УДК 371.625.2-058 Лунегова Т. Ю.
Детский клуб «Жихарка» как форма адаптации детей-мигрантов
Аннотация: В статье описан опыт организации клубной деятельности с детьми-мигрантами в начальной школе. Приведены формы, методы работы в клубе, указана тематика занятий. Автор характеризует результаты работы, приводит трудности, с которыми сталкивается руководитель в процессе организации клубных занятий.
Ключевые слова: дети-мигранты, клуб, адаптация.
Многие современные исследования свидетельствуют о том, что количество детей-мигрантов в российских школах увеличивается с каждым годом. Доказательством этого процесса являются статьи в социологических и педагогических журналах, посвященные проблемам обучения иноязычных детей в массовых школах [6]. Но в законодательной базе РФ нет четкого определения понятия «дети-мигранты». В Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) отмечается, что «иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства» [1]. Соответственно дети-мигранты - это дети, родителями которых являются вышеуказанные граждане, или, точнее, дети как из ближнего, так и из дальнего зарубежья, для которых русский язык не является родным.
Основной задачей педагогов при работе с такими детьми является их социально-психологическая адаптация к новой культурной среде, системе образования. Социально-педагогическую адаптацию мы понимаем как активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного ближайшего социального окружения человека.
Процесс социально-педагогической адаптации детей-мигрантов к школьной среде сопровождается рядом трудностей:
• обучающиеся плохо владеют русским языком;
• у детей-мигрантов недостаточно развиты навыки общения;
• незнание такими детьми норм, ценностей, традиций, характерных для русской культуры;
• низкая учебная активность на уроках.
Анализ школьной практики и документации показывает, что основными формами работы по адаптации детей-мигрантов являются следующие: классный час, кружки и факультативы разной направленности (танцевальные, художественные, интеллектуальные), включение детей в олимпиады, конкурсы, викторины, индивидуальные занятия по русскому языку, диагностика, наблюдение и беседы психолога, дополнительные задания по предметам на дом, посещение группы продленного дня.
Перечисленные мероприятия не всегда носят системный характер и не позволяют решить проблемы во взаимодействии школы и обучающихся разных национальностей.
В МАОУ «СОШ № 25» обучаются дети разных национальностей: узбеки, таджики, армяне, азербайджанцы. В начальных классах они составляют около 6-8% от общей численности младших школьников, т. е. это по 3-5 человек почти в каждом классе.
В начале учебного года в школе проводилась диагностика уровня социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской всех детей начальных классов,
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что большинство ребят имеют трудности в социально-психологической адаптации. Зона неполной адаптации обозначает наличие трудностей в учебной деятельности, частичное усвоение школьных норм, неуспешность социальных контактов, эмоциональное неблагополучие. Особенно это проявляется в нарушении правил поведения на перемене, в конфликтах с одноклассниками, отсутствии дружеской поддержки на переменах и уроках.
Для решения проблемы адаптации детей-мигрантов в МАОУ «СОШ № 25» используется клубная деятельность. В разработанном положении МАОУ «СОШ № 25» отмечается, что клубная деятельность в школе рассматривается как часть воспитательной системы школы, объединяющая школьников по интересам. Под клубным объединением (клубом) понимается добровольное объединение учащихся, основанное на общ-
в том числе и детей-мигрантов [2]. Ниже представлены данные социально-психологической адаптации детей-мигрантов на сентябрь 2014/15 учебного года (рис. 1).
ности интересов, запросов и потребностей в совместной деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.
В рамках клубной деятельности в нашей школе был создан детский клуб «Жихарка» для детей-мигрантов с 1-го по 4-й класс.
Цель клуба - создание условий для социально-психологической адаптации детей-мигрантов в общеобразовательном учреждении.
Задачи клуба:
- предупреждение возникновения проблем в адаптационный период;
I количество учащихся
зона зона нарушение
адаптации неполной адаптации адаптации
Рис. 1. Результаты диагностики социально-психологической адаптации детей-мигрантов
- развитие умений и навыков речевого общения на русском языке;
- формирование культурной компетентности обучающихся;
- воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур;
- воспитание толерантного сознания учащихся школы.
