Научная статья на тему '«Почта психологу» — новая форма взаимодействия с родителями'

«Почта психологу» — новая форма взаимодействия с родителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ "ОТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганичева Елена Юрьевна

В статье представлен опыт внедрения новой формы взаимодействия с семьей, в которой ребенок растет и воспитывается, которая играет важнейшую роль в развитии ребенка, описаны этапы новой формы взаимодействия и ее преимущества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Почта психологу» — новая форма взаимодействия с родителями»

приложении, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;

развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;

использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям);

обеспечение хорошего темпа урока; упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов; обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом; стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.

В статье анализируется и рассматривается состояние

России. Приведены статистические и фактологические дан» ные,также представлены мнения экспертов в данной области.

Баранников Кирилл Анатольевич,

Генеральный директор компьютерная компания «Ай Ноу» г. Москва

Современное состояние среднего профессионального образования в России

Какая ситуация сложилась в России в сфере среднего профессионального образования: факты и аналитические данные Ключевые слова: среднее профессиональное образование, кол* леджи, обзор рынка, статистика и аналитика образования, факты об образовании

Социальная и экономическая жизнь России сильно поменялась в последние декады. Экономические, политические и социальные реформы изменили облик страны, привнеся в ее действительность и много хорошего, и много негативного. Развернувшийся по всему миру финансовый кризис также значительно определил те условия, в которых приходиться развиваться современному российскому обществу в целом, и российскому образованию, в частности.

Проблемы российского образования, возникшие и обострившиеся с наступлением постсоветского этапа в развитие страны, коснулись всех его сфер, в том числе и сферы среднего профессионального образования. Как уже упоминалось выше, множество проблем в сфере образования стали еще значительнее по причине целого ряда кризисов, в том числе и кризис 1998 года, и современный глобальный финансовый кризис. Вме сте с тем многие позитивные достижения россий ской экономики, определенный уровень ее стабильности были также заметно нивелированы такими кризисами.

Многие важные макроэкономические показатели, такие, как инфляция, сумма реального роста доходов населения, сумма роста среднемесячной заработной платы и некоторые другие, пока показывают не очень впечатляющую динамику. Так при номинальном росте заработной платы к августу 2008 года в сравнении с тем же периодом 2007 года составил 126,5%, в тоже время рост реальной заработной платы с учетом инфляции только 106,9%.

Похожая ситуация наблюдается и в сфере образования, ще огромное количество проблем, которые, казалось бы, должны давно уже уйти из экономической практики, по-прежнему остаются. К примеру, задолженность по заработной плате в сфере образования составляет около 38 миллионов рублей. При этом средняя зарплата в сфере образования составляет 10823,00 рубля, являясь одной из самых низких в стране.

Все это является результатом отсутствия у го су дарства и управляющих институтов понятной и дей ствующей стратегии развития как образования в це лом, так и среднего профессионального образования в частности. Важно, что не делается попыток реше ния этой проблемы, и хотя и ведутся некоторые разра ботки механизмов и программ для поддержания сфе ры образования, печальная действительность показы вает либо их не эффективность, либо системную не состоятельность.

Важно отметить, что стагнация сферы среднего профессионального образования неминуемо приве дет к ее деградации и последующему разрушению всей этой системы. При этом важность этой ступе ни российского образования остается очень вые о ка для государства и общества, для которых сред нее профессиональное образование готовит буду щий класс специалистов по всем ключевым произ водственньгм отраслям, отраслям, связанным с ока занием услуг, а также подготовкой кадров (педаго гическое значение).

О важности этой сферы образования говорит и тот факт, что даже несмотря на падение в глазах общественного мнения роли среднего профессионального образование, не смотря на снижение его престижности как формы получения образования, эта сфера все также остается востребованной абитуриентами. Интересные цифры в этом плане приводит Виктор Демин, президент Союза директоров средних специальных учебных учреждений России. В своем интервью на радио «Эхо Москвы» он говорит, что, несмотря на все проблемы, конкурс на одно место в средних профессиональных учебных заведениях держится на уровне 1,5-2 человека на

место, часто по многим направлением он достигает и 4 человек на место.

Кроме того, не секрет, что 40-70% работников различных сфер экономики, в производственной сфере, в сфере услуг и подготовки кадров - это специалиста, получившие образование в колледжах, училищах (музыкальных, медицинских), техникумах. Треть учеников после 9-го класса идут получать образование именно в средних профессиональных образовательных учреждениях, а после 11-го класса эта цифра вырастает почти до 40%.

