УДК 378.016
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОНЛАЙН-ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УНИВЕРСИТЕТЕ: АСПЕКТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
Александр Викторович Козлов, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Александрович Бударников, кандидат педагогических наук, доцент, Виталий Николаевич Фетисов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва; Татьяна Михайловна Михеева, кандидат педагогических наук, доцент, Валентина Григорьевна Купцова, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Аннотация
В статье рассматриваются научные, теоретические и практические вопросы учебной дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях, используя дистанционные технологии. Выявлена проблематика реализации физического воспитания в онлайн-среде, ограничения образовательных онлайн-платформ, особенности становления двигательных навыков в режиме реального времени цифровыми технологиями. Представлены виды деятельности, краткое описание и возможные онлайн-технологии по формированию двигательных навыков у студентов на когнитивном и ассоциативном этапах обучения в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: учебная дисциплина, физическое воспитание, вовлечение в учебный процесс, дистанционные технологии, онлайн-среда, двигательный навык.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p199-204
CLASSIFICATION OF ACTIVITIES OF THE ONLINE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" AT THE UNIVERSITY: ASPECTS OF MOTOR TRAINING
Alexander Viktorovich Kozlov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Anatoly Ale-xandrovich Budarnikov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vitaly Nikolaevich Fetisov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, Moscow; Tatiana Mikhailovna Mikheeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Valentina Grigoryevna Kuptsova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Orenburg State University, Orenburg
Abstract
The article deals with scientific, theoretical and practical issues of the discipline «Physical Culture» in higher educational institutions using distance technologies. The problems of the implementation of physical education in the online environment, the limitations of online educational platforms, the peculiarities of the formation of motor skills in real time by digital technologies are revealed. The types of activities, a brief description and possible online technologies for the formation of motor skills in students at the cognitive and associative stages of higher education are presented.
Keywords: academic discipline, physical education, involvement in the educational process, distance technologies, online environment, motor skill.
ВВЕДЕНИЕ
С целью купирования и нераспространения вируса covid-19 в России, передаваемого по воздуху, вызывающего респираторные и другие заболевания организма человека, население страны находится на карантине в закрытых помещениях. В этой связи многие сферы и отрасли государства, исходя из текущей ситуации, разрабатывают и внедряют в практику антикризисные меры. Сложившаяся неблагополучная ситуация коснулась и системы высшего образования. Профессиональные программы высшего образования в пе-
риод карантина стали реализовываться через системы дистанционного образования.
Многие учебные дисциплины подстроились под вынужденный формат «covid-19»-го обучения. Однако, в профессиональных программах включены учебные дисциплины, требующие формирования у студента практических двигательных умений и навыков, развития его свойств организма, физических качеств и т.д. Таким предметом является дисциплина «Физическая культура», в основе которого лежит включенность обучающегося в деятельностный практический процесс учебного занятия. Это требует адаптацию содержания учебного предмета для обучающегося находящегося в домашних условиях, что обуславливает повышенный исследовательский интерес как среди отечественных ученых [2, 3, 4], так и зарубежных [7].
Однако в реализации дистанционного образования в университете возникают проблемы нормативного, педагогического и практического применения, затрудняющие архитектуру взаимодействия основных участников процессов создания и использования он-лайн-дисциплин в образовательной деятельности вуза [3]. Одним из серьезных недостатков физического воспитания в онлайн-среде является то, что студенты не проявляют физической активности и не занимаются изучением двигательных навыков [6]. Развитие двигательных навыков является основным приоритетом физического воспитания из-за его влияния на вовлеченность студентов, внутреннюю мотивацию, предполагаемую формируемую компетентность, участие в физической активности и достаточный уровень физической подготовки, связанный со здоровьем. Обучение двигательным навыкам - это то, что делает физическое воспитание уникальным и отличным от любого другого предмета в университете, и именно поэтому дисциплина «Физическая культура» должна находиться под пристальным вниманием всех участников образовательного процесса университетской среды [4].
