V. Конкурс «Налёт орды на отрешенных»
Ведущий. Сейчас у нас будет новая игра. Какая команда более уверена в себе и согласна играть первой? Жюри дает этой команде дополнительное очко за смелость. Вы - «отрешенные». Сейчас ваша задача погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздействий. Вам надо застыть, душевно заморозиться. По моему сигналу вы развернетесь и в тот же момент на вас налетит, как орда, вторая команда. Их задача - вас разморозить, вызвать у вас различные реакции: смех, улыбку. Орда, у вас есть два ограничения: вам нельзя дотрагиваться до замороженных и нельзя кричать. Любые другие провокации возможны. Если ваш соперник, моргнул, это не считается. Это реакция физиологическая, а не душевная. Но если вы ему скажете: «Ты моргнул, выходи!», а он в ответ: «Моргать можно», то тут вы его поймали, и он выходит из игры. Орда, я вам советую работать группами, так легче выводить даже самых стойких. Что касается «замороженных», то им нельзя прятать глаза, вы должны смотреть прямо, чтобы любой оказался в поле вашего зрения. Итак, внешний круг готовится к штурму, а внутренний расслабляется.
Начинаю считать:
5 - вы погружаетесь внутрь себя.
4 - представьте себе какую-то приятную ситуацию и погрузитесь в неё душой полностью.
3 - вы полностью в своей ситуации и не воспринимаете ничего вокруг себя.
2 - вы глубоко внутри себя.
1 - повернулись.
Орда, вперёд! Эта игра-бой длится 2 минуты. Конец игры - звук колокольчика. Жюри подсчитывает баллы по количеству «размороженных». Кто остался стойким? Это было трудно? Жюри подсчитывает баллы по количеству «неразмороженных».
VI. Конкурс «Большая путаница»
Ведущий. Какая команда первой желает вступить в игру? Становимся в круг в центре комнаты, взявшись за руки. Команда соперников становится спиной к играющим, чтобы не подглядывать, как играющая команда будет запутываться. По моему сигналу вы начнете запутываться, подлезая друг другу под руки или перешагивая через руки, но одно условие - руки не отпускать. Время на путаницу - 1 минута. «Запутавшаяся» команда должна выполнять все просьбы и команды тех, кто пытается вас распутать. Если руки оказались свободными, игра заканчивается, а команде «запутавшихся» балл не начисляется. Затем команды поменяются местами. Жюри оценивает этот конкурс в 2 балла.
VIL Конкурс капитанов «Кто быстрее?»
Ведущий. Итак, жюри подводит итоги нашей игры, выводит общий счет, а я вызываю капитанов. Капитаны садятся на стулья. По моему сигналу
вы должны вскочить, обежать вокруг своих стульев, сесть, быстро ухватиться за веревку, потянув её к себе. К веревке привязан приз, который достанется той команде, капитан которой быстрее справится с заданием.
Игра «Кто быстрее?»
Ставится два стула спинками друг к другу, на расстоянии примерно 2 метров. Под стульями протянута веревка, её концы находятся между ступнями сидящих на стульях ребят. Посередине веревки привязан мешочек с конфетами. По команде ведущего сидящие на стульях должны вскочить, обежать вокруг стульев, сесть на свой стул и, ухватившись за верёвку, подтянуть к себе приз. Он достанется тому, кто быстрее выполнит задание.
Ведущий. Вот и подошел наш праздник к концу. Я надеюсь, что вам было весело, вы старались быть дружной и сплоченной командой, понимающей и чувствующей друг друга. Вспомним эпиграф нашего мероприятия. Как вы думаете, наш корабль знает, куда держит путь? /ответы детей/
В мире живите вы, горя не зная,
Пусть все завидуют, глядя на вас,
Будьте веселыми, будьте счастливыми Тысячу, тысячу, тысячу раз!
Ищите улыбку, цените улыбку,
Дарите улыбку друзьям!
Ведь жить без улыбки нельзя!
Ведущий. Жюри подводит итоги. Награждение команд.
Всего доброго! До новых встреч!