Современная структура среднего профессионального образования включает около 2800 учебных заведений, из которых подавляющее большинство - около 90% - остаются государственными. В общей сложности в государственных и негосударственных учебных заведениях обучается 2408,3 тысячи человек.

При этом при незначительном росте числа учащихся в последнюю декаду число самих образовательных учреждений выросло значительно. Так на прирост численности студентов в 5,5% увеличение числа образовательных учреждений составило практически 20%. Такая тенденция во многом связана с открытием определенного количества частных учреждений, которые стараются ориентироваться на качество даваемого учащемуся образования, а не столько на количество студентов. В целом, аналогичная тенденция имеет место и в государственных учебных заведениях, где, правда, сокращение темпы прироста числа студентов сократились больше из-за спада в отрасли (Диаграмма 1).

Динамика изменения числа учебных заведений и учащихся.

Динамика изменения числа поступивших абитуриентов и выпускников

1000 -і 800 -600 -400 -I 200 0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Прием (тыс чел) 684,6

781,4 867,7

900,9 905,5 890,1

854,1 796,2 770,7

3 Выпуск (тыс чел) 537,9

9,6 701,3 702,6

Одной из важных, с точки зрения понимания реалий среднего профессионального образования тенденций, является снижение числа поступающих

- слабое персональное компьютеризация и наличия необходимых пунктов получения образования.

Особое внимание к развитою среднего про фес -

абтуриентов при росте числа выпускников. При подобном снижении на более чем 10% число выпускников увеличилось почти на треть (Диаграмма 2).

Такой тренд связан, прежде всего, с увеличением внимания к качеству самого среднего профессионального образования, а значит и ростом этого качества. В том числе рост качества обуславливается увеличением включенности и заинтересованности учащегося в своем образовании, которому теперь отводиться более важное место в структуре образовательного процесса и которому дается больше самостоятельности. Также обозначенная ситуация связана и с тем, что все больше число учащихся понимают важность образования для своей будущей успешной профессиональной и социальной жизни. Вполне вероятно, что также и разразившийся сейчас кризис заставляет студентов более ответственно относиться к своему образованию.

По-прежнему, самой популярно среди форм обучения очная (по данным на 2007 год ее доля составляла 76%). Вместе с тем, предпринимаются попытки освоить и новые формы. Так, хотя попытки создать и ввести дистанционного обучения пока слабо реализуются, интерес к ним все же не ослабевает. Пожалуй, основными причинам чего является:

- отсутствие необходимого законодательства и нормативов;

- недостаточное количество педагогов и технических администраторов, способных обеспечить этот процесс;

сионального образование уделено в рамках национальных проектов, которые в последнее время стали одним из основных инструментов государственного реформирования ключевых отраслей функционирования общества. В последние годы был выделено около 4 млрд. рублей на поддержку различных инновационных проектов. По мнению Владимира Демина, то особое развитие получила учебно-материальная база, также выделенные деньги были направлены на изменение системы переподготовки специалистов. На сегодняшний день создано более 40 ресурсных центров, которые в известной степени становятся центрами инновации.

Достойное будущее России во многом связано с эффективностью экономических и функциональных механизмов в среднем профессиональном образовании. Оно по-прежнему остается по своей сути основой для создания профессионального среднего класса, без которого немыслимо развитие России. Внимательно и бережное отношение к этой сфере образования позволит преодолеть многие существующие проблемы как на уровне образования, так и на глобальном уровне.

вается, которая играет важнейшую роль в развитии ребен» ка, описаны этапы новой формы взаимодействия и ее прей»

мущества.

Ганичева Елена Юрьевна,

педагог-психолог ГОУ ЦЭВД «ИВЕРИЯ» города Москвы

«Почта психологу» -новая форма взаимодействия с родителями

Возможно ли создать в учреждении дополнительного образования альтернативу родительским собраниям ? Ключевые слова: семья, гармоничное развитие личности, мотива*

ция, воспитание, социализация

«Отец и мать создают новое

существо - сына, дочь. Это самое высокое, бессмертное творче-

рить в своих детях самого себя,

(В .А. Сухомлинский)

Предпосылки создания

Л Учреждения дополнительного образования пред-У став ля ют собой составную часть общего образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

В нашем учреждении, Центре Эстетического Воспитания Детей «ИВЕРИЯ», с 2006 года реализуется Городская Экспериментальная Площадка по теме: «Воспитание межэтнической солидарности путем дополнительного образования», главной целью которой принято считать создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе воспитания в многонациональном коллективе. Под гармоничным развитием предполагается наличие у ребенка следующих динамических психических качеств: коммуникабельность, самооценка,

ценностно-нравственные ориентации личности и многое другое.

