Научная статья на тему 'Творческий компонент в структуре профессионального опыта студентов технического вуза'

Творческий компонент в структуре профессионального опыта студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР / "МЯГКИЕ" НАВЫКИ (SOFT SKILLS) / "ТВЁРДЫЕ" НАВЫКИ (HARD SKILLS) / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимчук Елена Геннадьевна

В статье отмечается актуальность универсальных навыков в содержании профессионального опыта инженера. Устанавливается, что сочетание универсальных (soft skills) и специфичных (hard skills) навыков является результатом профессионального опыта инженера. Рассматривается взаимосвязь опыта и творчества, в связи с этим выделяется творческий компонент в структуре профессионального опыта. Создание творческой образовательной среды в техническом вузе предлагается как основное педагогическое условие развития профессионального опыта будущего инженера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий компонент в структуре профессионального опыта студентов технического вуза»

76

Ефимчук Елена Геннадьевна, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ), г. Омск, e-mail: efimchuk_eg@mail.ru

ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье отмечается актуальность универсальных навыков в содержании профессионального опыта инженера. Устанавливается, что сочетание универсальных (soft skills) и специфичных (hard skills) навыков является результатом профессионального опыта инженера. Рассматривается взаимосвязь опыта и творчества, в связи с этим выделяется творческий компонент в структуре профессионального опыта. Создание творческой образовательной среды в техническом вузе предлагается как основное педагогическое условие развития профессионального опыта будущего инженера.

Ключевые слова: инженер, «мягкие» навыки (soft skills), «твёрдые» навыки (hard skills), профессиональный опыт, творчество, творческий компонент, творческая образовательная среда.

В современных условиях сложности и неоднозначности отмечается «сдвиг инженерной деятельности и инженерного мышления из области технической инженерии (создание и эксплуатация машин, механизмов, зданий и сооружений и т.д.) в сферу социального, экономического, финансового, культурного, юридического, работы с информацией и знаниями» [1].

Соответственно появляются новые тренды современного рынка труда, влияющие на требования к выходящим на этот рынок молодым инженерам:

• изменяются профессиональные задачи, соответственно, навыки, необходимые для успешной карьеры;

• в связи с этим старые профессии и навыки часто преобразовываются или исчезают;

• сокращается срок ожидания специалиста на рынке труда и жизненный цикл профессий. Студент и его компетенции востребованы в данный момент, завтра будут необходимы более инновационные сотрудники;

• практические компетенции по сравнению с профессиями выходят на первый план;

• расширяются границы доступного работодателю рынка труда, что является следствием конкуренции за квалифицированные рабочие места.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ № 4/2018

77

Таким образом, современный рынок запрашивает инженеров, обладающих инновационными навыками, которые ещё недавно не рассматривались инженерной сферой как профессионально значимые. И.Р. Агамирзян отмечает междисциплинарный характер вновь возникающих профессий и приводит в пример модель инженера близкого будущего, включающую функции математика-техника-управ ленца-экономиста-юриста. Кроме того, универсальные навыки начинают играть большую роль в профессиональном опыте инженера, чем специфичные для конкретной отрасли [2, с. 44].

Анализ работ, раскрывающих тенденции развития инженерной отрасли [3, 4, 5] и др.), подтвердил мысль о том, что в современной инженерной деятельности актуальность приобретают нетехнические — метакогнитивные и социально-личностные компетенции инженера, среди которых: умение обучаться и развиваться на протяжении всей жизни; умение мыслить интегра-тивно и глобально, критически и творчески; способность воспринимать и генерировать инновационные идеи; коммуникативные умения, навыки межличностного общения и работы в команде; навыки самооценки; способность соизмерять свои ресурсы, возможности и требования профессиональной деятельности.

Многие авторы данные компетенции называют «мягкими» навыками (soft skills) и считают, что без них в большинстве случаев невозможно добиться успеха [6]. По мнению Д. Гоулмана, эффективность человека в профессиональной деятельности напрямую зави-

сит от уровня развития у него «мягких» навыков, которые характерны «скорее успешным специалистам, чем неуспешным, эффективным организациям, чем неэффективным» [7].

Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Скол-ково», также отметил важность персональных навыков (soft skills) в условиях VUCA (нестабильности, неопределённости, сложности, неоднозначности), которые связаны с решением проблем, критическим мышлением, креативностью, умением разрешать конфликты, управлять мультинацио-нальной командой [8].

Исследователи классифицируют навыки по двум группам: «твёрдые» навыки (hard skills) и «мягкие» навыки (soft skills). Кроме того констатируют, что профессиональная перспективность специалиста на 85% зависит от «мягких» компетенций и на 15% от «жёстких», в связи с этим на собеседованиях предлагают выполнить тесты с вопросами, практически не связанными с профессиональными навыками, присущими определённой деятельности [9].

Мы склоняемся к мысли, что важны обе группы компетенций, так как «hard» дают ответ на вопрос «что должен специалист делать?», а «soft» — «как это ему осуществить наилучшим образом?» Принцип неразделимости hard и soft skills должен быть встроен в специфику обучения в инженерном образовании. Справедливо отметить, что эффективное сочетание твёрдых и мягких навыков, соответствующих профессии инженера, представляет собой результат его профессионального опыта,

78

а приобретение данных навыков — развитие (накопление) профессионального опыта.

Несмотря на актуальность «мягких» навыков в профессиональной деятельности специалистов, исследователи обращают внимание на недостаточность их сформированности у инженеров: умения решать новые нестандартные инженерные задачи в условиях конкуренции [10]; умения выдвигать и разрабатывать новые идеи, нешаблонные методы проектирования; умения осуществлять творческий подход в профессиональной деятельности [11]; умения оценить сложность ситуации и проанализировать возможные варианты решений; критически оценивать данные и делать заключения; отсутствие знаний и опыта работы с непрерывным потоком информации, использующейся для сетевого проектирования [5].

Справедливо предположить, что одной из причин данных проблем является низкий уровень профессионального опыта инженеров, выражающийся в неспособности решать сложные нестандартные профессиональные задачи, требующие развитых творческих умений разрабатывать оригинальные идеи и принимать нешаблонные решения. Всё это побуждает к рассмотрению сущностных характеристик опыта с целью выявления взаимосвязи творчества и опыта.

Наиболее интересны для нас характеристики, выделенные с точки зрения педагогической проблематики С.В. Христофоровым [12, с. 47]: уникальность, контекстность, интерактивность, эмоциональность, аксиоло-гичность, аккумуляционность, транс-

позиционность, полюсность, темпо-ральность.

Уникальность опыта состоит в том, что его формирование происходит только в результате личных переживаний, проб и ошибок, индивидуального выбора, собственных усилий. Характеристика контекстности опыта говорит том, что изменение контекста проблемной ситуации в определённой сфере стимулирует личность к поиску разнообразных путей её решения. Интерактивность опыта основывается на практическом взаимодействии, субъектной позиции, активности личности, что способствует творчески использовать знакомый алгоритм в нестандартных ситуациях. Эмоциональная характеристика заключается в пережитом событии, которое остаётся в сознании в виде яркого образа и формирует позитивный способ действий. Полюсность выражается в позитивном опыте через успех достижений, негативный опыт — через проблемную ситуацию, стимулирующую творческие усилия по её разрешению. Аксиологическая характеристика проявляется в формировании ценностей на основе опыта, в проверке опытом и переоценке по итогам нового опыта. Темпо-ральность показывает важность настоящего опыта, который является связующим между прошлым (наличным опытом) и будущим (прогнозируемыми последствиями) на основе выбора действий.

Опираясь на данные характеристики, следует отметить, что опыт носит изначально творческий характер, так как поиск идей для разрешения проблемных ситуаций, осуществление

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ № 4/2018

79

личного выбора, использование выработанного алгоритма в изменённых обстоятельствах, корректировка проб и ошибок являются творческими мыслительными процессами, способствующими развитию творческих способностей личности.

