Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ"'

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холодова Галина Борисовна, Боброва Галина Владимировна, Михеева Татьяна Михайловна, Купцова Валентина Григорьевна

В условиях сложной эпидемиологической обстановке, дистанционные технологии приобретают все большее значение в образовательном процессе высших учебных заведений. В статье рассматривается применение творческих заданий в электронном курсе системы «Moodle», как средство развития самостоятельной деятельности в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт». Приводятся результаты сравнительного анализа уровня освоения учебного материала по дисциплине в условиях дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Холодова Галина Борисовна, Боброва Галина Владимировна, Михеева Татьяна Михайловна, Купцова Валентина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE TASKS AS A MEANS OF DEVELOPING INDEPENDENT STUDENT ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING IN THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORTS"

In a complex epidemiological situation, remote technologies are becoming increasingly important in the educational process of higher educational institutions. The article discusses the use of creative tasks in the electronic course of the "Moodle" system as a means of developing independent activity in the process of studying the discipline "Physical Culture and Sports". The results of a comparative analysis of the level of mastering of educational material in the discipline in the conditions of distance education are presented.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ"»

Контактная информация: iurkalyuk.si@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.04.2022

УДК 378.147.227

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Галина Борисовна Холодова, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Владимировна Боброва, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Михайловна Михеева, кандидат педагогических наук, доцент, Валентина Григорьевна Купцова, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Аннотация

В условиях сложной эпидемиологической обстановке, дистанционные технологии приобретают все большее значение в образовательном процессе высших учебных заведений. В статье рассматривается применение творческих заданий в электронном курсе системы «Moodle», как средство развития самостоятельной деятельности в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт». Приводятся результаты сравнительного анализа уровня освоения учебного материала по дисциплине в условиях дистанционного образования.

Ключевые слова: дистанционное обучение, самостоятельная деятельность, творческие задания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p457-460

CREATIVE TASKS AS A MEANS OF DEVELOPING INDEPENDENT STUDENT ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING IN THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORTS"

Galina Borisovna Kholodova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Tatiana Mikhai-

lovna Mikheeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Valentina Grigoryevna Kuptsova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Galina Vladimirovna Bobrova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Orenburg State University

Abstract

In a complex epidemiological situation, remote technologies are becoming increasingly important in the educational process oi higher educational institutions. The article discusses the use oi creative tasks in the electronic course oi the "Moodle" system as a means oi developing independent activity in the process oi studying the discipline "Physical Culture and Sports". The results oi a comparative analysis oi the level oi mastering oi educational material in the discipline in the conditions oi distance education are presented.

Keywords: distance learning, independent activity, creative tasks.

ВВЕДЕНИЕ

Серьезная эпидемиологическая обстановка, которая возникла в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, внесла свои коррективы в образовательный процесс.

Дистанционные образовательные технологии приобретают все большее значение в современном учебном процессе и являются одним из наиболее перспективных направлений совершенствования образовательного процесса в высших учебных заведениях [3].

Для решения проблем, связанных со сложившейся обстановкой в условиях пандемии, поменялся формат подачи материала, где особое место заняли цифровые технологии [1].

Перед профессорско-преподавательским составом кафедры «Физического воспитания» ОГУ встала задача о поиске путей совершенствования процесса преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» для студентов вуза в условиях дистанционного образования.

В сложившихся условиях необходимо сохранить оздоровительную направленность предмета и одновременно решать основные образовательные задачи, связанные с формированием компетенций в процессе освоения дисциплины. В программах ФГОС 3+++ указано, что в результате освоения образовательной программы по дисциплине «Физическая культура и спорт» студент должен быть способным поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (УК-7).

На наш взгляд важным условием в формировании УК-7 является включение самостоятельной деятельности студента в процесс освоения содержания учебной дисциплины.

Организация самостоятельной деятельности студентов в университете - сложный и многомерный процесс, который включает в себя и формирование мотиваций к профессиональной позиции будущих специалистов, и органичное включение самостоятельной деятельности студента с опытом использования современных педагогических технологий, методов, форм [2].

В качестве средств развития самостоятельной деятельности могут выступать творческие задания, в процессе выполнения которых, студент приобретает знания, умения и опыт в организации самостоятельных тренировочных занятиях для поддержания должного уровня физической подготовленности в будущей профессиональной жизни.

Цель исследования заключалась в выявлении эффективности применения творческих заданий, как средств развития самостоятельной деятельности студента в процессе освоения дисциплины в условиях дистанционного обучения.

Для достижения цели решались задачи:

1. Разработать творческие задания в электронном курсе «Физическая культура и спорт».

2. Проверить эффективность применения творческих заданий, как средств развития самостоятельной деятельности студента в процессе освоения дисциплины в условиях дистанционного обучения.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами был разработать учебный курс «Физическая культура и спорт» в системе электронного обучения Moodle.

В теоретическом блоке электронного курса в качестве основных форм дистанционной работы мы использовали: видео-лекции, лекции с элементами деятельности, глоссарий для закрепления полученных знаний по каждой теме. В практическом блоке использовались ссылки на видеоролики тематической направленности. В данных видеороликах предлагались комплексы упражнений, которые можно выполнить самостоятельно в домашних условиях, а также подробно объяснялась рациональная техника выполнения упражнений, и алгоритм побора индивидуальной нагрузки.

В контрольном блоке, для систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов, использовались творческие задания:

- задания с элементами творчества, где необходимо проявление деятельности студента в знакомой ситуации;

- продуктивные задания, где необходимо проявление деятельности студента в новой ситуации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Для получения информации об эффективности использования творческих заданий, как средств развития самостоятельной деятельности студента в процессе изучения дисциплины в условиях дистанционного обучения, мы провели сравнительный анализ уровня освоения учебного материала и уровня умения использовать теоретические знания при выполнении практических и ситуационных задач.

