В статье рассматриваются возможности одновременно*
Вальтер Ирина Викторовна,
педагог дополнительного образования Мун ици пальн ого образовательн ого у чреждени я дополнительного образования детей Центра развития творчества детей и юношества «Факел»
Ямало-Ненецкий Автономный Округ
Творческий педагогический проект по декоративноприкладному творчеству -оригами «Бумажный лабиринт воображения»
Как можно формировать интеллектуальные и эстетические способности ребенка, обеспечивая воспитание художественного вкуса и развитие творческого самовыражения?
Ключевые слова: дидактическая игра, логика, пространственное мышление, интеллект, пространственная трансформация плоского ли* ста, техн ика ор игам н о го складывания
' / Творческий педагогический проект «Бумажный Л лабиринт воображения» является продолжением программы художественно-эстетической направленности по оригами, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся на чальной школы основам искусства оригами. В от личие от уже существующих программ, рассчитан ных на обучение детей дошкольного возраста (авто ры - Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы го дичного обучения оригами в школе (автор - Афонь кин С.Ю.), разработанный проект рассчитан на пол ный курс обучения детей и адаптирован для учащихся начальной школы, которые занимаются в группах продленного дня.
Для воспитанников объединения «Оригами» и старшего возраста организован клуб любителей оригами «Бумажный журавлик», где воспитанники могут не только расширить свои знания по оригами, но и создавать авторские работы в этой технике. Реализация проекта рассчитана на 5 лет
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в тематическое планирование, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Проект включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Пространственная трансформация плоского листа позволяет воспитанникам лепсо, играя, осваивать сложные понятия, решать различные задачи. Каждый воспитанник группы получает возможность проявить свои способности, изучить тех нику оригамного складывания, овладеть различны ми приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, происходит развитие глазомера, развивается память, концентрируется внимание и самодисциплина, активизируется мыслительный процесс, развивается художественный вкус.
Оригами готовит учеников к восприятию многих новых для них предметов. Дети осваивают начальные термины математики: квадрат, диагональ, точка, угол. Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замыслы, ощутить радость творчества.
Занятия по оригами призваны: осознать красоту, научить ребенка мыслить и выражать свои мысли.
В то же время занятия по оригами является эстетическим обучением, призванным служить эстета ческому воспитанию ребенка. Через различные дей ствия с бумагой, в процессе её обработки, примене нии разных способов и приемов дети учатся осмыс ливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Ведение такого вида деятельности вызвано желанием раскрыть для детей полный творчества мир оригами, а также помочь детям преодолеть учебные трудности, связанные с недостаточным разви-
тием мелких мышц руки, неумением пользоваться знаками-символами в учебной деятельности. Предполагается, что данный кружок поможет детям в развитии творческих способностей и пространственного мышления.
Проект нацелен на интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка, через воспитание художественного вкуса и развитие творческого самовыражения, формирование и развитие специальных умений и навыков путем обучения технологическим приемам работы с бумагой.
Задачи проекта:
Обучающие.
• Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
• Обучение различным приемам работы с бумагой.
• Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
• Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
• Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
• Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
• Воспитание интереса к искусству оригами.
• Расширение коммуникативных способностей детей.
• Формирование культуры труда и совер шенство-вание трудовых навыков.
Для достижения хороших результатов работы проекта были разработаны следующие этапы:
I. По дгото вка и р азраоотка мето дияеского материала. Цель, которого совершенствование методической деятельности по декоративноприкладному творчеству - оригами, через подборку и разработку материалов для рабочей тетради по оригами.
II. Реализация проекта. Цель, которого поиск новых форм и методов для обучения
различным приемам работа в технике оригами.
III. Аналитический. Цель, которого оценка результата реализации проекта.
Данный проект находится в реализации два года. Результат этой деятельности призовые места в конкурсах и выставках городского, окружного и регионального уровней.
В результате обучения учащиеся:
- научатся различным приемам работы с бума-
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
- создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с искусством оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работа в коллективе.
Сегодня можно считать доказанным, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются не только в науке, но и на производстве, лучше осваивают и выполняют свою работу, приносят больше пользы. Вообще все изготовленные изделия должны иметь общественно-полезное назначение, то есть возможность его использования в школе, в классе, дома, в украшении, для игры, как подарок.
Оригами - сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фи гурок и декоративньгх вещей. Диапазон возможно стей оригами велик: от простой детской игры до це лого искусства. Оригами - идеальный способ про ведения досуга.
В статье рассматриваются возможные подходы к обуче* особенности совместной творческой деятельности учите*
Михайлова Елена Александровна,
учитель начальных классов ГОУ СОШ №64 г. Москва
Классный час «Сказка за сказкой»
Как сделать школьную жизнь детей яркой, насыщенной и интересной?
