятная атмосфера. В основе ее - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людмм.

Таюке важную роль играетумение владеть инструментом общения: речью, мимикой, жестами, движениями и т.п. Сияющее счастливое лицо воодушевляет лкщей. Если смеющийся ребенок встретит грустного человека, то, при виде его лица, ребенок прекратит смеяться, сам не зная почему.

Знакомое явление, нельзя не согласиться, уважаемые родители! За каждой фразой человека с его неповторимой интонацией стоит что-то зрительное: тепло, свет, поглаживания или удар, укол, ушат грязи... Мягкие слова разряжают напряженность, энергичные - подхлестывают расползающиеся, светлые и теплые - приближают и между собеседниками наступает поле понимания и согласия. Помните енота из детского мультфильма?

Маленький енот собирал в лесу хворост, набрал хорошую вязанку сухих веток и отправился домой. Ему нужно бьгло перейти речку, а мост бьгл старьгй, скрипучий и енот очень боялся. Осторожно перебирая лапами, он уже подходил к берегу... и случайно глянул вниз. О, ужас! На него смотрело огромное лохматое чудовище. Енот быстро показал ему кулак - чудище тоже показало кулак; енот пригрозил ему палкой - палкой пригрозили и ему. И енот бросился бежать. Запыхавшись, он прибежал домой к маме: “ Никогда- никогда больше не пойду в лес, в речке живет кто-то страшный, злой..

- Малыш, не пугайся так сильно, - утешила его мать, - знаешь что, попробуйулыбнуться чудищу!

Енот снова побежал на мост, собрал все свое мужество и глянул вниз. Чудище настороженно смотрело на него. Он улыбнулся. Что же? На него смотрело добродушное, милое, веселое существо.

Улыбнитесь своему ребенку, - и он ответит Вам улыбкой!

Рекомендация вторника

Настройтесь на волну Вашего ребенка. Давайте подумаем, что же будет, если вы, не услышав мелодию Вашего ребенка, поведете свою? От такого наложения симфония вряд ли получится и ваши души не встретятся. Поэтому, прежде чем начать звучать самому, послушайте тональность Вашего ребенка. Почувствуйте то, что его волнует. Штормы в душе ребенка, мы более или менее чувствуем, а волнение не всегда. Не нагнетайте напряженность - это прямой путь к конфликту. Смотрите на окраску каждого слова и все грязные, ядовитые, дерущиеся, пачкающиеся - выбрасывайте. Зачем загрязнять пространство между Вами, ведь вы этим дышите.

И еще: каждое слово резонансом тянет за собой и всю свою компанию (по закону подобия). Некоторые злые и агрессивные высказывания, даже не направленные на ребенка, все равно создают напряженность. Старайтесь ни о ком не отзываться дурно. Не судите, да не судимы будете. Можете устроить себе маленький экзамен: постараться не злословить ни о ком в течение недели - ни вслух, ни про себя. На какой день сломаетесь - ставьте себе столько баллов за выдержку.

Все сказанное выше можно бьгло бы обобщить одним словом: эмпатия.

Раздаточная часть

Для того чтобы педагог имел обратную связь с родителями, на стенде имеется раздаточная часть, она предоставлена в виде канцелярского кармана, в котором находится раздаточный материал: диагностический и просветительский.

Анкета для родителей- вариант диагностики для раздаточной части.

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, связанных с вашим отношением к тем задачам, которые ставит перед собой наш Центр. Ответы опустите в почтовый ящик. Ваше мнение поможет нам сделать работу более эффективной!

АНКЕТА

1. Какие ценности являются для Вас приоритетными? (Пожалуйста, отметьте по степени значимости: самую важную обозначьте цифрой 1, далее - цифрой 2 и т д. В порядке убывания.)

Допишите свой вариант если у нас вы такого не нашли.

Ценности Место

Здоровье

Семья

Дружба

ІЬорчество

Карьера (профессиональный рост)

....

2. Известно, что результатполноценного образования - это хорошо воспитанный человек, обладающий обширными знаниями. И все же, как вам кажется, на чем должен делать акцент Центр или образовательное учреждение?

- на обучении;

- на воспитании.

(Пожалуйста, обведите только ОДИН выбранньтй ответ)

3. Как вьг считаете, что должен давать ребенку Центр или образовательное учреждение, а что является обязанность семьи и родителей?

Центр должен:

Семья должна:

4. Как вьг думаете, в какой помощи от вас нуждается Центр или образовательное учреждение больше всего? (Нужное обведите.)

в материальной;

в физической;

в информационной;

ни в какой;

ваш вариант:

Десять советов мамам и папам - вариант просветительского материала для раздаточной части.

Десять советов мамам и папам

1. Принимайте ребенка таким, каков он есть.

2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться постоянно.

3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни - диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу - для ребенка это занимательное зрелище.

4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.

5. По части подарков - никаких излишеств. Мьг разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличить необходимое от излишества.

6. Во всём действуйте собственным примером. Добиваться от ребенка можно только того, что делаешь сам

7. Говорите обо всем без боязни. Речь - золото, а молчание - свинец.

8. Объединяйтесь со своими близкими. Семья -это частная республика. Всё должно делаться сообща: мытьё посуды, покупки, уборка, вьгбор развлечений, маршруты поездок.

9. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.

10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву

«Почта психологу»

«Почта психологу» представляет собой импровизированный почтовый ящик. Один из родителей или какой-либо другой представитель интересов ребенка в любой момент пребывания в центре может задать интересующий его вопрос психологу или педагогу о воспитании, личностном развитии, обучении детей и другое. Для этого необходимо написать письмо и опустить его в ящик.

Почта изымается педагогами - исследователями, изучается. В последствии ответ или материал по заданной родителями тематике выносится на просветительскую часть стенда.

