232
Вестник СамГУ. 2015. № 11 (133)
УДК 378
Е.Г. Кашина, Е.В. Агрикова *
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье рассматривается проблема подготовки студентов — будущих журналистов к профессиональной деятельности с учетом трех основных ее видов (говорение, аудирование, письмо); указываются возможности формирования творческой личности средствами иностранного языка.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональное образование, журналисты, иностранный язык.
«Журналистика» — сложное, многокомпонентное понятие, включающее в себя несколько аспектов деятельности. Следует обратиться к сути данного понятия, чтобы внести ясность в используемый терминологический аппарат. Журналистика рассматривается как общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т. д.) [3]. По мнению исследователей (Г. Першке), журналистика является особым типом духовного производства, влияющим на генезис общественного сознания в определенной исторической форме, которое связано с определенной содержательной структурой, специфическим качеством освоения мира и специфическим способом воздействия на общественную практику [4]. Исследователями (Л. Г. Сви-тич) дается несколько определений данному понятию: это понимание жизни, ее отражение через конкретные жизненные ситуации, факты, общности и людей на эмпирическом уровне; это фактологическое понятийно-образное эмпирическое познание [6]. Приходим к выводу, что журналистика является главным элементом социальной инфраструктуры, общественной деятельностью; видом интерпретации реалий различных сфер жизни общества; эмпирическим познанием жизни; особым типом духовного производства, направленным на формирование общественного сознания.
Обратимся к сущности журналистской деятельности. Так, главной функцией журналиста, по мнению С. Г. Корконосенко, является интерпретация происходящих событий. Отмечается (Н. В. Агеенко), что журналист обязан уметь выполнять различные социальные роли на основе соблюдения норм нравственности, указывая на гуманистический характер профессии [5]. Исследователи образа современного журналиста XXI века (Н. Больц, В.Д. Монсурова) утверждают, что в настоящее время значимыми являются для журналистской деятельности такие свойства, как способности самопрезентации, умения взаимодействовать с аудиторией, располагать ее к общению, вызвать интерес к предлагаемой информации, что свидетельствует о творческой направленности данной профессии. Специфика и особенность профессиональной деятельности журналиста определяются исходя из ее условий, которые требуют действий, направленных на решение задач в средствах массовой информации и в смежных
* © Кагина Елена Георгиевна (e_kashina@mail.ru), кафедра английской филологии, Агрикова Елена Вячеславовна (elen.agrikova@yandex.ru), кафедра иностранных языков, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
информационно-коммуникативных сферах [8]. Специфика представляет собой совокупность отличительных особенностей, присущих только данному предмету. Согласно профессиограмме журналиста, разработанной Л.Г. Свитич, журналист должен обладать рядом интегральных качеств, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности. К ним относятся: трудолюбие, воля, активность, уравновешенность, психологическая и психическая выносливость, помехоустойчивость, быстродействие, интеллектуальные познавательные качества, гуманность, гражданские качества и социальная ответственность и, самое главное, творческие способности [6].
Исследователями (Д. Б. Богоявленская, В.И. Загвязинский, Е.Г. Кашина) доказано, что высшей формой реализации естественной потребности развития человека является творчество, поэтому формирование творческой личности студента — будущего журналиста является основной задачей преподавателя. Иностранный язык, его коммуникативная сторона позволяют готовить студентов к встрече с любой новой профессиональной ситуацией. Целью педагогической деятельности становится создание условий для раскрытия творческого потенциала личности студента.
Творчество позволяет компетентно решать профессиональные задачи: отбирать материалы для различных видов СМИ, разрабатывать авторские медиапроекты и продвигать их на информационный рынок, сотрудничая с представителями различных сегментов общества. Таким образом, творчество играет важную роль в профессиональной деятельности журналиста [7]. Успешное овладение методами журналистского творчества возможно при условии наличия развитого творческого мышления (оригинальность, способность видеть объект под новым углом зрения, способность изменять восприятие объекта, способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации. Итак, журналист должен обладать целым рядом свойств, обеспечивающих успешное решение профессиональных задач.
Установлено, что сферу труда журналистов представляют говорение, аудирование, письмо, что требует обширного словарного запаса, правильного построения предложений, логичности, владения литературным языком, его выразительными средствами, разными стилями и формами устной и письменной речи. Содержание слухового восприятия обусловлено такими умениями, как ведение беседы, активное использование различных видов речи, чему способствует иностранный язык, который формирует способность к коммуникации в устной и письменной формах.
Значимым методом получения журналистом информации является интервью, позволяющее проникнуть в глубину изучаемого предмета. Метод интервью направляется на развитие способности к профессиональному диалоговому общению, коммуникативной и лингвосоциокультурной компетенции средствами иностранного языка. Профессиональная подготовка журналистов также требует применения метода интервьюирования.
