Научная статья на тему 'Психологический КВН'

Психологический КВН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЛОЧЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ / УЗНАТЬ СЕБЯ И СВОЕ "Я" / ПЫТАТЬСЯ НАЙТИ И ОБРЕСТИ СЕБЯ / ПРИЙТИ НА ВЗАИМОВЫРУЧКУ / УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕПЛОТОЙ / ПОНЯТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ / ПОИСК СОТРУДНИЧЕСТВА / ПЕРЕДАТЬ ДРУГ ДРУГУ ЧАСТИЧКУ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ / ДРУЖНАЯ И СПЛОЧЕННАЯ КОМАНДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязанцева Татьяна Вячеславовна

В статье представлен сценарий организации работы Клуба Веселых и Находчивых (КВН). Данное мероприятие адресовано психологам, педагогам, воспитателям. В нём раскрыты методы и практические приёмы психолого-педагогической работы в группе. Направлено на успешное развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рязанцева Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический КВН»

В статье представлен сценарий организации работы Клуба Веселых и Находчивых (КВН). Данное мероприятие адресовано психологам, педагогам, воспитателям. В нём раскрыты методы и практические приёмы психолого-педагоги чес кой работы в группе. Направлено на успешное развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ученика.

Рязанцева Татьяна Вячеславовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог МОУДомодедовская гимназия №5 г.Домодедово Московская область

Психологический КВН

Как оказать практическую помощь в области активных методов групповой психологопедагогической работы?

Ключевые слова: сплоченный коллектив, узнать себя и свое «Я», пытаться найти и обрести себя, прийти на взаимовыручку, учимся понимать друг друга, смысл жизни, поделиться теплотой, понять свое предназначение, поиск сотрудничества, передать друг другу частичку положительной энергии, дружная и сплоченная команда.

Цель: учить детей сопереживать, чувствовать друг друга, понимать друг друга, выработать желание быть сплоченным коллективом, прийти на взаимовыручку в трудную минуту. Развивать в себе творческий потенциал и кругозор.

Оборудование: плакат, куклы, бумага, фломастеры, карандаши, колокольчик, магнитофон, диск со спокойной мелодией, мешочек с призом.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья, гости. Сегодня мы собрались с вами поиграть, но игры наши будут несколько необычными: в них мы попытаемся лучше узнать себя, свое «Я», узнать, понять и принять такими, какие мы есть, поделиться теплотой, добрыми переживаниями друг с другом, а значит сделать счастливее.

Мудрецы годы жизни тратили на то, чтобы открыть формулу счастья и не найдя составляющих этой формулы, считали свою жизнь счастливой, имеющую смысл. Потому что смысл жизни в счастье, а счастье состоит не в том, чтобы найти, а в том, чтобы искать его.

Вот мы и будем с вами сегодня пытаться отличить одно от другого, понять свое предназначение, искать, пытаться найти и обрести себя, искать и не останавливаться в своем поиске. А ведь это нелегко, ребята. Недаром поэт Е.Евтушенко сказал: «Душа - своя, а недотрога, поехать бы в неё, да дальняя дорога».

Но можно поступить и проще. Посмотрите, ребята, какие у нас красивые куклы сидят. Им не надо думать, за них думают другие. Может и нам превратиться в кукол, пусть за нас подумает кто-то другой, так ведь легче и проще? (ответы детей)

Я хочу рассказать вам одну притчу. Некий человек не имел, что терять. Он этим гордился, считал себя свободным.

- Мне нечего терять, - говорил он.

- Мне нечего терять!

Однажды он захотел увидеть свое лицо. Посмотрев на чистую поверхность озера, он очень удивился, потому что вода отражала только небо и облака.

- А где же я? - разозлился человек.

- А тебя нет, - ответила река.

- Почему, как вы думаете, ребята, она ему так ответила? (ответы ребят)

Да, человек не может быть свободным от всего, от всех, он должен быть в постоянном поиске сотрудничества, творчества с другими людьми. Поэтому и эпиграфом нашего мероприятия станут слова философа Сенеки:

«Кораблю, который не знает, е какой порт он держит путь, ни один ветер не будет попутным».

Я желаю вам попутного ветра, веселого соперничества, спонтанных, смелых и открытых действий.

Сегодня к нам стучится в двери

Чудесный праздник - КВН.

И мы не зря, конечно, верим,

Что он нам радость принесет!

Ведущий. Если вы были внимательны, то, наверное, заметили, мы начали уже свою игру. Первое, что мы сделали, все расселись кругом. Почему? (ответы детей) Правильно, потому что круг - символ гармонии. Мы как бы настроились передать друг другу частичку положительной энергии, тепла и добра. Давайте протянем ладони навстречу друг другу, улыбнемся - мы чувствуем тепло и прилив сил. Значит мы готовы играть!