За основу занятий были взяты курс «Воспитание нравственных качеств» Л. В. Мищен-ковой [3], программа социально-личностного развития дошкольников «Познаю себя» М. В. Корепановой, Е. В. Харламовой [4], пособие «Обучаем читать и писать без ошибок» Т. П. Бессоновой [5].
Встречи в клубе проходили по 1-1,5 часа один раз в неделю в течение всего учебного года. Структура занятия включала в себя: ритуал приветствия, коммуникативные игры, упражнения, обучающие задания, творческие задания, чаепитие, ритуал прощания.
Ритуал приветствия был организован в виде общего круга, где ребята знакомились (если это были первые занятия или приходили новые участники) и высказывали свои предположения и желания по поводу предстоящего занятия.
Основными формами и методами на занятиях были: игры и упражнения на развитие навыков общения, на самопознание, просмотр, чтение и обсуждение отрывков из мультфильмов «Лунтик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы», «Гадкий утенок», «Просто так», «Ежик должен быть колючим», русских народных сказок «Терем-теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», стихотворений Барто, Маршака, Михалкова, рисование, лепка, конструирование из бумаги, беседа, инсценировка, логопедические упражнения.
Ритуал прощания представлял собой общий круг, где ребята высказывали свое мнение о занятии и отмечали, что больше всего им понравилось и запомнилось сегодня.
Основные блоки занятий: «Королевство дружбы», «Царство сказки», «Страна дорожных знаков», «Страна добра и зла», «Королевство вежливости», «Царство семьи», «Страна трудолюбия», «Государство Россия», «Царство здоровья», «Королевство природы», «Царство красоты».
Внутри них были такие темы занятий, как «О хорошем и плохом», «В мире любимых сказок», «В гостях у русских сказок», «В царстве Мойдодыра», «Учимся приходить на помощь», «Учимся быть добрыми», «Приглашаем гостей», «Мы такие разные» и другие.
Больше всего ребятам нравились игры на взаимодействие «Поменяйтесь местами те, кто...», «Нарисуй подарок другому», «Путаница», «Водяной», «Построй квадрат/круг/овал с закрытыми глазами», «Почтальон», творческая деятельность, когда участники совместно создавали какой-либо продукт (коллаж «Добрый человек», солнышко дружбы, макет города, аппликация «Сказочные герои», поделка из пластилина «Флаг РФ», рисунок ладошками «Мы такие разные, но мы вместе» и др.), инсценирование русских народных сказок, чаепитие, на котором происходило общение между детьми, они делились своими эмоциями, увлечениями, осваивали культуру поведения и общения.
Такие виды деятельности давали возможность детям-мигрантам не просто выполнять задания более старших ребят, но и самим быть активными участниками игр, управлять другими детьми, принимать на себя роль разных персонажей, выбирать то, что им нравится, и осуществлять это, быстро находить ответ и не бояться ошибиться в игровой ситуации.
Для примера приведем планы занятий по темам «О хорошем и плохом», «Настоящий друг».
«О хорошем и плохом»
1. Круг приветствия.
2. Добрые и злые сказочные герои.
- Разделите всех сказочных героев на группы. На какие группы можно их разделить?
- Верно, на добрых и злых, хороших и плохих.
3. Тема занятия.
- Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? Сегодня мы с вами поговорим о добре и зле.
4. Видео «Фунтик - Доброта».
- Как вы считаете, что в мире важнее доброта или злость?
- Давайте мы с вами посмотрим, что нам говорят герои мультфильма «Приключения поросенка Фунтика» (просмотр видео).
- Вы услышали от Фунтика, что важнее? (Доброта.)
5. Игра «Топай - хлопай».
- Сейчас проверим, а умеете ли вы отличать добрые поступки от злых? Поиграем в игру «Топай - хлопай». Я называю поступок человека, если он добрый и хороший -то вы хлопаете, если нехороший, злой -топаете.
• Во время игры Никита нечаянно толкнул товарища. Тот упал. Никита засмеялся.
• Катюша выучила много вежливых слов, но применяет их только со взрослыми, а с ребятами грубит.
• Сережа при входе в школу всегда пропускает вперед учителей, завуча, директора, но никогда не делает этого по отношению к уборщицам.
• Марина перед сном всей семье желает спокойной ночи, даже кошке Дуняшке.
