Научная статья на тему 'Лингвистическая игра «Грамматический бой» (в рамках ежегодного фестиваля малой академии наук в гимназии № 18 г. Нижнего Тагила)'

Лингвистическая игра «Грамматический бой» (в рамках ежегодного фестиваля малой академии наук в гимназии № 18 г. Нижнего Тагила) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1721
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвистическая игра «Грамматический бой» (в рамках ежегодного фестиваля малой академии наук в гимназии № 18 г. Нижнего Тагила)»

МАСТЕР-КЛАСС

Соловьёва Светлана Рудольфовна

учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 18 г. Нижний Тагил, Свердловская обл. E-mail: [email protected]

J ^

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «ГРАММАТИЧЕСКИЙ БОЙ»

(в рамках ежегодного фестиваля малой академии наук в гимназии № 18 г. Нижнего Тагила)

Л

г

Цели занятия:

• привитие интереса к изучению русского языка;

• формирование навыка работы с информацией повышенного уровня сложности;

• развитие познавательной активности учащихся;

• развитие умения работать самостоятельно и в группе;

• развитие умения выдвигать гипотезу и подтверждать её;

• развитие умения находить оптимальное решение и использовать его для решения лингвистических задач;

• развитие умения представлять собственную точку зрения аудитории;

• развитие умения ориентироваться в быстро меняющихся условиях.

Структура занятия:

1. Интермедия.

2. Представление членов команд и жюри.

3. Объявление правил ведения боя.

4. Получение командами заданий, распределение их между членами группы и выполнение.

5. Проведение игры с болельщиками.

6. Защита командами ответов.

7. Подведение итогов игры, оглашение результатов, рефлексия.

Участники мероприятия: учащиеся 5-11 классов (четыре разноуровневые команды: по одному представителю от каждого класса - всего в команде 7 человек); по 5 человек болельщиков от каждого класса; участники интермедии - помощники ведущего игры -в костюмах сказочных героев, учителя, родители.

Предварительная подготовка: формирование команд, выборы капитанов, придумывание названия команд; информирование участников игры о поиске дополнительной информации в Интернет источниках, печатных пособиях по лингвистике.

Оборудование: помещение актового зала,

столы и стулья для работы команд и жюри, таблички

с названиями команд, таблицы со списками команд для подведения итогов игры, стулья для болельщиков, большой экран, проектор, микрофон для ведущего, задания командам, грамоты для индивидуального награждения каждого игрока и лучших болельщиков.

1. Интермедия

- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались, чтобы совершить путешествие в страну Русского Языка. Но путешествие это будет необычным, потому что отправимся мы с вами в сказку, да не простую, а лингвистическую.

- Будет сказка занимательна: Слушайте её внимательно, Уши раскрывайте. А кто уснёт - тот ни с чем уйдёт.

- Сказка будет увлекательна: Слушайте её внимательно, Всё примечайте, Не зевайте!

- Мы вас в сказку заведём, О чудесных событиях речь поведём.

- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были лингвистические явления, и называлось это царство страной Его Величества Русского языка. Место у них было хорошее, не хуже других. Трава высокая, посредине дерево, а под деревом царство. Сразу за ними начинался лес - хозяйство Бабы Яги. Одни заводят себе цветники, другие -садик или огородик, а Баба Яга завела себе темный лес и поселилась в нём в своей избушке на курьих ножках. Его Величество Русский язык правил своим государством мудро и справедливо, а потому подданные отвечали ему взаимностью. Лингвистические жители дружили между собой: существительные - с прилагательными, глаголы - с причастиями и деепричастиями, корни - с суффиксами, приставками и окончаниями. В общем, царил в стране мир и покой, а про Бабу Ягу вовсе и не вспоминали. Всё бы было хорошо, вот если бы... Если бы не заблудилась частица «бы», которая всю свою сознательную

