Научная статья на тему 'Создание мультимедийного контента особый вид деятельности журналиста'

Создание мультимедийного контента особый вид деятельности журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3024
365
Поделиться
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / МЕТОД / КОНТЕНТ / РАБОТА КОРРЕСПОНДЕНТОВ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белоусова Марина Николаевна, Широбоков Александр Николаевич

Многие исследователи отмечают, что сегодня система массовых коммуникаций в том виде, в котором она существовала прежде, разрушается. Наметился процесс перехода от традиционных СМИ к средствам персонифицированной информации. В данной статье рассматривается создание мультимедийного контента как особого вида творческой деятельности журналистов.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Белоусова Марина Николаевна, Широбоков Александр Николаевич

Multimedia as the Special Kind of Journalists Activity

Many researchers noticeth at the system of mass communications in that kind it existed before collapses. Process of transition from traditional mass-media to the personified information was outlined. Processes of multimedia as a special kind of creative journalists activity are considered in article.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Создание мультимедийного контента особый вид деятельности журналиста»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 6 (260).

Филология. Искусствоведение. Вып. 64. С. 30-33.

М. Н. Белоусова, А. Н. Широбоков

СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОНТЕНТА -ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Многие исследователи отмечают, что сегодня система массовых коммуникаций в том виде, в котором она существовала прежде, разрушается. Наметился процесс перехода от традиционных СМИ к средствам персонифицированной информации. В данной статье рассматривается создание мультимедийного контента как особого вида творческой деятельности журналистов.

Ключевые слова: мультимедийность, конвергенция, журналистика, метод, контент, работа корреспондентов, телевидение.

Интенсивное развитие прессы, радио- и ТВ- пы технического и идеологического, техноло-вещания в ХХ веке сыграло позитивную роль гического, творческого и прочих свойств [11].

в привлечении внимания массовой аудитории к информации. Одновременно с этим в обществе были сформированы потребности населения в постоянном использовании информации и определенный уклад жизни, выразившийся в ежедневном чтении газет, прослушивании радио, просмотре ТВ-программ. В XXI веке наступил следующий этап в потреблении информации. Ускоряющийся ритм жизни заставляет человека не только сходу знакомиться с информацией в прессе, на радио и телевидении, Интернете, в транспорте, в общественных местах и т. п., но и быстро перерабатывать огромный объем информации, чтобы быть в курсе событий и оперативно принимать решения. Для этого потребовались новые способы и формы передачи информации. Сегодня многие СМИ перестали быть просто газетами, телеканалами, радиостанциями и Интернет-порталами, а являются интегрированными редакциями, производственный процесс которых реализуется сразу на нескольких платформах и включает работу с видео, аудио, фото, текстом, графикой. Медиаиндустрии требуются специалисты, владеющие навыками в области сбора, обработки и производства информации, специалисты с навыками работы с новыми технологиями и техникой.

Несомненно, в процессе распространения информации, слово - это носитель идеи, основной инструмент создания, хранения и распространения сведений, стержень аудиовизуального образа, являющегося, в свою очередь, центральным понятием телевизионного вещания. Но чтобы слово, идея достигли своей цели, т. е. потребителя информации, и были адекватно восприняты аудиторией, они должны пройти огромную дистанцию, включающую в себя эта-

В создании и распространении сообщений СМИ обязательно принимают участие новейшие технические средства и устройства, и динамичное развитие технологий оказывает влияние на всю цепочку производства, распространения информации и конструирования текста. «Система массовой коммуникации в том виде, в каком она существовала прежде, разрушается... Наметился процесс перехода от традиционных СМИ к средствам индивидуальной, персонифицированной информации. Потребитель сам будет подбирать, получать медийные каналы для просмотра. Это серьезные изменения, к которым стоит готовиться» [5].