/. Формирование команд

Ведущий. Приступим к формированию команд.

- Кто себя уважает, встать!

- Кто немного неуверен в себе, шаг вперед!

- Мужчины, шаг влево!

- Кто любит играть, шаг вправо!

- Лидеры, шаг вперед!

- Аплодисменты лидерам. Дорогие лидеры, в одиночестве быть плохо, поэтому оглянитесь вокруг себя, найдите себе товарища и пригласите его к себе в команду. Следующий лидер приглашает также. (Кода останется 4 человека, даю команду: «А теперь все сидящие разбегаются по тем командам, которые им нравятся!»

//. Подготовка и приветствие команд

Ведущий. Прошу внимания и тишины. Представляю вам жюри, которое будет оценивать этапы вашего соревнования. Возможно, вы полагаете, что у вас есть команды. Это не так. Команда у вас появится только тогда, когда вы станете сплоченным коллективом, когда у вас появится выбранный вами капитан, название команды и девиз.

Вам дается 5минут на подготовку: вы должны выбрать капитана - им может стать и ваш лидер, но это необязательно), вы должны придумать название команды, девиз, объяснить, почему ваша команда так называется. Это может быть сценка, , какое-то стихотворение, юмористический рассказ. Но учтите, в первую очередь жюри будет обращать внимание на сплоченность вашей команды. Я желаю вам доказать, что ваша команда - самая дружная!

Оценка конкурса - 3 балла максимум. Приступайте!

///. Игры на командную согласованность

Внимание! Сейчас поиграем. Какая команда быстрее справится, получает

1 балл. Я буду говорить быстро, внимательно слушайте!

1. Сейчас я назову число и по звуку колокольчика в командах должны встать столько человек, сколько я назову.

- Внимание! Встают двое, но не капитаны!

- Внимание! Встают трое, одного роста!

- Внимание! Встают четверо, темноволосые!

Остаются играть эти четверки. Слушаем и быстро

выполняем то, что я попрошу. Кто быстрее и правильнее - получает 2 балла.

- Лицом к лицу!

- Спина к спине!

- Рука к руке!

- Нога к ноге!

- Ладонь к ладони!

- Глаза в глаза!

- Плечо к плечу!

2. Внимание. Предлагаю игру «Хорошо ли мы знаем друг друга». За правильное выполнение задания

- 2 балла. Игру начинает 1 команда. Сейчас вы в течение одной минуты должны будете построиться - по первой букве вашего имени. Одно условие - вы немые. Начали.

- Команда 2, прошу встать. Сейчас вы в течение одной минуты должны будете построиться по алфави-ту-по первой букве вашей фамилии. Одно условие -вы немые. Начали.

3. Внимание. Команды встали. Подняли руку, сжатую в кулак. Сейчас по звуку колокольчика надо будет выкинуть какое-то количество пальцев. Выигрывает та команда, в которой большинство игроков выкидывает одинаковое количество пальцев. Оценка - 2 балла. Начали.

4. В следующем конкурсе вы, ребята, подвигаетесь. По моему сигналу вы можете попрыгать на месте, повернуться влево- вправо, развернуться на 180 градусов. Задача команды заключается в том, чтобы после каждого прыжка, как можно большее число играющих команды смотрели в одну сторону: одновременно вправо или влево или прямо. За каждый прыжок, если играющие справились с заданием, команда получает 1 балл, максимально Збалла.

Внимание. Все встали в исходное положение.

- Прыжок. Зафиксируем положение.

- Прыжок, но не лицом к центру.

- Прыжок, поворачиваемся в любую сторону.

IV. Конкурс «Самая внимательная команда»

Ведущий. Само название конкурса говорит о себе. Я читаю задание один раз и после того, как я замолчу, команда дает ответ. Каждой команде будет задано три вопроса, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время на обдумывание не дается. Если команда затрудняется с ответом, вторая команда может дать ответ и заработать дополнительный балл. Начинает конкурс 2 команда.

Вопросы для 1 команды.

1. Укажите, в каком из слов есть буква «д»: портной, подвал, труба, запал.

2. Вам дали такое задание: «Пойдите в комнату 125, в правом нижнем ящике письменного стола лежат сказки A.C.Пушкина и принесите их мне». А теперь вопрос: «Из правого или левого ящика стола попросили вас достать сказки?

3. А теперь задание на смекалку. Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки? / Часы, которые остановились/.

4. Что принадлежит только вам, а вы пользуетесь им реже, чем другие? /Имя /.

Вопросы для 2 команды.