• Антон старательно выполняет домашние задания, но только в том случае, когда ему за это родители пообещают денежное вознаграждение.
• Оля очень любит бабочек, поэтому все лето проводит на поляне, гоняясь с сачком за бабочками для пополнения своей коллекции.
• Вася - очень веселый мальчишка. Он придумал каждому однокласснику прозвище-дразнилку.
• В свой день рождения Ирочка принесла в класс конфеты и угостила всех одноклассников.
• Мариночка всегда помогает маме прибраться в квартире и полить цветы.
6. Доскажи слово.
- Добрые поступки вы знаете и, наверное, тоже так хорошо себя ведете, а сейчас мы поиграем в другую игру. Вспомним вежливые слова, которые вы тоже всегда говорите. Я читаю вам стихотворение, а вы мне договариваете последние слово. Для этого вам будут подсказки на карточках:
- растет даже ледяная глыба от слова теплого... (спасибо);
- зазеленеет старый пень, когда услышит. (добрый день);
- когда нас бранят за шалости, говорим. (простите, пожалуйста);
- чтобы легче ехать и идти, желают. (доброго пути);
- если больше есть не в силах, скажем маме мы. (спасибо);
- в любой компании на прощание говорят. (до свидания).
7. Доброе сердце.
- Ребята, а вы знаете, где живет доброта? Доброта живет в нашем сердце, словах и наших поступках.
- Посмотрите на это сердце. Как мы можем сделать его ярким, теплым и добрым?
- Давайте наполним его своими добрыми делами. А наполнять его мы будем так: выбираем любое сердечко, кладем его в коробочку, вспоминаем свой добрый поступок. Потом расскажем о нем всем нашим ребятам (ребята выбирают любое сердце, садятся на место, рассказывают о своем добром деле).
- Пусть наши сердца всегда остаются такими же добрыми!!!
Круг прощания.
«Настоящий друг»
Приветствие.
1. Игра «Волшебный мяч».
Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, рассказывает о том, что он больше всего любит, и бросает мяч другому игроку, при этом произносит слова: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи».
Сегодня мы попали в королевство Дружбы. Как вы думаете, кто живет в этом королевстве? В королевстве дружбы живут друзья. А кто называется другом?
Друг - это человек, который играет с вами вместе и не ссорится, а также всегда помогает в трудную минуту.
Вот какая песенка играет в королевстве дружбы. Песенка «<Улыбка».
А чтобы узнать, какой должен быть настоящий друг, мы сейчас с вами поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете, если согласны «да-да-да», а если не согласны «нет-нет-нет».
2. Игра «Да-да-да, нет-нет-нет».
- Будем крепко мы дружить?
- Да-да-да.
- Нашей дружбой дорожить?
- Да-да-да.
- Мы научимся играть?
- Да-да-да.
- Друг другу будем помогать?
- Да-да-да.
- Друга нужно разозлить?
- Нет-нет-нет.
- А улыбку подарить?
- Да-да-да.
- Друга стоит обижать?
- Нет-нет-нет.
- Чай с друзьями будем пить?
- Да-да-да.
- Будем крепко мы дружить?
- Да-да-да.
3. Есть у русского народа разные пословицы и поговорки про дружбу. Послушайте их и подумайте, как их объяснить.
4. В королевстве дружбы все любят смотреть мультики, вот королева предлагает и вам посмотреть. Просмотр мультика про Лунтика «Настоящий друг». Кто из героев настоящий друг кузнечика? Почему?
А почему гусеницы не настоящие друзья?
5. Инсценировка сказки.
Сейчас послушайте сказку «Репка». Кто уже знает ее? Один читает, другие выбирают героя, изображают его.
Ребята, а теперь скажите, благодаря чему выдернули репку? Правильно, благодаря дружбе, потому что все персонажи общими усилиями, т. е. дружно, вытянули репку.
6. Игра «Топ-хлоп».
Если я называю плохой поступок, если так друзья не делают - вы топаете ногой. Если друзья так поступают и это хороший поступок, то хлопаете один раз в ладоши.
Поступки: драться, ругаться, обманывать, помогать в трудную минуту, делиться игрушками, отбирать вещи, дарить подарки, улыбаться, кусаться, толкаться, дразниться, заботиться, угощать вкусными конфетами, приглашать в гости, вместе рисовать.