Цель статьи - предоставить виды учебной деятельности в организации двигательной подготовки онлайн-дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Дисциплина «Физическая культура» в университете зачастую проходит в «гибридном», смешанном формате, когда студент большую часть учебной работы выполняет индивидуально и периодически встречается с преподавателем для оценивания, что обеспечивает гибкость обучения для адаптации студентов, повышает их интерес, активность и уровень развития. Занятия могут реализовываться исключительно онлайн, когда студенты и преподаватели взаимодействуют через систему дистанционно обучения посредством платформ LMS (Learning management system): Moodle, MS Teams, eTutorium, iWebinar и другие [5].
С 2020 года все российские университеты в каждом семестре вводили нормативные и ограничительные меры преподавания очного обучения студентов. В настоящее время уже проходит 5-ый семестр с подобными мерами, что позволило преподавателям накопить достаточно существенный опыт реализации физического воспитания в онлайн-среде [2, 6]. В этой связи, авторами статьи проведено анкетирование преподавателей физической культуры Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Москва), Оренбургского государственного университета (г. Оренбург) (всего более 30 человек); трудовой стаж работников преимущественно составлял 15 и более лет.
Респондентам задавались вопросы, направленные на выявление практического опыта в организации учебной деятельности по онлайн-дисциплине, например: «В каких аспектах организация дистанционного обучения по физическому воспитанию отличается от очного преподавания?», «Что делает онлайн-обучение по физической культуре эффективным?», «Какие онлайн-инструменты являются ключевыми в дистанционной среде?»,
«Какие использовались способы обратной связи и мониторинга, способствующие вовлечению студентов в образовательный процесс?», «Какой компонент структуры учебной деятельности по физической культуре лучше реализуется именно в онлайн-среде?» и т. д.
Проведенное исследование показало, что основное внимание уделяется когнитивным, а не психомоторным результатам студентов; эффективность онлайн-обучения напрямую зависит от строгого, исключающие рандомные инструменты оценивания, и вместе с тем «прозрачного» и понятного для студентов контроль преподавателя, включающие действия, переходящие в самоконтроль; ключевым инструментом в дистанционной среде является совокупность побудителей, включающая коммуникативно-познавательную потребность студента на фоне его общей потребности достижения выполнения учебных заданий; способами эффективной обратной связи со студентами является непосредственное выполнение заданий в онлайн-среде по учебному расписанию с визуализированной релевантной оценкой преподавателя и (или) одногруппников; решение учебной задачи предполагает разработанность актуального для домашних условий содержания программ онлайн-физического воспитания, ориентированных на фитнес-практики: общую физическую подготовку, упражнениям с собственным весом или с «домашним инвентарем» и т. д. Результаты исследования подтверждаются данными научных публикаций отечественных и зарубежных исследователей [3, 6, 7].
В качестве основных преимуществ и ограничений онлайн-платформы, преподаватели указали на простоту распространения теоретических и методических сведений учебной дисциплины, но имеющиеся трудности в обеспечении психомоторной обратной связи от студента в режиме реального времени, которая имеет неоценимое значение для становления и улучшения двигательных навыков, развития физических качеств [4, 7]. Это обуславливает основную первичную проблему в работе преподавателя - оценивание освоения учебной дисциплины: оценка выполнения физических упражнений, получение данных о динамике и прогрессии уровня сформированности двигательного состояния и фонда умений и навыков студента. Вторичная проблема в работе преподавателя - решение учебных задач, в основе которой лежит разработанная классификация видов учебной деятельности в освоении учебной дисциплины.
Классификация видов учебной деятельности в физическом воспитании предназначена для иллюстрации и предложения заданий, которые включаются в занятие, проект или раздел, основанный на учебной программе, и направлены на когнитивные, психомоторные и аффективные цели обучения [1].
На основе выводов проведенного исследования представим авторское видение видов деятельности по развитию двигательных навыков. Двигательная подготовка подразделяется на такие виды учебной деятельности, которые помогают студенту формировать когнитивное понимание теории учебного предмета (развитие знаний и применение) и способствуют их психомоторному развитию (упражняться и применение).