1. В перечне слов «рот, кот, мот, год» вторым стоит слово «мот». Правильно?

2. Хозяйка попросила мужа купить мясо, масло, мыло, спички. Он купил масло, сало, спички, и мясо. Что он забыл купить?

3. Задание на смекалку. Что у человека под ногами, когда он идёт по мосту? /Подошва обуви/.

4. Что сырым не едят, а вареным выбрасывают? / Лавровый лист/

V. Конкурс «Налёт орды на отрешенных»

Ведущий. Сейчас у нас будет новая игра. Какая команда более уверена в себе и согласна играть первой? Жюри дает этой команде дополнительное очко за смелость. Вы - «отрешенные». Сейчас ваша задача погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздействий. Вам надо застыть, душевно заморозиться. По моему сигналу вы развернетесь и в тот же момент на вас налетит, как орда, вторая команда. Их задача - вас разморозить, вызвать у вас различные реакции: смех, улыбку. Орда, у вас есть два ограничения: вам нельзя дотрагиваться до замороженных и нельзя кричать. Любые другие провокации возможны. Если ваш соперник, моргнул, это не считается. Это реакция физиологическая, а не душевная. Но если вы ему скажете: «Ты моргнул, выходи!», а он в ответ: «Моргать можно», то тут вы его поймали, и он выходит из игры. Орда, я вам советую работать группами, так легче выводить даже самых стойких. Что касается «замороженных», то им нельзя прятать глаза, вы должны смотреть прямо, чтобы любой оказался в поле вашего зрения. Итак, внешний круг готовится к штурму, а внутренний расслабляется.

Начинаю считать:

5 - вы погружаетесь внутрь себя.

4 - представьте себе какую-то приятную ситуацию и погрузитесь в неё душой полностью.

3 - вы полностью в своей ситуации и не воспринимаете ничего вокруг себя.

2 - вы глубоко внутри себя.

1 - повернулись.

Орда, вперёд! Эта игра-бой длится 2 минуты. Конец игры - звук колокольчика. Жюри подсчитывает баллы по количеству «размороженных». Кто остался стойким? Это было трудно? Жюри подсчитывает баллы по количеству «неразмороженных».

VI. Конкурс «Большая путаница»

Ведущий. Какая команда первой желает вступить в игру? Становимся в круг в центре комнаты, взявшись за руки. Команда соперников становится спиной к играющим, чтобы не подглядывать, как играющая команда будет запутываться. По моему сигналу вы начнете запутываться, подлезая друг другу под руки или перешагивая через руки, но одно условие - руки не отпускать. Время на путаницу - 1 минута. «Запутавшаяся» команда должна выполнять все просьбы и команды тех, кто пытается вас распутать. Если руки оказались свободными, игра заканчивается, а команде «запутавшихся» балл не начисляется. Затем команды поменяются местами. Жюри оценивает этот конкурс в 2 балла.

VII. Конкурс капитанов «Кто быстрее?»

Ведущий. Итак, жюри подводит итоги нашей игры, выводит общий счет, а я вызываю капитанов. Капитаны садятся на стулья. По моему сигналу

вы должны вскочить, обежать вокруг своих стульев, сесть, быстро ухватиться за веревку, потянув её к себе. К веревке привязан приз, который достанется той команде, капитан которой быстрее справится с заданием.

Игра «Кто быстрее?»

Ставится два стула спинками друг к другу, на расстоянии примерно 2 метров. Под стульями протянута веревка, её концы находятся между ступнями сидящих на стульях ребят. Посередине веревки привязан мешочек с конфетами. По команде ведущего сидящие на стульях должны вскочить, обежать вокруг стульев, сесть на свой стул и, ухватившись за верёвку, подтянуть к себе приз. Он достанется тому, кто быстрее выполнит задание.

Ведущий. Вот и подошел наш праздник к концу. Я надеюсь, что вам было весело, вы старались быть дружной и сплоченной командой, понимающей и чувствующей друг друга. Вспомним эпиграф нашего мероприятия. Как вы думаете, наш корабль знает, куда держит путь? /ответы детей/

В мире живите вы, горя не зная,

Пусть все завидуют, глядя на вас,

Будьте веселыми, будьте счастливыми Тысячу, тысячу, тысячу раз!

Ищите улыбку, цените улыбку,

Дарите улыбку друзьям!

Ведь жить без улыбки нельзя!

Ведущий. Жюри подводит итоги. Награждение команд.

Всего доброго! До новых встреч!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 2003.

2. Аникеева П.М. Воспитание игрой. М., 1997.

3. Беляева Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №3.

4. Воровщиков С,Г., Гладик В.А. Технология проблем-но-деятельностной игры как метода внутришкольного управления. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №1.

