УДК 070.001
МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА ЗА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ: НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ РУНЕТА
А. А. Никитенко
Новосибирский государственный технический университет
Статья посвящена исследованию медиконвергенции как конкурентного преимущества новых российских новостных интернет-проектов.
Ключевые слова: медиаконвергенция, интерактивность, медиа-
среда.
e-mail:
В последнее десятилетие отечественные и зарубежные исследователи много говорят о медиаконвергенции — многоаспектном процессе схождения и взаимоуподобления различных СМИ [1; 2; 3; 7; 10; 14]. Сложность содержания конвергенции отметил Г. Дженкинс, рассматривавший конвергенцию и как трансформирующееся медиа-содержание, и как взаимодействие между многочисленными игроками массмедиа, и как миграцию аудитории [7]. И. Итиель де Сола Пул отмечала унификационный и трансформирующий характер конвергенции, сглаживающей различия между медиа «один-другому» (почтой, телефоном и телеграфом) и массовыми медиа (радио и телевидением) [15, с. 23]. При этом приоритет интересов потребителя является основной движущей силой конвергенции [16].
В конвергенции присутствуют две тенденции: во-первых, способность различных сетевых платформ (таких как радиовещание, кабельные сетевые решения, телекоммуникации и т. д.) совмещать схожие наборы сервисов; во-вторых, сращение пользовательских устройств в целое, появление инструментов, совмещающих функции телефона, телевизора, персонального компьютера [17]. К. Йенсен выделяй три исторические ступени развития медиа — естественные (голос, жестикуляция), аналоговые (печать, радио, телевидение) и цифровые, главное отличие последних усматривает в сетевом характере взаимодействия, а также в том, что электронное представление информации объединяет все остальные «медиаступени» в рамках единичной платформы [8, с. 66].
При этом все виды массмедиа получают новые добавленные возможности. Так, например, И.И.Карпенко, отмечает, что «конвергенция во многом поспособствовала сведению к минимуму недостатков радио и усилению его достоинств» [3, с. 153].
Л. Манович связывает с конвергенцией процесс трансформации контента через дигитализацию, т.е. преобразование аналоговых медиа в цифровую форму [11, с. 28]. По данным WAN, в 2007 г. половина медийных источников в мире была цифровыми, а к 2020 году их доля возрастет до 80 % [18, с. 59]. Вместе с тем цифровая природа конвергированных СМИ не противодействует «тактильной осязаемости медиаисточ-ников» [7, с. 17], т. е. наличию эффективных инструментов трансформации медийного содержимого как у журналиста, так и у читателя. Н. Негропонте отмечал, что только цифровое представление информации способно удовлетворить потребности всей бесконечно разнообразной и обширной аудитории. Тем самым меняется традиционное понимание массмедиа как фильтра информации, представляющей ее в виде «топ-историй» и «бестселлеров» для разнообразных аудиторий [12, с.84]. В то время, как количество медийных организаций становится больше, аудитория все более и более фрагментируется [10, с. 3].
Особое внимание к феномену конвергенции привлекло временное слияние в США в 2000 г. «новой» и «старой» компаний — интернет-провайдера AOL и медиаги-ганта Time Warner, специализирующегося на выпуске телевизионных, журнальных и кинематографических продуктов [10, с. 4]. В России тоже появились первые конвергированные медиахолдинги. К примеру, такой крупный игрок рынка, как «Проф-Медиа» владеет изданием «Афиша», сайтами Afisha.ru и Afisha-mir.ru, радиостанциями «Авторадио», «NRJ Россия», «Юмор FM», телеканалами «2x2», «ТВ3», «MTV Россия». Кроме того, медиахолдингу принадлежит контрольный пакет акций компании «Централ Партнершип», производителя и прокатчика телевизионной и кинематографической продукции. «Проф-Медиа» владеет и компанией «Рамблер Медиа», которой принадлежит один из крупнейших российских интернет-ресурсов Ramler.ru.
Конвергенция активно влияет на деятельность сетевых СМИ. Формы видео- и аудиоконтента можно встретить на сайтах многих печатных изданий. В 2011 г. на электронном представительстве ИД «Коммерсантъ» (http://www.kommersant.ru/) начала свою деятельность одноименная радиостанция. Газета «Московский комсомолец» (http://www.mk.ru) планирует на своем ресурсе наладить вещание редакционного интернет-телеканала.
