Научная статья на тему 'Сценарий КВН по истории «Делу время — потехе час»'

Сценарий КВН по истории «Делу время — потехе час» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2171
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ / CULTURAL AND HISTORICAL VALUES / CREATIVITY / POSITIVE MOTIVATION / HISTORICAL TERMINOLOGY / THE VARIETY OF FORMS OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазура Татьяна Валерьевна

Автор раccказывает о подготовке и проведении КВНа по истории с целью усвоения и закрепления знаний, умений и навыков, полученных во время занятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KVN script on the history of «Cause time - before pleasure»

Author racckazyvaet on the preparation and conduct of KVN of stories in order toassimilate and consolidate the knowledge and skills acquired during training.

Текст научной работы на тему «Сценарий КВН по истории «Делу время — потехе час»»

Мастер-класс

Таблица 3

Динамика степени готовности к безопасному поведению в повседневной жизни, %

Уровень готовности Этапы контроля

ЭГ КГ

входной 1-й промежуточный 2-й промежуточный итоговый входной 1-й промежуточный 2-й промежуточный итоговый

Недопустимый 40 20 8 8 47 18 16 16

Критический 19 50 41 21 12 50 41 26

Достаточный 40 26 37 51 40 30 36 48

Оптимальный 1 4 14 20 1 2 7 10

к безопасному поведению в повседневной жизни осуществлялся промежуточный контроль в конце реализации каждого этапа и итоговый - по завершении опытно-экспериментальной работы. Сравнительный анализ полученных в экспериментальной и контрольной группах (ЭГ и КГ) результатов представлен в табл. 3.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе наблюдается более выраженная положительная динамика в изменении уровня готовности к безопасному поведению в повседневной жизни. Это подтверждает эффективность разработанной и апробированной нами модели формирования рассматриваемой готовности.

Литература

1. Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психол. наука и образование. 2002. № 2. С. 42-45.

2. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и метод. руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

3. Лебедев В. И. Личность в экстремальных ситуациях. М., 1989.

4. Львова Е. Л. Особенности профессиональных компетенций учителя безопасности жизнедеятельности // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 11. С. 60-69.

5. Назарова Т. С., Шаповаленко В. С. «Экология экстремальных ситуаций» - новый интегрированный курс для школы // Педагогика. 1996. № 6. С. 46-50.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус.яз., 1989. 924 с.

7. Плахотникова И. В., Моросанова В. И. Развитие личностной саморегуляции: метод. пособие. М.: Вербум-М, 2004. 48 с.

8. Сорокина Л. А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни //Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010 №6 (74) с. 48-58

9. Статистика аварийности в Российской Федерации за

2008 год // Госавтоинспекция МВД России. М., 2009. [Электрон. ресурс]. URL: http:// www.gibdd.ru/news/

main/?20090113_report (дата обращения 14.11.2009).

10. Статистика пожаров в Российской Федерации за 2008 г. // МЧС России. [Электрон. ресурс]. М., 2009. URL: http:// www.mchs.gov.ru/stats/detail.php? ID=13097 (дата обращения 10.11.2009).

УДК 37.02

Т.В. Мазура

Сценарий КВН по истории «Делу время - потехе час»

(Внеклассное мероприятие в 9 классе)

Как можно интересно организовать внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9 классов?

Аннотация. Автор рассказывает о подготовке и проведении КВНа по истории с целью усвоения и закрепления знаний, умений и навыков, полученных во время занятий.

Ключевые слова: культурно-исторические ценности, творческий подход, положительная мотивация, историческая терминология, разнообразие форм усвоения знаний.

Abstract. Author racckazyvaet on the preparation and conduct of KVN of stories in order toassimilate and consolidate the knowledge and skills acquired during training.

Index terms: cultural and historical values, creativity, positive motivation, historical terminology, the variety of forms of learning.

Цели мероприятия:

Методические: закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках истории.

Психолого-педагогические:

- создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и творческих действий;

- помочь развитию интереса у учащихся к процессу овладения знаниями;

- повысить общую культуру учащихся;

- воспитывать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать свои знания не только на уроке, но и на других формах занятий.