7. Стихотворения о дружбе (читают ведущие).
Послушайте, какие стихотворения висят на воротах королевства дружбы.
8. Игра «Собирайтесь, дети, в круг».
- Собирайтесь, дети, в круг (дети берутся за руки и идут по кругу).
- Ты мой друг, и я твой друг (показывают ладошкой на себя и на своего товарища).
- Вместе за руки возьмемся (берутся за руки).
- И друг другу улыбнемся.
- Мы одна дружная и крепкая семья (по одной руке в центр круга, рука на руку).
Прощание.
Данные занятия проводились группой русскоязычных обучающихся 4-5-го класса
под руководством социального педагога. При этом подготовка детей-ведущих осуществлялась на совместной встрече руководителя клуба и учащихся один раз в неделю. На встречах с ребятами выбиралась тема, обсуждались цели, задания, игры и упражнения. Дети дома готовились и приходили до начала занятий для репетиции. В конце каждого занятия с учащимися-ведущими проводилась рефлексия.
Детям-ведущим нравилось не просто воспроизводить данный им материал, а самим предлагать свои игры, задания, упражнения для детей. А также в ходе проведения занятия выявилась интересная особенность: учащиеся 4-5-х классов сами с удовольствием включались в творческие или практические задания, выполняли их наравне с детьми и были очень этим увлечены. Поэтому руководителю клуба необходимо предусматривать эту особенность и готовить материалы и для старших детей.
По наблюдениям классных руководителей, участники клуба проявляют активность на уроках, увереннее и спокойнее участвуют в групповой работе, посещают внеклассные
В конце учебного года для оценки результатов работы была проведена повторная диагностика социально-психологической адаптации и выбраны следующие показатели:
• уровень социально-психологической адаптации;
• успеваемость;
• занимаемый статус в классе: «Звезды», «Предпочитаемые», «Принятые», «Непринятые», «Отвергнутые».
В итоге проведенной клубной работы мы можем говорить о следующих результатах.
Данные по диагностике за май 2014/15 учебного года показывают повышение уровня социально-психологической адаптации детей-мигрантов, которые постоянно посещали в течение года занятия в клубе, и их успешную адаптированность к школе (рис. 2).
мероприятия. Есть обучающиеся, которые занимают призовые места в очных и дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах, НПК. Учителя отмечают, что к концу года
12 10 8 6 4
10 1
2 ■
0
I количество учащихся
зона зона нарушение
адаптации неполной адаптации адаптации
Рис. 2. Результаты диагностики социально-психологической адаптации детей-мигрантов
уменьшается количество устных и письменных ошибок в речи, снижается количество ошибок в произношении слов, в постановке ударений и использовании слов при разговоре.
Результаты диагностики показывают положительное или нейтральное отношение детей-мигрантов к школе; такие обучающиеся занимают в классе разные статусы, но чаще это «принятые» и «предпочитаемые», статуса «отвергнутый» среди участников клуба нет.
Несмотря на наличие положительных изменений в поведении и обучении детей-мигрантов, в ходе работы клуба мы сталкивались со следующими затруднениями:
• отсутствие апробированных методик по работе с детьми-мигрантами;
• родители детей-ми грантов не соглашались на посещение клуба своим ребенком из-за неприязни к детям другой национальности;
• трудности координации обучающихся из разных классов из-за разного количества уроков, разных смен и занятости в дополнительном образовании;
• русскоязычные дети-ведущие не всегда были согласны на проведение занятий с ребятами других национальностей.
Учет данных трудностей позволит эффективно организовать деятельность клуба и достигать положительных результатов в социально-психологической адаптации детей-мигрантов при организации соответствующей помощи и психологической поддержки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ
1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017).
2. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002. - 208 с.
3. Мищенкова Л. В. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»: метод. пособие. М.: РОСТкнига, 2014. - 208 с.
4. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя: метод. рекомендации по социально-коммуникативному развитию детей 3-7 лет. М.: БАЛАСС, 2015. - 160 с.
5. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. М.: Аркти, 2007. - 360 с.
6. Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в ХХ-ХХ1 веках: сборник материалов V Международной научно-практической конференции (30 ноября - 2 декабря 2015 г.) [Электронный ресурс] / отв. за выпуск Н. П. Копцева. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. С. 370.