Научная статья на тему 'Творческая образовательная среда как условие развития профессионального опыта студентов технического вуза'

Творческая образовательная среда как условие развития профессионального опыта студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ИНЖЕНЕР / ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИВЕРГЕНТНЫЙ СТИЛЬ ПОЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / CREATIVE ENGINEER / CREATIVE LEARNING ENVIRONMENT / DIVERGENT COGNITIVE STYLE / PROFESSIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимчук Елена Геннадьевна, Цыгулева Маргарита Викторовна

В статье рассматриваются сущностные характеристики творческой образовательной среды технического вуза, взаимосвязь опыта и творчества, подчеркивается значимость творческого мышления в структуре профессионального опыта будущего инженера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE LEARNING ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR DEVELOPING PROFESSIONAL EXPERIENCE OF TECHNICAL HIGHER SCHOOL STUDENTS

The article discusses the essential characteristics of the creative learning environment of a technical higher school, interrelation of experience and creativity, emphasizes the importance of creative thinking in the structure of the future engineer’s professional experience.

Текст научной работы на тему «Творческая образовательная среда как условие развития профессионального опыта студентов технического вуза»

Е.Г. Ефимчук, М.В. Цыгулева

(г. Омск)

ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

CREATIVE LEARNING ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR DEVELOPING PROFESSIONAL EXPERIENCE OF TECHNICAL HIGHER SCHOOL STUDENTS

В статье рассматриваются сущностные характеристики творческой образовательной среды технического вуза, взаимосвязь опыта и творчества, подчеркивается значимость творческого мышления в структуре профессионального опыта будущего инженера.

Ключевые слова: творческий инженер, творческая образовательная среда, дивергентный стиль познания, профессиональный опыт.

The article discusses the essential characteristics of the creative learning environment of a technical higher school, interrelation of experience and creativity, emphasizes the importance of creative thinking in the structure of the future engineer's professional experience.

Key words: creative engineer, creative learning environment, divergent cognitive style, professional experience.

Современная цивилизация имеет преимущественно техногенный характер. В связи с этим возникает потребность в выпускниках технических вузов, владеющих междисциплинарными знаниями в профессиональной деятельности, профессиональной и этической ответственностью, обладающих интуицией, готовностью к поиску и принятию решений, организаторскими и управленческими способностями в инновационной деятельности, умениями работы в команде. Исходя из данных требований ясно, что успешный инженер не только должен ориентироваться в производственных ситуациях, но и быть эрудированным в научных, экономических, экологических, социальных и других проблемах общества. Более того, перспективный специалист должен отличаться постоянным стремлением к развитию своих профессиональных интере-

сов, критическим подходом к поиску решений инженерных задач, креативным поведением в нестандартных ситуациях.

Учитывая вышесказанное, передовые страны мира ведущим направлением подготовки выпускников технических вузов единогласно считают эффективное сочетание знаний и умений в профессиональной сфере со способностью изобретать, подходить к решению инженерных задач творчески, нестандартно [1]. Однако в настоящее время во многих промышленных и международных организациях, особенно в области наукоемких технологий, существует недостаток таких специалистов. Следует отметить, что функциональное назначение инженера заключается в успешном разрешении потока профессиональных проблем [10], в то же время результаты исследований М.М. Зи-новкиной [6], В.Г. Рындак [12] подтвержда-

ют, что после окончания вуза многие выпускники испытывают в этом трудности.

Поэтому одной из главных задач современности остается подготовка творческих инженеров, способных генерировать инновационные идеи и нести за них ответственность. Недостаточно просто направлять студентов на использование творческого подхода в образовательном процессе, необходимо заложить в них навыки проявления данного подхода в решении профессиональных задач. При этом важную роль играют преподаватели, главной деятельностью которых становится создание в техническом вузе образовательной среды, ориентированной на развитие творческого мышления и предоставляющей возможности для достижения высоких результатов в учебной и профессиональной сферах. Опираясь на вышесказанное, одной из задач высшего инженерного образования и проблемой нашего исследования является изучение возможностей творческой образовательной среды в техническом вузе для развития профессионального опыта у будущих инженеров.

Ученые, подтверждая данную мысль в своих исследованиях, указывают на необходимость создания творческой образовательной среды в техническом вузе. Выявление ее сущностных характеристик, проведенное нами посредством контент-анализа, показало, что современные исследователи (А.Ф. Быстрова [4, с. 174-175], Г.И. Железов-ская [5, с. 122], А.А. Зюзина [7, с. 287], В.Г. Казанская [8, с. 65-66], В.В. Перепелкин [11, с. 10], Н.А. Соколова [13, с. 38], Г.В. Сороковых [14, с. 81], В.А. Ясвин [17, с. 17]) рассматривают творческую образовательную среду как совокупность, систему, целостность, пространство, окружение, платформу и отмечают необходимость создания условий для развития личности и ее творческих способностей. Тем самым они подчеркивают актуальность дивергентных способностей, которые отвечают за порождение идей, отклонение от традиционных схем, быстроту и оригинальность разрешения проблемных ситуаций. Объяснить это можно тем, что в условиях дефицита ресурсов дивергентного мышления требует любая профессиональ-

ная сфера. Например, бухгалтеру нужно подготовить один отчет из двух разных систем; менеджер по работе с клиентами должен найти решение для сложного нового запроса; перед инженером стоит задача улучшить технические характеристики прибора без увеличения затрат. Следовательно, нестандартное решение проблемы представляет собой изменение способа действия без отклонения от цели [3].