Место проведения: актовый зал.

Использованные материалы и оборудование:

1. Мультимедийный проектор.

2. Ходули.

3. Верёвка.

4. Корзины.

74

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

Мастер-класс

5. «Снежки» (скомканные листы бумаги).

6. Тексты с заданиями.

7. Маркеры.

Продолжительность мероприятия: 60 минут. Опережающее задание:

1. Выбор участников команды и капитана;

2. Самостоятельная подготовка учащимися приветствия команды.

На экране эпиграф:

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»

В промежутках между конкурсами звучит народная музыка.

Учитель (ведущий)

Ход игры.

Мы сегодня с вами собрались поиграть задорно, дружно и весело.

КВН - веселый клуб, Любит он находчивых, Думай, если ты не глуп,

Отвечай доходчиво.

Пусть веселая игра, Хоть забавы ради.

Знать тебе поможет Почему? Зачем? Когда?

Проигравших здесь не будет Победит лишь знание, Не беда, что выигрыш труден, Прочь отбрось страдания!

Итак, мы начинаем сегодня исторический КВН. В состязаниях будут принимать участие три команды. 9А, 9Б и 9В класс.

звучит музыка, мы начинаем КВН.

Представление жюри.

I Конкурс: Приветствие команд (готовится заранее) Каждая команда приветствует другую; называет

девиз, название команды; демонстрирует эмблему; обыгрывает костюмы. Жюри оценивает соответствие теме, слаженность исполнения, оригинальность, красочность.

Оценка: 1-2-3 балла соответственно. II

II Конкурс: «Разминка» (командам раздаются одинаковые тексты вопросов)

Древнее славянское название хлеба (жито)

Первая буква в славянской азбуке - кириллице (аз) Город, основанный Рюриком на берегу реки Волхов в 6 км от озера Ильмень (Новгород)

«Видите ли, горы эти, на этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей» - Какой город возник на месте, которое благословил апостол Андрей Первозванный в I веке? (Киев)

Народное собрание у славян (вече)

Важнейший торговый путь в Древней Руси («из варяг в греки»)

Третий князь Древней Руси (Игорь)

Название раба в Древнерусском государстве (холоп)

При каком русском князе был воздвигнут храм Святой Софии в Киеве? (Ярослав Мудрый)

Какой князь, по подсчетам историков, совершил около 50 походов? (Святослав)

Сколько километров отделяет Царьград и Константинополь? (название одного города)

В каком веке в средневековой Руси правила женщина? (Х век, 945-957годы, Ольга)

Год принятия Христианства на Руси (988 год)

Первый письменный закон Древнерусского государства («Русская Правда»)

Оценка: 1-2-3 балла соответственно за количество правильных ответов.

III Конкурс. Это русская забава, под названием «Попрыгушки».

Игры, забавы издавна любили на Руси. Здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Мы сейчас тоже совместим игру с обучением.

Четырем участникам каждой команды, завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего они становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону своего стола. На столе лежат листы, на которых написаны термины. Каждый участник переворачивает один лист и выбирает из четырех терминов «лишний», т.к. он не соответствует определенной закономерности.

Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние и правильно вычеркнул лишний термин.

зернь, скань, мозаика, перегородчатая эмаль (мозаика, т.к. остальные связаны с ювелирным искусством)

альфа, буки, веди, глаголь (альфа - т.к. это не буква кириллицы)

кольчуга, шишак, колчан, таран (таран - т.к. это не относится к вооружению древнерусского воина)

понева, епанча, онучи, рубаха (онучи - не является одеждой)

Оценка: 1 балл за правильный ответ + 1-2-3 балла соответственно за скорость.

IV Конкурс «Крылатые выражения»

Команды по жребию вытягивают крылатые выражения. Через некоторое время, они должны ответить, что означают эти выражения и как они возникли:

«Положить в долгий ящик»- в приказных избах подававшиеся прошения складывались в длинные лари. Эти дела лежали годами не разобранными (значение - решение откладывается на неопределенный срок).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Подлинная правда» - во время допроса подсудимого били кнутом - длинником. Считалось, что от боли человек скажет правду.

