Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития проекта реорганизации системы школьного питания'

Проблемы и перспективы развития проекта реорганизации системы школьного питания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-ND
144
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клиндухов В. П., Николаевич П. Н., Ананич Ю. Г., Вечерняя Л. С., Бояринцева М. Н.

В настоящее время реализуется второй этап эксперимента, который включает: 1) замену технологического оборудования; 2) внедрение новых технологий доставки готовой продукции; 3) проведение централизованного мониторинга организации питания; 4) отработку схем и использование современных альтернативных форм и экспересс-методов обслуживания учащихся в школьных столовых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays the second part of the experiment is being carried out. This stage includes the following activities: 1) changing of technological equipment; 2) implementation of new ways of prepared food delivery; 3) centralized monitoring of school alimentation; 4) elaboration of new schemes, modern alternative forms and express-methods of servicing in school canteens.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития проекта реорганизации системы школьного питания»

и ЗУ«66 МШоЕ(Ш)

М Щ104)

СЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ

В. П. Клиндухов, П.Н. Николаевич, Ю.Т. Ананич, Л.С. Вечерняя, М.Н. Бояринцева Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю

В настоящее время реализуется второй этап эксперимента, который включает: 1) замену технологического оборудования; 2) внедрение новых технологий доставки готовой продукции; 3) проведение централизованного мониторинга организации питания; 4) отработку схем и использование современных альтернативных форм и экспересс-методов обслуживания учащихся в школьных столовых.

Nowadays the second part of the experiment is being carried out. This stage includes the following activities: 1) changing of technological equipment; 2) implementation of new ways of prepared food delivery; 3) centralized monitoring of school alimentation; 4) elaboration of new schemes, modern alternative forms and express-methods of servicing in school canteens.

Обеспечение рационального питания школьников — одно из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, оно является гарантом успешного физического, психического и умственного развития современных школьников.

Согласно проведенному мониторингу организации питания в средних общеобразовательных учрежденияхна01.01.09в Краснодарском крае горячее питание получают 486 560 чел., что составляет 93,7 % от общего количества учащихся. Группы продленного дня посещают 32 535 чел., 2-разовое горячее питание получа-

ют все учащиеся. Охват учащихся горячим питанием по России в 2008—2009 учебном году составлял 77,5 %.

Охват горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений за последние 5 лет увеличился на 22 %. На 25 территориях края охват горячим питанием школьников составляет 100 %.

Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю осуществляется контроль за качеством и безопасностью поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов, готовой продукции в общеобразовательных учреждениях, в т. ч. школьных завтраков и обе-

Таблица 1

Краснодарский край Получают горячее питание, %

2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007 2007-2008

71,6 79,5 83,4 91,4 93,7

ЕС ЗТЬ&О МШоЕ(Ш)

Таблица 2

Показатели Пробы готовых блюд, не соответствующие гигиеническим требованиям, %

2006 2007 2008

Санитарно-химические 0,5 0 0,2

Микробиологические 2,1 2,8 3,4

Калорийность и полнота вложения 9,2 6,3 6,4

Вложение витамина С 1,7 2,5 7,3

дов на энергетическую ценность и полноту вложения. Результаты мониторинга представлены в табл. 2.

С целью внедрения в практику работы новых санитарных правил и норм СанПиН 2.4.5.2409—08 «Санитарно-эпидемиологичес-кие требования к организациям питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.08 № 45 и вступивших в силу 01.10.08, территориальными отделами Управления Роспот-ребнадзора по Краснодарскому краю проведены внеплановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении 359 общеобразовательных учреждений (28 % от общего количества школ) по вопросу соблюдения требований санитарного законодательства при организации питания обучающихся.

В декабре 2008 г. специалистами Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, совместно с Департаментом образования и науки Краснодарского края, отделами Управления образования муниципальных образований проведена совместная проверка организации поставки пищевых продуктов и продовольственного сырья в образовательные учреждения в 6 районах.