В последнее время выделилась группа сетевых изданий, для которых конвергенция — а именно использование новых медийных форматов, активное взаимодействие журналиста с пользователем, активизация рекламной деятельности в Сети, — стала основным принципом работы и залогом экономической состоятельности. К таким изданиям можно отнести сетевые проекты медиагруппы «Живи!» (сайты журнала «Сноб», телеканала о здоровом образе жизни «Живи!» и еженедельной газеты «F5. Интернет как образ жизни»), интернет-издание «Слон», а также сетевые представительства журнала «Русский Пионер» и газеты «Соль». По ряду параметров к этим изданиям приближаются порталы «BestToday.Ru», «Openspace.Ru» и «Newsland.Ru».
Для всех этих интернет-СМИ характерно как недавнее появление на отечественном медиарынке, так и поиск новых форм привлечения аудитории и взаимодействия с ней. Основной причиной поиска таких форм стало стремление новых медиапро-ектов выйти на рынок интернет-рекламы. Рекламная деятельность в Сети неуклонно растет. По оценке Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР), объем рекламы Интернете увеличилась с 17.6 млрд. рублей до 26.65 млрд. в 2010 году [13]. При этом интернет наряду с телевидением и прессой кардинально изменил свою долю в распределении рекламных площадей. И если доля прессы снижается, то интернет и ТВ неуклонно растет [5]. Лидеры новостного сегмента Рунета показывают высокую рентабельность, немалую долю в которой составляют рекламные доходы. К примеру, доходы ИД «Коммерсантъ» в интернете в 2010 году составили $11млн, доходы сайта газеты «Ведомости» от интернет-рекламы составили $4 млн в 2008 году [3].
Выделим наиболее существенные формы работы новых «горячих» сетевых изданий, отличающих их от других сетевых информационных проектов.
Создание единой пользовательской медиасреды
Создание единой медиасреды предполагает такое использование мультимедийного и текстового контента, которое смогло бы использовать достоинства обоих форматов представления информации в создании органичного и удобного для пользователя медийного пространства. Одним из первых подходов к созданию такого медийного конвергированного содержимого стала flash-технология создания интерактивного и мультимедийного содержимого. Появление flash относится к эпохе «дотко-мов» — периоду активной коммерциализации сайтов в начале 2000-х годов [5, с. 195]. Flash представил «новое видение веба, отличающееся от статичных молчащих текстовых форм, имитирующих эстетику печатной страницы» [5, с. 196].
Современный сайт новостной организации насыщен мультимедийными элементами. Однако зачастую фотографии, видео- и аудиофайлы воспринимаются жур-
налистами как «дополнительные» и используются только для поддержки основного текста. Кроме того, существование большого числа популярных сетевых сервисов, специализирующихся на аккумулировании и распространении мультимедиа (YouTube.com, Flickr.com, MySpace.com, Last.fm) зачастую делает бессмысленным представление мультимедиа на сайте сетевого издания. Поэтому «горячие» медиа предложили несколько новых направлений использования мультимедиа.
Первым направлением создания единой медиасреды стала разработка осмысленных стратегий использования мультимедийных продуктов. Редакции стремятся сделать мультимедиа составной частью диалога с читателем. В этой связи интересны инициативы сетевой версии журнала «Русский Пионер» (http://www.ruspioner.ru). Раздел «Видео» ресурса служит задаче установления непосредственного контакта с редакцией. В частности, рассказу о литературном семинаре «Пионерские чтения» были посвящены более двадцати видеосообщений. Раздел «Спецпроекты» содержит большое количество аудиоматериала: музыкальные произведения журналистов, аудиоиллюстрации к материалам (к примеру, читатели статьи о якутской рок-группе «103» могут ознакомиться на сайте «Русского Пионера» и с творчеством музыкантов [16]) и т. д.