Литература
1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 2003.
2. Аникеева П.М. Воспитание игрой. М., 1997.
3. Беляева Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №3.
4. Воровщиков С,Г., Гладик В.А. Технология проблем-но-деятельностной игры как метода внутришкольного управления. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №1.
5. Гаврилина Г. С. Инновационный подход к организации театрализованно-игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №3.
6. Казаринова Н.В. Межличностное общение. М., 2001.
7. КсенчукЕ.В., Киянова М.К. Технология успеха. М., 2003.
8. Роджерс К. О. О групповой психотерапии. М., 1993.
9. Фопелъ К. Сплоченность и толерантность в группе. М., 2002.
10. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1998.
В статье рассматриваются психолого-педагогические обоснования успешной деятельности школьного стрелкового кружка военно-спортивного клуба «Атлант».
Адамов Валерий Петрович
учитель физкультуры и основ безопасности жизни МОУ Покровская средняя общеобразовательная школа №2 г. Покровск Хангаласского улуса Республика Саха (Якутия)
Психолого-педагогическое обоснование деятельности школьного стрелкового кружка Военно-спортивного клуба «Атлант»
Как научить хорошо стрелять? Что нужно учитывать при обучении стрельбе?
Ключевые слова: психология тренировочного процесса стрелков , подготовка и выполнение выстрела, методика проведения занятий по пулевой стрельбе, стрелковый кружок военно-спортивного клуба« Атлант»,программа курса подготовки стрелков.
Пулевая стрельба - это прежде всего, индивидуальный и довольно специфичный технический вид спорта, осуществляемый вне прямого единоборства с противником. Требования к двигательным способностям стрелка, казалось бы, невелики. Все его действия заранее определены, многократно репетированы, в значительной степени освоены. Однако существует другая сторона работы стрелка.
Специфичность стрельбы как вида спорта обуславливает определенные требования к некоторым психическим процессам. Выполнение прицельного выстрела требует высокой и длительной концентрации всех психических сил спортсмена, внимания, сосредоточенности на производимых действиях. Психическая напряженность поддерживается на всем протяжения выполнения упражнения. Необходимость противостоять утомлению, сохранять психическую устойчивость в течение всего времени соревновательной стрельбы является важной отличительной чертой этого вида спорта [(Умаров М.Б., 1960, 1982; Жилина М.Я., 1995)].
Эмоциональное возбуждение большой силы неблагоприятно отражается на тонкой координации и автоматизации действий, которые крайне необходимы при выполнении прицельного выстрела в пулевой стрельбе. Все это выдвигает ряд требований к
уровню психологических качеств, которые необходимо учитывать тренеру в процессе отбора и тренировки.
Для выявления предрасположенности к занятиям пулевой стрельбой особое внимание, очевидно, необходимо уделять таким психическим процессам как внимание (устойчивость и концентрация) и мышление (наглядно - действенное и наглядно - образное).
Внимание по А.В.Петровскому (1995), характеризуется:
• Уровнем (интенсивностью и концентрацией);
• Объемом (широтой и распределением);
• Скорость переключения (перемещением, длительностью и устойчивостью).
В процессе подготовки и выполнения выстрела стрелку необходимо быть сконцентрированным на отдельных элементах этого выстрела. Правильная концентрация и устойчивость внимания при стрельбе просто необходим, так как без неё ничего не стоит самая совершенная техника.
Изначально внимание должно быть сконцентрировано на управление телом, производство выстрела, - а не на конкретный результат, выраженный в количестве выбитых очков. Действия стрелка: удержание оружия, прицеливание, обработка спуска, отметка выстрела, - результат того, как стрелок умеет управлять своим телом [(Вайнштейн Л.М., 1981; Пул-лэм Б., Хэйненкрат Т., 1991)].
Обычно стрелки могут концентрироваться на ка-ком-либо обособленном элементе или группе мышц, т.е. на том, чем им труднее управлять. Фокус концентрации внимания находится в «беспокойной» зоне, где требуется дополнительный контроль и усилие. В других случаях фокус концентрации может перемещаться с элемента на элемент. Стрелки часто ловят себя на том, что в ходе стрельбы меняют точку концентрации, что предъявляет требования к способности переключать внимание.
То, что у стрелка есть только один объект концентрации, наиболее актуальный на текущий момент, помогает ему не отвлекаться при выполнении действия на различные нежелательные мысли об очках и результате.
Огромное значение для стрелка имеет устойчивость внимания, которая проявляется в сохранении требуемой концентрации на элементах техники выполнения выстрела в течении длительного времени. Ведь некоторые упражнения в пулевой стрельбе длятся до 4-5 часов, и сохранить необходимую концентрацию внимания нужно до самого последнего выстрела.
Из интеллектуальных процессов особое значение для пулевой стрельбы имеет мышление, в частности такие формы его проявления, как наглядно - действенное и наглядно - образное.
Наглядно - действенное мышление - это один из видов мышления, с которого начинается взаимодействие с реальными объектами, определение их и существенных свойств и отношений. Исследованиями различных сложившихся форм мышления установлено, что наглядно - действенное мышление присуще многим видам профессиональной деятельности, его средствам решаются достаточно сложные проблемные задачи.
Например, с помощью наглядно - действенное мышления стрелок усваивает «картинку» прицельных приспособлений, управляет мышцами тела для сохранения их симметрии, а также фиксирует эту «картинку» относительно мишени. С помощью этого вида мышления осуществляется формирования образа, манипулирование им и установление существенных свойств и связей, обнаруживаются новые и скрытые свойства наблюдаемых объектов и отношений, то есть создаются условия для более высокого уровня отображения и обобщения.
Наглядно - образное мышление осуществляется на основе преобразования образов восприятия в образы - преставления. [По мнению Р.Найдиффера (1979), Т.Годфруа (1992)], переход от наглядно - действенного к наглядно - образному мышлению происходит при стремлении определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном и организованном виде.
Умение оперировать представлениями очень важно для стрелка. Например, формирование представлений ровных прицельных приспособлений под мишенью в виде операторного эталона и способность представить скрытые возможные изменения и преобразования прицельных приспособлений в случае изменения их соотношений, крайне необходимы стрелку любого уровня.
Аналитические действия с содержанием представлений не ограничиваются выделением ситуативно возникающих связей, а направлены на обнаружение более глубоких свойств, которые не представлены в конкретном виде в наглядной ситуации.
Если стрелок видит во время выстрела «картинку» прицельных приспособлений, в которой мушка оказалась, например «притопленной» вниз, то пробоину в мишени ниже центра он будет воспринимать как следствие несимметрии мушки, то есть связанной со зрительным образом только что виденных прицельных приспособлений.
Анализ и синтез признаков и перевод их предметно - понятийную форму происходит в процессе хранения, переработки и актуализации представлений. При наглядно - образном мышлении преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит в переводе их перцептивного содержания на язык значений. Значения объ-
ектов на этом уровне отражения используются для дальнейшего процесса обобщения, установление связей, что позволяет перейти к более высокому уровню отражения [(Ильин Е.П., 1980; Годфруа Т., 1992)].
Трудно переоценить значение вышеописанных психических процессов для пулевой стрельбы. Очевидно, что человек, обладающий более высоким уровнем их развития, легче адаптируется к условиям тренировок и соревнований в стрелковом спорте, обладает способностью направлять энергию эмоций на пользу своей деятельности, перевести её русло, благоприятствующее ведению стрельбы.
Для подтверждения и обоснования данного предположения могу привести из опыта своей работы.
С 2005 года руковожу работой военно-спортивного клуба «Атлант» и при клубе провожу кружок пулевой стрельбы.
В начале учебного года обычно набираю две группы по 10 человек. В первую группу набираю детей, по итогам тестирования уровня психических процессов , имеющих более высокий уровень развития внимания и мышления, а вторую группу с более низкими показателями уровня развития этих процессов.
Оценка свойств внимания проводилась по модифицированной корректурной пробе Бурдена с определением коэффициента внимания. Оценка невербального интеллекта проводилась по шкале Равена.
Учебно-тренировочные занятия проводились с каждой группой спортсменов 3 раза в неделю по
2 часа по единой специально разработанной методике учебно-тренировочного процесса с расширенным содержанием средств, направленных на совершенствование психических процессов начинающих стрелков, которые включают в себя тренировки на огневом рубеже вхолостую (без патрона), выполнение спортивных упражнений с патроном, общефизическую подготовку.
Спортсмену, занимающемуся пулевой стрельбой, во время выполнения упражнения особенно знакомо чувство волнения, эмоционального переживания и других психофизиологических факторов, которые особенно остро проявляются на соревнованиях. Справиться с этими нежелательными проявлениями, которые могут негативно повлиять на результат, стрелку-спортсмену помогает грамотное применение аутотреннинга и других методик, которыми он овладевает во время учебно-трени-ровочного процесса. На занятиях еще развиваются самообладание, сдержанность, самодисциплина, физическая и специальная выносливость, хладнокровие в сочетании с мгновенной реакцией и еще многое другое.
Не менее значимыми являются такие качества как моральная нормативность, честность, законопослушность, коммуникабельность, дисциплинированность. У ребят во время занятий формируется определённая система взглядов, направленная на нормальные, человеческие отношения в коллективе. Молодой человек, постоянно общаясь с оружием, боеприпасами, в меньшей степени по сравнению с другими будет применять его незаконно или с риском для окружающих.
Во время занятий пулевой стрельбы, у ребят развиваются интеллектуальные способности, память, логическое и техническое мышление, а обязательные занятия общефизической подготовкой, в которую входят плавание, кросс, и силовые упражнения, формируют гармоничную, всесторонне развитую, сильную личность, способную без особых усилий справиться с любой задачей, которую поставит перед ней жизнь.
Об уровне и темпах прироста спортивно-техниче-ских результатов в течение учебного года судили по результатам, показанным обследуемыми на соревнованиях в начале и в конце учебного года.
Сравнивая результаты участия на различных соревнованиях обеих групп, можно говорить о значительном преимуществе стрелков первой группы над второй группой.
Лучшие стрелки с первой группы стали чемпионами и призерами различного ранга соревнований.
Сергеев Игнат, Архипов Дима, Реев Максим, Николаева Анжела, Филиппова Таня и Григорьева Наташа стали чемпионами и призерами районных и региональных военно-спортивных игр «Защитник Отечества» по пулевой стрельбе.
Андреева Ариша и Никифорова Сардана стали 2 призерами Всероссийской Спартакиады призывников по военно-спортивному многоборью «Призывники России-2009» по пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки в г. Москве.
Это свидетельствует в пользу выдвинутого предположения о преимущественном росте результатов начинающих стрелков, имеющих более высокий уровень развития внимания и невербального мышления.
Пулевая стрельба из пневматической винтовки
Элективный курс для 9-11-х классов Военно-спор-тивного клуба «Атлант»
Пояснительная записка
Цель курса. В результате прохождения программы данного курса учащиеся должны иметь представление об истории развития спортивной стрельбы в России и в мире, о способах стрельбы,
об особенностях физической подготовки стрелков различного уровня.
Задача курса - дать базовые знания по разделу «Пулевая стрельба», способствовать формированию интереса к занятиям и подготовить учащихся для сдачи разрядных нормативов по пулевой стрельбе.
Популяризация пулевой стрельбы необходима, так как способствует передаче новому поколению накопленного жизненного опыта, формированию ценностных ориентаций, нравственному оздоровлению и культурному развитию общества. Это один из способов социализации личности.
При занятиях пулевой стрельбой вырабатываются такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка, самообладание. Пулевая стрельба требует хорошей физической подготовленности. Она также способствует развитию вестибулярного аппарата, зрительного анализатора. Стрельба развивает память. К особому виду памяти относится так называемая мышечная память, которая складывается из запоминания определенных мышечных ощущений. Соревнования по стрельбе эмоционально напряжены, поэтому у стрелков развиваются устойчивость к стрессовым ситуациям, контроль над эмоциями. Занятия пулевой стрельбой также развивают ассоциативное мышление.
Поэтому стрельба является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения и общества в целом.
Особенности курса
В основе курса лежат теоретические и практические сведения по стрелковой подготовке. Элективный курс предусматривает использование следующих форм работы: лекции, практические занятия (тренировки), семинары, участие в соревнованиях.
Результатом изучения данного курса будут участие школьников в соревнованиях по стрельбе и награждение их за успехи значком «Юный стрелок» или «Меткий стрелок», а также выполнение нормативов спортивных разрядов. Каждый стрелок получит практические навыки по стрельбе в усложненных условиях и из различных исходных положений (участие в соревнованиях по биатлону в школе).
Содержание материала в программе курса плавно переходит от теории к практике. Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо применять на практике для выработки навыков правильной стрельбы.
Материал курса разделен на 7 взаимосвязанных разделов. В шестом разделе («Техника стрельбы»)
выполняются 11 упражнений из различных исходных положений.
Программа курса рассчитана на 54 часа. Курс предусматривает консультационную работу с учащимися, повторение и применение полученных знаний, а также контроль знаний и умений.
При изучении курса целесообразно использовать следующие виды деятельности: работу с учебной, научно-познавательной литературой, работу в группе, индивидуальные занятия, практические занятия.
После окончания курса учащиеся должны уметь самостоятельно разбирать и собирать оружие, а также производить регламентные работы по обслуживанию вверенного оружия (чистку, смазку основных механизмов, мелкий ремонт).
Критерием успешности прохождения данного курса является умение применить полученные теоретические знания на практике.
Динамика интереса к курсу будет отслеживаться через повышенный интерес к занятиям по стрельбе, эмоционально-психологическое состояние учащихся на занятиях, стремление к получению новых знаний и желание преодолеть возникающие трудности.
Итоговый контроль предусматривает проверку теоретических знаний, умений и практических навыков стрельбы.
Вопросы к теоретическому разделу курса для контроля знаний учащихся
1. Расскажите об истории развития пулевой стрельбы в России и в Якутии.
2. Расскажите об участии российских спортсменов на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх.
3. Что называется выстрелом?
4. Что влияет на дальность и точность полета пули?
5. До каких пор действует сила отдачи винтовки?
6. Как называется наука, изучающая движение пули?
7. Что такое траектория полета пули?
8. От чего зависит величина силы сопротивления воздуха?
9. Расскажите о способах стабилизации полета пули.
10. Явление естественного рассеивания пуль.
11. Расскажите о причинах рассеивания пуль.
12. Что называется отклонениями пробоин?
13. Для какой цели необходимо определять среднюю точку попадания пуль?
14. Какие способы определения средней точки попадания пуль вы знаете?
15. Расскажите о технических характеристиках винтовки ИЖ38.
16. Какие пули используются для стрельбы из пневматических винтовок?
17. Назначение и устройство основных частей пневматической винтовки.
18. Расскажите о положении частей и механизмов винтовки при хранении и до заряжания.
19. Что происходит с механизмом винтовки при заряжании?
20. Как работают части и механизм винтовки при выстреле?
21. Основные правила ухода за пневматической винтовкой.
22. Какие правила безопасности и правила выполнения стрельб должен знать стрелок?
23. Как производится приведение винтовки к нормальному бою?
24. Что такое точность стрельбы?
25. Что такое кучность стрельбы?
26. Порядок организации и проведение соревнований по стрельбе.
Литература
1. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе. - М.: ДОСААФ СССР. 1981.- С 42.
2. Волков П.Б. Этнокультурный компонент в формировании ценностного отношения к физической культуре воспитанников интернатного учреждения // Инновационные проекты и программы в образовании.-2009. - №6.
3. Гайданина И. И., Обухова О.В. Проект комплексного формирования личности детей дошкольного возраста, проживающих в климатогеографических условиях Крайнего Севера, средствами физического воспитания // Эксперимент и инновации в шко-ле.- 2008. - №3.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. - Т. 1. - М.: Мир. 1992. - С. 121-124.