Одним из важных направлений в деятельности педагога-исследователя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача педагога-исследователя помочь и подсказать им, что является не пр остой задачей на с егодняшний день.

Задумайтесь, педагог, прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание- потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо, сам не пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое.

В связи с выше сказанным, основными предпосылками создания такой формы взаимодействия с родителями как «Почта психологу» стало отсутствие мотивации у родителей посещать родительские собрания, которые являются одной из важнейшей формой взаимодействия педагогов и родителей.

Преимущества новой формы работы:

• Отсутствие временных рамок взаимодействия;

• Возможность взаимодействия на базе центра;

• Возможность взаимодействия «здес ь и с ейчас»;

• Взаимодействие происходит на добровольной основе.

«Почта психологу»

Новая форма взаимодействия с родителями представляет собой стенд, который располагается в холле нашего центра. Стенд содержит три смысловые части: просветительская часть, раздаточная часть и почтовый ящик.

Просветительская часть

Просветительская часть представляет собой заранее приготовленный материал, который выващивается на стенд. Материал в доступной для родителей форме освещает актуальные проблемы воспитания, развития и социализации детей.

Предлагаемые темы материала для стенда:

• Толерантность- дорога в будущее.

• Искусство быть родителями: общение со своим ребёнком.

• Семейные традиции сегодня- миф или реальность.

• Роль нравственности в воспитании детей.

• Секреты бесконфликтности- эмпатия.

«Неделя секретов бесконфликтности»- вариант материала для просветительской части стенда.

Ниже представлен вариант материал для стенда на тему: «Эмпатия». Каждый день педагог вывешивает на стенд по одной новой рекомендаций, для ознакомления с ними родителей.

«Неделя секретов бесконфликтности»

Уважаемые родители!

Педагогический коллектив центра предлагает ознакомиться Ванс рекомендациями, используя которые Вы сможете в будущем избежать и предотвратить конфликты с Вашим ребенком.

Рекомендация понедельника

Включите душевное зрение. В вашем лице это отразится доброй улыбкой. Для успешного общения с вашим ребенком необходима эмоциональноблагоприятная атмосфера. В основе ее - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям.

Также важную роль играетумение владеть инструментом общения: речью, мимикой, жестами, движениями и т.п. Сияющее счастливое лицо воодушевляет лкщ ей. Если смеющийся ребенок встретит грустного человека, то, при виде его лица, ребенок прекратит смеяться, сам не зная почему.

Знакомое явление, нельзя не согласиться, уважаемые родители! За каждой фразой человека с его неповторимой интонацией стоит что-то зрительное: тепло, свет, поглаживания или удар, укол, ушат грязи... Мягкие слова разряжают напряженность, энергичные - подхлестывают расползающиеся, светлые и теплые - приближают и между собеседниками наступает поле понимания и согласия. Помните енота из детского мультфильма?

Маленький енот собирал в лесу хворост, набрал хорошую вязанку сухих веток и отправился домой. Ему нужно бьгло перейти речку, а мост бьгл старьгй, скрипучий и енот очень боялся. Осторожно перебирая лапами, он уже подходил к берегу... и случайно глянул вниз. О, ужас! На него смотрело огромное лохматое чудовище. Енот быстро показал ему кулак - чудище тоже показало кулак; енот пригрозил ему палкой - палкой пригрозили и ему. И енот бросился бежать. Запыхавшись, он прибежал домой к маме: “ Никогда- никогда больше не пойду в лес, в речке живет кто-то страшный, злой..

- Малыш, не пугайся так сильно, - утешила его мать, - знаешь что, попробуйулыбнуться чудищу!

Енот снова побежал на мост, собрал все свое мужество и глянул вниз. Чудище настороженно смотрело на него. Он улыбнулся. Что же? На него смотрело добродушное, милое, веселое существо.

Улыбнитесь своему ребенку, - и он ответит Вам улыбкой!

Рекомендация вторника

Настройтесь на волну Вашего ребенка. Давайте подумаем, что же будет, если вы, не услышав мелодию Вашего ребенка, поведете свою? От такого наложения симфония вряд ли получится и ваши души не встретятся. Поэтому, прежде чем начать звучать самому, послушайте тональность Вашего ребенка. Почувствуйте то, что его волнует. Штормы в душе ребенка, мы более или менее чувствуем, а волнение не всегда. Не нагнетайте напряженность - это прямой путь к конфликту. Смотрите на окраску каждого слова и все грязные, ядовитые, дерущиеся, пачкающиеся - выбрасывайте. Зачем загрязнять пространство между Вами, ведь вы этим дышите.

