Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития сетевых СМИ Республики Марий Эл'

Современное состояние и перспективы развития сетевых СМИ Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
567
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СЕТЕВЫЕ СМИ / САЙТ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / МУЛЬТИМЕДИА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карпова Евгения Васильевна

Автор статьи проводит исследование сетевых СМИ Республики Марий Эл на предмет использования специальных возможностей и мультимедийных технологий. В работу вошел контент-анализ восьми онлайн-ресурсов Республики Марий Эл, который позволил выяснить, в каком современном состоянии находятся региональные сетевые СМИ и каковы перспективы их дальнейшего развития. Также автор рассматривает процессы конвергенции, протекающие в республиканских онлайн-СМИ. Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день региональные сетевые СМИ не используют мультимедийные инструменты и передовые технологии сетевого пространства в полной мере, довольствуясь достаточно узким набором уже освоенных инструментов. Результаты исследования могут помочь сетевым СМИ Республики Марий Эл начать применять новые технологии при подготовке материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STATE AND PROSPECTS OF ONLINE MEDIA DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF MARI EL

The author carries out a study of online media of the Republic of Mari El on the subject of the use of special features and multimedia technologies. The study presents a content analysis of eight online resources of the Republic of Mari El. This allowed to find out the current state of regional online media and prospects for its further development. The author of the article also examines the processes of convergence taking place in the regional online media. The author comes to the conclusion that at present the regional online media do not use multimedia tools and advanced technology to the full, satisfied with fairly narrow set of the technologies already mastered. Results of the study can help the online media of the Republic of Mari El to start applying new technologies in the preparation of materials.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития сетевых СМИ Республики Марий Эл»

УДК 070.1

Е. В. Карпова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВЫХ СМИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Автор статьи проводит исследование сетевых СМИ Республики Марий Эл на предмет использования специальных возможностей и мультимедийных технологий. В работу вошел контент-анализ восьми онлайн-ресурсов Республики Марий Эл, который позволил выяснить, в каком современном состоянии находятся региональные сетевые СМИ и каковы перспективы их дальнейшего развития. Также автор рассматривает процессы конвергенции, протекающие в республиканских онлайн-СМИ. Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день региональные сетевые СМИ не используют мультимедийные инструменты и передовые технологии сетевого пространства в полной мере, довольствуясь достаточно узким набором уже освоенных инструментов. Результаты исследования могут помочь сетевым СМИ Республики Марий Эл начать применять новые технологии при подготовке материалов.

Ключевые слова: Интернет, сетевые СМИ, сайт, контент-анализ, конвергенция, мультимедиа, мультимедийные технологии

Региональные сетевые средства массовой информации развиваются и действуют по таким же принципам, как и общефедеральные онлайн-СМИ, но, разумеется, со своими особенностями. Как правило, в регионах менее «охотно» приживаются новые тенденции развития СМИ. Так, например, исследование показало, что «использование оригинальных свойств интернет-СМИ в электронных газетах Татарстана осуществляется недостаточно» [1, с. 113]. В то время как федеральные издания уже достаточно давно сделали в этом направлении значительный шаг вперед: редакции превратили свои сайты в самостоятельные интернет-проекты, отделив их от электронных версий родительских изданий и предоставив своим читателям совершенно иные возможности потребления информации. Однако в той же сетевой прессе Татарстана выделяются интересные специфические черты: «из-за невозможности конкурировать с крупными информационны ми агентствами в Татарстане сложился новый сегмент онлайн-СМИ, использующих именно свойства интерактивности и мультимедийности, а не мгновенности для привлечения аудитории» [4, с. 204].

В разные годы исследователи занимались изучением и анализом интернет-СМИ различных регионов России, однако подобной попытки анализа функционирования сетевых средств массовой информации Республики Марий Эл предпринято не было.