«Лясы точить» - лясы - разнообразные деревянные украшения на столбах, придерживающих крыльцо. Вырезать их не сложно (значение - бездельничать, не заниматься важным)

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

75

Мастер-класс

«Работать спустя рукава» - рукава бояр спускались почти до колен. Работать в такой одежде совершенно не возможно (значение - работать плохо, неаккуратно).

«Тянуть волокиту» - из медной проволоки тянули очень тонкую проволоку - волокиту. Работа эта была медленной и трудоемкой (значение - тянуть время, делать медленно)

«Бить баклуши» - чтобы сделать деревянную ложку или чашку требовалось отколоть чурку - баклушу. Дело легкое, поручалось подмастерьям, особого умения не требовалось (значение - делать пустое дело, заниматься ерундой).

Пока команды думают.

V Конкурс «Отгадай загадку» - этот конкурс для болельщиков.

День спит, ночь глядит,

Утром умирает, другой сменяет.

(Свеча)

Маленько, кругленько,

А за хвост не поднять.

(Клубок)

Стучу - голова болит,

А не стучу - голодный.

(Дятел)

Идёт, а ног нет,

Лежит, а постели нет,

Лёгкий, а крыши ломит.

(Снег)

Кверху дном - полная,

Книзу дном - пустая.

(Шапка)

Когда видишь, то не видишь,

А когда не видишь, то её видишь.

(Темнота)

К реке идут - поют,

Назад идут - плачут.

(Вёдра)

Всё ест - не наедается,

А попьёт - умирает.

(Огонь)

Голова большая, шея тоненькая.

(Капуста)

Белым цветёт,

Зелёным висит,

Красным падает.

(Яблоко)

Никого не обижает,

А её все толкают.

(Дверь)

Меня ждут, не дождутся.

А как увидят - разбегутся.

(Дождь)

Идёт по соломе - не шуршит,

Идёт по воде - не тонет,

Идёт по огню - не горит.

(Тень)

Есть голова, да нет волос,

Есть глаза, да нет бровей,

Есть крылья, да не летает.

(Рыба)

Кого бьют по голове,

Чтобы ровно шёл?

(Гвоздь)

Оценка: 1-2-3 балла соответственно.

VI Конкурс «О ком идет речь?». Конкурс капитанов.

Вытягивают сами вопрос.

Ты князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул.(Святослав)

«Князь, умрешь ты от своего любимого коня» (Олег)

Послала нас Древлянская земля с таким наказом: «Мужа твоего мы убили, ибо муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья добрые привели к процветанию Древлянской земли. Пойди замуж, за нашего князя Мала» (Ольга)

Оценка: 1 балл за правильный ответ

VII Конкурс «Снежки»

От команды два игрока. Один бросает в корзину «снежок», другой подбирает и отдает бросающему.

Оценка: 1-2-3 балла соответственно.

VIII. Конкурс: Ходули.

Приглашаются два юноши для участия в конкурсе. Кто быстрее дойдет до финиша, тот и победил в этом состязании.

Пройти участники должны два этапа (первый этап -один, второй человек страхует первого, затем ребята меняются местами).

IX Конкурс: Озвучка.

Это домашнее задание. Команды самостоятельно выбрали отрывок из фильма, связанный с историей России, и озвучили его на свой лад.

Итог: Вот и подошел к концу наш исторический КВН. Жюри подсчитывает баллы команд.

Объявляется команда-победительница, вручаются призы.

Учитель, подводя итоги, благодарит участников за инициативность, творчество.

Литература

1. Грищенко В.Н. Современная практика воспитания в образовательном учреждении Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №3.

2. Едренникова С. И. и др. Развитие творческих качеств личности на основе сотрудничества и сотворчества учителя и учащегося в учебно-воспитательном процессе // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. -№ 3.

3. Железнова С.В. Что мы знаем о девочках и мальчиках? // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - №2.

4. Каршинова Л.В. Школа воспитания мужчины и женщины в русской народной культуре// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №1.

76

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.