И еще: каждое слово резонансом тянет за собой и всю свою компанию (по закону подобия). Некоторые злые и агрессивные высказывания, даже не направленные на ребенка, все равно создают напряженность. Старайтесь ни о ком не отзываться дурно. Не судите, да не судимы будете. Можете устроить себе маленький экзамен: постараться не злословить ни о ком в течение недели - ни вслух, ни про себя. На какой день сломаетесь - ставьте себе столько баллов за выдержку.

Все сказанное выше можно бьгло бьг обобщить одним словом: эмпатия.

Раздаточная часть

Для того чтобы педагог имел обратную связь с родителями, на стенде имеется раздаточная часть, она предоставлена в виде канцелярского кармана, в котором находится раздаточный материал: диагностический и просветительский.

Анкета для родителей- вариант диагностики для раздаточной части.

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, связанных с вашим отношением к тем задачам, которые ставит перед собой наш Центр. Ответы опустите в почтовый ящик. Ваше мнение поможет нам сделать работу более эффективной!

АНКЕТА

1. Какие ценности являются для Вас приоритетными? (Пожалуйста, отметьте по степени значимости: самую важную обозначьте цифрой 1, далее - цифрой 2 и т д. В порядке убывания.)

Допишите свой вариант если у нас вы такого не нашли.

Ценности Место

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здоровье

Семья

Дружба

ІЬорчество

Карьера (профессиональный рост)

....

2. Известно, что результатполноценного образования - это хорошо воспитанный человек, обладающий обширными знаниями. И все же, как вам кажется, на чем должен делать акцент Центр или образовательное учреждение?

- на обучении;

- на воспитании.

(Пожалуйста, обведите только ОДИН выбранньтй ответ)

3. Как вьг считаете, что должен давать ребенку Центр или образовательное учреждение, а что является обязанность семьи и родителей?

Центр должен:

Семья должна:

4. Как вьг думаете, в какой помощи от вас нуждается Центр или образовательное учреждение больше всего? (Нужное обведите.)

в материальной;

в физической;

в информационной;

ни в какой;

ваш вариант:

Десять советов мамам и папам - вариант просветительского материала для раздаточной части.

Десять советов мамам и папам

1. Принимайте ребенка таким, каков он есть.

2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться постоянно.

3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни - диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу - для ребенка это занимательное зрелище.

4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.

5. По части подарков - никаких излишеств. Мьг разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличить необходимое от излишества.

6. Во всём действуйте собственным примером. Добиваться от ребенка можно только того, что делаешь сам

7. Говорите обо всем без боязни. Речь - золото, а молчание - свинец.

8. Объединяйтесь со своими близкими. Семья -это частная республика. Всё должно делаться сообща: мытьё посуды, покупки, уборка, вьгбор развлечений, маршруты поездок.

9. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.

10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву

«Почта психологу»

«Почта психологу» представляет собой импровизированный почтовый ящик. Один из родителей или какой-либо другой представитель интересов ребенка в любой момент пребывания в центре может задать интересующий его вопрос психологу или педагогу о воспитании, личностном развитии, обучении детей и другое. Для этого необходимо написать письмо и опустить его в ящик.

Почта изымается педагогами - исследователями, изучается. В последствии ответ или материал по заданной родителями тематике выносится на просветительскую часть стенда.

Вместо заключения

Каждый педагог в своей деятельности рано или поздно “натыкается” на такой самостоятельный и независимый от школы фактор развития ребёнка, как его семья. Более того, его влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагоги-ческиеусилия. С одной стороны, школа, как социальный институт, побаивается вмешательства в частную жизнь своих учеников, зачастую имея о ней самое поверхностное и искажённое представление.

“Родителям необходимо обстоятельное знание о проблемах учителя для того, чтобы попытаться помочь в их разрешении. Это нелёгкое, но крайне важное дело, для которого необходимы совместные и согласованные усилия родителей и всех тружеников, посвятивших себя воспитанию наших детей. Когда воспитатели наших детей получат реальную помощь и поддержку, они почувствуют себя уверенно и смогут работать в спокойной атмосфере, благотворной и для детей и для взрослых” - советует Селестен Френе.

Педагоги-исследователи в нашем центре попытались создать новую форму работы, которая обеспечивает комфортное взаимодействие педагогов и родителей, не обременяет обе стороны, не имеет временных и форменных рамок. Такое взаимодействие значительно упрощает полилог между семьей и школой, делает процесс социализации учащихся болееуспеш-ньгм и благоприятньгм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.