8. Chernova, A.A., Nikulina, S.Yu. and Tretyakova, S.S. (2013), "Cardiorhythmography as a method of functional diagnostics", Siberian Medical Review, vol. 80, No. 2, pp. 44-49.
9. Martusevich, A.K., Bocharin, I.V., Ronzhina, N.A., Apoyan, S.A., Dilenyan, L.R. and Gur-janov, M.S. (2021), "The Peculiarities of Heart Rate Variability in Student Athletes", International Journal of Biomedicine, vol. 2, No. 11, pp. 169-172.
10. Szakaly, Z., Barthalos, I., Bognar, J., Ihasz, F., Balazs, F. and Acs, P. (2016), "Specific heart rate values of 10-12-year-old physical education students during physical activity", Journal of Physical Education and Sport (JPES), vol. 3, No. 16, pp. 800-805.
11. Turmanidze, A.V., Turmanidze, V.G. and Kalinina, I.N. (2015), "Vegetative regulation of cardiac rhythm badminton players of varying skill", Fundamental research, vol. 5, No. 2, pp. 979-983.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.04.2022
УДК 378.016
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОНЛАЙН-ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Александр Викторович Козлов, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Александрович Бударников, кандидат педагогических наук, доцент, Виталий Николаевич Фетисов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва; Татьяна Михайловна Михеева, кандидат педагогических наук, доцент, Валентина Григорьевна Купцова, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Аннотация
В статье рассматриваются практические вопросы учебной дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях, используя технологии дистанционного обучения. Затронуты проблемы проведения физического воспитания в онлайн-среде, ограничения образовательных он-лайн-платформ в реализации учебной дисциплины, особенности развития физических качеств в режиме реального времени цифровыми приложениями и технологиями. Представлены виды деятельности, краткое описание и возможные онлайн-технологии по развития физических качеств у студентов в аспекте когнитивного и психомоторного направления обучения в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: учебная дисциплина, физическое воспитание, вовлечение в учебный процесс, онлайн-среда, дистанционное обучение, физические качества.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p198-205
SYSTEMATIZATION OF TYPES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF PHYSICAL TRAINING OF ONLINE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE» IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Alexander Viktorovich Kozlov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Anatoly Ale-xandrovich Budarnikov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vitaly Nikolaevich Fetisov, the candidate ofpedagogical sciences, senior teacher, Russian Academy of national
economy and public administration under the President of the Russian Federation, Moscow;
Tatiana Mikhailovna Mikheeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Valentina Grigoryevna Kuptsova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Orenburg State University, Orenburg
Abstract
The article deals with practical issues of the discipline «Physical Culture» in higher educational institutions using distance learning technologies. The problems of conducting physical education in online environment, the limitations of online educational platforms in the implementation of the discipline, the peculiarities of the development of physical qualities in real time by digital applications and technologies are touched upon. The types of activities, the brief description and possible online technologies for the development of physical qualities in students in the aspect of cognitive and psychomotor areas of study in higher educational institutions are presented.
Keywords: academic discipline, physical education, involvement in the educational process, online environment, distance learning, physical qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Современная ситуация в России, связанная с распространением пандемии, способствует нахождению большинства населения на карантине в закрытых помещениях с целью избежать распространения вируса, передаваемого по воздуху, вызывающего респираторные и другие заболевания организма человека. Тем не менее, многие процессы экономической, социальной, культурной и других видов жизни человека невозможно остановить. Многие сферы и отрасли государства, исходя из текущей обстановки, разрабатывают и внедряют в практику антикризисные меры. Не исключением является и система образования: начального, общего, среднего, высшего. Профессиональные программы высшего образования в период карантина стали реализовываться через систему дистанционного образования; а формы организации образовательного процесса приобрели «гибридный» характер [7, 11]. Многие учебные предметы безболезненно адаптировались под «новое» обучение, чего нельзя сказать про дисциплины, требующие формирования у обучающегося практических двигательных действий, развития его свойств организма, физических качеств и т. д. Таким предметом является «Физическая культура», в основе которого лежит включенность обучающегося в деятельностный практический процесс учебного занятия.