Двигательная подготовка отражает три этапа приобретения двигательных навыков: когнитивный (понимание), этап ассоциативный (практика) и этап автономного (автоматического) обучения. Комбинирование и последовательность приведенных ниже действий может помочь студентам понять, освоить, практиковать и выполнять моторные навыки автоматически.
Аффективные результаты обучения в двигательной подготовке связаны с явными когнитивными и психомоторными целями. Независимо от того, является ли аффективное обучение компонентом или основным направлением обучения, можно использовать специальные учебные стратегии, чтобы обеспечить его включение в образовательный процесс. Например, сочетание видов деятельности, такие как обучение тактике спортивной игры (баскетбол и т. д.) и распределение среди студентов амплуа игрока команды, представляют собой важные аспекты как эмоционального, так и когнитивного обучения в физическом воспитании.
Педагог должен планировать каждого занятия, проекта или раздела обучения таким образом, чтобы оно включало более одного занятия, в соответствии с каждой из представленной ниже когнитивных и психомоторных таблиц (таблицы 1, 2, 3, 4).
Таблица 1 - Виды деятельности по развитию знаний в формировании двигательных
навыков
Вид деятельности Краткое описание Возможные технологии
Чтение текста Студенты извлекают информацию из бумажных и цифровых ресурсов Веб-сайты, электронные книги, онлайн базы данных, онлайн энциклопедии
Конспектирование Студенты записывают информацию из лекции, онлайн или офлайн видео, презентации, практических кейсов Текстовый редактор, мобильное устройство, планшет
Просмотр изображений Студенты рассматривают изображения / графические объекты (печатный или цифровой формат) Цифровая камера, ресурсы интернет, интернет-библиотеки и т.д. (напр. Muscle&Motion)
Просмотр презентации / демонстрация Студенты получают информацию от педагогов, приглашенных докладчиков и сверстников; слайды с изображениями, видео, анимацией Презентация, веб-сайт демонстрации, видеоматериал, записанный преподавателем, приложения iOS/Android
Изучение концепций, практик и программ физического воспитания Студенты собирают информацию для проведения исследований с использованием печатных и цифровых источников Поисковые системы в Интернете, онлайн базы данных статистики, интернет-библиотеки, образовательные площадки
Формулирование вопросов Студенты задают вопросы, связанные с материалом дисциплины Текстовое приложение Word, онлайн энциклопедии
Ответы на вопросы Студент отвечает педагогу, одногруппнику, письменно или в цифровом виде вопросы Викторина, блиц-опрос, доска обсуждений, онлайн энциклопедии, чат, форум
Обсуждение Студенты вступают в диалог с одним или несколькими сверстниками при синхронном/асинхронном обучении Чат, форум, текстовое сообщение, видеоконференция
Тестирование Студенты отвечают на вопросы теста или викторины Текстовое приложение Word, программное обеспечение, онлайн-инструменты (напр. Kahoot)
Создание представления Студенты создают представление о концепции, практики, программе двигательной подготовки в виде эссе, схем, изображений, презентации, дорожной карты и др. Программное обеспечение для рисования, картирование, схематизация, презентация, видео камера
Создание выполнения на практике Студенты создают ситуации выполнения движения на практике, в игровых ситуациях Программное обеспечение для рисования, презентация, видео камера
Таблица 2 - Виды деятельности по применению знаний на практике в формировании двигательных навыков
Вид деятельности Краткое описание Возможные технологии
Анализирование двигательных упражнений Студенты оценивают модели движений и/или приемы для повышения производительности Программное обеспечение для анализа движений человека (напр., Bio-movie infolabmedia), видеоматериал преподавателя
Сбор информации и данных Студенты генерируют данные, выполняя двигательные навыки Программное обеспечение для оценки, приложение Excel, облачные сервисы
Анализирование данных Студенты сравнивают и сопоставляют данные выполненных ими движениях, собранные по определенным критериям и/или предыдущим анализом Электронная таблица, Excel, схематизация, логико-статистические, механико-математические, и системные методы исследования
Мониторинг совей деятельности и/или сверстников Студенты наблюдают и анализируют свое собственное или чужое выступление с выполнением ими движениях Цифровая видеокамера, программное обеспечение для оценки, данные в реальном времени, инструменты для сбора результатов
Обеспечение обратной связи, разработка рекомендаций Студенты сообщают результаты анализа и дают рекомендации по улучшению двигательных навыков Текстовый редактор, видеоконференция, диктофон, дискуссионные форумы, доска обсуждений
Целеполагание Студенты определяют соответствующие двигательные цели на основе наблюдения и/или анализа движения Текстовый редактор, программное обеспечение для оценки, SMART-технология, доска обсуждений, форум
Вид деятельности Краткое описание Возможные технологии
Планирование программы обучения Студенты разрабатывают программу обучения для развития и/или улучшения навыков на основе самооценки/оценки педагога или однокурсников Цифровая видеокамера, программное обеспечение для презентации, Excel, вебсайт планирования
Общая цель познавательной деятельности в физическом воспитании состоит в том, чтобы помочь студентам понять концепции, теории построения движений, принципы и стратегии формирования движения, что способствует развитию двигательных навыков, а также выполнению спортивных и других видов физической активности.
Психомоторное развитие предполагает использование в преподавании учебной дисциплины такие виды психомоторной учебной деятельности, которые позволяют сосредоточиться на формировании двигательных навыков, и приводят к автоматизму исполнения этих навыков на практике. Последовательность этих действий (в том смысле, что они появляются после действий, связанных со знаниями, описанных выше) предполагает выявить, как студенты могут участвовать в действиях, чтобы понять, приобрести, отработать и выполнить соответствующие упражнения для улучшения двигательных навыков.
Таблица 3 - Виды деятельности по формированию двигательных навыков
Вид деятельности Краткое описание Возможные технологии
Повторение выполнение структуры двигательного навыка Студенты снова и снова имитируют определенное движение, упражнение, чтобы проработать конкретный двигательный навык (например, отжимание от пола и т. д.) Цифровое обучающее видео, видеокамера, веб-сайты, Ехе^ашей
Совершенствование выполнения каждой части двигательного навыка (расчле-нённо-конструктивный метод) Студенты отрабатывают части двигательного навыка отдельно. (например, нападающий удар в волейболе можно разбить на разбег, шаг, прыжок и удар) Цифровое обучающее видео, видеокамера, программное обеспечение для анализа, вебсайты, Ехе^ашев
Объединение частей двигательного навыка Студенты отрабатывают весь двигательный навык Видеокамера, программное обеспечение для анализа, Ехе^ашев
Коррекция последовательности выполнения двигательного навыка Студенты вносят поправки в выполнение двигательного навыка в ответ на обратную связь от педагога, одногруппников, программ анализа Цифровое обучающее видео, видеокамера, программное обеспечение для анализа, чат, форум
Таблица 4 - Виды деятельности по исполнению двигательных навыков на практике
Вид деятельности Краткое описание Возможные технологии
Совершенствование выполнения двигательного навыка Студенты доводят до автоматизма один или несколько двигательных навыков Носимые технологии, Exergames (напр., игра Wii Fit)
Участие в практических или игровых ситуациях Студенты выбирают и выполняют конкретные спортивные задания (физические упражнения), правила и/или стратегии в индивидуальной или командной игровой обстановке Носимые технологии, Exergames (напр., Move Motion)
Совместная работа в разработка стратегии Студенты работают в команде, чтобы применить соответствующие знания по выполнению движения в практической или игровой обстановке Носимые технологии, Exergames, SMART-технология
Корректирование выполнения двигательного навыка Студенты пересматривают, обдумывают и вносят изменения в представление на основе отзывов, рекомендаций педагога и/или одногруппников Цифровое видео, Exergames, доска обсуждений, чат, форум
Демонстрация выполнения двигательного навыка Студенты делятся своим понимание концепции выполнения движения в практической деятельности или спортивной игре Цифровая видеокамера, программное обеспечение для презентации в реальном времени
ВЫВОДЫ
Подводя итоги данной работы, отметим, что авторами была предпринята попытка провести логическую связь от рассмотрения накопленного опыта дистанционного обуче-
ния преподавателей физической культуры как инновационных педагогических практик через анализ их существенных характеристик к ключевым видам деятельности онлайн-дисциплины «Физическая культура» в университете как релевантного инструмента решения педагогических задач в реализации аспектов двигательной подготовки.