62

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

МАСТЕР-КЛАСС

жизнь дружила с глаголом и помогала ему образовывать сослагательные наклонения. Итак, заблудилась частица «бы», и с этого момента всё пошло наперекосяк. В поисках частицы забрели лингвистические жители в такие дебри, о коих они и не ведали. Забрели да и обнаружили, что за пределами их государства живут такие странные существа, как Баба Яга и её друзья: злые, необразованные, так и норовят при встрече напакостить лингвистическим жителям, обидеть их. А через некоторое время и вовсе беда приключилась: обнаружили жители страны Его Величества Русского языка подле стен своих осаду. Поняли они тогда, что без боя с Бабой Ягой не обойтись. Собралась рать лингвистическая в поход выступать, отпор врагу давать.

- Чем же вам помочь, жители волшебной страны?

- Ну, конечно, знаниями!

- Мы всегда рады помочь науке лингвистике. Вот ребята из гимназии № 18 собрались, чтобы в честном бою померяться силами. Они готовы вступиться за честь русского языка. Три команды у них есть... Каждая из команд будет биться до конца, отстаивая интересы русского языка.

2. Представление членов команд и жюри

Разрешите представить вам, дорогие зрители, членов команд. (Представление членов команд)

- Стойте, стойте! А кто же определит: победили мы Бабу Ягу или нет?

- Ну, конечно, нам для этого нужна помощь жюри. Разрешите их представить. (Представление членов жюри)

- Вот теперь всё. Можно войну начинать.

- Может, не войну, а бой?

- Согласен. Бой! Да не просто бой, а где всё по правилам.

3. Объявление правил ведения боя

- Поэтому огласим правила ведения боя:

1. В игре принимают участие несколько сборных команд, состоящих из 7 человек (по одному представителю от каждого класса из параллели).

2. Команда получает задание в конверте.

3. Распределением заданий руководит капитан.

4. На каждое задание капитан назначает специалиста; тот или объясняет своё задание, или комментирует задание соперника.

5. При выполнении заданий поощряется взаимопомощь.

6. На подготовку заданий команде отводится 15 минут.

7. Бой ведётся в присутствии болельщиков.

8. Болельщики активно помогают команде выигрывать (заработанные баллы можно подарить той команде, в которой выступает представитель класса).

9. За нарушение дисциплины команда наказывается: изымаются три очка.

- Капитаны получают конверты с заданиями и распределяют их между членами команды.

4. Получение командами заданий, распределение их между членами группы и выполнение

Проверка, защита ответов команд и оглашение правильных ответов проводится после проведения игры с болельщиками.

Команда № 1

5 класс

Посмотрите на список слов: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В скольких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

Ответ: Звук [ы] произносится под ударением в словах жир, цирк, шип, дрожит.

6 класс

Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела.

Лоб

Ланита

Глаз

Рот

Выя

Грудь

Туловище

Рамена

Правая рука

Шуйца

Длань

Палец

Ответ:

Лоб Чело

Щека Ланита

Глаз Око

Рот Уста

Шея Выя

Грудь Перси

Туловище Стан

Плечи Рамена

Правая рука Десница

Левая рука Шуйца

Ладонь Длань

Палец Перст

7 класс

Найдите окончания в словах следующей фразы: Волнуюсь из-за каких-то шестисот потерявшихся поросят. Разыскивая их, обнаружил вдруг около трёхсот чужих.

Ответ: Волнуюсь из-за каких-то шестисот потерявшихся поросят. Разыскивая их, обнаружил вдруг около трёхсот чужих.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

63

МАСТЕР-КЛАСС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 класс

Родительный падеж вызывает наибольшее количество трудностей, особенно во множественном числе. Существует целый ряд слов, у которых образование формы родительного падежа множественного числа затруднено.

Слово дитя имеет особую форму для косвенных падежей. В родительном, дательном и предложном падежах оно звучит как дитяти, а в творительном падеже - дитятей (помните у Пушкина в «Сказке О попе и работнике его Балде»: «Кашу заварит и нянчится с дитятей»). А во множественном числе дитя, так же, как и ребёнок,- дети.