По результатам проведения внеплановых контрольно-надзорных мероприятий за организацией питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, проверки предприятий, осуществляющих поставку пищевых продуктов и продовольственного сырья в учреждения социальной сферы, в адрес начальников ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю направлено методическое письмо с алгоритмом деятельности по организации надзора за питанием учащихся общеобразовательных учреждений.

Во всех муниципальных образованиях края по инициативе Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю созданы Советы по питанию, в полномочия которых входит постоянный контроль за качеством питания детей в учреждениях социальной сферы. В территориальные отделы Управления Роспотребнадзора направлены примерные тематические вопросы для вынесения на рассмотрение заседаний Советов по питанию. Разработано и рекомендовано к применению 3-стороннее соглашение о взаимодействии школы, предприятия, осуществляющего организацию питания, и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения при организации питания детей в общеобразовательных учреждениях.

Проведен ряд межведомственных совещаний, в т. ч. при участии заместителя главы края, по вопросам усовершенствования системы организации питания в учреждениях социальной сферы.

Основными проблемами при осуществлении надзора за исполнением требований санитарного законодательства при организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях являются: большая часть общеобразовательных учреждений — 74 %, построенных в 60—80-е гг., имеют пищеблоки, работа которых возможна только на полуфабрикатах, в 10 % общеобразовательных учреждений края оборудованы буфеты-раздаточные, в связи с чем имеет место ограничение ассортимента вырабатываемой продукции и снижение её качества. Поэтому одной из важнейших задач в организации питания является оптимизация питания учащихся с учетом сложившихся условий. Совершенствование организации школьного питания, включая работу школьных буфетов, является одним из важнейших профилактических направлений, позволяющих оптимизировать школьную среду для существования детей в условиях организованного коллектива [2].

НАШ (N14) С/

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации муниципальное образование «Город Краснодар» продолжает работу по реализации программы реорганизации системы школьного питания, основными задачами которой являются: строительство школьно-базовых столовых и реконструкция комбинатов школьного питания, в т. ч. с привлечением средств частных ивесторов; использование альтернативных форм и методов обслуживания: «шведские столы», экспресс-столы, салат-бары; подготовка и переподготовка кадров, ответственных за организацию питания; привлечение родителей к решению проблем организации питания, осуществление контроля со стороны общественности; осуществление комплексной модернизации и индустриализации системы питания в общеобразовательных учреждениях муниципального образования «Город Краснодар».

Программа реорганизации школьного питания включает в себя 2 этапа реализации эксперимента. В ходе проведения 1 -го этапа проведен анализ ситуации и технический аудит: проанализирована существующая система организации питания, проведена оценка технического состояния:

— имеющихся помещений школьных буфетов и столовых;

— возможностей существующих производственных мощностей и оборудования.

Определена география доставки рационов от базовых столовых до школ. Произведен расчет стоимости дооснащения буфетов; инженерных сетей, коммуникаций школьных столовых и буфетов; монтажа и пусковых работ на объектах.

В ходе реализации 1-го этапа эксперимента ежемесячно осуществлялся мониторинг числа учащихся, охваченных горячим питанием, переоснащения школьных столовых и пищеблоков, уровня сбалансированности питания, состояния здоровья школьников, степени удовлетворенности учащихся и их родителей качеством питания.

К 1 сентября 2008 г. сдана в эксплуатацию пристройка школьно-базовой столовой в МОУ СОШ № 41. Реконструированы столовая МОУ СОШ № 29, столовая-раздаточная МОУ СОШ № 45. Переоборудованы и модернизированы буфеты-раздаточные и столовые-доготовочные 33 общеобразовательных учреждений, включенных в экспериментальный проект в 2008 г.

К экспериментальной работе по совершенствованию организации питания обучающихся подключились 12 общеобразовательных учреждений: № 3, 4, 32, 36, 40, 44, 48, 51, 52, 69,

82, 92, в которых модернизация и индустриализация организации питания также проводилась за счет краевых, муниципальных и внебюджетных средств. Экспериментом было охвачено 45 общеобразовательных учреждений города с общим количеством 46 522 детей.