Для создания единого медиапространства редакциями приходится по-новому выстраивать медиасюжеты, менять логику представления информации и взаимодействия с читателями. На сайте «Русского Пионера» читатель активно вовлекается в ме-диапространство ресурса. Так, пользователи создают <^йроман» «Машинка и Велик, или Упрощение Дублина» в соавторстве с постоянным автором журнала Н. Дубовицким.
Такая форма взаимодействия с читателями заставляет вспомнить мнение С. Нолан, отмечавшей, что новые формы представления информации были благожелательно восприняты журналистами, участвовавшими в первых сетевых проектах, — во многом благодаря тому, что эти формы работы основывались на привычных методах работы в традиционных массмедиа (таких, как подача информации блоками, ранжирование материалов по актуальности и т. д.) Трудности вызвало осознание того, что для успешной деятельности сетевого издания журналист должен поделиться с читателем частью своих функций по сбору и анализу информации. Ведь «привлекательность веба для пользователя заключается в его потенциальной мультилинейности: не только в доступности сотен миллионов фрагментов и случайных текстов, но и в человеческом взаимодействии с этими текстами для создания личных повествований» [26, c. 4].
Вторым направлением создания единого медиапространства стало использование новых жанровых форм журналистских выступлений, органично совмещающих текст и мультимедиа.
Е. Вартанова указывает, что такое свойство конвергенции, как «слияние прежде различных и разобщенных медиа», порождает новые жанровые единства [4]. Популярные Интернет-медиа предлагают пользователю «трансмедийное рассказывание историй» [20, с. 96], т. е. представление информации в текстовых материалах, снабженных видео- и аудиоматериалами.
К примеру, сайт «Openspace.Ru», демонстрирующий устойчивую аудиторию (в мае 2011 г. ресурс посетили 432 561 человек [8]), выбрал интересную тематическую нишу. На ресурсе публикуются материалы об искусстве, кинематографе, музыке, отсутствуют новости политики и общества. Редакция стремится создать интерактивное пространство, в котором текст, видео- и аудиоматериалы составляли бы целостное, актуальное для пользователя новостное пространство. Так, два больших раздела — «Современная музыка» и «Классическая музыка» — аккумулируют текстовые и мультимедийные материалы на одной странице, не разделяя их по видам контента. Действующий на ресурсе проект «Плеер» позволяет прослушать новинки музыкальной индустрии. Каждую композицию предваряет аннотация редакции. Пользователи могут оставлять комментарии к прослушанному материалу и оценивать его. В разделе «Но-
вые имена» представлены обзоры творчества начинающих музыкантов. Обзоры подкрепляются мультимедийными материалами.
«Openspace.Ru» представляет собой «медиа развлечения», направленное на самую широкую аудиторию. В этой связи весьма примечательны выводы испанского исследования [4], где отмечается, что альтернативные издания представляют на своих сайтах преимущественно текстовые материалы. При том, что некоторые альтернативные СМИ предлагают пользователям видео- и аудиопотоки, исследователи отмечают, что «в целом традиционные СМК всё же идут впереди в развитии мультимедийности в информационном обслуживании аудитории» [4, с. 218].
Привлечение читателя к информационной работе издания
Несмотря на то, что журналистские материалы составляют около 4 % всех сообщений, передаваемых в сеть рядовыми пользователями [6, с. 199], в последнее время активизировалось внимание массмедиа к такого рода материалам, обусловленное стремлением опубликовать эксклюзивный контент. Внимание к журналистским статьям, создаваемым читателями, является отличительной чертой новой типологической группы интернет-СМИ.
Внимание к новым формам сетевой активности - социальным сетям и блогам -характерно для всех сетевых СМИ, но именно у «горячих» интернет-массмедиа оно получило выражение в виде определенных продуманных методов работы с читателем. Уместно вспомнить слова Дж. Колодзий, отмечавшей, что конвергенция, помимо самих массмедиа, востребована и потребителями медийной продукции. Читатели ощущают недостаток новых форм интерактивного и мультимедийного присутствия в традиционных СМИ и стремятся сами заполнить эту нишу. И если для традиционных медиа использование конвергированных медийных источников было способом удовлетворения потребностей аудитории, то для гражданских журналистов использование интерактивных и мультимедийных возможностей стало важным фактором возвращения к самой сути журналистской работы [9, с. 217]. Иными словами, «журналисты используют блоги как средство, дополняющее традиционные медийные источники - таких, как газеты, радиоканалы и тд. Любители создают блоги как дополнение сообществ» [9, с. 227].