В контрольной (КГ) и экспериментальной группах (ЭГ) учебный материал в теоретическом и практическом блоках модуля (темы) был одинаков. В контрольном же блоке каждого модуля (темы) электронного курса по дисциплине «Физическая культура и спорт» КГ проходила тестирование, а студенты ЭГ выполняли творческое задание.

В итоговом модуле ко всему электронному курсу, было проведено контрольное тестирование для оценивания полученных знаний, умений и навыков в ходе изучения дисциплины.

Таблица - Результаты контрольного тестирования теоретического и практического блоков электронного курса_

Блок курса КГ ЭГ

Теоретический блок (п1): - основы здорового образа жизни; - основы построения самостоятельного учебно-тренировочного занятия; - методики самооценки работоспособности; - основные методы самоконтроля состояния здоровья и развития функционального состояния. 89% 94%

Практический блок (п2): - составление индивидуальных комплексов упражнений для повышения уровня физической подготовленности; - составление индивидуальных комплексов упражнений для профилактики профессиональных заболеваний. 82% 96%

Результаты тестирования показали, что студенты ЭГ показали более высокий уровень (94%) освоения учебного материала (п1), и уровень (96%) умения использовать теоретические знания при выполнении практических и ситуационных задач (п2).

Необходимо также отметить, что у студентов ЭГ, повысился интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, наблюдается более осмысленное отношение к своему здоровью и уровню физической подготовленности. Студенты ЭГ в ходе работы в электронном курсе, более активно использовали электронные образовательные ресурсы для изучения дополнительной информации и применение ее в выполнение творческих заданий.

ВЫВОДЫ

В процессе изучения дисциплины Физическая культура и спорт» дистанционно становится возможным предлагать студентам больше информации для самостоятельной деятельности, которая является основой современного высшего образования.

Применение творческих заданий электронной системе Moodle способствует формированию компетенций, которые позволят будущему специалисту самостоятельно поддерживать уровень индивидуального здоровья и физической подготовленности для успешной профессиональной реализации и быть конкурентоспособным на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтбах Ф.Дж. Информационные технологии в контексте COVШ-19: поворотный момент? / Ф.Дж. Альтбах, Ханс де Вит // Международное высшее образование. - 2020. - №103. - С. 6-8.

2. Зверева Е. Творческие задания / Е. Зверева // Высшее образование в России. - 2007. -№9. - С. 163-164.

3. Попова, А.И. Дистанционное обучение студентов вуза по дисциплине «Физическая культура» / А.И. Попова, П.К. Петров // Психолого-педагогические и медико-биологические про-

блемы физической культуры и спорта. - 2010. - №2 (15). - С. 84-92.

4. Использование системы Moodle в изучении дисциплины "Самооборона"/ Г.Б. Холодова, С.Р. Гилазиева, Т.М. Михеева, В.С. Симоненков // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - № 1. - С. 48-54.

REFERENCES

1. Altbach, F.J. and Hans de Wit (2020), "Information technology in the context of COVID-19: a turning point?", International Higher Education, No. 103, pp. 6-8.

2. Zvereva, E. (2007), "Creative tasks", Higher education in Russia, No. 9, pp. 163-164.

3. Popova, A.I. and Petrov, P.C. (2010), "Distance learning of university students in the discipline "Physical culture", Psychological-pedagogical and medical-biological problems of physical culture and sports, No. 2 (15), pp. 84-92.

4. Kholodova, G.B., Gilazieva S.R., Mikheeva T.M., and Simonenkov V.S. (2019), "Using the Moodle system in the study of the discipline "Self-defense", Bulletin of the Orenburg State University, No. 1, pp. 48-54.

Контактная информация: xolodova478@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.04.2022

УДК 796.012.68

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕГОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ИГРОВИКОВ

Александра Юрьевна Чайка, аспирант, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Аннотация

В исследованиях за последние двадцать лет, посвященных проблеме скоростно-силовой подготовки юных спортсменов-игровиков, отмечается актуальность разработки комплексного подхода к совершенствованию скоростных и координационных способностей с учетом особенностей двигательной активности спортсмена в избранном виде спорте и игрового амплуа. На основе теоретического анализа проведенных исследований по данной проблеме обосновывается авторское определение термина «беговая подготовка», систематизируются объективные содержательно-организационные закономерности. В результате сформирована теоретико-методологическая база для проектирования и проверки эффективности на практике комплексной беговой подготовки юных спортсменов -игровиков.

Ключевые слова: беговая подготовка, юные спортсмены, игровики.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p460-462

CONTENT AND ORGANIZATION OF COMPREHENSIVE RUNNING TRAINING FOR YOUNG ATHLETES-GAME PLAYERS

Aleksandra Yuryevna Chaika, the post-graduate student, Volgograd State Academy of Physical

Culture, Volgograd

Abstract

In studies over the past twenty years devoted to the problem of speed and strength training of young athletes, the urgency of developing a comprehensive approach to improving speed and coordination abilities, taking into account the characteristics of the athlete's motor activity in the chosen sport and playing role, is noted. Based on the theoretical analysis of the research conducted on this problem, the author's definition of the term "running training" is substantiated, objective content and organizational patterns are systematized. As a result, a theoretical and methodological basis has been formed for designing and testing the effectiveness in practice of comprehensive running training for young athletes. Keywords: running training, young athletes, game players.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.