Ключевые слова: внеклассные мероприятия, обучение в игре, творческие способности, совместная деятельность учеников, учите* лей, родителей
Т Те секрет, что хорошие родители, отправляя 1_ Хсвоих детей в школу, не только рассчитывают, что они получат там необходимый багаж знаний, но и надеются, что детям будет в школе весело и интересно. Царящая в школе атмосфера во многом зависит от педагогов. Если они подходят к своей работе с энтузиазмом, поощряют творческие начинания ребят, организуют всевозможные мероприятия, на которых ребята могут проявить себя, то и школьная жизнь их подопечных будет яркой и нескучной.
Одним из традиционно популярных способов организации школьного досуга является проведение внеурочных мероприятий. Польза от таких мероприятий очевидна: учитель может реализовать свои творческие задатки и интересные идеи, а ученики получают возможность получше узнать друг друга и учителя, совместить игру и обучение.
Праздники в начальной школе - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Совместная подготовка к праздникам и их проведение не только сплачивают детей, но и учат общению, взаимопониманию, взаимопомощи, способствуют развитию детского творчества, фантазии, воображения. Именно здесь ребенок раскрывается с новой стороны, проявляет свои таланты.
Проведение праздников оказывает положительное влияние и на родителей.
Родители наши главные помощники. Они не только делают костюмы, помогают с оформлением класса и подбором музыки, но и сами участвуют в празд-
Такая коллективная деятельность бывает, как правило, радостной, способствуетустранению конфликтных ситуаций между детьми и родителями, улучшает психологическую обстановку всего коллектива, лишь сильнее сплачивая его.
Лучше всего способности учащихся проявляются при инсценировании сказок. Не секрет, что сказки появились в результате мечтаний людей о поле те, о передвижении со скоростью ветра и о многом многом другом. Как мы видим сейчас, все эти меч тания люди смогли воплотить в жизнь. Поэтому не зря говорят: «Сказка - ложь, да в ней намек - добру молодцу урок».
Сказка за сказкой
Выбирается жюри
Дети делятся на дее команды.
В: Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство - Страна Сказок, Чудес и волшебства. И кто хоть раз побывал в этой стране, остается пленником навеки! Потому что деревья там самые причудливые, горы - самые высокие, терема самые расписные, птицы - самые звонкие, а чудища - самые страшные.
Музыка
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка...
В: Не пристало добрым молодцам по полатям валяться, да на завалинке сидеть, а красным девицам песни распевать, да семечки лузгать. Предлагаю вам отправиться в путь-дорожку: белый свет повидать, да на лкщей посмотреть, себя показать.
Дорожка нам предстоит дальняя. Нужно котомочку собрать с вещами самыми необходимыми. Перед вами волшебный мешок, но в нем не подарки заморские, а предметы сказочные, которые помогут вам в
пути. Вы должны выбрать предмет и назвать его волшебные свойства.
Конкурс №1
(мешок с предметами, для каждой команды по 3-4 предмета с описанием волшебных качеств: живая вода, яйцо, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, яблоко).
В: Котомки собрали и в путь?
Музыка
В: Вот мы и на месте. Но почему ворота в сказку закрыты? Почему стражники такие сердитые?
1-й стражник: А это кто? Почему они тут все расселись? Что здесь вообще делают? Они что не знают, что в нашу страну может войти лишь тот, кто любит и знает сказки?
2-й стражник: Неучам и невеждам в ней нет места. Да мы их не можем просто так пропустить в страну Сказок, Чудес и Волшебства.
3-й стражник: Надо устроить им испытание! Пусть покажут, какие они вежливые и воспитанные. Только тогда они смогут отомкнуть печать на карте нашей страны. А карта укажет дальше путь.
Конкурс №2. Представление детей.
Сказка «Вежливое слово»
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ежик пожилой
Притащился чуть живой...
- Подходите,
Ежик, Ежик!
Вам билет
В каком ряду?
- Мне-поближе:
Плохо вижу.
Вот СПАСИБО!
Ну, пойду.
Говорит Овечка:
- Мне - одно местечко!
Вот мое БЛАГОДАРЮ -Доброе словечко.
Утка:
- Кряк!
Целый ряд
Для меня и для ребят!
11 достала Утка ДОБРОЕ УТРО.
А Олень:
- ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Если только вам не лень, Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил Мне, жене и дочке Во втором рядочке Дайте лучшие места,
Вот мое
ПОЖАЛУЙСТА!
Говорит Дворовый Пес:
- Поглядите, что принес!
Вот мое ЗДОРОВО -Вежливое слово.
- Вежливое слово?
Нету вас другого?
Вижу в вашей пасти ЗДРАСГИ
А ЗДОРОВО бросьте. Бросьте!
- Бросил! Бросил!
- Просим! Просим!
Нам билетов - восемь! Восемь! Просим восемь Козам, Лосям, БЛАГОДАРНОСТЬ вам приносим.
- И вдруг, отпихнув Старух, стариков,
Петухов, барсуков...
Вдруг ворвался Косолапый, Отдавив хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого...
- Касса, выдавай мне билет!
- Ваше вежливое слово?
- У меня такого нет.
- Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
- Мне-билет!
- Нет и нет
Не стучите - мой ответ Не рычите - мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушел он со слезами,
И пришел к мохнатой маме.