Первая стратегия предполагает равноправное взаимодействие редакции и читателя в формировании информационной картины дня.
В октябре 2008 г. на отечественном медиарынке появился журнал «Сноб». Целью создания и журнала, и портала Snob.ru стала организация международного сообщества русскоязычных профессионалов и интеллектуалов. Количество посетителей электронного ресурса издания составляет около двух миллионов человек в месяц [14].
Ресурс представляет из себя коллективный блог, наполняемый пользователями. Вмешательство редакции заключается в формировании рубрики «Выбор редакции». Участники могут публиковать комментарии только под своей фамилией и со своей фотографией. Модераторы тематических блогов организуют дискуссии: «Культура», «Наука и технологии», «Политика», «Здоровье и молодость», «Дети», «Как жить», «Медведев». Эти блоги формируются из самых удачных материалов читателей. Тем самым редакция «Сноба» организует пользовательский дискурс. Сообщество в «Живом Журнале» (http://snob-project.livejournal.com/) служит поддержке проекта. В нем публикуются как материалы журнала, так и лучшее из читательских блогов.
Среди авторов издания издания «Slon.ru»- внештатные блогеры, среди последних - известные журналисты, ученые, политики, общественные деятели: Дм. Быков, Р. Саттон, Е. Чичваркин, С. Гуриев, А. Навальный. Число блогеров в общей сложности приближается к пятистам, а число активных — к стам [15]. При этом ресурс составляет рейтинг дружественных блогов, размещенных на сторонних блогсервисах. В рейтинге представлены категории «Политики», «Тысячники», «Экономисты», «Бизнесмены», «Медиасообщество» и т. д. Такая темитическая дифференциация позволяет выделить
в сообщениях блогеров наиболее актуальные темы. Читатели портала участвуют и в проекте «Итоги года-2010», формируя свой, альтернативный выбору редакции, список событий года. Голосование читателей шло в номинациях «Слово года», «Заявление года», «Дискуссия года», «Провал года», «Инноватор года» и т. д.
Инициативы редакции нашли понимание у сетевой аудитории. По данным TNS, в марте 2011 г. Slon.Ru посетило 1 416 266 человек [1]. Издатель Slon.Ru Павел Власов-Мрдуляш надеется вывести ресурс на самоокупаемость в 2011 г. [15].
В 2009 году начала выходить еженедельная газета «F5. Интернет как образ жизни» и сайт www.f5.ru. Главная особенность издания — его принципиальная нацел-ленность на медиасобытия в среде активных пользователей интернета: блогеров, участников социальных сетей. Газета публикует описание самых интересных сетевых событий, обзоры блогерских выступлений и тенденций в блогосфере. Существенную часть из этих материалов составляют высказывания блогеров. Помимо этого, издание наполняется и авторским контентом: для «F5» пишут А. Экслер, Л. Каганов, авторы ресурса Omami.ru.
Сайт издания стремится создать для пользователя интерактивное развлекательное пространство. Интерактивность подкрепляется и представленными на ресурсе рекламными материалами. Так, рекламная компания браузера Internet Explorer 9 представляла специальный раздел «Монитор F5», созданный с использованием стандарта HTML5 и делающий контент мультимедийным и интерактивным.
Такая модель взаимодействия с посетителями принесла свои плоды: за два года удалось добиться 700 тыс. уникальных посетителей в месяц и более 30 тысяч зарегистрированных пользователей [9].
В рамках второй модели редакция интернет-СМИ как бы «уходит в тень» и вмешивается в формирование информационной картины дня только в крайних случаях. Самым ярким явлением такого рода стал ресурс «Newsland.Ru», принадлежащий ИД «C-MEDIA». Он представляет из себя новостной блог, наполняемый пользователями. Автор после регистрации может публиковать ссылки на актуальные и остропроблемные материалы в сети. Автоматическое сортировка и наполнение первой страницы сайта происходит при помощи формы оценки статей, голосовать за которые могут только зарегистрированные посетители. Редакторы и модераторы проекта могут участвовать в отборе самых дискуссионных и качественных материалов, представленных пользователями. За короткое время «Newsland.Ru» удалось достичь месячного охвата аудитории свыше 3 млн человек [12].