Также находим у С.В. Христофорова подтверждение данной мысли о том, что опыт сопровождается творчеством. Учёный считает, что в период приобретения опыта человек погружается в проблемную ситуацию, творческое решение которой проявляется в соотношении и синтезе данной ситуации с ситуациями из его жизненного опыта, в выборе эффективного варианта решения и проверке результата на практике. Этап повторения, расширения опыта требует проявления творчества в изменении уже выработанного алгоритма действий относительно новой ситуации. Творческий поиск также необходим на этапе критического использования наличного опыта, на котором вновь возникают проблемная ситуация и способность прогнозирования возможных последствий в её решении.

В связи с этим можно сделать вывод, что опыт — это умение решать возникающие нестандартные задачи в определённом виде деятельности (в нашем случае — профессиональной деятельности). Однако следует заметить, что решение данных задач может осуществляться на механическом и творческом уровнях. Эффективность механического уровня опыта заключается в решении знакомой проблемы, однако в изменённой ситуации заученный алгоритм действий может не сра-

ботать. Творческий уровень опыта позволяет синтезировать личный опыт с алгоритмом решения проблемы и адаптировать порядок действий к условиям возникшей ситуации. В логике нашего исследования можно предположить о необходимости выделения творческого компонента в структуре профессионального опыта.

Обращаясь к понятию «профессиональный опыт», учёные придерживаются трёх точек зрения: совокупность (система), в основе которой лежат знания, умения, навыки [13, 14]; совокупность (система), в основе которой лежат личностно значимые события и ситуации профессиональной деятельности субъект [15, 16]; система, основывающаяся на интеграции профессиональных знаний, умений, навыков с событиями и ситуациями в профессиональной деятельности субъекта [17, 18].

Нам более близки мнения учёных о профессиональном опыте, смысл которых заключается в том, что данный опыт представляет собой систему, в которой качество профессиональных знаний, умений решать профессиональные задачи зависит от событий и ситуаций, протекающих в учебно-профессиональной деятельности субъекта. Кроме того, данные авторы, говоря о профессиональном опыте будущего специалиста, подчёркивают, что данный опыт нужно закладывать ещё на этапе обучения и профессиональная подготовка должна быть направлена на формирование умения решать профессиональные задачи, основываясь на внутренних резервах студента и актуализируя

80

ситуации учебно-профессиональной деятельности, которые студент интегрирует в личностно значимый контекст.

Опираясь на сущность и структурные компоненты опыта, выделенные учёными [13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20], мы представляем содержание профессионального опыта как системное образование во взаимосвязанных компонентах: интеллектуально-творческий компонент (умение решать нестандартные задачи профессиональной деятельности, синтез решаемой ситуации с ситуацией из жизненного опыта, выбор эффективного варианта решения, адаптация выработанного алгоритма действий к новой ситуации, прогнозирование возможных последствий в решении ситуации); операциональный компонент (проверка результата на практике); ориентационный (ценностные ориентации, взаимодействие и общение в процессе деятельности, критическое мышление, выбор поведения); эмоциональный компонент (позитивные и негативные переживания, способствующие или препятствующие действию в профессиональной сфере, приобретающие личностный смысл и встраивающиеся в профессиональный опыт); ситуационный компонент

(сценарии профессиональных ситуаций, спонтанные или специально созданные ситуации в профессиональной деятельности).

В связи с тем что профессиональный опыт тесно связан с творчеством, развитие каждого компонента данного опыта должно осуществляться в условиях творческой образовательной среды, создаваемых вузом. Эффективность творческой образовательной среды в развитии профессионального опыта подтверждают авторы в своих исследованиях и подчёркивают её возможности, направленные на развитие личностных (персональных) качеств [21]; умений решать нестандартные (сложные) профессиональные задачи [22]; создание благоприятного эмоционального фона и деятельностного общения, включённых в него субъектов [23]; создание профессиональных ситуаций, требующих включения творческого мышления для их решения, применяя нешаблонные способы [24].