Это положение обуславливает адаптацию содержания учебного предмета «Физическая культура» в формат дистанционной среды [15].
Цель статьи - предоставить виды учебной деятельности в организации физической подготовки онлайн-дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Воспитание физических качеств, улучшение здоровья посредством повышения уровня физической и функциональной подготовленности студентов - это тот целевой результат физкультурного образования, который делает физическое воспитание уникальным и отличным от любого другого предмета в университете, и именно поэтому оно должно находиться под пристальным вниманием всех участников образовательного процесса университетской среды. Физическое воспитание в университетах, как правило, проходит в «гибридном», смешанном формате, когда студент большую часть учебной работы выполняет индивидуально и периодически встречается с преподавателем для оценивания, что обеспечивает вариативность обучения для адаптации студентов, повышает их интерес, активность и уровень развития. Занятия также могут проходить исключительно онлайн, когда студенты и преподаватели асинхронно или синхронно взаимодействуют через систему дистанционно обучения посредством платформ LMS (Learning management system): Moodle, MS Teams, Zoom, eLearning Server и другие [7, 8, 12].
Большинство российских университетов с 2020 года почти в каждом семестре вводили ограничительные меры преподавания очного обучения студентов. В настоящее время преподаватели физического воспитания уже наработали значительные практику и опыт реализации учебной дисциплины «Физическая культура» в онлайн-среде [3, 5, 6]. В этой связи, авторами статьи проведен опрос преподавателей физической культуры РАН -
ХиГС (г. Москва), ОГУ (г. Оренбург) (всего более 30 человек); трудовой стаж работников преимущественно составлял 15 и более лет. Респондентам задавались вопросы, выявляющие практический опыт у преподавателей в их организации учебной деятельности по онлайн-дисциплине. На основе ответов преподавателей авторы настоящей статьи сформулировали основные тезисы опроса.
На вопрос «В каких аспектах организация дистанционного обучения по физическому воспитанию отличается от очного преподавания?» преподаватели ответили, что при дистанционном обучении больше получается реализовать когнитивные способности студентам, а не их психомоторные показатели. На вопрос «Что делает онлайн-обучение по физической культуре эффективным?» педагоги обратили внимание на разработанность «прозрачных» и понятных для студентов инструментов контроля преподавателя, включающие действия применения элементов самоконтроля. На вопрос «Какая онлайн-детерминанта является ключевой в дистанционной среде?» нами был получен ответ, что именно мотивация и интерес, направленные на формирование потребности выполнения студентами учебных заданий в онлайн-среде является главным условием качественного дистанционного обучения. На вопрос, «Каких онлайн-триггеров нужно избегать в дистанционной среде?» нами был получен ответ, что организационные недостатки, отсутствие положительного эмоционального фона, сложности в формировании атмосферы дружелюбности, публичность частной жизни участников обучения являются негативным аспектом преподавания в дистанционной среде. На вопрос, «Какие использовались способы обратной связи и мониторинга, способствующие вовлечению студентов в образовательный процесс?» был получен ответ, что эффективная обратная связь со студентами достигается способами непосредственного выполнения заданий в онлайн-среде с визуализированной релевантной оценкой преподавателя. На вопрос, «Какой компонент структуры учебной деятельности лучше реализуется именно в онлайн-среде по физической культуре?» преподаватели обозначили, что решение учебной задачи предполагает разработанность актуального для домашних условий содержания программ онлайн-физического воспитания, ориентированных преимущественно на фитнес-программы: общую физическую подготовку, упражнениям с собственным весом или с «домашним инвентарем» и т. д. Результаты исследования подтверждаются данными научных публикаций отечественных и зарубежных исследователей [1, 2, 9, 10, 13, 15].
