Научная статья на тему 'Творческий опыт подготовки будущих специалистов в сфере коммуникаций и журналистики в Европе (на примере Кильского университета прикладных наук)'

Творческий опыт подготовки будущих специалистов в сфере коммуникаций и журналистики в Европе (на примере Кильского университета прикладных наук) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ / ПОДГОТОВКА ЖУРНАЛИСТОВ / МУЛЬТИМЕДИА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / JOURNALIST''S EDUCATION / CREATIVE EXPERIENCE / MULTIMEDIA / DIGITAL TECHNOLOGIES IN MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киршин Борис Николаевич

Рассматриваются возможности совершенствования подготовки журналистов-практиков при обращении к опыту европейских вузов. Автор показывает, что главное в этом опыте насыщенность высшего образования практической составляющей, когда будущий журналист постоянно находится в условиях, приближенных к работе современной редакции. Журналистские тексты станут отвечать всем современным требованиям лишь тогда, когда журналист освоит необходимый минимум современных технологий и творческих приемов создания, позиционирования в информационном поле своего продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Киршин Борис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Creative Experience of Journalist's Education in Europe (Kiel University, Germany)

This article is devoted to the ways of improving in the sphere of journalist's education. The author shows that the experience of European Universities can be applied in Russian system of journalist's education. The basic idea is to increase the part of practice in the process of the preparation of journalists. It is very important also to make this preparation more connected with the modern conditions of mediasphere.

Текст научной работы на тему «Творческий опыт подготовки будущих специалистов в сфере коммуникаций и журналистики в Европе (на примере Кильского университета прикладных наук)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 10 (301). Филология. Искусствоведение. Вып. 76. С. 123-125.

Б. Н. Киршин

ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КОММУНИКАЦИЙ И ЖУРНАЛИСТИКИ В ЕВРОПЕ (на примере Кильского университета прикладных наук)

Рассматриваются возможности совершенствования подготовки журналистов-практиков при обращении к опыту европейских вузов. Автор показывает, что главное в этом опыте - насыщенность высшего образования практической составляющей, когда будущий журналист постоянно находится в условиях, приближенных к работе современной редакции. Журналистские тексты станут отвечать всем современным требованиям лишь тогда, когда журналист освоит необходимый минимум современных технологий и творческих приемов создания, позиционирования в информационном поле своего продукта.

Ключевые слова: творческий опыт, подготовка журналистов, мультимедиа, цифровые технологии.

Цифровая революция, преобразуя современные коммуникации, серьезно изменяет журналистскую профессию. К ее важнейшим признакам теперь относят не только творческий характер, но и знание информационных технологий, умение их эффективно использовать. «Сегодня журналист обладает цифровыми технологиями, позволяющими одновременно работать для газеты, радио, телевидения, интернета, мобильной журналистики. Это универсализация журналистской профессии, которая базируется на конвергенции информационного процесса...», - отмечает Я. Засурский [6. С. 6]. Не владеющие цифровыми технологиями журналисты обречены пребывать на обочине неимоверно разросшегося информационного потока, они не способны ориентироваться в современном мире.

Этот вызов обязаны учитывать те, кто занимается подготовкой журналистов. Ключевыми понятиями этой деятельности становятся муль-тимедийность, конвергентность, цифровые технологии. Вопрос в том, как привнести их в существующие образовательные программы, сделать органичной частью образовательного процесса. Ответ на него в какой-то степени дает практика подготовки медиаспециалистов на факультете медиа Университета прикладных наук г. Киль (ФРГ), с которым разворачивают сотрудничество преподаватели направления «Журналистика» Челябинского государственного университета.

Университет готовит машиностроителей, физиков, химиков и экономистов. Факультет медиа был создан примерно 10 лет назад в связи с бурным развитием Интернета, который

проник буквально во все сферы человеческой деятельности. В настоящее время в рамках бакалавриата здесь готовят продюсеров мультимедиа и специалистов по общественным связям в компаниях. В магистратуре студентам, получившим степень бакалавра, предлагают две специальности - продюсер мультимедиа и журналистика и медиаэкономика.

Основная специальность, с которой начинался факультет, - продюсер мультимедиа. Это человек, который, завершив обучение, знает и контент, и технологию (технику) его производства и распространения, а кроме того - менеджмент и экономику данной сферы. Выпускники факультета в основном работают в промышленных компаниях и взаимодействуют с агентствами, которые по их заказу изготавливают видео, рекламу, брошюры, флаеры и другую продукцию, призванную продвигать компании. Они и сами могут все это делать, но работодатели особенно ценят их способность рационально организовать данную работу и профессионально оценить ее результат.

Понятно, что мультимедийность в данном случае - обязательное условие подготовки студентов. На практических занятиях их учат писать тексты для различных платформ - газеты, радио, телевидения, Интернета. Все они осваивают съемку и монтаж видеосюжетов. И так в течение всех семи семестров (бакалавриат).

Для сравнения: студентам-журналистам

ЧелГУ на втором курсе для знакомства с практической работой тех же четырех платформ в соответствии с действующим стандартом дается только четыре месяца. Даже если отвести все это время для освоения одной информационной

платформы, эффект будет невелик. Нетрудно представить, как примут такого студента в конвергентной редакции, куда он прибудет на практику или, тем более, на штатную работу.

Очевиден вывод: учебный процесс необходимо модернизировать в соответствии с требованиями цифровой революции. Эффективная практика факультета медиа Кильского университета может служить в этой работе ориентиром. Но не стандартом, который следует слепо копировать. При подготовке студентов-жур-налистов в ЧелГУ необходимо, в частности, учитывать, что желаемая мультимедийность у них должна дополняться четкой специализацией. Не такой, как было до сего времени, когда студент в течение пяти лет усиленно готовился к работе на одной из информационных платформ - в газете, на радио или телевидении, а другие знал лишь в первом приближении. Нет, современный студент должен одинаково владеть технологиями всех существующих каналов распространения информации, но при этом специализироваться на определенной тематике - экономической, политической, культурной, спортивной или какой-либо иной. Это необходимо для более глубокого и компетентного освещения важнейших сфер нашей жизни.

