Научная статья на тему 'Творческий компонент коммуникативной деятельности на изучаемом иностранном языке в обучении студентов -будущих журналистов'

Творческий компонент коммуникативной деятельности на изучаемом иностранном языке в обучении студентов -будущих журналистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЖУРНАЛИСТЫ / ТВОРЧЕСКОЕ ПИСЬМО / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVE THINKING / JOURNALISTS / CREATIVE WRITING / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агрикова Елена Вячеславовна

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки журналистов в вузе, анализируется роль творческого компонента в обучении и средства его развития в ходе изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CREATIVE COMPONENT OF COMMUNICATIVE ACTIVITIES IN FOREIGN LANGUAGES IN TEACHING OF STUDENTS MAJORING IN JOURNALISM

The article deals with the process of professional training of journalists in the university. The author considers the role of the creative component in teaching and the means of its development in the process of foreign language learning.

Текст научной работы на тему «Творческий компонент коммуникативной деятельности на изучаемом иностранном языке в обучении студентов -будущих журналистов»

УДК 378

Агрикова Елена Вячеславовна

аспирант кафедры иностранных языков Самарского государственного университета

ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИЗУЧАЕМОМ ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ

Agrikova Elena Vyacheslavovna

PhD applicant, Foreign Languages Department, Samara State University

A CREATIVE COMPONENT OF COMMUNICATIVE ACTIVITIES IN FOREIGN LANGUAGES IN TEACHING OF STUDENTS MAJORING IN JOURNALISM

Аннотация:

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки журналистов в вузе, анализируется роль творческого компонента в обучении и средства его развития в ходе изучения иностранного языка.

Ключевые слова:

творчество, творческая деятельность, творческое мышление, журналисты, творческое письмо, иностранный язык.

Summary:

The article deals with the process of professional training of journalists in the university. The author considers the role of the creative component in teaching and the means of its development in the process of foreign language learning.

Keywords:

creativity, creative activity, creative thinking, journalists, creative writing, foreign language.

В традиционной китайской системе образования креативность и творческий склад ума считаются отрицательными чертами характера. Такое нестандартное мышление трактуется как высокомерное и мятежное. Однако в европейской, американской и российской традициях ситуация прямо противоположная. Согласно многим исследователям (Д.Б. Богоявленская, В.И. Загвязин-ский, Е.Г. Кашина), высшей формой реализации естественной закономерности развития человека является именно творчество, поэтому нацеленность на формирование творческой личности студента является одной из первостепенных задач педагога. На занятиях по иностранному языку творческий компонент особенно важен, поскольку язык, его коммуникативная сторона сами по себе эв-ристичны, поэтому необходимо подготовить учащихся к встрече с любой новой ситуацией, а не только с теми, которые предусмотрены рабочей программой. Таким образом, главной целью является создание условий обучения и воспитания, раскрывающих творческий потенциал личности.

Существует множество определений понятия «творчество». По мнению В.И. Загвязинского, творчество - это созидание нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Новизна и преобразование - две наиболее существенные характеристики творчества [1, с. 12]. Отличное определение находим у Терезы Амабайл, которая утверждает, что творчество - это не черта характера и не компетенция, а поведение, сложившееся на основе персональных характеристик, мышления и социального окружения [2, с. 358]. Таким образом, можно сделать вывод, что творчество - это не только деятельность, но и отражение действительности, которое, в свою очередь, является основой и базой творчества.

Говоря о творческом мышлении, исследователи выделяют три основных компонента:

1) наследственные способности, другими словами, талант, индивидуальная система возможностей, включающих в себя развитые коммуникативные навыки, другодоминантность;

2) творческие способности, включающие в себя такие когнитивные процессы, как поиск новых путей решения проблем, отказ от догматических утверждений, умение сосредоточиваться и видеть неявное в явном;

3) личная заинтересованность; насколько поставленная задача интересна для личности (внутренняя мотивация), а также актуальность (внешняя мотивация) [3, с. 139].

Приходим к выводу, что творческая личность - это тип личности, характеризуемой направленностью на творческую деятельность, обладающей определенным набором врожденных и приобретенных навыков, необходимых для достижения прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в определенной деятельности.

Профессия журналист является одной из главных профессий, в которой творчество является необходимым условием для успешной деятельности. А.А. Тертычный подчеркивает, что главным

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

компонентом в профессиональной деятельности журналиста является именно творчество, поэтому овладение журналистскими методами творчества - основа профессионального становления любого журналиста [4, с. 14]. Говоря о специфике данной профессии, следует отметить, что журналист, как автор произведения для СМИ, должен уметь сочетать профессиональные технологии и творческий подход. Технология создания медиапродукта, учитывающая специфику восприятия той или иной информации, является построением сообщения, а также приемами его композиционно-сюжетной организации. Действительно, у каждого вида СМИ есть собственный набор стандартных схем и операций, которыми студенты овладевают в процессе обучения. Например, для того чтобы создать текст новостного жанра, журналисты должны овладеть методом поиска ответов на шесть основных вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?). Однако после сбора фактического материала перед журналистом-автором встает творческая задача, заключающаяся том, как из имеющегося создать качественно новый продукт, написать журналистское произведение. Достижение этой цели невозможно без творческого подхода.

Еще одной особенностью журналистской деятельности является быстро меняющееся ме-диапространство. В XXI веке, благодаря бурному развитию информационных коммуникативных технологий, оно становится единым, создаются новые правила для международного информационного обмена. Это также обусловливается спецификой данной профессии; журналист - это человек, который должен знать все обо всем, и такой барьер, как незнание иностранного языка и, как следствие, невозможность получить необходимую информацию (4/5 всей информации в сети Интернет записана на английском), негативно сказывается на продуктивности и эффективности специалиста. В соответствии с этими изменениями журналисту необходимо использовать иностранный язык для решения профессиональных задач.