Чтобы правильно выбрать наиболее показательные для данного региона сетевые СМИ, мы в течение трех лет применяли метод мониторинга сайтов. Рассмотрев сетевое информационное поле Республики Марий Эл, мы выбрали для анализа наиболее подходящие ресурсы. Ими стали:

традиционные СМИ в Интернете:

• сайт газеты «Красный город»;

• сайт газеты «Йошкар-Ола»;

• сайт газеты «Марийская правда».

• сайт газеты «Марий Эл» (только для общей характеристики и структурного анализа).

собственно сетевые СМИ:

• информационное агентство «MediaPotok»;

• интернет-журнал «Арслан» (только для общей характеристики и структурного анализа);

• сайт «MarШver» (версия на марийском языке).

блоги:

• mike-yola.livejournal.com

Для полного анализа типичных сетевых СМИ Республики Марий Эл необходимо изучить их сущностные особенности. Под ними имеются ввиду общая концепция, содержание, тематика, оформление, направленность и т. д. Таким образом, мы провели структурный анализ. Он был осуществлен с помощью мониторинга, оценки, правил логики, выявления причинно-следственных связей. Мы оценивали каждое сетевое СМИ в целом, т. к. данный вид СМИ не предполагает деления на номера/выпуски; записи обновляются регулярно либо периодически. Такой анализ позволяет

© Карпова Е. В., 2016

составить общее впечатление о специфике каждого сетевого СМИ и особенностях его функционирования.

Нами было проанализировано от 500 до 690 материалов каждого СМИ, опубликованных в период с января 2013 г. по декабрь 2014 г. (для сайта ИА «MediaPotok» - март-ноябрь 2015 г.). Мы получили следующие выводы:

- сайты традиционных СМИ в Интернете (газет «Красный город», «Йошкар-Ола», «Марийская правда») отличаются проработанной структурой и разнообразным контентом (содержанием). Наиболее наполненный и содержательный сайт имеет газета «Марийская правда». Наименее «насыщенный» - газета «Йошкар-Ола»;

- анализ структуры сайтов периодических республиканских изданий показал, что все три сайта имеют большинство преимуществ онлайн-СМИ перед их традиционными аналогами;

- материалы, размещенные на сайтах газет, не отвечают особенностям чтения текста с экрана монитора (различные шрифты и кегли, использование списков, маркеров и т. д.), что затрудняет их восприятие. В материалах на сайтах газет встречаются ошибки, опечатки, что говорит о меньшем внимании к онлайн-публикациям, в отличие от публикаций в еженедельных номерах газет;

- сайты газет практически не используют в своих материалах гиперссылки (не пользуются такой особенностью сетевых СМИ, как гипертекстуальность), в отличие от блогов и информационного агентства;

- сайт информационного агентства «MediaPotok» функционирует с учетом особенностей восприятия онлайн-ресурса. Тексты, публикуемые на данном сайте, отвечают большинству требований, предъявляемых сетевым материалам;

- большинство республиканских блогов имеют личный, «дневниковый» стиль ведения журнала. Блоги имеют местную, региональную тематику, блогеры редко обсуждают общероссийские или мировые темы;

- мобильную версию из всех проанализированных СМИ (кроме блога по умолчанию) имеют только сайты газеты «Марийская правда», ИА «MediaPotok», «MarШver»; сайт «MarШver» является единственным марийскоязычным сайтом из проанализированных, который имеет мобильную версию;

- новые СМИ, а также собственно сетевые СМИ «комфортнее» ощущают себя в сети, легко используют передовые сетевые инструменты и мультимедийные технологии;

- не на всех сайтах имеется возможность оставлять комментарии к статьям, а также возможность обратной связи, которой можно легко воспользоваться.

Стоит также рассмотреть, как протекают в региональных СМИ процессы конвергенции, которая сегодня является чрезвычайно актуальным явлением в журналистике. Уникальное свойство Интернета передавать информацию с помощью разных медийных платформ и в разных конфигурациях, т. е. конвергентно, является предпосылкой для возникновения новых журналистских жанров. В условиях современных способов передачи данных представляется возможным говорить о семи основных медийных платформах. Это вербальный текст, графика, инфографика, видео, аудио, анимация, фотография [2, с. 260-261]. Количество и сочетание этих платформ в одном журналистском материале могут варьироваться.