По мнению российских и зарубежных исследователей текстов СМИ, важнейшим следствием процесса дигитализации (перехода на цифровые стандарты) становится изменение характера самого информационного продукта. Текстовые, графические, звуковые и видеоиллюстрации интегрируются в единый информационный продукт, создавая новую информационную среду, и эту среду обозначают термином «мультимедиа». У нового типа информационного продукта (мультимедиа) выделяют две основные характеристики:

1) синтетический характер, т. е. комбинация в одном информационном продукте различных типов информации;

2) интерактивный характер, возможность индивидуализации продукта, выбора среди множества предложений.

Следует отметить, что подходы к мультиме-дийности возникли намного раньше, чем появился Интернет. Слово «мультимедиа» возникло в 90-е годы прошлого века как материальная реализация идеи медиаконвергенции, т. е. слияния всех каналов передачи информации в

одно целое. «Мультимедийность - это характеристика представления информации с помощью различных медийных платформ - вербального текста, фотографии, аудио-, видео-, графики, анимации и других производных от них форм» [6. С. 63].

Можно также сказать, что от мономедий-ности отошли уже газеты, когда помимо текста стали публиковать графику, а затем и фотоиллюстрации. Радио с самого начала использовало две знаковые системы для передачи информации: вербальную и звуковую. В телевещании добавился еще и видеоряд. Фактически телевидение уже можно назвать таким каналом массовой информации, в котором осуществляется передача на большие расстояния вербальных текстов, звука и видеоряда, фото, графических изображений - как статических, так и подвижных. Однако в отличие от Интернета телевизионную «мультимедийность» можно назвать линейной, когда все знаковые формы используются в одном временном диапазоне [6. С. 84].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С развитием мультимедийности сначала газеты стали задумываться о том, чтобы помещать видеролики и аудиоисходники на свой сайт. По такому же пути пошло и информационное агентство Reuters, создав в рамках конвергентной редакции видео-службу. Вот несколько примеров мультимедийных материалов, которые представлены в порядке их появления:

• «включения» - выступления пишущих журналистов перед камерами для телеканала, сотрудничающего с их изданием, в ходе которых освещаются некоторые аспекты определенных новостей;

• галереи или слайд-шоу из снимков, подобранные фоторепортерами для сайта газеты своей компании;

• анонсы новостей или краткие резюме, подготовленные пишущими, телевизионными или сетевыми журналистами для использования в e-mail или SMS рассылках;

• совместные проекты различных СМИ по сбору, редактированию и презентации репортажей в самых разных форматах;

• полностью интегрированный отдел новостей, в котором группы репортеров печатных, телевизионных и сетевых изданий ведут совместный сбор информации, накапливают общую базу данных и создают целые пакеты репортажей, предназначенных для размещения в самых разных видах СМИ.

В России подобный процесс происходит и в агентстве РИА-новости, и у контент-про-

вайдеров. Журналисты «Комсомольской правды», помимо текстовых материалов, готовят видеосюжеты и размещают их на сайт www. kp.ru. Информационное агентство CNEWS на сайте wwwxnews.ru организовало собственное исключительно сетевое видеовещание. Также можно отметить проект ИД «Коммерсант»: нового телеканала, представляющего собой гибрид Интернет-СМИ и традиционного телевидения. Создатели телеканала «Коммерсант ТВ», уже доступного в пакетах НТВ+ и AKADO, реализовали новую концепцию подачи информации, попытавшись упаковать новостной онлайн-ресурс в рамки традиционной телекартинки. Оригинальной находкой является трансляция записей блогов, отобранных редактором. «Наше телевидение можно смотреть без звука,

- заявил Дмитрий Солопов, главный редактор «Коммерсант ТВ», - мы рассчитываем на так называемую квалифицированную аудиторию, за которой гоняются рекламодатели» [9].

Поскольку конечным результатом деятельности редакции становится производство содержания в цифровом формате, можно считать, что самые разные секторы - и газета, и телевидение, и радио, и информационное агентство

- организуют свою деятельность по единому шаблону.

К настоящему времени сложились условия для создания кластера индустрии содержания, в который входят различные секторы СМИ. В основе кластера - общий продукт, т. е. содержание, производимое для потребителей вне зависимости от канала распространения [6. С. 20]. При этом компания может предоставлять как один тип цифрового контента на разных технологических платформах, так и разные типы содержания для одинаковых носителей. Интернет-технологии здесь играют важную роль.