Отмечая потребность развития дивергентного мышления у студентов технического вуза, Т.А. Фугелова говорит о трудностях будущих инженеров в вариативности решения творческой задачи и тяготении к понятной «разжеванной» информации [15]. Многие ученые соотносят виды мышления со стилями познания, выдвигая на первый план способы организации мышления и способы поведения в разнообразных учебных ситуациях [2].

Чрезвычайно важно, что познавательный стиль обучения (в нашем случае дивергентный), выработанный студентом в учебно-профессиональной деятельности, может быть встроен в опыт будущей профессиональной деятельности. В связи с вышесказанным у нас сложилось свое понимание творческой образовательной среды «как совокупности педагогических условий для развития дивергентного стиля познания студентов технического вуза (учитывая имеющийся) в решении нестандартных профессионально значимых проблем с целью обогащения их профессионального опыта».

Взаимосвязь опыта и творчества подтверждает в своей работе С.В. Христофоров, указывая на то, что каждый этап освоения опыта деятельности сопровождается творчеством. На этапе приобретения опыта человек сталкивается с проблемной ситуацией, требующей творческого усилия для ее разрешения посредством мышления, которое синтезирует подобные ситуации личного опыта, осуществляет поиск и выбор эффективного варианта решения. Этап повторения опыта требует проявления творчества в изменении уже выработанного алгоритма действий относительно новой ситуации.

Критическое использование наличного опыта - этап активного творческого поиска, когда решение проблемы осуществляется путем прогноза и анализа ее возможных последствий. Автор делает вывод, что опыт - это умение решать возникающие нестандартные задачи в определенном виде деятельности [16].

Преломляя мнение С.В. Христофорова в логику нашего исследования, можно предположить, что развитие дивергентного стиля студента в обучении оказывает положительное влияние на развитие его профессионального опыта, который, в свою очередь, запрашивают у выпускника работодатели и современное общество. Данный положительный эффект заключается в том, что дивергентный стиль познания способствует поиску новых способов решения нестандартной учебно-профессиональной задачи путем адаптации алгоритма действий к условиям изменившейся ситуации и синтеза личного опыта. Творческое применение знаний, встраиваясь в профессиональный опыт студента, затем инженера, будет предоставлять ему возможность прогнозировать нестандартные моменты ситуации, корректировать свои действия и оптимизировать процесс выполнения, при этом сокращая время и увеличивая эффективность результата. Таким образом, под профессиональным опытом студента мы понимаем процесс и результат решения нестандартных профессиональных задач в ходе организации учебно-профессиональной деятельности в творческой образовательной среде технического вуза.

С целью понимания, какие познавательные стили используют в учебной деятельности студенты технического вуза, нами было проведено тестирование по опроснику «Стили деятельности», разработанному П. Хони и А. Мэмфордом (адаптированному А.Д. Ишковым и Н.Г. Милорадовой). Тест предлагает четыре стиля учебной деятельности (деятель, рефлексирующий, теоретик, прагматик), которые соответствуют стилям, выделенным Д.А. Колбом (дивергентный, ассимилирующий, конвергентный, аккома-дационный). В тестировании приняли уча-

стие 53 студента-бакалавра механических и строительных специальностей.

Результаты исследования показали, что среди студентов преобладают ассимилирующий (42%) и конвергентный (25%) стили познания. Меньшее количество оказалось «дивергентами» (22%) и «аккомодаторами» (11%). Проанализировав ответы студентов, можно отметить, что подавляющее большинство (67%) - «ассимилянты» и «кон-вергенты» - имеют некоторую схожесть в характеристиках.

Студенты с ассимилирующим типом познания не принимают необдуманных решений, предпочитают детальный анализ, ориентируются на мнения других, умеют большому объему информации придать точную логичную форму, с конвергентным - предпочитают соотносить полученную информацию с фактами, событиями, действия - с принципами, любят решать понятные для них задачи, умеют воплощать идеи на практике. То есть в профессиональном будущем это сотрудники, которые в дискуссиях занимают наблюдательную позицию, говорят по существу, не отвлекаясь на фантазии и гипотезы, принимают последовательные решения, прежде взвесив все «за» и «против».