Если такие виды мультимедийного контента, как фото, видео, аудио (подкасты), известны любому пользователю, то о более редких инструментах стоит рассказать подробнее. Это инфографика, гиф-анимация, коубы. Инфографика представляет собой графический способ подачи информации и сочетает в себе текст, цифры, картинки и геометрические фигуры. Гиф-анимация - это анимированная цифровая картинка. Как правило, в текст вставляются тематические гиф-изображения. Коубы представляют собой короткие зацикленные видеоролики с несинхронным звуковым сопровождением. Федеральные сетевые СМИ активно разбивают сплошные тексты своих статей вставками фотографий, видео, гиф-изображений, коубов, инфографики. Примером использования подобных мультимедийных технологий являются статьи на сайте интернет-журнала «Disgusting Men» («Джим Джармуш экранизирует роман Fuckborough. О чем эта книга и что все это значит» - http://disgustingmen.com/kino/fuckenborough-jarmusch, «Цыгане да не цыгане: ирландские путешественники, ениши и ньюэйджевые бродяги» -http://disgustingmen.com/history/pavi-yenish-gypsies).

Сегодня сетевая журналистика сделала следующий шаг вперед, и наиболее современная тенденция - это не просто интерактивный контент (контент, который можно «организовывать под себя»), а размещение на сайтах традиционных СМИ площадок для общения и дискуссионных клубов сотрудников редакции с читателями (блогов), а также постепенное разбавление материалов, подготовленных профессиональными журналистами, так называемым user generated-конгентом,

то есть контентом, созданным самими пользователями и присланным в редакцию. Сюда могут относиться фотографии, сделанные мобильным телефоном, любительское видео, личные дневники пользователей (блоги) [3, с. 25].

К мультимедийному контенту мы отнесли фоторепортажи, видеорепортажи, опросы и инфо-графику, внешние ссылки и перепосты, а также материалы прикладного характера. К фоторепортажам мы отнесли материалы, содержащие четыре и более фотографий на заявленную тему. К материалам прикладного характера мы отнесли:

- любые статьи, где указаны номера телефонов, по которым нужно и можно звонить;

- информацию о пропавших людях;

- просьбы о помощи читателей со стороны учреждений, органов внутренних дел и т. д.;

- информацию о мероприятиях, расписания праздников;

- расписания рейсов, движения автотранспорта, сведения о перекрытых улицах, уборке дворов и т. д.;

- списки пострадавших в авариях и т. п.;

- информацию о помощи нуждающимся.

Мы получили следующие результаты исследования. Сайт газеты «Марийская правда» имеет рубрику «Мобильный репортер», в которой публикуются материалы (текстовые, фото- и видео-), присланные читателями. Также данный сайт имеет раздел «Блоги», где размещаются обширные материалы журналистов издания, не опубликованные на главной странице сайта. Таким образом, данное СМИ имеет user generated-конгент, представляющий собой один из самых современных мультимедийных медиа-инструментов. Информационное агентство «MediaPotok» имеет редакторский блог на платформе «Живой журнал», однако информация об этом не размещена на сайте агентства, что делает блог труднодоступным для читателей.

В целом же, на сегодняшний день процессы конвергенции протекают в сетевых СМИ Республики Марий Эл достаточно активно, однако пока не приходится говорить о полноценном использовании мультимедийных технологий в региональных онлайн-ресурсах. Так, на сайтах СМИ РМЭ нет инфографики, подкастов, таких графических инструментов как гиф-анимация, коубы;