Классификация видов учебной деятельности в физическом воспитании, используемых в настоящее время в дистанционном обучении онлайн-дисциплины «Физическая культура» в университете, позволит систематизировать актуальный преподавательский опыт и продолжить реализацию наиболее эффективных тенденций, методов и технологий исследуемой проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И. А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности / И. А. Зимняя // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - № 1, - С. 3-14
2. Корельская И.Е. Технологический подход к дистанционному обучению по дисциплине «Физическая культура» в условиях вуза / И.Е. Корельская, И.А. Варенцова, С.А. Ильющенко // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4., - С. 33-34
3. Погодина С.В. Организация образовательной деятельности в сфере физической культуры и спорта в аспекте цифровизации высшего образования / С.В. Погодина, В.С. Юферев, А.А. Погодин, Е.А. Сухачев // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 106-108.
4. Дистанционное обучение по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях самоизоляции / Т.Ю. Покровская, Р.А. Юсупов, Е.Б. Титова, Ю.С. Журавлева // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 11. - С. 65-67.
5. Шаронова А.В. Сравнительный анализ образовательных онлайн-платформ по физической культуре в условиях дистанционного обучения / А.В. Шаронова, Н.С. Лешева // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 6. - С. 52-54.
6. Шурыгин В.Ю. Специфика применения дистанционных технологий по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе / В.Ю. Шурыгин, Л.А. Краснова, К.Р. Волкова // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 52-54.
7. Collin Brooks. Teaching from Home? Now What? Preparing Your Online Emergency Teaching Toolkit / Collin Brooks, Brian Mosier, Matthew Bassett // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. - 2020. - Т. 91, №. 6. - P. 46-49
REFERENCES
1. Zimnaya, I.A. (2014), "Educational activity as a specific type of activity", Innovative projects and programs in Education, No. 1, pp. 3-14.
2. Korelskaya, I.E., Varentsova, I.A. and Ilyushenko, S.A. (2021), «"Technological approach to distance learning in the discipline 'Physical culture' in the conditions of a university", Theory and practice of Physical culture, No. 4, pp. 33-34.
3. Pogodina, S.V. Yuferev, V.S., Pogodin, A.A. and Sukhachev E.A. (2021), "Organization of educational activities in the field of physical culture and sports in the aspect of digitalization of higher education", Theory and Practice of Physical culture, No. 5, pp. 106-108.
4. Pokrovskaya, T. Yu. Yusupov, R.A., Titova, E.B. and Zhuravleva, Y.S. (2020), "Distance learning in the discipline 'Physical culture and sport' in conditions of self-isolation", Theory and Practice of Physical culture, No. 11, pp. 65-67.
5. Sharonova, A.V. and Lesheva, N.S. (2021), "Comparative analysis of online educational platforms on physical culture in the conditions of distance learning", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 52-54.
6. Shurygin, V.Yu., Krasnova, L.A. and Volkova, K.R. (2020). "The specifics of the use of remote technologies in the academic discipline 'Physical culture and sport' at the university", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 52-54
7. Brooks, C., Mosier, B. and Bassett, M. (2020), "Teaching from Home? Now What? Preparing Your Online Emergency Teaching Toolkit", Journal of Physical Education, Recreation & Dance, No. 91 (6), pp. 46-49
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2022