Следует отметить, то серьезным недостатком онлайн-дисциплины по физическому воспитанию является наличие недостаточного проявления физической активности студентами, которые выполняют учебные задания формально, с минимальными энергетическими затратами [6, 10]. Это обусловлено с ограничениями онлайн-платформ ЬМЕ, на которых легко распространять теоретические и методические сведения учебной дисциплины, но трудно обеспечить психомоторную обратную связь в режиме реального времени, которая имеет неоценимое значение для развития физических качеств. Данное положение определяет основное направление деятельности преподавателя - решение учебных задач, связанных с повышением уровней физического и функционального состояния студента, в основе которой лежит разработанная классификация видов учебной деятельности в освоении учебной дисциплины.
Представим авторское видение видов деятельности по воспитанию физических качеств у студентов. Физическая подготовка подразделяется на такие виды учебной деятельности, которые помогают студенту формировать когнитивное понимание теории предметной области (развитие знаний и применение) и способствуют их психомоторному развитию (упражняться и применение). Описание каждого отдельного вида деятельности, направленного на когнитивные и психомоторные цели, включает список возможных технологий, которые могут использоваться для его реализации [4]. Такие инструменты, как экзергеймы (электронные симуляционные игры), шагомеры, трекеры, мониторы сердечного ритма и другие носимые технологии, могут являться для педагога инновационным
направлением, творческим полем в проведении занятий физической активностью и её мониторингом, в повышении качества всех форм организации учебной дисциплины «Физическая культура» со студентами [1, 3, 5, 14].
Педагогу следует рассмотреть возможность планирования каждого занятия, проекта или раздела таким образом, чтобы он включал более одного занятия из представленных ниже когнитивных и психомоторных таблиц (таблицы 1, 2, 3, 4). Последовательность действий, приведенных в таблицах, может помочь преподавателям и студентам понять и освоить основные методы воспитания физических качеств, применять наиболее эффективные упражнения на практике. Образовательные технологии могут помочь увязать конкретные знания и концепции физической подготовки с реальными ситуациями.
Цель познавательной деятельности, связанной с физической подготовкой, состоит в том, чтобы получить знания о влиянии упражнений на здоровье, участвовать в практиках, которые развивают и поддерживают физическую форму, а также ценить физическую активность для здоровья, физического благополучия, самовыражения и/или социальной активности.
Таблица 1 - Виды деятельности по развитию знаний в воспитании физических качеств
Вид деятельности Краткое описание Возможные технологии
Чтение текста Студенты извлекают информацию из учебников, пособий и т. д.; как в печатном, так и в цифровом формате Образовательные веб-сайты, электронные книги, интернет-библиотеки
Конспектирование Студенты записывают информацию из лекции, онлайн или офлайн видео, презентации, практических кейсов Текстовый редактор, мобильное устройство, планшет
Просмотр презентации / демонстрация Студенты получают информацию от педагогов, приглашенных докладчиков и сверстников; слайды с изображениями, видео, анимацией; методы синхронного/асинхронного обучения Презентация, программное обеспечение, веб-сайт демонстрации, видеоматериал, записанный преподавателем, приложения iOS/Android (напр. Workout Trainer, FitProSpor, Nike+ Training Club)
Исследование / изучение концепций, практик и программ физического воспитания Студенты собирают информацию для проведения исследований с использованием печатных и цифровых источников Поисковые системы в Интернете, онлайн базы данных статистики, интернет-библиотеки, образовательные площадки и сайты (напр. https://tvoytrener.com/)
Формулирование вопросов Студенты задают вопросы, связанные с материалом дисциплины Текстовое приложение Word, онлайн энциклопедии
Ответы на вопросы Студент отвечает педагогу, одногруппнику, письменно или в цифровом виде вопросы Викторина, блиц-опрос, доска обсуждений, онлайн энциклопедии, чат, форум
Обсуждение Студенты вступают в диалог с одним или несколькими сверстниками при синхронном/асинхронном обучении Чат, форум, электронная почта, текстовое сообщение, видеоконференция
Тестирование Студенты отвечают на вопросы теста или викторины Текстовое приложение Word, программное обеспечение, веб-сайты тестирования (напр. Online Test Pad)
Создание представления Студенты создают представление о концепции или практики/программы физической подготовки в виде эссе, изображений, презентации, дорожной карты и др. Программное обеспечение для рисования, картирование, схематизация, презентация, видео камера
Создание выполнения на практике Студенты создают ситуации выполнения движения на практике Программное обеспечение для картирования, схематизации, презентации, видео камера
Таблица 2 - Виды деятельности по применению знаний на практике в воспитании физических качеств
Вид деятельности Краткое описание Возможные технологии
Изучение инструкций, рекомендаций, регламентов по применению на практике Студенты учатся безопасно и правильно пользоваться спортивным оборудованием, практиками диагностики, методиками тестирования, измерениями и т.д. Обучающее видео и демонстрации, интернет-сайты, текстовые файлы, методические рекомендации от преподавателя
Вид деятельности Краткое описание Возможные технологии
Практика Студенты практикуются в использовании оборудования и программного обеспечения, измерении и сборе данных Данные в реальном времени, инструменты для сбора данных, программное обеспечение и приложения
Выбор тестов физической подготовки, связанный со здоровьем Студенты изучают правильную(ые) фор-му(ы) и выбирают соответствующий тест(ы) для измерения физической подготовленности Электронные книги, веб-сайты, видео демонстрации, программное обеспечение и приложения (напр. https://www.gto.ru)
Сбор данных (до и после) Студенты регистрируют данные (например, частоту сердечных сокращений, количество приседаний и т. д.) Данные в реальном времени, инструменты для сбора данных, программное обеспечение и приложения
Анализирование данных Студенты сравнивают и сопоставляют данные, собранные по определенным критериям и/или предыдущим анализом Электронная таблица, Excel
Целеполагание Основываясь на предыдущем анализе данных, студенты формулируют соответствующие цели физической подготовки Текстовый редактор, программное обеспечение для оценки, SMART-технология, доска обсуждений
Ведение журнала физической активности Студенты записывают журнал действий, восприятий, размышлений о чувствах Картирование, электронная таблица, Excel
Планирование занятий Студенты разрабатывают и модифицируют индивидуальные программы, планы физической подготовки для достижения конкретных целей (например, для улучшения гибкости, силы и т.д.) Картирование, электронная таблица, Excel, SMART-технология, доска обсуждений
Мониторинг Студенты наблюдают за своей работой или работой своих одногруппников и анализируют результаты по заранее определенным критериям, параметрам и/или предыдущим анализом Цифровая видеокамера, носимые технологии и программное обеспечение для оценки данных в реальном времени, инструменты для сбора результатов
Обратная связь, корректирование Студенты используют информацию из оценок физической подготовки для улучшения выбранной физической подготовки Текстовый редактор, видеоконференция, диктофон, форум, доска обсуждений
Презентация программы физической подготовки Студенты делятся своим пониманием концепции индивидуальной программы физической подготовки Цифровая видеокамера, презентация, программное обеспечение, данные в реальном времени, инструменты для сбора результатов
Виды психомоторной учебной деятельности помогают студентам применять на практике физические упражнения, связанные со здоровьем и навыками, для развития и поддержания физической и функциональной подготовленности. Последовательность этих действий (в том смысле, что они появляются после действий, связанных со знаниями, описанных выше) предполагает выявить, как студенты могут участвовать в действиях, чтобы понять, приобрести, отработать и выполнить соответствующие упражнения для улучшения физической формы.
Таблица 3 - Виды деятельности по подбору упражнений, направленных на воспитание физических качеств_
Вид деятельности Краткое описание Возможные технологии
Выбор и обучение упражнению Студенты выбирают и выполняют подходящее упражнение для улучшения определенного компонента физической подготовки Обучающее видео, веб-сайты, Exergames
Повторение упражнения Студенты продолжают выполнять изученное ранее упражнение для развития и совершенствования конкретного компонента физической подготовленности Приложения iOS/Android (напр. Workout Trainer, Fit-ProSpor, Nike+ Training Club)
Выбор методики выполнения упражнения Студенты практикуют различные физические нагрузки для развития компонента физической подготовленности Обучающие веб-сайты, Exergames
Оценивание и корректирование физической работоспособности Студенты просматривают, обдумывают и вносят изменения выполнения упражнений на основе отзывов и рекомендации педагога и/или сверстников. Цифровая видеокамера, форум, доска обсуждений
Таблица 4 - Виды деятельности по выполнению упражнений, направленных на воспитание физических качеств_
Вид деятельности Краткое описание Возможные технологии
Демонстрация/обучение концепции или программы физической подготовки Студенты сообщают о своем понимании программы индивидуальной физической подготовки Цифровая видеокамера, презентация, программное обеспечение, данные в реальном времени, инструменты для сбора результатов
Создание комплекса упражнений Студенты создают серию упражнений для решения конкретной цели, задачи физической подготовки и выполняют их Цифровая видеокамера, презентация, программное обеспечение, веб-сайт
Занятие по разработанной личной программе по физической подготовке Студенты включают компоненты в программу подготовки: игровой и соревновательный методы Ехе^ашей (Напр. Спортивные задания по правилам игры «Фанты»)
ВЫВОДЫ
Подводя итоги данной работы, следует отметить, что авторами была предпринята попытка провести логическую связь от рассмотрения накопленного опыта дистанционного обучения преподавателей физической культуры как инновационных педагогических практик через анализ их существенных характеристик к ключевым видам деятельности онлайн-дисциплины «Физическая культура» в университете как релевантного инструмента решения педагогических задач в реализации аспектов физической подготовки.
К наиболее важным видам деятельности онлайн-дисциплины в реализации аспектов физической подготовки следует отнести такие виды учебной деятельности, которые помогают студенту развивать когнитивное понимание и психомоторное развитие. Классификация видов учебной деятельности в физическом воспитании, используемых в настоящее время в дистанционном обучении онлайн-дисциплины «Физическая культура» в университете, позволит систематизировать актуальный преподавательский опыт и продолжить реализацию наиболее эффективных трендов, форм, методов и технологий исследуемой проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Использование мобильных приложений при подготовке студентов к выполнению нормативов ГТО в условиях дистанционного обучения / В.В. Бобков, Л.Г. Рыжкова, М.Л. Берговина, А.А. Сериков // Теория и практика физической культуры. - 2021 - № 8. - С. 49-51.
2. Быстрова О.Л. Стриминговые технологии оздоровительной физической культуры для женщин-преподавателей ВУЗа в условиях дистанционного обучения / О. Л. Быстрова, Л.А. Березина, И.Н. Тимошина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 12 - С. 47-47.
3. Егорычев А. О. Управление самостоятельной физической активностью студентов на основе фитнес-приложений в телефонах / А.О. Егорычев, Э.В. Егорычева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 86-92.
4. Зимняя И. А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности / И. А. Зимняя // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - № 1. - С. 3-14.
5. Технология «exergames» как инновационное средство спортивной тренировки и тестирования работоспособности спортсменов (по материалам зарубежной литературы) / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин, В.А. Блинов, О.А. Блинов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 113-119.
6. Лейбовский А.Ю. Плюсы и минусы нового формата учебного процесса в российских вузах при переходе на дистанционное обучение в режиме самоизоляции / А.Ю. Лейбовский, Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 9. - С. 110-112.
7. Савельев Д.С. Реализация онлайн-формата учебных занятий по физической культуре в условиях ВУЗа / Д.С. Савельев, В.А. Куванов, Е.С. Жерлыгина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 15-17.
8. Шаронова А.В. Сравнительный анализ образовательных онлайн-платформ по физической культуре в условиях дистанционного обучения / А.В. Шаронова, Н.С. Лешева // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 6. - С. 52-54.
9. Цифровые технологии организации физической активности обучающихся в условиях удаленных образовательных коммуникаций в период пандемии Covid-19 / Е.А. Шмелева, П. А. Кис-ляков, Н.П. Константинова, В.В. Пчелинова // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 6. - С. 58-60.
10. Almonacid-Fierro, A. et al. The practicum in times of Covid-19: Knowledge developed by future physical education teachers in virtual modality / Almonacid-Fierro, A. et al. // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. - 2021. - Т. 20, №. 3. - P. 68-83.
11. David, N. Daum. How Do We Do This? Distance Learning in Physical Education - Part 1 / David N. Daum, Tyler Goad, Chad M. Killian, Amanda Schoenfeld //, Journal of Physical Education, Recreation and Dance, - 2021. - Т. 92, №. 4. - P. 5-10.
12. The (Virtual) Teaching of Physical Education in Times of Pandemic / Gonzalez-Calvo, Gustavo, et al. // European Physical Education Review. - 2022. - № 1 (28). - P. 205-224.
13. The perception of the online teaching process during the COVID-19 pandemic for the students of the physical education and sports domain / Mocanu G.D., Murariu G., Iordan D.A., Sandu I., Munteanu M.O.A. // Applied Sciences. - 2021. - Т. 11, №. 12. - С. 5558.
14. Physical fitness training program using electronic simulation games to foster psychological health among university students during COVID-19 pandemic / Rasheed, A. et al. // International Journal of Human Movement and Sports Sciences. - 2021. - Т. 9, №. 3. - P. 421-427.
15. Teachers and School Health Leaders' Perspectives on Distance Learning Physical Education During the COVID-19 Pandemic / Vilchez, J. A. et al. // Journal of School Health. - 2021. - Т. 91, №. 7. -С. 541-549.
REFERENCES
1. Bobkov, V.V., Ryzhkova, L.G., Bergovina, M.L. and Serikov, A.A. (2021), "The use of mobile applications in preparing students to meet the standards of TRP in the conditions of distance learning", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 49-51.
2. Bystrova, O.L., Berezina, L.A. and Timoshina, I.N. (2021), "Streaming technologies of health-improving physical culture for female university teachers in conditions of distance learning", Theory and practice of Physical culture, No. 12, pp. 47-47.
3. Egorychev, A.O. and Egorycheva, E.V. (2021), "Management of independent physical activity of students based on fitness applications in phones", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2(192), pp. 86-92.
4. Winter, I.A. (2014), "Educational activity as a specific type of activity", Innovative projects and programs in Education, No. 1, 2014, pp. 3-14.
5. Koryagina, Yu.V., Nopi,n S.V., Blinov, V.A. and Blinov, O.A. (2015), "Technology «exer-games» as an innovative means of sports training and performance testing of athletes (based on materials of foreign literature)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7(125), pp. 113-119.
6. Leibovsky, A.Yu., Ivanova, N.G. and Porubayko, L.N. (2021), "Pros and cons of the new format of the educational process in Russian universities during the transition to distance learning in self-isolation mode", Theory and practice of Physical culture, No. 9, pp. 110-112.
7. Saveliev, D.S. Kuvanov, V.A. and Zherlygina, E.S. (2021), "Implementation of the online format of physical education classes in a university", Theory and Practice of Physical culture, No. 3, pp. 15-17.
8. Sharonova, A.V. and Lesheva, N.S. (2021), "Comparative analysis of online educational platforms on physical culture in the conditions of distance learning", Theory and practice ofphysical culture. No. 6, pp. 52-54.
9. Shmeleva, E.A., Kislyakov, P.A., Konstantinova, N.P. and Pchelinova V.V. (2021), "Digital technologies for organizing physical activity of students in conditions of remote educational communications during the Covid-19 pandemic", Theory and practice of Physical culture, No. 6, pp. 58-60.
10. Almonacid-Fierro, A., Souza de Carvalho, R., Castillo-Retamal, F. and Almonacid, M. (2021), "The practicum in times of Covid-19: Knowledge developed by future physical education teachers in virtual modality", International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, No 20(3), pp. 6883.
11. Daum, D. N., Goad, T., Killian, C. M. and Schoenfeld, A. (2021), "How do we do this? Distance learning in physical education - Part 1", Journal of Physical Education, Recreation and Dance, No 92(4), pp. 5-10.
12. Gonzalez-Calvo, G., Barba-Martin, R. A., Bores-Garcia, D. and Hortiguela-Alcala, D. (2021), "The (virtual) teaching of physical education in times of pandemic. European", Physical Education Re-
view, vol. 28, No 16(1), Feb. 2022, pp. 205-224.
13. Mocanu, G. D., Murariu, G., Iordan, D. A., Sandu, I. and Munteanu, M. O. A. (2021), "The perception of the online teaching process during the COVID-19 pandemic for the students of the physical education and sports domain", Applied Sciences, No 11(12), pp.5558.
14. Rasheed, A., Abduljawad, R., Mabrouk, S., Jdaitawi, M. and Abdulmonem, M. (2021), "Physical fitness training program using electronic simulation games to foster psychological health among university students during COVID-19 pandemic", International Journal of Human Movement and Sports Sciences, No 9 (3), pp. 421-427.
15. Vilchez, J. A., Kruse, J., Puffer, M. and Dudovitz, R. N. (2021), "Teachers and School Health Leaders' Perspectives on Distance Learning Physical Education During the COVID-19 Pandemic", Journal of School Health, No 91(7), pp.541-549.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.04.2022
УДК 796.015
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА КИНЕЗИОТЕЙПИРОВАНИЯ ПОСЛЕ ОПЕРАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ТРАВМ АХИЛЛОВА СУХОЖИЛИЯ У СПОРТСМЕНОВ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА
Людмила Владимировна Королева, кандидат педагогических наук, доцент, Алина Дмитриевна Меленина, магистрант, Смоленский государственный университет спорта, г. Смоленск
Аннотация
В статье описываются результаты использования кинезиотейпирования у спортсменов циклических видов спорта в процессе реабилитации после малоинвазивной пластики ахиллова сухожилия в послеоперационном периоде, на основе данных, полученных методами стабилометрии и двигательных тестов. Разработана эффективная система восстановительного лечения в процессе реабилитации спортсменов с разрывами ахиллова сухожилия, что позволяет улучшить функциональное состояние голеностопного сустава, и способствует быстрому возвращению в большой спорт.
Ключевые слова: кинезиотейпирование, травмы ахиллова сухожилия, физическая реабилитация, стабилометрия, двигательные тесты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p205-208
EFFICIENCY OF USING THE METHOD OF KINESIOTAPING AFTER SURGICAL
TREATMENT OF ACHILLES TENDON INJURIES IN CYCLIC SPORTS
Lyudmila Vladimirovna Koroleva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Alina Dmitrievna Melenina, the master student, Smolensk State University of Sports, Smolensk
Abstract
The article presents the results of the use of kinesiotaping of cyclic sports athletes in the process of rehabilitation after minimally invasive plastic surgery of the Achilles tendon in the postoperative period, based on data obtained by stabilometry and motor tests. The effective system of recreational treatment in the process of rehabilitation of athletes with Achilles tendon ruptures has been developed. It improves the functional state of the ankle joint and contributes to a quick return to big-time sports.
Keywords: kinesiotaping, achilles tendon injuries, physical rehabilitation, stabilometry, motor
tests.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых важных проблем современной медицины остается разработка новых методов восстановительного лечения пациентов, перенесших оперативные вмеша-