Вместо заключения

Каждый педагог в своей деятельности рано или поздно “натыкается” на такой самостоятельный и независимый от школы фактор развития ребёнка, как его семья. Более того, его влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагоги-ческиеусилия. С одной стороны, школа, как социальный институт, побаивается вмешательства в частную жизнь своих учеников, зачастую имея о ней самое поверхностное и искажённое представление.

“Родителям необходимо обстоятельное знание о проблемах учителя для того, чтобы попытаться помочь в их разрешении. Это нелёгкое, но крайне важное дело, для которого необходимы совместные и согласованные усилия родителей и всех тружеников, посвятивших себя воспитанию наших детей. Когда воспитатели наших детей получат реальную помощь и поддержку, они почувствуют себя уверенно и смогут работать в спокойной атмосфере, благотворной и для детей и для взрослых” - советует Селестен Френе.

Педагоги-исследователи в нашем центре попытались создать новую форму работы, которая обеспечивает комфортное взаимодействие педагогов и родителей, не обременяет обе стороны, не имеет временных и форменных рамок. Такое взаимодействие значительно упрощает полилог между семьей и школой, делает процесс социализации учащихся болееуспеш-ньгм и благоприятньгм.

Мастер-класс

Мастер-класс

В статье рассматриваются возможности одновременно*

Вальтер Ирина Викторовна,

педагог дополнительного образования Мун ици пальн ого образовательн ого у чреждени я дополнительного образования детей Центра развития творчества детей и юношества «Факел»

Ямало-Ненецкий Автономный Округ

Творческий педагогический проект по декоративноприкладному творчеству -оригами «Бумажный лабиринт воображения»

Как можно формировать интеллектуальные и эстетические способности ребенка, обеспечивая воспитание художественного вкуса и развитие творческого самовыражения?

Ключевые слова: дидактическая игра, логика, пространственное мышление, интеллект, пространственная трансформация плоского ли* ста, техн ика ор игам н о го складывания

' / Творческий педагогический проект «Бумажный Л лабиринт воображения» является продолжением программы художественно-эстетической направленности по оригами, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся на чальной школы основам искусства оригами. В от личие от уже существующих программ, рассчитан ных на обучение детей дошкольного возраста (авто ры - Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы го дичного обучения оригами в школе (автор - Афонь кин С.Ю.), разработанный проект рассчитан на пол ный курс обучения детей и адаптирован для учащихся начальной школы, которые занимаются в группах продленного дня.

Для воспитанников объединения «Оригами» и старшего возраста организован клуб любителей оригами «Бумажный журавлик», где воспитанники могут не только расширить свои знания по оригами, но и создавать авторские работы в этой технике. Реализация проекта рассчитана на 5 лет

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в тематическое планирование, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Проект включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Пространственная трансформация плоского листа позволяет воспитанникам лепсо, играя, осваивать сложные понятия, решать различные задачи. Каждый воспитанник группы получает возможность проявить свои способности, изучить тех нику оригамного складывания, овладеть различны ми приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, происходит развитие глазомера, развивается память, концентрируется внимание и самодисциплина, активизируется мыслительный процесс, развивается художественный вкус.

Оригами готовит учеников к восприятию многих новых для них предметов. Дети осваивают начальные термины математики: квадрат, диагональ, точка, угол. Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замыслы, ощутить радость творчества.

Занятия по оригами призваны: осознать красоту, научить ребенка мыслить и выражать свои мысли.

В то же время занятия по оригами является эстетическим обучением, призванным служить эстета ческому воспитанию ребенка. Через различные дей ствия с бумагой, в процессе её обработки, примене нии разных способов и приемов дети учатся осмыс ливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Ведение такого вида деятельности вызвано желанием раскрыть для детей полный творчества мир оригами, а также помочь детям преодолеть учебные трудности, связанные с недостаточным разви-

тием мелких мышц руки, неумением пользоваться знаками-символами в учебной деятельности. Предполагается, что данный кружок поможет детям в развитии творческих способностей и пространственного мышления.

Проект нацелен на интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка, через воспитание художественного вкуса и развитие творческого самовыражения, формирование и развитие специальных умений и навыков путем обучения технологическим приемам работы с бумагой.

Задачи проекта:

Обучающие.

• Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

• Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

• Обучение различным приемам работы с бумагой.

• Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

• Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

• Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

• Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

• Воспитание интереса к искусству оригами.

• Расширение коммуникативных способностей детей.

• Формирование культуры труда и совер шенство-вание трудовых навыков.

Для достижения хороших результатов работы проекта были разработаны следующие этапы:

I. По дгопю вка и р азработка мето дияеского материала. Цель, которого совершенствование методической деятельности по декоративноприкладному творчеству - оригами, через подборку и разработку материалов для рабочей тетради по оригами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II. Реализация проекта. Цель, которого поиск новых форм и методов для обучения

различным приемам работы в технике оригами.

III. Аналитический. Цель, которого оценка результата реализации проекта.

Данный проект находится в реализации два года. Результат этой деятельности призовые места в конкурсах и выставках городского, окружного и регионального уровней.

В результате обучения учащиеся:

- научатся различным приемам работы с бума-

- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;

- создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;

- художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- познакомятся с искусством оригами;

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Сегодня можно считать доказанным, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются не только в науке, но и на производстве, лучше осваивают и выполняют свою работу, приносят больше пользы. Вообще все изготовленные изделия должны иметь общественно-полезное назначение, то есть возможность его использования в школе, в классе, дома, в украшении, для игры, как подарок.

Оригами - сложенная бумага, а также искусство складывания бумага, создание различных фи гурок и декоративных вещей. Диапазон возможно стей оригами велик: от простой детской игры до це лого искусства. Оригами - идеальный способ про ведения досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.