Определите форму родительного падежа множественного числа для следующих слов:

Дупло Дупел и дупл

Дядя

Западня

Зеркальце

Копна

Кочерга

Метла

Носок

Помидор

Рельсы

Сапог

Серьга

Чулок

Ответ:

Дупло Дупел и дупл

Дядя Дядьёв

Западня Западней

Зеркальце Зеркалец

Копна Копён

Кочерга Кочерёг

Метла Мётел

Носок Носков

Помидор Помидоров

Рельсы Рельсов

Сапог Сапог

Серьга Серёг

Чулок Чулок

9 класс

Вспомните рассказ А. П. Чехова «Жалобная книга» и знаменитый «перл»: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин». Исправьте ошибки в следующих предложениях:

• Взглянув на него, было совершенно ясно, что он негодяй.

• Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

• Начался дождь, и пришлось одеть плащ с капюшоном.

• Мы не только участвуем в олимпиаде по русскому языку, но и по литературе.

• Четверых девочек из класса попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.

Ответ:

• Взглянув на него, можно было понять, что он негодяй.

• Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

• Начался дождь, и пришлось надеть плащ с капюшоном.

• Мы участвуем в олимпиаде не только по русскому языку, но и по литературе.

• Четырёх девочек из класса попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.

10 класс

До XVIII века буквами обозначались числа. Пользуясь предложенной таблицей, расшифруйте данную запись.

Буква Название Цифровое | Буква значение j 1 [ Название Цифровое значение

А аз 1 V ук 400

к буки Ф ферт 500

8 веди 2 X хер 600

г глаголь 3 ц цы 900

А добро 4 ч червь 90

6 есть 5 ш ша

ж живете Щ ща

5 зело 6 " % ер

3 земля 7 ы еры

и иже 8 ь ерь

i и 10 i ять

к како 20 э э

л люди 30 ю ю

м мыслете 40 W омега

н наш 50 а кси 60

0 он 70 t пси 700

п покой 80 я я

р рцы 100 фита 9

с слово 200 V ижица

т твердо 300

64

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

МАСТЕР-КЛАСС

С!Г

YMA

РЛИ

ФNe

Ответ:

С1Г 213

YMA 441

РЛИ 138

ФNe 555

11 класс

Вычеркните несуществующие языки:

австралийский, албанский, английский, арабский, армянский, бельгийский, датский, испанский, португальский, канадский, ирландский, бразильский, немецкий, австрийский, шведский, швейцарский, норвежский, финский, кубинский, французский

Ответ:

австралийский, албанский, английский, арабский, армянский, бельгийский, датский, испанский, португальский, канадский, ирландский, бразильский, немецкий, австрийский, шведский, швейцарский, норвежский, финский, кубинский, французский.

Команда № 2

5 класс

Догадайтесь, какие слова в транскрипции выглядят следующим образом: [баица], [м'эснас'т']. [б'эзна]. [рацтво], [л'ох'к'иД, [адгатка], [игзамин], [лашки], [дроп']. Включите воображение. Вы же сами писали так или почти так до того, как изучили правила орфографии.

Ответ; боится, местность, бездна, родство, лёгкий, отгадка, экзамен, ложки, дробь.

6 класс

Заполните таблицу, вписывая недостающие полногласные и неполногласные слова. Если не можете найти точную пару, подбирайте родственные слова.

Полногласие Неполногласие

Здравие

Сторона

Влас

Голова

Сладко

Ворота

Бразда

Ворог

Брада

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дерево

Власть

Город

Вран

Хоромы

Млеко

Ошеломить

Ответ:

Полногласие Неполногласие

Здоровье Здравие

Сторона Страна

Волос Влас

Голова Глава

Солод Сладко

Ворота Врата

Борозда Бразда

Ворог Враг

Борода Брада

Дерево Древо

Волость Власть

Город Град

Ворон Вран

Хоромы Храм

Молоко Млеко

Ошеломить Шлем

7 класс

Некоторые приставки в современном русском языке встречаются в одном-двух малоупотребительных словах. Определите приставки в словах паводок, патрубок, пасынок, суглинок, сумрак, сугроб, супруги.