«Дивергенты» (22%), о которых мы говорили выше, это генераторы идей, многочисленных выводов, перспективных альтернатив, участники «мозговых штурмов», творчески активные студенты. В профессиональной сфере такие специалисты подходят к решению проблем спонтанно и гибко, нередко полагаются на интуицию, предпочитают необычные идеи легко реализуемым, любят участвовать в проектах, создании нового. Что касается студентов с аккомодационным стилем учебной деятельности (11%), то это практики, предпочитающие участвовать в реальных проектах и решать проблемы, опытно проверяя подходы к их решению и взаимодействуя с людьми. Профессиональный опыт «аккомо-даторов» основан на жизненном опыте и холодном прагматизме.

Таким образом, данные тестирования подтвердили, что большая часть студентов не склонна к использованию в учебном

процессе творческого подхода и не готова к решению нестандартных профессиональных проблем, возникающих в определенных условиях. К тому же в настоящее время преподаватели не прибегают в своей профессиональной деятельности к современным психологическим методикам, позволяющим определить познавательные стили студентов [9]. Соответственно, студенты не осознают свои когнитивные предпочтения и пользуются привычным стилем познания в изучении всех дисциплин, не обращаясь к дивергентному стилю, который в конкретных учебно-профессиональных ситуациях позволит более качественно выполнить поставленные задачи, став достоянием их профессионального опыта.

Опираясь на вышесказанное, мы считаем, что современная творческая среда технического вуза, являясь условием развития

профессионального опыта, должна стимулировать студента применять в обучении дивергентный стиль мышления. Важное место в этом вопросе занимают преподаватели: в первую очередь, от них зависит специфика среды обучения, выбор образовательных технологий и их применение с пользой для обучающихся. В связи с этим нерешенными остаются вопросы, что должна представлять собой творческая образовательная среда технического вуза, при каких условиях будет происходить развитие профессионального опыта студента в условиях данной среды, какие образовательные технологии и стратегии наиболее эффективны в развитии творческого мышления. Также считаем перспективным изучение дивергентного стиля познания с точки зрения его влияния на развитие профессионального опыта будущих инженеров.

Литература

1. FEANI policy paper engineerING card. An instrument for promoting the International Mobility of Engineers, February 2011. URL: https://www.feani.org/sites/default/files/PDF_ Documents/Position_papers/1102_Policy_Paper_FEANI_-_Professional_Card.pdf (дата обращения: 20.12.2019).

2. Kolb D.A., Boyatzis R.E., Mainemelis Ch. Experiential Learning Theory: Previous Research and New Directions. - 1999. - URL: https://www.researchgate.net/publication/242762265/ download.

3. Бородай В.А. Имплицитный характер функций организационного развития сервисных компаний // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2017. - № 4 (98). - С. 42.

4. Быстрова А.Ф., Патрушева О.Н. Создание развивающей образовательной среды ССУЗа как средство повышения качества подготовки специалистов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. - Вып. 1 (47). - С. 173-178.

5. Железовская Г.И., Абрамова Н.В., Гудкова Е.Н. Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности // Перспективы науки и образования. - 2014. - №1. -С. 120-125.

6. Зиновкина М.М. Креативное инженерное образование. Теория и педагогические инновационные технологии: моногр. - М.: Изд-во МГИУ 2003. - 350 с.

7. Зюзина А.А. Творческая среда вуза // сб. ст. XX Междунар. науч.-метод. конф. (г. Пенза, 7-8 апреля 2016 г.) / под ред. А.Д. Гулякова, Р.М. Печерской. - Пенза: Изд-во ПГУ 2016. -С. 286-287.

8. Казанская В.Г. Психологические основы проектирования и создания образовательной среды в школе // Вестник государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2012. -T. 5. № 4.- С. 62-74.

9. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Королева А.В. Критическое мышление и познавательные стили студентов // Вестник ТГУ - 2015. - №7 (147). - С. 13-20.

10. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д., Гибадуллина Э.А. Дидактическая инженерия: Проектирование систем обучения нового поколения // Интеграция образования. - 2016. - Т.20. №3.- С. 393-406.

11. Перепелкин В.В. Творческая образовательная среда как эффективное условие подготовки учителей // Научный журнал КубГАУ - 2011. - №72(08).- С. 1-14.

12. Рындак В.Г. Педагогика креативности: моногр. - М.: Изд. дом. «Университетская книга», 2012. - 284 с.

13. Соколова Н.А. Творческая среда как условие педагогической поддержки личности в образовательном процессе // Вестник ЮУрГУ - 2006. - № 9.- С. 36-40.

14. Сороковых Г.В. Проектирование креативной иноязычной образовательной среды вуза как научная проблема // Rhema / Рема. Московский педагогический государственный университет. - 2013. - № 4. - С. 79-82.

15. Фугелова Т.А. Роль творчества в профессиональной подготовке студентов технического вуза // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. - С. 101-107.

16. Христофоров С.В. Дефиниция опыта в педагогике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - Т.7. № 17. - С. 46-54.

17. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 clopment. - Chicago (III): Univ. of chicago Press, 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.