Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ'

ЦИФРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / СЛОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ / ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ / ПРОГРАММНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПОКОЛЕНИЯ DIGITAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белецкий Сергей Валентинович, Шутова Татьяна Николаевна

Исследовательский материал позволяет проанализировать сложности и проблемы в проведении дистанционных занятий по физической культуре. Для изучения мнения преподавателей высшей школы нами проведен опрос, в котором приняли участие 70 человек в возрасте от 26 до 70 лет (РЭУ им. Г.В. Плеханова, Московский государственный лингвистический университет). В результате чего выявлены основные проблемные моменты и разработаны цифровые инструменты для сопровождения дистанционных занятий. Практическая значимость заключается в создании дистанционного образовательного контента, включающего электронные пособия; теоретические викторины; ссылки на онлайн-калькуляторы; онлайн-курсы; презентации и видеолекции; видео уроки; дистанционные соревнования по оздоровительному бегу. Новизна исследования заключается в попытке формирования цифрового сопровождения учебных и самостоятельных занятий, средств контроля двигательной активности и формирования ЗОЖ студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL SUPPORT OF REMOTE CLASSES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY

The research material allows us to analyze the difficulties and problems in conducting the distance physical education classes. To study the opinions of higher school teachers, we conducted the survey, in which 70 people aged 26 to 70 years took part (Plekhanov Russian University of Economics, Linguistic University). As a result, the main problem points were identified and digital tools were developed to support distance learning. The practical significance of the research lies in the creation of remote educational content, including electronic manuals; theoretical quizzes; links to online calculators; online courses; presentations and video lectures; video lessons; distance running competitions. The novelty of the research lies in the attempt to form digital support for educational and independent classes, means of controlling students motor activity and forming a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования мы разработали программу развития спецтехники у юных спортсменов на тренировочном этапе подготовки в тхэквондо, которая была внедрена и апробирована в детско-юношеской спортивной школе «Выксунец» (г. Выкса, Нижегородской область). Эффективность разработанной программы подтверждают результаты тестирования на определение уровня развития спецтехники тхэквондо, высоты и длины прыжков с ударами ногами, а также с ударом ногой в прыжке с разворота. Конечные данные экспериментальной группы достоверно превзошли результаты в контрольной группе по каждому тесту (р <0,05). Полученные результаты доказывают, что разработанная и внедрённая нами программа тренировки положительно влияет на развитие показателей спецтехники у юных тхэквондистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулев, С.Е. Структура физической подготовленности юных тхэквондистов / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - 2 (36). - С. 19-21.

2. Развитие быстроты двигательных реакций у спортсменов учебно-тренировочного этапа подготовки в тхэквондо / Ю.А. Бахарев, Д.В. Малышкин, И.А. Сорокин, П.В. Великанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - 8 (174). - С. 34-37.

3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - Москва : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

4. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Москва : Советский спорт, 2005. - 820 с.

5. Симаков, А.М. Развитие физического качества быстрота у тхэквондистов в сенситивном периоде 14-15 лет / А.М. Симаков, Е.А. Симакова, Сонбол Ассим Абдель-Гани Ахмед // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 172-175.

REFERENCES

1. Bakulev, S.E., Simakov, A.M. and Momot, D.A. (2008), "The structure of physical fitness of young taekwondo fighters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (36), рр. 19-21.

2. Bakharev, Yu.A., Malyshkin, D.V., Pankratov, S.B., Sorokin, I.A, and Velikanov, P.V. (2019), "Development of speed of motor reactions among the athletes of educational and training stage of preparation in taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (174), рр. 34-37.

3. Verkhoshansky, Yu.V. (1988), Bases of special physical training of athletes, Physical culture and sport, Moscow.

4. Platonov, V.N. (2005), Training system of athletes in Olympic sports, Common theory and its practical applications, Soviet sport, Moscow.