Ответ: паводок, патрубок, пасынок, суглинок, сумрак, сугроб, супруги.

8 класс

Запишите слова в таблицу, определив их род:

Бистро, какао, авеню, конферансье, картофель, бандероль, рояль, тюль, шампунь, пальто, турне, маэстро, шоссе.

Ответ:

Мужской род Средний род Женский род

Конферансье Бистро Авеню

Рояль Какао Бандероль

Тюль Пальто

Шампунь Турне

Маэстро Шоссе

9 класс

В русском языке, к счастью, свободный порядок слов. Переставляя слова, мы можем выражать тончайшие оттенки мысли. Именно благодаря свободному порядку слов так разнообразна и богата наша поэзия: ведь практически любую фразу можно, изменяя последовательность слов, сделать ритмичной. Однако

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

65

МАСТЕР-КЛАСС

даже эта свобода не беспредельна, и некоторые правила необходимо строго соблюдать. Определите, где допущены ошибки в следующих предложениях.

• На день рождения мне не только подарили новую компьютерную игру, но и ролики.

• Я встретил на вокзале подругу моей тёти, которая живёт в Крыму.

• Мне нравятся книги писателей, которые не просто учат жизни, но заставляют самостоятельно мыслить.

• Сдайте тетради учителю, в которых вы делали домашнее задание.

Ответ:

• На день рождения мне подарили не только новую компьютерную игру, но и ролики.

• Я встретил на вокзале подругу моей тёти, живущую в Крыму. Или:

• Я встретил на вокзале подругу моей тёти, живущей в Крыму.

• Мне нравятся книги тех писателей, которые не просто учат жизни, но заставляют самостоятельно мыслить.

• Сдайте учителю тетради, в которых вы делали домашнее задание.

10 класс

По старой орфографии надо было писать: Марiя, 6punniaHmъ, высокй, diaMempъ, 3HaHie. Запишите в старой орфографии слова ситуация, иероглиф, лисий.

Ответ:

ситуафя, iepоглuфъ, лисй.

11 класс

Даны соответствующие друг другу слова двух родственных языков -русские и сербохорватские: овёс -ovas, день - dan, река - reka, ветер - ветар. Как будет по-сербохорватскипёс, конец и дед?

Ответ: pas, konac, ded.

Команда № 3

5 класс

Даны пары слов: 1) код - кот, 2) нос - нёс, З) был -бил, 4) пуд - путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?

• А в 1,2;

• Б во 2,3;

• В во 2,4;

• Г во 2,3,4;

• Д во всех.

Ответ: В

6 класс

Какие существительные из данного списка могут менять свои значения при перенесении ударения с первого слога на второй?

Белки, замки, трусы, полки, стрелы, стрелки, стены, кружки.

Ответ: Белки, замки, трусы, полки, стрелки, кружки.

7 класс

Выберите слова, в которых выделяется окончание -я: зря, земля, злая, зевая, знамя, зимняя, змея, зоология, зная.

Ответ: земля, знамя, змея, зоология.

8 класс

Конечно, в Грамматическом бое вам, скорее всего, встретятся именно такие слова, которые могут вызвать затруднения. Поэтому фраза из сказки о Буратино «Скорее жив, чем мёртв» или «Скорее мёртв, чем жив» вам сейчас не покажется такой простой. Определите род имён существительных мертвец, покойник, труп.

Ответ: труп - неодушевлённое существительное, мертвец и покойник - одушевлённые.

9 класс

Этому вопросу уделяется много внимания в школьной программе, поэтому исправить ошибки будет несложно.

• Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.

• Вопреки всех прогнозов погода была отличная.

• По возращению из похода мы выпустили красочную стенгазету.

• По прошествию пяти часов нас отпустили по домам.

• По решении педсовета Вовочку исключили из школы.

Ответ:

• Из-за сильных морозов погибли кусты роз.