Исследователи в области теории обучения иностранным языкам (Н. Д. Гальскова, Н.И. Гез) утверждают, что устная и письменная формы общения постоянно взаимодействуют и проникают друг в друга. Письменная фиксация информации обеспечивается словестно-логической, образной и моторной памятью, способствуя созданию опор и ориентиров для речемыслительной деятельности пишущего [2]. В журналистике письмо является особым видом творческой деятельности. Так, в публицистическом произведении выделяются три взаимосвязанных уровня текста: 1) коммуникативный уровень, целью которого является передача сообщения от адресанта к адресату; 2) информационный уровень, который представляется содержательной стороной письма; 3) эстетический уровень — в виде совокупности структурных и лексических особенностей, предполагающих использование изобразительно-выразительных средств повествования. Целесообразно в качестве письменных заданий использовать эссе,
234
Е.Г. Кашина, Е.В. Агрикова
в процессе создания которого развиваются интеллектуальные способности, рациональное мышление, актуализируются знания в различных областях. Наиболее ценным является жанровый вид эссе, который диктует семантическую структуру дискурса, влияя на содержание и стиль. Эссе как вид учебной деятельности имеет универсальный характер, а технология его написания реализуется на любом предметном содержании [1].
В ходе изучения иностранного языка будущие журналисты приобретают способности для публичной речи, поэтому, готовясь к выступлению, студенты развивают умения письменной речи, говорения, аудирования, воспринимая текст на слух. Приемы публичной речи способствует становлению журналиста как развитой языковой личности.
Многофункциональная деятельность журналиста предполагает формирование коммуникативной компетенции средствами иностранного языка, где его базовые формы общения (говорение, аудирование, письмо) становятся профессиональными инструментами студентов — будущих журналистов.
Библиографический список
1. Богданова О.Е. Академическое эссе как средство достижения образовательных эффектов в условиях лингвистического образования // Язык и культура: сб. ст. XIX междунар. науч. конф.; под. ред. С.К. Гураль. Томск: ТГУ, 2007. С. 28—37.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.
3. Корконосенко С.Г. Основы журналистской деятельности. М.: Изд-во Юрайт, 2006. 259 с.
4. Першке Г. Журналистика как отрасль духовного производства // Основные понятия теории журналистики (новые подходы к проблеме) / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 207 с.
5. Руднева Т.И., Липатова Н.О., Агеенко Н.В. Готовность специалистов к соблюдению норм профессиональной этики: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. 324 с.
6. Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2011. 255 с.
7. Тертычный А. А. Методы профессиональной деятельности журналиста. М.: ВК, 2011. 560 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ru/ news/7/451 (дата обращения: 19.08.2015).
References
1. Bogdanova O.E. Academic essay as a means of reaching educational effects in the linguistic education. Yazik i Kultura. Sbornik statey XIX mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii: pod red. S.K. Gural [Language and Culture. Collection of articles of XIX international scientific conference: S.K. Gural (Ed.)]. Tomsk, TGU, 2007, pp. 28 - 37 [in Russian].
2. Galskova N.D., Gez N.I. Theory of education of foreign languages. Linguodidactics and methods. M., Akademiia, 2006, 336 p. [in Russian]
3. Korkonosenko S.G. Basics of journalistic activity. M., Izd-vo Iurait, 2006, 259 p. [in Russian].
4. Pershke G. Journalism as a field of cultural production. Osnovnyeponyatya teorii zhurnalistiki (Novye podhodi k probleme): pod.red. Y.N. Zasurskogo [Main categories of journalistic theory (New approaches to the problem): Ya.N. Zasursky (Ed.)]. M., Izd-vo Mosk.un-ta, 1993, 207 p. [in Russian]
5. Rudneva T.I., Lipatova N.O., Ageenko N.V. Specialists' readiness for professional ethics: monograph. Samara, Izd-vo "Samarskii universitet", 2009, 324 p. [in Russian].
6. Svitich L.G. Introduction to the profession. Journalist: schoolbook for students of universities. M., Aspekt Press, 2011, 255 p. [in Russian].
7. Tertichniy A.A. Methods of journalistic professional activities. M., "VK", 2011, 560 p. [in Russian].
8. Federal State Educational Standard of Higher Education for program 42.03.02 Journalism (BA degree). Retrieved from: http://fgosvo.ru/news/77451 (accessed 19.08.2015) [in Russian].
E.G. Kashina, E.V. Agrikova*
PREPARING WOULD - BE JOURNALISTS FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGE
In the article the problem of preparing would-be journalists for the professional activity is viewed. The study shows the analysis of the main terms, the three main types of activity (listening, speaking and writing) and the possibility of their formation by means of foreign language.
Key words: professional activity, vocational training, journalists, foreign language, writing, speaking, listening.
Статья поступила в редакцию 15/VIII/2015. The article received 15/VIII/2015.
* Kashina Elena Georgievna (e_kashina@mail.ru), Department of English Philology, Agrikova Elena Vyacheslavovna (elen.agrikova@yandex.ru), Department of Foreign Languages, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.