Таким образом, создание творческой образовательной среды в техническом вузе является основным педагогическим условием в развитии профессионального опыта студента технического вуза, способствующим развитию выделенных нами компонентов профессионального опыта.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ № 4/2018 ..............................81

ЛИТЕРАТУРА

1. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование — 2030: аналитический доклад / Под ред. В.С. Ефимова. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. — 182 с.

2. Агамирзян И.Р., Крук Е.А., Прохорова В.Б. Некоторые современные подходы к инженерному образованию // Высшее образование в России. — 2017. — № 11(217). — С. 43-48.

3. Иванов В.Г., Похолков Ю.П., Кайбияйнен А.А., Зиятдинова Ю.Н. Пути развития инженерного образования: позиция глобального сообщества // Высшее образование в России. — 2015. — № 3. — С. 67-79.

4. Веселов Г.Е., Лызь Н.А., Лызь А.Е. Построение будущего: Опыт поэтапного совершенствования инженерного образования // Высшее образование в России. — 2017. — № 5. — С. 15-22.

5. Похолков Ю.П. Уровень подготовки инженеров России. Оценка, проблемы и пути их решения / Ю.П. Похолков, С.В. Рожкова, К.В. Толкачева // Проблемы управления в социальных системах. — Том 4. — Вып. 7. — 2012. — С. 6-14.

6. Knobbs C.G., Grayson D.J. An approach to developing independent learning and nontechnical skills amongst final year mining engineering students // European Journal of Engineering Education. — 2012. — Vol. 37. — № 3. — P. 307-320.

7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2009. — 480 с. 5.; Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 301 с.

8. URL:http://hr-elearning.ru/lekciya-prezidenta-skolkovo-life-long-vuca-effectivnost. Дата обращения: 18.11.2018.

9. Чуланова О.Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика: монография / Чуланова О.Л. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 292 с.

10. Зиновкина М.М. Креативное инженерное образование. Теория и педагогические инновационные технологии: монография / М.М. Зиновкина. — М.: Изд-во МГИУ 2003. — 350 с.

11. Рындак В.Г. Педагогика креативности: монография / В.Г. Рындак. — М.: Изд. дом «Университетская книга», 2012. — 284 с.

12. Христофоров С.В. Дефиниция опыта в педагогике: сущностные характеристики / С.В. Христофоров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — № 17. — 2006. — С. 46-54.

13. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. — М.: Изд-во УРАО, 2002.

14. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. — Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 51 с.

15. Конева Е.В. Ситуации проблемности профессиональный опыт личности / Е.В. Конева // Ярославский педагогический вестник. — № 3(56) — 2008. — С. 94-100.

16. Исмагилова Ф.С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда / Ф.С. Исмагилова. — Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1999.

82

17. Бизяева Е.И., Саксонова Л.П. Проблема формирования профессионального опыта студентов технического вуза// Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 4 (12). — С. 25-29.

18. Мухаметзянова Ф.Г. Становление профессионального опыта у будущего специалиста / Ф.Г. Мухаметзянова // Интеграция образования. — 2005. — №3. — с. 42-46.

19. Христофоров С.В. Опыт как педагогическая категория / С.В. Христофоров // Вестник ОГУ — 2005. — № 7. — С. 180-184.

20. Карпов А.В. Обучаемость как характеристика умственного развития // Вестник Московского ун-та. — 1990. — Серия 14. Психология. — № 2. — С. 3-16.

21. Сороковых Г.В. Проектирование креативной иноязычной образовательной среды вуза как научная проблема // Rhema / Рема. Московский педагогический государственный университет. — 2013. — № 4. — С. 79-82.

22. Казанская В.Г. Психологические основы проектирования и создания образовательной среды в школе. // Вестник государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2012. — С. 62-74.

23. Железовская Г.И., Абрамова Н.В., Гудкова Е.Н. Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности // Перспективы науки и образования. — 2014. — № 1. — С. 120-125.

24. Клочкова Г.М. Креативная образовательная среда вуза как педагогическое условие развития креативных студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2012. — № 4(22). — С. 379-383.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.