• Вопреки всем прогнозам погода была отличная.

• По возращении из похода мы выпустили красочную стенгазету.

• По прошествии пяти часов нас отпустили по домам.

• По решению педсовета Вовочку исключили из школы.

10 класс

До орфографической реформы 1917-1918 гг. каждое прилагательное имело в именительном падеже множественного числа две разные формы, например: новые учебники, но новыя книги; старые ботинки, но старыя письма и телеграммы; светлые классы, но светлыя окна. Одна форма сочеталась с существительными мужского рода, другая - с существительными женского и среднего родов.

Как до реформы орфографии 1918 года полагалось писать словосочетания:

• А - синия очи, тёмныя ночи;

• Б - синие очи, тёмныя ночи;

• В - синия очи, тёмные ночи;

• Г - синие очи, тёмные ночи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ: А

11 класс

В международном детском лагере встретились мальчики Поль (1), Иоганн (2), Майкл (3) и Хосе (4), приехавшие из Англии - А, Германии -Г, Испании -И и Франции - Ф. Выберите правильное соответствие мальчиков их родным странам.

66

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

МАСТЕР-КЛАСС

• А - 1А, 2Г, ЗФ, 4И;

• Б - 1И, 2Г, ЗА, 4Ф;

• В - 1Ф, 2А, ЗГ, 4И;

• Г - 1Ф, 2Г, ЗА, 4И;

• Д - 1Ф, 2И, ЗА, 4Г

Ответ: Г.

Команда № 4

5 класс

Какие слова из списка имеют ровно два общих звука со словом сбор? - Гриб, узор, кора, коза, рост, лоб, база.

Ответ: [збор] - рост, база.

6 класс

Каким человеческим порокам соответствуют эти прозвища?

Лентяй, пустомеля, дармоед, тунеядец, бездельник, невежа, лодырь, ротозей, разиня, скряга, скупердяй, невежда, разгильдяй, оболтус, олух.

Ответ:

лентяй, дармоед, тунеядец, бездельник и лодырь -так называют тех, кто не любит трудиться;

разгильдяй и оболтус - так называют тех, кто не любит трудиться, притом небрежен и разболтан;

ротозей, разиня, олух - рассеянные, невнимательные люди;

скряга, скупердяй - жадные люди;

пустомеля - болтает чепуху;

невежа - плохо воспитан;

невежда - малообразован.

7 класс

Корень - обязательная часть любого русского слова.

Найдите корень в словах вынуть, прыгнуть, крякнуть, стукнуть.

Ответ: вынуть, прыгнуть, крякнуть, стукнуть.

8 класс

Какие глаголы из перечисленных относятся ко второму спряжению: выспаться, выглядеть, вытереть, вытерпеть, выстоять, вынести.

Ответ: терпеть - II спряжение; тереть, нести - I спряжение; остальные - разноспрягаемые.

9 класс

Посмотрите внимательно на данные предложения и найдите ошибки.

• В июне месяце мы всем классом ездили в Санкт-Петербург.

• Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.

• Мы пропустили без очереди старого ветерана.

• Первая премьера пьесы состоится в День учителя.

• Свободных вакансий, к сожалению, сейчас нет.

Ответ:

• В июне мы всем классом ездили в Санкт-Петербург.

• Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры.

• Мы пропустили без очереди ветерана.

• Премьера пьесы состоится в День учителя.

• Вакансий, к сожалению, сейчас нет.

10 класс

Объясните, почему в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово лысина предшествует слову левый.

Ответ: слп^о левый во времена Даля писалось через букву Ь, которая в алфавите располагалась после ы.

11 класс

Кого в Болгарии и Сербии называют следующими словами?

Болгарский язык Сербский язык Русский язык

Ковач ковач

Овчар овчар

Шивач крояч

Лекар лечник

Дърводелец тесач

Ловец ловац

Пекар хлебар

Ответ:

Болгарский язык Сербский язык Русский язык

Ковач ковач Кузнец

Овчар овчар Пастух

Шивач крояч Портной

Лекар лечник Врач

Дърводелец тесач Плотник

Ловец ловац Охотник

Пекар хлебар Пекарь

5. Проведение игры с болельщиками

- А в зале, между прочим, есть зрители!