5. Simakov, A.M., Simakova, E.A. and Sonbol Assim Abdel-Ghani Ahmed (2015), "Development of physical quality speed at taekwondo players in the sensitive period of 14-15 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (122), рр. 172-175

Контактная информация: [email protected], [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.02.2021

УДК 796.011

ЦИФРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ

Сергей Валентинович Белецкий, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный лингвистический университет, Военный университет министерства обороны РФ, Москва; Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук,

доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

Исследовательский материал позволяет проанализировать сложности и проблемы в проведении дистанционных занятий по физической культуре. Для изучения мнения преподавателей высшей школы нами проведен опрос, в котором приняли участие 70 человек в возрасте от 26 до 70 лет (РЭУ им. Г.В. Плеханова, Московский государственный лингвистический университет). В результате чего выявлены основные проблемные моменты и разработаны цифровые инструменты для сопровождения дистанционных занятий. Практическая значимость заключается в создании дистанционного образовательного контента, включающего электронные пособия; теоретические викторины; ссылки на онлайн-калькуляторы; онлайн-курсы; презентации и видеолекции; видео уроки; дистанционные соревнования по оздоровительному бегу. Новизна исследования заключается в попытке формирования цифрового сопровождения учебных и самостоятельных занятий, средств контроля двигательной активности и формирования ЗОЖ студентов.

Ключевые слова: дистанционный формат обучения, сложности взаимодействия преподавателей и студентов, цифровые сервисы, программный инструментарий, обучающиеся поколения digital.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p25-29

DIGITAL SUPPORT OF REMOTE CLASSES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY

Sergey Valentinovich Beletsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Linguistic University, Military University of the Ministry of Defense of Russia, Moscow; Tatyana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Plekhan-ov Russian University of Economics, Moscow

Abstract

The research material allows us to analyze the difficulties and problems in conducting the distance physical education classes. To study the opinions of higher school teachers, we conducted the survey, in which 70 people aged 26 to 70 years took part (Plekhanov Russian University of Economics, Linguistic University). As a result, the main problem points were identified and digital tools were developed to support distance learning. The practical significance of the research lies in the creation of remote educational content, including electronic manuals; theoretical quizzes; links to online calculators; online courses; presentations and video lectures; video lessons; distance running competitions. The novelty of the research lies in the attempt to form digital support for educational and independent classes, means of controlling students motor activity and forming a healthy lifestyle.

Keywords: distance learning format, difficulties of interaction between teachers and students, digital services, software tools, digital learning generations.

ВВЕДЕНИЕ

Цифровая образовательная среда становятся обязательной составной частью вузовской системы, а современные реалии существования в условиях пандемии вносят дополнительные изменения в организацию учебного процесса [2, 3, 4, 6, 7]. Такая образовательная среда позволит не только организовать учебные занятия, но и создаст условия для повышения уровня двигательной активности студентов. Следует отметить, что в соответствии с данными Всемирной организации здравоохранения дефицит физической активности занимает 4-е место среди факторов риска, служащих причинами ухудшения состояния здоровья населения.

Московские вузы решали и решают проблему онлайн-обучения различными путями, выстраивая учебный процесс предмета «Физическая культура» в зависимости от имеющегося Интернет-ресурса и компьютерного обеспечения [1]. Нами выявлено, что не все вузы имели на начало пандемии современные платформы для проведения дистанционных занятий. Почти каждый седьмой преподаватель столкнулся с проблемой нехватки оборудования или программного обеспечения, а каждый третий отметил бытовые сложности, наличие членов семьи в рабочем пространстве и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Возраст преподавателей, принявших участие в опросе (google forms) в ноябре 2020 года, распределился следующим образом: 26-37 лет - 29,9%, 38 лет - 8,6%, 39-55 лет -37,6%, 56-70лет - 24,2%. Следовательно, только 1/3 опрашиваемых до 37 лет, а большая часть преподавателей относится ко второму зрелому возрасту, предпенсионному и пенсионному возрасту. Поэтому для большей части преподавателей было очень сложно перейти на дистанционный формат обучения.