Успешность этого проекта очевидна в сравнении с результатами посещаемости ресурса «BestToday» (http://besttoday.ru/), реализующего схожую модель наполнения. «BestToday» представляет из себя агрегатор новостей из блогов, размещенных как на популярном блогхостинге LiveJpotnal, так и под собственным доменным именем. Самые интересные новости и сюжеты отбираются редакторами проекта. Однако проекту не удалось привлечь действительно массовую аудиторию. Пик посещаемости был достигнут в декабре 2010 г. — сайт посетил 130351 пользователь [7]. Причиной такого неуспеха стало то, что блогеры пользовались привычными механизмами поиска и ранжирования информации в блогхостингах и поисковых системах. К примеру, «Живой Журнал» представляет своим пользователям динамично обновляющийся рейтинг наиболее популярных сообщений в блогах, а также появившуюся в 2011 г. систему рекомендаций интересных постов LJTimes.
Регионализация новостного продукта
Третья тенденция заключается в усиливающейся регионализации новостного продукта. «Горячие» медиа интересуются информацией из регионов, которая может дополнить федеральные новости.
При этом, в отличие от таких традиционных региональных медийных игроков, как региональные информационные интернет-агентства, новые медиаигроки
стремятся выработать такую внутреннюю структуру, которая позволила бы органично сочетать федеральные и региональные новости. Ярким примером такого подхода стал электронный ресурс пермской общественно-политической газеты «Соль» (http://www.saltt.ru), появившейся в 2010 году.
В деятельности сайта видны характерные черты «горячих» интернет-массмедиа: «Соль» представляет большое количество мультимедийного продукта. На ресурсе присутствуют разделы «Аудио», «Видео», «Стихи», «Текст», «Фото». Их наполнение отражает стремление редакции расширить границы журналистского дискурса. Так, в рубрике «Аудио» редакция помещает обзоры музыкальных явлений. Материалы рубрики выполнены в новых жанровых единствах, органично совмещающие текстовый и звуковой формат представления информации. К примеру, аналитическая статья «Парад побежденных» [11], рассказывающая о непрошедших конкурсный отбор пермского фестиваля «Белые ночи» музыкантах, иллюстрирована аудио- и видеоматериалами. Свойственно изданию и стремление привлечь читателя к работе издания.
Отличительной чертой сайта издания стала особая внутренняя организация, построенная на выделении разных тематических зон. Такие зоны аккумулируют тематически сходный контент и создают у пользователя ощущение самодостаточности раздела. К примеру, макрораздел «Соль. Пермь» представляет собой, по сути, «издание в издании». Он наполняется как информационными материалами, освещающими жизнь Перми, так и публикациями из блогов пермских деятелей культуры и искусства.
Другие разделы издания не имеют географического маркирования и обеспечивают навигацию пользователя по аналитическим материалам (рубрика «Анализы»), по новостям политики и культуры («Соль. Перемены»).
Благодаря такой информационной политике менее чем за год ресурсу удалось добиться впечатляющей посещаемости: так, в январе 2011 г. сайт посетил 980 091 посетитель [6].
Выводы
Таким образом, новые игроки медиарынка Рунета обладают свойствами, отличающими их от привычных типов интернет-СМИ.
Новые «горячие» интернет-СМИ делают акцент на следующих аспектах своей деятельности:
1) выработка новых стандартов взаимодействия с пользователями, позволяющих конкурировать с лидерами рынка интернет-СМИ России;
2) активное привлечение конвергированных медийных источников и выработка стратегий их использования;
3) трансформация журналистской работы в аспекте использования новых жанровых единств — текста, совмещенного с мультимедийным контентом;
4) использование внутренней рубрикации, сегментирование аудитории за счет использования региональных и тематических макроразделов.
Список литературы
1. Аудитория Slon.ru. Март 2011 [Электронный ресурс] // Slon.Ru. — Электрон. версия печ. публикации. — М. — 2011. — Режим доступа : http://slon.ru/ advertising/Web_Index_Slon_march_20ll.pdf/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
2. Бакулев Г. П. Конвергенция медиа и журналистика / Г. П. Бакулев. — М. : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002. — 109 с.