Кильский опыт дает нам еще один поучительный урок - углубленной практической насыщенности высшего образования. Практикоориентированный характер обучения на факультете медиа обусловлен прикладным статусом вуза и традициями немецкой высшей школы. Здесь приветствуется связь с реальной экономикой, на первом месте жизнь, а не книга. По словам декана Берндта Веспа, лекции занимают от одной четверти до одной трети учебного процесса, остальное - семинары, практические занятия, творческие проекты. Не случайно на факультете работают опытные журналисты-практики, приравненные с точки зрения оплаты труда к профессорам.

Очень важный момент: техническое оснащение факультета не уступает материальной базе современной редакции и телерадиокомпании. Здесь имеются лаборатории, оснащенные компьютерами, позволяющими изготавливать и монтировать видеосюжеты, мобильная радиостудия, мобильный компьютерный класс, профессиональная студия звукозаписи, несколько профессиональных видеокамер и другое профессиональное телевизионное оборудование. У студентов свободный доступ во все лаборатории во внеучебное время.

Напомню: наши студенты получают более-менее реальный доступ к медиа во время учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практик, которые после каждого курса продолжаются от двух недель до двух месяцев (в общей сложности примерно четыре месяца). В Киле практика пронизывает весь учебный процесс на протяжении всех семи семестров. Как уже говорилось, на практических занятиях профессора при поддержке опытных журналистов-практиков учат студентов писать тексты для различных информационных платформ, снимать и монтировать видеосюжеты. На занятиях, посвященных интернету, их, помимо прочего, обучают основам программирования. Студенты медиафакультета выпускают университетский журнал, готовят передачи для университетских «Кампус-Радио» и «Кампус ТВ», модерируют и обеспечивают контентом университетский сайт.

Условие допуска к сессии - подготовка практического (творческого) проекта (чаще это бывает видеофильм). По окончании обучения каждый студент обязан подготовить и представить Государственной аттестационной комиссии большой индустриальный (выполненный по заказу реальной компании) или свободный проект - имиджевый видеофильм, журнал, рекламную брошюру, съемку концерта. Это непременное условие успешной аттестации.

Интересный опыт вовлечения студентов в практическую работу реализуется в ходе интердисциплинарных недель. При этом на две недели в каждом семестре все студенты университета освобождаются от лекций, они в это время участвуют в различных творческих проектах в составе групп по 15-20 человек, объединяющих представителей различных факультетов. Кроме того, в это время проводятся общеуниверситетские, нередко - международные конференции.

Профессор медиафакультета Тобиас Хохшерф в ходе последних интердисциплинарных недель пригласил студентов на воркшоп, во время которого предполагалось сделать имиджевый фильм о факультете, призванный привлечь на учебу иностранных студентов. Записались 18 студентов различных факультетов (большинство с медиафакультета). После постановки задачи и обсуждения вариантов ее решения их разделили на четыре группы, вооружили съемочным оборудованием и отправили на съемки - в кампус, университетские лаборатории, библиотеку, в город. Через два-

Творческий опыт подготовки будущих специалистов.

125

три часа они вернулись. Профессор и преподаватель-практик вместе с ними отсмотрели и обсудили материалы, определили ошибки, решили, что надо сделать для их исправления. Ребята снова отправились на съемки.

На следующий день с помощью более опытных студентов они смонтировали свои сюжеты, а потом - фильм в целом. К их услугам - все необходимые для этого лаборатории и студии. На финише профессор принял готовый фильм и выставил участникам воркшопа заслуженные ими кредитные пункты. Фильм был размещен в интернете, в том числе на сайте ЧелГУ. Не просто полезный, но и интересный, увлекательный практический урок.

Человека, призывающего целиком и полностью перенять немецкий опыт практикоориентированного образования, можно заподозрить в стремлении превратить журфак в ремесленный факультет. Такая угроза действительно существует, если практическая составляющая вытеснит важные теоретические дисциплины, прежде всего фундаментальные, особенно характерные для классического университета. Это недопустимо, ведь именно они формируют мировоззрение будущего журналиста и его отношение к новым знаниям. Тут важно соблюсти баланс науки и практики, без которой современное журналистское образование тоже невозможно.

В апреле 2013 г. состоится первый визит группы профессоров факультета медиа Университета прикладных наук г. Киль в Челябинский государственный университет.

Они проведут семинар, в котором примут участие наши студенты и преподаватели, познакомятся с работой средств массовой информации Челябинска. В планах переговоры о перспективах сотрудничества. Есть реальные основания надеяться, что оно будет плодотворным, взаимно обогатит наши вузы.

Список литературы

1. Амзин, А. А. Новостная интернет-журналистика : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2011. 142 с.

2. Вартанова, Е. Л. Журналистика в информационном обществе: новые проблемы и новые вызовы. М., 2005. С. 36-48.

3. Дзялошинский, И. Российские СМИ: перспективы трансформации // 9+. Новая концепция для новых масс-медиа: 9 ответов на вопрос о том, как наладить коммуникации в вашем сообществе / под ред. В. Юкечева. Новосибирск, 2010. 218 с.

4. Журналистика в 2009 г.: трансформация систем СМИ в современном мире : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. М., 2010. 576 с.

5. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010.

6. Засурский, Я. Н. Журналистское образование в МГУ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 2. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.