Сами университеты активизировали работу преподавателей в корпоративной почте, присылали готовые ссылки на вебинары, организовали работу в системе Moodle, помогли создать видеолекции. Инициативные группы преподавателей создали презентации, тесты в google forms, теоретические викторины, видео уроки, онлайн-курсы, электронные пособия. Благодаря этим усилиям, произведенным в кратчайшие сроки, удалось создать цифровой образовательный контент, который как показала практика стал востребованным в течение целого года обучения. Благодаря готовому контенту 48,6% преподавателей быстро преодолели сложности дистанционного формата обучения. При этом 32,9% опрашиваемых отметили, что им мешают бытовые условия в проведении нового формата обучения. Далее 10% преподавателей указали, что у них отсутствует техническое обеспечение. Также 8,6% испытывали сложности организации занятий из-за присутствия дома детей, родителей, домашних животных.

Созданный образовательный контент предопределил готовность работать со студентами, так, как это организовано в вузе, этот вариант выбрали 82,9% респондентов. Также 11,4% отметили, что способны только проверять выполненное задание студентами, само задание они формировать не в состоянии. Только 5,7% из опрошенных педагогов кафедр не столкнулись с затруднениями при переходе на дистанционное обучение. Кроме этого, по нашему мнению, некоторые разделы, например единоборства или другие практикумы, связанные с закреплением профессиональных навыков и компетенций, невозможно эффективно преподавать в дистанте.

Кроме того, 65,7% преподавателей испытывают сложности в связи с увеличением объема нагрузки (работа в электронном журнале, электронной балльно-рейтинговой ведомости, изучение готовых теоретических презентаций, создание онлайн-тестов, поиск ссылок на видео уроки).

Среди направлений совершенствования дистанционного обучения преподаватели называли необходимость снижения административного давления и контроля, дополнительную проработку каждого курса, создание полноценных обучающих комплексов опытными педагогами [2], предоставление необходимых готовых программ от методических центров [5], повышение мотивации у студентов, ссылки на цифровые сервисы. Безусловно все участники образовательного процесса отмечают, что для ФК электронное обучение возможно лишь в качестве дополнительного инструмента, расширяющего традиционные формы преподавания в вузе. Далее рассмотрим варианты цифрового сопровождения по ФКиС в вузе. Нами разработано мобильное приложение по ФК «Fizra» (рис. 1): расписание залов по ФК, посещаемость, обратная связь, контрольные нормативы, видео уроки, GIF комплексы, онлайн-калькуляторы. Реализация приложения пока не осуществлена, из-за отсутствия финансирования.

Созданы видеолекции «Современные мобильные приложения, «умные устройства» для занятий атлетической гимнастикой» (https://yadi.sk/i/I-7dExwDYOINjw). Видеолекция «Информационные и цифровые технологии в физическом воспитании студентов СМГ и лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (https://yadi.sk/i/WUSUfN_S9jWS1w).

Видеолекция «Мобильные приложения и онлайн-калькуляторы в контроле рациона питания и индекса массы тела» (https://yadi.sk/i/BaiImqbU-LSftg). Видеолекция «Кросс-фит тренировка как средство развития функционального состояния и физической подготовленности студентов» (https://yadi.sk/i7E_XF_2w-GbK9nQ) (рисунок 1).

Онлайн-калькуляторы

Индекса массы тела

Приложение 30 анатомия мышц

■ У

вЬёРНС Каталог Мои курсы Преподавание

Цифровые гантели

Видео уроки

Атлетическая гимнастика

О Курс соответствует формальным рекомендациям $1ер1к

Информация Отзывы Содержание Комментарии Новости

Рисунок 1 - Цифровое сопровождение дистанционных занятий по ФКиС

ВЫВОДЫ

Безусловно, все участники образовательного процесса отмечают, что для ФК электронное обучение возможно лишь в качестве дополнительного инструмента, расширяющего традиционные формы преподавания в вузе. При этом 65,7% преподавателей испытывают сложности в связи с увеличением объема нагрузки, нагрузки нового формата. Созданный образовательный контент предопределил готовность работать со студентами, так, как это организовано в вузе, этот вариант выбрали 82,9% респондентов. Цифровые инструменты следует считать педагогическим условием обучения, общения, взаимодействия со студентами и средствами активизации двигательной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барковский Е.С. Оценка дистанционного обучения студентов экономического университета в период март-апрель 2020 года / Е.С. Барковский, В.В. Вуколов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 14-17.