Интернет для телевидения - средство повышения внимания к ТВ-каналам и способ повышения рейтинга передач [3. С. 131]. Один из примеров сращивания ТВ и Интернета связан с американской корпорацией CBS. Телекомпания предоставляет часть своей телевизионной программы новостей «60 минут» Интернет-порталу Yahoo!. После эфира пользователи Yahoo! могут посмотреть на специальной странице программу «60 минут», а также фрагменты, не вошедшие в телеверсию, архивы и блоги. Это позволило привлечь дополнительную, более молодую аудиторию и определить самые популярные материалы по посещаемости портала.

Мультимедийные инструменты помогают журналистам в пяти направлениях, важных для профессии:

• эффективный сбор информации, необходимой для подготовки качественного журналистского материала - статьи, интервью, видеосюжета, радиорепортажа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организационная: эффективные инструменты позволяют снизить затраты на производство медийного продукта, организовать работу редакции и повысить скорость информационного обмена внутри редакционной команды, а следовательно, и скорость выдачи контента читателю, зрителю, слушателю;

• с помощью инструментов можно качественно и интересно упаковать медиапродукт с учетом интереса пользователя;

• это разнообразные способы доставки медиапродукта потребителям;

• обеспечение авторов и редакторов качественной и стабильной обратной связью, без которой невозможно создание медиа, в полной мере соответствующего чаяниям целевой аудитории и потому популярного, востребованного и успешного [7. С. 155].

Учитывая темпы развития технологий, производители массовой информации, а также ее исследователи всерьез задумались о том, что сочетание различных знаковых систем - текста, звука, изображения - в корне меняет устоявшиеся представления о структуре информации и возможных эффектах ее восприятия. Чтобы создать телепередачу для трансляции ее в Интернете, существует целый спектр технологий - от профессиональных телестудий с дорогостоящим сложным оборудованием до любительских web-камер. К примеру, на сайте популярного Интернет-телеканала Russia. ru есть авторский проект «Лебедев-ТВ», над которым работает всего один человек, «универсальный журналист». В программе под названием «Телевидение в рюкзаке» Николай Лебедев подробно рассказывал и показывал своим зрителям, как создавать полноценную телепередачу, используя только любительскую видеокамеру и ноутбук, оснащенный простой монтажной программой (например, Final Cut) [8].

Журналисты-«рюкзачники» снимают фото и видео, могут быстро передавать и даже надиктовывать материалы. Как правило, это фрилансеры-одиночки. За рубежом португальское агентство Lusa еще в 2008 году поставило подготовку таких журналистов на поток и дало

рекомендации, каким оборудованием и аксессуарами надо наполнять специальный мультимедийный рюкзак. В 2009 году практику мультимедийных рюкзаков ввело и российское агентство РИА-новости.

Однако несмотря на то, что мультимедийная журналистика постепенно входит в жизнь медиаиндустрии по всему миру, она еще не надежно закрепила свои позиции. На факультете массовых коммуникаций и журналистики Калифорнийского государственного университета исследователем Сьюзан Карри Сивек был проведен анализ востребованности мультимедийного контента, создаваемого фрилансерами, у редакций крупных американских сетевых СМИ. Основной вывод исследования заключается в том, что мультимейдийный контент, несмотря на тенденции к конвергенции СМИ, к универсализации роли журналиста, мало востребован сетевыми СМИ [3]. Опрошенные ею журналисты, работающие для таких изданий, как New York Times и Economist, отмечают, что редакции просят в основном только тексты. Даже если внештатный автор сам предлагает медиаконтент или выражает готовность его создать, так как у него есть необходимые навыки и материал для этого, редакции отказываются от подобных предложений: «Текст остается главным товаром, за который платят читатели». Текст сам по себе остается мощным средством донесения новостей без каких-либо дополнительных мультимедийных «фишек».