3. Болецкая К.. Миллионы в интернете [Электронный ресурс] / К. Болецкая // Ведомости. — Электрон. версия печ. публикации. — М. — 06.02.2009. — Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/newsline/news/2009/02/06/724195/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
4. Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? [Электронный ресурс] / Е.Л. Вартанова // Информационное общество. — Электрон. версия печ. публикации. — М. — 1999. — Режим доступа : http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b59df6463a315de4c3256 8fdooз8da32/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
5. Веселов С. Медиарекламный рынок России в 2010 г.: стагнация или восстановление? [Электронный ресурс] / С. Веселов // Медиа-Атлас. — Электрон. дан. — М. — 16.03.2010. — Режим доступа : http://www.media-atlas.ru/items/?cat=interview&id=i526i/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
6. Динамика количества посетителей ресурса «Соль» (www.saltt.ru) с 01.04.2010 по 30.05.11 [Электронный ресурс] // T0p100.Rambler.Ru. — Электрон. дан. — М. — 2011. — Режим доступа : http://top100.rambler.ru/resStats/2159882/?url=%2F%3Fquery%3D%25D1%2581%25 D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C&_id=2159882&_page=2&_subpage=2&_site=1&_datarang= 2/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
7. Динамика количества посетителей ресурса «BestToday» (http://besttoday.ru/) с 01.05.2010 по 30.06.11 [Электронный ресурс] // Top.Mail.Ru. — Электрон. дан. — М. — 2011. — Режим доступа : http://top.mail.ru/dynamics?output=flash&what=visitors&period= month&ids=1848307+/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
8. Динамика количества посетителей ресурса «OpenSpace.Ru» (www.openspace.ru/) с 01.06.2009 по 30.06.11 [Электронный ресурс] // Top100.Rambler.Ru. — Электрон. дан. — М. — 2011. — Режим доступа : http://top100.rambler.ru/resStats/1799134/?url=%2F%3Fquery%3 Dopenspace&_id=1799134&_page=2&_subpage=2&_site=1&_datarange=2/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
9. Интернет как образ жизни [Электронный ресурс] // F5. — Электрон. версия печ. публикации. — М. — 2011. — Режим доступа : http://f5.rU/i/docs/F5_MK.pptx/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
10. Карпенко И. И. Радиовещание в Интернете: формы вещания, специфика профессиональной деятельности журналистов, новые направления развития / И. И. Карпенко // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. — 2009. — № 1. — С. 150 - 58.
11. Князева Е. Парад побежденных [Электронный ресурс] / Е. Князева // Соль. — Электрон. дан. — М. — 05.05.2011. — Режим доступа : http://www.saltt.ru/node/9176/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
12. Медиакит 2011 [Электронный ресурс] // Newsland.Ru. — Электрон. дан. — М. — 2011. — Режим доступа : http://newsland.ru/public/files/Newsland_MediaKit_2011_v1.ppt/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
13. Объем рынка маркетинговых коммуникаций России в 2010 году [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникативных агентств России. — Электрон. дан. — М. — 2011. — Режим доступа : http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id457/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
14. Подписка на журнал «Сноб» [Электронный ресурс] // Журнал «Сноб». — Электрон. дан. — М. — 2011. — Режим доступа : http://www.snob.ru/subscribe/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
15. Синдинская М. Чат со Слоном [Электронный ресурс] / М. Синдинская // PlanetaS-MI. — Электрон. дан. — М. — 2011. — Режим доступа : http://planetasmi.ru/blogi/comments/5980.html/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
16. Филимонов Д. Бутэhик Пионер [Электронный ресурс] / Д. Филимонов. — // Русский Пионер. — Электрон. версия печ. публикации. — М. — 25.01.10. — Режим доступа : http://www.ruspioner.ru/specpr.php?id_art=1142/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
17. Флейшман Л., Жинеста, К., Кальсада, М.Л. Альтернативные СМК в Сети: испанский опыт / Л. Флейшман, К. Жинеста, М. Л. Кальсада // Журналистика и медиаобразование-2008: сб. трудов III Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-27 сентября 2008 г.): в 2 т. Т. I под ред. проф. А. П. Короченского. — Белгород: БелГУ, 2008. — 368 с. — С. 215 - 223.
