Научная статья на тему 'Адаптация детей-мигрантов в условиях образовательной организации'

Адаптация детей-мигрантов в условиях образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4763
636
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ / РЕГЛАМЕНТ АДАПТАЦИИ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ БАРЬЕРОВ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРИЖИВАЕМОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погребицкая Екатерина Михайловна

В статье рассматривается практика общеобразовательной школы в аспекте адаптации и приживаемости детей-мигрантов. Предложен алгоритм работы по преодолению языковых и социокультурных барьеров. Раскрываются эффективные подходы к обучению детей-мигрантов русскому языку, налаживанию общения с одноклассниками, культурному обогащению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация детей-мигрантов в условиях образовательной организации»

УДК 37.035.2 Погребицкая Е.М.

Адаптация детей-мигрантов в условиях образовательной организации

В статье рассматривается практика общеобразовательной школы в аспекте адаптации и приживаемости детей-мигрантов. Предложен алгоритм работы по преодолению языковых и социокультурных барьеров. Раскрываются эффективные подходы к обучению детей-мигрантов русскому языку, налаживанию общения с одноклассниками, культурному обогащению. Ключевые слова: дети из семей мигрантов в общеобразовательной школе, регламент адаптации, преодоление языковых и социокультурных барьеров, управление процессом приживаемости.

В настоящее время Россия аккумулирует крупные миграционные потоки, что обусловлено разницей в экономическом развитии стран постсоветского пространства. В ближайшем будущем потребность нашей страны в привлечении как постоянных, так и временных мигрантов останется стабильной. Это связано с естественной депопуляцией населения, продолжавшейся в 1993-2011 гг., и небольшим естественным приростом в 2012-2014 гг.

Главные миграционные партнеры России - страны СНГ. Они обеспечивают большую часть постоянного миграционного притока населения нашей страны, в т.ч. три четверти потока временной трудовой миграции. Следует отметить, что миграция вносит значимый вклад в социально-экономическое и демографическое развитие России, обеспечивая компенсацию естественной убыли населения, тормозя демографическое старение, обеспечивая приток рабочей силы,выравнивая диспропорции на рынке труда, осуществляя вклад в развитие отдельных отраслей (строительство, сфера услуг, горнодобыча, сельское хозяйство, транспорт).

Исследование, проведенное Центром миграционных исследований совместно с Институтом народно-хозяйственного прогнозирования РАН в 2010 г., показало, что 12% мигрантов приезжают в Россию с

детьми. Наибольшие проблемы в адаптации и приживаемости мигрантов и детей мигрантов связаны с языковым и социокультурным барьерами. Они препятствуют успешному вовлечению детей мигрантов в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности. Сложность включения в иную культурную среду, трудность освоения русского языка, отсутствие представлений о нормах и базовых ценностях культуры российского общества, незнание особенностей повседневного быта и норм межличностного общения, трудности коммуникации в ученическом коллективе и с пе-дагогическим персоналом, нелегко решаемые вопросы освоения учебного материала - вот основные проблемы, с которыми сталкиваются дети мигрантов. Мигранты, особенно дети, порой с трудом интегрируются в сообщество с другой культурой. Изменить свое мышление, психологические установки, усвоить новые правила поведения детям-иностранцам оказывается очень непросто.

Вместе с тем современная школа не в полной мере готова к приходу таких детей и созданию благоприятных условий для их адаптации. Это касается педагогов, имеющих мало опыта и навыков работы с детьми мигрантов, администрации школ, редко идущей навстречу интересам приезжих, а также их сверстников-представителей автохтонной

группы, относящихся к мигрантам с непониманием или даже враждебностью, а также материальной составляющей образовательной среды. В связи с этим возникает необходимость в создании регламента и отработки алгоритма действий администрации школы и учительского сообщества при поступлении ребенка из семьи мигрантов в образовательную организацию.