2. Белецкий С.В. Разработка электронных образовательных материалов дистанционного обучения по физической культуре для студентов вуза / С.В. Белецкий // Педагогические и социологические аспекты образования, материалы международной научно-практической конференции.-Чебоксары, 2018. - С. 249-250.

3. Белецкий С.В. Мониторинг сформированности знаний студентов в области физической культуры с использованием компьютерного тестирования / С.В. Белецкий, С.В. Добрынин, В.А. Якушев // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия : Образование и педагогические науки. - 2017. - № 6(785). - С. 20-26.

4. Экспресс контроль базовых знаний по теории физической культуры в вузе / С.В. Белецкий, А.В. Макаренко, В.Н. Понкратов, Д.В. Аверина // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты практики. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию основания кафедры физического воспитания. - Москва, 2019. - С. 41-44.

5. Нуцалов Н.М. Пути активизации двигательной активности студентов и приобщения к самостоятельным тренировкам / Н.М. Нуцалов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 263-266.

6. Цырков А.П. Помехоустойчивость компьютерных экзаменаторов по теории физической культуры в условиях поточного метода / А.П. Цырков, В.В. Агеев, С.В. Белецкий // Мир образования - образование в мире. - 2017. - № 2 (66). - С. 168-171.

7. Модель психологического сопровождения спортивной подготовки гимнастов / В.А. Якушев, О.С. Михно, А.В. Криворот, С.В. Белецкий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 429-434.

REFERENCES

1. Barkovsky, E.S. and Vukolov V.V. (2020), "Evaluation of distance learning of students of the University of Economics in the period Мarch-April 2020", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 14-17.

2. Beletsky, S.V. (2018), "Development of electronic educational materials for distance learning in physical culture for university students", Pedagogical and sociological aspects of education. Materials of the international scientific and practical conference, Cheboksary, pp. 249-250.

3. Beletsky, S.V., Dobrynin S.V. and Yakushev V.A. (2017), "Monitoring the formation of students ' knowledge in the field of physical culture with the use of computer testing", Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Series: Education and pedagogical Sciences, No. 6 (785), pp. 20-26.

4. Beletsky, S.V. Makarenko A.V., Ponkratov V. N. and Averina D.V. (2019), "Express control of basic knowledge on the theory of physical culture in higher education", Physical culture, sports, tourism: innovative projects ofpractice. Materials of the International scientific and practical conference, Moscow, pр. 41-44.

5. Nutsalov, N.M. (2020), "Ways of activating the motor activity of students and introducing them to independent training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), рр. 263266.

6. Tsyrkov, A.P., Ageev V.V. and Beletsky S.V. (2017), "Noise immunity of computer examiners on the theory of physical culture in the conditions of the flow method", The world of education-education in the world, No. 2 (66), pp. 168-171.

7. Yakushev, V.A., Mikhno O. S., Krivorot A.V. and Beletsky S.V. (2018), "Model of psychological support of sports training of gymnasts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), рp. 429-434.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.02.2021

УДК 796.011.3

РЕАЛИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

АГРАРНОМ ВУЗЕ

Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, Самарский государственный аграрный университет; Сергей Петрович Ле-вушкин, доктор биологических наук, профессор, ВРИО директора, Институт Возрастной физиологии Российской академии образования, директор, НИИ Спорта и спортивной медицины Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Игорь Николаевич Мамай, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный аграрный университет

Аннотация

В статье раскрывается актуальная тема организации физкультурно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи в условиях аграрного вуза. Данная система призвана сохранить и укрепить здоровье студентов, способствовать развитию их человеческого потенциала посредством формирования потребности в регулярных за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.