5. Жилина М.Я. Построение тренировочного процесса квалифицированных стрелков. Теория и практика физической культуры. -1995.- С 42.
6. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1980. - С 96.
7. Ковальчук В.И. Учащиеся младшего школьного возраста и их здоровье: физическое, психологическое и нравственное // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №4.
8. Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. - М: Физкультура и спорт. 1979. - С 53-60.
9. Петровский A.B. Введение в психологию. - М.: Академия 1995. - С 148-153.
10. Пуллэм Б. Хейненкрат Ф. Спортивная стрельба из винтовки. - М.: Физкультура и спорт. 1991. - С 40-42.
11. Умаров М.Б. Особенности психологической подготовки стрелка. - М.: Физкультура и спорт. 1960, - С.4
Мастер-класс
Автор делится опытом работы по использованию моделей ТРИЗ-технологии в образовательном процессе, приводит примеры заданий, которые позволяют сделать сложный материал более простым для усвоения.
Гвоздикова Елена Ивановна
учитель русского языка и литературы МОУ«СОШ №97 с полным днём пребывания детей» Удмуртская Республика, город Ижевск [email protected]
Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка
Как развивать творческую личность, способную самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации?
Ключевые слова: дифференцированный и индивидуальный подход, исследовательская деятельность, развитие способностей и познавательных интересов, ТРИЗ-технология, лингвистические задачи.
В образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением инновационных технологий. Важной целью образования в этих условиях становится подготовка учеников к решению широкого круга проблем, к овладению исследовательской деятельностью, направленной на развитие способностей и познавательных интересов каждого ребенка, учитывая психологические особенности его развития.
Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования, а следовательно, и успешность обучения школьников.
Обучать серьезному надо увлекательно. ТРИЗ-технология - преимущественно игровая, а поскольку она еще и предполагает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода, каждый ребенок выполняет задание на своем уровне развития, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями. Если игра интересна, увлекательна, разнообразна - энергия ребенка неиссякаема. Приведу примеры игр, которые использую на уроках.
Игра «Аукцион» или «Укрась слово»
Учитель показывает какой-либо предмет (книгу, ручку, тетрадь, др.) и предлагает детям по цепочке называть признаки предмета и действия, отвечая на вопросы какой? что делает? Если ученик повторяет уже сказанное или затрудняется ответить, он садится. В конце игры остается один ученик-по-бедитель.
Игра «Цепочка».
Учитель называет любое слово (существительное) и имя ученика. Этот ученик называет признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием. И т.д.
Например-. Крокодил - зелёный - кустарник - колючий - еж - маленький - мячик - легкий - пример длинный - день - счастливый - друг - испытанный -прибор - дорогой - костюм.
Игра «Путаница»
Класс делится на две группы. Одна группа записывает на отдельных листочках имена существительные, другая - глаголы. Затем учитель наугад берет листочки из каждой группы и записывает полученное сочетание. Например: «дом прыгает», «чайник фыркает», «ветер поёт» и т.д. Дети пытаются:
а) объяснить последствия получившихся нелепиц;
б) объяснить, как такое может быть на самом деле, используя переносное значение слов и аналогии.
Например-, объяснить, как ветер может петь - сильные порывы ветра мы слышим, эти звуки напоминают нам песню.
Благодаря данной игре дети хорошо усваивают, что такое метафора.
В традиционной педагогике работа с метафорами сводится к общим рекомендациям типа «пробуждать детей делать сложные сравнения», «учить детей раскрывать смысл метафор» и т.д. Основная цель педагога, использующего ТРИЗ-технологию: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафоры.
Последовательность сочинения метафор может выглядеть так:
1. Что? (выбрать объект).
2. Что делает? (назвать действие объекта).
3. На что похож? (выбрать другой объект, совершающий такое же действие).
4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит его действие).
5. Пункт 4 (прилагательное) + Пункт 3 (существительное) = метафора.