- Да не просто зрители, а болельщики. Они тоже любят русский язык, и пришли помочь лингвистической стране и своей команде. Дорогие болельщики! Будем сражаться во имя великого и могучего русского языка? Если да, то слушайте вопросы. За каждый ответ - жетон. Этот жетон вы сможете подарить той команде, за которую болеете. (Следует игра с болельщиками, которая продолжается в течение 15 минут, пока команды готовятся отвечать. Поскольку среди болельщиков есть представители разных классов, ведущему предоставляется

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

67

МАСТЕР-КЛАСС

возможность выбора вопросов в зависимости от уровня подготовки, интересов и т.д. За неимением места здесь приведены только первые 28 вопросов из 80 -остальные можно подобрать в источниках, указанных в конце статьи).

1. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина:

Пугачев грозно взглянул на коменданта Миронова и сказал ему: «Как ты смел мне противиться, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и ответил твердым голосом: ««Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!»

Почему Пугачева назвали вором? (Слово вор произошло от слова врать, то есть говорить)

2. Каково происхождение выражения «баюш-ки-баю»? (Оно означает «говорю-говорю»)

3. В словаре русского языка есть прилагательное белобрысый. Что оно обозначает? (Брылья -брови, следовательно, белобровый)

4. «Перекуем мечи на орала». Что такое орало? (Соха)

5. Назовите слово с 3 «е». (Длинношеее, короткошеее)

6. Что общего между альбомом, альбиносом и Альбиной? (Корень «альб» - белый)

7. Когда употребляются глаголы одеть и надеть?

(Лучше всего на этот вопрос ответил поэт 19 века В. Крылов:

Любезный друг, не надо забывать,

Что одевать не значит надевать;

Не надо путать эти выраженья,

У каждого из них своё значенье.

Запомнить это можно без труда:

Глагол «одеть» мы говорим, когда На что-нибудь одежду надеваем,

Иль что-нибудь одеждой покрываем,

Иль иначе в одежду одеваем.

Себя нарядней хочешь ты одеть,

Так должно платье новое надеть,

И руку ты перчаткой одеваешь,

Коли на руку ты перчатку надеваешь.

Дитя оденешь в платьице его,

Когда наденешь платье на него.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кому родной язык и мил и дорог,

Ошибки тот не стерпит и следа,

И потому, дружок мой, никогда Не делай ты подобных оговорок.)

8. Что общего между долиной и подолом? (Дол -это то, что находится внизу)

9. Почему одна из улиц Тагила называется Пароходной? (На этой улице в 18 веке была проложена первая в России железная дорога, а по ней передвигался пароход, то есть паровоз)

10. Что общего между двуколкой и колоколом? (Корень «коло», то есть круг)

11. Почему врач и вор - родственники? (Оба слова произошли от глагола врать, то есть говорить)

12. Какая разница между индусом и индейцем? (Индусы - жители Индии. Индейцы - жители Америки)

13. Что общего между победой и бедой? (Общий корень «бед», поэтому победа наступала после беды)

14. В некоторых сказках герой зовет коня - друга и помощника:

- Сивка, бурка, вещая каурка! Встань передо мной, как лист перед травой.