Приступая к разработке этого регламента, коллектив нашего образовательного учреждения исходил из того, что процесс адаптации происходит на трех уровнях:

обучение - повышение уровня овладения русским языком (как устным, так и письменным), преодоление отставания в овладении традиционными предметами школьного цикла;

общение - налаживание процесса межличностного взаимодействия с одноклассниками;

культурное обогащение - развитие творческих способностей учащихся-мигрантов, осознание ими истории и особенностей современной жизни принимающего общества, создание условий для положительного отношения к ним со стороны одноклассников, формирование готовности детей-мигрантов следовать предписываемым подросткам и молодежи культурным образцам. Другая сторона этого процесса - включение детей-мигрантов в местную подростковую и молодежную культуру, что происходит на фоне трансформации этнической и языковой среды мигрантов.

Адаптация вызывает необходимость введения в действие новой управленческой схемы взаимодействия участников образовательного процесса (рис.1), которая будет действовать в период адаптации детей-мигрантов, а также необходимость создания соответствующей нормативно-правовой базы.

Рис. 1. Схема взаимодействия участников образовательного процесса

в период адаптации

Организация условий для успешной адаптации детей-мигрантов происходит, как уже отмечалось, одновременно на трех уровнях: На уровне обучения формируются дифференцированные группы для внеурочных занятий по русскому языку или организуются индивидуальные занятия. Педагоги проблемно-творческой группы разрабатывают индивидуальные образовательные траектории для погружения детей в предметную языковую среду с учетом уровня

Использование индивидуального образовательного маршрута - необходимое условие более быстрого «вхождения» ученика-мигранта в языковую среду и работы по преодолению «отставания» в освоении образовательных программ изучаемых в школе дисциплин. Для каждого прибывшего в школу мигранта целесообразно разработать траекторию обучения с учетом его возможностей и прошлого языкового опыта. Следует отметить, что при одинаковом возрасте учеников в одном случае потребуется лишь обучение терминологии специальных предметов (геометрии, физики, биологии и т.п.), а в другом - привлечение учителя начальных классов, преподавателя русского языка и логопеда на уроки геометрии, физики и др. Максимальное включение в языковую

знаний, психологических особенностей и закономерностей этнокультурной адаптации, используя разработанные учебники по русскому языку и литературному чтению для детей-мигрантов и переселенцев, а также методики преподавания русского языка и литературы в полиэтнических школах. Для помощи учителям подготовлены методические рекомендации, содержащие в том числе поурочные разработки (см. табл. 1).

среду предполагает обучение в смешанных классах, где учатся как мигранты, так и дети, для которых русский язык родной. Наряду с этим необходимо обязательное посещение детьми-мигрантами консультаций по русскому языку. Целесообразно организовать (при возможности дополнительного финансирования) интенсивные (ежедневные) краткосрочные курсы по овладению русским языком. В нашей практике подобный курс продолжается два месяца и предусматривает промежуточный и итоговый контроль степени овладения языковым материалом.

На уровне общения организация работы по адаптации детей-мигрантов реализуется в условиях не только учебной, но и внеурочной деятельности. Следовательно, важнейшим этапом языковой работы явля-

Таблица 1

Варианты организации обучения детей-мигрантов

Варианты организации обучения условия организации обучения методическое обеспечение

- Подготовительное обучение (в смешанной группе учащихся-мигрантов); - интеграция в основные группы учащихся с оказанием поддержки в соответствии с потребностями детей; - обучение новому языку как иностранному; - двуязычное обучение; - использование индивидуального плана обучения - Параллельно с другими уроками в рамках учебного плана; - в форме, когда на уроке работают сразу два педагога: предметник и учитель русского языка; - как дополнительный курс (после регулярных занятий) - Традиционные учебники по русскому языку как родному; - учебники по русскому языку для национальных школ; - специальные пособия по русскому языку как неродному; - подборки упражнений для эффективного усвоения наиболее трудных для детей-мигрантов тем

ется введение ребенка-мигранта сначала в школьную микросреду, а затем постепенное расширение ее рамок до всех сфер и ситуаций общения. Эффективным началом такой работы является проведение презентационного классного часа на тему «Давайте познакомимся!» с элементом введения информации об истории страны, откуда прибыли дети-мигранты, знакомства с вкладом представителей этого государства в науку и искусство, с особенностями уклада жизни.

Важную роль в адаптации детей-мигрантов играют психологические тренинги, направленные на сплочение коллектива класса, куда определен ребенок, которые работают на предупреждение возникновения конфликтогенных ситуаций. На основании нашей практики можно предложить примерные темы подобных тренингов: «Здравствуй, это - я!», «Как найти друзей в новом коллективе», «Этот разноцветный мир», «Способы разрешения конфликтов». Обязательным является проведение психологической диагностики ребенка на начальном, промежуточном и итоговом этапах адаптации с использованием традиционных психологических методик.

Классным руководителем и педагогом-психологом из одноклассников ребенка-мигранта формируется группа ребят, способных помочь новому члену коллектива адаптироваться в условиях российской языковой и социокультурной среды. Создается временное детское объединение, члены которого выступают в качестве шефов, волонтеров, способных сыграть главную роль в социальной адаптации ребенка-мигранта. Главная задача этого сообщества состоит в том, чтобы способствовать реализации программы «Мы - вместе!», направленной на ежедневное общение и взаимодействие школьника-мигранта с окружающими. Дети-волонтеры организуют экскурсии по школе (библиотека, спортзал, актовый зал, столовая и т.п.) и по городу (площади, парки,

культурные и спортивные объекты и т.п.); организуют посещение театров, музеев, выставочных залов и походы в кино; включают детей-мигрантов в организацию праздников, игр, соревнований. Дети данной группы могут иметь ряд преимуществ, которые школа устанавливает самостоятельно, исходя из своих материальных и нематериальных возможностей, а также носить отличительную форму (толстовки, футболки, бейсболки с логотипом движения «Мы вместе!»), что является для детей немаловажным фактором в условиях использования унифицированной школьной формы.

Культурное обогащение предполагает организацию целенаправленного досуга, знакомство с историей, культурой, местными традициями через цикл межкультурных мероприятий, участие детей-мигрантов в спортивно-оздоровительных, культурно-просветительских, туристско-краеведческих и других внеклассных мероприятиях школы в соответствии с годовым планом работы. Акцент при этом делается на создание ситуации успешности для детей-мигрантов через моделирование общешкольных традиционных сценариев.

Культурное взаимодействие открывает большие возможности для обогащения клубной жизни школы, что позволяет решать не только образовательные задачи, но и задачи по адаптации ребенка-мигранта в социум. При этом клубная жизнь привлекательна как для детей, так и для их семей, поскольку клуб становится важной составной и при этом открытой для семьи ребенка-мигранта частью адаптационного процесса. Положительный результат данного вида деятельности распространяется и на представителей автохтонной группы, так как появляется возможность развития толерантности, освоения новых, современных направлений клубной деятельности.

По завершении адаптационного периода работы с ребенком-мигрантом осу-

ществляются контрольные мероприятия по определению эффективности его адаптации: изучается уровень владения русским языком, качество знаний по предметам традиционного школьного цикла, проверяется усвоение норм поведения, успешность в социальных контактах, эмоциональное благополучие.

Нами предлагаются следующие формы итогового контроля результативности процесса адаптации.

На уровне обучения организуется тестирование уровня владения русским языком по следующим параметрам:

- устная речь,

- письменная речь.

Ответственный за тестирование - учитель русского языка.

На уровне общения организуется тестирование, которое проводит педагог-психолог, по следующим параметрам:

- определение уровня школьной мотивации,

- определение уровня познавательной активности детей мигрантов,

- выявление особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка,

- определение уровня коммуникативной компетенции.

На уровне культурного обогащения изучается степень активности и успешности детей-мигрантов в мероприятиях:

- «Ярмарка ремесел»»

- «Карнавал дружбы»

- «Фестиваль моды»

- «Молодежный парламент»

- «Умные игры»

- «Ночной дозор» и т.п.

Тестирование уровня толерантности

проводится с использованием следующих инструментов: методики диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), опросника для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик), экспресс-опросника

"Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). Эти замеры производят классный руководитель и педагог-психолог.

Коррекция планов дальнейшей работы с ребенком-мигрантом осуществляется на основе проведенных итоговых тестов и мероприятий. По результатам оценки хода и результатов адаптации разрабатываются предложения по совершенствованию процесса дальнейшей работы с ребенком.

Предложенная и реализуемая в нашей школе модель позволяет решать ключевые проблемы адаптации детей-мигрантов: качественное овладение русским языком, освоение социокультурной среды, обеспечение психологического сопровождения процесса обучения для данной целевой группы. Проведение мероприятий, направленных на сплочение классных коллективов, позволяет детям успешно обучаться в образовательной организации. Внедряемая модель многовекторная, она позволяет детям-мигрантам и их родителям ощущать себя гражданами многонационального и поликультурного российского социума. Реализация модели позволяет включить детей-мигрантов и их семьи в социальное и культурное пространство, осуществить целенаправленное воспитание установок законопослушания и уважения к традициям страны проживания, обеспечения возможности участия в жизни местного сообщества.

Реализация проекта позволила МАОУ «СОШ № 25» накопить значительный опыт работы с детьми мигрантами и стать Центром инновационного опыта (ЦИО) по его распространению.

Приводим план проведенного семинара для педагогов школ Пермского края «Первичная адаптация детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы», который раскрывает ключевые направления работы нашего образовательного учреждения в этом аспекте.

Центр инновационного опыта маоу «сош № 25» г. Перми представляет практический семинар «Первичная адаптация детей мигрантов в условиях общеобразовательной школы»

12 ноября 2015 года

№ Формы работы и содержание семинара Педагоги, ответственные за проведение мероприятия Время

1 Встреча и регистрация гостей 9:30 - 10:00

2 Приветственное слово. Методологические и теоретические основы адаптации ребенка-мигранта в условиях современной российской школы, презентация проекта «механизм адаптации детей-мигрантов в условиях образовательной организации» Погребицкая екатерина михайловна, директор, «Почётный работник общего образования РФ» 10:00 - 10:30

3 3.1. Семинары-практикумы «особенности обучения детей-мигрантов: уроки и индивидуальная работа» Просмотр видеофрагментов уроков, индивидуальных занятий, коллективный анализ достоинств и рисков используемых в работе с детьми-мигрантами педагогических технологий. Бармина марина Федоровна, учитель начальных классов высшей категории. шмакова елена геннадьевна, учитель начальных классов первой категории. Тихомирова марина Александровна, учитель начальных классов. завгородних любовь Федоровна, учитель русского языка и литературы первой категории. золотова надежда Валерьевна, учитель математики первой категории 10:30 - 11:20

3.2. «совершенствование навыков беглого чтения при работе с мигрантами в начальной школе». Педагог представит приемы обучения детей-мигрантов навыкам беглого чтения, дидактический материал, а также предложит принять участие в практикуме по освоению предлагаемой технологии черепанова Яариса Викторовна, учитель начальных классов 11:20 - 11:40

3.3. «разработка разноуровневых заданий в обучении русскому языку детей-мигрантов». Педагоги представят пособия и дидактические материалы для работы с детьми мигрантами, обоснуют подходы к отбору и разработке материалов для детей мигрантов Вострикова елена николаевна, учитель начальных классов высшей категории. горшкова людмила Владимировна, учитель начальных классов высшей категории 11:40 - 12:00

5 Кофе-пауза 12:00 - 12: 30

6 Практический семинар: «Воспитание толерантности». В рамках занятия будут представлены интерактивные формы проведения внеурочных занятий, классных часов, способствующие формированию толерантного поведения. Ярина ахато вна Хатмулл ина, учитель истории и обществознания высшей категории 12:30 - 12:50

7 Презентация опыта клубной работы с детьми мигрантами. Клуб «жихарка» лунегова Татьяна Юрьевна, социальный педагог 12:50 - 13:10

8 Презентация опыта работы классного руководителя с детьми-мигрантами. Проект «мы вместе!» нененко Татьяна Борисовна, учитель ИЗО и черчения первой категории, классный руководитель самсонова светлана геннадьевна, учитель физической культуры первой категории. 13:10 - 13:30

9 Круглый стол.(подведение итогов) чарный Борис маркович, канд. пед. наук 13:30 - 14:00

список литературы

1. Кадочникова Г.А. Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города / ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М.Горького». Челябинск, 2010.

2. Макаров А.Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде // Научная библиотека диссертаций и авторефератов ^'ББегСа!. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsiokuLturnaya-adaptatsiya-detei-migrantov-v-obrazovateLnoi-srede#ixzz3E2UeCNL0

3. Печатникова Л. Обучение детей-мигрантов: французский опыт // Первое сентября. 2014. № 2. С. 27-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.