18. Ankerson M. S Historicizing Web Design: Sofware, Style, and the Look of the Web / M. S. Ankerson // Convergence media history / Edited by J. Staiger, S. Hake. — NY. : Routledge, 2009. — 211 p. — P. 192 - 203.
19. Goh D. H., Ang R. P., Chua A. Y. K., & Lee C. S. Why we share: A study of motivations for mobile media sharing / D. H. Goh, R. P. Ang, , A. Y. K. Chua & C. S. Lee // Active Media Technology: 5th International Conference, AMT 2009, Beijing, China, October 22-24, 2009, Proceedings (Lecture Notes in Computer Science) / Edited by Liming Liu, Jinglong Wu, Yiyu Yao, Toyoaki Nishida. — Beijing, 2010. — 530 p. — P. 195 - 206.
20. Jenkins H. Convergence culture: where old and new media collide [Текст] / H. Jenkins. — N.Y. : New York University Press, 2006. — 308 p.
21. Jensen K. B. Media convergence: the three degrees of network, mass, and interpersonal communication / K. B. Jensen. — N.Y. : Routledge, 2010. — 195 p.
22.Kolodzy J. Convergence journalism: writing and reporting across the news media / J. Kolodzy. — Lamham, Maryland : Rowman & Littlefield, 2006. — 277 p.
23.Lawson-Borders G. Media organizations and convergence: case studies of media convergence pioneers / G. Lawson-Borders. — N.Y. : Routledge, 2006. — 224 p.
24.Manovich L. New Media from Borges to HTML / L. Manovich // The NewMediaReader / Edited by N. Wardrip-Fruin and N. Montfort. — Cambridge, Mass. : MIT Press, 2003. — 823 p. —
P. 13 - 25.
25. Negroponte, N. Being digital [Текст] / N. Negroponte. — N.Y. : Knopf, 1995. — 243 p.
26.Nolan, S. Journalism online: the search for narrative form in a multilinear world [Электронный ресурс] / S. Nolan // Proceedings of the Fifth International Digital Arts and Culture Conference (DAC'03), RMIT, Melbourne, Australia. May 19 — 23, 2003. — Электрон. дан. — Melbourne. — 2003. — Режим доступа : http://hypertext.rmit.edu.au/dac/papers/n.pdf, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
27. Pearce K. E. Convergence Through Mobile Peer-to-Peer File Sharing / K. E. Pearce // International Journal of Communication. — 2011. — № 5. — P. 511 - 528.
28. Pool I. de Sola. Technologies of Freedom: On Free Speech in an Electronic Age / I. de Sola Pool. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1983. — 299 p.
29.PricewaterhouseCoopers: конвергенция как эволюция бизнеса [Электронный ресурс] // Интернет-издание C-News. — Электрон. дан. — М. — 17.04.07. — Режим доступа : http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2007/04/17/246202/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
30. The Rise of Lifestyle Media. Achieving Success in the Digital Convergence Era [Электронный ресурс] / Edit. by L. Anne Bantsari, S. Mirza, G. Garrison, J. Slocock, A. Maclean // PWC. — Электрон. версия печ. публикации. — N.Y. — 2006. — Режим доступа : http://www.pwc.com/en_US/us/technology-innovation-center/assets/lifestylemedia-web-x.pdf/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ. — 42 p.
31. World Digital Media Trends 2008 [Электронный ресурс] / Edit. by L. McBride Men-sching // World Association of Newspapers. — Электрон. версия печ. публикации. — N.Y. — 2008. — Режим доступа : http://www.wan-press.org/IMG/pdf/sfn-wdmt-2008.pdf. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
CONVERGENCE AND THE COMPETITIVE STRUGGLE FOR USERS: NEW RUSSIAN NETWORK MASS MEDIA
A A Nikitenko This article considers convergence as the competitive advantage of new
Russian network mass media.
Novosibirsk State Technical University Key words: Convergence, interactive, Media Environment.
e-mail: