УДК 796.819
СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МОДУЛЬ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИНПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
THE SPECIFICS OF CONDUCTING CLASSES WITH STUDENTS OF THE OREL STATE UNIVERSITY AFTER NAMED I. S. TURGENEV ON THE DISCIPLINE «MODULE OF ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS» WITH THE USE OF DISTANCE LEARNING
Фролов Дмитрий Александрович
старший преподаватель кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Frolov Dmitry Alexandrovich senior lecturer department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Горбачева Ольга Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики физической культуры и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Gorbacheva Olga Alexandrovna Ph. D., associate professor department of theory and methodology physical culture and sports Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Харлашин Денис Анатольевич
старший преподаватель кафедры физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Kharlashin Denis Anatolyevich senior lecturer department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В данной работе поднимаются проблемы учебного процесса студентов по дисциплине физической культуре и спорту в Орловском государственном
университете имени И. С. Тургенева, переведенных на удаленное дистанционное обучение из-за коронавирусной инфекции ŒVID-19. Целью работы стал анализ проблем, происходящих в процессе дистанционного обучения и их решение. В статье описаны положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения. Сделаны выводы, что применение в учебном процессе дистанционного обучения позволило расширить знания студентов в использовании информационно-коммуникативных технологий на занятиях физической культуры online. Студенты, при выполнение домашнего задания, научились оформлять работы в программах Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher и Microsoft Word.
Abstract. This paper raises the problems of the educational process of students in the discipline of physical culture and sports at the I.S. Turgenev YSU who were transferred to remote distance learning due to the COVID-19 coronavirus infection. The purpose of the work was to analyze the problems occurring in the process of distance learning and their solution. The article describes the positive and negative sides of the DO. It is concluded that the use of distance learning in the educational process has allowed students to expand their knowledge in the use of information and communication technologies in physical education classes online. Students, while doing homework, learned how to design works in Microsoft PowerPoint, Microsoft Office publisher and Microsoft Word programs.
Ключевые слова. Дистанционное обучение, физическая культура и спорт, студент, учебный процесс, умение и навыки.
Keywords. Distance learning, physical education and sports, student, learning process, skills and abilities.
Эпидемиологическая ситуация в мире и в нашей стране в современное время внесла вынужденные преобразования в систему образования - учебным заведениям пришлось перейти на дистанционное обучение.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением, содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ, информации и, обеспечивающих ее обработку, информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [5, с. 302]. Студенты являются основным резервом нашей страны, именно поэтому важнейшей задачей Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева является подготовка здоровых, в физическом плане, специалистов с высоким уровнем работоспособности и активной жизненной позицией. Стоит отметить, что главная задача нашего университета - сделать так, чтобы вынужденные карантинные мероприятия во время пандемии не затрудняли выполнение вышеуказанных задач.
Применение в учебном процессе информационных технологий позволяет значительно увеличить эффективность организации учебного процесса и сделать
доступнее управление самостоятельной работы студентов, получить возможность в расширении содержание обучения. Отличительной чертой в дисциплине по физической культуре и спорту в вузе является преимущество практических занятий, на которых студенты имеют потенциал в приобретении и развитии полезных физических качеств [1, с. 124]. Именно поэтому, можно сказать, что акцент в дистанционном обучении ставится на учение, а не преподавание.
Возможности, доступные в сети Интернет, позволяют преподавателю без затруднений организовывать контроль над учебной деятельностью студентов. Дистанционное обучение имеет вероятность развития в двух направлениях:
- использование студентами Интернет-ресурсов для самостоятельной работы, направленной на усвоение учебного материала;
- прямой контакт преподавателя и обучающихся с использованием высоких технологий, в том числе, сети Интернет и различные платформы для видеоконференций, включающих в себя такие приложения как Zoom, WhatsApp, ВКонтакте [2, с. 127].
Исходя из опыта, можно отметить, что второе направление развития является наиболее продуктивным для обеих сторон образовательного процесса, поскольку студенты, находясь на дистанционном обучении имеют возможность без каких-либо трудностей контактировать напрямую с преподавателями, а также получать от них рекомендации к выполнению заданий и разбор допущенных ошибок.
n w WW
В нынешний момент времени жизни студенты на постоянной основе в своей повседневной жизни используют мобильные устройства, в том числе и для поиска необходимой информации, для выполнения учебных заданий. Стоит отметить, что цифровое образование имеет высокую вероятность усиления связи между педагогом и учащимися, что является одним из самых важных компонентов в воспитательном процессе. Но данный характер учебного процесса имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Так, например, к положительным характеристикам можно отнести тот факт, что общество в век технического прогресса имеет яростное стремление к познанию мира интернета, определению наиболее быстрых и эффективных способов обучения и взаимодействия друг с другом. Недостатком же является тот факт, что при ведении учебного процесса в дистанционном формате, тратится большее времени, нежели при очном обучении.
В условиях пандемии появляется острая необходимость в организации обучения в высших учебных заведениях. Перед преподавателем высшей школы стоит задача - организовать обучение по программам бакалавриата и магистратуры с учетом переработки материалов практических занятий по физической культуре для дистанционного обучения.
Таким образом, педагог высшей школы, соблюдая правила образовательного процесса, должен правильно организовать урок, с учётом усвоения учебного материала по данному курсу.
Во-первых, подготовить тему, вопросы занятия, содержание, которые студенты должны изучить самостоятельно, а также построить диалог со студентами во время онлайн занятий, со всей группой.
Во-вторых, надо выявить образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи занятия по физической культуре в зависимости от темы занятия.
В-третьих, определить метод и способ проведения занятия по физической культуре:
- видеоролик;
- наглядный показ через систему Zoom;
- презентация.
В-четвертых, определить порядок использования информационно-коммуникационных технологий при проведении занятий по физической культуре, с целью сохранения его эффективности, эмоционального удовлетворения, сокращения времени на усвоение данного материала.
И наконец, в-пятых, определить методы, приемы и средства создания благоприятной атмосферы в коллективе во время проведения занятий.
В учебной деятельности явно выделяется необходимость в формулировании темы, цели и формы учебного занятия, с целью заблаговременного доведения до сведения обучаемых их содержание для начала самостоятельной подготовки студентов непосредственно к процессу обучения [2, с. 236].
Формирование и развитие у учащихся познавательность интереса, мотивации и приобретение новых и полезных навыков и умений, необходимых для практической профессиональной деятельности, является главной задачей внедрения активных методов обучения в проведении учебных занятий с использованием технологий дистанционного процесса.
Во время дистанционного проведения учебной деятельности по дисциплине физической культуре и спорту выделяют следующие ступени освоения обучающимися спортивных теоретических умений и практических навыков:
I ступень - визуальная. Включает в себя исследование студентами техники выполнения спортсменами физических упражнений, создание целикового образа двигательного действия из различных элементов.
II ступень - техническая. Подразумевает применение видеоаппаратуры для фиксации выполнения физического упражнения, а затем его изучение и обработку поэтапно.
III ступень - аналитическая. Студенты получают навык принятия решений на основе совокупности приобретенной информации, умение перестроить двигатель-
w w w r«
ное действие в зависимости от условий проведения занятий по дисциплине [4, с. 306].
После обзора основного теоретического материала изучаемой дисциплины студенты получают задания по изучаемому материалу, а также им высылается литература и источники, которыми они могут пользоваться.
Каждый студент должен распределить своё время для подготовки материала к следующему занятию. В университете существуют правила, по которым студенты должны в определенное время входить в систему Zoom для встреч с преподавателем в on-line формате. Занятия с использованием дистанционного обучения проводятся в соответствии с расписанием занятий на сайте Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, материалы, требуемые для организации
занятия, выкладываются преподавателем в методических материалах, созданных в расписании.
В формате задания для самостоятельного выполнения каждый студент получает совокупность элементов двигательного действия, из которых он составляет полноценные спортивные комплексы на основе пройденного материала.
Используя метод ретроспективного анализа, можно сделать вывод, что при отсутствии должной мотивации, невозможно побудить интерес у студентов для принятия активного участия в процессе обучения. Поэтому преподавателю надлежит заботиться о создании и поддержании у обучающихся познавательного интереса к его предмету.
Различные мнения преподавателей и студентов по поводу дистанционного обучения получили как положительные, так и отрицательные моменты в обучении.
Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.
Положительные стороны дистанционного обучения:
1. Выбор времени на обучение, при условии получения заданий в системе личных сообщений и выполнения их в течении дня.
Настроить процесс обучения, давая возможность студенту самому себе подобрать удобные время и темп обучения.
2. Место, в котором будет проходить дистанционное обучение.
Студенты могут получать образование в удобном для них месте. Студенты не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания и значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.
3. Прогресс в информационно-коммуникативных технологиях.
Использование информационно-коммуникативных технологиях в современном обществе позволило черпать ресурсы из разных источников:
- YouTube, на этом сайте выложены видеоролики занятий по физической культуре, общефизическая подготовка, специальная физическая подготовка, комплексы упражнений на разные группы мышц; студенты могут также получать задания в электронном виде и затем отсылают преподавателю в системе личных сообщений Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева;
- оформление работы в виде презентации Microsoft PowerPoint, рисунки, кроссворды и составление их самостоятельно, буклеты Microsoft Office Publisher, сайты, текстовые файлы в блокноте и Microsoft Word;
- ответы на вопросы преподавателя высшей школы в мессенджерах Instagram, Вконтакте (www.vk.com), WhatsApp.
Отрицательные стороны дистанционного обучения:
1. Нет возможности тесного контакта с преподавателем высшей школы.
Невозможно использовать индивидуальную работу. Передача знаний не всегда
информативна, преподаватель не видит, на сколько внимательно его слушают студенты.
2. Пониженная мотивация у обучающихся и сниженная объективность оценивания.
Студенты, которые в условиях очного обучения показывали относительно высокие результаты, в изменившихся условиях могли резко понизить свою успеваемость.
Снижение объективности оценивания знаний обучающихся. Оценка знаний осуществлялась дистанционно, и зачастую, у педагога могло не быть возможности установить степень самостоятельности выполнения студен-том того или иного задания.
3. Отсутствие практики.
Практические занятия по физической культуре проходят в виде семинаров, тестовых заданий, докладов.
4. Обеспеченность техникой.
Недостаточный уровень обеспеченности компьютерной и иной техникой у студентов и преподавателей. Возникновение у преподавателей старшего возраста дополнительных трудностей в овладении современными компьютерными технологиями.
Таким образом, современные формы организации образовательного процесса имеют и положительные и отрицательные стороны. Для кого-то это новые возможности для развития полезных умений и навыков в сети интернет. Также технологии дистанционного образования помогают преподавателю физической культуры и спорта повысить качество образования по предмету, сформировать универсальные учебные действия в современной цифровой коммуникационной среде.
Литература
1. Грунт Е. В., Беляева Е. А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 45-58.
2. Иванов А. А., Хомутов А. М. Особенности физической подготовки в условиях пандемии Ковид-19 // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. 2021. № 6. С. 79-81.
3. Козлова Н. Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 1/40. С. 83-91.
4. Нуруллаева А. И. Влияние дистанционного обучения на самочувствие студентов во время пандемии // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 5-1 (45). С. 54-57.
5. Шутова Т. Н. Информатизация и цифровизация образовательного процесса по физической культуре // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020, № 3 (181). С. 501-505.
References
1. Grunt E. V., Belyaeva E. A., Lissitsa S. Distantsionnoe obrazovanie v usloviyakh pandemii: novye vyzovy rossiyskomu vysshemu obrazovaniyu [Distance education in a pandemic: new challenges to Russian higher education]. Perspektivy nauki i obrazovaniya - Prospects of science and education, 2020, no. 5 (47), pp. 45-58.
2. Ivanov A. A., Khomutov A. M. Osobennosti fizicheskoy podgotovki v usloviyakh pandemii Kovid-19 [Features of physical training in the conditions of the Covid-19 pandemic]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: gumanitarnye nauki - Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities, 2021, no. 6, pp. 79-81.
3. Kozlova N. Sh. Tsifrovye tekhnologii v obrazovanii [Digital technologies in education]. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta - Bulletin of the
Maikop State Technological University, 2019, no. 1/40, pp. 83-91.
4. Nurullayeva A. I. . Vliyanie distantsionnogo obucheniya na samochuvstvie studentov vo vremya pandemii [The influence of distance learning on the well-being of students during the pandemic]. Skif. Voprosy studencheskoy nauki - Skif. Questions of student science, 2020, no. 5-1 (45). pp. 54-57.
5. Shutova T. N. Informatizatsiya i tsifrovizatsiya obrazovatel'nogo protsessa po fizicheskoy kul'ture [Informatization and digitalization of the educational process in physical culture]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta - Scientific notes of the P. F. Lesgaft University, 2020, no. 3 (181), pp. 501-505.