Согласно исследователям в области высшего профессионального образования (О.В. Инша-ков, Д.П. Фролов), в настоящее время приоритетной целью в подготовке студентов должно стать формирование и развитие креативного потенциала, поэтому сейчас требуется использование адекватных методик развития творческих способностей, внедрение эффективных инструментов и развитие новых форм познавательной деятельности [5, с. 64]. Такая постановка проблемы наиболее актуальна для студентов - будущих журналистов, и одним из важнейших компонентов их профессиональной подготовки является раскрытие резервов творческой личности. Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности журналиста определили пути совершенствования творческой индивидуальности. Процесс превращения студента в журналиста требует включения в учебный процесс инновационных методов обучения, поскольку ориентирован на формирование у студентов профессиональной компетенции, творческого потенциала личности, а также на изучение иностранных языков. Развитие творческой личности будущего журналиста напрямую зависит от активизации учебной деятельности студента, ориентированной на освоение им на практике необходимых профессиональных навыков.

Таким образом, главной задачей преподавателя иностранных языков становится создание творческой развивающей образовательной среды, которая помогает студентам - будущим журналистам развить творческий потенциал и впоследствии применять полученные навыки и умения в своей профессиональной деятельности. По мнению Е.Г. Кашиной, развивающая образовательная среда - педагогическое и социокультурное пространство, целью которого является трансляция и воспроизводство человеческого опыта, а также создание условий для стимулирования процессов развития и саморазвития личности в ходе ее активной творческой жизнедеятельности [6, с. 164]. Творческий компонент появляется в результате единства содержания, форм, методов обучения, активного вовлечения эмоциональной сферы, а также внедрения театральных технологий и контекстного обучения. На наш взгляд, включение творческого компонента в обучение журналистов особенно эффективно, поскольку он способствует формированию творческого мироощущения в коммуникативной деятельности. Для будущих журналистов этот фактор безусловно важен для их профессиональной деятельности, поскольку их сфера напрямую связана с искусством коммуникации, так как главный посредник между ними и аудиторией - речь, как письменная, так и устная.

При обучении иностранному языку для специальных / профессиональных целей наиболее эффективной является обучающая игровая деятельность, которая способствует творческому сотрудничеству, позволяет отработать ролевой репертуар, подготовить журналиста к работе в меняющихся условиях их профессиональной деятельности, а также избежать возникновения страха перед так называемым «чистым листом».

Продемонстрируем несколько типовых заданий данного формата. Нами были выбраны такие формы работы (индивидуальные, коллективные) для того, чтобы в полной мере стимулиро-

вать творчество, самовыражение, самостоятельность, активность обучаемого. Кроме того, задания носят профессионально направленный характер, ситуации, которые имитируют деятельность журналиста.

Так, для отработки навыков чтения и написания текста малого формата предлагается использовать следующее задание: introduce the following situation - a leisurely Sunday morning breakfast, students come across an article that the teacher has prepared beforehand. Identify students with one of the roles (a housewife, a businessman, a student, a pensioner etc.). Students are to make notes only on the information that is important to their character. Jot down thoughts, ideas and feelings that occur to them on the behalf of their adopted roles. The task is to write down the summary from the perspective of their character.

Для формирования навыков творческого письма: select a 5-10-sentence story or a passage. The story should have no adjectives in it. Delete any that are there. Distribute the copies. The task is to brainstorm adjectives for it.

Для отработки навыков говорения и интервьюирования: the teacher should prepare a photo beforehand. It is better to use a photo with several people in it. Each student identifies him/herself with the person in the photo. The task is to write down an imaginary biography of the person he/she has chosen and then interview each other in their roles. В ходе подобного задания формируются умения вживаться в роль другого человека, вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, умение лаконично излагать свою мысль.

Подобные творческие задачи мобилизуют творческое состояние учащегося, в процессе их решения участники проявляют высокую индивидуальную активность. При использовании заданий с творческим компонентом обучающиеся овладевают интеллектуальными, коммуникативными умениями, которые постепенно формируют профессиональную компетенцию будущего журналиста. При отборе таких заданий следует учитывать ведущие принципы организации содержательного и деятельностного компонентов: принцип контекстно-обусловленного отбора материала с учетом профессиональной направленности студентов, принцип лингвистической адекватности, принцип рефлексивности.

Поскольку творчество органически присуще журналистам, то их творческие способности -это не только особый талант, но и определенный уровень мастерства, который выражается в оригинальном, нестандартном, творческом стиле деятельности. Иностранный язык в данном случае выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностно-профес-сионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста - выпускника современной высшей школы. Формирование творческого компонента может быть эффективным при обучении иностранному языку, способствующему развитию творческих способностей.

Ссылки:

1. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

2. Amabile T. The Social Psychology of Creativity: A Componential Conceptualization // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. № 45.

3. Bishop W., Ostrom H. Colors of a different horse: rethinking creative writing theory and pedagogy // National Council of Teachers of English, Urbana, Ill. 1994.

4. Тертычный А.А. Методы профессиональной деятельности журналиста. М., 2011.

5. Иншаков О.В., Фролов Д.П. Векторы повышения креативного потенциала человеческого капитала в сфере высшего образования // Вестник ВолГУ. 2003. № 6. С. 64-72.

6. Кашина Е.Г. Театральные технологии подготовки учителя иностранного языка. Самара, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.