Мнения журналистов автор подтверждает данными исследования 2010 года - «Проекта по совершенствованию в журналистике». Согласно выводам представленной работы, в 2009 году чуть более трех процентов дохода журналов приходилось на мобильные и сетевые версии СМИ. К 2013 году этот процент возрастет всего до 6,9. Невостребованность такого материала означает, что и журналисты не будут стремиться получать необходимые знания для его производства и совершенствования. Однако это лишь временная передышка. Опрошенные Сьюзан Сивек фрилансеры отмечают, что достаточно скоро наступит момент, когда делать только текст станет невозможным, но пока, судя по практике американских журналов, он еще не настал.

Современный журналист - это не только оперативный журналист, это специалист, имеющий всестороннюю и полную информацию, это оперативный сотрудник, который глубоко

разрабатывает каждую тему. Полнота информации рождает полноценные идеи, а те в свою очередь - эффективные алгоритмы решения проблем [10. С. 210].

В заключение подчеркнем: вся история развития кино, телевидения, мультимедиа показывает, что изменение эстетики аудиовизуальных произведений не только объясняется воздействием перемен в обществе, в культурной среде, но и является результатом процесса взаимодействия творческих идей с идеями техническими. Существенные изменения под влиянием стремительного и бурного периода обновления технологий приводят к массовой компьютеризации в сфере экранной культуры, а к известным способам подачи информации добавляются новые. Все это привносит новые качества и меняет информационный продукт как на уровне содержания, так и на уровне его выражения. Изменения уже произошли в профессиональной группе, связанной с технологиями и оборудованием и производящей мультимедийный контент. Например, фотовидеокорреспонденты - одна из метаморфоз в конвергентных СМИ. Сегодня многие информационные агентства используют гибридную технику, позволяющую делать и фото, и видео. Такой сотрудник должен уметь не только снимать и монтировать, но и давать стандартное описание ситуации (кто, где, когда изображен и при каких обстоятельствах). А если рядом нет пишущего журналиста, он должен также описать общую линию происходящего, собрать детали, комментарии, необходимые для текстовой части репортажа.

В наши дни техника предоставила журналисту безграничные возможности. Но и требования она предъявляет жесткие: нужно не только поспевать за внедрением медийных новинок, но и умело использовать их для работы. Конечно, необходимо тонко чувствовать и родовую, исходную специфику телевизионной журналистики, без которой никакие новые технологии

не помогут создавать по-настоящему качественный и интересный зрителю материал.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Волкоморов, В. А. Есть ли спрос на мультимедийный контент у веб-СМИ? URL : http:// volkomorov. com/2010/07/14/

2. Гласман, К. Конференция IBC-2009 // 625. 2009. № 10.

3. Грабельников, А. А. Организация информационного производства на телевидении / А. А. Грабельников, И. И. Волкова, Н. С. Геге-лова. М. : РУДН, 2008.

4. Дмитриев, О. Медиаконвергенция -

это возможность выхода в открытый мир, это возможность быть конкурентоспособным. URL : http://www.internews.kz/news-

item/21-07-2008/4318.

5. Засурский, Я. Идет персонификация в средствах массовой коммуникации // Телецентр. 2008. № 2.

6. Интернет-СМИ : теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М. : Аспект Пресс, 2010.

7. Коломеец, К. Мультимедийные инструменты для журналиста // Журналистика и конвергенция : почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010.

8. «Лебедев-ТВ». URL : http://russia.ru/video/ lebedev_tv_televidenie_v_rukzake.

9. Сидельников, А. «Коммерсант» вывел интернет на телеэкран. URL : http://www. infox. ru/hi-tech/multimedia/2011/10/03/Kommyersant_ TV.phtml.

10. Фролова, Т. И. Человек и его мир в информационной повестке дня : гуманитарные технологии в журналистике. М., 2009.

11. Цвик, В. Л. О конвергенции в журналистской науке // Вестн. электронных и печатных СМИ ИПК. Вып. № 10. URL : http://vest-nik.ipk.ru/index.php?id=1668