Разработаны маршруты локальной сети доставки готовой продукции в школьные бу-феты-раздаточные, в т. ч. в отдаленные школы, расположенные на территории сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Город Краснодар». Для подвоза полуфабрикатов и готовой продукции приобретено 8 единиц специализированного автотранспорта.

Итоги завершения 1-го этапа эксперимента по совершенствованию школьного питания показали, что 100 % обучающихся школ, охваченных экспериментом, имеют возможность получения качественного, сбалансированного горячего питания. Осуществляется социальная поддержка питания школьников и педагогов: из средств краевого и муниципального бюджетов на компенсацию удорожания питания школьников за истекший период (2008 г.) израсходовано 25 590,06 тыс. руб. (компенсация на ребенка составляет 10,50 руб.), на компенсацию питания педагогов общеобразовательных учреждений — 3 218,01 тыс. руб. (20 руб. на учителя).

Модернизация и индустриализация технологических процессов приготовления пищи позволили в столовых общеобразовательных учреждений, включенных в эксперимент, создать условия, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, улучшить эстетический вид обеденных залов.

Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю осуществляется контроль за выполнением комбинатами школьного питания ООО «Виктория-96» и МУП Комбинат школьного питания № 1 программы производственного контроля. Согласно имеющимся данным, результаты лабораторно-инструмен-тальных исследований соответствуют требованиям санитарных норм и правил.

За состоянием здоровья детей, обучающихся в школах, участвующих в эксперименте по совершенствованию организации питания, начат мониторинг; по состоянию на 01.01.09 отмечаются следующие результаты:

1. Распределение по группам здоровья (табл. 3).

2. Детей со средним физическим развитием — 88,4 %, дефицитом массы — 2,22 %, избытком массы — 3,7 %.

СО 3%«в/0 МШа[(1№)

Таблица 3

I II III IV V

г. Краснодар 29,4% 59,4% 10,2% 1,0%

Краснодарский 28,9 % 53,3 % 16,0% 1,8%

край

3. Показатель заболеваемости анемиями — 3,7 на 1 ООО населения, заболевания желудоч-но-кишечного тракта — 68,3 на 1 ООО населения.

Не менее важна просветительская работа в области здорового питания среди педагогического персонала школы и работников пищеблоков. Кубанским технологическим университетом, московской фирмой «Рациональ» проведены курсы повышения квалификации 60 работников школьных столовых по теме «Современные технологии организации школьного питания в общеобразовательных учреждениях».

Специалисты Комбината школьного питания № 1, прошедшие в июне 2008 г. курсы повышения квалификации в Москве, осуществляли в течение лета в качестве тьюторов обучение работников школьных столовых. Всего обучено 90 специалистов комбинатов школьного питания.

Школами разработаны и реализованы дизайнерские проекты интерьеров школьных столовых и буфетов-раздаточных. Обновлены помещения школьных столовых 45 школ города. К ремонту и реконструкции школьных буфетов-раздаточных и столовых в летний период были привлечены средства попечительских советов школ.

Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю рассмотрены проекты модернизации пищеблоков общеобразовательных учреждений, участвующих во 2-м этапе эксперимента. По результатам рассмотрения проектов, руководителям общеобразовательных учреждений даны предложения по доведению проектов перепланировки и реконструкции до соответствия требованиям санитарного законодательства.

Когда речь идет о питании, редко используется слово «культура». «Живем не для того чтобы есть, но едим для того чтобы жить», — часто цитируем мы, и формируется представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом», на котором организм должен работать. Главное — организовать поставку топлива, а уж когда и как оно будет доставлено — это имеет второстепенное значение. Между тем А.П. Чехов — вот уж кого можно считать образцом подлинно культурного чело-

века — утверждал, что тот, кто не придает питанию должного значения, не может считаться интеллигентом и достоин всяческого осуждения «в приличном обществе». А какого человека можно считать культурным в плане питания? Не претендуя на строгую научность определения, скажем, что это тот, кто способен организовать свое питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению здоровья. В основе такого «культурного» питания лежат 5 принципов. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы (регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность, удовольствие) [3].

С целью пропаганды здорового питания для школьников и их родителей подготовлена и передана в общеобразовательные учреждения рекламная продукция: буклеты, плакаты, афиши, календари, письменные принадлежности, листовки, вымпелы, книжные закладки, методические разработки, памятки,популяризирующие здоровое питание. Изданы сборники: «Дети пишут о здоровом питании», «История кубанского зернышка». Изданы следующие пособия: для младших школьников «Почувствуй вкус здоровой жизни», для учителей «Разговор о правильном питании со школьниками и их родителями», на основе печатных работ академика Российской Академии Образования, директора Института возрастной физиологии РАО, доктора биологических наук М.М. Безруких, кандидата биологических наук ТА. Филипповой, кандидата педагогических наук А. Г. Макеевой — Образовательная программа «Разговор о правильном питании».

Вызывает интерес результат тестирования родителей учащихся школ (рис. 1) — участников 1-го этапа эксперимента по теме «Роль родительской общественности в организации питания».

Как видим, 32 % родителей хотели бы участвовать в составлении меню, 69 % — осуществлять контроль за качеством питания и т. д.

В настоящее время реализуется 2-й этап эксперимента, перспективы развития проекта включают следующее:

МАМ Ы(Ш)

Участие в составлении меню Ц Контроль за качеством питания ^^ Участие в бракеражной комиссии Воспитание культуры питания Контроль за санитарным состоянием пищеблока

Рис. 1

— реконструкцию здания действующего Комбината школьного питания № 1;

— замену технологического оборудования, закупку холодильного оборудования, посудомоечных машин для обработки современной тары;

— внедрение технологий «шоковой» заморозки в практику изготовления готовой продукции и полуфабрикатов высокой степени готовности в школьно-базовой столовой МОУ СОШ № 29 и на Комбинате школьного питания № 1;

— завершение строительства и введение в эксплуатацию школьной столовой полного цикла в сельской школе № 65;

— привлечение средств частного предприятия ООО «Русь» для инвестирования проекта и внедрения его в школах, расположенных на территории Карасунского внутригородского округа;

— дальнейшее пополнение автопарка;

— внедрение новых технологий доставки готовой продукции с учетом территориальных

особенностей муниципального образования «Город Краснодар», включающего сельские населенные пункты;

— проведение логистического анализа доставки готовой продукции в отдаленные сельские школы;

— усовершенствование схемы локальной сети для доставки готовой продукции в школьные столовые-раздаточные;

— организация механической уборки обеденных залов и помещений школьных буфетов-раздаточных;

— внедрение максимальной механизации процесса погрузочно-разгрузочных работ в школьных столовых;

— проведение централизованного мониторинга организации питания;

— отработка схем и использование современных альтернативных форм и экспересс-методов обслуживания учащихся в школьных столовых;

70

МДМ Ы(Ш)

— дальнейшее привлечение общественности к вопросам организации здорового школьного питания.

Включены в эксперимент все школы города. В 2009 г. предполагается охватить питанием по новым технологиям 65,0 тыс. школьников муниципального образования «Город Краснодар». Изыскание необходимых средств для финансирования мероприятий экспериментального проекта в сумме 220 млн руб.: средства муниципального бюджета — 115 млн руб.; средства краевого бюджета — 45 млн руб.; средства федерального бюджета — 60 млн руб.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Онищенко Г. Г. Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31.08.06 № 30.

2. Конь И.Я., Волкова Л.Ю. Анализ опыта организации школьного питания в Москве: Гигиенические аспекты.

3. Макеева А. Г. Пять принципов рационального питания детей.

4. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Образовательная программа «Разговор о правильном питании».

МАШ (104) 71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.