Какого цвета конь? (Чёрно-коричнево-рыжий)

15. Какого цвета сказочный лазоревый цветок? (Любого, главное - блестящий)

16. Почему слова индеец и громоотвод называют словами - ошибками? (Индеец не живёт в Индии, а громоотвод не отводит молнии, а, наоборот, притягивает)

17. Почему медведь и ведьма - родственники? (У них общий корень «вед»)

18. Как правильно говорить и писать: у обоих ножниц, или у обеих ножниц, или как-нибудь иначе? (Первый вариант правильный)

19. У каких слов окончание находится в середине слова? (У числительных, типа «пятьюстами», у возвратных глаголов)

20. Почему германский народ получил название немецкого? (Именно германцы вели активную торговлю с Русью, но по-русски многие говорить не могли, то есть были немые)

21. Почему герой «Повестей временных лет» Олег получил прозвище Вещего? (По мнению простых людей, он мог «ведать будущее»)

22. Как появилось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»? (Юрьев день - это церковный праздник в честь Георгия-Победоносца, когда был разрешён переход крестьян от одного барина к другому; впоследствии перемещение крестьян было запрещено)

23. Каково происхождение выражения «Москва слезам не верит»? (Появилось в период возвышения московского княжества, когда челобитчики направлялись в Москву с жалобами на несправедливость и непомерные налоги)

24. Фамилия какого русского поэта указывает на время года? (Есенина)

25. Почему можно, не зная географии, утверждать, что на Печере много пещер? (Потому что в слове пещера «Щ» чередуется с «Ч» в слове Печёра)

26. Что общего у сапера с «тихой сапой»? (Сапа - маленькая лопата, которой тихо

68

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

МАСТЕР-КЛАСС

и незаметно можно было готовить военные сооружения)

27. Дайте перевод иностранному выражению, подобрав русский фразеологизм:

Дождь идет кошками и собаками. (Льёт как из ведра)

Когда хвост верблюда коснется земли. (Когда рак на горе свистнет)

28 Узнайте в этом переводе русскую пословицу:

«Леди, покидающая транспорт, увеличивает его скорость». (Баба с возу - кобыле легче)

6. Защита командами ответов

Проверка ответов сопровождается демонстрацией слайдов, во время которой жюри оценивает степень правильности выполнения задания, умение выступать перед аудиторией, обосновывать собственную точку зрения.

Ответы оглашаются в следующем порядке:

5 класс. Первый выстрел - фонетический. 1, 2, 3, 4 команды.

6 класс. Второй выстрел - лексический. 1, 2, 3, 4 команды.

7 класс. Третий выстрел - словообразовательный.

1, 2, 3, 4 команды.

8 класс. Четвёртый выстрел - морфологический. 1,

2, 3, 4 команды.

9 класс. Пятый выстрел - стилистический. 1, 2, 3, 4 команды.

10 класс. Шестой выстрел - из истории языка. 1,2,

3, 4 команды.

11 класс. Седьмой выстрел - сравнительное языкознание. 1, 2, 3, 4 команды.

7. Подведение итогов игры, оглашение результатов, рефлексия

Поскольку для поведения итогов жюри необходимо время, можно продолжить игру с болельщиками.

При подсчёте результатов выявляется как командное, так и личное первенство. Грамотами награждаются все участники игры, а также болельщики, набравшие наибольшее количество баллов.

Для подведения итогов слово предоставляется как членам жюри, так и самим учащимся, учителям, родителям, присутствовавшим на игре и пожелавшим высказать своё мнение, дать интервью газете «Гимназист».

Литература

1. Казбек-Казиева М. М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 класс. М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

3. Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ - русский язык для всех. [Сайт] URL: http://www. gramota.ru/spravka/trudnosti/36_119 (Дата обращения:

1.08.2013) .

4. Викторины, конкурсы, олимпиады // Сайт филологического факультет ЧГУ им. И. Н. Ульянова. URL: http://www. chuvsu.ru/~fil_fak/index.php?option=com_content&view=arti cle&id=147&Itemid=53 (Дата обращения: 1.08.2013).

5. Любич Д. В. Лингвистические игры. СПб: Изд-во Буковского, 1998.- 272 с. [Электр. версия: URL: http://www. speakrus.ru/mix/lingvo-games/index.htm (Дата обращения:

1.08.2013) ].

6. Галиев И. Х. Сайт учителя русского языка Галиева Ирека Ханифовича. URL: http://irgali.narod.ru/olimp.html (Дата обращения: 1.08.2013).

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.