Мама шлепнула слегка Косолапого сынка И достала из комода Очень вежливое что-то... Развернула, и встряхнула,
И чихнула, и вздохнула:
- Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
ИЗВОЛЬ... ПОЗВОЛЬ...
Их давно уже съела моль!
Но ПОЖАЛУЙСТА... ПРОСТИ... Я могла бы их спасти!
Бедное ПОЖАЛУЙСТА,
Что от него осталось-то?
Это слово золотое,
Это слово залатаю! -Живо-живо положила Две заплатки...
Все в порядке!
Раз-два! Все слова Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
ДО СВИДАНЬЯ,
ДО СКАКАНЬЯ И еще до кувырканья
УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС...
И десяток про запас.
- На, сыночек, дорогой,
И всегда носи с собой!
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются За вежливое слово.
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног Подбегает к кассе...
- ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА! ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!
И кассир дает билеты -Не один, а цельтх три!
- С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ! -И кассир дает билеты -
Не один, а цельтх пять.
- ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ! ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!
И кассир от восхищенья Постоял на голове!
И кассиру во всю силу Очень хочется запеть: «Очень-очень-очень-очень-Очень вежливый Медведь».
- БЛАГОДАРЕН! ИЗВИНЯЮСЬ!
- Славный парень!
- Я стараюсь!
- Вот какая умница!
Вот идет Медведица,
И она волнуется,
И от счастья светится!
- Здравствуйте Медведица!
Знаете медведица,
Славный мишка ваш сынишка,
Даже нам не верится!
- Почему не верится? -Говорит Медведица. -
Мой сыночек - молодец!
До свидания! Конец!
2-й стражник: Испытанье вы прошли, чуть утраты понесли. Но зато теперь я вам карту чудную отдам.
Разворачивается карта и вешается на доску.
В: Теперь карта, как волшебный клубочек укажет нам путь! И вот оказались мы в лесу дремучем, нехоженом. .. Т-с-с слышите кто-то говорит?
Сказочница: Здравствуйте гости дорогие! Не стесняйтесь! Располагайтесь поудобнее. Я Сказочница. А как вы в нашу страну попали? Небось, сказки любите? Вижу, долго уже идете, вот и отдохните у меня. А я вам загадки загадаю...
Конкурс№ 3. Сказочныезагадки (сказочницаза-гадывает по три загадки каждой команде).
В: Уф! Воти вышли мы из леса. Кудаженамнапра-вится. Наверное в тридесятое царство-государство. И впереди нас ждет дворец царский!
Царь: Ой, вы гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
Обычно цари в сказках давали по три задания. Я тоже решил вам испытание устроить. Царь я или не царь! Прошу вас ребята показать царю-батюшке какие вы смелые да умелые.
Конкурс №4. Спортивные состязания.
- Прыжки с шариком
В: Долго ли, коротко ли, шли путники по стране сказок, Чудес и волшебства, но очутились возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в нее попасть? Какие слова сказать нужно?
Дети: Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне передом.
Выходит Е.А. (учитель): Какие гости дорогие ко мне сегодня пожаловали! Как я вам рада, а то со-
всем меня позабыли-позабросили! До чего дошло -стороной обходят, злыдней считают! А я вовсе не такая. Я даже очень хорошая! Вот на досуге сказочки почитываю... Что вы удивляетесь? А кого вы ожидали увидеть? Бабу Ягу? А я вам задание приготовила...
Конкурс № 5. Кроссворд.
В: Пока дети отгадывают кроссворд, мы найдем занятие и для родителей. Конкурс для родителей «Цветные сказки».
В: А за избушкой дорожка идет. И ведет она к хозяйке болота. Как ее зовут? (Кикимора) Страшно идти по болоту: под ногами вода хлюпает, ноги глубоко в мох проваливаются. Как же нам задобрить Кикимору, чтобы она нас через свое болото пропустила? Давайте мы время терять не будем, а поиграем.
Конкурс № 6. Пословицы.
В: Вижу вы люди знающие и ученые. Много сказок прочитали. Давайте посмотрим куда нам путь держать, что нам карта показывает? Тут еще одно препятствие есть - горы! Как же нам через них перебраться? Кого мы там увидим?
Осень: Здравствуйте ребята? Отгадайте кто я? Мои дети это три месяца: сентябрь, октябрь и ... Правильно, я Осень! И впереди вас ждут каникулы? Как мы их называем? И задания я вам приготовила осенние... Кто у нас учил загадки? Давайте их отгадывать.
Конкурс № 7. Осенние загадки (каждая команда загадывает по 3-4 загадки про овощи).
В: А еще осень приготовила вам конкурсы. Кто хочет побегать и попрыгать?
Конкурс № 8. Осенние состязания.
- Собери набор для борща.
- Картошка в ложке
- Откусить огурец
В: Воти заканчивается наше путешествие по стране сказок, Чудес и волшебства! Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит нам открыть книжку сказок, и в путь! А теперь вспомним слова, которыми заканчивались наши сказки «и стали они жить-поживать, да до-