практически не используются внешние ссылки, опросы. Не в достаточной степени, но более активно сайты используют видеовозможности Интернета, размещают фоторепортажи, видеоматериалы. Возможно, это связано с тем, что у редакций региональных традиционных изданий нет возможности для создания отдела по ведению сайта, поэтому этим, как правило, занимается один из журналистов редакции. Напротив, сетевые СМИ, функционирующие только в Интернете, уделяют большее внимание использованию новых технологий, однако и это внимание оказывается недостаточным. Более активно пользуются региональные журналисты мультимедийными способами взаимодействия с пользователями - такими как блоги журналистов и контент, созданный и присланный в редакцию читателями. Таким образом, можно сделать вывод, что сетевые СМИ Республики Марий Эл еще только осваивают применение мультимедийных инструментов в журналистике. В целом, сетевые СМИ Республики Марий Эл отстают на несколько шагов от своих федеральных коллег и крупных региональных изданий. Нашим СМИ следует более активно использовать мультимедийные технологии, чтобы оставаться интересными для пользователей сети Интернет. Если говорить о перспективах, то сайты газет, как нам видится, останутся верны традиционным способам подачи информации, а вот появляющиеся новые интернет-СМИ будут смелее осваивать передовые инструменты и технологии работы с текстами в сети.

Ш

1. Гильманова А. Н. Использование мультимедийных и интерактивных свойств сети Интернет в электронных газетах Татарстана // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2015. Т. 15. Вып. 2.

2. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010. 348 с.

3. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010. 200 с.

4. Махинин Г. А. Роль мультимедийности в функционировании сетевых СМИ Татарстана // Казанская наука. 2012. № 12.

Статья поступила в редакцию 5.05.2016 г.

Для цитирования: Карпова Е. В. Современное состояние и перспективы развития сетевых СМИ Республики Марий Эл // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 3 (23). С. 81-84.

Об авторе

Карпова Евгения Васильевна, аспирант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, kostenko-zhenya@yandex.ru

E. V. Karpova Mari State University, Yoshkar-Ola

MODERN STATE AND PROSPECTS OF ONLINE MEDIA DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF MARI EL

The author carries out a study of online media of the Republic of Mari El on the subject of the use of special features and multimedia technologies. The study presents a content analysis of eight online resources of the Republic of Mari El. This allowed to find out the current state of regional online media and prospects for its further development. The author of the article also examines the processes of convergence taking place in the regional online media. The author comes to the conclusion that at present the regional online media do not use multimedia tools and advanced technology to the full, satisfied with fairly narrow set of the technologies already mastered. Results of the study can help the online media of the Republic of Mari El to start applying new technologies in the preparation of materials.

Keywords: Internet, online media, website, content analyses, convergence, multimedia, multimedia technologies

Ш

1. Gil'manova A. N. Ispol'zovanie murtimedijnyh i interaktivnyh svojstv seti Internet v jelektronnyh gazetah Tatarstana [Usage of multimedia and interactive features of the Internet in electronic newspapers of Tatarstan]. Izvestija Saratovskogo universiteta = Izvestiya of Saratov University. Novaja serija, 2015, t. 15, vyp. 2.

2. Internet-SMI: Teorija i praktika [Theory and practice]: ucheb. posobie dlja studentov vuzov. Pod red. M. M. Lukinoj, M.: Aspekt Press, 2010, 348 p.

3. Zhurnalistika i konvergencija: pochemu i kak tradicionnye SMI prevrashhajutsja v mul'timedijnye [Journalism and convergence: why and how traditional media are transformed into multimedia]. Pod red. A. G. Kachkaevoj. M., 2010, 200 p.

4. Mahinin G. A. Rol' mul'timedijnosti v funkcionirovanii setevyh SMI Tatarstana [Role of multimedia in the networked media of Tatarstan]. Kazanskaja nauka = Kazan science, 2012, no. 12.

Submitted 5.05.2016.

Citation for an article: Karpova E. V. Modern state and prospects of online media development in the Republic of Mari El. Vestnik of the Mari State University. 2016, no. 3 (23), pp. 81-84.

About the autor

Karpova Evgenija Vasil'evna, postgraduate student, Mari State University, Yoshkar-Ola,

kostenko-zhenya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.