5. Гаврилина Г.С. Инновационный подход к организации театрализованно-игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №3.

6. Казаринова Н.В. Межличностное общение. М., 2001.

7. КсенчукЕ.В., Киянова М.К. Технология успеха. М., 2003.

8. Роджерс К. О. О групповой психотерапии. М., 1993.

9. Фопелъ К. Сплоченность и толерантность в группе. М., 2002.

10. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1998.

В статье рассматриваются психолого-педагогические обоснования успешной деятельности школьного стрелкового кружка военно-спортивного клуба «Атлант».

Адамов Валерий Петрович

учитель физкультуры и основ безопасности жизни МОУ Покровская средняя общеобразовательная школа №2 г. Покровск Хангаласского улуса Республика Саха (Якутия)

Психолого-педагогическое обоснование деятельности школьного стрелкового кружка Военно-спортивного клуба «Атлант»

Как научить хорошо стрелять? Что нужно учитывать при обучении стрельбе?

Ключевые слова: психология тренировочного процесса стрелков , подготовка и выполнение выстрела, методика проведения занятий по пулевой стрельбе, стрелковый кружок военно-спортивного клуба« Атлант»,программа курса подготовки стрелков.

Пулевая стрельба - это прежде всего, индивидуальный и довольно специфичный технический вид спорта, осуществляемый вне прямого единоборства с противником. Требования к двигательным способностям стрелка, казалось бы, невелики. Все его действия заранее определены, многократно репетированы, в значительной степени освоены. Однако существует другая сторона работы стрелка.

Специфичность стрельбы как вида спорта обуславливает определенные требования к некоторым психическим процессам. Выполнение прицельного выстрела требует высокой и длительной концентрации всех психических сил спортсмена, внимания, сосредоточенности на производимых действиях. Психическая напряженность поддерживается на всем протяжения выполнения упражнения. Необходимость противостоять утомлению, сохранять психическую устойчивость в течение всего времени соревновательной стрельбы является важной отличительной чертой этого вида спорта [(Умаров М.Б., 1960, 1982; Жилина М.Я., 1995)].

Эмоциональное возбуждение большой силы неблагоприятно отражается на тонкой координации и автоматизации действий, которые крайне необходимы при выполнении прицельного выстрела в пулевой стрельбе. Все это выдвигает ряд требований к

уровню психологических качеств, которые необходимо учитывать тренеру в процессе отбора и тренировки.

Для выявления предрасположенности к занятиям пулевой стрельбой особое внимание, очевидно, необходимо уделять таким психическим процессам как внимание (устойчивость и концентрация) и мышление (наглядно - действенное и наглядно - образное).

Внимание по А.В.Петровскому (1995), характеризуется:

• Уровнем (интенсивностью и концентрацией);

• Объемом (широтой и распределением);

• Скорость переключения (перемещением, длительностью и устойчивостью).

В процессе подготовки и выполнения выстрела стрелку необходимо быть сконцентрированным на отдельных элементах этого выстрела. Правильная концентрация и устойчивость внимания при стрельбе просто необходим, так как без неё ничего не стоит самая совершенная техника.

Изначально внимание должно быть сконцентрировано на управление телом, производство выстрела, - а не на конкретный результат, выраженный в количестве выбитых очков. Действия стрелка: удержание оружия, прицеливание, обработка спуска, отметка выстрела, - результат того, как стрелок умеет управлять своим телом [(Вайнштейн Л.М., 1981; Пул-лэм Б., Хэйненкрат Т., 1991)].

Обычно стрелки могут концентрироваться на ка-ком-либо обособленном элементе или группе мышц, т.е. на том, чем им труднее управлять. Фокус концентрации внимания находится в «беспокойной» зоне, где требуется дополнительный контроль и усилие. В других случаях фокус концентрации может перемещаться с элемента на элемент. Стрелки часто ловят себя на том, что в ходе стрельбы меняют точку концентрации, что предъявляет требования к способности переключать внимание.

То, что у стрелка есть только один объект концентрации, наиболее актуальный на текущий момент, помогает ему не отвлекаться при выполнении действия на различные нежелательные мысли об очках и результате.

Огромное значение для стрелка имеет устойчивость внимания, которая проявляется в сохранении требуемой концентрации на элементах техники выполнения выстрела в течении длительного времени. Ведь некоторые упражнения в пулевой стрельбе длятся до 4-5 часов, и сохранить необходимую концентрацию внимания нужно до самого последнего выстрела.

Из интеллектуальных процессов особое значение для пулевой стрельбы имеет мышление, в частности такие формы его проявления, как наглядно - действенное и наглядно - образное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.